Современный литературный процесс за рубежом 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Современный литературный процесс за рубежом



Современный литературный процесс за рубежом

Современная зарубежная литература

Профиль подготовки

Отечественная филология

Прикладная филология
Курс 4 семестр 7

Составитель: д. филол. н., доц. Г.В.Заломкина

2013/2014 уч. г.

1. Объем дисциплины и виды учебной работы (в часах)

Вид учебных занятий Количество часов
Всего часов аудиторных занятий 48
Лекции  
Практические занятия (семинары)  

Система оценки знаний

Зачёт может быть выставлен в результате работы в течение семестра в соответствии с количеством набранных студенткой/студентом баллов

 

Расчет количества баллов для получения зачёта

 

1. Посещение лекции: 1 балл. Всего 9 лекций.

Для получения зачета необходимо набрать 8 баллов.

 

2. Запись лекций.

Для получения зачета необходимо набрать 10 баллов.

 

3. Посещение практического занятия: 1 балл. Всего 15 практических занятий.

Для получения зачета необходимо набрать 12 баллов.

 

4. Работа на практическом занятии: от 3 до 5 баллов.

Для получения зачета необходимо набрать 50 балов.

 

5. Выполнение контрольной работы: о т 3 до 5 баллов. Всего 4 контрольных.

Для получения зачета необходимо набрать 15 баллов.

 

6. Письменная подготовка к практическому занятию: от 3 до 5 баллов. Для получения зачета необходимо набрать 50 баллов.

Письменная подготовка к практическому занятию подразумевает: 1) глоссарий, содержащий 5 терминов, имеющих отношение к теме семинара; 2) выписки из статей и книг, предусмотренных для семинара (с указанием источника), которые помогут при ответе на вопросы семинара. Должен быть также текст изучаемого произведения в бумажной или электронной форме или выписки из него по плану семинара.

7. Ролевая игра. Для получения зачета необходимо набрать 10 баллов.

 

Итого:

Для получения зачета необходимо набрать: 8+10+12+50+15+50+15= 160 баллов

Студенты, не набирающие в конце семестра количества баллов, необходимого для получения зачета, отчитываются в устной форме, при этом необходимо представить все недостающие конспекты и записи лекций и быть в состоянии ответить по теоретическому вопросу и пройти собеседование по списку прочитанной литературы.

График лекций

Номер недели Название раздела дисциплины
I Общая характеристика литературы второй половины XX – начала XXI вв.
II Современное литературоведение за рубежом
III Литературные премии. Издательская деятельность. Creative writing.
VIII Литература Великобритании
IX Литература США
X Литература Германии, Австрии и Швейцарии
XI Литература Франции. Литература Италии
XII Литература Латинской Америки
XIII Литература Японии

 

График контрольных работ

 

Номер недели Произведения, которые должны быть прочитаны
III Д. Коупленд. Поколение Х.
VIII Дж. Керуак. В дороге. Э. Берджес. Заводной апельсин
X Б. Шлинк Б. Чтец. К.Крахт. Fatherland
XII М. Уэльбек М. Возможность острова. К. Оэ Записки Пинчраннера

График практических занятий

 

Номер занятия Название раздела дисциплины и Тема практического занятия
  Свое/чужое, сознательное/бессознательное в романе П.Боулза «Под покровом небес»
  Повествование как мифологическая структура в романе Дж.Барта «Химера».
  Саморефлексия литературы, ирония, фантасмагория в романе И. Кальвино «Если однажды зимней ночью путник…» и новелле Т. Ландольфи «Жена Гоголя»
  Кобо Абэ: традиция европейской литературы в Японии. Романы «Женщина в песках» и «Чужое лицо»
  Поэзия школы языка
  Творчество Марио Варгаса Льосы
  Поэтика недопонимания: романы К. Исигуро «Не отпускай меня» и «Остатки дня»
  В. Набоков: русско-английско-французский литературный заповедник. Романы «Пнин», «Ада, или Радости страсти».
  Современная итальянская, американская и немецкая поэзия.
  Тема наркотиков в современной литературе: У.Берроуз. Джанки. И. Уэлш. На игле
  Художественный мир Алессандро Барикко.
  Научная фантастика: развлечение или размышление?
  Писательское мастерство: теория и практика
  Самостоятельно подготовленный семинар
  Ролевая игра

Планы практических занятий

Практическое занятие 1

В романе Дж.Барта «Химера».

