Основные работы по теории и психологии творчества 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные работы по теории и психологии творчества



 

И. И. Лапшин. Художественное творчество. П., «Мысль», 1922; С. О. Грузенберг. Психология творчества. Введение в Психологию и теорию творчества. М., «Белтрестпечать», 1923; Он же. Гений и творчество. Л., изд. П. П. Сойкина, 1924; В. П. Полонский. Сознание и творчество. Изд. писателей в Ленинграде, 1934; В. Вундт. Фантазия как основа искусства. П., изд. М. О. Вольфа, 1914; Рибо. Творческое воображение. СПб., 1901; Н. П. Ферстер. Творческая фантазия. М., «Русский книжник», 1924; Рибо. О чувственной памяти. Казань, 1895; С. Л. Рубинштейн. Основы общей психологии. М., Учпедгиз, 1946; Л. Г. Ковалев. Психология литературного творчества. Изд. Ленинградского университета, 1960; Б. Мейлах. Психология художественного творчества. «Вопросы литературы», 1960, №6.

Из работ, характеризующих психологию творчества смежных с литературой искусств, следует, в частности, указать: К. С. Станиславский. Моя жизнь в искусстве. Собрание сочинений, т. 1. М., «Искусство», 1954; Он же. Работа актера над собой. М., «Искусство», 1938; Г. М. Коган. У врат мастерства. Психологические предпосылки успешной пианистической работы. М., «Советский композитор», 1958.

 

 

Сборники высказываний писателей о своем труде

 

«Первые литературные шаги». Собрал Ф. Ф. Фидлер. СПб., 1911; «Как мы пишем». Изд. писателей в Ленинграде, 1930. (А. Белый — Горький — Замятин — Зощенко — Каверин — Лавренев — Либединский — Никитин — Пильняк — Слонимский — Тихонов — А. Н. Толстой — Тынянов — Федин — Форш — Чапыгин — Шишков — Шкловский).

(Оценку сборника «Как мы пишем» см. в книге П. Медведева «В лаборатории писателя». Л., 1933, стр. 197–208);

«О писательском труде». Сборник статей и выступлений советских писателей. М., «Советский писатель», 1955 (высказывания М. Горького, В. Маяковского, Б. Горбатова, М. Исаковского, А. Макаренко, С. Маршака, Н. Островского, П. Павленко, К. Паустовского, Н. Погодина, А. Серафимовича, К. Симонова, А. Твардовского, А. Толстого, А. Фадеева, К. Федина, Д. Фурманова и И. Эренбурга); «О труде драматурга». М., «Искусство», 1957 (статьи и выступления А. Арбузова, А. Крона, Б. Лавренева, Н. Погодина, В. Розова, А. Софронова, А. Штейна); «Писатели и книги. О литературном труде, о своем творчестве рассказывают Н. Асеев, С. Маршак, Н. Погодин, Н. Тихонов». М., «Библиотечка журнала «Вопросы литературы», 1960.

 

 

Сборники статей о труде писателей

 

«Творческая история». Под ред. Н. К. Пиксанова. М., «Никитинские субботники», 1927; «Работа классиков над прозой». Л., изд. «Красная газета», 1929 (статьи: Д. П. Якубович. Работа Пушкина над художественной прозой; Г. О. Берлинер. Как писал романы Лев Толстой; П. Н. Берков. Техника литературной работы А. П. Чехова; Он же. Максим Горький как редактор своих ранних произведений; М. К. Клеман. Эмиль Золя в работе над серией романов «Ругон-Маккары»); сб. «Вопросы советской Литературы», т. VI. М. — Л., Изд. Академии наук СССР, 1957 (статьи о работе над «Баней» Маяковского, окуровским циклом — Горького, «Оптимистической трагедией» — Вишневского, «Как закалялась сталь» — Н. Островского, «Людьми из захолустья» — Малышкина, произведениями Леонова, «Повестью о настоящем человеке» — Полевого; высказывания Исаковского и Чапыгина о писательском труде; обзор А. С. Морщихиной «Советские писатели о творческом процессе. Материалы к библиографии»).

 

 

Исследовательские работы о труде писателя

 

А. И. Белецкий. В мастерской художника слова. Вопросы теории и психологии творчества, т. VIII. Харьков, «Научная мысль», 1923; Б. Томашевский. Писатель и книга. Очерки текстологии, изд. 2-е. М., «Искусство», 1959; Е. Добин. Жизненный материал и художественный сюжет. Л., «Советский писатель», 1956; П. Медведев. В лаборатории писателя. Л., «Советский писатель», 1960.

 

 

Руководства для начинающих писателей

 

Антуан Альбала. Искусство писателя. Пг., «Сеятель», 1924;

В. Вересаев. Что нужно для того, чтобы быть писателем. М., «Мысль печатника», 1926; А. П. Бородин. В помощь начинающему драматургу. М., изд. МОДПиК, 1926; «Как и над чем работать писателю». Сб. статей. М. — Л., «Молодая гвардия», 1927; Ф. В. Ильинский. Постройка пьесы. М., изд. ВОКП, 1928; М. Беккер. Писатель за работой. М., изд. ВОКП, 1928; А. П. Крайский. Что надо знать начинающему писателю. М., «Недра», 1930; В. Б. Шкловский. Техника писательского ремесла. М. — Л., «Молодая гвардия», 1930; Г. А. Шенгели. Как писать статьи, стихи и рассказы, изд. 7-е. М., 1930; В. М. Гусев. Начало моей работы над стихом. М., Профиздат, 1933; А. П. Бородин. Работа над пьесой, изд. 4-е. М., «Художественная литература», 1935; М. Шагинян. Беседы об искусстве. М. — Л., «Искусство», 1937; П. В. Слетов. Беседы с начинающими писателями, изд. 2-е. М., «Советский писатель», 1958.

