Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Урок 3. «Мысль семейная» в романе «Анна Каренина»

Поиск

Цель урока: определить значение “мысли семейной” в романе; развивать умение анализировать текст.

Методические приемы: лекция учителя; беседа по вопросам.

Оборудование урока: портрет Л. Н. Толстого работы Крамского; издания романа “Анна Каренина”.

 

Ход урока

I. Слово учителя

В центре романа Л. Н. Толстого — жизнь нескольких семей, их история. Возникает вопрос: почему после эпического романа “Война и мир”, посвященного исследованию истории народа, его борьбе, движению, Толстой обращается к исследованию частной, семейной жизни?”

Заканчивая “Войну и мир”, Толстой привел однажды старую французскую пословицу: “Счастливые народы не имеют истории”. В “Анне Карениной” семейная история, — «то, что произошло после женитьбы», — наполняется борьбой, движением, драматической напряженностью.

Что касается счастья, то оно, как особое, исключительное состояние, “не имеет истории”. А брак, семья, жизнь, — это не только счастье, но и, как считал Толстой, “мудренейшее дело на свете”, “труднейшее и важнейшее дело жизни”, у которого есть и своя история.

“Мысль семейная” таким образом оказывается связанной у Толстого с “мыслью народной”.

Прежде чем говорить о воплощении “мысли семейной” в романе Толстого, обратимся снова к роману Пушкина и попробуем отыскать истоки этой мысли.

 

II. Работа с классом.

— Вспомним, как объяснял Белинский поступки и характеры пушкинских героев в свете их отношений к семье.

(Об Евгении Онегине Белинский пишет: «Если его могла еще интересовать поэзия страсти, то поэзия брака не только не интересовала его, но была для него противна». Этим во многом объясняется та проповедь, которую прочитал Онегин влюбленной Татьяне: «Я сколько ни любил бы вас, / Привыкнув, разлюблю тотчас». Что касается Татьяны, то в ее характере Белинского больше всего поражала верность и привязанность к «семейному кругу». Чувство семьи, чувство долга, верность данному слову не позволяют Татьяне ответить на пробудившиеся чувства Онегина, несмотря на то, что она по-прежнему любит его.)

Учитель. Толстой вспоминал о случае, бывшем с Пушкиным. Однажды он сказал кому-то из своих приятелей: «Представь, какую штуку сотворила со мной моя Татьяна! Она — замуж вышла. Этого я никак не ожидал от нее». Примерно то же Толстой мог сказать о своей героине: «Вообще герои и героини мои делают иногда такие штуки, каких я не желал бы: они делают то, что должны делать в действительной жизни и как бывает в действительной жизни, а не то, что мне хочется».

Толстой в своем романе дал полный простор и «поэзии страсти», и «поэзии брака», соединив их своей «мыслью семейной». Он словно задумался над тем, что сталось бы с пушкинской Татьяной, если бы она нарушила свой долг. Осуществление самых страстных желаний, требующих стольких жертв, такого решительного пренебрежения мнением окружающих, не приносят счастья ни Анне, ни Вронскому.

В «Анне Карениной», в противовес идиллическому представлению о “семейном счастье”, Толстой исследует явление семейного несчастья. В одном из черновых вариантов он писал: “Мы любим себе представлять несчастие чем-то сосредоточенным, фактом совершившимся, тогда как несчастие никогда не бывает событие; а несчастие есть жизнь, длинная жизнь несчастная, то есть такая жизнь, в которой осталась обстановка счастья, а счастье, смысл жизни — потеряны”.

— Как вы понимаете эту мысль Толстого? Согласны ли вы с ней? Какие примеры иллюстрируют мысль Толстого о разладе, о семейном несчастье?

(Мотив всеобщего разлада звучит во всем романе Толстого. Особенно это заметно именно в узком, домашнем, семейном кругу. Роман открывается двумя фразами, которые можно рассматривать как краткие введения. Первая фраза: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему» — философское введение, вторая: «Все смешалось в доме Облонских» — событийное.

