Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

История с Анатолем Курагиным

Поиск

Толстой словно подсказывает нам целый «букет» причин, которые привели Наташу к истории с Курагиным. Эти причины как вне Наташи, так и внутри неё. Среди «внутренних» стоит отметить максимализм героини (всё или ничего – и только сейчас!), постоянную ежеминутную потребность любви, свойство «заскакивать» за нормы и каноны, неумение ждать. «Внешние» причины могут быть следующими: отъезд князя Андрея и его долгое отсутствие, когда Наташа осталась одна, без поддержки, в которой так нуждалась; холодный приём, который был оказан Наташе в доме старого князя Болконского и который глубоко оскорбил её; пагубное влияние Элен, под которое попала Наташа, оставшись одна; наконец, обольстительные умения Анатоля и то настоящее чувство к Наташе, которое охватило его.

Кратковременное счастье героини сменилось глубочайшим душевным кризисом.

Выход из кризиса

Любовь Пьера спасёт Наташу и вернёт её к жизни после впервые в жизни перенесённых страданий.

В 1812 году (3-й том) в осаждённой Москве вновь проявятся лучшие качества её натуры: простота, отсутствие светской фальши, сословной спеси, глубинный, истинный патриотизм. Особенно эти качества проявятся в эпизоде с требованием Наташи к родным освободить повозки от собственных вещей для предоставления места раненым.

Наташа в Эпилоге романа

Здесь Наташа предстаёт взрослой женщиной, после мучительных «заскоков», ошибок и поисков нашедшей своё идеальное (по Толстому) предназначение: она верная жена – помощница мужа – и заботливая мать своих детей. «Самка» у Толстого не оскорбление, а достоинство. И если внешне кажется, что Наташа изменилась, то по самой сути своей она осталась верна себе. Всё, что она теперь делает, она делает по совершенно добровольному и свободному выбору и столь же самоотверженно и максималистски, как и раньше. Другое дело, что изменился сам выбор, её занятия стали другими. Ведь человек, по Толстому, текуч, изменчив. Поэтому путь героини для автора практически идеален, даже ошибки он включает в этот идеальный путь как непременный атрибут, без которого не дойти до истины. Может быть, ещё и поэтому её прощает перед смертью князь Андрей, так любит Пьер и так понимает читатель.

 

Князь Андрей и Пьер Безухов. Поиски жизненного пути

Как ни странным может показаться, но в композиции романа Толстого просматривается определённая схематичность. В частности, одним из композиционных оснований романа, своеобразным костяком сюжета являются встречи двух друзей – князя Андрея Болконского и Пьера Безухова. Более того, жизненные пути этих двух главных героев и их пересечения можно без особого труда изобразить математически с помощью синусоид, в которых события, вызывающие душевный подъём каждого из героев, будут последовательно и достаточно равномерно чередоваться с моментами душевных кризисов. При этом каждая новая встреча друзей происходит в момент, когда один из героев находится на вершине душевного подъёма (вершина синусоиды), а другой – на самом дне кризиса (основание синусоиды); и с новой встречи всякий раз начинается у каждого движение в обратном направлении – у одного от подъёма к кризису, у другого от кризиса к подъёму.

Первая встреча друзей в романе – в салоне Шерер. В этот момент Пьер находится в состоянии воодушевления, полон новых надежд, а Болконский по-онегински разочарован в свете и глубоко скучает. Взаимовлияние при общении, духовные поиски и превратности судьбы после этой встречи медленно и верно ведут Пьера к разочарованию и ошибкам, а Андрея – к надеждам. У Пьера – кутежи в Петербурге вплоть до высылки его из города, сближение с Элен, женитьба, история с Долоховым и – полное опустошение после дуэли с ним. У Андрея – зарождение и развитие патриотического и вместе амбициозного желания спасти русскую армию в Европе, прощание с отцом, Шенграбен и Аустерлиц и, наконец, вершина философского открытия в этот период жизни – бесконечное аустерлицкое небо с маленьким и ничтожным недавним кумиром Наполеоном на великом фоне этого неба – символа вечности и бессмертия.