 

 

Литература о труде отдельных писателей

 

 

(в алфавитном порядке фамилий писателей)

 

АРБУЗОВ: А. Арбузов. Как была написана «Иркутская история»? «Вопросы литературы», 1960, №10. «Время меняет и «технологию» творчества». «Вопросы литературы», 1960, №1.

АСЕЕВ: Н. Асеев. Зачем и кому нужна поэзия? М., «Советский писатель», 1961.

БАЛЬЗАК: Бальзак об искусстве. Составил В. Р. Гриб. Предисловие М. Лифшица. М. — Л., 1941; Б. Реизов. Как работал Бальзак. «Литературная учеба», 1932, №9–10; Б. Грифцов. Как работал Бальзак. М., «Советский писатель», 1937 (2-е издание. М., Гослитиздат, 1958); 3. Н. Суховерх. К истории создания романа Бальзака «Крестьяне». «Ученые записки Московского городского педагогического института», 1960, вып. 4-й, т. 99.

БЕДНЫЙ: Демьян Бедный. О писательском труде. М. — Л., ГИХЛ, 1931.

БЕХЕР: И. Бехер. О поэтическом мастерстве. «Вопросы литературы», 1961, №1.

БЛОК: П. Медведев. Драмы и поэмы Александра Блока. Из истории их создания. Изд. писателей в Ленинграде, 1928 (перепечатано в книге: П. Медведев. В лаборатории писателя. Л., 1960). См. также комментарии к собраниям сочинений А. Блока в 12 томах (Изд. писателей в Ленинграде), в 8 томах (Гослитиздат).

БРЕДЕЛЬ: Вилла Бредель. Как я стал писателем. «Вопросы литературы», 1960, №9.

БУБЕННОВ: А. А. Ачатова. Работа М. Бубеннова над романом «Белая береза». «Труды Томского университета», 1960, т. 153.

БУНИН: Л. Крутикова. Из творческой истории «Деревни» И. А. Бунина. «Русская литература», 1959, №4.

ВЕРЕСАЕВ: Ю. Бабушкин. Работа В. Вересаева над коротким рассказом. «Вопросы литературы», 1960, №7.

ВИШНЕВСКИЙ: Вс. Вишневский. Как я писал «Первую Конную». «Литературная учеба», 1931, №8; В. В. Вишневский. Статьи, дневники, письма о литературе и искусстве. М., «Советский писатель», 1961.

ГЕЙНЕ: А. Горнфельд. Как работали Гёте, Шиллер и Гейне. М., «Мир», 1933.

ГЕЛЬДЕРЛИН: К. С. Протасова. Творческая история романа «Гиперион» Ф. Гельдерлина. «Ученые записки Московского городского педагогического института», 1960, т. 99, вып. 4-й.

ГЕРЦЕН: Л. Крестова. К истории текста повести Герцена «Сорока-воровка». «Литературное наследство», 1941, №39–40; Л. Я. Гинзбург. «Былое и думы» Герцена. М., Гослитиздат, 1957.

ГЁТЕ: И. Эккерман. Разговоры с Гёте. М. — Л., «Academia», 1934.

ГИДАШ: А. Гидаш. Мой творческий опыт рабочему автору. М., издат, 1935.

ЛАДКОВ: Ф. Гладкое. Моя работа над «Цементом». «Литературная учеба», 1931, №9.

ГОГОЛЬ: Н. Рыбакова. Как работал Гоголь. «Литературная учеба», 1931, №7; В. Вересаев. Как работал Гоголь. М., «Мир», 1934; С. Данилов. Работа Гоголя-драматурга. «Литературная учеба», 1936, №2; М. Клеман. Гоголь о художественном творчестве. «Литературная учеба», 1934, №4; Н. Мордовченко. Гоголь в работе над «Портретом». «Ученые записки Ленинградского университета», 1939, вып. 4-й. См. также примечания к Академическому собранию сочинений Гоголя в 14 томах. М. — Л., Изд. Академии наук СССР, 1948–1952.

ГОНКУРЫ: Дневник братьев Гонкур. СПБ., 1898.

ГОНЧАРОВ: Б. Юров. Как работал Гончаров. «Литературная учеба», 1931, №9; Б. Энгельгардт. «Фрегат «Паллада». «Литературное наследство», тт. 22–24. М., 1935; М. С. Горенштейн. Творческая история путевых очерков И. А. Гончарова «Фрегат «Паллада». «Ученые записки Адыгейского государственного педагогического института», т. 1. Майкоп, 1957; В. Злобин. Как создавался «Обрыв». «Литературная учеба», 1937, №7; С. В. Бершова. Работа И. А. Гончарова над образом Ольги в романе «Обломов». «Ученые записки Калининградского педагогического института», 1958, вып. 4-й.

