Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Символика цвета, имен и чисел в романе
Похожие статьи вашей тематики
Основной цвет романа - желтый:
Герои
| Встречается желтый цвет
| Раскольников
| Желтая каморка с желтенькими обоями; «Тяжелая, желчная, злая улыбка змеилась по его губам».
| Соня
| Комната с «желтоватыми, обшмыганными и истасканными обоями».
| Порфирий Петрович
| Мебель из «желтого отполированного дерева».
| Свидригайлов
| Желтый цвет обоев в комнате гостиницы, где остановился герой.
| Старуха-процентщица
| Одета в «истрепанную и пожелтелую кацавейку», комната обставлена мебелью из желтого дерева.
| Желтый цвет в романе создает дополнительное ощущение болезненности, усиливает атмосферу нездоровья, расстройства, надрыва, истеричности и одновременно затхлости и безысходности.
| У Достоевского тщательно продуманы имена и фамилии героев:
Имя
| Его значение в романе
| Раскольников
| «Раскол» - «раздвоение» - с одной стороны страстная любовь к людям, с другой - полное безразличие к своим интересам.
| София
| Смиренномудрие, Соня Мармеладова - смиренно несет крест, выпавший на ее долю, и верит в победу добра и справедливости.
| Лебезятников
| Человек, способный подличать, лебезить, поддакивать. Но автор переводит героя в новую категорию (сцена со сторублевкой), когда честное сердце Лебезятникова не выдерживает и он вступается за Сонечку и раскрывает замысел Лужина.
| Авдотья Романовна (сестра Раскольникова)
| Прототипом этой героини является Авдотья Яковлевна Панаева, первая любовь писателя.
| Разумихин
| Рассудительный Лужин, ошибаясь, называет героя «Рассудкиным».
| Лизавета Ивановна
| «Елисавета» - почитающая Бога.
| Число «три» в романе
Герой
| Как связан с числом «3»
| Марфа Петровна
| Оставила три тысячи рублей Дуне по завещанию.
| Соня
| Вынесла Мармеладову на похмелье свои последние тридцать копеек.
| Соня
| Катерине Ивановне «выложила тридцать целковых».
| Марфа Петровна
| Выкупила Свидригайлова за тридцать тысяч сребреников.
| Свидригайлов
| Хотел предложить Дуне до тридцати тысяч.
| Раскольников
| Трижды позвонил в колокольчик старухи.
| Раскольников
| Трижды встречается с Порфирием Петровичем.
| Дуня
| Стреляет в Свидригайлова в трех шагах.
| Разумихин
| Три часа дожидается, пока проснется Раскольников.
| Свидригайлов
| Вручает Соне три билета.
| Марфа Петровна
| «Три раза приходила» к Свидригайлову.
| Раскольников
| Думает, что у Сони три дороги, когда она стоит в трех шагах от стола.
| Соня
| В ее комнате три больших окна.
| Число «семь» в романе
? Согласно учению пифагорийцев, число 7 является символом святости, здоровья и разума, Число 7 называют «истинно святым числом», так как число 7-это соединение числа 3, символизирующего божественное совершенство, и числа 4, числа, которое относят к числам мирового порядка. Напрашивается вывод, что число 7 является символом «союза» Бога с человеком, символом общения между Богом и его творением.
| Деталь, эпизод романа
| Как связано с числом «7»?
| Сам роман
| Состоит из 6 частей и эпилога.
| 1-я и 2-я части романа
| Состоят из 7 глав.
| 7 часов вечера
| Роковое время для Раскольникова, так как на это время он назначает убийство старухи-процентщицы.
| 7 лет каторги
| Такой срок определен в качестве наказания герою романа.
| 7 лет
| Прожил Свидригайлов со своей женой, Марфой Петровной.
| 7 детей
| У портного Капернаумова.
| Раскольников в 7 лет
| Видит сон, в котором представляет себя семилетним мальчиком.
| 730 шагов
| До дома старухи-процентщицы.
|
Теория Раскольникова
В романе автор представляет теорию Раскольникова
о «делении людей на два разряда»
Обыкновенные люди
| Необыкновенные люди
| «Материал, служащий единственно для зарождения себе подобных».
| «Имеющие дар или талант сказать в среде своей новое слово».
| Живут в послушании.
| Переступают закон во имя лучшего.
| Эти люди не могут заслуживать к себе сожаления, их жизнь ничего не стоит, если ей придется жертвовать для достижения великих целей «особенным людям».
| Если ради своей идеи таким людям необходимо будет переступить «через труп, через кровь», то они «внутри себя, по совести» могут «дать себе разрешение перешагнуть через кровь».
| «Обыкновенный» человек, слабый и бессильный, не способный изменить своей участи.
| Ликург, Соломон, Магомет, Наполеон - «необыкновенные» люди, давали новые законы жизни, меняли жизнь, разрушая старое, не останавливаясь перед необходимостью пролития крови.
