Общ. хар-ка реализма как лит-го направления 19в. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общ. хар-ка реализма как лит-го направления 19в.



В центре внимания литературы критического реализма – анализ средст-вами худ-го мировосприятия социальной системы. Поэтому основным в специ-фике этого направления явл. худож-е осмысления действительности как фак-тора социального. Реалистическим сле-дует считать только то произведение, которое отображает сущность данного соц. истор-го явления, когда персонажи несут в себе типичные черты той или иной соц. прослойки. Условия, в кото-рых они действуют, явл. не случайным плодом фантазии писателя, а отраже-нием закономерностей соц-эконом. и политич. жизни эпохи. У критич. реалис-тов типизация выражается в сочетании и органической взаимосвязи типичных хар-ов и типичных обстоятельств. Духовный мир героев социально детерминирован. Реалисты 19в при создании худ. образов показывали героя в развитии, изображали эволюцию хар-ра, которая определялась сложным взаимодействием личности и общ-ва («Красное и черное» Стендаля). Этим они резко отличались от просветителей и романтиков. Искусство критич. реализма ставило своей задачей объективное вос-произведение действ-ти. Писатель-реа-лист основывал свои худ. открытия на глубоком научном изучении фактов и явлений жизни. Поэтому их произве-дения явл. богатейшим источником сведений об описываемой ими эпохи

38. Проблема взаємозв’язку романтизму і реалізму у західноевроп. літ-рі 19 ст.

Основными приметами лит. процесса XIX в. в странах Зап. Европы и США явилось формирование и утверждение двух основных направлений в лит-ре и искусстве - романтизма и реализма - и соответственно двух творческих методов.

Реализм XIX в. был более основательно подготовлен на предшествующих этапах, нежели романтизм. В сущности, весь многовековой процесс поступательного развития художественно-эстетического осмысления человеком окружающей его действительности с немалым основанием можно рассматривать как процесс формирования и развития реализма. Однако и романтизм возник отнюдь не на пустом месте: его истоки - в литературе средневековья и в некоторых других формах общественного сознания той поры. Но наиболее глубокие корни романтизма уходят, конечно, в позднее Просвещение. Романтики вели острейшую полемику против философско-эстетических нормативов классицизма и Просвещения и в то же время в своей эстетике и художественной практике были генетически с ними связаны. Ведь именно в позднем Просвещении сложились те значительные явления литературного процесса, которые получили название предромантизма как раз потому, что они подготовили романтизм. В свою очередь и реализм XIX в., будучи во многом столь же антитетичным по отношению к романтизму, сколь и романтизм по отношению к Просвещению, еще более органично воспринял и переосмыслил многие важнейшие завоевания романтизма, нежели романтики опыт своих предшественников.

Литературно-эстетические нормы и традиции, сложившиеся в XIX в., по сравнению с соответствующим опытом предшествующих этапов оказали наибольшее воздействие на литературу текущего столетия. В этой связи следует отметить то место, которое утвердилось в литературе XIX в. за жанром романа. Примерно с рубежа 20-30-х годов именно роман начинает определять основную линию лит. процесса, что не было для него характерно прежде. Расцвет жанра романа в XIX в. предугадали уже иенские романтики в своей эстетике на пороге нового столетия. И именно в эту пору в творчестве Гёте и иенцев закладывается основательный фундамент той жанровой разновидности романа, которая получит устойчивое терминологическое определение «романа воспитания». Этот роман воспитания хотя отнюдь не исчерпывает весь спектр жанра, однако является доминирующим во всей необозримой романной лит-уре.

Но в самом начале эстетические принципы реалистического романа XIX в. заметно утрачивают свое чуть ли не монопольное место в жанре. Вместе с тем это обстоятельство ни в какой мере не умаляет роли этих принципов для всей соврем. лит-ры в целом и для романа в частности. В самом деле, при всей типологической разноликости современного романа в нем все же доминируют во многом развитые и переосмысленные, но все же традиции реалистического романа предшествующего столетия.

