Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

История любви князя Мышкина к Настасье Филипповне

Поиск

Цель: помочь учащимся осознать, виновен ли князь Мышкин в гибели Настасьи Филипповны.

Методические приемы: беседа с чтением избранных эпизодов.

Словарная работа: идеалы добра, чести, справедливости, нравственное падение.

 

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

Позволит увидеть глубину восприятия, понимания учащимися личности князя Мышкина. У многих мнения противоречивые, учащиеся спорили, доказывали правоту своих суждений.

 

II. Слово учителя.

Итак, на прошлом уроке мы сказали, что князь Мышкин, спасая мир, провоцирует катастрофу. Эта центральная, трагическая линия романа раскрывается в истории любви князя к Настасье Филипповне. Встреча с нею — своего рода экзамен, испытание способностей князя исцелять болезненно гордые сердца людей. Прикосновение Мышкина к ее израненной жизнью душе не только не смягчает, но и обостряет свойственные ей противоречия. Роман заканчивается гибелью героини.

Почему так? Почему обладающий талантом исцелять людей князь провоцирует катастрофу?

О чем эта катастрофа говорит: о неполноценности идеала, который утверждает князь, или о несовершенстве людей, которые не достойны его идеала?

Попробуем и мы ответить на эти непростые вопросы.

 

III. Беседа.

— Расскажите жизненную историю Настасьи Филипповны до встречи с князем Мышкиным.

(Настасья Филипповна — человек, в юности преданный поруганию чести, достоинства и затаивший обиду на людей и мир. Богатый господин Тоцкий еще девочкой пригрел ее, круглую сироту, взял на воспитание, дал прекрасное образование, потом обольстил, превратил в наложницу и бросил. Эта душевная рана, израненное сердце постоянно болит у Настасьи Филипповны и порождает противоречивый комплекс чувств. Эти противоречивые чувства: уязвленную гордость и скрытую доверчивость замечает Мышкин еще до непосредственного знакомства с героиней, при одном взгляде на ее портрет (учащиеся читают описание портрета Настасьи Филипповны.)

— Опишите портрет Настасьи Филипповны, когда князь увидел его второй раз после разговора у генеральши Епанчиной, когда его послали взять у Иволгина портрет.

— Открыл ли князь новые черты в ее портрете?

(«Это необыкновенное по своей красоте и еще почему-то лицо сильнее еще поразило теперь. Как будто необъятная гордость и презрение, почти ненависть были в этом лице, и в то же время что-то доверчивое, что-то удивительно простодушное: эти два контраста возбуждали как будто даже какое-то сострадание при взгляде на эти черты. Эта ослепляющая красота бледного лица, чуть не впалых щек и горевших глаз; странная красота!»)

— За что ценит князь эту красоту?

(«В этом лице... страдания много... Из этого ответа мы почти ничего нового не узнаем о героине, зато многое узнаем о князе: огромное впечатление, произведенное на него лицом этой женщины, основывалось прежде всего на сострадании, на жалости к ней. Эти же чувства овладевают князем, когда он видит живую Настасью Филипповну.)

— Расскажите об этой встрече.

(Случай распорядился, чтобы князь открыл ей дверь, и она приняла его за лакея. Ей пришлось долго ждать, пока наконец дверь открылась, поэтому князь увидел только, что «глаза ее сверкнули взрывом досады», и она гневливо обратилась к нему. Проводив ее в гостиную Иволгиных, князь все с тем же состраданием смотрел на нее в продолжение всей издевательской сцены, которую Настасья Филипповна приехала устроить в доме почти официально объявленного жениха.

При виде Настасьи Филипповны князь долго думал, где он мог видеть ее? «Может быть во сне...»

В доме Иволгиных разгорелся скандал, спровоцированный Настасьей Филипповной. Сестра Гани не выдержала и назвала Настасью Филипповну бесстыжей. «У Гани в глазах помутилось, и он, совсем забывшись изо всей силы замахнулся на сестру. Удар пришелся бы непременно ей в лицо. Но вдруг другая рука остановила на лету Ганину руку. Между ним и сестрой стоял князь».

