Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Михаил евграфович салтыков-щедрин. Сказки. «история одного города».

Поиск

 

Хроника жизни и творчества.

1826, 15 (27) января. Родился в селе Спас-Угол Калязинского уезда Тверской губернии.

1838-1844. Учёба в Царскосельском лицее.

1844. Зачислен в штат канцелярии военного ведомства.

1847. Начал сотрудничать с журналами «Современник» и «Отечественные записки».

1848-1855. Ссылка в Вятку.

1856. Женитьба на Елизавете Аполлоновне Болтиной.

1856-1857. В журнале «Русский вестник» публикует сатирический цикл «Губернские очерки». Подписался «Н.Щедрин».

1858. Назначен вице-губернатором в Рязань.

1860-1862. Вице-губернатор Твери.

1862-1864. Входит в состав редакции журнала «Современник».

1866. Вступает в должность управляющего Тульской казённой палатой.

1867. Переезжает в Рязань, служит в качестве управляющего казённой палатой.

1868. Получает отставку, входит в состав редакции журнала «Отечественные записки», возглавляемой Н.А.Некрасовым.

1869-1870. Публикует в «Отечественных записках» роман «История одного города».

1878. Утверждён редактором «Отечественных записок».

1880. Опубликован роман «Господа Головлёвы».

1887-1889. В «Вестнике Европы» напечатан роман «Пошехонская старина».

1889, 28 апреля (10 мая). Умер, похоронен на Волковом кладбище в Петербурге.

 

Сатирическая традиция в русской литературе

Избрать в русской литературе путь обличителя – значит заранее обделить себя, сознательно идя на определённую конфронтацию с властями, на жертвы во имя правды и справедливости. Об этом писал Н.А.Некрасов в стихотворении «Блажен незлобивый поэт…»

Сатирическое творчество М.Е.Салтыкова-Щедрина продолжает традиции сочинителей ХУIII века Кантемира, Фонвизина, Радищева, Крылова, а также писателей начала ХIХ века Грибоедова, Пушкина, Гоголя. Щедрину свойственно обличение недостатков и пороков дворянской верхушки, осуждение рабской покорности людей из народа, передача абсурдности происходящего через иносказания, Эзопов язык, различного рода художественные преувеличения, привлечение сказочных или даже фантастических элементов в рассказ о реальности.

Творчество Щедрина получило продолжение и развитие в сатирических произведениях таких писателей ХХ века, как Саша Чёрный, Тэффи, Аверченко, Маяковский, Зощенко, Булгаков, Ильф и Петров, Замятин, Платонов. В современной литературе его традиции развивают Кунин, Жванецкий, Альтов, Задорнов, Войнович и др.

 

Терминология и понятийный аппарат

Комическое – есть результат несоответствия между целями и средствами их достижения, формой и содержанием, действиями и обстоятельствами, сущностью и формами её проявления, причинами и последствиями и т.п.

Юмор – дружелюбный смех над явлениями, не противоречащими идеалу. Объект юмора, даже если подвержен критике, в целом сохраняет свою привлекательность.

Сатира – бичевание пороков оружием смеха. Сатира отрицает осмеиваемое явление с целью противопоставления ему идеала. Сатира может быть смешной или несмешной, даже страшной.

Сатирические приёмы:

· язык аллегорий и иносказаний – эзопов язык. Это художественная речь, выявляющая скрытый смысл через иносказание, подтекст, недосказанность, аллегорию, замену одних понятий или предметов другими;

· ирония – способ осмеяния со скрытой оценкой, когда истинный смысл не прямой, а подразумеваемый;

· сарказм – предельно едкая, язвительная, злая ирония, изобличающая особо опасные явления;

· пародия – частичное подражание оригиналу с осмеянием его смысла и стиля.

Выразительные средства сатирического изображения:

· контраст (антитеза, парадокс) – резкое противопоставление явлений, предметов. Понятий, образов;

· гипербола – чрезмерное преувеличение;

· гротеск – предельная гипербола, приобретающая фантастический, сказочный характер.

 

Сатирические сказки Щедрина и их особенности

Жанр сатирических сказок «для детей изрядного возраста», как сам Щедрин назвал этот цикл своих произведений, - это несомненно художественное открытие писателя.

Сюжет и смысл сказок двойственны: они обычно имеют конкретный исторический или политический аспект, но при этом обращены ещё и к универсальным истинам, вечным темам, вопросам общечеловеческим, нравственным.

Композиция и стилистика сказок также двойственны: с одной стороны, используются компоненты приближения к жанрам народной сказки (зачин, концовка, третичная композиция, герои-животные, сказочная лексика, борьба добра и зла и т.п.), с другой стороны, искусно вплетаются в повествование признаки авторского литературного произведения, политические или бытовые подробности современной жизни, передача чиновничьей, канцелярской лексики, современные сюжеты.