ГОРЬКИЙ: П. Берков. Максим Горький — редактор своих ранних произведений. Сб. «Работа классиков над прозой». Л., 1929; С. Балухатый. Работа М. Горького над пьесой «Дети солнца». Материалы и наблюдения. Сб. «М. Горький. Материалы и исследования», т. 1. Л., Изд. Академии наук СССР, 1934; Н. Бродский. Работа М. Горького над «Челкашом». «Литературный критик», 1939, №2; Н. Белкина. В творческой лаборатории М. Горького. М., 1940; С. В. Касторский. «Мать» М. Горького. Творческая история повести. Л., 1940; С. Касторский. К вопросу о прообразах героев повести «Мать». «Звезда», 1946, №5–6; С. Касторский: Работа М. Горького над языком романа «Мать». В сб. «Вопросы советской литературы», кн. 2-я. М. — Л., 1953; В. А. Максимова. Из творческой истории романа М. Горького «Дело Артамоновых». «Горьковские чтения», 1947–1948 гг. М., Изд. Академии наук СССР, 1949; Л. Л. Сабуров. Работа Горького над первой частью романа «Жизнь Клима Самгина». «Горьковские чтения», 1949–1950 гг. М., Изд. Академии наук СССР, 1951; С. А. Бурнашева. Работа А. М. Горького над языком своих ранних произведений. «Труды кафедры русского языка Орехово-Зуевского педагогического института». М., 1960; Р. М. Ахматова. Работа М. Горького над языком пьесы «Последние». «Научные записки Днепропетровского университета», 1960, т. 70, вып. 17-й; В. Новиков. Как работал М. Горький над пьесой «Достигаев и другие». М., Изд. ВПШ и АОН при ЦК КПСС, 1960.

ГОФМАН: Ж. Мистлер. Жизнь Гофмана. Л., «Academia», 1929.

ГРИБОЕДОВ: И. К. Пиксанов. Творческая история «Горя от ума». М., 1928.

ДОСТОЕВСКИЙ: Н. Степанов. Как работал Достоевский над романами. «Литературная учеба», 1932, №6; Г. И. Чулков. Как работал Достоевский. М., «Советский писатель», 1939; Из архива Ф. М. Достоевского. «Идиот». Неизданные материалы. М. — Л., ГИХЛ, 1931; Из архива Ф. М. Достоевского. «Преступление и наказание». Неизданные материалы. М. — Л., ГИХЛ, 1931; Ф. М. Достоевский. Записные тетради (к роману «Бесы»). М. — Л, «Academia», 1935; А. Долинин. К истории создания «Братьев Карамазовых». В сб. «Ф. М. Достоевский. Материалы и исследования». Изд. АН СССР, 1935; А. Долинин. В творческой лаборатории Достоевского (история создания романа «Подросток»). М., «Советский писатель», 1947; В. Любимова-Дороватовская. «Идиот» Достоевского и уголовная хроника его времени. «Печать и революция», 1928, №3.

ЕСЕНИН: В. Земсков и И. Правдина. В творческой лаборатории Есенина. «Русская литература», 1960, №1.

ЖАРОВ: А. Жаров. Мой творческий опыт рабочему автору. М., Профиздат, 1933.

ЗОЛЯ: М. Клеман. Эмиль Золя в работе над серией «Ругон-Маккары». Сб. «Работа классиков над прозой». Л., изд. «Красная газета», 1929; М. Клеман. Техника литературной работы Эмиля Золя. «Литературная учеба», 1931, №8; Эмиль Золя о своем творчестве (неопубликованные письма). «Литературная учеба». 1940, №8–9; М. Эйхенгольц. Творческая лаборатория Золя. М., «Советский писатель», 1940. См. также комментарии в 20-томном Собрании сочинений Золя в изд. «Земля и фабрика». М., 1928–1933.

ЗОЩЕНКО: М. Зощенко. Как я работаю. «Литературная учеба», 1931, №3.

ИЛЬФ: И. Ильф. Записные книжки. М., «Советский писатель», 1957.

ИНБЕР: В. М. Инбер. Вдохновение и мастерство, изд. 2-е. М., «Советский писатель», 1961.

ИСАКОВСКИЙ: М. В. Исаковский. О поэтическом мастерстве, изд. 3-е. М., «Советский писатель», 1960.

КАВЕРИН: В. Каверин. Очерк работы. «Вопросы литературы», 1960, №9.

КАРАВАЕВА: А. Караваева. Как я работаю над «Крутой ступенью». «Художественная литература», 1931, №12.

КАТАЕВ: В. П. Катаев. Замысел и время. «Вопросы литературы», 1961, №7.

КОЗАКОВ: М. Козаков. Писатель «Плюшкин». Человек и его дело. Л., ГИХЛ, ¿931.

КОРОЛЕНКО: В. Короленко. Записные книжки. М., Гослитиздат, 1933 (предисловие А. Г. Горнфельда: «В. Г. Короленко в его записных книжках»); А. Котов. Записные книжки В. Короленко. «Литературная учеба», 1935, №9; А. Дерман. Работа В. Г. Короленко над «Историей моего современника». М., «Звенья», 1934, №3–4; Н. Г. Евстратов. Уральская поездка в работе В. Г. Короленко над исторической повестью о Пугачеве. «Ученые записки Уральского педагогического и учительского института», 1948, вып. 1-й; А. И. Сторожев. Творческая история «Истории моего современника» В. Г. Короленко. «Ученые записки Чкаловского педагогического института», 1949, вып. 3-й; И. В. Мыльцина. Из редакторской практики В. Г. Короленко. «Вестник Московского университета», 1960, №3.

КРОН: А. Крон. Моя анкета. «Вопросы литературы», 1961, №3.

КРЫЛОВ: Н. Л. Степанов. Мастерство Крылова-баснописца. М., 1956.

ЛАВРЕНЕВ: Б. Лавренев. Как я работаю. «Литературная учеба», 1930, №1.

ЛАХУТИ: Г. Лахути. Мой творческий опыт рабочему автору. Ташкент, Узпрофиздат, 1935.

ЛАЦИС: Вилис Лацис о своем писательском опыте. «Вопросы литературы», 1960, №10.

ЛЕОНОВ: Леонид Леонов о писательском труде. «Знамя», 1961, №4; Л. Бать. Леонид Леонов о литературном труде. «Вопросы литературы», 1960, №2.