Несчастье, разлад царит в доме Облонских: «Все члены семьи и домочадцы чувствовали, что нет смысла в их сожительстве и что на каждом постоялом дворе случайно сошедшиеся люди более связаны между собой, чем они, члены семьи и домочадцы Облонских». Несчастлива Анна в доме Каренина, опутавшего ее «паутиной лжи». Не находит она счастья и в жизни с Вронским, поиски счастья, разочарование, отчаяние приводят ее к трагедии, к гибели. Даже в имении Левина, в счастливой, казалось бы, семье, скользит тень непонимания, разлада, сомнений, разъединяя близких людей. «Мысль семейная» приобретает особенную остроту, становится тревожным фактором времени.)

Один из ранних набросков романа назывался “Два брака”. Эта тема осталась в романе.

— Как изображает Толстой семьи Каренина и Левина?

(Кажется, семейные истории Анны и Левина построены по контрасту: несчастный Каренин противопоставлен счастливому в браке Левину. С другой стороны, между этими героями есть общее. Оба они являются сторонниками нерасторжимости брака. Но семья Каренина разрушается, несмотря на его усилия сохранить хотя бы видимость благополучной семьи. Каренин с горечью сознает, что любви больше нет. Толстой пишет о нем даже сочувственно, считая его взгляд на семью верным. Однако Каренин оказывается беспомощным перед новыми веяниями времени, перед живой жизнью.

Для Левина «обязанности к земле, к семье» составляют нечто целое. Но и он чувствует смутную тревогу, мучится сомнениями, сознает, что налаженный ход жизни нарушен. В семейной истории Левина ведущая роль принадлежит Кити. Она понимает Левина, даже угадывает его мысли (вспомним сцену объяснения). Они словно предназначены друг для друга. Но Кити слишком себялюбива, и в соответствии в этим устраивает жизнь в Покровском. Чувства Левина, его внутреннюю жизнь она считает делом его совести и не старается вникать в это. Она по-своему хранит семейное счастье, не замечая, что постепенно оно теряет внутреннее содержание, утрачивается смысл жизни. Левина все больше захватывала идея опрощения, отказа от собственности, разрыва с дворянством, «жизни по совести», и отношения с женой неминуемо усложняются.)

Учитель. Судьбы героев оказываются зависимы от семейных традиций. Каренин, Анна, Вронский, выросшие практически вне семьи (Каренин «рос сиротой», Анна тоже; Вронский воспитывался в Пажеском корпусе), не смогли создать или сохранить настоящую семью. Семья Облонского, хоть и «несчастливая», держится благодаря Долли. Долли, как и ее сестра Кити, выросли в «настоящей», семье, это помогает Кити построить семью с Левиным. Толстой подчеркивает ведущее положение женщины как хранительницы домашнего очага.

Каренин неудачлив в роли главы семьи, Левин — в “науке хозяйства”. Как в семейном укладе Левин искал “опрощения”, так и в делах хозяйства приходит к мысли об отречении: “Это было отречение от своей старой жизни, от своих бесполезных знаний”. Залог и истоки возрождения семейного начала писатель искал в жизни патриархального крестьянства. Левин как бы повторяет путь Толстого. Так “мысль народная” в “Анне Карениной” вырастает из зерна “мысли семейной”.

 

Домашнее задание.

Выбрать и проанализировать эпизоды, связанные с образом Константина Левина.

 

Урок 4. Семинар.

Образ Ленина в романе Л. Н. Толстого «Анна Каренина»

Цель урока: определить значение образа Ленина в романе.

Методические приемы: беседа по вопросам.

Оборудование урока: портрет Л. Н. Толстого работы Крамского; издания романа “Анна Каренина”.

 

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

— Каково место образа Ленина в общей структуре романа?

(Образ Левина занимает в романе одно из ведущих мест. Он раньше, чем Анна Каренина, появляется на страницах романа, и заканчивается роман мыслями Левина о смысле жизни.

В «Анне Карениной», в отличие от «Войны и мира», нет лирических, философских или публицистических отступлений. В этом романе выразителем авторской позиции чаще всего является Левин.)

— Что мы узнаем о герое при его первом появлении в романе? Какова цель приезда Левина в Москву?

(Левин впервые появляется на страницах романа в пятой главе первой части. Ленин приходит на службу к своему старому приятелю Стиве Облонскому. Первое впечатление о нем мы получаем из уст сторожа, который не пустил Левина в залу присутствия до окончания заседания: «Какой-то... без упроса влез, только я отвернулся». И в самом деле, Левин кажется человеком из народа: широкоплечий, с курчавой бородой, не снимая бараньей шапки, быстро и легко взбегал наверх...»

