Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Своеобр-е натур. образности в романе Э.Золя «Жерминаль»

Поиск

Натурализм как лит. направл-е возник во Франции во второй половине 19 в. В философской основе натурализма лежал позитивизм О.Конта, Г.Спенсера и др. Позитивисты распространяли законы природы на человеческое общество и утверждали, что нет никакой разницы между людьми и др. живими организма-ми. Все борются за выживание, и среди людей, как и среди животных, проис-ходит естественный отбор. След-но, одни и те же законы управляют как людьми, так и представителями фауны. Это положение позитивизма стало основой для создания натуралист. теории, крупнейшим представ-лем кот-й выступил Э.Золя.

натуралисты называли себя первооткрывателями нового вида иск-ва – иск-ва, связанного только с фактом: если предшествующее иск-во служило красоте, то их новое иск-во должно служить истине. Поэтому не может быть никакого авторского произ-вола, никаких запретных тем, доброде-тель и порок одинаково важны для художника.

Самое выдающееся творение Э.Золя – эпопея «Ругон-Маккары» (1871 – 1893). Толчком к работе явилось увлечение модной теорией наследствен-ности. Он представляет Ругон-Маккаров как “группу людей”, на первый взгляд глубоко различных, но, как свидетель-ствует анализ, близко связанных между собой законами наследственности. Наследственность Золя сравнивает с силой тяготения, самым очевидным из всех законов природы. Писатель хотел проследить 4 поколения 1 семьи. Одна из линий эпопеи – жизнь народа в романе «Жерминаль» (1885). Название имеет символический смысл: это апрель — месяц весенних всходов, пробуждения природы к жизни. Центральное место в романе занимает не отдельный человек или социальные условия, а толпа. Согласно своему методу, Золя накап-ливает огромный документальный мате-риал из научных работ, едет на место и впитывает атмосферу. В исторических и социологических рамках (забастовки шахтеров), Золя показывает жизнь новой социальной категории людей, которые хотят изменить условия жизни, не переходя в другой класс. Труд рабочих-шахтеров стал скорее способом суще-ствования, чем средством жизни. Если персонажами "Жерминаль" (Этьен, Катрин, Шаваль) управляют их собствен-ные страсти, они принадлежат к одной категории. В период кризиса они являют-ся прежде всего членами группы и реагируют как группа. Их личные интересы стираются перед более важным противостоянием буржуазии и рабочего класса. Углекопы терпят поражение в своей борьбе против безликой акцио-нерной компании. Но они почувство-вали, что залог будущей победы — в их сплоченности, в их единстве. Разно-голосица в стане руководителей рабочих, союз капитала и государства, посылаю-щего войска, которые расстреливают бастующих,— все это показано в романе с исключительной силой. Люди из народа — семья Маэ, семья потомствен-ных шахтеров — изображены с любовью. Сын прачки Жервезы Этьен Лантье становится признанным руково-дителем бастующих. И роман заканчива-ется величественной картиной весеннего обновления земли, когда в недрах ее зреют могучие силы, кладущие конец зимней спячке. В произведениях натура-листов социальная среда приобретает черты биологической среды обитания. Она воздействует на героев не только через воспитание, общественные услов-ности, финансовое положение, но и определяет их “видовые”, физиологи-ческие черты. В романе «Жерминаль» среда накладывает отпечаток на внешний облик героев. Работа в шахтах делает их бледными, низкорослыми, малокровными, с белёсыми волосами и въевшейся в кожу угольной пылью.

 

60. Стильова своєрідність роману Гарді „Тесс з роду Д’Ербервіллів ”.

В соответствии с разделением англ. викторианского романа на „старый” и „новый” можно выделить авторов, все еще продолжающих писать в старой викторианской традиции, хотя и с некоторыми поправкаи на современность. К их числу относится Томас Гарди с его романами „характеров и среды”, серией произведений, начатых в 70-е гг. Романы Гарди „Под деревом зеленым”, „Вдали от шумной толпы”, Возвращение на родину”, Жители лесов”, „Тэсс из рода д’Эрбервиллей”, „Джуд Незаметный” составили серию так называемых уэссекских романов или романов «характеров и среды». Оживив давно забытый регион Англии Уэссекс, Гарди акцентирует необходимость связи современного человека со своим прошлым, с корнями. Человеческая природа интересует его больше всего в соотнесенности со средой – понятием, которое включает времена года, традиционные ремесла и занятия. Он не был историческим романистом, но он воскресил исторические события и людей, заставив их жить вне времени, в универсуме, огромном и формализованном, как миф. Трагические характеры Гарди несут печать лиризма и поэзии, они противопоставлены современному миру в разной степени, отдалены от родной почвы. Значительность трагических персонажей Гарди проистекает от непредсказуемости их действий и поступков, вырванных из обычного эмоц. настроя, поэт. их наполненность происх. за счет высвечивания исконной примитивно-природной структуры характера.

