В романе П.Боулза «Под покровом небес» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В романе П.Боулза «Под покровом небес»



(P.Bowles. The Sheltering S ky)

I. Общая характеристика жизни и творчества П.Боулза.

1. Своеобразие жизненного пути писателя в связи с тематикой его творчества.

2. Обзор произведений: обстоятельства выхода в свет, темы и проблемы, преобладающие жанровые формы.

3. Специфика темы мусульманской Африки: экзотизм, столкновение культур.

 

II. Общая характеристика романа «Под покровом небес».

1. Обстоятельства написания и публикации, реакция читателей.

2. Обзор научно-критических работ, посвященных роману.

3. Сильные и слабые стороны экранизации романа Бернардо Бертолуччи. Экранизация – ключ или упрощение?

 

III. Свое vs чужое – главная оппозиция в романе.

1. Смысл понятий «чужое», «чуждое» и их различие. Мотив чужого праздника.

2. Свое как чужое: мотив отчуждения.

3. Чужое как не-чуждое: проблема возможности освоить иное и освоиться в ином.

4. Чужая природа и болезнь – метафоры экзистенциального одиночества как апофеоза отчуждения.

 

IV. Соотношение сознательного и бессознательного в сюжете и структуре образа.

1. Понятие бессознательного.

2. Проявления бессознательного в поступках, словах, размышлениях героев.

3. Соотношение сознательного и бессознательного в структуре образа и в художественном мире романа в целом: что доминирует, почему?

V. Мотив страха в романе.

1. Страх как непосредственная эмоция: событийное обоснование, способы выражения.

2. Страх экзистенциальный: общий смысл, способы разработки в сюжете, соотношение со страхом-эмоцией.

3. Мотив страха в структуре образов Порта, Кит и Таннера: сравнительная характеристика.

4. Роль мотива страха в развертывании оппозиции «свое-чужое» и темы бессознательного.

Литература*

1. Bowles, P. The sheltering sky. – New York: Harper Perennial Modern Classics, 2005.

2. Боулз, П. Под покровом небес: Роман, рассказы / Пер. с анг. А.Скидан. – СПб.: Симпозиум, 2001.

3. Белобратов, А. В. «Свое» и «чужое» в романе Р.М.Рильке «Записки Мальте Лауридса Бригге». // На пути к произведению. Сб.ст. – Самара: Самар. гум. акад., 2005. – с. 253-264.

4. Гринштейн, А. Л. Карнавал и маскарад: два типа культуры. // «На границах». Зарубежная литература от Средневековья до современности:Сборник работ/ Отв. ред. Л.Г. Андреев. - М.: ЭКОН, 2000.

5. Заломкина, Г. В. Сталкер на обочине: Концепт чужого и готический quest у братьев Стругацких и Андрея Тарковского // Вестник Самарского государственного университета. – Самара, 2008. – № 4 (50). – С.104–110.

6. Скидан А. Приближение к точке. / Боулз, Пол. Под покровом небес: Роман, рассказы. - СПб.: "Симпозиум", 2001. - 408 с.

7. Фрейд З. По ту сторону принципа удовольствия. Я и ОНО: Пер. с нем./ З.Фрейд. - М.: ООО "Издательство АСТ", 2004. - 156 с.

9. Khabibullina, L. Cross-cultural relations in Paul Bowles's works and life // Американские исследования: Ежегодник 2001. - Минск, 2001. - P. 272-275.

 

*Данные книги могут существовать в электронном виде в интернете.

 

Интернет-источники

1. The Authorized Paul Bowles Web Site. URL: www.paulbowles.org. (25.03.2010).

2. Разговоры с Полом Боулзом Саймона Бисхоффа // Критическая Масса. 2006, №4. URL: http://magazines.russ.ru/km/2006/4/ra4.html (12.04.2010).

3. Волчек, Д. Невидимый Наблюдатель. Памяти Пола Боулза. URL: http://archive.svoboda.org/programs/OTB/2000/OBI.01.asp(12.04.2010).

4. Забелин, И. М. Сахара: человек и пустыня. / Журнал «Вокруг света», 1971. №5. URL: http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/4573/ (25.04.2010).

5. Скидан, А. Пол Боулз. Нежная добыча; Замерзшие поля; Полночная месса. / Рецензия // Журнал «Критическая масса», 2006. №4. URL: http://magazines.russ.ru/km/2006/4/sk21.html

(12.04.2010).

