ТОП 10:

Что общего и в чем различия межу героями рассказа «Гамбринус» и цикла «Лестригоны»?



Александр Иванович Куприн

1870 - 1938

Куприн родился в Пензенской губернии, в семье мелкого чиновника. В 1873 г. после смерти мужа мать Куприна, происходившая из семьи обедневших татарских князей, оказалась без всяких средств и переехала в Москву (вместе с сыном и двумя дочерями). Детство свое Куприн провел с ними в Московском Вдовьем доме на Кудринской, затем был определен в Разумовский пансион и в 1880 году в кадетский корпус. В этих казенных заведениях царила атмосфера насильственного почтения к старшим, безличности и безгласия. Режим кадетского корпуса, в котором Куприн провел 12 лет, на всю жизнь оставил след в его душе. Здесь зародилась в нем чуткость к человеческому страданию, ненависть ко всякому насилию над человеком.

С 1877 - начинает писать стихи. Куприн переводит из Гейне, пишет стихи в духе гражданской лирики Некрасова.

В 1889 г., будучи юнкером, в журнале "Русский сатирический листок" он публикует свое первое прозаическое произведение – рассказ «Последний дебют». 4 года посвящает военной службе - впоследствии армейская тема займет у Куприна много места.

На раннем этапе творческого развития Куприн испытал сильное влияние Достоевского, проявившееся в рассказах, вошедших позднее в книгу «Миниатюры» (1897). Он пишет о «роковых мгновениях», роли случая в жизни человека, анализирует психологию страстей. На творчестве Куприна тех лет сказалось влияние натуралистической концепции человеческой природы, в которой биологическое начало преобладает над социальным. В некоторых рассказах этого цикла он писал, что человеческая воля беспомощна перед стихийной случайностью жизни, что разум не может познать таинственные законы, которые управляют человеческими поступками.

Решающую роль в преодолении литературных штампов сыграла работа Куприна в периодической печати и его непосредственное знакомство с реальной русской жизнью того времени. С начала 90-х годов он активно сотрудничает в провинциальных русских газетах и журналах – в Одессе, Ростове, Самаре. Сотрудничал с газетами "Киевское слово" и "Киевлянин". Он пишет фельетоны, репортажи, передовые статьи, стихи, рассказы, испытывает себя почти во всех жанрах. Но чаще и охотнее всего Куприн пишет очерки. А они потребовали знания фактов жизни.

Очерковая работа помогла писателю преодолеть воздействие неорганичных для его миропонимания литературных традиций, она стала этапом в развитии его реализма. Особенность очерка Куприна 90-х годов, который по форме своей представляет обычно беседу автора с читателем, было наличие широких обобщений, четкость сюжетных линий, простое и одновременно детализированное изображение производственных процессов. Он продолжал традиции русской демократической очерковой литературы предшествующих десятилетий.

В это время Куприн много странствовал по России, выполняя самую разнообразную работу: был фельетонистом, грузчиком, пел в Церковном хоре, играл на сцене, работал землемером, служил на заводе русско-бельгийского общества, изучал врачебное дело, рыбачил в Балаклаве. Это повлияло на его раннюю прозу, для которой характерно освоение самых разных социальных уровней русской жизни, психологии героев различных профессиональных призваний.

Работа журналиста, заставившая обратиться к насущным проблемам времени, способствовала формированию у писателя демократических взглядов, выработке творческого стиля. В те же годы Куприн публикует серию рассказов о людях, отверженных обществом, но хранящих высокие нравственные и духовные идеалы («Просительница», «Картина», «Блаженный»). Идеи и образы этих рассказов были традиционными для русской демократической литературы.

Первую известность писателю принесла повесть "Дознание" (1894 год), написанная на материале армейской жизни. В ней он показал, как отупляюще воздействуют нравы офицерской и солдатской среды. Творческие искания Куприна этого времени завершились повестью «Молох» (1896), которая стала отражением его работы в качестве корреспондента на сталелитейном заводе Донбасса. Куприн показывает все более обостряющиеся противоречия между капиталом и подневольным трудом. Он впервые обратился к большой литературной Форме.