Один из самых значительных романов Гарди - „Тэсс из рода д’Эрбервиллей”. Подзаголовок романа – «История чистой женщины, правдиво изображенной» - бросает вызов викторианской системе произведений. В основе романа – биографический принцип. Биография сочетается с историей рода и нац. историей. Есть и автобиографический момент, т. к. Гарди также узнает о своем древнем роде. В романе отражается проблема столкновения города и деревни, что нарушает среду. Многое угадывается через антропонимику (лингвист. поворот).

Книга состоит из 7 глав, или «фаз», как их назвал автор, и в них повествуется о жизненном пути крестьянки Тэсс Дарбейфилд, которая происходит из знатного, но давно обедневшего рода Эрбервиллей. Как писал сам Гарди в одном из предисловий к своему роману, «в этом романе великая жизненная эпопея героини начинается после события, которое принято считать роковым для ее роли главного действующего лица – или, во всяком случае, непоправимым крушением всех ее прежних надежд и чаяний, а потому публика буквально восстала против общественных условностей, когда оказала этой книге горячий прием и согласилась со мной в том, что художественное произведение может еще очень многое добавить к тому, что уже было сказано о теневой стороне известной катастрофы».

 

69. Образ головного героя романа Мо­пассана «Любий друг».

Один из самых известных романов фр. писателя. Придавая поня­тию «проституция» расширительное толкование, ав­тор подразумевал под ним всеобщую продажность политиков, финансистов, аристократии и прессы, охватившую Францию эпохи Третьей республики Впоследст­вии эти идеи получили образное, художественное воплощение в «Милом друге».

Подчиняясь требованиям жанра газетного «фельетона», автор придал этому произве­дению форму любовно-авантюрного романа. Но, бу­дучи мастером художественного слова, Мопассан со­здал подлинно реалистическое произведение. Его литературные источники следует искать в творчестве великих писателей-реалистов XIX в. В «Милом друге» за­метно и влияние Флобера, до самой смерти (1880 г.) остававшегося литературным наставником Мопас­сана, который перенял от своего учителя ясность, четкость стиля и строгость композиции; некоторые французские критики сравнивают образ героя с Эм­мой Бовари, также вступавшей в многочисленные любовные связи, но, в отличие от Дюруа, потерпев­шей сокрушительное поражение на жизненном пу­ти. Эротические сцены написаны под определенным воздействием Э.Золя («Нона»), в кружок почитате­лей которого входил одно время Мопассан.

На­писанный ярко и выразительно, роман до сих пор изучается в вузах всего мира как эталон французско­го литературного языка, а широкий круг затронутых в книге проблем, не утративших актуальности спустя

столетие, типичность и жизненность образов позволяют причислить это творение Мопассана к верши нам мировой реалистической прозы.

Главный герой (или «антигерой») «Милого друга»-невежда, лишенный совести и стремящийся лишь к наживе», демобилизованный унтер-офицер прибывший в Париж с пятью франками в кармане Жорж Дюруа, стремясь подняться по общественной лестнице, использует свое умение обольщать женшин («мужчина-проститутка») для установления нужных связей и упрочения материального благосо­стояния. Проявляя при этом незаурядный ум и ловкость, «милый друг» быстро делает головокружи­тельную карьеру и в конце романа становится зяте* финансиста-миллионера, достойным членом обще­ства; многие видят в Дюруа будущего министра.

Мопассан убедительно показывает, как и почем окружающие постепенно принимают удачливого карьериста в свой круг Выведенные в романе представители высшего обще­ства, политики, журналисты корыстолюбивы и про­дажны; его сатирическая, разоблачительная направ­ленность проявляется в описаниях министра Ларош-Матье и финансиста Вальтера, организующих за­хватническую колониальную экспедицию в Танжер для приумножения своего богатства.

Писатель создал целую галерею запоминающихся женских образов: профессиональная проститутка Рашель, замужние дамы (г-жи Марель, Форестье, Вальтер) и невинная, юная Сюзанна. При очевидной разнице в возрасте и общественном положении, все они порочны и не способны сдержать плотского влечения к обходительному, галантному Жоржу Дюруа. Достаточно смелые для своего времени, эро­тические сцены романа лишены грубого натурализ­ма, автор никогда не опускается до уровня дешевой порнографии.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 1075; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.93.168 (0.008 с.)