I. Общая характеристика творчества Дж.Барта и романа «Химера».

1. Обзор произведений: даты выхода в свет, темы и проблемы, признаки постмодернистской стилистики.

II. Общетеоретические основания анализа романа.

1. Понятие наррации (повествования), нарратора (повествователя) и нарративной (повествовательной) структуры и модели.

2. Что такое миф. Специфика наррации в мифе. Проблема достоверности, убедительности и правдивости мифа.

3. Содержание мифов, использованных в романе.

III. Механизмы и модели проблематизации и актуализации повествования в романе Джона Барта «Химера».

1. Сюжетно-композиционная структура романа.

Уровни повествования. Автор как персонаж.

2. Нарративные модели в «Дуньязадиаде».

Специфика игры с сюжетом «Тысяча и одной ночи».

2. Миф как повествовательная структура в «Персеиде» и «Беллерофониаде»: разработка схемы легендарно-мифологического героизма.

3. Смысл заглавия романа.

4. Нарративные смыслы эротического в романе Дж.Барта «Химера».

Повествование как любовное взаимодействие. Текст-удовольствие и текст-наслаждение.

Литература*

1. Барт, Р. От произведения к тексту // Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. / Пер. с фр., сост., общ. ред. и вступ. ст. Г. К. Косикова. - М.: Прогресс, 1989. — С 45-54.

2. Барт Р. Фрагменты речи влюбленного. - М., 1999.

3. Введение в литературоведение. Литературное произведение: основные понятия и термины. Учебное пособие для студентов вузов / Под ред. Л. В. Чернец. – М.: Высшая школа, 2000

4. Женетт, Ж. Повествовательный дискурс [1972] / Пер. Н. Перцова // Женетт Ж. Фигуры. В 2-х т. – М., 1998. - С. 60-280.

5. Лапицкий, В. Е. Блеск и нетщета Джона Барта // Барт, Джон. Химера. Пер. В. Лапицкого. - СПб.: Симпозиум, 2000.

6. Литературный энциклопедический словарь. / Под общ. ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева. — М.: Советская энциклопедия, 1987.

7. Пестерев, В.У. Модификации романной формы в прозе Запада второй половины ХХ столетия. – Волгоград: Издательство ВолГУ, 1999.

8. Словарь литературоведческих терминов. - М., 1983.

9. Тюпа В.И. Нарратология. – Тверь: Твер. гос. ун-т, 2002.

*Данные книги могут существовать в электронном виде в интернете.

Интернет-источники

1. Мифы народов мира: Энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1988.

URL:

http://www.mifoteka.ru/books/mifi_narodov_mira/mifi_narodov_mira.htm

http://philologos.narod.ru/myth/mnmindex.htm

http://files.newfazenda.ru/biblio/uchebn/slov/5775-mify-narodov-mira-yenciklopediya-v-dvux-tomax.html

2. Энциклопедия постмодернизма. / Сост. и науч. ред. А.А. Грицанов, М.А. Можейко. – Минск: Интерпрессервис; Книжный дом, 2001.

URL: http://www.infoliolib.info/philos/postmod/index.html (12.10.2010­)

3. Harris, Ch. Reading John Barth..//Context. No.21. University of Illinois, Urbana-Champaign: Dalkey Archive Press.

URL: http://www.dalkeyarchive.com/article/show/90 (28.10.2010).

4. Whitehead, B. The Circumscription of the Reader in John Barth's Chimera // On-line Magazine of Comparative Literature, University of British Columbia. 2003. Vol. 1 No 1.

URL: http://complit.arts.ubc.ca/magazine/vol1.1/whitehead1.htm (30.10.2010)

К семинару должен быть подготовлен глоссарий, включающий краткое, но содержательное пояснение пяти терминов, относящихся к теме семинара.