ЛЕРМОНТОВ: С. Дурылин. Как работал Лермонтов. М., «Мир», 1934; И. Н. Розанов. Лермонтов — мастер стиха. М., «Советский писатель», 1942; А. М. Доку сов. Роман «Вадим» Лермонтова (к вопросу о генезисе). «Ученые записки Ленинградского педагогического института имени А. И. Герцена», т. 43, 1947; Н. Ф. Бабушкин. Из творческой и литературной истории поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри». «Ученые записки Томского университета», 1947, №7.

ЛЕСКОВ: В. А. Гебель. Н. С. Лесков. В творческой лаборатории. М., «Советский писатель», 1945.

ЛИБЕДИНСКИЙ: Ю. Либединский. Внимание, помощь, требовательность. «Вопросы литературы», 1960, №1.

МАМИН-СИБИРЯК: А. Г. Березкина. О фактической основе сюжета и прототипах романа Д. Н. Мамина-Сибиряка «Приваловские миллионы». «Ученые записки Куйбышевского педагогического и учительского института», 1948, вып. 9-й; Т. Ф. Кулакова. История создания романа Д. Н. Мамина-Сибиряка «Хлеб». «Ученые записки Пермского педагогического института», вып. 21-й, 1959.

МАНН Т.: Томас Манн. Как я работаю над рукописью. «Вопросы литературы», 1961, №4.

МАРШАК: С. Маршак. В поисках верного слова. «Вопросы литературы», 1960, №1. Заметки о мастерстве. Там же, №3.

МАЯКОВСКИЙ: Н. Асеев. Работа Маяковского. «Новый мир», 1931, №4; Н. Асеев. Работа Маяковского над поэмой «Про это». Полное собрание сочинений Маяковского, т. 5. М., ГИХЛ, 1934; А. Бромберг и Л. Стеллецкая. В лаборатории Маяковского. «Знамя», 1936, №6; А. Февральский. В лаборатории Маяковского-драматурга». «Театр», 1937, №4; Н. Реформатская. Работа Маяковского над циклом стихов о поэзии. «Литературная учеба», 1937, №5; Н. Поспелов. Маяковский в работе над словом. «Литературная учеба», 1938, №4; В. Тренин. В мастерской стиха Маяковского. М., 1938; В. Е. Холщевников. В творческой лаборатории Маяковского. «Вестник Ленинградского университета», 1953, №3; 3. Паперный. О мастерстве Маяковского. М., «Советский писатель», 1953; Он же. Маяковский в работе над поэмой о Ленине. «Вопросы литературы», 1958, №1.

МЕРИМЕ: Б. Реизов. Как работал Проспер Мериме. «Литературная учеба», 1932, №6.

МИХАЛКОВ: Сергей Михалков. Найти свой жанр. «Вопросы литературы», 1961, №1.

МОПАССАН: Ю. Данилин. О творческом процессе Мопассана. «На литературном посту», 1930, №5–6.

НЕКРАСОВ: Н. Ашукин. Как работал Некрасов. М., «Мир», 1933; Н. Степанов. Как писал стихи Некрасов. «Литературная учеба», 1933, №3–4; С. Рейсер. Некрасов в работе над «Русскими женщинами». «Звенья», т. 6. М., «Academia», 1936; Е. Базилевская. Из творческой истории «Кому на Руси жить хорошо». «Звенья», т. 5. М., «Academia», 1935; В. Т. Плахотишнина. Поэма Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Киев, 1956; С. А. Червяковский. Творческая работа Некрасова над поэмой «Кому на Руси жить хорошо». «Труды Горьковского педагогического института», 1940, №8; Т. А. Беседина. Некоторые вопросы творческой истории поэмы Н. А Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». «Ученые записки Вологодского педагогического института», т. 22. 1958; Я. Билинкис. Замысел и композиция поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». «Русская литература», 1961, №2. В. Г. Прокшин. К творческой истории поэмы Некрасова «Современники». «Ученые записки Башкирского гос. педагогического института», 1955, №1, вып. 5-й; М. В. Теплинский. Творческая история поэмы Некрасова «Современники». Некрасовский сборник, кн. 2-я. М. — Л., 1956.

НИЛИН: Павел Нилин. Беседы с начинающими писателями. «Вопросы литературы», 1961, №4.

НОВИКОВ-ПРИБОЙ: В. Красильников. О «Цусиме». «Литературная учеба», 1938, №11.

ОБРАДОВИЧ: С. Обрадович. О работе над стихом. «Литературная учеба», 1938, №8.

ОСТРОВСКИЙ А. Н.: Н. Кашин. Этюды об А. Н. Островском, т. 2. К истории произведений А. Н. Островского. М., 1912; С. Дурылин. По мастерской Островского. «Театр и драматургия», 1935, №5–6, 10, 11; Н. Кашин. Работа А. Н. Островского над языком. «Литературная учеба». 1939, №4; Н. С. Гродская. Из творческой истории драмы А. Н. Островского «Бесприданница». «Ученые записки Московского городского педагогического института», 1955, т. 48, вып. 5-й; А И. Ревякин. «Гроза» А. Н. Островского, изд. 2-е. М., Учпедгиз, 1961.

ОСТРОВСКИЙ Н. А.: Ил. Окунев. Над рукописями Николая Островского. «Вопросы литературы», 1960, №2.

ПАВЛЕНКО: П. Павленко. Как я писал «Баррикады». «Литературная учеба», 1933, №9; отд. изд., не вполне совпадающее по тексту с журнальным. М., Профиздат, 1934; Писатель и жизнь. М., «Советский писатель», 1955.

