Возрождение как культурно-историческая эпоха 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Возрождение как культурно-историческая эпоха



В. – культурно-историческая эпоха, кот охватывает период с кон13 на 14в - кон 16 нач 17 в. Она формируется в русле движения за возрождение древности, кот начин в Италии в кон 13-нач14 в. В. (от фр «расцвет») – возрождение или ренессанс. Основой В. стали огромные изменения в экономической и общественно-политической жизни европейских народов, обусловленное развитием городов, ликвидацией феодальной анархии, возникновением великих централизованных гос-в, накоплением начального капитала, перехода ремесленников к мануфактурам, географическими открытиями (Коперник, Бруно). Движение за возрождение древности было также обусловлено стремлением буржуазии, обретающей в это время ведущее значение в культурно-творческом процессе, изменить существующее мировоззрение и соц структуру в соответствии со своей новой истор ролью. Эпоха складывается как поиск обоснований для утверждения культурного приоритета индивидуального начала и разворачивает этот поиск как процесс изучения достояния античной, прежде всего римской кул-ры. Участники этого движ, противопоставляя присущий средневековью приоритет духовной стороны чел природы над телесной стремлению к гармонизации этих начал в чел, такртуют античность как время обретения этой гармонии и стремятся подражать ей. Челов сущность они определяют как гуманность. Свои занятия изучением античн кул-ры и античн знания о человеке, мыслимое или

универсальное и истинное, называли studia humanitatis, а себя – гуманистами. Гуманичты изобрели новое мироощущение, направленное на провозглашение чел наивысшей ценностью. Средневековый аскетизм противопоставлялся новой морали, основанной на признаках единства тела и души. Утверждался приоритет разума и знаний над авторами веры – образование новой морали, основанной на разуме, исследовании, реалистическом отношении к миру. Отрицалась кастовость общества. Повышенный интерес к человеку и всему земному. Сам термин «ренессанс» появляется значит позже. В 1550 в трактате «Жизнеописание знаменитых живописцев, воятелей и зодчих» его вводит Вазари. В соответствии с этапами становления мировоззрения В. делится на 3 периода, причем в разных странах хронологические рамки этих периодов оказываются различными. В Италии раннее В – кон13-нач14 и до сер15в. в других странах – 15в-нач 16в. Зрелое или высокое В для Италии – сер15-16; для других стран – сер16-кон 17в. Позднее В в Италии – сер16-нач17в.; для других стран – кон16 –нач 17в.

В основе ренессансного мировоззрения лежит представление о приоритете индивидуального, личностного в чел над его соц стороной. При этом индивидуальное мыслится как равновеликое общей чел природе, т.е. чел в своей индивидуальности мыслится как универсальный.

В период раннего В складывается представление о двух целях чел существования: небесной и земной. Впервые оно обозначается в трактате Данте «Ир» (1304-07), в кот он говорит, что у чел помимо посмертного созерцания божеств лика есть иная, земная цель жизни – это проявление добродетели, в кот чел воплощает свою сущность, гуманность. Петрарка в своих трактатах развивает концепцию 2-х бытийных целей чел, утверждает, что целью земной его жизни яв-ся обретение посмертной славы.

В период высокого В сформированные ранними гуманистами представления об универсальности индивидуальной природы чел обретают общебытийные обоснования в работах философов Фичино, Мирандола, кот соотнесли чел природу с общим строением мира. Фичино полагает, что чел яв-ся центром бытия, поскольку объединяет в себе все его уровни (минеральное, растительное, животное, собственно человеческое и духовное) И т.о. обосновывал творческие возможности чел универсальностью его природы. Мирандола полагал, что чел подобен Богу, поскольку он не обладает определенной природой, но зато обладает свободой стать таким, каким захочет. Т.о. универсальность природы чел и его свобода обретали общебытийные обоснования и в его контексте представали не только как источник созидательной деятельности, но и как возможный источник разрушения.

 

 

6. Народна карнавальна культура Середньовіччя та її вплив на поетику романа Рабле «Гаргантюа і Пантагрюель» (за монографією М. Бахтіна).

