Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Урок 59 (127). Этапы биографии и творчества А. П. ЧеховаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Цель: знакомство с биографией писателя, особенности его драматургии. Метод: сообщения учащихся с элементами беседы. Эпиграфы к уроку (учитель выбирает по своему усмотрению): Желание служить благу должно непременно быть потребностью души, условием личного счастья... А. П. Чехов Правда и красота... всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле. А. П. Чехов А. П. Чехов — один из самых чудесных писателей на земле. А. Фадеев. Пусть на сцене все будет так же сложно и так же вместе с тем просто, как в жизни. Люди обедают, только обедают, а в это время слагается их счастье, и развиваются их жизни. А. П. Чехов Ход урока I. Сообщение учащихся по биографии писателя. Учащиеся по ходу составляют хронологическую таблицу:
II. Беседа. — Какие впечатления детских лет оказали влияние на формирование личности Чехова? — Каким темам посвящены ранние юмористические рассказы А. П. Чехова? Каковы герои этих рассказов? — С какой целью Чехов предпринял поездку на Сахалин? Как отразились сахалинские впечатления в творчестве писателя? — Каковы темы и проблемы мелиховского периода творчества А. П. Чехова? — Почему на занавесе Московского художественного театра изображена чайка? Можно ли этот назвать театром Чехова? — Чем отличаются пьесы А. П. Чехова от сложившейся драматургической традиции?
III. Рассказ учащихся «Особенности художественного мироощущения Чехова». Вывод: Художественный талант Чехова формировался в 80-е годы 19 века, в эпоху переоценки ценностей. Все творчество Чехова — призыв к духовному освобождению и раскрепощению человека. Писатель не проповедует, авторский голос в его произведениях скрыт. Но эта чеховская недоговоренность действует на читателя сильнее громких слов. Он умел схватить общую картину жизни по мельчайшим ее деталям. Его афоризм: «Краткость — сестра таланта». В коротких рассказах дает явление жизни, которым посвятили романы Н. В. Гоголь, И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой. Шутки построены на сверхобобщениях, юмор основан на возведении в закон любой мелочи и случайности.
IV. Самостоятельная работа учащихся по материалам учебника, (небольшие сообщения учащихся). Черты чеховской поэтики: Общая характеристика «новой драмы». (Чеховские драмы пронизывает атмосфера всеобщего неблагополучия. В них нет счастливых людей. У писателя особое ощущение драматизма жизни. Зло в его пьесах как бы измельчается, проникая в будни, растворяясь в повседневности. Возникает ощущение, что в нескладице отношений между людьми в той или иной степени повинен каждый герой в отдельности и все вместе. Всеобщее неблагополучие усиливается ощущениями всеобщего одиночества. Конфликт приглушен, поэтому не деления на положительных и отрицательных героев.)
Исторические истоки «новой драмы». (Драма Чехова выражает общественное пробуждение в период наступления нового столетия и нового общественного подъема: а) Недовольство существующей жизнью охватывает всю интеллигенцию. б) Идет неуклонное нарастание этого недовольства. в) Освободительные порывы становятся достоянием не только отдельных личностей, но и каждого здравомыслящего человека. г) Беспокойность становится фактом повседневного существования людей. На этой исторической почве и вырастает чеховская драма).
3. Особенности поэтики «новой драмы»: а) нет ключевого события, судьбы героев сливаются в единую судьбу, формируется общее настроение; б) нет главного героя, нет деления на положительных и отрицательных, главных и второстепенных. Каждый ведет свою партию, а целое, как в хоре без солиста, рождается в созвучии множество равноправных и подголосков (полифонизм); в) новый подход в раскрытии человеческого характера: пафос действия сменяется пафосом раздумья. Герой показан не в борьбе за достижение целей, а в переживании противоречий бытия. Слова героев имеют скрытый душевный подтекст. г) Речевая индивидуализация героев стушевана. Речь их напевна, мелодична, поэтически напряжена, чтобы создать общее настроение драмы. д) События в драмах даны как репетиция, идет накопление сил, к решительным поединкам герои еще не готовы. е) Пьесы состоят из четырех актов: 1) медленное вступление, экспозиция к действию, идет знакомство с героями; 2) общий характер — лирическое раздумье, развиваются настроения, стремления героев; 3) кульминация, действие оживленное, захватывающие события; 4) действие замедляется, будничное течение жизни, развязки нет.
V. Беседа — Почему А. П. Чехов основной темой своего творчества сделал изображение потока обыденной жизни? — Каковы основные проблемы чеховского творчества? — Какими приемами пользуется А. П. Чехов, показывая внутренний мир своих героев?
