Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
И.А. Бунин. Тема любви в прозе.
Похожие статьи вашей тематики
Наиболее глубокое раскрытие нашла в цикле рассказов «Темные аллеи».
• Цикл «Темные аллеи» И. А. Бунина состоит из 38 рассказов, написанных во время второй мировой войны. Среди них «Натали», «Ворон», «Визитные карточки», «В Париже» и многие другие.
• Все рассказы, вошедшие в сборник, объединяет тема несчастной любви.
• Образ любви в творчестве Бунина - это особый синтез духа и плоти. Дух, по Бунину, невозможно постичь, не познав плоти.
• Любовь в произведениях Бунина - это земная радость, загадочное влечение одного пола к другому.
• Бунинское изображение любви по меркам целомудренной и аскетической русской литературы предельно откровенно и смело.
• Любовь у Бунина в некотором смысле преступна - это переступание нормы, выход за рамки обыденности.
Любовь у Бунина не переходит в семейное русло, не разрешается счастливым браком. Бунин лишает своих героев вечного счастья, лишает потому, что к нему привыкают, а привычка приводит к потере любви
|
Главные герои рассказа «Темные аллеи» - их судьбы и характеры
Рассказ «Темные аллеи», давший название циклу, написан в 1938 г. Сюжет рассказа основан на встрече героев после тридцатилетней разлуки.
|
Главные герои
| Надежда - бывшая крепостная крестьянка
| Николай Алексеевич - дворянин
| Получила вольную от своих хозяев, стала хозяйкой казенной почтовой станции.
| Пренебрежительно относится к низшему сословию.
| Смогла устроиться в жизни благодаря своему умению «хозяйствовать» и уму. «Баба - ума палата. И всё, говорят, богатеет. Деньги в рост дает».
| Военный, сделавший хорошую карьеру.
| В молодости Николай Алексеевич и Надежда любили друг друга. Николай Алексеевич «очень бессердечно» бросил Надежду, она даже хотела «руки на себя наложить».
| Продолжает любить, но не может простить предательства.
| Слабый человек. Предрассудки смогли победить в нем любовь.
| В сердце героини нет прощения за то зло и
несчастье, которое она пережила столько лет назад.
| Считает отношения с Надеждой «историей пошлой, обыкновенной», но при этом понимает, что именно Надежда «дала ему лучшие минуты жизни», потеряв ее, он потерял самое дорогое, что имел в жизни.
| Причиной расставаний героев является общественное мнение: высший свет никогда бы не принял бывшую крепостную крестьянку в свой круг.
|
Художественные особенности рассказа
| В небольшом лирическом рассказе практически отсутствует сюжет
|
| Все повествование «держится» на описании чувств героев.
|
| Нет отношения автора ни к поступкам героев, ни сочувствия их состоянию.
|
| Бунин не поучает читателя, не читает нотаций. Каждый читатель должен все понять и решить для себя сам.
|
А. И. Куприн. Тема любви в прозе.
Причины обращения автора к теме любви
| Протестуя против пошлости и цинизма буржуазного общества, продажных чувств, писатель создает образы, удивительные по красоте и силе примера идеальной любви.
| Представление автора о том, какой должна быть любовь
| «Для любви нужен особый талант, как для музыки, живописи, скульптуры, пения, стихотворства».
| Какой представлена любовь в произведениях Куприна
| Автор пишет о трагедиях в любви и мгновениях настоящего счастья, чаще всего в произведениях Куприна любовь «сильна, как смерть», «бескорыстная и самоотверженная, не жаждущая награды». Для многих героев она остается «величайшей тайной в мире, трагедией».
| Произведения, в которых автор пишет о любви
| «Олеся», «Гранатовый браслет», «Суламифь» и др.
|
Олеся» - лесная сказка о любви
(главные герои, причины несостоявшегося счастья)
• В ранней прозе А. И. Куприна центральное место занимает повесть «Олеся». Это произведение Куприн относил к лучшим своим произведениям: «В этом рассказе больше, чем в других моих рассказах, моей души».