В поисках нравственных и духовных идеалов жизни, которые писатель противопоставлял уродству современных отношений, Куприн обращается к «естественной жизни» отщепенцев этого мира – бродяг, нищих, артистов, голодающих непризнанных художников, детей неимущего городского населения. Это мир людей безымянных, на которых особенно рельефно сказывается вся бессмысленность существования. Среди этих людей Куприн пытался найти положительных героев. Излюбленными героями писателя стали также обитатели глухих углов России, вольные бродяги, люди, близкие природе, сохранившие вдали от общества душевное здоровье, чистоту чувства, нравственную свободу.Так Куприн пришел к своему идеалу «естественного человека», свободного от влияния буржуазной цивилизации.Противопоставление буржуазно-мещанского мира жизни природы становится одной из главных тем его творчества. Внутренний смысл основного конфликта останется всегда одним и тем же – столкновением естественной красоты с безобразием современного мира.

В это же время в его творчестве возникает тема любви: Куприн стремится постичь тайну женской души.

В 1898 г. Куприн, под впечатлением от поездки в Полесье, пишет повесть «Олеся». Интеллигент, человек обыкновенный, безвольный, робкий, в глухом углу Полесья встречается с девушкой, выросшей вне общества и цивилизации. Куприн наделяет ее ярким характером. Олеся отличается непосредственностью, цельностью, душевным богатством. Схема сюжета традиционна: встреча, зарождение и драма неравной любви. Поэтизируя жизнь, не ограниченную современными социальными и культурными рамками, Куприн стремился показать явные преимущества естественного человека, в котором он видел духовные качества, утраченные в цивилизованном обществе. Смысл повести состоит в утверждении высокой естественной нормы человека.

С тягой ко всему не извращенному буржуазной цивилизацией связано у Куприна и любовное отношение к родной природе. Природа живет полной, самостоятельной жизнью, свежесть и красота которой противопоставляются неестественным нормам человеческого общежития.

Расцвет творчества Куприна приходится на годы первой российской революции. В конце 1890х и начале 1900х Куприн активно входит в литературные круги: в 1897 под Одессой знакомится с Буниным, в апреле 1900 в Ялте знакомится с Чеховым. В это время он становится известен русской читающей публике. В 1901 г. переезжает в Петербург, начинает публиковаться в "Мире Божьем" и "Русском богатстве". Сближается с писателями «Среды». В 1902 г. Горький вводит его в круг «Знания», а в 1903 г. там выходит первый том его рассказов.

В эти годы Куприн живет в атмосфере напряженной общественно-политической жизни. Под влиянием революционных событий меняется содержание его социальной критики: она становится все более конкретной. Изменения в проблематике повлекли за собой новые жанровые и стилевые особенности купринской новеллы. Возникает тип новеллы, которую принято называть проблемной новеллой и связывать с традициями позднего чеховского рассказа. Такая новелла строится на идеологическом споре. В творчестве Куприна появляется герой, находящий в споре с самим собой свою правду жизни. Герои Куприна - обыкновенные средние люди, которые образуют массу общества. В творчестве Чехова Куприн видел демократизм, уважение к человеку, неприятие жизненной пошлости, чуткость к человеческому страданию.

В 1900-е годы Куприн испытал воздействие идей горьковского творчества. Протестуя против общественной духовной нищеты мещанства, он противопоставляет миру собственников, их психологии свободу мысли и чувства людей, этим обществом отвергнутых.Образы босяков оказали влияние на некоторые образы Куприна. Но даже в 1900-е годы босяцкая вольница представлялась Куприну революционной силой общества.

Писатель пишет лучшее свое произведение – повесть «Поединок» с посвящением Горькому. О замысле повести Куприн сообщил Горькому в 1902 г. В повести армейская тема осмыслена во взаимодействии автобиографического опыта масштабных социальных обобщений. Выход «Поединка» вызвал огромный общественно-политический резонанс: Во время русско-японской войны, в обстановке революционного брожения, повесть приобретала особую актуальность и играла немаловажную роль в формировании оппозиционных настроений русского демократического офицерства. Реакционная печать сразу выступила с критикой произведения писателя. Куприн расшатывал один из главных устоев самодержавной государственности – военную касту, в чертах разложения и нравственного упадка которой он показал признаки разложения всего социального строя. Основа сюжета «Поединка» – судьба честного русского офицера, которого условия армейской казарменной жизни заставили ощутить всю неправомерность социальных отношений людей.

