Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Урок 8. Художественные особенности романаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Цель урока: развивать умение анализировать текст, закрепить теоретические знания. Методические приемы: анализ текста, выявление художественных особенностей романа, сопоставление с другими произведениями русской литературы. Оборудование урока: портрет Л. Н. Толстого работы Крамского.
Ход урока I. Слово учителя На прошлом уроке мы говорили о том, какую роль сыграло общество в судьбе Анны Карениной. Задумаемся, поддерживает ли Толстой осуждение героини обществом или оправдывает ее, сочувствует ей. Некоторые критики называли Толстого «прокурором» Анны, другие, наоборот, ее «адвокатом». В одном из писем Толстой говорил, что «Анна оказалась дурного характера», что он «возится с ней» и что она «надоела ему». Он даже называет ее своей «воспитанницей». И заканчивает суждение о ней так: «Не говорите мне про нее дурного, или если хотите, то с осторожностью, она все-таки усыновлена» (т. 62, с. 257). — Какими художественными средствами пользуется писатель для выражения своих воззрений? Обратимся прежде всего к эпиграфу: «Мне отмщение, и Аз воздам». (Обсуждение смысла и значения эпиграфа, взятого из Библии.) Учитель. Попробуем разобраться в этом вопросе с помощью самого писателя. По свидетельству М. С. Сухотина, сам Толстой так определял смысл эпиграфа: «…Я выбрал этот эпиграф... чтобы выразить ту мысль, что то дурное, что совершает человек, имеет своим последствием всё то горькое, что идёт не от людей, а от Бога, и что испытала на себе и Анна Каренина» (Л. Н. Толстой в воспоминаниях современников. М., 1955. Т. 2. С. 170). Толстой был убежден в нравственной ответственности человека за каждое слово, за каждый поступок: «Во всем возмездие... во всем предел, его же не прейдеши». Поэтому он иронически изображает Каренина, Лидию Ивановну, когда они осуждают Анну. В одной из позднейших работ Толстой вновь вернулся к главной мысли своего романа: «Много худого люди делают сами себе и друг другу только оттого, что слабые, грешные люди взяли на себя право наказывать других людей. «Мне отмщение, и Аз воздам». Наказывает только Бог и только через самого человека». Последняя фраза является переводом («Аз воздам» — «наказывает только Бог») и толкованием («и то только через самого человека») библейской фразы. Эту идею Толстой высказал еще в романе «Война и мир»: “мысль народная” раскрывалась как терпение, стойкость, ненасилие. Об отмщении не может быть и речи и с точки зрения Каратаева, и с точки зрения Кутузова и Болконского. «Не думай, что горе сделали люди. Люди — орудие Его, — говорит княжна Марья. — Мы не имеем права наказывать».)
II Беседа. — Какими другими художественными средствами пользуется Толстой? (Писатель использует метафоры, но не в качестве украшения стиля — внутреннее строение романа метафорично по своей природе. Ключевые слова, образы держат всю конструкцию «Анны Карениной». Это образы путаницы, бури, метели, ветра, пучины, «паутины лжи», которые определяют судьбу героев, освещают ах характеры и отношения между ними.) Важной метафорой, выражающей мысль писателя об ответственности человека, является «избрание пути». С ней связана другая определяющая метафора: сопоставление поисков правды с извечным распахиванием почвы: «Теперь он (Левин), точно против воли, все глубже и глубже врезывался в землю, как плуг, так что уж не мог выбраться, не отворотив борозды». Образ железной дороги (тоже путь!) — показан как символическое выражение сил, враждебных природе человека. Вспомним эпизоды, связанные с этим образом. Образы огня, тепла, свечи сопровождают образ главной героини и символизируют жизнь, свет, прозрение. Анна одухотворена внутренним огнем. В момент гибели героини гаснет ее «свеча», в последний миг дав Анне прозрение: «И свеча, при которой она читала исполненную тревог, обманов, горя и зла книгу, вспыхнула более ярким, чем