Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проблемы 60-х годов хiх века, разрешаемые в романе на историческом материалеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
1. Именно во второй половине века стал особенно дискутируемым в обществе вопрос о роли личности и народа в истории. Толстой считал, что объективный ход истории определяется народом, а исторической можно считать только такую личность, которая прислушивается к народному миропониманию и берёт на себя право действовать от имени и во имя народа (Кутузов в отличие от Наполеона). 2. В эти годы особенно популярным в светских кругах был Наполеон, поэтому обсуждалась тема опасности для общества идеи сильной личности, стоящей над народом и диктующей свою волю миллионам. 3. Во время работы Толстого над романом мыслящее русское общество всё чаще обращало внимание на частного человека, рассуждало об истинной красоте и нравственности человека, искало ответ на вопрос, каким должен быть жизненный путь лучших представителей нации, поставивших своей целью служение Отечеству. Вот почему в центре романа путь жизненных исканий князя Андрея, Пьера и Наташи. 4. Обсуждалась и проблема подлинного и мнимого героизма, глубинного и показного, карьерного патриотизма. Ценность героев Толстого проверяется в романе мерой подлинности или фальши их намерений и поступков. 5. Созданными в романе женскими образами Толстой ответил на модный в 60-е годы вопрос об эмансипации. Героини Толстого через все испытания, заблуждения и ошибки идут к семейным ценностям, к пониманию женского счастья как служения семье, детям и мужу, а не как стремления любой ценой самоутвердиться в своём равноправии с мужчиной, как проповедовал в своём романе «Что делать?» Н.Г.Чернышевский. 6. На материале исторических событий пятидесятилетней давности писатель искал ответ на вопрос о том, как во время величайших испытаний сплачивается народ и раскрывается во всей красе его духовное величие.
Наташа Ростова в романе Ростовская порода Ростовская порода во многом символизирует лучшие, по мнению Толстого, черты русского национального характера: душевную щедрость, широту, доброту при внешней простоте. «Простота, добро и правда» - один из толстовских постулатов – обнаруживаются в той или иной форме в каждом из представителей семьи Ростовых, в том числе и Наташе. Первые появления Наташи в романе Уже в первом портрете Наташи-подростка и первых проявлениях её характера автор подчёркивает ряд присущих ей черт: живость, детскую непосредственность (эпизод с вопросом о пирожном), необъяснимое обаяние естественности (называли «казаком»), свойство «заскакивать» за рамки всяческих правил и условностей, сиюминутность желаний, нравственный максимализм, постоянную потребность любить и быть любимой (эпизод с Борисом), великое умение сочувствовать и лечить души других (эпизод с Соней), благотворно воздействуя на настроение и поступки. Она удивительно заразительна во всём и всегда направлена на других. Танцы и пение Наташи И в танцах, и в пении Наташа не профессионал: она может неправильно с точки зрения ремесла дышать или неправильно выполнять принятые всеми за образец танцевальные движения, но сама эта «неправильность» настолько обаятельна, что очаровывает всех окружающих. Танцует и поёт героиня Толстого так же, как и живёт: «умом сердца», а не «умом ума». Она настолько вкладывает душу в танец или песню, что способна влюбить в себя много повидавшего Денисова или просветлить душу брату Николаю в трудный момент его жизни. Толстой очень часто строит эпизоды, связанные с влиянием Наташи на других, по принципу кольцевой композиции, когда концовка главы, перекликаясь с началом, кардинально опрокидывает её изначальный смысл. Так, после пения Наташи вся жизнь показалась Николаю Ростову совершенно другой, все казавшиеся только что непреодолимыми неприятности превратились в пустяки. К эстетическим способностям Наташи примыкает и эпизод разговора с матерью, написанный с добрым юмором, когда Наташа совершенно нестандартно оценивает возможных претендентов в женихи. Она абсолютно далека от разумных оценок людей и ситуаций. Наташа живёт ощущениями, впечатлениями, ассоциациями, видит людей и мир как художник-импрессионист, а не как реалист. Первый бал Наташи Перед балом и во время его Наташа взволнованна, порывиста, её настроение часто