В 1900-е годы стиль Куприна меняется. Психологизм и «бытопись» сочетаются с прямым авторски-эмоциональным выражением идеи. Это характерно для «Поединка» и многих рассказов того времени. В ткань эпического повествования врывается высокий лиризм, ораторская патетика («Поединок», «Гамбринус»). Образы подчас гиперболизируются, образная система произведения строится на резких психологических контрастах. Куприн в это время тяготеет к аллегории, легенде.

В эпоху реакции обнаруживаются колебания Куприна между прогрессивно-демократическими взглядами и анархо-индивидуалистическими настроениями. Из горьковского «Знания» писатель уходит в издательство «Шиповник», печатается в сборниках «Земля», подпадает под влияние упадочных настроений. Ощущение бесперспективности общественных устремлений становится пафосом ряда его произведение тех лет. Скептически оценивая ближайшие перспективы социального развития, Куприн утверждает в качестве подлинных ценностей лишь высокие человеческие переживания. Как и прежде, любовь видится Куприну единственной непреходящей ценностью.

Среди рассказов, отразивших дух революционных потрясений, особенно выделяется "Гамбринус"(1907).

В эти годы усиливается интерес писателя к миру древних легенд. В его творчестве возникает оригинальный сплав прозы жизни и поэзии, реального и легендарного. Куприн разрабатывает фантастические сюжеты. Он возвращается к темам своей ранней новеллистики. Вновь звучат мотивы неодолимой власти случая, писатель предается размышлениям о глубокой отчужденности людей друг от друга.

В 1909 г. в «Земле» появилась первая часть большой повести Куприна «Яма» (вторая часть вышла в 1915 г.). В повести сказалось нисхождение купринского реализма к натурализму. В 1911 г. создает рассказ «Гранатовый браслет». Для Куприна любовь –единственное средство нравственного преображения мира. В мечте о любви Желтков находит спасение от пошлости реальной жизни.

Однако в ряде рассказов, написанных в те же годы, Куприн попытался указать и на реальные приметы высоких духовных и нравственных ценностей в самой действительности. В 1907–1911 гг. он пишет цикл очерков «Листригоны» о крымских рыбаках, о цельности их натур, воспитанных трудом и близостью к природе.

В 1912 году вместе с семьей отправляется в путешествие по Европе, на основе этого в 1913 создает цикл очерков "Лазурные берега".

В августе 1914 года в его доме в Петербурге открывается лазарет для раненых солдат Первой мировой войны. В 14-15 гг. сам Куприн находится в действующей армии. В 1919 году, занимая антибольшевистскую позицию, вместе с отступающей Белой гвардией эмигрирует. Вначале в Эстонию, потом в Финляндию, затем во Францию, и с 1920 г. Куприн живет семьей в Париже. Произведения Куприна эмигрантского времени по содержанию и стилю резко отличаются от произведений дореволюционного периода. Основной их смысл – тоска по отвлеченному идеалу человеческого бытия, грустный взгляд в прошлое. Сознание оторванности от Родины превращается в трагическое чувство обреченности.

Начинается новый этап увлеченности Куприна Толстым, прежде всего его моральным Учением. Куприн пишет сказки, легенды, в которых сплетается чудесное и бытовое. Вновь начинает звучать тема рока, власти случая над человеком. По-иному осознаются отношения человека и природы, подчиняться ей, слиться с ней должен человек; лишь так может он сохранить «живую душу».

В отличие от многих писателей-эмигрантов, Куприн не утратил веры в доброту человека. Он говорил об извечной мудрости жизни, торжестве добра, призывал восхищаться красотой природы, поняв которую, человек будетгораздо более достоин благородного бессмертия, чем все изобретатели машин. Во всем, что писал в то время Куприн, всегда пробивалась одна и та же нота – тоска по родной стране.

В конце жизни Куприн нашел в себе силы вернуться домой. Он возвращается в СССР в 1937 году, в июне этого года выходят два тома его "Избранных произведений". Через год, 25 августа 1938 года Куприн умирает.

Повесть А. Куприна «Поединок».

Русский офицер Ромашов служит в армии, очень честный, "естественный" герой, который мучается от того, что его окружают ограниченные и жестокие люди . Он пытается бороться со средой, с ее бесчеловечностью (и это ново для Куприна, обычно его герои бездействуют), но жестокий расчет врагов побеждает его: Николаев убивает его на поединке.

