Краткий анализ 3-го акта комедии «вишнёвый сад» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Краткий анализ 3-го акта комедии «вишнёвый сад»



К началу 3-го акта определены идеологические и нравственные позиции героев, создано ощущение глобального «подводного течения»: сквозь пустую болтовню, разговоры ни о чём или каждый о своём, сквозь кажущуюся бессобытийность начинает явственно ощущаться нарастающее внутреннее кипение.

Лопахин пытается вновь реанимировать мёртвую практическую жилку Раневской и Гаева, но они живут в другом измерении, не способны понять Лопахина, лишь чутко улавливают приближающуюся беду.

Петя Трофимов торжественно убеждает Аню в том, что они «выше любви», выше этого конкретного сада, им нужно «обойти мелкое и призрачное…», что «вся Россия – наш сад», что нужно трудом «искупить наше прошлое». Аня, вроде бы воспринимая Петины призывы, тем не менее задумчива и грустна, её прощание с садом весьма двусмысленно: радость движения к новой, обещанной Трофимовым жизни соединяется с горечью утраты нежной привязанности к прошлому, да и просто любовью к матери, которой сейчас плохо.

Действие акта происходит в гостиной. Играет еврейский оркестр, за который некому платить, все танцуют (своего рода пир во время чумы). Варя ссорится с Трофимовым, Шарлота показывает Пищику фокусы на картах. Варю опять сватают за Лопахина. Епиходов сломал бильярдный шар. Поражает обыденность происходящего с одновременным нарастанием внутреннего напряжения.

У Раневской на душе всё хуже и хуже. Вначале она действует и говорит как бы машинально, рассеянно, лишь несколько раз сетует, что нет вестей с торгов от Лопахина. Затем она вдруг взрывается в разговоре с Петей, раскрывая свою душевную тяжесть от прощания со своей жизнью в родном доме. Вот она вспылила, обрушив всё своё негодование на голову бедного Пети.

Играет музыка, герои ссорятся, мирятся, а в воздухе висит напряжение мучительного ожидания. Тяжесть Раневской ещё более усиливается с появлением Фирса, напоминающего ей о прошлом. Варя прогоняет Епиходова палкой, и в этот момент – кульминация действия – входит угощённый по ошибке Вариной палкой Лопахин с главной вестью. Возможно, трагикомизм этой решающей ситуации и заставил Чехова жанрово определить пьесу как комедию?

Любопытно, что, в отличие от всей пьесы (всего в четырёх актах 38 знаменитых чеховских пауз), в 3-м акте пауза всего одна – после слов Лопахина: «Я купил». Всё смешалось. Плач Гаева сменяется желанием поесть и сыграть на бильярде (защитная реакция). Судорожное ожидание Раневской оборачивается слезами и потерей дара речи (она молчит). Безудержное и неделикатно-плебейское торжество Лопахина переплетается укором Раневской и сочувствием ей. Оркестр играет уже не весело, а тихо. В утешительной речи Ани звучат идущие из глубины души слова любви к матери вперемежку с усвоенными от Пети высокопарными словами о «новом саде».

3-й акт – кульминация пьесы. Всё главное состоялось. Сад куплен, но куплен всё-таки своим, родным «хищником», а не чужим Деригановым. Осталась лишь сцена прощания и отъезда, когда в никому больше не нужном доме забудут столь же ненужного Фирса, и вся пьеса закончится символическими звуками лопнувшей струны и стука топора по ещё живым вишнёвым деревьям.

 

Художественный итог последней пьесы Чехова

Внешне конфликт состоит в различном отношении к вишнёвому саду и вообще к происходящему представителей разных поколений и социальных групп. Для дворян Раневских сад – символ их уходящего прошлого, их культуры. Они неспособны воспринять соображения практической пользы по отношению к саду. Сад для них – жизнь, а не предмет для извлечения выгоды.

В настоящем сад становится выгодой для Лопахина. Но для него это ещё и единственная возможность хоть чем-то помочь Раневской: он не утерял чувства благодарности, а может быть даже и любви к Любови Андреевне. Для Пети Трофимова, много говорящего о прекрасном будущем, «вся Россия – наш сад», а этот конкретный сад Раневских для него просто не существует.

Но есть ещё более глубинное «подводное течение». Прошлое, настоящее и будущее конфликтуют в душе каждого героя, в авторском взгляде. Чехову словно хочется взять с собой в будущее от уходящих в прошлое Раневских их уникальные, незаменимые свойства: щедрость, эмоциональность, доброту, деликатность, поэтичность, культуру. Но оборотной стороной щедрости становится бездумная расточительность, эмоциональность граничит с легкомыслием и экзальтированностью, а поэтичность переходит в непрактичность.

