Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Символика цвета, имен и чисел в романе

Поиск

Основной цвет романа - желтый:

Герои Встречается желтый цвет
Раскольников Желтая каморка с желтенькими обоями; «Тяжелая, желчная, злая улыбка змеилась по его губам».
Соня Комната с «желтоватыми, обшмыганными и истасканными обоями».
Порфирий Петрович Мебель из «желтого отполированного дерева».
Свидригайлов Желтый цвет обоев в комнате гостиницы, где остановился герой.
Старуха-процентщица Одета в «истрепанную и пожелтелую кацавейку», комната об­ставлена мебелью из желтого дерева.
Желтый цвет в романе создает дополнительное ощущение болезненности, усиливает атмосферу нездоровья, расстройства, надрыва, истеричности и одновременно затхлости и безысходности.

У Достоевского тщательно продуманы имена и фамилии героев:

Имя Его значение в романе
Раскольников «Раскол» - «раздвоение» - с одной стороны страстная любовь к людям, с другой - полное безразличие к своим интересам.
София Смиренномудрие, Соня Мармеладова - смиренно несет крест, вы­павший на ее долю, и верит в победу добра и справедливости.
Лебезятников Человек, способный подличать, лебезить, поддакивать. Но автор переводит героя в новую категорию (сцена со сторублевкой), когда честное сердце Лебезятникова не выдерживает и он вступается за Сонечку и раскрывает замысел Лужина.
Авдотья Романовна (сестра Раскольникова) Прототипом этой героини является Авдотья Яковлевна Панаева, первая любовь писателя.
Разумихин Рассудительный Лужин, ошибаясь, называет героя «Рассудкиным».
Лизавета Ивановна «Елисавета» - почитающая Бога.

Число «три» в романе

Герой Как связан с числом «3»
Марфа Петровна Оставила три тысячи рублей Дуне по завещанию.
Соня Вынесла Мармеладову на похмелье свои последние тридцать копеек.
Соня Катерине Ивановне «выложила тридцать целковых».
Марфа Петровна Выкупила Свидригайлова за тридцать тысяч сребреников.
Свидригайлов Хотел предложить Дуне до тридцати тысяч.
Раскольников Трижды позвонил в колокольчик старухи.
Раскольников Трижды встречается с Порфирием Петровичем.
Дуня Стреляет в Свидригайлова в трех шагах.
Разумихин Три часа дожидается, пока проснется Раскольников.
Свидригайлов Вручает Соне три билета.
Марфа Петровна «Три раза приходила» к Свидригайлову.
Раскольников Думает, что у Сони три дороги, когда она стоит в трех шагах от стола.
Соня В ее комнате три больших окна.

Число «семь» в романе

? Согласно учению пифагорийцев, число 7 является символом святости, здоровья и разума, Число 7 называют «истинно святым числом», так как число 7-это соединение числа 3, символизирующего божественное совершенство, и числа 4, числа, которое относят к числам мирового порядка. Напрашивается вывод, что число 7 является символом «союза» Бога с че­ловеком, символом общения между Богом и его творением.
Деталь, эпизод романа Как связано с числом «7»?
Сам роман Состоит из 6 частей и эпилога.
1-я и 2-я части романа Состоят из 7 глав.
7 часов вечера Роковое время для Раскольникова, так как на это время он назначает убийство старухи-процентщицы.
7 лет каторги Такой срок определен в качестве наказания герою романа.
7 лет Прожил Свидригайлов со своей женой, Марфой Петровной.
7 детей У портного Капернаумова.
Раскольников в 7 лет Видит сон, в котором представляет себя семилетним мальчиком.
730 шагов До дома старухи-процентщицы.

Теория Раскольникова

В романе автор представляет теорию Раскольникова

о «делении людей на два разряда»

Обыкновенные люди Необыкновенные люди
«Материал, служащий единственно для зарождения себе подобных». «Имеющие дар или талант сказать в среде своей новое слово».
Живут в послушании. Переступают закон во имя лучшего.
Эти люди не могут заслуживать к себе сожаления, их жизнь ничего не стоит, если ей придется жертвовать для достижения великих целей «особенным людям». Если ради своей идеи таким людям необходимо бу­дет переступить «через труп, через кровь», то они «внутри себя, по совести» могут «дать себе разре­шение перешагнуть через кровь».
«Обыкновенный» человек, слабый и бессильный, не способный изме­нить своей участи. Ликург, Соломон, Магомет, Наполеон - «необыкно­венные» люди, давали новые законы жизни, меняли жизнь, разрушая старое, не останавливаясь перед необходимостью пролития крови.
Раскольников в своей теории утверждает, что на земле нет справедливости и должен прийти спаситель, который разрушит несправедливое общество и создаст общество счастливых людей. Но при этом Раскольников путь к счастью людей видит в необходи­мости насилия и пролития крови.