Система образов

1) Ромашов - естественный человек, слабый, но способный уже к какому-то сопротивлению, ищет идеал жизни. В отличие от героев Чехова, он понимает, что надо действовать. Перелом в его душе происходит от встречи с Хлебниковым - тем солдатом, который хотел себя убить. Он тогда понимает, что его проблемы – ничто, а жизнь прекрасна, и надо терпеть, меняется его отношение к военным: теперь он воспринимает их не как серую массу, а как отдельных людей, каждый со своей судьбой и горем.

2) Шурочка (или Александра Николаева) - этот образ сопоставляется с Ромашовым, это другой тип миропонимания. Она так же, как и Ромашов, ощущает духовное падение. Она вроде бы чистая и рвется к свету, говорит, что военная атмосфера ее томит, ее образ вообще такой светлый, но при этом она та еще дура и стерва. Она мечтает вырваться из мерзкой среды, но только чтобы попасть в другую мерзкую - она хочет бывать в свете, иметь ухажеров, чтобы муж ее поступил в академию, чтобы все их уважали - мещанский идеал. В результате она отказывается от светлого чувства к Ромашову, чтобы быть со своим мужем. Она расчетлива и эгоистична даже в любви. В конце она приходит к Ромашову перед поединком и говорит "давайте никто из вас не будет ранен", Ромашов соглашается, а потом на поединке Николаев его убивает.

3) Василий Нилович Назанский - это герой-резонер Куприна. Выражает все идеи автора. Он ненавидит военную жизнь (как ненавидел всю эту жестокую дисциплину и бесчеловечность сам Куприн), предчувствует будущие социальные потрясения, его философия - чистый эстетизм: жизнь прекрасна, вокруг красота, а чистая любовь - лучшее и самое ценное, что есть в жизни. Основной исходный пункт его программы - это освобождение личности, сначала надо совершенствовать себя и освободить, а потом уже совершать социальные преобразования. Крайний индивидуализм и отрицание гражданских обязательств.

Композиция

При всей внешней непритязательности, с какой в повести одна сцена сменяет другую, она построена так, чтобы последовательно и органично раскрыть внутренний рост Ромашова, показать закономерность и неизбежность его гибели. Слова командира полка в разговоре с Ромашовым: "Вы один, а общество офицеров - это целая семья. Значит, всегда можно и того за хвост и из компании вон",- как и неоднократно возникающие то на квартире у Николаевых, то в офицерском собрании разговоры о поединках, как бы заранее предрекают судьбу Ромашова, посмевшего противопоставить себя нравам и обычаям офицерской среды.

Не случайно также при изображении пьяного разгула офицеров сначала описано посещение ими публичного дома, а затем - их похождения в собрании. Такая последовательность не только служит обстоятельством, усугубляющим в глазах судей Ромашова его виновность, но и вызывает сопоставление: "публичный дом - офицерское собрание", причем выигрывает от этого сопоставления скорее публичный дом".

Горький высоко оценил произведение Куприна. Целью Куприна было - приблизить офицеров к людям. Изолированность наших офицеров - трагическая для них изолированность. Куприн помог им до известной степени познать самих себя, свое положение в жизни, всю его ненормальность и трагизм.

Отношения к героям

2) двойственное отношение к Шурочке: она рисуется светлыми красками, но все же стерва; автору ближе безрассудное благородство и чувство Ромашова, чем расчет и эгоизм Шурочки даже в любви

3) Ромашов, Назанский и маленький Михин со светлыми глазами - симпатия автора

4) негативно относится автор к остальным военным, характеризуя их через детали: Ротный командир капитан Слива — тупой служака, “грубый и тяжелый осколок прежней, отошедшей в область предания, жестокой дисциплины” — не интересуется ничем, что выходит за пределы роты, строя и устава. Во всем мире у него лишь две привязанности: строевая красота своей роты и тихое, уединенное ежедневное пьянство по вечерам. Спасаясь от скуки и рутины, офицеры стараются придумать себе какое-нибудь средство уйти от тяжелой бессмыслицы военной службы. Подполковник Рафальский по прозвищу Брем отводит душу в домашнем зверинце. Среди товарищей он слывет милым, славным чудаком, добрейшей душой. Но как-то раз «добрейший человек», взбешенный тем, что горнист из-за крайней усталости неверно выполнил его приказ, так ударил его, что солдат вместе с кровью выплюнул на землю выбитые зубы. Стельковский во время военного смотра капитан проявляет себя как отличный командир — находчивый, сообразительный и инициативный. Однако вне службы Стельковский не может похвалиться благородством и высокими душевными качествами: он совращает молоденьких крестьянских девушек.