ПАУСТОВСКИЙ: Конст. Паустовский. Золотая роза. Заметки о писательском труде. М., «Советский писатель», 1956. Призвание и труд. «Вопросы литературы», 1961, №1.

ПО: Э. По. Философия творчества. Собрание сочинений, т. 2. М., «Скорпион», 1913.

ПОГОДИН: Н. Погодин. О работе над пьесой «Человек с ружьем». «Театр», 1938, №1; С чего начинается пьеса. «Вопросы литературы», 1960, №7.

ПУШКИН: В. Ходасевич. Поэтическое хозяйство Пушкина. Л., «Атеней», 1924; Д. Якубович. Работа Пушкина над художественной прозой. Сб. «Работа классиков над прозой». Л., изд. «Красная газета», 1929; Б. Томашевский. Работа Пушкина над стихом. «Литературная учеба», 1930, №4; Д. Якубович. Пушкин в работе над прозой. «Литературная учеба», 1930, №4; Б. Мейлах. Из творческой лаборатории А. С. Пушкина. «Резец», 1935, №14; И. Бродский. Как работал Пушкин. «Большевистская печать», 1937, №2–3; С. Бонди. О чтении рукописей Пушкина. «Известия общественных наук», 1937, №2–3; М. Азадовский. Источники сказок Пушкина. Пушкин и фольклор. Две статьи в кн.: М. Азадовский. Литература и фольклор. Л., 1938; А. Цейтлин. Мастерство Пушкина. М., «Советский писатель», 1938; Д. Д. Благой. Мастерство Пушкина. М., «Советский писатель», 1955.

РОЗОВ: Виктор Розов. Вероятные возможности. «Вопросы литературы», 1960, №2.

САДОФЬЕВ: Илья Садофьев. Разговор о поэтической работе. Заметки писателя. «Звезда», 1960, №10.

САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН: Н. В. Яковлев. «Пошехонская старина» М. Е. Салтыкова-Щедрина. М., «Советский писатель», 1958; Е. М. Некрасова. Жизненные источники образа Иудушки Головлева. «Звезда», 1960, №9.

САНД: Владимир Каренин. Жорж Санд, ее жизнь и произведения. 2 тома. СПб., 1899, 1916.

СЕЙФУЛЛИНА: Л. Н. Сейфуллина. Критика моей практики. М., 1934.

СЕРАФИМОВИЧ: А. Серафимович. Как я писал «Железный поток». М., «Советский писатель», 1936; В. А. Лазарев. Работа А. С. Серафимовича над романом «Железный поток». «Ученые записки Московского областного педагогического института», 1960, т. 83, вып. 2-й.

СЕРГЕЕВ-ЦЕНСКИЙ: С. Н. Сергеев-Ценский. О художественном мастерстве. Симферополь, Крымиздат, 1956.

СИМОНОВ: Конст. Симонов. Перед новой работой. «Вопросы литературы», 1961, №5.

СЛОНИМСКИЙ: М. Слонимский. Как я работаю над своими произведениями. М. — Л., Профиздат, 1934.

СТЕНДАЛЬ: Б. Г. Реизов. Методы творческой работы Стендаля. «Литературная учеба», 1930, №6; Б. Реизов. Работа Стендаля над «Пармским монастырем». «Литературная учеба», 1934, №2. См. также комментарии к Собранию сочинений Стендаля в 15 томах. Л., Гослитиздат, 1933–1950.

СУХОВО-КОБЫЛИН: Н. Н. Кононов. Пьесы Сухово-Кобылина «Свадьба Кречинского» и «Дело». «Ученые записки Рязанского государственного педагогического института», 1949, №8; К. Рудницкий. Труд сатирика. Из истории работы А. В. Сухово-Кобылина над пьесой «Дело». «Театр», 1954, №12; О. Е. Бокова. Творческая история пьесы А. В. Сухово-Кобылина «Дело». «Ученые записки Черновицкого университета», 1960, т. 39, вып. 10-й.

ТИХОНОВ: Н. Тихонов. Моя работа над стихом и прозой. М. — Л., 1934.

ТОЛСТОЙ А. К.: Н. А. Якоби. К истории создания А. К. Толстым трагедии «Царь Федор Иоаннович». «Ученые записки Московского областного педагогического института», 1960, т. 82, вып. 5-й.

ТОЛСТОЙ Л. Н.: В. Шкловский. Материал и стиль в романе Льва Толстого «Война и мир». М., «Федерация», 1928; Г. Берлинер. Как писал романы Лев Толстой. Сб. «Работа классиков над прозой». Л., изд. «Красная газета», 1929; Л. Мышковская. Как работал Л. Толстой. «Литературная учеба», 1935, №1; Н. Гудзий. Как работал Толстой. М., «Советский писатель», 1936; Л. Мышковская. Мастерство Л. Н. Толстого. М., «Советский писатель», 1958; М. С. Альтман. Имена и прототипы литературных героев Л. Н. Толстого. «Ученые записки Орловского педагогического института», 1959, т. 15; Н. Н. Гусев. Работа Л. Н. Толстого над незаконченным романом «Декабристы» в 1878–1879 годах. «Известия Академии наук. Отделение литературы и языка», 1960, т. 19, вып. 5-й; Б. М. Эйхенбаум. К вопросу об источниках «Анны Карениной». «Ученые записки Ленинградского университета», 1941, вып. 11-й; В. Жданов. Творческая история «Анны Карениной». М., «Советский писатель», 1957; В. 3. Горная. Образ Константина Левина (к вопросу об истории создания). «Ученые записки Московского областного педагогического института», 1960, т. 82, вып. 5-й; В. Жданов. Творческая история романа Л. Н. Толстого «Воскресение». М., «Советский писатель», 1960; Н. Фортунатов. Искусство перевоплощения (из наблюдений над творческим процессом Л. Толстого). «Вопросы литературы», 1961, №3. См. также комментарии к Полному собранию сочинений Л. Н. Толстого в 90 томах. Особо существенны тт. 13, 14 (комментарии к «Войне и миру»), 20 (к «Анне Карениной»), 33 (к «Воскресению»).