Другая встреча – на пароме. Пьер пришёл к ней через опустошение и следовавшими за этим опустошением встречу с масоном и увлечение масонством. В момент беседы с князем Андреем Пьер вновь на вершине надежд, веры и творческого подъёма. Андрей же после разочарования в недавнем кумире проходит через ещё одно тяжёлое потрясение – смерть жены – и к моменту разговора на пароме крайне разочарован и замкнут в своём светско-эгоистичном пессимизме. И вновь происходит «взаимозаражение», и после этой встречи у Андрея начинается очередной подъём, связанный со сближением с Наташей и работой в комиссии Сперанского, а у Пьера – очередной спад, вызванный разочарованием в масонстве и удалением от него.

Очередная высшая точка на пути исканий князя Андрея (новая вершина синусоиды) будет в момент его объяснения с Наташей, но измена Наташи приведёт к очередному стремительному падению в бездну скептицизма и разочарования. В это же время у Пьера – вновь с точностью до наоборот – путь к подъёму: сближение с Наташей, любовь к ней. Высшая точка подъёма – выступление в Дворянском собрании.

В 1812 году друзья встречаются перед Бородинским сражением. Теперь Пьер находится в мрачном расположении духа, он ищет и никак не может найти себя, а князь Андрей вновь движим патриотизмом и уже более зрелым пониманием того, что успех сражений зависит от духа народного, а не от численности войск, их расположения или искусства командующих. Теперь патриотизм князя Андрея, в отличие от состояния накануне Шенграбена и Аустерлица, очищен от примеси тщеславия и потому стал, по мнению Толстого, истинным.

В итоге исканий оба героя достигают вершин своих поисков. Но вершины эти совершенно разные. Князь Андрей пройдёт через физические страдания, душевное просветление от прощения Курагина и Наташи и возвысится над земным существованием, постигнув высшую евангельскую правду любви ко всем через физическую смерть. Пьер же пройдёт Бородино, занятую французами Москву, плен, потрясения от близкой казни, знакомство с Платоном Каратаевым и откроет высшую земную правду – правду служения народу. Князь Андрей находит высшую правду бытия, а Пьер – высшую земную правду.

Почему Толстой приводит одного из самых любимых своих героев к смерти? После счастья открытия князем Андреем высшей неземной истины жить дальше на земле уже нельзя. В отличие от булгаковского мастера, Болконский уходит в свет, а не в покой, и из света на грешную землю обратного пути нет. Какому из двух счастий – счастью Болконского или счастью Безухова – отдаёт предпочтение Толстой? Точно ответить на этот вопрос нельзя, но, по всей вероятности, Толстой будто говорит читателю, что каждый достойный человек заслуживает своего счастья – земного или неземного.

 

Платон Каратаев

Именно в плену, после встречи с Платоном Каратаевым, Пьер «получил то спокойствие и довольство собой, к которым он тщетно стремился прежде…». Именно в неволе Безухов, познавший ужас войны, приговорённый к расстрелу, перенесший смерть Каратаева, почувствовал себя по-настоящему свободным.

Образ Каратаева занимает немного страниц, но объём повествования неважен. Каратаев был близок Толстому своей нравственной позицией. В плену этот «солдат Апшеронского полка» для всех находил ласковые слова, всем помогал, умел любить жизнь и надеялся на лучшее. Он активно не протестует против зла, приемля всё, что посылает ему судьба.

Именно Платон Каратаев, ласковый и ненавязчивый учитель праведной и покойной жизни, подтолкнул Безухова к мыслям о бессмертной душе. От Каратаева Пьер перенял способность подчиняться естественному ходу событий, способности молиться и быть услышанным.

В финале романа Наташа Ростова спрашивает Пьера, любящего отца и счастливого мужа: «Ты знаешь, о чём я думаю?.. О Платоне Каратаеве. Как он? Одобрил бы тебя теперь?» Платон своей народной мудростью дал возможность Наташе и Пьеру понять мироощущение, основанное на добре, правде и красоте.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 881; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.76.168 (0.007 с.)