Повесть А. Куприна "Яма": реализм или натурализм

Повесть рассказывает о жизни проституток в борделе. Куприн хотел показать своих традиционных "естественных" героев, которых загубила среда, но у него не было четкой позиции по этому вопросу. То он приближался к пониманию зависимости проституции от частной собственности и эксплуатации человека человеком, то отклонялся от этого в сторону рассуждений об извечных свойствах порочной человеческой натуры. Все критики в меньшей или большей мере негативно относятся к этому произведению. Им не нравится то, что в повести нет сюжетного единства: нет главных героев, повесть легко делится на новеллы, которых объединяет только среда. Куприн как раз этим и занимался - описанием мерзкой среды, которая не меняется, как болото; главные картины жизни проституток составляют основу произведения. Рассказывается о проститутке Любке, которую студент Лихонин и репортер Платонов спасают из публичного дома, начинают учить истории, языкам, а потом понимают, что это дорого и довольно бесполезно, так что кидают ее, она возвращается обратно. Проститутка Женька больна сифилисом и специально никому не говорит об этом, чтобы специально заражать всех клиентов и мстить им.

То общее снижение жизненной активности "маленького человека", которое характерно для позднего творчества Куприна, своеобразно сказалось и в "Яме" - в том, что этот человек бессилен бороться с социальным злом, отступил на второй план, стал одной из эпизодических фигур в той картине жизни, которую рисует писатель. Куприн стремится внушить симпатию к Платонову, но логика образа приводит читателя к другому выводу. Платонов - ленивый и бездейственный, пассивно подчиняющийся течению жизни,- он стоит неизмеримо ниже прежних героев. Если Платонов разоблачается вопреки намерению Куприна, то сущность другого героя повести - студента Лихонина - раскрыта писателем сознательно. Под влиянием беседы с Платоновым Лихонин решает спасти падшую женщину и, выбрав для этой цели одну из обитательниц публичного дома Анны Марковны - Любку, увозит ее к себе. Совершив этот "гуманный" поступок, Лихонин с самого начала тяготится взятым на себя обязательством. По мере того как наивная и доверчивая Любка все больше привязывается к своему "спасителю", он, обеспокоенный этим, решает избавиться от нее и, придравшись к случаю, разыгрывает сцену благородного негодования и отрекается от "спасенной". Очутившись на улице, Любка снова возвращается в публичный дом. Приписывая всем без исключения проституткам "светлую и смешную детскость", Куприн исходит из самых лучших и гуманных побуждений, но невольно, может быть, того не сознавая, смягчает ту картину глубокого морального падения человека, которую стремился нарисовать. Как ни наивны и ни добры от природы все эти Любки, страшная жизнь накладывает и на них свой отпечаток, и жертвы с течением времени сами становятся злодеями. Да и Куприн, как бы противореча самому себе, показывает, что именно из их массы выходят такие бессовестные, бесчеловечные эксплуататоры, как содержательница публичного дома Анна Марковна или экономка Эмма Эдуардовна. А в эпизодической сцене посещения Ровинской "первоклассного" публичного дома Треппеля писатель изображает "привилегированных" проституток, которые на скопленные в "заведении" деньги собираются приобрести себе мужей и зажить "честной" жизнью.

Реализм - некий сознательный отбор наиболее типичных и примечательных содержаний жизни, - окажется незыблемым основанием художества. Оттого реалистом будет и тот писатель, который правдиво изображает самый повседневный быт, и тот писатель, который воспроизводит самые тонкие линии души, , ее едва заметные и нежнейшие нервы. Реализм не позволяет себе фантазировать: он не дает воли воображению, для того, чтобы тем больше простора предоставить фактам.