Домашнее задание. 1. На основе сообщений учащихся и материала учебника составить связный рассказ о жизни и творчестве А. П. Чехова. 2. Найдите основные приемы чеховской поэтики, проанализировав любой рассказ (по усмотрению учащегося). 3. Индивидуальные сообщения по рассказам «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви».
Информация для учителя. Лермонтов и Чехов. Тема одиночества [49] Все мы знаем стихотворение Лермонтова «Утес»:
Ночевала тучка золотая На груди утеса-великана... Утром в путь она умчалась рано, По лазури весело играя.
Но остался влажный след в морщине Старого утеса. Одиноко Он стоит, задумался глубоко И тихонько плачет он в пустыне (1841)
Это стихотворение об одиночестве. И о том, что бывают моменты, когда возникает надежда на избавление от него. Но эта надежда обманчива, от нее остается всего лишь «след». Чехов всю жизнь ощущал свое одиночество. Недаром он носил перстень, на котором было выгравировано: «одинокому везде пустыня». Перстень принадлежал отцу Чехова, Павлу Егоровичу, но ведь носил-то его Антон Павлович… И когда он писал рассказ «На пути» (1886) о неустроенной мужской жизни (здесь я не буду касаться социального аспекта, о котором много писали современные Чехову критики, относя героя рассказа к «лишним людям»), Чехов эпиграфом к рассказу взял строки из стихотворения М. Ю. Лермонтова:
Ночевала тучка золотая На груди утеса-великана...
Содержание рассказа просто: в трактире для приезжающих, так называемой проезжающей горнице, встречаются мужчина и женщина, застигнутые на пути метелью. И что-то между ними зарождается, не чувство, а призрак чувства. Встреча происходит в рождественскую ночь, что особенно подчеркивает неустроенность и одиночество двух случайно встретившихся путников. Подчеркивают это и погода, буря и метель, бушующие вокруг трактира: «На дворе шумела непогода. Что-то бешеное, злобное, но глубоко несчастное с яростью зверя металось вокруг трактира и старалось ворваться вовнутрь». Происходит разговор, когда герой рассказа Лихарев говорит о своей жизни и попутно поднимает самые разные вопросы. О вере: «Вера есть способность духа. Она все равно что талант. С нею надо родиться. Эта способность присуща русским людям в высокой степени. Природа вложила в русского человека необыкновенную способность веровать, испытующий ум и дар мыслительства, но все это разбивается в прах о беспечность, лень и мечтательное легкомыслие». Затем Лихарев говорит о науках, смысл которых — стремление к истине. И особенно о женщинах, чье предназначение и высокий смысл, по его мнению, есть «благородное, возвышенное рабство, великодушная выносливость, верность до могилы, поэзия сердца. Смысл женской жизни именно в этом безропотном мученичестве, в слезах, которые размягчают камень, в безграничной всепрощающей любви, которая вносит в жизнь свет и теплоту». И уже прямо обращаясь к собеседнице, он спрашивает ее: «А погодите, полюбите человека, так вы за ним на Северный полюс пойдете. Ведь пойдете?» И она отвечает: «Да, если… полюблю». Эта случайная встреча в метельную рождественскую ночь, слова Лихарева, его искренность, увлеченность действуют на его собеседницу так, что «Иловайская медленно поднялась, сделала шаг к Лихареву и впилась глазами в его лицо... В огне его глаз, в речи, в движениях всего большого тела чувствовалось столько красоты, что она, сама того не замечая, стояла перед ним как вкопанная и восторженно глядела ему в лицо». Но наступает утро, и Иловайская готовится к отъезду. «Иловайская оглядела в последний раз «проезжающую», постояла молча и медленно вышла. Лихарев пошел проводить ее... Когда сани тронулись и стали объезжать большой сугроб, она оглянулась на Лихарева с таким выражением, как будто что-то хотела сказать ему. Тот подбежал к ней, но она не сказал ему ни слова, а только взглянула на него сквозь длинные ресницы, на которых висли снежинки». И «ему вдруг стало казаться, что еще бы два-три хороших сильных штриха, и эта девушка... пошла бы за ним, не спрашивал, не рассуждая. Долго стоял он как вкопанный и глядел на след, оставленный полозьями. Снежинки жадно садились на его волосы, бороду, плечи. Скоро след полозьев исчез, и сам он, покрытый снегом, стал походить на белый утес, но глаза его все еще искали в облаках снега». «Стал походить на белый утес...» Сергей Васильевич Рахманинов преподнес Чехову в подарок экземпляр своей фантазии для оркестра «Утес», созданный им летом 1893 г. с надписью: «Дорогому и глубокоуважаемому Антону Павловичу Чехову, автору рассказа «На пути», содержание которого с тем же эпиграфом служило программой этому музыкальному сочинению». Тема одиночества и Рахманинову была не чужда.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 778; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.82.60 (0.008 с.) |