Возрастная динамика метафорического содержания смысла любви 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Возрастная динамика метафорического содержания смысла любви



Актуальность проблемы. Потребность в любви актуальна для любого возраста и не зависит от пола. Но, как показывает практика, для многих людей это стремление остается неудовлетворенным. Образовательным учреждениям, психологическим службам, СМИ, медицине необходимы практически ориентированные теории любви, технологии работы в рамках психоконсультирования, психотерапии, психологического тренинга с проблемами в близких отношениях, курсы по психологии эмоций, любви, семьи, гендерного воспитания детей. Исследование возрастного аспекта смысла любви позволит осуществлять психопрофилактическое сопровождение согласно ценностным потребностям субъектов на разных жизненных этапах.

Тема любви прослеживается от древнегреческих философов, она также встречается в христианской этике. В психологии проблемой любви занимались: З. Фрейд, К. Г. Юнг, Э. Фромм, К. Хорни, К. Э. Изард, Т. Н. Горобец, М. И. Розенова, А. Лоуэн, Л. Бурбо и другие. Представления о любви меняются вместе с развитием личности человека.Эмпирическое исследование возрастной динамики смысла любви охватило собой три возрастные группы, наиболее сензитивных к исследуемой проблематике: старшеклассников, студентов и молодые семейные пары. Предмет исследования – психологические аспекты метафорического содержания возрастной динамики смысла любви для старшеклассников, студентов и молодых семейных пар. Мы высказываем предположение о том, что существует преемственность понимания феномена любви для разных возрастных групп, а именно: содержание любви расширяется, усложняется, углубляется с возрастом респондентов, что связано с приобретением жизненного опыта, появлением психических новообразований и изменением социальной ситуации развития. Для проверки предположения было применено следующие методы исследования: опрос и контент-анализ.

Изложение основного материала. Анализ философских и психологических теорий любви показывает значительную вариативность представлений о сущности и структуре феномена любви. Возможно предположить такую же вариативность представлений и на уровне обыденного сознания. Вместе с тем из многообразия представлений можно вычленить общекультурную модель любви как многоплоскостного явления, имеющего чрезвычайно сложное содержание. Любовь рассматривается прежде всего как непосредственное, интимное и глубокое чувство, предметом которого является другой человек. Однако любовь не является простым чувством: подлинная любовь проявляется в отношении к другому, предполагает заинтересованность в жизни другого и желание способствовать его личностному развитию, готовность к самоотверженности, заботе. Любовь рассматривается как единственный способ познания и понимания другого человека в его глубинной сущности. Любовь выступает той силой, которая может преобразовать и обогатить личность человека, усилить полноту восприятия жизни. В эмоциональной сфере любовь рассматривается как единение с другим, единство духовного и телесного, как такое слияние с человеком, при котором сохраняется собственная целостность, индивидуальность и происходит обретение своего настоящего Я. Таким образом, в общекультурной идеальной модели любовь раскрывается как сложное явление, интегрирующее в себе переживание, отношение к другому, единение с другим [3].

Выработанная в результате теоретического анализа общекультурная модель любви служит своего рода эталоном, высшим образцом, с которым в данной работе сопоставляются представления о любви у современных подростков и юношей.

Ближе всего к теме нашего исследования подходят работы, изучающие представления старшеклассников о семейной жизни (И. В. Дубровина и др., 1980; И. К. Кузнецова, 1987; A. M. Прихожан, 1983; Т. А. Флоренская, 1980; Т. И. Юферева, 1985, 1987; и др.) [3].

Поиски смысла жизни, своего места в мире, самоопределение и самопознание составляют основное содержание психологического развития в период ранней юности [2; 4-5]. Старшеклассники пытаются определить для себя сущность любви и через любовь понять особенности собственной личности. Первая любовь, которая наступает, как правило, именно в период ранней юности, делает старшеклассников особенно сензитивными к данной проблематике.

В студенческие годы меняется социальная ситуация развития молодежи: увеличивается свобода, ослабляется родительский надзор, расширяется круг знакомых, возникают стабильные отношения с противоположным полом, связанные с планами создания семьи. Основной психологический конфликт молодежи в 20-25 лет: близость-изоляция [2; 5]. При его положительном разрешении, установлении близких, доверительных отношений формируется новое качество личности – любовь.