Натурализм - приверженность уже не ко всей жизни, не к действительности вообще, а преимущественно к ее наиболее стихийным, низшим проявлениям, к той стороне человеческой природы, которая роднит нас с животными. Натуралист посвящает себя бесстрастному исследованию и изображению фактов; он стремится отожествить искусство с наукой, литературу — с естествознанием. Больше того: натурализм - противник героического начала и поэтому обнаруживает стремление все и всех уравнивать. Рисуя жизнь как логическое, предопределенное сцепление событий, натуралист запрещает себе испытывать по отношению к ней какие бы то ни было чувства. Он уподобляет себя наблюдателю или экспериментатору в лаборатории; он производит опыты над человеческим материалом. Он воздерживается от всякой моральной оценки, он добру и злу внимает равнодушно, не ведая ни жалости, ни гнева. Большинство критиков считают "Яму" натурализмом, потому что там подробно все описывается (Куприна даже обвиняли в порнографии). В первой части "Ямы" Куприн хотя и прибегает к публицистическим элементам, но в основном стремится воздействовать на читателя логикой художественных образов. Не впадая в мелочные подробности, умело и точно отбирая детали, Куприн рисует правдивую картину страшного в своей обыденности "быта" публичного дома. Во второй и третьей частях повести значительно усиливаются элементы натурализма, сказавшиеся прежде всего в чрезмерном подчеркивании тех сторон жизни публичного дома, которые сообщают повествованию излишнюю грубость и физиологичность. Рисуя, например, появление Лихонина в заведении Анны Марковны для оформления ухода Любки, Куприн приводит полный текст расчетной книжки проститутки, свод правил, касающихся обихода публичных домов,- действует скорее методом репортера, точно описывающего все попавшее в поле его зрения, чем художника, отбирающего из увиденного им наиболее выразительное".

Что общего и в чем различия между героями рассказа «Гамбринус» и цикла «Листригоны»

Различия: одни - православные русские греки, моряки, для них главное - промысел и вера в приметы, поверья, а Сашка - еврей, для него главное - искусство, музыка, короче.

Главное - свобода в простоте и близости с природой (Листригоны)

В ряде рассказов, написанных в те же годы, Куприн попытался указать и на реальные приметы высоких духовных и нравственных ценностей в самой действительности. В 1907-1911 гг. он пишет цикл очерков «Листригоны» о крымских рыбаках, о цельности их натур, воспитанных трудом и близостью к природе. Но и этим образам присуща некая абстрактная идеализация. Куприн синтезирует в «листригонах» XX в. вечные черты «естественного человека», сына природы, искателя. Очерки интересны отношением писателя к ценностям жизни: в самой реальности Куприна привлекало высокое, смелое, сильное. В поисках этих начал он обращался к народной русской жизни.

Купринский идеал свободного человека противостоял человеконенавистничеству и насилию над личностью, принимавшим самые грубые, жестокие формы в годы реакции. Особое внимание Куприна привлекают люди труда, жизнь которых тесно связана с природой. О таких людях, здоровых, молодых, любящих прелесть ежедневного риска, ценящих силу, молодечество, жестокость крепкого слова, повествуется в «Гамбринусе». В прекрасной поэтической и сдержанной манере описывает Куприн в очерках «Листригоны» балаклавских рыбаков, жизнь и труд которых он хорошо знал. Писатель с любовью рисует их мужественные и суровые образы, их самоотверженную борьбу с капризным морем, их выдержку, героизм, способность рисковать жизнью, их простое веселье и детскую жизнерадостность. «О, милые простые люди, обвеянные соленым морским ветром, мозолистые руки, зоркие глаза, которые столько раз глядели в лицо смерти, в самые ее зрачки!» Цельные характеры этих простых людей, способных на сильное чувство и большую любовь, Куприн противопоставляет нравам буржуазного общества, которое портит людей и стирает, их первобытную прелесть, разрушает счастье

Гамбринус

Главное - социальная проблема переведена в эстетическую: говорит о жестокой среде, а потом резко сворачивает на то, то искусство преодолевает все временное и преходящее.

Герой рассказа — скрипач еврей Сашка, любимец постоянных посетителей маленького одесского кабачка,— стал жертвой погромщиков, изуродовавших его руку.

Основной социальный мотив этого рассказа переплетается с темой судьбы искусства. Искалеченный Сашка достал из кармана дудочку и, «весь изогнувшись налево, насколько ему это позволяла изуродованная, неподвижная рука, вдруг засвистел на окарине оглушительного веселого «Чабана». «Человека можно искалечить, но искусство все перетерпит и все победит»,— заканчивает Куприн свой рассказ.

Искусство в представлении Куприна — это одна из форм проявления вечной красоты жизни. Уверенность в могущественной силе красоты порождает у писателя оптимистический взгляд на жизнь. Гимн человеку, его творческому духу, разуму с жизнеутверждающим пафосом звучит во многих произведениях писателя. Вера в то, что чаша страданий народа переполнена и поэтому неминуемо время преображения жизни, окрашивает все творчество писателя этих лет.

