Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
История с Анатолем КурагинымСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Толстой словно подсказывает нам целый «букет» причин, которые привели Наташу к истории с Курагиным. Эти причины как вне Наташи, так и внутри неё. Среди «внутренних» стоит отметить максимализм героини (всё или ничего – и только сейчас!), постоянную ежеминутную потребность любви, свойство «заскакивать» за нормы и каноны, неумение ждать. «Внешние» причины могут быть следующими: отъезд князя Андрея и его долгое отсутствие, когда Наташа осталась одна, без поддержки, в которой так нуждалась; холодный приём, который был оказан Наташе в доме старого князя Болконского и который глубоко оскорбил её; пагубное влияние Элен, под которое попала Наташа, оставшись одна; наконец, обольстительные умения Анатоля и то настоящее чувство к Наташе, которое охватило его. Кратковременное счастье героини сменилось глубочайшим душевным кризисом. Выход из кризиса Любовь Пьера спасёт Наташу и вернёт её к жизни после впервые в жизни перенесённых страданий. В 1812 году (3-й том) в осаждённой Москве вновь проявятся лучшие качества её натуры: простота, отсутствие светской фальши, сословной спеси, глубинный, истинный патриотизм. Особенно эти качества проявятся в эпизоде с требованием Наташи к родным освободить повозки от собственных вещей для предоставления места раненым. Наташа в Эпилоге романа Здесь Наташа предстаёт взрослой женщиной, после мучительных «заскоков», ошибок и поисков нашедшей своё идеальное (по Толстому) предназначение: она верная жена – помощница мужа – и заботливая мать своих детей. «Самка» у Толстого не оскорбление, а достоинство. И если внешне кажется, что Наташа изменилась, то по самой сути своей она осталась верна себе. Всё, что она теперь делает, она делает по совершенно добровольному и свободному выбору и столь же самоотверженно и максималистски, как и раньше. Другое дело, что изменился сам выбор, её занятия стали другими. Ведь человек, по Толстому, текуч, изменчив. Поэтому путь героини для автора практически идеален, даже ошибки он включает в этот идеальный путь как непременный атрибут, без которого не дойти до истины. Может быть, ещё и поэтому её прощает перед смертью князь Андрей, так любит Пьер и так понимает читатель.
Князь Андрей и Пьер Безухов. Поиски жизненного пути Как ни странным может показаться, но в композиции романа Толстого просматривается определённая схематичность. В частности, одним из композиционных оснований романа, своеобразным костяком сюжета являются встречи двух друзей – князя Андрея Болконского и Пьера Безухова. Более того, жизненные пути этих двух главных героев и их пересечения можно без особого труда изобразить математически с помощью синусоид, в которых события, вызывающие душевный подъём каждого из героев, будут последовательно и достаточно равномерно чередоваться с моментами душевных кризисов. При этом каждая новая встреча друзей происходит в момент, когда один из героев находится на вершине душевного подъёма (вершина синусоиды), а другой – на самом дне кризиса (основание синусоиды); и с новой встречи всякий раз начинается у каждого движение в обратном направлении – у одного от подъёма к кризису, у другого от кризиса к подъёму. Первая встреча друзей в романе – в салоне Шерер. В этот момент Пьер находится в состоянии воодушевления, полон новых надежд, а Болконский по-онегински разочарован в свете и глубоко скучает. Взаимовлияние при общении, духовные поиски и превратности судьбы после этой встречи медленно и верно ведут Пьера к разочарованию и ошибкам, а Андрея – к надеждам. У Пьера – кутежи в Петербурге вплоть до высылки его из города, сближение с Элен, женитьба, история с Долоховым и – полное опустошение после дуэли с ним. У Андрея – зарождение и развитие патриотического и вместе амбициозного желания спасти русскую армию в Европе, прощание с отцом, Шенграбен и Аустерлиц и, наконец, вершина философского открытия в этот период жизни – бесконечное аустерлицкое небо с маленьким и ничтожным недавним кумиром Наполеоном на великом фоне