Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Михаил евграфович салтыков-щедрин. Сказки. «история одного города».Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Хроника жизни и творчества. 1826, 15 (27) января. Родился в селе Спас-Угол Калязинского уезда Тверской губернии. 1838-1844. Учёба в Царскосельском лицее. 1844. Зачислен в штат канцелярии военного ведомства. 1847. Начал сотрудничать с журналами «Современник» и «Отечественные записки». 1848-1855. Ссылка в Вятку. 1856. Женитьба на Елизавете Аполлоновне Болтиной. 1856-1857. В журнале «Русский вестник» публикует сатирический цикл «Губернские очерки». Подписался «Н.Щедрин». 1858. Назначен вице-губернатором в Рязань. 1860-1862. Вице-губернатор Твери. 1862-1864. Входит в состав редакции журнала «Современник». 1866. Вступает в должность управляющего Тульской казённой палатой. 1867. Переезжает в Рязань, служит в качестве управляющего казённой палатой. 1868. Получает отставку, входит в состав редакции журнала «Отечественные записки», возглавляемой Н.А.Некрасовым. 1869-1870. Публикует в «Отечественных записках» роман «История одного города». 1878. Утверждён редактором «Отечественных записок». 1880. Опубликован роман «Господа Головлёвы». 1887-1889. В «Вестнике Европы» напечатан роман «Пошехонская старина». 1889, 28 апреля (10 мая). Умер, похоронен на Волковом кладбище в Петербурге.
Сатирическая традиция в русской литературе Избрать в русской литературе путь обличителя – значит заранее обделить себя, сознательно идя на определённую конфронтацию с властями, на жертвы во имя правды и справедливости. Об этом писал Н.А.Некрасов в стихотворении «Блажен незлобивый поэт…» Сатирическое творчество М.Е.Салтыкова-Щедрина продолжает традиции сочинителей ХУIII века Кантемира, Фонвизина, Радищева, Крылова, а также писателей начала ХIХ века Грибоедова, Пушкина, Гоголя. Щедрину свойственно обличение недостатков и пороков дворянской верхушки, осуждение рабской покорности людей из народа, передача абсурдности происходящего через иносказания, Эзопов язык, различного рода художественные преувеличения, привлечение сказочных или даже фантастических элементов в рассказ о реальности. Творчество Щедрина получило продолжение и развитие в сатирических произведениях таких писателей ХХ века, как Саша Чёрный, Тэффи, Аверченко, Маяковский, Зощенко, Булгаков, Ильф и Петров, Замятин, Платонов. В современной литературе его традиции развивают Кунин, Жванецкий, Альтов, Задорнов, Войнович и др.
Терминология и понятийный аппарат Комическое – есть результат несоответствия между целями и средствами их достижения, формой и содержанием, действиями и обстоятельствами, сущностью и формами её проявления, причинами и последствиями и т.п. Юмор – дружелюбный смех над явлениями, не противоречащими идеалу. Объект юмора, даже если подвержен критике, в целом сохраняет свою привлекательность. Сатира – бичевание пороков оружием смеха. Сатира отрицает осмеиваемое явление с целью противопоставления ему идеала. Сатира может быть смешной или несмешной, даже страшной. Сатирические приёмы: · язык аллегорий и иносказаний – эзопов язык. Это художественная речь, выявляющая скрытый смысл через иносказание, подтекст, недосказанность, аллегорию, замену одних понятий или предметов другими; · ирония – способ осмеяния со скрытой оценкой, когда истинный смысл не прямой, а подразумеваемый; · сарказм – предельно едкая, язвительная, злая ирония, изобличающая особо опасные явления; · пародия – частичное подражание оригиналу с осмеянием его смысла и стиля. Выразительные средства сатирического изображения: · контраст (антитеза, парадокс) – резкое противопоставление явлений, предметов. Понятий, образов; · гипербола – чрезмерное преувеличение; · гротеск – предельная гипербола, приобретающая фантастический, сказочный характер.
Сатирические сказки Щедрина и их особенности Жанр сатирических сказок «для детей изрядного возраста», как сам Щедрин назвал этот цикл своих произведений, - это несомненно художественное открытие писателя. Сюжет и смысл сказок двойственны: они обычно имеют конкретный исторический или политический аспект, но при этом обращены ещё и к универсальным истинам, вечным темам, вопросам общечеловеческим, нравственным. Композиция и стилистика сказок также двойственны: с одной стороны, используются компоненты приближения к жанрам народной сказки (зачин, концовка, третичная композиция, герои-животные, сказочная лексика, борьба добра и зла и т.п.), с другой стороны, искусно вплетаются в повествование признаки авторского литературного произведения, политические или бытовые подробности современной жизни, передача чиновничьей, канцелярской лексики, современные сюжеты. В сказках Щедрина, как и в произведениях Гоголя, переплетаются, становятся неразличимыми подробности реальной жизни и элементы чудес, фантастики.