Учебник:

Природное богатство щедро брызжет и блещет в Куприне, но это блеск неровный. У него гениальный глаз. Лучшие его страницы — картины. Его глаз на службе у его сердца. Простота, эта «нетрудная наглядность» лучших его страниц отмечалась современниками как особое стилистическое качество прозы. Он из тех писателей, на которых достаточно указать: читайте его, это подлинное искусство, оно всякому понятно без комментариев.

Двойственность авторского голоса, образа и позиции в ранней прозе Куприна, редкостное сочетание невротического отчаяния, сарказма, страха перед «сильным и сытым», а нередко и мрачноватой патетики — с любовью ко всему сильному и доброму, с поиском героя, органически любящего жизнь, восхищенного земным бытием.

В «Десяти заповедях для писателя-реалиста» он сформулирует: «Если хочешь что-нибудь изобразить, сначала представь себе это совершенно ясно: запах, вкус, положение фигуры, выражение лица. Изучай, прислушивайся, как говорят. Живописуй образ речью самого говорящего. А главное, работай живя. Ты — репортер жизни».

«Олеся» была написана до появления русских переводов «Пана» и «Виктории», в «газетной» ее редакции 1898 года были весьма ощутимы отголоски тургеневских «Записок охотника», экспозиция повести, позже снятая Куприным, напоминала фабульно первые страницы повести Тургенева «Первая любовь». История милого, тонко чувствующего, «гуманного» героя, не выдержавшего испытания мощью, цельностью, самоотверженностью чувства «полесской колдуньи» — одна из первых попыток Куприна найти в своих персонажах силу жизни и нравственное здоровье. Сама же Олеся стоит первой в ряду романтических женских образов прозы Куприна.

Рубеж веков становится для Куприна временем творческого кризиса, окончательного выбора между положением преуспевающего провинциального фельетониста - беллетриста и творческим самоопределением истинного писателя.

Осень 1901 г. — начало решительного и быстрого перелома в судьбе Куприна. Он знакомится в Москве с участниками «Среды» Телешова. Тогда же Куприн получает от Миролюбова приглашение переехать в Петербург и возглавить беллетристический отдел «Журнала для всех». По приезде Куприн был введен Буниным в дом Давыдовой, издательницы журнала «Мир Божий». В феврале 1902 г. Мария Карловна Давыдова, приемная дочь издательницы, стала женою Куприна. Он взял на себя ведение беллетристического отдела «Мира Божия», а фактически стал вместе с Богдановичем и Батюшковым соредактором журнала.

Работа над «Поединком» затянулась почти до весны 1905 года. Осенью 1904 г. Куприн работает над этой повестью в Балаклаве, отсылая завершенные главы Горькому. Зимой 1905 г. работа над текстом продолжалась. В мае 1905 г. в шестом сборнике товарищества «Знание» повесть вышла в свет — и тотчас стала литературной сенсацией. На восприятие «Поединка» мощно повлияла трагическая хроника русско-японской войны и соответствующие настроения в обществе: 2 января 1905 г. пал Порт-Артур, в конце мая, в дни выхода повести в свет, русский флот был разбит в Цусимском сражении. Многие биографические обстоятельства (происхождение из Наровчата, обстоятельства воспитания, любовь к цирку и зверям, тайные занятия словесностью, мечты об Академии Генерального штаба) сближают героя и автора. Прототипами Шурочки и Николаева, полковника Шульговича,— были реальные люди из полкового окружения Куприна, а в образе корпусного командира первые читатели «Поединка» узнавали генерала Драгомирова. Несомненно и психологическое сходство Ромашова и юного Куприна.