 

Основная формула теории Раскольникова

За одну жизнь - тысячи жизней, спасенных от гниения и разложения.
Одна смерть и сто жизней взамен.
«Да ведь тут арифметика!»

 

 

Герой ищет ответ на вопрос: можно ли, преступив законы нравственности, прийти к счастью?

 

Причины преступления

Социальные Нравственные
Крайняя степень нищеты героя. Желание проверить теорию.
Болезненное и раздраженное со­стояние героя. Понять, к какой категории относится сам герой (Раскольников).
Всеобщая несправедливость жизни. Боль за униженных бедных, великая любовь к людям.
Знакомство с Мармеладовым и рас­сказ Мармеладова о своей семье.  
Письмо матери с сообщением о пред­полагаемом замужестве сестры Дуни.  
Встреча на бульваре с обманутой девушкой.  

Раскольников о мотивах преступления в разговоре с Соней:

  ...ну да, чтоб ограбить...
  ...если б только я зарезал из того, что голоден был, то я бы теперь... счастлив был!
  Вот что: я хотел наполеоном сделаться, оттого и убил...
  Ну, вот и я решил, завладев старухиными деньгами, употребить их на мои первые годы, не мучая мать на обеспечение себя в университете, на первые шаги после университета... и на новую независимую дорогу стать...
  И я теперь знаю, Соня, что крепок и силен умом и духом, тот над ними и властелин! Кто много посмеет, тот у них и прав...
  И не деньги, главное, нужны мне были, Соня, когда я убил; не столько деньги нужны были, как другое... Другое толкало меня под руки; мне надо было узнать тогда, и поско­рее узнать, вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить, или не смогу! Ос­мелюсь ли нагнуться и взять, или нет? Тварь ли я дрожащая, или право имею...

Хроника преступления

Было задумано Произошло на самом деле
Назначил время преступления на семь вечера, так как Лизаветы не должно быть дома. Чуть не пропустил назначенный срок.
Поменять шляпу на картуз. Забыл, пошел в шляпе.
Взять топор в кухне. В кухне взять топор не смог, случайно взял в каморке дворника.
Должен был быть осторожным и преду­смотрительным. Забывает проверить, закрыта ли на крючок вход­ная дверь в квартире старухи-процентщицы.
Собирался убить «зловредную, гадкую, никому не нужную вошь», освободить от нее Лизавету. Убивает и Лизавету, самую незащищенную и слабую.
На вырученные деньги собирался изме­нить свою жизнь и облегчить жизнь самым близким для него людям. Не может воспользоваться украденным, от самых дорогих людей вынужден отгородиться молчанием.

Петербург в романе

• Город - не фон, на котором разворачивается действие романа, а один из героев романа.

 

1. Двойственность Петербурга
Грязные и душные улицы, пыльные и вонючие площади Величественная, прохладная Нева.
2. Совпадение состояния героев и города
Герои чувствуют себя одинокими, они раздражены и в то же время беззащитны (Мармеладов, Катерина Ивановна, Соня, Лизавета, Раскольников). Город погружен в духоту, он сам является причиной для раздражения и болезненного состояния героев.
3. Общее впечатление, которое создают описания улиц, площадей, людей на улицах и в распивочных - это ощущение враждебности, атмосфера безысходности. Город как бы теснит, давит людей, подталкивает их к скандалам и даже на преступления.

Интерьеры в романе

Герой Где он живет
Рас- коль- ников Каморка, гроб, шкаф: «Это была крошечная клетушка, шагов в шесть дли­ной, имевшая самый жалкий вид со своими желтенькими пыльными и всюду отставшими от стен обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому чело­веку становилось в ней жутко...» (часть 1, гл. 3).
Соня «Сарай»: «Сонина комната походила как будто на сарай, имела вид весьма неправильного четырехугольника, и это придавало ей что-то уродливое. Стена стремя окнами, выходившая на канаву, перерезывала комнату как-то вкось, отчего один угол, ужасно острый, убегал куда-то вглубь... другой же угол был уж слишком безобразно тупой. Во всей этой большой комнате почти совсем не было мебели...» (часть 4, гл. 4).
Мар- мела- довы Проходной угол: «Беднейшая комната шагов в десять в длину... Через задний угол была протянута дырявая простыня. За нею, вероятно, поме­щалась кровать. В самой же комнате было всего только два стула и клеен­чатый очень ободранный диван, перед которым стоял старый, кухонный сосновый стол... на краю стоял догоравший сальный огарок в железном подсвечнике» (часть 1, гл. 2).