ТУРГЕНЕВ: Ю. Г. Оксман. От «Капитанской дочки» А. С. Пушкина к «Запискам охотника» И. С. Тургенева. Саратов, 1959; Андре Мазон. Парижские рукописи И. С. Тургенева «Чужой хлеб» («Нахлебник». В кн. «Сборник Пушкинского дома на 1923 год». П., 1922); Н. Л. Бродский. Бакунин и Рудин. «Каторга и ссылка», 1926, №5; И. Л. Бродский. Генеалогия романа «Рудин». Сб. «Памяти П. Н. Сакулина». М., «Никитинские субботники», 1931; М. Клеман. И. С. Тургенев в работе над романом. «Литературная учеба», 1933, №5; М. Клеман. Стилистическая работа Тургенева. «Литературная учеба», 1934, №7; И. В. Мальцев. К истории создания «Накануне». «Ученые записки Ленинградского педагогического института имени А. И. Герцена», 1938, т. 24; М. К. Азадовский. Три редакции «Призраков». «Ученые записки Ленинградского университета», 1939, вып. 1-й; Л. Крестова. И. С. Тургенев в работе над «Затишьем». В сб. «И. С. Тургенев». М., 1940; М. К. Клеман. Программы «Записок охотника». «Ученые записки Ленинградского университета», 1941, вып. 11-й; И. В. Мальцев. Замысел героического образа Елены в романе Тургенева «Накануне». «Ученые записки Сталинского педагогического института», 1951, вып. 1-й; О. Я. Самочатова. К вопросу о генезисе и творческой истории «Записок охотника». «Ученые записки Новозыбковского педагогического института», 1952, т. 5; А. Г. Цейтлин. Мастерство Тургенева-романиста. М., «Советский писатель», 1958.

УСПЕНСКИЙ: В. В. Буш. Гл. Успенский. В мастерской художника слова. Саратов, 1925; В. Буш. Как работал Глеб Успенский над своими очерками. «Литературная учеба», 1933, №6–7; Н. И. Соколов. Мастерство Г. И. Успенского. Л., «Советский писатель», 1958.

ФАДЕЕВ: А. Фадеев. За тридцать лет. М., «Советский писатель», 1957; Л. С. Бушмин. Работа А. Фадеева над романом «Разгром». «Вопросы советской литературы», Л., 1953; Ф. Благовещенский. Творческая история романа «Молодая гвардия». Уфа, 1957; Из записных книжек А. А. Фадеева. «Вопросы литературы», 1959, №№6, 8 и 9.

ФЕДИН: К. Федин. Как я работаю. «Литературная учеба», 1930, №4. Конст. Федин. Писатель, искусство, время. М., «Советский писатель», 1957; Л. Г. Березкина. Из творческой истории романов К. Федина. «Ученые записки Куйбышевского педагогического института», 1960, вып 30-й.

ФЛОБЕР: Б. Грифцов. О писательском труде Флобера. Альманах «Шиповник», кн. 1-я. М., 1922; М. Клеман. Густав Флобер. «Литературная учеба», 1931, №1; В. И. Кондорская. К истории образа мадам Бовари. «Ученые записки Ленинградского педагогического института имени А. И. Герцена», 1939, т. 26.

ФРАНС А.: Беседы Анатоля Франса, собранные Полем Гзеллем. Пг., Гиз, 1923; Ж. Ж. Бруссон. Анатоль Франс в туфлях и халате. Л. — М., «Петроград», 1925.

ФУРМАНОВ: Дм. Фурманов. Из дневника писателя. М., 1934.

ХЕМИНГУЭЙ: Э. Хемингуэй о своей работе. «Вопросы литературы», 1960, №1.

ЧАПЕК: К. Чапек. Заметки о творчестве. «Вопросы литературы», 1961, №9.

ЧЕХОВ: Л. Гроссман. Вступит, статья к книге «Записные книжки Чехова». М., Гос. Академия художественных наук, 1927; П. Берков. Техника литературной работы А. П. Чехова. Сб. «Работа классиков над прозой». Л., изд. «Красная газета», 1929; Л. Яковлев. Как писал Чехов. Собрание сочинений А. П. Чехова, т. 3. М., ГИХЛ, 1929; И. Эйгес. К истории создания рассказа Чехова «Припадок», «Литературная учеба», 1935, №7; Л. Дерман. Как работал Чехов. М., «Советский писатель», 1959; Л. И. Ревякин. Творческая история пьесы «Вишневый сад». «Ученые записки Московского городского педагогического института», 1960, т. 107, вып. 10-й; Л. П. Гроссман. Роман Нины Заречной. К творческой истории «Чайки» А. П. Чехова. «Ученые записки Московского городского педагогического института», 1960, т. 107, вып. 10-й; С. Э. Павлович. Становление мастерства (об особенностях рассказов Чехова 1880–1885 гг.). «Ученые записки Читинского педагогического института», 1961, вып. 5-й; Л. Р. Владимирская. Две ранние редакции пьесы «Три сестры». «Литературное наследство», т. 68. М., 1960; Е. Н. Коншина. Беловая рукопись рассказа «Невеста». Там же; В. Гольдинер, В. Хализеев. Работа Чехова над рассказом «Невеста». «Вопросы литературы», 1961, №9.