этого неба – символа вечности и бессмертия. Другая встреча – на пароме. Пьер пришёл к ней через опустошение и следовавшими за этим опустошением встречу с масоном и увлечение масонством. В момент беседы с князем Андреем Пьер вновь на вершине надежд, веры и творческого подъёма. Андрей же после разочарования в недавнем кумире проходит через ещё одно тяжёлое потрясение – смерть жены – и к моменту разговора на пароме крайне разочарован и замкнут в своём светско-эгоистичном пессимизме. И вновь происходит «взаимозаражение», и после этой встречи у Андрея начинается очередной подъём, связанный со сближением с Наташей и работой в комиссии Сперанского, а у Пьера – очередной спад, вызванный разочарованием в масонстве и удалением от него. Очередная высшая точка на пути исканий князя Андрея (новая вершина синусоиды) будет в момент его объяснения с Наташей, но измена Наташи приведёт к очередному стремительному падению в бездну скептицизма и разочарования. В это же время у Пьера – вновь с точностью до наоборот – путь к подъёму: сближение с Наташей, любовь к ней. Высшая точка подъёма – выступление в Дворянском собрании. В 1812 году друзья встречаются перед Бородинским сражением. Теперь Пьер находится в мрачном расположении духа, он ищет и никак не может найти себя, а князь Андрей вновь движим патриотизмом и уже более зрелым пониманием того, что успех сражений зависит от духа народного, а не от численности войск, их расположения или искусства командующих. Теперь патриотизм князя Андрея, в отличие от состояния накануне Шенграбена и Аустерлица, очищен от примеси тщеславия и потому стал, по мнению Толстого, истинным. В итоге исканий оба героя достигают вершин своих поисков. Но вершины эти совершенно разные. Князь Андрей пройдёт через физические страдания, душевное просветление от прощения Курагина и Наташи и возвысится над земным существованием, постигнув высшую евангельскую правду любви ко всем через физическую смерть. Пьер же пройдёт Бородино, занятую французами Москву, плен, потрясения от близкой казни, знакомство с Платоном Каратаевым и откроет высшую земную правду – правду служения народу. Князь Андрей находит высшую правду бытия, а Пьер – высшую земную правду. Почему Толстой приводит одного из самых любимых своих героев к смерти? После счастья открытия князем Андреем высшей неземной истины жить дальше на земле уже нельзя. В отличие от булгаковского мастера, Болконский уходит в свет, а не в покой, и из света на грешную землю обратного пути нет. Какому из двух счастий – счастью Болконского или счастью Безухова – отдаёт предпочтение Толстой? Точно ответить на этот вопрос нельзя, но, по всей вероятности, Толстой будто говорит читателю, что каждый достойный человек заслуживает своего счастья – земного или неземного.
Платон Каратаев Именно в плену, после встречи с Платоном Каратаевым, Пьер «получил то спокойствие и довольство собой, к которым он тщетно стремился прежде…». Именно в неволе Безухов, познавший ужас войны, приговорённый к расстрелу, перенесший смерть Каратаева, почувствовал себя по-настоящему свободным. Образ Каратаева занимает немного страниц, но объём повествования неважен. Каратаев был близок Толстому своей нравственной позицией. В плену этот «солдат Апшеронского полка» для всех находил ласковые слова, всем помогал, умел любить жизнь и надеялся на лучшее. Он активно не протестует против зла, приемля всё, что посылает ему судьба. Именно Платон Каратаев, ласковый и ненавязчивый учитель праведной и покойной жизни, подтолкнул Безухова к мыслям о бессмертной душе. От Каратаева Пьер перенял способность подчиняться естественному ходу событий, способности молиться и быть услышанным. В финале романа Наташа Ростова спрашивает Пьера, любящего отца и счастливого мужа: «Ты знаешь, о чём я думаю?.. О Платоне Каратаеве. Как он? Одобрил бы тебя теперь?» Платон своей народной мудростью дал возможность Наташе и Пьеру понять мироощущение, основанное на добре, правде и красоте.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 881; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.76.168 (0.007 с.) |