Практическое занятие 3

Японская ментальность

Ролевая игра

Ролевая игра будет проводится в форме пресс-конференции с писателями. Каждый студент должен выбрать себе роль из перечня и подготовится к ее исполнению:

1. Выбрать себе одну из ролей из перечня писателей.

2. Ознакомится с биографией писателя.

3. Обдумать специфику его творческой манеры, мировоззрения, стиля.

4. Собрать материал о его психологических характеристиках, особенностях темперамента, внешности, манере поведения.

5. Подготовить реквизит для роли: характерные детали внешности (борода, прическа, очки и т.п.), костюма, специфические предметы, связанные с биографией писателя либо с его произведениями (сигарета, трость, цветы, меч самурая, картина, фотоаппарат, и т.п.).

6. На занятии надо от лица этого писателя будет отвечать на вопросы аудитории.

7. Все студенты должны подготовить по одному вопросу каждому писателю. Вопросы должны быть интересными, содержательными и конкретными, иметь отношение, прежде всего, к поэтике писателя.

Обозначить свой выбор писателя для ролевой игры надо в качестве комментария к списку, помещенному на сайте zalomkina.jimdo.com (раздел «Тематика проектов», подраздел «Перечень писателей для ролевой игры (4 курс РО)»), с указанием фамилии писателя, собственной фамилий и номера группы. Одна и та же роль может быть выбрана одним студентом в группе «Отечественная филология» и в группе «Прикладная филология».

 

 

Список текстов для чтения

Литература США и Канады
Берроуз У. Джанки

Кен Кизи. Над кукушкиным гнездом
Керуак Дж. В дороге.
Набоков В. Пнин. Ада, или Радости страсти
Барт Дж. Химера
Коуплэнд Д. Поколение Х

Литература Великобритании
Мердок А. Море, море
Берджес Э. Заводной апельсин

Осборн Дж. Оглянись во гневе
Акройд П. Мильтон в Америке
Исигуро К. Остаток дня. Не отпускай меня.
Барнс Дж. Англия, Англия. История мира в 10 главах
Брэдбери М. Профессор Криминале

Литература Франции
Уэльбек М. Возможность острова.

Модиано П. Улица темных лавок
Леклезио Ж.-М. Золотоискатель
Турнье М. Лесной царь

Бегбедер Ф. Роман на выбор

Вербер Б. Роман на выбор

 

 

Литература Германии и Австрии

Нолль И. Аптекарша
Грасс Г. Под местным наркозом
Белль Г. Потерянная честь Катарины Блум
Бернхард Т. Племянник Витгенштейна

Вольф К. Московская новелла. Расколотое небо.

Крахт К. Faserland

Зюскинд П. Парфюмер

Елинек Э. Пианистка

Шлинк Б. Чтец

 

Литература стран Латинской Америки
Карпентьер А. Потерянные следы
Фуэнтес К. Смерть Артемио Круса
Варгас Льоса М. Роман на выбор

Амаду Ж. Дона Флор и два ее мужа
Поссе А. Райские псы
Коэльо П. Пятая гора

Литература Италии
Эко У. Баудолино
Кальвино И. Если однажды зимней ночью путник. Невидимые города.
Ландольфи Т. Новеллы

Буццати Д. Татарская пустыня. Увеличенный портрет. Новеллы

Барикко А. Море Океан. Замки гнева. City.

 


Литература Японии
Мисима Ю. Зачарованный-Смертью-Дьявол. Дом Киоко. Ночь последнего обета. Ночная орхидея. Принцесса Лунного Лавра. Поцелуй маски

Абэ К. Женщина в песках. Чужое лицо.

Оэ К. Записки пинчраннера.

Мураками Х. Роман на выбор

Вопросы к зачету

………………………

11. Краткое содержание курса

…………………….

12. Учебная и научная литература

Основная

 

1. Пронин В.А., Толкачев С.П. Современный литературный процесс за рубежом М.: Изд-во МГУП, 2000.

2. Ильин И.П., Цурганова Е.А. (ред.) - Современное зарубежное литературоведение. М., 1996.

