Французкий лит-й єкзистенциализм. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Французкий лит-й єкзистенциализм.



Е. - напрям у філософії і течія модернізму, в якій джерелом художнього твору є сам митець, що виражає життя особистості, створюючи художню дійсність, яка розкриває таємницю буття взагалі. Джерела Е. містились у працях нім. Мислителя 19 ст. К’єркегора. Теорія сформувалась в працях нім. (Хайдеггер, Ясперс) та фр. (Камю, Сартр) філософів та письменників. Хайдеггер вважав, що мистецтво неможна аналізувати, інтер-претувати, його потрібно тільки пережи-вати. Правда, яку несе твір, завжди суб’єктивна та індивідуальна. Положен-ня Е. по-різному розвивають представни-ки цього напряму. Для Г.Марселя характерне дещо містичне розуміння постулатів екз-му, для Сартра – соціально-політ. Е. у худ. творах відбиває настрої інтелігенції, розчарова-ної соц-ми та етичними теоріями. Письменники прагнуть збагнути причи-ни трагічної невлаштованості людського життя. На перше місце висуваються категорії абсурду буття, страху, відчаю, самотності, страждання, смерті. Представники цієї філософії стверджува-ли, що єдине, чим володіє людина, це її внутр. світ, право вибору, свобода волі. Е. поширюється у фр. (Камю, Сартр), нім. (Носсак), англ.. (А.Мердок, В.Голдінг), амер. (Дж. Болдуїн), япон. (Кобо Абе) літературах. Найчастіше письменники-екз-сти застосовують прийом розповіді від І особи, що передає злиття наратора-споглядача і того, за ким споглядають, хитке місце наратора в просторі та часі. Це, в свою чергу, веде до особистісної міфологізації, якій байдуже, чи це житейська правдоподіб-ність, чи притчева алегорія. Не випадково Сартр назвав письменників «ковалями міфів», «творцями знаків».

77. Історю-літюфеномен «нового роману». «Новый р-н» -- на­правление во французской литературе 1940-70-х, связан­ное с неоавангардизмом. Само понятие «Нр» появ. в 50-е и ка­кое-то время оставалось весьма расплывчатым: так журна­листы окрестили те произв-я, кот. не вписывались в привычные представления о р-е. В част., к ним относили книги Н.Саррот, С.Беккета, А.Роб-Грийе – в общем, всех тех авторов, творе­ния которых попросту сбивали с толку читателя. В 70-х «Нр»ухе явно клонился к закату, поскольку практически перешел в разряд классики. Однако прежде, чем стать классикой, «Нр» -- как и любое авангардное течение – достаточно долго отстаивал свои взгляды на пробле­мы лит-ры. Первым произведением, ясно обозначившим программу «Н.р.», считается роман Н.Саррот «Портрет неизвестного» (1947), вышедший с предисловием Ж.П.Сартра, который ис­пользовал определение «антироман». Посредством это­го термина обозначались основные отличия «Н.р.» от романов традиционного типа. Они сводятся прежде все­го к отказу от персонажей и характеров. После войны в лит. жизни Франции прочно утвердились экзистенциалисты во главе с Сартром. Их фило­софия, созданная еще в 30-е годы, имела огромное влияние на просвещенные умы и по-прежнему, была в необычайной моде среди творческой интеллигенции. Идеологические тенденции, которыми были ок­рашены в истории стран Запада 1960-е, создали почву для явления, получившего условное название неоавангард, т.к. «контркультура», порожденная общественной ситуацией этого десятилетия. Теоретика «Нр» выбрали путь, кот. был начат еще в конце XIX века Флобером, а за-тем продолженный Прустом, Кафкой, Джойсом, Фолкнером. Мечта Флобера о «романе ни о чем» постепенно обретала в ней свое воплощение: в «Нр» не выражалось никаких идей глобального порядка. Ни бичевание пороков, ни воззвания к социальной справедливо­сти не волновали их авторов, Все, что их интересовало, -это человек сам по себе, его сугубо внутренняя жизнь: подсозна­тельные желания, впечатления, воспоминания, не поддающие­ся никакой логике. В «Нр» прослеживается новая кон­цепция внутрисюжетных связей: они подчинялись не принципу логики и причинности, а внутренним законам «текста», или «письма», пришедшего на смену литера­туре в прежнем понимании слова. «Письмо», в трактовке «Н.р.», свободно от «ереси изобразительности» и вос­создает не события реальности, но «анонимную субстан­цию» существования, в которой бесследно растворяется все индивидуальное. Однако язык - не просто материал, преобразуемый писателем, а инструмент мысли вообще. Это набор знаков, достав­шийся нам от прошлых поколений. Человек свободно опери­рует ими, но мир, обозначаемый через язык, по-прежнему представляет для него извечную загадку. Исходя из этих предпосылок, полемичных как по отношению к традициям классического реализма, так и к литературе «больших идей», пропагандируемой экзистенциализмом, «Н.р.» возвещает конец эпохи, когда повествование рассмат­ривалось как род сюжетной истории и как картина ис­торической жизни. Теоретик «Н.р.» и один из его наи­более активных практиков А.Роб-Грийе в книге «За новый роман» (1963) обосновывает необходимость на­веки покончить с «бутафорией», подразумевая под этим словом фабулу, интригу, психологизм, воссоздание лич­ностных миров, интеллектуальную или идеологическую проблематику. Подчеркнутая бессодержательность такой литературы. В месте тем практика «Н.р.» доказала его способность точно описывать от­дельные явления, характеризующие социальную психо­логию и широко распространенные умонастроения, по которым, даже вопреки намерениям автора, можно составить достаточно ясную картину общественной жизни, осо­бенно в периоды кризисов и переломов, воздействующих на массовое сознание. Построение рассказа в виде варьирующихся повто­ров, типичное для «Н.р» помогаюло достичь реальной достоверности изображе­ния «массового общества».В действующие лица в «Н.р» не про­слеживаются индивидуальные черты. Представители «Нр»: А.Роб-Грийе «В лабиринте», «Проект революции в Нью-Йорке»; Н. Саррот книга «Вы слышите их?»; М. Бютор, К.Симон.