Мы узнаем, что Стива Облонский и Левин любили друг друга, «несмотря на различие характеров и вкусов, как любят друг друга приятели, сошедшиеся в первой молодости». Эти два героя оказываются сразу противопоставленными автором во всем, начиная с внешности и заканчивая взглядами на жизнь. Левин живет в деревне, он помещик. Облонский родился в среде тех людей, «которые были и стали сильными мира сего», и занимает место начальника одного из присутственных мест в Москве. Облонский посмеивался над образом жизни своего друга. «Точно так же и Левин в душе презирал и городской образ жизни своего приятеля, и его службу, которую считал пустяками, и смеялся над этим».

Облонский представляет Левина своим сослуживцам: «Земский деятель, новый земский человек, гимнаст, поднимающий одною рукой пять пудов, скотовод и охотник и мой друг Константин Дмитрич Левин». Для Левина невозможно равнодушное отношение к делу. Перестав верить в эффективность и необходимость земских собраний, он перестает заниматься земской деятельностью. В дальнейшем мы видим героя в постоянном поиске, в сомнениях, на жизненном распутье.

Кроме того, нам становится известна причина приезда Левина в Москву: он решился сделать предложение Кити Щербацкой, свояченице Стивы Облонского. Ленин получает отказ: Кити думает, что она влюблена во Вронского, который уже увлечен Анной Карениной. Так судьбы главных героев оказываются переплетенными.)

— Как Левин воспринимает отказ Кити?

(Левину кажется, что он не достоин этой девушки. Причину отказа он видит в своем несовершенстве: «Да, что-то есть во мне противное, отталкивающее... Кто я? И что я? Ничтожный человек, никому и ни для кого не нужный». Левин склонен к самоанализу, он постоянно находится в сомнении, в поисках жизненного пути.)

 

II. Переход к теме урока.

Учитель. Герои Толстого всегда идут неизведанными путями, но смысл толстовского психологического анализа заключается в выборе единственных решений из множества вариантов. Единственно возможный путь оказывается и наиболее характерным.

— Какие пути, какие возможности изменить жизнь видел для себя Левин?

(У Левина есть свои искушения. Он готов круто изменить жизнь. И тут он задумывается о различных возможностях: «Иметь жену? Иметь работу и необходимость работы? Оставить Покровское? Купить землю? Приписаться в общество? Жениться на крестьянке? Как же я сделаю это? — опять спрашивал он себя и не находил ответа».)

Учитель. В. своей «Исповеди» Толстой сказал «Я жил дурно». Он имел в виду, что, живя “как все”, не думая об “общем благе”, заботился об «улучшении своей жизни», был погружен в привычный мир помещичьего усадебного быта. И вдруг ему открылась историческая и нравственная несправедливость этой жизни. Несправедливость “избытка” по сравнению с “бедностью народа”.

И тогда у него возникло желание избавиться от жизни «в исключительных условиях эпикурейства», «удовлетворения похоти и страстей”. «Я всеми силами стремился прочь от жизни, — пишет Толстой в “Исповеди”. — Мысль о самоубийстве пришла мне так же естественно, как приходили мысли об улучшении жизни».

— Как эти переживания Толстого отражены в романе «Анна Каренина»?

(Похожее беспокойство испытывает и герой Толстого, Левин: «И счастливый семьянин, здоровый человек, Левин был несколько раз так близок к самоубийству, что спрятал шнурок, чтобы не повеситься на нем, и боялся ходить с ружьем, чтобы не застрелиться». Эта фраза кажется парадоксальной. Счастливая семейная жизнь — все-таки жизнь, а не исключительное состояние счастья. Свадьбой, о которой мечтал Левин, не заканчивается линия этого героя, она получает новое, более сложное развитие.)

— Какое место в романе занимает описание женитьбы Левина?

(Описывая сватовство, приготовления Левина к свадьбе, Толстой показывает как раз то самое исключительное состояние счастья. Герой находится «в состоянии сумасшествия, в котором ему казалось, что он и его счастье составляют главную и единственную цель всего существующего». Левин не имеет планов и целей для будущей жизни, он предоставляет решение этого другим, «зная, что все будет прекрасно» (часть пятая, глава I).