| Раскольников в своей теории утверждает, что на земле нет справедливости и должен прийти спаситель, который разрушит несправедливое общество и создаст общество счастливых людей. Но при этом Раскольников путь к счастью людей видит в необходимости насилия и пролития крови.
|
Основная формула теории Раскольникова
За одну жизнь - тысячи жизней, спасенных от гниения и разложения.
| Одна смерть и сто жизней взамен.
| «Да ведь тут арифметика!»
|
Герой ищет ответ на вопрос: можно ли, преступив законы нравственности, прийти к счастью?
|
Причины преступления
Социальные
| Нравственные
| Крайняя степень нищеты героя.
| Желание проверить теорию.
| Болезненное и раздраженное состояние героя.
| Понять, к какой категории относится сам герой (Раскольников).
| Всеобщая несправедливость жизни.
| Боль за униженных бедных, великая любовь к людям.
| Знакомство с Мармеладовым и рассказ Мармеладова о своей семье.
|
| Письмо матери с сообщением о предполагаемом замужестве сестры Дуни.
|
| Встреча на бульваре с обманутой девушкой.
|
| Раскольников о мотивах преступления в разговоре с Соней:
| ...ну да, чтоб ограбить...
|
| ...если б только я зарезал из того, что голоден был, то я бы теперь... счастлив был!
|
| Вот что: я хотел наполеоном сделаться, оттого и убил...
|
| Ну, вот и я решил, завладев старухиными деньгами, употребить их на мои первые годы, не мучая мать на обеспечение себя в университете, на первые шаги после университета... и на новую независимую дорогу стать...
|
| И я теперь знаю, Соня, что крепок и силен умом и духом, тот над ними и властелин! Кто много посмеет, тот у них и прав...
|
| И не деньги, главное, нужны мне были, Соня, когда я убил; не столько деньги нужны были, как другое... Другое толкало меня под руки; мне надо было узнать тогда, и поскорее узнать, вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить, или не смогу! Осмелюсь ли нагнуться и взять, или нет? Тварь ли я дрожащая, или право имею...
|
Хроника преступления
Было задумано
| Произошло на самом деле
| Назначил время преступления на семь вечера, так как Лизаветы не должно быть дома.
| Чуть не пропустил назначенный срок.
| Поменять шляпу на картуз.
| Забыл, пошел в шляпе.
| Взять топор в кухне.
| В кухне взять топор не смог, случайно взял в каморке дворника.
| Должен был быть осторожным и предусмотрительным.
| Забывает проверить, закрыта ли на крючок входная дверь в квартире старухи-процентщицы.
| Собирался убить «зловредную, гадкую, никому не нужную вошь», освободить от нее Лизавету.
| Убивает и Лизавету, самую незащищенную и слабую.
| На вырученные деньги собирался изменить свою жизнь и облегчить жизнь самым близким для него людям.
| Не может воспользоваться украденным, от самых дорогих людей вынужден отгородиться молчанием.
|
Петербург в романе
• Город - не фон, на котором разворачивается действие романа, а один из героев романа.
|
1. Двойственность Петербурга
| Грязные и душные улицы, пыльные и вонючие площади
| Величественная, прохладная Нева.
| 2. Совпадение состояния героев и города
| Герои чувствуют себя одинокими, они раздражены и в то же время беззащитны (Мармеладов, Катерина Ивановна, Соня, Лизавета, Раскольников).
| Город погружен в духоту, он сам является причиной для раздражения и болезненного состояния героев.
| 3. Общее впечатление, которое создают описания улиц, площадей, людей на улицах и в распивочных - это ощущение враждебности, атмосфера безысходности. Город как бы теснит, давит людей, подталкивает их к скандалам и даже на преступления.
|
Интерьеры в романе
Герой
| Где он живет
| Рас-
коль-
ников
| Каморка, гроб, шкаф: «Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид со своими желтенькими пыльными и всюду отставшими от стен обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко...» (часть 1, гл. 3).
| Соня
| «Сарай»: «Сонина комната походила как будто на сарай, имела вид весьма неправильного четырехугольника, и это придавало ей что-то уродливое. Стена стремя окнами, выходившая на канаву, перерезывала комнату как-то вкось, отчего один угол, ужасно острый, убегал куда-то вглубь... другой же угол был уж слишком безобразно тупой. Во всей этой большой комнате почти совсем не было мебели...» (часть 4, гл. 4).
| Мар-
мела-
довы
| Проходной угол: «Беднейшая комната шагов в десять в длину... Через задний угол была протянута дырявая простыня. За нею, вероятно, помещалась кровать. В самой же комнате было всего только два стула и клеенчатый очень ободранный диван, перед которым стоял старый, кухонный сосновый стол... на краю стоял догоравший сальный огарок в железном подсвечнике» (часть 1, гл. 2).
|
Двойники Раскольникова
| Петр Петрович Лужин
| Аркадий Иванович Свидригайлов
| Теория
| «Возлюби, прежде всех одного себя, ибо все на свете на личном интересе основано. Возлюбишь одного себя, то и дела свои обделаешь как следует и кафтан твой останется цел...»
| «Человеку все позволено»
| Поступки
| Желание жениться на Дуне, чтобы властвовать над ней и держать ее в постоянной зависимости от себя.