когда-нибудь, светом, осветила ей все то, что прежде было во мраке, затрещала, стала меркнуть и навсегда потухла». Сходные с этими метафорами образы молний, звезд разрешают чувство сомнения в душе Левина. С помощью речевой характеристики передается авторское отношение к героям. Речь отрицательных персонажей однообразна, суха, пуста, за словами часто ничего не стоит (это относится к героям, принадлежащим к светскому обществу). Речь Анны, Левина, то есть героев, которым автор сочувствует, яркая, образная, богатая и живая. III. Анализ вставных эпизодов. Обратим внимание на вставные эпизоды. (Напомним, что вставными называются эпизоды, не относящиеся к движению, развитию сюжета.) Это, например, портретные характеристики, пейзажные зарисовки, сны, внутренние монологи. Портретные характеристики героев позволяют раскрыть их внутренний мир (приведем примеры). Пейзажные зарисовки передают душевное состояние героев (приведем примеры). Сны играют символическую роль. Вспомним сон Анны, в котором она видит лохматого старичка, работавшего над железом и приговаривавшего по-французски: «Надо бить железо, ломать его, мять». Этот сон предсказывает гибель Анны и даже прямую причину гибели — «железо». Внутренние монологи раскрывают движение мысли, душевные переживания персонажей. Эти монологи характерны для «живых» героев, которым Толстой сопереживает: для Ленина с терзавшими его сомнениями, для страдающего Каренина, для Анны (наиболее ярок ее внутренний монолог перед смертью, на пути к железнодорожной станции).
IV. Подведение итогов. Учитель. «Анна Каренина» — роман, который выразил философские воззрения Толстого, его сомнения. Роман, отразивший современное писателю общество, остается актуальным, потому что в нем поставлены вопросы, важные для человека любого времени. В «несомненном смысле добра» заключается одна из любимых мыслей Толстого, оптимизм всего его романа.
Дополнительный материал Сравним мнение об Анне Карениной двух самых знаменитых женщин-поэтов (называться поэтессами они, как известно, не любили). АННА АХМАТОВА в разговоре с Лидией Чуковской: «Неужели вы не заметили, что главная мысль этого великого произведения такова: если женщина разошлась с законным мужем и сошлась с другим мужчиной, она неизбежно становится проституткой. Не спорьте! Именно так! И подумайте только: кого же мусорный старик избрал орудием Бога? Кто же совершает обещанное в эпиграфе отмщение? Высший свет: графиня Лидия Ивановна и шарлатан-проповедник. Ведь именно они доводят Анну до самоубийства. А как сам он гнусно относится к Анне! Сначала он просто в неё влюблён, любуется ею, чёрными завитками на затылке... А потом начинает ненавидеть — даже над мёртвым телом издевается... Помните: «бесстыдно растянутое»?.. Да, да, конечно, множество гениальных страниц. Бормотание мужичка под колёсами — великолепная заумь... Я очень дружна с его внучкой Соней. Она дала мне альбом, чтобы я написала. В этом альбоме спёртый дух — ханжеский дух Ясной Поляны» (Чуковская Л. К. Записки об Анне Ахматовой. Кн. 1. 1938—1941. М., 1989. С. 16).
МАРИНА ЦВЕТАЕВА (в статье «Мой Пушкин») «Да, да, девушки, признавайтесь — первые, и потом слушайте отповеди, и потом выходите замуж за почётных раненых, и потом слушайте признания и не снисходите до них — и вы будете в тысячу раз счастливее нашей другой героини, той, у которой от исполнения всех желаний ничего другого не осталось, как лечь на рельсы. Между полнотой желания и исполнением желаний, между полнотой страдания и пустотой счастья мой выбор был сделан отродясь — и дородясь».
«Полнота страдания и пустота счастья» — в качестве эпиграфа эти слова тоже подошли бы, наверное, к «Анне Карениной». Но не будем исправлять Толстого, а обратим внимание на подчёркнутую Цветаевой связь толстовского романа с пушкинской традицией.
Литература Бабаев Э. Г. Комментарии к роману Толстого “Анна Каренина”. М., 1982. Л. Н. Толстой в воспоминаниях современников. Т. 1, 2. М., 1953. Л. Н. Толстой в русской критике. М., 1952.