Вспомним, что состояние Каренина в несчастье было примерно таким же — он «не мог ничего сам решить, не знал сам, чего он хотел теперь, и, отдавшись в руки тех, которые с таким удовольствием занимались его делами, на все отвечал согласием». Конечно, состояния Левина и Каренина полярны: счастье-несчастье, — но сходство в той «несамостоятельности», которая присуща человеку в исключительных положениях.

Толстой высказывает в сцене говения Левина (часть пятая, гл. I) свои сомнения по отношению к Богу: «Мой главный грех есть сомнение. Я во всем сомневаюсь и большей частью нахожусь в сомнении». Здесь же высказывается ключевая мысль о выборе пути, столь важная для Левина. Священник говорит: «Вы вступаете в пору жизни, когда надо избрать путь и держаться его».

В следующей, второй главе взгляды на брак и семью высказывают приятели Левина, убежденные холостяки. Крайние мысли по этому поводу принадлежат Катавасову: «Люди, которые делать ничего не могут, должны делать людей, а остальные — содействовать их просвещению и счастью».

Во время венчания Левина поражают слова священника о Божьей помощи. «Как они догадались, что помощи, именно помощи? — думает Левин. — Что я знаю? Что я могу в этом страшном деле… без помощи? Именно помощи мне нужно теперь».

Чувство безоблачного счастья покидает Левина, он думает, что «все это было ребячество и что это что-то такое, чего он не понимал до сих пор и теперь еще менее понимает».

Гости, собравшиеся в церкви, вспоминают свои молодые годы, полные надежд на счастье, и каждый думает о своих разочарованиях и крушении надежд.

Первые пять глав пятой части противопоставлены следующему за ними описанию начала совместной жизни Анны Карениной и Вронского.)

— Как и под воздействием чего меняются взгляды Левина в конце романа?

(Левину иногда кажется, что «от него зависит переменить ту столь тягостную праздную, искусственную и личную жизнь, которою он жил, на эту трудовую, чистую и общую прелестную жизнь». Левин был уверен, что перемена зависит от него. Но жизнь распорядилась иначе.

В последней части романа Толстой рассказывает о встрече Левина с простым крестьянином Федором во время уборки урожая. «Было самое спешное рабочее время, когда во всем народе проявляется такое необыкновенное напряжение самопожертвования в труде, какое не появляется ни в каких других условиях жизни и которое высоко ценимо бы было, если бы люди, проявляющие эти качества, сами ценили бы их, если б оно не повторялось каждый год и если бы последствия этого напряжения не были так просты».

«Необыкновенное напряжение самопожертвования», которое Левин увидел и почувствовал в народе, совершенно изменило образ его мыслей)

Учитель. Примерно то же пишет о себе Толстой в “Исповеди”: «Простой трудовой народ вокруг меня был русский народ, и я обратился к нему и к тому смыслу, который он придает жизни».

Мечта Левина об опрощении сливается с идеалом «трудовой и прелестной жизни». «Левин часто любовался на эту жизнь, часто испытывал чувство зависти к людям, живущим этою жизнью».

— Каким видел Ленин будущее народа?

(Левин пришел к мысли о необходимости изменений, и в этом увидел смысл жизни: «Надо только упорно идти к своей цели, и я добьюсь своего, — думал Левин, — и работать и трудиться есть из-за чего. Это дело не мое личное, а тут вопрос об общем благе. Все хозяйство, главное — положение всего народа, совершенно должно измениться. Вместо бедности — общее богатство, довольство; вместо вражды — согласие и связь интересов. Одним словом, революция, бескровная, но величайшая революция, сначала в маленьком кругу нашего уезда, потом губернии, России, всего мира. Потому что мысль справедливая не может не быть плодотворна».)

— Какая метафора используется Толстым для выражения по исков правды?

(«Теперь он точно против воли, все глубже и глубже врезывался в землю, как плуг, так что уж не мог выбраться, не отворотив борозды», — пишет Толстой о Левине.

Сопоставление поисков правды с извечным распахиванием почвы является глубоким определением главной идеи романа. Эта метафора — ядро социального, нравственного и художественного смысла «Анны Карениной».)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 2249; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.77.244 (0.012 с.)