В сказках Щедрина, как и в произведениях Гоголя, переплетаются, становятся неразличимыми подробности реальной жизни и элементы чудес, фантастики.

 

Сатирический роман «История одного города»

Это новаторское произведение – сатирический роман, фантасмагория, написанная в форме пародии на историческую хронику – летопись истории вымышленного провинциального города Глупов, в котором за 95 лет сменилось 22 градоначальника. Самой формой произведения пародируется официальная историческая монография типа «Истории Государства Российского» Н.М.Карамзина: от общего исторического очерка – к жизнеописанию отдельных правителей.

После вступительных глав автор даёт совершенно анекдотическое и в то же время местами страшноватое краткое описание каждого из 22-х градоначальников («Опись градоначальников…»).

В романе абсурдно всё: абсурдны, прежде всего, градоначальники, тупые и безголовые (порой в прямом смысле), жадные и развратные, жестокие солдафоны, главные занятия которых – объедание, прелюбодеяние, сбор недоимок и сечение граждан; абсурдны и смешны даже смерти градоначальников: один заеден клопами в собственной постели, другой переломлен пополам бурей вследствие высокого роста и худобы, третий умер от объедания во время всеобщего голода, четвёртый съеден сам, пятый совершал столько прелюбодеяний, что в итоге умер от истощения сил; абсурдно и беспрекословное повиновение глуповцев, предки которых – головотяпы – основали город на болотине (намёк на строительство Петербурга) в доисторические времена, добровольно променяв собственную свободу на подчинение княжеской власти; наконец, абсурдным выглядит необыкновенно-спокойный, размеренный и серьёзный стиль повествования летописцев о творящемся в Глупове идиотизме и беспределе, что приводит читателя к мысли о привычке ко всему и способности не удивляться даже самой дикой небывальщине.

Авторский эзопов язык доводит повествование до гротеска. Смешением черт и примет Щедрин рисует не просто картину жизни безумного города, но сатирический обобщённый образ всей России. Перенеся действие в недавнюю историю (на сто лет назад), автор подразумевает происходящее сегодня и скорбит о настоящем и будущем.

Когда и либеральные, и реакционные критики обвинили писателя в осмеянии народа и глумлении над его историей и родиной, сатирик ответил: «Изображая жизнь под игом безумия, я рассчитывал на возбуждение в читателе горького чувства, а не веселонравия». Не Щедрин глумится над народом и историей, а сама история глумится над народом. Однако по Щедрину, в народных несчастьях виновата не только власть, виноват и сам народ, пассивный, превратившийся в стадо или рой, согласный на всё, раз за разом добровольно подставляющий себя под очередные «сечения».

Предостережения писателя оказались пророческими: исторический грех пассивности до сих пор тяготеет над российским народом. Роман Щедрина – это пародия на русскую жизнь, остающуюся неизменной под игом любого очередного безумия.

 

 

Ф.М.Достоевский. «Преступление и наказание»

Хроника жизни и творчества

1821, 30 октября (11 ноября). Родился в Москве.

1838-1843. Годы учения в Главном инженерном училище в Петербурге (Михайловский замок).

1846. Знакомство с В.Г.Белинским и Н.А.Некрасовым. Публикация в «Петербургском сборнике» первого романа «Бедные люди».

1847. Входит в кружок М.В.Петрашевского.

1848. Повесть «Белые ночи».

1849, апрель. Арест с группой петрашевцев, приговорён к смертной казни. В декабре на эшафоте был помилован и сослан на четыре года на каторгу.

1850-1854. Каторжные работы в Омском остроге. Вынашивание литературных замыслов, в том числе – будущего романа «Преступление и наказание».

1854-1859. Жизнь в Семипалатинске до получения разрешения вернуться в Петербург.

1860. Очерки «Записки из Мёртвого дома».

1861. Роман «Униженные и оскорблённые».

1861-1863. Издание вместе с братом М.М.Достоевским журнала «Время».

1864-1865. Издание журнала «Эпоха».

1866. Романы «Преступление и наказание» и «Игрок».

1868. Роман «Идиот».

1870-1871. Роман «Бесы».

1873. Работа в качестве ответственного редактора журнала «Гражданин», где печатается «Дневник писателя».

1874-1875. Роман «Подросток».

1878-1879. Роман «Братья Карамазовы».

1880, 28 мая (8 июня). Речь на торжествах по случаю открытия памятника Пушкину в Москве.

1881, 28 января (9 февраля). Умер в Петербурге, похоронен Александро-Невской лавре.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 339; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.12.88 (0.009 с.)