3. Цурганова Е.А. (гл.научн.ред.). Западное литературоведение XX века: Энциклопедия. М., 2004.

 

4. Горобченко И.В. Английский роман конца XX века глазами зарубежной критики // Филологический вестник Ростовского госуниверситета. 2001. – Вып. 1. – С. 140–145.

5. Джумайло О. За границами игры: английский постмодернистский роман. 1980-2000 //Вопросы литературы. 2007. № 5

6. Кануны и рубежи. Типы пограничных эпох – типы пограничного сознания. В 2-х частях. Часть II. М., ИМЛИ РАН, 2002.

7. Называть вещи своими именами. Программные выступления мастеров западноевропейской литературы XX века. Франция, Италия, Испания, Германия, Австрия, Швейцария, Швеция, Дания, Норвегия, Великобритания. М.: Прогресс, 1986.

8. 5.Панова О. Современная европейская литература: "приключения письма" в конце хх в. // Вестник университета Российской академии образования. 2005. № 1 (27). С. 5–21.

9. Пестерев В.У. Модификации романной формы в прозе Запада второй половины ХХ столетия. Волгоград: Издательство ВолГУ, 1999.

10. Barth, J. Chimera. London: Random House, 1972.

11. Bowles, P. The Sheltering Sky. New York: Harper Perennial Modern Classics, 2005.

12. Bradbury M. The Modern British Novel. London: Secker & Warburg, 1994. P. 407.

13. The Cambridge history of Australian literature / edited by Peter Pierce. Port Melbourne, Vic.: Cambridge University Press 2009.

14. A companion to science fiction / edited by David Seed. Malden, MA: Blackwell Pub., 2005.

15. Conte J.M. Design and Debris: A Chaotics of Postmodern American

16. Fiction. Tuscaloosa; London:The University of Alabama Press, 2002.

17. Head D. The Cambridge Introduction to Modern British Fiction, 1950–2000. Cambridge: Cambridge University Press, 2002.

18. Hoy H. Modern English-Canadian prose: a guide to information sources. Detroit, Mich.: Gale Research Co., 1983.

19. Tew Ph. The Contemporary British Novel. London: Continuum, 2004.

 

Дополнительная

1. Барт Р. От произведения к тексту // Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. / Пер. с фр., сост., общ. ред. и вступ. ст. Г. К. Косикова. М.: Прогресс, 1989. С 45-54.

2. Барт, Р. Фрагменты речи влюбленного. М., 1999.

2. Введение в литературоведение. Литературное произведение: основные понятия и термины. Учебное пособие для студентов вузов / Под ред. Л. В. Чернец. М.: Высшая школа, 2000

4. Гринштейн, А. Л. Карнавал и маскарад: два типа культуры // «На границах». Зарубежная литература от Средневековья до современности:Сборник работ/ Отв. ред. Л.Г. Андреев. М.: ЭКОН, 2000.

5. Женетт, Ж. Повествовательный дискурс / пер. Н. Перцова // Женетт Ж. Фигуры. В 2-х т. М., 1998. С. 60-280.

6. Литературный энциклопедический словарь. / Под общ. ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева. М.: Советская энциклопедия, 1987.

8. Словарь литературоведческих терминов. М., 1983

9. Тюпа В.И. Нарратология. Тверь: Твер. гос. ун-т, 2002.

10. Фрейд З. По ту сторону принципа удовольствия. Я и ОНО: Пер. с нем. М.: ООО "Издательство АСТ", 2004.

Современный литературный процесс за рубежом

Современная зарубежная литература

Профиль подготовки

Отечественная филология

Прикладная филология
Курс 4 семестр 7

Составитель: д. филол. н., доц. Г.В.Заломкина

2013/2014 уч. г.

1. Объем дисциплины и виды учебной работы (в часах)

Вид учебных занятий Количество часов
Всего часов аудиторных занятий 48
Лекции  
Практические занятия (семинары)  

Система оценки знаний

Зачёт может быть выставлен в результате работы в течение семестра в соответствии с количеством набранных студенткой/студентом баллов

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 346; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.171.12 (0.072 с.)