Поэтика неомифа в романах Г. Маркеса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Поэтика неомифа в романах Г. Маркеса



Гарсиа Маркес — великий мис­тифика-тор. В произведениях Гарсиа Маркеса всё сильнее проявляется то миро­ощущение, которое сам он позже на­зовёт «фантас-тическим реализмом». В его рассказах и повестях жизнь идёт по привычной ко-лее, подчиняясь законам реальной жиз-ни. Здесь воруют и убивают, влюбля-ются и тоскуют.

«Сто лет одиночества» Г.Маркеса - один из самых знаменитых романов XX в. В нем реальная жизнь и фанта­стические события так перемешались, что разде-лить их невозможно. Герои, живущие во вполне узнаваемом про­винциальном городке, в то же время существуют в волшебном мире. Писатель явственно ощущает не­обходимость поисков иных путей и иных сюжетов. Как и для боль-шинства произведений Маркеса для романа «Сто лет одиночества» характер-ны размытость граней пространства, времени, реальности и фантазии. Роман пропитан магией и волшебством, алхимией и фантастикой, пророчествами и гаданиями, предсказаньями и загад-ками. Но есть проблема, которую не мо-гут решить герои романа, – одиночест-во. Одиночество – наследственная черта, семейный знак и «проклятье» рода Буэндиа. На протяжении романа перед нашими глазами проходит жизнь шести поколений семейства Буэндиа, жизнь которых показана не полностью, а фрагментами. Он акцентирует внимание на каждой ступени деградации общества, на каждом мгновенье обесцененного, бездуховного и в принципе бессмыслен-ного существования человека. Маркес выводит наружу все пороки рода челове-ческого, но не показывает пути их реше-ния. Писатель сознательно оставляет много белых пятен в истории Макондо – дает читателю пространство для раз-мышления и рассуждения, заставляет его думать. Несмотря на важность и глубину поднимаемых автором вопросов, в романе преобладает ирония и сказка. «Сто лет одиночества» - это в первую очередь философская сказка о том, как нам надо жить на нашей планете, повергнутой в одиночество Вселенной. Гениальное соединение сказки и романа, мифа и притчи, пророчества и глубокой философии – это одна из составляющих которые принесли Маркесу всемирную славу титана мировой литературы и Нобелевскую премию.

Риси поетики притчі у романі У. Голдінга

С точки зрения современного литературоведения трудно определить типологию романа 20 ст., а к тому же, каждая национальная литература имеет свои жанровые особенности. Лит-ра 20 ст. интересна соединением разных методов, стилей и жанров, форм художественной условности. Особенно интересен процесс рождения индивидуального стиля писателя и его индивид. жанровой формы, как традиционные, так и новаторские особенности. Из всех разновидностей характерных жанровых признаков творчества Голдинга не вызывает отрицания принадлежности его романов к философской прозе, прозе притчевого характера. Как известно, притча – это поучительное аллегорическое повествование, в котором фабула подчинена морализационной части произведения. Притча не изображает. А сообщает об определенной идее, ложа в свою основу принцип параболы: повествование как бы удаляется от данного времени и пространства, и, двигаясь по кривой, возвращается назад, осветляя явление художественного осмысления в философско-эстетическом аспекте Голдинг назвал притчами все свои книги. Первый роман-притча, к-й принес Голдингу слав, - «Повелитель мух» (1954). Этот роман был одним из первых послевоенных английских книжек, где осмысливается горький опыт войны с фашистами. В этом произведении наявные характерные признаки приключенчиской истории. В своей притче «Повелитель мух» Г., морализируя, предостерегает от страшных последствий, что могут произойти в случаи нежелания человека противостоять одичанию в собственном сердце. Главный вывод этой притчи в том, что человек способен приручить зло, которое есть неотъемлемой его частью, способен побороть зверя, что притаился в его сердце.

Вырождение человеческого в человеке - самое страшное потрясение XX века. И то, что герои притчи - дети, - еще больше подчеркивает бесперспективность, трагическую безвыходность и страшную правду о человеческой душе, открывшуюся писателю и облеченную в форму экзистенциалистической притчи.