Сатирический роман «История одного города» Это новаторское произведение – сатирический роман, фантасмагория, написанная в форме пародии на историческую хронику – летопись истории вымышленного провинциального города Глупов, в котором за 95 лет сменилось 22 градоначальника. Самой формой произведения пародируется официальная историческая монография типа «Истории Государства Российского» Н.М.Карамзина: от общего исторического очерка – к жизнеописанию отдельных правителей. После вступительных глав автор даёт совершенно анекдотическое и в то же время местами страшноватое краткое описание каждого из 22-х градоначальников («Опись градоначальников…»). В романе абсурдно всё: абсурдны, прежде всего, градоначальники, тупые и безголовые (порой в прямом смысле), жадные и развратные, жестокие солдафоны, главные занятия которых – объедание, прелюбодеяние, сбор недоимок и сечение граждан; абсурдны и смешны даже смерти градоначальников: один заеден клопами в собственной постели, другой переломлен пополам бурей вследствие высокого роста и худобы, третий умер от объедания во время всеобщего голода, четвёртый съеден сам, пятый совершал столько прелюбодеяний, что в итоге умер от истощения сил; абсурдно и беспрекословное повиновение глуповцев, предки которых – головотяпы – основали город на болотине (намёк на строительство Петербурга) в доисторические времена, добровольно променяв собственную свободу на подчинение княжеской власти; наконец, абсурдным выглядит необыкновенно-спокойный, размеренный и серьёзный стиль повествования летописцев о творящемся в Глупове идиотизме и беспределе, что приводит читателя к мысли о привычке ко всему и способности не удивляться даже самой дикой небывальщине. Авторский эзопов язык доводит повествование до гротеска. Смешением черт и примет Щедрин рисует не просто картину жизни безумного города, но сатирический обобщённый образ всей России. Перенеся действие в недавнюю историю (на сто лет назад), автор подразумевает происходящее сегодня и скорбит о настоящем и будущем. Когда и либеральные, и реакционные критики обвинили писателя в осмеянии народа и глумлении над его историей и родиной, сатирик ответил: «Изображая жизнь под игом безумия, я рассчитывал на возбуждение в читателе горького чувства, а не веселонравия». Не Щедрин глумится над народом и историей, а сама история глумится над народом. Однако по Щедрину, в народных несчастьях виновата не только власть, виноват и сам народ, пассивный, превратившийся в стадо или рой, согласный на всё, раз за разом добровольно подставляющий себя под очередные «сечения». Предостережения писателя оказались пророческими: исторический грех пассивности до сих пор тяготеет над российским народом. Роман Щедрина – это пародия на русскую жизнь, остающуюся неизменной под игом любого очередного безумия.
Ф.М.Достоевский. «Преступление и наказание» Хроника жизни и творчества 1821, 30 октября (11 ноября). Родился в Москве. 1838-1843. Годы учения в Главном инженерном училище в Петербурге (Михайловский замок). 1846. Знакомство с В.Г.Белинским и Н.А.Некрасовым. Публикация в «Петербургском сборнике» первого романа «Бедные люди». 1847. Входит в кружок М.В.Петрашевского. 1848. Повесть «Белые ночи». 1849, апрель. Арест с группой петрашевцев, приговорён к смертной казни. В декабре на эшафоте был помилован и сослан на четыре года на каторгу. 1850-1854. Каторжные работы в Омском остроге. Вынашивание литературных замыслов, в том числе – будущего романа «Преступление и наказание». 1854-1859. Жизнь в Семипалатинске до получения разрешения вернуться в Петербург. 1860. Очерки «Записки из Мёртвого дома». 1861. Роман «Униженные и оскорблённые». 1861-1863. Издание вместе с братом М.М.Достоевским журнала «Время». 1864-1865. Издание журнала «Эпоха». 1866. Романы «Преступление и наказание» и «Игрок». 1868. Роман «Идиот». 1870-1871. Роман «Бесы». 1873. Работа в качестве ответственного редактора журнала «Гражданин», где печатается «Дневник писателя». 1874-1875. Роман «Подросток». 1878-1879. Роман «Братья Карамазовы». 1880, 28 мая (8 июня). Речь на торжествах по случаю открытия памятника Пушкину в Москве. 1881, 28 января (9 февраля). Умер в Петербурге, похоронен Александро-Невской лавре.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 339; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.28.31 (0.007 с.) |