РАЗДЕЛ XV. Творчество А. П. Чехова Урок 58 (126). Общественно-политическая жизнь России В 80-90-е годы ХIХ века и ее отражение в литературе Цель: дать представление об общественно-политической жизни 80-90-х годов ХIХ века и помочь осознать роль творчества А. П. Чехова. Метод: лекция с элементами беседы; составление конспекта учащимися.
Ход урока I. Слово учителя. 80-е годы открывают новую эпоху в социально-политическом развитии России. Все явственнее заявляет о себе русский пролетариат. Интенсивно развивается капитализм в России, который характеризуется ростом числа заводов и фабрик, строительством железных дорог, вхождением в быт электричества и вместе с тем — кризисом сельского хозяйства, общим отставанием экономики по сравнению с экономикой развитых западноевропейских государств. Ширится круг студенческих волнений, кульминационный момент которых приходится на весну 1901 г., когда в Петербурге полицейскими была разогнана студенческая демонстрация. Происходит резкое усиление контроля со стороны правительства: закрыты «Отечественные записки», усиливается влияние «Московских ведомостей» (М. Каткова), «Нового времени» (А. Суворина), утрачивает свое прежнее значение и переходит в сторону либерализма народовольничество. В начале 80-х годов Александр III последовательно осуществляет новый политический курс, следуя рекомендациям обер-прокурора Синода К. П. Победоносцева, министра внутренних дел графа Д. А. Толстого и министра просвещения И. Д. Делянова. В 1882 г. введены «Временные правила о печати» для осуществления контроля над периодическими изданиями. В то же время возрастает роль развлекательной журналистики. Наиболее известные юмористические издания 80-х гг. — журналы «Стрекоза» и «Осколки». В них начинал свою писательскую деятельность А. П. Чехов. В литературной жизни 80-х гг. видное место занимает творчество М. Е. Салтыкова-Щедрина, развиваются традиции критического реализма в творчестве Л. Н. Толстого, В. Г. Короленко, Д. Н. Мамина-Сибиряка, в эти годы создает свои лучшие произведения Н. С. Лесков. В литературе того времени происходит обновление тематики — судьбы крестьянина и дворянина уступают место проблемам «среднего человека», интеллигента. Героями произведений становятся врачи, учителя, представители земства. Значительное место в литературе этого периода занимает творчество Л. Н. Толстого, в центре внимания которого становится судьба народа. В своих произведениях он проповедует нравственное совершенствование отдельного человека, смирение личной гордыни. Литературная деятельность А. П. Чехова также началась в начале 80-х гг. 19 века. Чехов остро чувствовал переломное состояние мира и человека. Для их воплощения искал и обрел особые художественные принципы. «Никаких сюжетов не нужно, — сказал он однажды. — В жизни нет сюжета, в ней все смешано — глубокое с мелким, великое с ничтожным, трагическое со смешным... Нужны новые формы, новые формы...». Чехов пристально вглядывался в обыденное существование рядовых людей. И находил однообразие, отсутствие ярких событий, поступков, порой даже мыслей. Не во внешнем поведении, отношениях, а во внутреннем бытии увидел писатель неоднородные начала жизни. «Новые формы» повествования призваны были выразить потаенные, часто не осознанные героем душевные движения. В каждом конкретном случае освещались, конечно, неповторимые склонности личности. Но всегда — разные, «смешанные», глубинные. Любая вещь Чехова раскрывала сложный, «подтекстовый» смысл происходящего.
II. Беседа. — Назовите основные исторические события 80-90 гг. 19 века; — Какие журналы, газеты выпускались? — Назовите произведения созданные в этот период. Кто они герои этих произведений? — Какое место занимает в этот период творчество Л. Н. Толстого, А. П. Чехова?
Домашнее задание. 1. Подготовить рассказ по конспекту. 2. На основе раздела учебника «Особенности художественного мироощущения Чехова» с привлечением собственных примеров из знакомых произведений писателя, ответить на вопрос как повлияла на мироощущение Чехова эпоха 80-х гг.? 3. Индивидуальные задания. Сообщения: — Детство и юность А. П. Чехова (используя материал учебника и дополнительный материал: Г. П. Бердников «Чехов». Серия «ЖЗЛ». — М., 1978) Ранний период творчества. — Творчество 80-90-х гг. 19 века. — Чехов и театр.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 732; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.89.8 (0.014 с.) |