Кардинально меняется социальная ситуация развития молодых людей в момент создания семьи [6, 7]: процесс выбора партнера завершен, начинается этап создания семейных ценностей, установления семейных ролей, распределения обязанностей. Одной из главных задач молодой семьи является сохранение и развитие чувства любви, которое в современных семьях является основным мотивом заключения брака. Итак, выбор трех возрастных групп: старшеклассники, студенты, молодые семейные пары – позволяет отследить динамику представлений о любви при изменении социальной ситуации формирования близких отношений, по мере приобретения человеком жизненного опыта.

Исследование связано с выявлением сущности и природы самой любви через анализ метафорического ряда, который ассоциируется с любовью. Обращение к естественному языку было неслучайным. В условиях отсутствия научного определения любви, неопределенности границ и содержания этого феномена для создания валидной и надежной модели любви имело смысл обратиться непосредственно к значению слова в языке, к пониманию этого феномена реальными людьми. Язык: обыденный и научный, понятийные системы – метафорические, что является отражением метафоричности сознания, мышления и деятельности [1].

Метафора – это использование переносного значения слова, уподобление одного предмета другому по принципу сходства или контраста. Метафоры упорядочивают действительность, позволяя человеку ориентироваться в ней. Метафоры отражают как общекультурный, так и личный опыт человека; исследование метафор делает возможным анализ культурного контекста и индивидуального сознания. Целесообразность исследования любви через метафоры связана с тем, что любовь сама по себе понятие метафорическое, использование метафор соответствует объекту исследования, метафоры позволяют вписать любовь в целостную систему представлений о мире, выявить осознанные и неосознанные смыслы понятия любви.

Итак, в основе эксперимента лежит использование метафор как инструмента для изучения феномена любви. Испытуемым предлагалось подобрать сравнение к слову любовь, к каждому сравнению необходимо было написать определение и антоним к определению.

Инструкция: "В данном эксперименте нас интересует, что люди имеют в виду, используя те или иные понятия. Дайте, пожалуйста, определение понятию "любовь": любовь – это... А теперь подумайте, с чем можно сравнить любовь. Напишите все ассоциации, которые приходят Вам в голову. Нас интересует именно Ваше личное мнение, неправильных сравнений не бывает. А теперь подберите прилагательное к каждой из ассоциаций, а рядом напишите противоположное свойство. Например, любовь можно сравнить с дорогой, к слову "дорога" подбираем определения – прилагательное, например, тяжелая, а теперь пишем противоположное свойство – например, легкая. Записываем: любовь – дорога – тяжелая – легкая. Время работы не ограничено".

В исследовании приняли участие старшеклассники, студенты и молодые семейные пары в возрасте от 15 до 25 лет в общем количестве 14 человек. В результате было получено около 50 пар "метафора – дескрипторы" (Таблица 1).

Таблица 1. Метафорический смысл понятия "любовь"

Возрастная группа Сравнение Имя прилагательное и противоположное свойство
Старшеклассники солнце, улыбка, море, полет, безумие, свет, семья, нежность, свадьба, верность, лестница тусклое – яркое, пасмурная – светлая, бурное – спокойное, отвратительный – прекрасный, сплошное – незначительное, тусклый – яркий, большая – маленькая, чистая – грязная, пышная – скромная, настоящая – фальшивая, крутая – пологая
Студенты море, земля, наркотик, водопад, Вселенная, кофе, небо, ветер, бриллиант, солнце, танец, воздух, огонь, ветер, птица, радуга, цветок, сердце глубокое – мелкое, плодородная – бесплодная, мощный – слабый, спокойный – бурный, бесконечная – конечная, горячее – холодное, облачное – безоблачное, сильный – слабый, настоящий – искусственный, ласковое – палящее, искусный – бездарный, чистый – грязный, горящий – угасающий, теплый – холодный, свободная – порабощенная, яркая – тусклая, агрессивный – нежный, разбитое – целостное
Молодые семейные пары воздух, солнце, радость, удовольствие, полет, эйфория, Вселенная, наслаждение, добро, восторг, томление, пустыня, море, река, огонь, танец, океан, путь, бездна, море, лес необходимый – ненужный, светлое – темное, повседневная – отсутствующая, счастливое – примитивное, высокий – низкий, сильная – слабая, бесконечная – конечная, сладкое – горькое, безграничное – ограниченное, неземной – приземленный, сладчайшее – горькое, безлюдная – многолюдная, огромное – маленькое, тихая – бурная, горящий – угасающий, одиночный – парный, бездонный – мелкий, сложный – простой, бездонная – мелкая, глубокое – мелкое, дремучий – жидкий

 