6. Уланов, А. Чужие в пустыне. URL: http://old.russ.ru/krug/kniga/20010522_ylan.html

(10.04.2009).

8. Энциклопедия постмодернизма. / Сост. и науч. ред. А.А. Грицанов, М.А. Можейко. – Минск: Интерпрессервис; Книжный дом, 2001.

URL: http://www.infoliolib.info/philos/postmod/index.html (12.10.2010­)

 

К семинару должен быть подготовлен глоссарий, включающий краткое, но содержательное пояснение пяти терминов, относящихся к теме семинара.

Практическое занятие 2

Повествование как мифологическая структура

В романе Дж.Барта «Химера».

I. Общая характеристика творчества Дж.Барта и романа «Химера».

1. Обзор произведений: даты выхода в свет, темы и проблемы, признаки постмодернистской стилистики.

II. Общетеоретические основания анализа романа.

1. Понятие наррации (повествования), нарратора (повествователя) и нарративной (повествовательной) структуры и модели.

2. Что такое миф. Специфика наррации в мифе. Проблема достоверности, убедительности и правдивости мифа.

3. Содержание мифов, использованных в романе.

III. Механизмы и модели проблематизации и актуализации повествования в романе Джона Барта «Химера».

1. Сюжетно-композиционная структура романа.

Уровни повествования. Автор как персонаж.

2. Нарративные модели в «Дуньязадиаде».

Специфика игры с сюжетом «Тысяча и одной ночи».

2. Миф как повествовательная структура в «Персеиде» и «Беллерофониаде»: разработка схемы легендарно-мифологического героизма.

3. Смысл заглавия романа.

4. Нарративные смыслы эротического в романе Дж.Барта «Химера».

Повествование как любовное взаимодействие. Текст-удовольствие и текст-наслаждение.

Литература*

1. Барт, Р. От произведения к тексту // Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. / Пер. с фр., сост., общ. ред. и вступ. ст. Г. К. Косикова. - М.: Прогресс, 1989. — С 45-54.

2. Барт Р. Фрагменты речи влюбленного. - М., 1999.

3. Введение в литературоведение. Литературное произведение: основные понятия и термины. Учебное пособие для студентов вузов / Под ред. Л. В. Чернец. – М.: Высшая школа, 2000

4. Женетт, Ж. Повествовательный дискурс [1972] / Пер. Н. Перцова // Женетт Ж. Фигуры. В 2-х т. – М., 1998. - С. 60-280.

5. Лапицкий, В. Е. Блеск и нетщета Джона Барта // Барт, Джон. Химера. Пер. В. Лапицкого. - СПб.: Симпозиум, 2000.

6. Литературный энциклопедический словарь. / Под общ. ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева. — М.: Советская энциклопедия, 1987.

7. Пестерев, В.У. Модификации романной формы в прозе Запада второй половины ХХ столетия. – Волгоград: Издательство ВолГУ, 1999.

8. Словарь литературоведческих терминов. - М., 1983.

9. Тюпа В.И. Нарратология. – Тверь: Твер. гос. ун-т, 2002.

*Данные книги могут существовать в электронном виде в интернете.

Интернет-источники

1. Мифы народов мира: Энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1988.

URL:

http://www.mifoteka.ru/books/mifi_narodov_mira/mifi_narodov_mira.htm

http://philologos.narod.ru/myth/mnmindex.htm

http://files.newfazenda.ru/biblio/uchebn/slov/5775-mify-narodov-mira-yenciklopediya-v-dvux-tomax.html

2. Энциклопедия постмодернизма. / Сост. и науч. ред. А.А. Грицанов, М.А. Можейко. – Минск: Интерпрессервис; Книжный дом, 2001.

URL: http://www.infoliolib.info/philos/postmod/index.html (12.10.2010­)

3. Harris, Ch. Reading John Barth..//Context. No.21. University of Illinois, Urbana-Champaign: Dalkey Archive Press.

URL: http://www.dalkeyarchive.com/article/show/90 (28.10.2010).

4. Whitehead, B. The Circumscription of the Reader in John Barth's Chimera // On-line Magazine of Comparative Literature, University of British Columbia. 2003. Vol. 1 No 1.

URL: http://complit.arts.ubc.ca/magazine/vol1.1/whitehead1.htm (30.10.2010)

К семинару должен быть подготовлен глоссарий, включающий краткое, но содержательное пояснение пяти терминов, относящихся к теме семинара.

Практическое занятие 3



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 221; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.166.214 (0.014 с.)