С другой стороны, в Лопахине «размахивание руками», предпринимательская хватка соседствует с нежностью души, любовью к Раневской и осознанием своей определённой ущербности, неполноценности. Мечты и положительные идейные программы Пети Трофимова смешны в устах «вечного студента», бездействующего недотёпы, потерявшего калоши в самый напряжённый момент расставания, не понимающего переживаний остальных.

Все эти внутренние коллизии выражены в чеховской пьесе не прямо (через слова и поступки действующих лиц, как у Островского), а косвенно, в подтексте, путём нарастания внутреннего напряжения, в диалогах ни о чём, жестах и интонациях, ремарках, многозначительных паузах, символических звуках.

Монополия на будущее не принадлежит никому. В идеологии и характере каждого есть и позитивное, и ущербное. Все герои по-своему растеряны перед жизнью, и именно эта растерянность придаёт некую комичность.

Но в целом ситуация не смешная, а грустная, потому что Чехову не весело ни от прощания с уходящей культурой, ни от торжества практицизма и деловитости, ни от красивых разговоров о будущем.

Художественный итог последней пьесы Чехова и его творчества в целом – предчувствие близкого дыхания какой-то новой, неведомой и непонятной жизни.

 

Класс

Литературная обстановка начала ХХ века

Если начало ХIХ века называют «золотым» веком расцвета поэтического творчества, то начало ХХ века в литературе названо «серебряным» веком. Вновь, как и сто лет назад, наступила эпоха кризиса, перелома, и после выдающихся достижений русской прозы второй половины ХIХ века на сцену вышла поэзия, хотя и достижения в прозе и драматургии также не заметить нельзя.

Кризисная эпоха перелома веков породила не только разброд в обществе (развитие буржуазии, пролетариата, возникновение революционной ситуации), но и размежевания, поиски новых художественных путей в литературе.

Общая тенденция – нарушение ставшей уже привычной к концу предыдущего века и закреплённой в выдающихся достижениях критического реализма гармонической концепции мира. Первым эту дисгармонию обнаружил в своих произведениях А.П.Чехов, ставший, по сути дела, своего рода переходным звеном от критического реализма к «разноцветной» литературе начала ХХ века. В его рассказах и пьесах этого периода передана обстановка растерянности, неясных мечтаний; открытые конфликты заменяются подводными течениями; на первый план выходит душевный настрой личности, рефлексия, подсознание, символика.

Общее в литературе начала ХХ века – неспокойный дух сопротивления сложившимся представлениям, углубление во внутреннюю сущность человека, поиск принципиально новых, более сложных художественных форм, размежевание литературных вкусов по направлениям и течениям.

При этом борьба литературных течений была диалектичной, с взаимным влиянием. Реалисты, которые продолжали лучшие традиции критического реализма, собирались на свои литературные «среды», параллельно возникло несколько литературных течений, объединённых общим названием «модернизм». Но модернистов можно было нередко увидеть на заседаниях средовцев, а те, в свою очередь, посещали собрания на «башне» В.Иванова, где собирались представители модернизма, или, как их ещё называли в советский период, - декаденты.

Основные литературные течения начала ХХ века

Два основных направления составили продолжавший своё развитие критический реализм и родившийся вместе с новой эпохой модернизм.

Критический реализм

В развитии традиций критического реализма наблюдались три основные тенденции:

1. Тенденция продолжения реалистических традиций в произведениях Л.Толстого, А.Чехова, И.Бунина, В.Короленко, А.Куприна, Д.Мамина-Сибиряка, М.Горького (с романтическим уклоном).

2. Пролетарская тенденция в искусстве, обслуживавшая эстетические потребности нового класса, - произведения М.Горького, А.Серафимовича, Д.Бедного, А.Шкулёва, Н.Островского.

3. Новаторские тенденции, связанные с усилением условности и символизма в пределах основных постулатов реализма, - произведения Л.Андреева, В.Вересаева, Н.Телешова, Г.Иванова.

 

Литература модернизма

В модернизме последовательно сосуществовали три основных течения и ещё несколько тенденций:

1. Символизм: В.Иванов, А.Белый, С.Соловьёв, В.Брюсов, Ф.Сологуб, А.Блок (ранний), Д.Мережковский, К.Бальмонт.

2. Акмеизм (возник позже на базе отрицания и развития символизма): А.Ахматова, О.Мандельштам, Н.Гумилёв, С.Городецкий, М.Волошин, М.Кузмин.

3. Футуризм: В.Маяковский (ранний), В.Хлебников, И.Северянин, Д.Бурлюк, В.Каменский, Н.Асеев, Б.Пастернак (ранний).