 

 

Основні риси символізму

“СИМВОЛИЗМ” - направление в евро-пейском и русском искусстве, возникшее на рубеже XX столетия, сосредоточенное преимущественно на художественном выражении посредством СИМВОЛА идей, находящихся за пределами чувственного восприятия. Стремясь прорваться сквозь видимую реальность к “скрытым реальностям”, символисты выразили тос-ку по духовной свободе. Символисты выдумывают свой, мало кому интерес-ный мир. Они делали это потому, что мир реальный полон грязи, пошлости, предательства, из-за этого они словно совершают прорыв в свой новый мир, мир теней, образов и красок. Симво-листами называли себя и те, кто стре-мился к туманным намекам на неясный им самим смысл.

Три главных элемента нового искусства, считают символисты, – мистическое содержание, символы и расширение художественной впечатлительности.

Теоретической основой символизма явились философские работы Ф.Ницше, А.Бергсона, А.Шопенгауэра, Э.Маха. Смысловым центром символизма стано-вится мистицизм, иносказательная подо-плека явлений и предметов; перво-основой творчества признается иррацио-нальная интуиция. Главной темой стано-вится фатум, таинственный и неумоли-мый рок, играющий судьбами людей и управляющий событиями.

Слово, изображение, цвет – любая конк-ретика – в искусстве утрачивают свое информационное содержание. «Идеаль-ным» видом символического искусства можно назвать музыку, по определению лишенную какой бы то ни было конкре-тики и апеллирующую к подсознанию слушателя.

Основоположниками символизма стали французские поэты Поль Верлен и Стефан Малларме. Третьим основопо-ложником этого направления явился бельгийский драматург М.Метерлинк

 

99. Моралістична направленість та ігрова форма романів А.Мердок.

Мердок испытывала интерес к возможностям интеллект. прозы, к экзистенциализму. Философско-психолог. романы Мёрдок иллюстрируют ее излюбленные тезисы о непредсказуемости чел-ка и неисчерпаемости реальности. В то же время романы Мёрдок однотипны, а интересующих ее психолог. типажей невелико. Чаще всего эти произведения связаны с событиями частной, семейной жизни. Писательницу интересуют желания, порывы, страсти, таящиеся в душе на первый взгляд ничем не примечательных людей. Она часто изображает мужчин и женщин, чей интеллект изолирует их от окружающих, так что они вынуждены жить в собств. мире, вести разговоры сами с собой. Один из лучших романов Мердок – «Под Сетью». «Сеть» у Мердок символизирует изначальный хаос бытия, который в жизни человека претворяется в трагикомедию; ее питают непонимание человеком других, своего окружения, а то и самого себя. Полная сосредоточенность на самих себе делает ее персонажей слепыми, глухими, неразумными, самодовольными и самонадеянными. Из-за этого они попадают в положения гротескные, то есть нелепые и горькие одновременно. Отсюда прихотливые, странные, поистине фантастич. скрещения, противостояния и расхождения их судеб, этот сбивчивый, дисгармоничный, но завораживающий и, в сущности, сольный, хотя исполняемый прилюдно танец страстей, в живописании которого — со всеми его невероятными фигурами — была так сильна Мердок. Роман посвящен поиску подлинности, любви в том обществе, где все критерии либо размыты, либо превратились в безжизненную абстрактцию. Герой романа, переводчик с Джек Донахью, пытается отринуть от себя «сеть»слов, собств. иллюзий, традиц. мышления. Герой романа – молодой интеллектуал. Повествование от 1-го лица мотивируется склонностью героя к творчеству, этот интеллект. герой не доволен окружающим, критикует Англию иронически. Мердок не стоит в ряду сердитых молодых людей, отличает ее то, что герой иронизирует не только над окружающими, но и над самим собой. Джек повествует с иронией и о своей личности. Однако герой Мердок не заболевает философской болезнью, перестав рассуждать о творчестве, он сам начинает творить, делать то, для чего у него есть дар, то есть он начинает писать сам, а не переводит. Этот роман – это роман не сердитых молодых людей, а философский роман, касающийся отношения сознания к бытию.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 299; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.24.134 (0.005 с.)