Празднества карнавального типа и связанные с ними смеховые действа или обряды занимала в жизни средневекового человека огромное место. Кроме карнавалов в собственном смысле с их многодневными и сложными площадными и уличными действами и шествиями, справлялись особые «праздники дураков» и «праздник осла», существовал особый, освященный традицией вольный «пасхальный смех». Более того, почти каждый церковный праздник имел свою, тоже освященную традицией, народно-площадную смеховую сторону. Таковы, например, так называемые «храмовые праздники», обычно сопровождаемые ярмарками с их богатой и разнообразной системой площадных увеселений (с участием великанов, карликов, уродов, «ученых» зверей). Карнавальная атмосфера господствовала в дни постановок мистерий и соти. Смех сопровождал обычно и гражданские и бытовые церемониалы и обряды: шуты и дураки были их неизменными участниками и пародийно дублировали различные моменты серьезного церемониала (прославления победителей на турнирах, церемонии передачи ленных прав, посвящений в рыцари, и др.).

Жанры смеховой литературы: пародийная лит-ра на латинском яз. (пародийные диспуты и диалоги, пародийные хроники), смеховая лит-ра на народных языках (пародийные проповеди, пародийн. героич. эпос).

Все названные организованные обрядово-зрелищные формы были распространены во всех странах средневековой Европы, но особенным богатством и сложностью они отличались в романских странах, в том числе и во Франции.

Все карнавальные формы последовательно внецерковны и внерелигиозны. Более того, некоторые карнавальные формы прямо являются пародией на цёрковный культ.

Карнавал не созерцают, — в нем живут, и живут все, потому что по идее своей он всенароден. Пока карнавал совершается, ни для кого нет другой жизни, кроме карнавальной.

Итак, карнавал был не художественной театрально-зрелищной формой, а как бы реальной (но временной) формой самой жизни, которую не просто разыгрывали, а которой жили почти на самом деле (на срок карнавала).

Особо важное значение имела отмена во время кар­навала всех иерархических отношений. На карнавале все считались равными. Здесь—на карнавальной площади — господствовала особая форма вольного фа­мильярного контакта между людьми, разделенными в обычной, то есть внекарнавальной, жизни непреодоли­мыми барьерами сословного, имущественного, служеб­ного, семейного и возрастного положения.

Здесь вырабатываются и особые формы площадной речи (ругательства, бранные выражения) и площадного жеста, откровенные и вольные, не признающие никаких дистанций между общающимися, свободные от обычных (внекарнавальных) норм этикета и пристойности. Сложился особый карнавально-площадный стиль речи, образцы которого мы в изобилии найдем у Рабле (ругательства и проклятия начинаются уже с самого пролога романа «Гаргантюа и Патагрюэль»).

Величайшим носителем и завершителем этого народно-карнавального смеха в мировой литературе был Рабле.

В произведении Рабле отмечают исключительное преобладание материально-телесного начала жизни: образов самого тела, еды, питья, испражнений, половой жизни. Образы эти даны к тому же в чрезмерно преувеличенном, гиперболизованном виде. Эти образы материально-телесного начала у Рабле являются наследием народной смеховой культуры. Материально-телесная стихия явл-ся началом глубоко положительным, утверждающим, имеет веселый и праздничный (а не буднично-бытовой) характер. Ведущий момент во всех этих образах – плодородие, рост, бьющий через край избыток.

Ведущей особенностью произведения Рабле явл. снижение – т.е. перевод всего высокого, отвлеченного, идеального в материально-телесный план, в план земли и тела в их неразрывном единстве.

К народно-праздничным формам и образам в романе Рабле принадлежат и сцены избиения (избиения ябедников в доме де Баше; «остров сутяг», жители которого, сутяги, зарабатывают на жизнь тем, что позволяют избивать себя за плату и др. примеры). Повреждения каждого ябедника описаны с анатомизирующими перечислениями пораженных органов и частей тела. Эти ябедники – представители старого права, старой правды, старого мира, - они неотделимы от всего старого, умирающего, но они также неотделимы от того нового, что из этого старого рождается. Они причастны к миру, умирающему и рождающему одновременно. Их избиение есть праздник смерти-возрождения.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 384; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.85.72 (0.006 с.)