Жанрові особливості роману про Трістана і Ізольду



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Жанрові особливості роману про Трістана і Ізольду



"Триста́н и Изо́льда" - памятник средневековой западноевропейской литературы. В основе сюжета – трагическая безысходная любовь Тристана и Изольды, возникшая по ошибке, из-за случайно выпитого приворотного зелья. В разных вариантах этой легенды Тристан был племянником либо вассалом короля, в жёны которому предназначалась Изольда. Основу конфликта составляет противоречие чувств и долга. В ранних вариантах памятника особенно силён мотив слепой, иррациональной судьбы. Впервые обработана французскими поэтами Берулемом и Тома в 1170-х гг.

Роман “Тристан и Изольда” является классическим примером средневекового творчества. Несмотря на время, роман не потерял своего внутрен-него смысла и по сей день остаётся од-ним из выдающихся образчиков рыцар-ской литературы. Тристан и Изольда — легендарные персонажи средневекового рыцарского романа XII в.

Автор «Т и И» развил сюжет известного кельтского сказания, присое-динив к нему ряд дополнительных черт, взятых им из разнообразных источников — из двух кельтских сказаний (плавание Т. за исцелением), из античной лит-ры (Морольт-Минотавр и мотив парусов — из сказания о Тезее), из местных или восточных сказаний новеллистического типа (хитрости влюбленных). Он перенес действие в современную ему обстановку, включив в него рыцарские нравы, понятия и учреждения и по большей части рационализировав ска-зочные и магические элементы.

Но главным его нововведением является оригинальная концепция взаимоотношений между тремя основ-ными персонажами. Т. все время терза-ется сознанием нарушения им троякого долга по отношению к Марку — его приемному отцу, благодетелю и сюзерену (идея вассальной верности). Это чувство усугубляется великодушием Марка, к-рый не ищет мести и готов был бы уступить ему И., но защищает свои права только во имя феодального понятия престижа короля и чести мужа.

Главная черта, проявляющаяся в романе, характерна для всего средневе-кового искусства — это иконография, образность. В романе действуют не живые люди, а лишь их социальные статусы. Здесь нет описаний внешности героев, даётся лишь общая характеристика. Изольда — прекраснейшая и добрейшая, Тристан — храбрейший и красивейший. Это потому что он — рыцарь, а она — благородная дама, отвечает автор. Сами положения рыцаря и благородной дамы уже дают им такие характеристики. Здесь внешние детали уходят на задний план, обнажая духовную сущность героя. Классическим примером этому является икона, в которой главное — глаза и лицо, являющиеся своеобразным “зеркалом души”. Получается, произведение повествует даже не о рыцаре и прекрасной даме, а передаёт глубинные отпечатки их духовных оболочек.

 

13. Поетологічні особливості „Божественої комедії” Данте.

приблизительно в середине XII века в Европе постепенно набирает силу новое культурное движение — Возрождение, или Ренессанс. У первоистоков этого движения стоял Данте Алигьери. Некоторые историки литературы считают его одновременно и представителем средневековья, и первым из титанов эпохи Возрождения. Данте назвал свое произведение «Комедия». Эпитет «Божественная» предпослал сочинению один из первых комментаторов, Дж.Боккаччо, выразив одновременно в этом слове и крайнюю степень почтения к автору и обозначив тематику произведения – рассказ о прохождении души сквозь адский пламень к божественному огню.

"Божественная комедия" является необычайно гармоничным творением. Поэтика его до сих пор с технической точки зрения считается непревзойденной. "Божественная комедия" состоит из трех частей — "Ад", "Чистилище" и "Рай". Главным действующим лицом "комедии" являются сам Данте и его проводник Вергилий — древнеримский поэт, которого причисляют к одним из первых язычников, принявших христианскую идею. Мечтой великого итальянца было повести всех обездоленных к счастью. Сделать это Данте решил на собственном примере. Он проводит своих героев и читателя через все круги Ада, через Чистилище к Раю. Автор этим продемонстрировал путь для всего человечества к спасению души. Для понимания смысла "Божественной комедии" важно то, что Данте высвечивает в ней глубинный смысл бытия, его трехслойный состав: личную жизненную драму, мир природы, историю человече ства. Таким образом автор обращался не только к современникам, но и к отдельным потомкам. Путешествие по запредельному миру начинается с Ада. Сначала Данте описывает мрачный лес, который ассоциируется у него с тогдашней Италией. Главной бедой своих современников Данте считал эгоизм, гордость, склонность к насилию, чрезмерную привязанность к земным утехам. Три зверя — пантера, лев и волчица, которые появляются перед ним, последовательно символизируют человеческие пороки.