• События, изображенные в повести, происходят в Волынской губернии, на окраине Полесья.
| Распределение героев в рассказе:
Повествование построено на противопоставлении героев
| Представители мира природы, несущие в себе красоту, мир и добро
| все остальные - люди, отягощенные завистью, злобой, ограниченные в духовном развитии
| Олеся, Мануйилиха
| жители Полесья
| Иван Тимофеевич
| Ярмола
| А рядом - природа, прекрасная во всех своих проявлениях.
| Главные герои рассказа:
Олеся
| Иван Тимофеевич
| Прекрасный «естественный человек», выражающий свою сущность в любви.
| Выросший в жестоком «цивилизованном» обществе, русский дворянин вынужден принимать условности его существования, и это не может не отразиться на его характере.
| «Большие, блестящие темные глаза, которым тонкие надломленные посредине брови придавали неуловимый оттенок лукавства, властности и наивности», «первобытное и яркое воображение», «гибкий, подвижный ум».
| «Человек Вы хотя и добрый, но слабый... Доброта Ваша не хорошая, не сердечная. Слову Вы своему не господин. Над людьми любите верх брать, а сами им хотя и не хотите, но подчиняетесь».
| В характере героини слились гордость, независимость и самоотверженность с удивительной чуткостью и утонченностью переживаний.
| Он будто мягок, отзывчив и искренен.
| Наделенная небывалой силой душа Олеси вносит гармонию в заведомо противоречивые отношения с Иваном Тимофеевичем.
| Иван Тимофеевич не в состоянии разрушить стену, разделяющую духовный мир «дочери природы» и свой собственный.
| Несмотря на взаимную любовь, главные герои находятся в полярных отношениях.
|
Гранатовый браслет» - повесть о любви, которая бывает только раз в тысячу лет
• К. Г. Паустовский о повести «Гранатовый браслет» пишет: «Один из самых благоуханных рассказов о любви - и самых печальных».
• В этом рассказе Куприн поведал историю о том, как мелкий чиновник, робкий мечтатель и глубоко чувствующий человек, влюбляется в княгиню безнадежно, беззаветно, безответно.
• Основная тема рассказа состоит в том, чтобы «показать духовно преображающую, про- светляющую силу всепоглощающего чувства любви», как писал Куприн.
| Главные герои повести
Княгиня Вера Николаевна
| Телеграфист Желтков
| ? Благородная натура, тонко чувствующая возвышенное и прекрасное. Однако ее «Я» погружено в некий самоуспокоеный сон. Красивая и холодная.
? Вера «была строго проста, со всеми холодно и немного свысока любезна, независимо и царственно спокойна». Она производит впечатление равнодушной особы.
? «В эту секунду она поняла, что та любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо нее!»
| ? Небогатый, малограмотный чиновник, робкий мечтатель и глубоко чувствующий человек, одержим «сильной, как смерть, любовью» к княгине Вере.
? Любит Веру Николаевну тем страстным, испепеляющим чувством, которое заключает в себе весь смысл жизни - всю вселенную!»
? Смерть не страшит героя. Его любовь сильнее смерти. Благодарен той, которая вызвала в его сердце это превосходное чувство, возвысившее его, маленького человека, над суетным миром, миром несправедливости и злобы.
| Позже князь Шеин признается жене: «Для него (Желткова) не существует жизни без тебя. Мне казалось, что я присутствую при громадном страдании, от которого люди умирают, и я даже почти понял, что передо мною мертвый человек. Понимаешь, Вера, я и не знал, как себя держать, что мне делать».
| Желтков умирает, посылая восторженное благословение прекрасной женщине: «Да святится имя твое», но не умирает великое чувство, «поразившее» его. Оно становится причиной духовного воскрешения княгини, раскрывает перед ней мир неведомых до той поры переживаний, поскольку отношения с мужем никогда не были таким «чудом».
| Главные герои произведения проходят испытание любовью:
Княгиня
| Телеграфист
| Любовь - она чистая, высокая и недосягаемая мечта.
| Любовь - «крепка, как смерть...»
| Он выше царей и цариц, ибо любовь открыла его избранничество, обнаружила в нем могучую и светлую силу жизни, человеческую красоту, которая останется в веках как памятник величия сердца простого человека.
| Куприн верит в чудо любви. Он проповедует ее равной для всех.
|
А. М. Горький от повести был в восторге:
«А какая превосходная вещь "Гранатовый браслет" Куприна...
Чудесно! И я - рад! Начинается хорошая литература!»
|
Произведения А.М. Горького
|