ШАГИНЯН: М. Шагинян. Как я работала над «Гидроцентралью». М., Профиздат, 1933; Дневники 1917–1931. Изд. писателей в Ленинграде, 1932; Дневник писателя. М., 1953.

ШЕКСПИР: Макс Кох. Шекспир, его жизнь и деятельность. М., 1888; А. А. Смирнов. Творчество Шекспира. Л., 1939. Шекспировский сборник. М., «Искусство», 1958; М. М. Морозов. Комментарии к пьесам Шекспира. М. — Л., изд. ВТО, 1941.

ШИЛЛЕР: А. Горнфельд. Как работали Гёте, Шиллер и Гейне. М., «Мир», 1933.

ШОЛОХОВ: М. И. Привалова. Из наблюдений над языковой правкой «Поднятой целины». Сб. статей «Михаил Шолохов», предисловие Л. А. Плоткина. Л., 1956; М. И. Сойфер. Как создавалась «Поднятая целина». «Вопросы литературы», 1960, №4; А. Софронов. Над бесценными рукописями «Тихого Дона». «Огонек», 1961, №16; В. Гура. Правда жизни и мастерство художника. В творческой лаборатории Шолохова. «Дон», 1957, №5; И. Лежнев. Путь Шолохова. М., «Советский писатель», 1958; Л. Якименко. Писатель и стиль. Сборник статей «Мастерство русских классиков». М., 1959; М. Сойфер. Мастерство Шолохова. Ташкент, 1961.

ЭРЕНБУРГ: Илья Эренбург. О правде искусства. «Вопросы литературы», 1960, №1.

 

Комментарии

 

(NB: для FBReader, где таблицы невидимы)

 

«ПРОТИВ ВАРБЕКА

1. Отталкивает обман как основа.

2. Маргарита не внушает симпатий, а между тем занимает важное место.

3. В сюжете есть неправдоподобность, плохо поддающаяся мотивировке.

4. Провалы в плане.

5. Не настоящая развязка.

6. Нет настоящего действия.

ЗА ВАРБЕКА

1. Интерес, внушаемый героем. Его роль соблазнительна для дебюта актера.

2. Счастливый исход.

3. Простота действия и немногочисленность действующих лиц.

4. Драматические положения.

5. Готовый план и сцены.

6. Популярность сюжета».

 


[1] И. Кант. Критика способности суждения. СПб., 1898. стр. 179.

 

[2] Гегель. Сочинения, т. XII. М., Соцэкгиз, 1938, стр. 29–30.

 

[3] К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, т. 23, стр. 188–189.

 

[4] Гегель. Сочинения, т. XII, стр. 288, 27.

 

[5]«О приемах моей работы» (франц.).

 

[6]См. его статью «В мастерской художника слова» в сборнике «Вопросы теории и психологии творчества», вып. 8. Харьков, 1923, стр. 100–102.

 

[7]Действительность (нем.).

 

[8]Поэзии (нем.).

 

[9]См. в конце книги библиографический обзор «Литература о писательском труде».

 

[10]По частному поводу (лат.).

 

[11]Условие, без которого нельзя обойтись (лат.).

 

[12] В. И. Ленин. Полное собрание сочинений, изд. 5, т. 12, стр. 104.

 

[13]Из воспоминаний Клары Цеткин о Ленине. Цит. по сб. «В. И. Ленин о литературе и искусстве». М., Гослитиздат, 19.57, стр. 583.

 

[14] К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, т. 4, стр. 233.

 

[15] В. И. Ленин. Полное собрание сочинений, т. 22, стр. 83.

 

[16] К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, т. 37, стр. 37.

 

[17]Там же, т. 21, стр. 274.

 

[18] В. И. Ленин. Полное собрание сочинений, т. 47, стр. 111.

 

[19] К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, т. 20, стр. 347.

 

[20] В. И. Ленин. Полное собрание сочинений, т. 48, ст. 170.

 

[21] В. И. Ленин. Полное собрание сочинений, т. 51, стр. 25–26.

 

[22]Там же, стр. 25.

 

[23]Из воспоминаний Клары Цеткин о Ленине. Цит. по сб. «В. И. Ленин о литературе и искусстве», стр. 582.

 

[24] К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, т. 37, стр. 37.

 

[25]Из воспоминаний Клары Цеткин о Ленине. Цит. по сб. «В. И. Ленин о литературе и искусстве», стр. 583.

 

[26]Приветствие ЦК КПСС Второму Всесоюзному съезду советских писателей. М., «Советский писатель», 1955, стр. 7.

 

[27] Гегель. Сочинения, т. XII, стр. 286, 289.

 

[28]Цит. по кн.: В. И. Ленин. Полное собрание сочинений, т. 1, стр. 262–263.

 

[29]Ленинский сборник XIX. М., 1932, стр. 279.

 

[30] В. И. Ленин. Полное собрание сочинений, т. 28, стр 43.

 

[31] В. И. Ленин. Полное собрание сочинений, т. 29, стр. 317.

 

[32] С. Дурылин. Как работал Лермонтов. М., «Мир», 1934, стр. 57–58.

 

[33]Это уже пройденный этап (нем.).

 

[34]Помни (лат.).

 

[35] С. Л. Рубинштейн. Основы общей психологии. М., Учпедгиз, 1946, стр. 619–620.

 

[36] В. И. Ленин. Полное собрание сочинений, т. 6, стр. 173.

 

[37]Там же, т. 29, стр. 330.

 

[38]Там же, т. 45, стр. 125.