Не менее органическое воздействие на последующий процесс развития лит-ры оказала художественно-эстетическая система романтизма, под знаком которой проходила литературная жизнь Европы преимущественно первой трети XIX в. Но и на протяжении XIX в. романтизм при всей действенности и исторической детерминированности антиромантической реакции не утратил своей жизненности и значимости. Это особенно четко проявилось на рубеже XIX-XX столетий. Многие разнородные и далеко не всегда четкие явления лит-ры той поры не случайно и уже достаточно давно получили в науке о лит-ре устойчивое и адекватное определение - неоромантизм. В дальнейшем наше столетие в искусстве и литературе демонстрирует свою органическую генетическую связь с романтизмом также и в философско-эстетическом и художественном плане. Из весьма обширной панорамы этих связей на первый план выделяются искусство экспрессионизма и философско-эстетическая и художественная система экзистенциализма, выдвинувшие значительные явления и крупнейших мастеров слова.

 

36. Нац. своєрідність класичного романтизму.

Начало английского романтизма принято связывать с появлением сборника Вордсворта и Колриджа «Лирические баллады» (1798), с опубликованием предисловия, содержащего основные задачи нового искусства. Первый этап английского романтизма, совпадающий с творчеством поэтов Озерной школы, проходил на фоне готического и якобинского романов. Роман как жанр еще не ощущал своей полноценности, поэтому представлял собой обширное поле для эксперимента. На первый план выдвинулась английская лирика, представленная С. Роджерсом и У. Блейком, Т. Чаттертоном, Д. Китсом и Т. Муром, поэтами-лейкистами. Возродив жанры национальной лирики (баллада, эпитафия, элегия, ода) и существенно переработав их в духе времени с акцентом на внутренне раскованный мир личности, она уверенно шла от подражательности к оригинальности. Второй этап в развитии английского романтизма связан с творчеством Байрона, Шелли, Скотта, открывших новые жанры и виды литературы. Символами этого периода стали лиро-эпическая поэма и исторический роман. Появляются «Литературная биография» Колриджа, «Английские барды и шотландские обозреватели» Байрона, великолепные предисловия к поэмам Шелли, трактат самого Шелли «Защита поэзии», литературно-критические выступления В. Скотта. Обозначается новый тип романа - романа-памфлета, романа идей, сатирического бурлеска, высмеивающего крайности романтического искусства. К 30-м годам романтизм становится ведущей тенденцией в романе, хотя романтический герой не всегда является положительным. Долгое правление королевы Виктории способствовало проникновению романтического духа в лит-ру на протяжении всего XIX столетия.

В становлении американского романтизма прослеживается три этапа. Первый этап - ранний американский романтизм (1820-1830-е годы). Мировоззрение ведущих писателей (Ирвинг, Купер) этого периода окрашено в оптимистические тона, связанные с героическим временем Войны за независимость и открывавшимися перед молодой республикой грандиозными перспективами. Сохраняется тесная преемственная связь с идеологией американского Просвещения, которое в идейном плане подготовило Американскую революцию. Второй этап - зрелый американский романтизм (1840-1850-е годы). К этому периоду относится творчество Н. Хоторна, Э. А. По, Г. Мелвилла, Г. У. Лонгфелло, У. Г. Симмса, писателей-трансценденталистов Р. У. Эмерсона и Г. Д. Торо. Сложная и противоречивая реальность Америки этих лет обусловила заметные различия в мироощущении и эстетической позиции романтиков 40-50-х годов. Большинство писателей этого периода испытывают глубокое недовольство ходом развития страны. В зрелом американском романтизме преобладают драматические, даже трагические тона, ощущение несовершенства мира и человека, настроения скорби, тоски, сознание трагизма человеческого бытия. Уравновешенно-оптимистический мир Лонгфелло и представления трансценденталистов о всеобщей гармонии в эти десятилетия стоят в литературе США несколько особняком. Третий этап - поздний американский романтизм (60-е годы). Это период кризисных явлений в романтизме США. Романтизм как метод все чаще оказывается не в состоянии отразить новую реальность. В полосу тяжелого творческого кризиса вступают те писатели предыдущего этапа, кто еще продолжает свой путь в литературе. Романтическое направление в литературе США не сразу после окончания Гражданской войны сменяется реализмом. Сложным сплавом романтических и реалистических элементов является творчество величайшего амер. поэта Уолта Уитмена. Романтическим мироощущением - уже за пределами хронологических рамок романтизма - проникнуто творчество Дикенсон. Романтические мотивы органично входят в творческий метод М. Твена, А. Бирса, Д. Лондона и других писателей США конца XIX - начала XX столетия. Романтизм США носит последовательно антикапиталистический характер и выражает настроения демократической Америки, не удовлетворенной и обеспокоенной противоречиями бурж. развития страны.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 232; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.206.191 (0.006 с.)