Двойники Раскольникова

  Петр Петрович Лужин Аркадий Иванович Свидригайлов
Теория «Возлюби, прежде всех одного себя, ибо все на свете на личном интересе основа­но. Возлюбишь одного себя, то и дела свои обделаешь как следует и кафтан твой останется цел...» «Человеку все позволено»
Поступки Желание жениться на Дуне, чтобы вла­ствовать над ней и держать ее в посто­янной зависимости от себя. Пытается опорочить Соню, для чего под­совывает ей сторублевую купюру. Этот поступок нужен Лужину, чтобы поссорить Родиона Раскольникова с родственниками. Азартный игрок; доводит до самоубийства своего слугу Филиппа; жестоко оскорбил девочку, пытался обесчестить Дуню; его подозревают в причастности к отравле­нию его жены; подслушал признание Рас­кольникова о совершении убийства; пытается шантажировать Дуню, угрожая донести на Родиона Раскольникова. Но: дает деньги на содержание сирот Кате­рины Ивановны и Соне, чтобы она могла сопровождать Раскольникова на каторгу. Заканчивает жизнь самоубийством.
Что объединяет героев и отличает их от Раскольникова Считают себя «сильными мира сего», живут и действуют по принципу «все позволено», их теории приобретают откровенно бесчело­вечный, циничный характер.

Две правды в романе

Соня Раскольников
преступники
Преступает нравственный закон. Преступает уголовный закон.
Чтобы облегчить жизнь близких приносит в жертву себя. Чтобы проверить правильность своей теории приносит в жертву двух беззащитных женщин.
Страдания достигают предела. Идет на по­зор, унижения. Бунтарь, не желающий смириться с неспра­ведливыми законами общества.
Не возмущается и не протестует. Ее удел - незаметное подвижничество. Мания превосходства и вседозволенности.
Все ее поступки определяются христиан­скими заповедями и религиозными законами. Свои совершает на основании придуманной теории о «сильной личности». Чувствует уяз­вимость своей теории, несостоятельность и обреченность индивидуализма.
Героев спасет вера, сострадание, им помогает сила души и характера. Каждый из героев приходит к осознанию ценности любой человеческой жизни.

Роман Л.Н. Толстого "Война и мир"

История создания романа

• Создавался автором на протяжении семи лет: 1863-1869 гг.
• Все автографы романа (или копии с них) дошли до наших дней почти полностью. Они составляют более пяти тысяч листов, заполненных в большинстве своем с обеих сторон.
• «Я затеял месяца 4 тому назад роман, героем которого должен быть возвращающийся декабрист... Декабрист мой должен быть энтузиаст, мистик, христианин, возвращающийся в 56 году в Россию с женой, сыном и дочерью и примеряющий свой строгий и несколько идеальный взгляд к новой России». (Л. Толстой)
• Замысел романа менялся несколько раз, о чем говорят названия ранних редакций: «Три поры», «Все хорошо, что хорошо кончается», «1805 год».
• Первоначально в основу сюжета должна была быть положена история жизни главного героя (декабриста), который в 1856 г. вместе с семьей возвращается из ссылки.
• Чтобы объяснить причину пребывания героя в Сибири автор вынужден обратиться к истории 1825 г.
• Молодость героя приходится на 1812 г., откуда и намеревается Толстой по новому замыслу начать свой роман.
• Чтобы рассказывать о победах русской армии в войне 1812 г., Толстой считает необходимым рассказать и о трагических страницах истории, которые относятся к 1805 г.

 

Таким образом, замысел романа менялся Толстым несколько раз и приобрел окончательный вариант: «Итак, от 1856 года возвратившись к 1805 году, я с этого времени намерен провести уже не одного, а многих моих героинь и героев через исторические события 1805,1807,1812,1825 и 1856 года». (Л. Толстой)

Особенности жанра

«Это не роман, еще менее историческая хроника. "Война и мир" есть то, что хотел и мог выразить автор в той форме, в которой оно выразилось». (Л. Толстой)
Признаки эпического начала повествования: • Насыщенность крупными, катастрофическими событиями. • Испытания героев исключительными обстоятельствами. • Раскрытие необыкновенных способностей человека, его душевных сил. • Использование приема антитезы, резкого контраста. • Отсутствие границ между прозаическим и поэтическим в описании всемирно-исторических событий.

Смысл названия

Война Мир
Военные столкновения враждующих армий. Жизнь народа, не находящегося в состоянии войны.
Вражда, непонимание, эгоистический расчет. Это крестьянский сход.
Разъединение. «Омут жизни», «вздор и путаница» будничных интересов.
Конфликты и столкновения между людьми, все, что вносит разлад. Весь народ, без различия сословий, одушевленный единым чувством боли за поруганное Отечество.
Дуэль и поединок между героями. Это ближайшее окружение человека, которое он всегда носит с собой.
Конфликт человека с самим собой. Весь свет. Вселенная.
Насилие и кровопролитие, зло. Братство людей, независимо от национальности и классовых различий.
Все, что разрушает гармонию. Здоровье, труд, отдых, интересы, увлечения, дружба.
Это смерть. Это жизнь.


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 8871; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.125.236 (0.015 с.)