В результате контент-анализа определений, характеризующих любовь, можно выделить специфические черты для каждой возрастной группы. Так, старшеклассники еще не имеют глубокого понимания смысла понятия "любовь", потому описывают его несколькими словами, такими как "прекрасное чувство", "ценность", "счастье", "химическая реакция". Студенты более широко характеризуют любовь, описывая её оттенки и отдельные стороны: "взаимопонимание", "то, что царит над миром", "светлое и всеобъемлющее чувство радости, страсти, покоя и увлечения", "счастье на двоих, личностный рост партнеров, совместные интересы и ценности". Молодые семейные пары характеризуют любовь в религиозном контексте: "долго терпит, прощает", "состояние благости, благоговение", "свет, освещающий сердце" и в контексте активного взаимодействия с партнером: "желание сделать ради любимого все необходимое для его счастья", "отдача", "опора, поддержка".

Контент-анализ метафорического содержания понятия "любовь" позволил выделить следующие его характеристики для разных возрастных групп:

• старшеклассники – планеты, предметы, психические состояния, природные явления, мимика, чувства, праздник;

• студенты (дополнительно к вышеупомянутому) – вещества, движение, стихии;

• молодые семейные пары – сочетание всех вышеназванных категорий.

Старшеклассники ориентируются на внешние характеристики любви: "пышная или скромная", "отвратительная или прекрасная", "тусклая или яркая". Студенты описывают любовь как явление, которое будет или не будет иметь продолжения, обращают внимание на наличие проблем в отношениях: "плодородная или бесплодная", "бесконечная или конечная", "агрессивная или нежная", "свободная или порабощённая", "облачная или безоблачная". Молодые семейные пары характеризуют любовь как явление, проверенное годами: "сильная или слабая", "огромная или маленькая", "сладкая или горькая".

Выводы. Потребность в любви актуальна для людей всех возрастов. Представления о любви меняются на протяжении жизни человека. Наиболее сензитивным к данной проблематике является период юности.

Анализ метафорического ряда, выделенного старшеклассниками, студентами и молодыми семейными парами касательно смысла любви показал, что существует преемственность понимания феномена любви для разных возрастных групп, а именно: содержание любви расширяется, усложняется, углубляется с возрастом респондентов, что связано с приобретением жизненного опыта, появлением психических новообразований и изменением социальной ситуации развития. Перспективным является включение в исследование новых возрастных групп.

Результаты данного исследования могут использоваться в педагогике: для разработки спецкурсов по психологии любви для старшеклассников и студентов. Знание смыслов любви на разных возрастных этапах будут полезными для психолога-консультанта, психотерапевта и руководителя социально-психологических тренингов. Возможно применение результатов исследования для разработки рекламы, имиджа товаров для определенных групп потребителей, опираясь на ведущие потребности этой группы.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Гордон Д. Терапевтические метафоры: оказание помощи другим посредством зеркала / Дэвид Гордон. – СПб.: Белый кролик, 1995. – 196 с. – (Серия "NLP").

2. Кулагина И. Ю. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека: учеб. пособ. для студ. высш. учеб. завед. / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцких. – М.: Сфера, 2001. – С. 315-400.

3. Погодина А. В. Возрастные особенности представлений о любви в подростковом и раннем юношеском возрасте: автореф. дис. на соискание учён. степени канд. психол. наук: спец. 19.00.07 "Педагогическая и возрастная психология" / А. В. Погодина. – М., 1993. – 20 с.

4. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста: учеб. пособ. / Филип Райс; [8-е изд.]. – СПб.: Питер, 2000. – 656 с.: ил. – (Серия "Мастера психологии").

5. Хьелл Л. Теории личности: основные положения, исследования и применение / Л. Хьелл, Д. Зиглер // [пер. с англ. С. Меленевской, Д. Викторовой]. – СПб.: Питер, 2006. – 607 с.

6. Шнейдер Л. Б. Психология семейных отношений: курс лекций / Лидия Бернгардовна Шнейдер. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. – 512 с. – (Серия "Кафедра психологии").

7. Эйдемиллер Э. Г. Психология и психотерапия семьи / Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкис. – СПб.: Питер, 1999. – 656 с. – (Серия "Мастера психологии").

 

 

Черкаський національний університет імені Богдана Хмельницького

Психологічний факультет

Тетеріна Оксана Олександрівна

Науковий керівник – доцент кафедри прикладної психології, к. п. н.

Горобець Тетяна Вікторівна



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; просмотров: 323; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.251.68 (0.021 с.)