 

 

78. Провідні риси поетики «драми абсурду».

В «театре абсурда» мир предстает как хаос и абсурд, мир – скопление случайностей. «Театр абсурда» отказался от канонов драмы, от ярко выраженного драматич. конфликта, от понятности читаемого, интриги. Основоположник – Ионеско. В основе «театра абсурда» - произведения Беккета о напрасности существования. Ионеско хотел вывести на сцену само экзистенциальное существование человека в его полноте, целостности, в его глубоком трагизме, его судьбу, то есть сознание абсурдности мира. Автор хотел показать социальную историю, «рассказанную идиотом». Театр И. полон символов, но образ всегда предшествует значению. Пьесы И. переполнены спорами и ссорами. Агрессивные поиски истины, которыми, каждый по-своему, занимаются многие из героев, желание и неумение доказать собственную правоту, непонимание, глухота друг к другу – все это неоднократно повторяется, и такое бесконечное хождение по кругу только подчеркивается особенностями театра абсурда. Абсурд театра и абсурд реальности – в равной степени ложь и ирреальность. Худ. принцип И. – принцип литературного монтажа, мозаики высказываний, рассуждений, воспоминаний, толкований чужих текстов и собственных снов. Отличительная черта И. – манера задавать вопросы самому себе. Типичный герой литературы А. вновь и вновь убеждается в том, что причин существования нет вооб­ще и что нами движет некая необъяснимая сила (Э.Ионеско). Однако он не в силах отказаться от поиска каких-то объяснений и оп­равданий мира, в котором приговорен жить, и смыс­ла собственного пребывания на земле. Трагическая бесплодность этих поисков, обычно приобретающих черты трагифарса, определяет основной сюжет дра­мы абсурда и характер ее поэтики. Абсурдизм воссоздает клишированное сознание «человека воспринятых им идей» (Ионеско), считая именно этот человеческий тип наиболее характерным для 20 в. Одиночество, ощуще­ние абсурдности жизни, тоска по реальным духовным ценностям в литературе абсурда всегда остаются свойствами персонажей, существующих вне мира реальной истории, которая осмысляется писателями этой творческой ори­ентации как триумф тоталитаризма или как царство обез­личенной толпы. Руководствуясь самыми трафаретными понятиями о прогрессе и общественном благе, «ведомый человек», описанный в драме Ионеско «Носорог», агрессивно подавляет любые отклонения от тех аксиом, которые, вопреки их антигуманности, он признал без­условными. Метафора массового оносороживания, ставшая основой сюжета пьесы, приобретает обличи­тельный смысл.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 262; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.221.113 (0.006 с.)