 

[39] Гегель. Сочинения, т. XII, стр. 5–6.

 

[40] Гегель. Сочинения, т. XII, стр. 295.

 

[41]«Как будто то, что крылось так долго где-то внутри меня, вдруг высыпало, как сыпь, наружу», — писал о плодах своего вдохновения Гончаров.

 

[42] К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, т. 8, стр. 551.

 

[43] Н. А. Римский-Корсаков. Летопись моей музыкальной жизни. М., 1935, стр. 107.

 

[44] Гегель. Сочинения, т. XII, стр. 290.

 

[45] В. П. Полонский. Сознание и творчество. Изд. писателей в Ленинграде, 1934, стр. 76.

 

[46] Гегель. Сочинения, т. XII, стр. 29, 290.

 

[47] П. В. Анненков. Литературные воспоминания. Л., «Academia», 1928, стр. 320.

 

[48] И. И. Лапшин. Художественное творчество. П., «Мысль», 1922, стр. 16.

 

[49]«Записки М. Н. Волконской», СПб., 1904, Предисловие.

 

[50] К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, т. 23, стр. 189.

 

[51]См., например, книгу: С. О. Грузенберг. Психология творчества. М., 1923, стр. 45–46.

 

[52] С. Л. Рубинштейн. Основы общей психологии, стр. 441.

 

[53] А. Горнфельд. Как работали Гёте, Шиллер и Гейне. М., «Мир», 1933, стр. 68.

 

[54]Слова биографа Ибсена, Гансена, цит. по книге: И. И. Лапшин. Художественное творчество. П., «Мысль», 1922, стр. 40.

 

[55] С. Л. Рубинштейн. Основы общей психологии, стр. 37.

 

[56] А. Горнфельд. Как работали Гёте, Шиллер и Гейне, стр. 59.

 

[57] К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, т, 36, стр. 333.

 

[58] Л. Мышковская. Работа и стиль Л. Толстого. М., «Советский писатель», 1939, стр. 92.

 

[59] Н. К. Гудзий. Как работал Толстой. М., «Советский писатель», 1936, стр. 214.

 

[60] А. Горнфельд. Как работали Гёте, Шиллер и Гейне, стр. 108.

 

[61] А. Горнфельд. Как работали Гёте, Шиллер и Гейне, стр. 116.

 

[62] П. Медведев. В лаборатории писателя, стр. 159–160.

 

[63]Поставить на место (франц.).

 

[64]К большому сожалению (франц.).

 

[65]Изувеченный (франц.).

 

[66] Гегель. Сочинения, т. XII, стр. 220.

 

[67]См. И. И. Лапшин. Художественное творчество, стр. 49, 50.

 

[68] Л. П. Гроссман и В. П. Полонский. Бакунин в «Бесах». М., ГИЗ, 1926.

 

[69] Л. Мышковская. Мастерство Л. Н. Толстого, стр. 44.

 

[70] Гегель. Сочинения, т. XII, стр. 245.

 

[71] С. Л. Рубинштейн. Основы общей психологии, стр. 352.

 

[72] К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, т. 36, стр. 332–333.

 

[73]«Ты этого хотел, Жорж Данден!» (франц.) — восклицание героя комедии Мольера «Мещанин во дворянстве».

 

[74]В понятия фабулы и сюжета советские литературоведы вкладывают различное содержание. Я считаю наиболее правильным то употребление, которое дает обоим терминам А. Н. Островский: «Под сюжетом, — писал он, — разумеется уже совсем готовое содержание, то есть сценариум со всеми подробностями, а фабула есть краткий рассказ о каком-нибудь происшествии, случае, рассказ, лишенный всяких красок».

 

[75] К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, т. 29, стр. 484–485.

 

[76] К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, т. 29, стр. 492.

 

[77] Л. Мышковская. Мастерство Л. Н. Толстого, 1959, стр. 205.

 

[78] К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, т. 29, стр. 492.

 

[79] С. Л. Рубинштейн. Основы общей психологии, стр. 673, 674.

 

[80] Гегель. Сочинения, т. XII, стр. 243, 244.

 

[81] К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, т. 29, стр. 483, 484.

 

[82] К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, т. 29, стр. 492.

 

[83]Не было бы покушением на драму (франц.).

 

[84]Определилось вполне (нем.).

 

[85] К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, т. 37, стр. 35.

 

[86] П. В. Анненков. Литературные воспоминания, стр. 62.

 

[87] Гегель. Сочинения, т. XII, стр. 268.

 

[88] К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, т. 37, стр. 35.

 

[89]Море, которое надо выпить (франц.).

 

[90] С. Л. Рубинштейн. Основы общей психологии, стр. 408.

 

[91] П. В. Анненков. Литературные воспоминания, стр. 80, 81.

 

[92] К. Чуковский. Высокое искусство. М., Гослитиздат, 1941, стр. 60.

 

[93] И. Е. Мандельштам. О характере гоголевского стиля. Гельсингфорс, 1901, стр. 70–71.

 

[94]См. И. Е. Мандельштам, цит. соч., стр. 109, 214, 123.

 

[95]Впрочем, и Серафимович указывал на то, что «определения и эпитеты хороши только в том случае, если они по существу дополняют явления или предмет, если они рисуют его еще отчетливей, делают его еще более ясным, рельефным, чувствуемым».

 

[96] Л. Мышковская. Мастерство Л. Н. Толстого, стр. 197.

 

[97] Л. Мышковская. Мастерство Л. Н. Толстого, стр. 432.

 

[98]Речи Каратаева посвящено несколько страниц черновых рукописей «Войны и мира».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 190; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.107.90 (0.364 с.)