Поэма отличается четкой, продуманной композицией. Она членится на три большие части («кантики»), каждая из них состоит из 33 песен. Дополнительно существует вводная песня к первой кантике. Таким образом, в сумме получается ровно 100 песен. Поэма написана терцинами – трехстишиями. Число 3 и 10 становятся своеобразным лейтмотивом поэмы. Структура, композиционное членение «Б.к.» подчинено этим числам. В Аде – 9 кругов, в Чистилище – 7 ступеней горы, поднимающейся к небесам, в Рае – 9 небесных сфер. Данте вложил в свое произведение 4 смысла: буквальный, аллегорический, моральный и мистический.

В буквальном смысле «Б.к.» – подробное, зримое описание трехчастного устройства загробного мира. В аллегорическом смысле каждый образ Данте помогает ему в скрытой форме иллюстрировать идею движения от тьмы к свету, от заблуждений к истине: Ад – олицетворение безобразного и страшного, Чистилище – исправимых пороков и утолимой печали, Рай – аллегория красоты и радости. В моральном смысле «Б.к.» напоминает о воздаянии за грехи и награде добродетели. Мистический смысл – постижение идеи божественного через поэзию, наделенную красотой по воле божьей.
«Б.к.» сочетает видение «моральное» с видением «политическим».

В сознании Данте противоречиво переплетаются элементы старого и нового мировосприятия. Земная жизнь – подготовка к будущей, вечной жизни. С другой стороны, Данте подвергает критике общественные предрассудки и церковные требования, ограничивающие свободу человеческого чувства.
В «Б.к.», как и в других своих более ранних произведениях, Данте еще влачит тяжелый груз церковных схоластических образов и представлений, завещанных ему средними веками. Вместе с тем он уже обнаруживает замечательно острое чувство жизни и огромную силу критической мысли, которые делают его первым подлинно великим поэтом нового времени. Он ценит в человеке пытливый дух, на который в средние века взирали как на один из самых тяжких грехов. Его манит мир земных человеческих чувств и страстей. Эти особенности «Б.к.» как художественного произведения связывают ее с искусством Возрождения, одной из важнейших черт которого является напряженный интерес к земному миру и человеку.

14. Своеобразие лирического героя в «Книге песен» Петрарки.

Ф. Петрарка является главой старшего поколения гуманистов. Родился во Фр. Городе Авиньоне. За свою латиноязычную поэму «Африка» П. был награжден лавровым венком, и в этот же день он встречает свою возлюбленную Лауру (7 апреля 1341). Ровно через 21 год она скончалась, но П. продолжал воспевать ее. Лауре он посвятил сборник стихов «Канцоньере» или «Книга песен» разделив ее на 2-е части: «На жизнь Мадонны Лауры» и «На смерть Мадонны Лауры». Общий смысл книги определяется уже первым сонетом, который приглашает читателя пройти тем путем, которым проходит лирический герой: от “первой юношеской ошибки” поэта, находившегося под влиянием любви, наполненной “напрасными мечтами” и “напрасной болью”, вплоть до “стыда” за это любовное рабство, которому сопутствуют раскаяние и понимание тщетности мирской суеты. Весь путь лирического “я” - это путь превращения, история ошибок и разочарований. В “Канцоньере” нет повествовательной схемы, - это не “история” любви, а переплетение различных ситуаций, отражающих “фрагменты” души поэта, между которыми образуется ряд соответствий, симметрий, связей. Структура книги задумана таким образом, чтобы создать своего рода поэтический резонанс для каждого отдельного “фрагмента”, который отражается в других, переплетается с ними либо им противопоставляется. Поэтическое “я” все время возвращается на себя самое, порождает своего рода эхо, звучащее в других стихотворениях, связанных между собой одной и той же темой, метафорой, повторением языковых либо метрических средств. .Имя «Лаура» казалось многим биографам П. вымышленным, оно было удобно ввиду созвучия со словом «лавр», символом славы. П. постоянно играет этими словами, утверждая что любовь к Лауре приносит ему лавры, иногда даже называя свою возлюбленную лавром. П. изображает Лауру как земную женщину, воплощающую в себе все совершенство мира. Излюбленным приемом ее изображения становится определение героини через сравнение ее с признаками земных и небесных реалий. Разрабатывая восходящую к Овидию и преломленную в средневековой рыцарской лирике традицию представления любви как болезни, поэт представляет столкновение различных начал бытия во внутреннем мире своего лирического героя, противопоставляя динамике его переживаний неизменное тождество его возлюбленной человеческому идеалу. Любовь поэта к Лауре безнадежна, она питается только грезами, заставляет его желать смерти и искать облегчения в слезах. Помещая Лауру после смерти в небесном сонме святых П-ка продолжает воспринимать ее как совершенное единство духовного и телесного, превосходящее идеальность спиритуального мира. На этом кончается страстная борьба поэта против своего чувства, потому что оно теряет земной характер.«Книга песен» П. вскрывает его душевные противоречия, она рисует мучительное раздвоение поэта между возвышенным платонизмом и чувственной любовью, греховонсть которой он сознает.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.253.192 (0.018 с.)