Пытается опорочить Соню, для чего подсовывает ей сторублевую купюру. Этот поступок нужен Лужину, чтобы поссорить Родиона Раскольникова с родственниками.
| Азартный игрок; доводит до самоубийства своего слугу Филиппа; жестоко оскорбил девочку, пытался обесчестить Дуню; его подозревают в причастности к отравлению его жены; подслушал признание Раскольникова о совершении убийства; пытается шантажировать Дуню, угрожая донести на Родиона Раскольникова.
Но: дает деньги на содержание сирот Катерины Ивановны и Соне, чтобы она могла сопровождать Раскольникова на каторгу.
Заканчивает жизнь самоубийством.
| Что объединяет героев и отличает их от Раскольникова
| Считают себя «сильными мира сего», живут и действуют по принципу «все позволено», их теории приобретают откровенно бесчеловечный, циничный характер.
|
Две правды в романе
Соня
| Раскольников
| преступники
| Преступает нравственный закон.
| Преступает уголовный закон.
| Чтобы облегчить жизнь близких приносит в жертву себя.
| Чтобы проверить правильность своей теории приносит в жертву двух беззащитных женщин.
| Страдания достигают предела. Идет на позор, унижения.
| Бунтарь, не желающий смириться с несправедливыми законами общества.
| Не возмущается и не протестует. Ее удел - незаметное подвижничество.
| Мания превосходства и вседозволенности.
| Все ее поступки определяются христианскими заповедями и религиозными законами.
| Свои совершает на основании придуманной теории о «сильной личности». Чувствует уязвимость своей теории, несостоятельность и обреченность индивидуализма.
| Героев спасет вера, сострадание, им помогает сила души и характера. Каждый из героев приходит к осознанию ценности любой человеческой жизни.
| Роман Л.Н. Толстого "Война и мир"
История создания романа
• Создавался автором на протяжении семи лет: 1863-1869 гг.
| • Все автографы романа (или копии с них) дошли до наших дней почти полностью. Они составляют более пяти тысяч листов, заполненных в большинстве своем с обеих сторон.
| • «Я затеял месяца 4 тому назад роман, героем которого должен быть возвращающийся декабрист... Декабрист мой должен быть энтузиаст, мистик, христианин, возвращающийся в 56 году в Россию с женой, сыном и дочерью и примеряющий свой строгий и несколько идеальный взгляд к новой России». (Л. Толстой)
| • Замысел романа менялся несколько раз, о чем говорят названия ранних редакций: «Три поры», «Все хорошо, что хорошо кончается», «1805 год».
| • Первоначально в основу сюжета должна была быть положена история жизни главного героя (декабриста), который в 1856 г. вместе с семьей возвращается из ссылки.
| • Чтобы объяснить причину пребывания героя в Сибири автор вынужден обратиться к истории 1825 г.
| • Молодость героя приходится на 1812 г., откуда и намеревается Толстой по новому замыслу начать свой роман.
| • Чтобы рассказывать о победах русской армии в войне 1812 г., Толстой считает необходимым рассказать и о трагических страницах истории, которые относятся к 1805 г.
|
Таким образом, замысел романа менялся Толстым несколько раз и приобрел окончательный вариант: «Итак, от 1856 года возвратившись к 1805 году, я с этого времени намерен провести уже не одного, а многих моих героинь и героев через исторические события 1805,1807,1812,1825 и 1856 года». (Л. Толстой)
|
Особенности жанра
«Это не роман, еще менее историческая хроника. "Война и мир" есть то, что хотел и мог выразить автор в той форме, в которой оно выразилось». (Л. Толстой)
| Признаки эпического начала повествования:
• Насыщенность крупными, катастрофическими событиями.
• Испытания героев исключительными обстоятельствами.
• Раскрытие необыкновенных способностей человека, его душевных сил.
• Использование приема антитезы, резкого контраста.
• Отсутствие границ между прозаическим и поэтическим в описании всемирно-исторических событий.
|
Смысл названия
Война
| Мир
| Военные столкновения враждующих армий.
| Жизнь народа, не находящегося в состоянии войны.
| Вражда, непонимание, эгоистический расчет.
| Это крестьянский сход.
| Разъединение.
| «Омут жизни», «вздор и путаница» будничных интересов.
| Конфликты и столкновения между людьми, все, что вносит разлад.
| Весь народ, без различия сословий, одушевленный единым чувством боли за поруганное Отечество.
| Дуэль и поединок между героями.
| Это ближайшее окружение человека, которое он всегда носит с собой.
| Конфликт человека с самим собой.
| Весь свет. Вселенная.
| Насилие и кровопролитие, зло.
| Братство людей, независимо от национальности и классовых различий.
| Все, что разрушает гармонию.
| Здоровье, труд, отдых, интересы, увлечения, дружба.
| Это смерть.
| Это жизнь.
|
|