Ромашов и Назанский есть две стороны натуры автора, два его я, между которыми неоднократно чувствовался разлад. Назанский — позднейший я, выработанный жизнью, но и надломленный ею; он убежденный индивидуалист, гордый человек. Ромашов мягче, нежнее, он податлив и слабоволен, но в то же время человечнее. Надлежало показать возможность синтеза двух начал. Куприн мечтал сделать «воскрешенного» Ромашова главным героем романа «Нищие», в котором были бы изображены «годы репортерства в страшной бедности и веселой молодости. «Поединок» нельзя считать ни беллетризованной автобиографией, ни беллетризованной историей жизни 46-го Днепровского пехотного полка. Примечательна и «философия» «Поединка». К этому пласту относятся не только лихорадочные монологи Назанского. В размышлениях Ромашова до предела доходит характерный для героев ранней прозы Куприна глубокое недоверие к устоявшемуся миропорядку, недоверие ко всем его уровням. Жесткая наблюдательность, язвительная ирония автора простирается от страстей Раисы Петерсон и гусарства офицеров «у женщин» до основополагающих категорий социальной и душевной жизни. Ромашов приходит к выводу: «огромное большинство интеллигентных профессий основано исключительно на недоверии к человеческой честности, а деятельность священников, докторов, педагогов, адвокатов и судей в реальности обязательно вырождается в «халатность, в холодную и мертвую формалистику, в привычное и постыдное равнодушие». Мучительно размышляя о феномене военной службы, герой приходит к следующему: «Я умру, и не будет больше ни родины, ни врагов, ни чести. Они живут, пока живет мое сознание. Но исчезни и родина, и честь, и мундир, и все великие слова,— мое Я останется неприкосновенным. Стало быть, все-таки мое Я важнее всех этих понятий о долге, о чести, о любви? Вот я служу. А вдруг мое Я скажет: не хочу!».

Очерки «Гамбринус» (1906), «Листригоны» (1907—1911). Паустовский о «Гамбринусе»: «Все в этом рассказе было точно, как протокол, и вместе с тем рассказ был гуманен до слез и живописен, как летний вечер. Следовало помнить о благородной чувствительности и человечности самого Куприна. Они-то и сообщали этому рассказу черты подлинного большого искусства».

На примере цикла «Листригоны» особо видны своеобразие видения мира и специфика жанра очерка в его творчестве. Цикл тесно связан с традицией русского очерка конца XIX века и все же весьма далек от нее содержательно и стилистически. Здесь нет ни единой цифры, нет публицистического начала, нет никаких размышлений о социально-экономическом положении рыбацких артелей Черноморья. Репортер жизни с протокольной точностью фиксирует цвета, звуки, запахи, с необыкновенной яркостью описывая ночной лов, фосфоресцирующие огоньки моря, всплеск дельфина, вечер в греческой кофейне, зимний лов белуги, разницу между свойствами ветров, тихие ночные часы ранней осени среди моря вдали от невидимых берегов, «когда мы, вдвоем или втроем, при желтом свете ручного фонаря, попивали молодое розовое местное вино, пахнувшее свежераздавленным виноградом». Повествование наполнено «описаниями», почти — короткими

стихотворениями в прозе; жанр равнозначен пейзажу и натюрморту.

Тема любви приобретает новое звучание, новую высоту в прозе Куприна. Вероятно, это связано и с изменениями в жизни писателя: в 1907 г., после окончательного разрыва Куприна со второй женой писателя становится Елизавета Гейнрих. В этом же году написана повесть «Суламифь», попытка прозаического переложения «Песни песней», редкий для прозы Куприна образец стилизации. Работе над «Суламифью» предшествовали увлечение поэтической образностью Ветхого Завета, знакомство с оригиналом «Песни песней». Критика упрекала Куприна в некоторой «археологичности» и тяжеловесности стилизации, отмечая в то же время принципиальное отличие страстной, чувственной, чистой, трагической прозы «Суламифи» от словесности, трактующей «проблему пола» и довольно характерной для отечественной беллетристики.

Тема любви, тема «торжества человека», наконец, «влечение к героическим сюжетам» находят развитие в новелле «Гранатовый браслет» (1910). Фабула рассказа «Гранатовый браслет» восходит к эпизоду семейной хроники Любимовых, свойственников и добрых знакомых Куприна. История «маленького телеграфного чиновника Жолтикова, который был так безнадежно, трогательно и самоотверженно влюблен в жену Любимова была известна писателю с начала 1900-х годов. И ощутимо романтизирована им. Над рассказом Куприн работал

осенью 1910 г., тщательно шлифуя текст. В конце 1900-х—начале 1910-х годов Куприн работал над романом «Яма».

В начале июля 1920 г. Куприн с семьей выезжает из Гельсингфорса в Париж. Начинаются годы эмиграции.

Любовь к жизни и отечеству, к юности и Москве, «русской армии и русской государственности», ясное, нравственно здоровое, восторженное, рыцарственное мировидение легли в основу лучшей его книги эмигрантского периода — романа «Юнкера».







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.207.252.123 (0.019 с.)