меняется.. Её нервная система чрезвычайно подвижна, она живёт всегда в ожидании праздника, в желании быть в центре внимания и дарить радость окружающим. Именно этим Наташа бессознательно сначала в Отрадном, а затем на балу отогреет душу Андрея Болконского. Эпизод объяснения с князем Андреем С некоторым читательским сожалением отметим, что одним из главных лейтмотивов этого короткого по объёму текста эпизода становится слово «чужой». Оно повторяется трижды: первый раз – в мыслях матери Наташи («Она желала любить его, как сына, но чувствовала, что он был чужой и страшный для неё человек»); второй раз – в мыслях входящей в гостиную Наташи («Неужели этот чужой человек сделается теперь всё для меня?»); третий раз – после признания Андрея («Неужели я теперь с этой минуты жена, равная этого чужого, милого, умного человека…»). Это трижды въевшееся в сознание Ростовых слово здесь неслучайно: оно определяет непреодолимую разность героев и предвещает неладное. Второе, что также предсказывает невозможность будущего семейного счастья Наташи и Андрея, - это реакция матери и дочери на известие об условии отца князя Андрея о годичной отсрочке брака. Графиня: «…но – так долго!». И затем: «Поди, поди к нему…» - проговорила мать с грустью и укоризной вслед убегающей дочери и тяжело вздохнула». Затем сама Наташа: «Це-лый год!.. Да отчего же год? Отчего ж год?.. И нельзя иначе?.. Это ужасно! Нет, это ужасно, ужасно!.. Я умру, дожидаясь года: это нельзя, это ужасно…» Интересны и изменения в ощущениях двух главных героев на протяжении сцены. Когда Наташа в ответ на признание князя вся раскрылась перед ним, сразу ответив ему взаимностью, и даже первая поцеловала его, в князе Андрее вдруг что-то переменилось: «не было прежней поэтической и таинственной прелести желания, а была жалость к её женской и детской слабости, был страх перед её преданностью и доверчивостью, тяжёлое и вместе радостное сознание долга, навеки связавшего его с нею. Настоящее чувство, хотя и не было так светло и поэтично, как прежде, было серьёзнее и сильнее». Вероятно, прежнее чувство было очарованием, влюблённостью, а когда Наташа открылась, оно обернулось не любовью, а скорее сочувствием, заботой, долгом, что, кстати, для Толстого более значимо. Возможно, ключ к пониманию авторской позиции здесь лежит в двух поставленных перед союзом «и» эпитетах по отношению к слабости Наташи – «женской и детской». Слабость женская порождала в Андрее влюблённость и страсть, но открытость детской слабости привела к иным чувствам, иным отношениям. Наташины ощущения на протяжении объяснения тоже меняются, и похоже, в том же «направлении». «Вы знаете, что с того самого дня, как вы в первый раз приехали в Отрадное, я полюбила вас, - сказала она, твёрдо уверенная, что она говорила правду». В этой последней фразе – вся соль. Её любовь – своего рода самовнушение, и она склонна к самообманам. В целом в эпизоде нет атмосферы счастливого ожидания праздника, скорее герои страстно желают быть счастливыми и пытаются убедить в возможном счастье друг друга и самих себя. Наташа на охоте Самым интересным в этой части романа является эпизод в доме дядюшки. Здесь «русский дух, здесь Русью пахнет». В атмосфере русской деревни, на природе, Наташа почувствовала себя в своей тарелке, по-настоящему счастливой. Она с восторгом слушает простые русские инструменты балалайку и гитару, а затем и вовсе пускается в пляс, поражая всех (и прежде всего – автора) тем, что движения её танца были те самые, народные, хотя прежде Наташа никогда не могла видеть их и училась совсем другим танцам – светским, салонным, классическим. Толстой подчёркивает русскость Наташи, её простоту, тот народный дух, который живёт в ней от рождения вопреки высшей дворянской культуре. Интересно, что в самый разгар веселья в ней вдруг промелькнули сомнения: «…мой Болконский не одобрил бы, не понял бы этой нашей радости». Это продолжалось секунду, но всё-таки было, а потому не может быть незамеченным. Он и теперь остаётся для Наташи «чужим», хотя бы на уровне подсознания. И, наконец, важна фраза Наташи, брошенная ею в конце 7-й главы Николаю: «А знаешь… я знаю, что никогда уже я не буду так счастлива, спокойна, как теперь».
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 286; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.70.64 (0.01 с.) |