Среди тенденций можно выделить натуралистическую (Шишков, С.Чёрный и др.), имажинистскую (Н.Клюев, С.Есенин ранний).

Наконец, ряд литераторов (осознанно или нет) творили вне всяких литературных течений. К таким можно отнести В.Набокова, Б.Пастернака (после его кратковременного увлечения футуризмом), И.Анненского, а также А.Блока, В.Маяковского, А.Ахматову, С.Есенина в более поздний период их творчества.

 

Поэзия «серебряного» века

Разные проявления бунтарского духа эпохи в литературе привели к противостоянию литературных школ и индивидуальностей. Кризис веры в единство миропорядка привёл к большему вниманию к личности. Бурные противоречия быстрее всего отразились в самом мобильном типе литературы – в поэзии. Шёл активный переход от реалистических форм к новаторским поискам в области условности, мистики, символики, метафоризма, впечатлительности, словотворчества. Социальные и гражданские темы уступали место вере в высший разум и утверждению индивидуализма.

 

Символизм

Философская основа – субъективный идеализм, то есть признание неподвластных разуму человека высших сфер жизни, «мировой души». Проникать к её постижению способно лишь творчество, которое выше познания.

Для символистов реальные, земные предметы – лишь копии, символы, с помощью которых творец пытается приблизиться к постижению высшего разума, подняться до него. Символ многозначен и неисчерпаем, он – «окно в бесконечность» (Ф.Сологуб).

Идеологи символизма – Ф.Ницше, В.Соловьёв.

2 поколения символистов: «старшие» (с середины 90-х годов) – Д.Мережковский, В.Брюсов, К.Бальмонт, З.Гиппиус, Ф.Сологуб; «младосимволисты» (с 1900 года) – А.Блок, А.Белый. Вяч.Иванов – пытались преодолеть эгоцентризм «старших», соединить духовно-религиозные, нравственно-эстетические, национальные и общечеловеческие идеалы (они более социальны, чуть ближе к земле, жизни, реальности)

 

Акмеизм

В переводе означает «вершина, расцвет». Вырос из символизма, который акмеисты называли «достойным отцом», путём развития и отрицания одновременно. Идеологи и практики – С.Городецкий и Н.Гумилёв. Возвращают земной жизни её собственную красоту и самоценность, отказавшись от мистики и стремления познать непознаваемое. «Роза опять стала хороша сама по себе, своими лепестками, запахом и цветом, а не… подобиями с мистической любовью…» (С.Городецкий).

От символистов акмеисты унаследовали виртуозность художественной формы, красоту стиха. Кроме названных идеологов, в группу входили А.Ахматова, М.Кузмин, О.Мандельштам.

 

Футуризм

В 1912 году был выпущен манифест «Пощёчина общественному вкусу»: «сбросить классиков… с парохода современности», творить новое искусство, искусство будущего. В стихах и манифестах футуристов, прежде всего, - отрицание и критика буржуазности, прославление технического прогресса, желание переделать мир, начав с передела поэзии.

Футуристы стремились овеществить слово, превратив его звучание в адекват предмета, который оно обозначает. Очень много привнесли в литературу в смысле развития многообразия поэтических форм, ритмики, рифм, образности, метафоризма.

У футуристов были свои группы: кубо-футуристы (ранний В.Маяковский, В.Каменский, Д.Бурлюк, В.Хлебников), эго-футуристы (И.Северянин), группа «центрифуга» (Н.Асеев, ранний Б.Пастернак).

 

К концу 10-х годов все три направления прекратили своё существование. Интересно, что в основе всех 3-х течений был дух романтизма, но каждое из них развивало свою, особую сторону романтизма:

- символизм – вселенский масштаб, веру в высший идеал и устремление к мечте;

- акмеизм – тягу к экзотике, красоте, совершенству;

- футуризм – максимализм и мощь противопоставления героя и окружающего мира.

 

Другие тенденции в поэзии

Среди других тенденций отметим ново-крестьянскую поэзию (С.Клычков, П.Орешин), чуть позже - имажинистов (Н.Клюев, А.Мариенгоф, С.Есенин), пролетарскую поэзию (Д,Бедный, А.Гастев, А.Безыменский, Я.Шведов, М.Светлов, В.Кириллов), реалистическую поэзию (И.Бунин, В.Набоков, В.Ходасевич), а также замечательных поэтов, которые не входили ни в какие школы (М.Цветаева, Б.Пастернак (позже), И.Анненский, С.Чёрный, М.Волошин.

Довольно быстро переросли свои увлечения в группировках А.Блок, В.Маяковский, А.Ахматова, С.Есенин.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 2249; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.82.167 (0.019 с.)