Разъяренный Ганя, со всего размаха дал князю пощечину. По кодексу чести надо было Ганю вызвать на дуэль, но князь не знает кодекса чести и поступает так, как подсказывает ему совесть.

Все свидетели этой сцены были на стороне князя. Даже Настасья Филипповна как будто была взволнована. Князь поворачивается к ней и говорит с глубоким сердечным укором: «— А Вам и не стыдно! Разве Вы такая, какою теперь представляетесь! Да может ли это быть!»

В ответ на упрек князя Настасья Филипповна целует руку матери Иволгина и быстро, горячо, вся вдруг вспыхнув и закрасневшись шепчет: «Я ведь и в самом деле не такая, он угадал».

Она уходит со смятением в душе, ведь с этой минуты на свое горе она полюбила князя.)

— Расскажите о второй встрече князя с Настасьей Филипповной.

(В доме Настасьи Филипповны, куда он напросился на день ее рождения, его сразу принимают радушно, не слушая его извинений: «Мне так захотелось к вам прийти... я... простите…»

Почти не зная еще человека, Настасья Филипповна обращается за советом к князю Мышкину, когда речь заходит о решении вопроса, выходить ли ей замуж за Гаврилу Иволгина: «Скажите мне, как вы думаете: выходить замуж или нет? Как скажете, так и сделаю».

Все присутствующие были, конечно, изумлены: серьезно ли это — ставить в зависимость от его ответа свою судьбу. Настасья Филипповна, выслушав невнятный шепот князя: «... ннет... не выходите», объявляет всем, что вопрос решен.)

— Имел ли право князь Мышкин вмешаться в судьбу героини?

(Это решение правильное, по справедливости. Ничего не пытаясь узнать, князь невольно узнал и услышал за этот длинный день достаточно, чтобы понимать: Иволгин собирается жениться не на Настасье Филипповне, а на деньгах, которые дает за ней в приданное ее бывший покровитель; потом он замучает ее попреками за эти же деньги. Князь прав — и все понимают это, хотя и протестуют против такого решения. Причина протеста одна: «Почему тут князь? И что такое, наконец, князь?» На этот вопрос Настасья Филипповна отвечает не колеблясь: «— А князь для меня то, что я в него в первого, во всю мою жизнь, как в истинно преданного человека поверила. Он в меня с первого взгляда поверил, и я ему верю»).

В этот момент внезапно появляется Рогожин с пьяной компанией с пачкой денег. Он намерен купить Настасью Филипповну (учащиеся коротко пересказывают содержание гл. ХV, ч. I.).

Заострим внимание на эпизоде, где Настасья Филипповна делает прямой выговор Гане Иволгину: «Да неужели ты меня в свою семью ввести хотел? Меня-то рогожинскую!.. Это он торговал меня: начал с восемнадцати тысяч, потом вот и эти сто...»

 

IV. Слово учителя.

Вот туг-то князь открывается во всей своей душевной красоте. Он заявляет, что возьмет Настасью Филипповну замуж, «как есть без ничего!» Она потрясена: «Чем жить-то будешь, коли уже так влюблен, что рогожинскую берешь за себя-то, за князя-то?»

«— Я Вас честную беру, Настасья Филипповна, а не рогожин скую», — сказал князь...

— Я ничего не знаю, Настасья Филипповна, и ничего не видел, Вы правы, но я... я сочту, что Вы мне, а не я сделаю честь Я ничто, а Вы страдали и из такого ада чистая вышли, а это много... Я Вас, Настасья Филипповна, люблю. Я умру за Вас...»

И наконец ему удается рассказать то, о чем он весь день пытался рассказать, но его прерывали: о письме, которое он получил еще в Швейцарии, где писали, что ему полагается получить наследство.

Можно бы на этом месте уже поставить точку и закончить роман. Герой получает миллион, а героиня выходит замуж за миллионера. Все счастливы. Но нет. На одну минуту Настасья Филипповна поверила: «Значит, в самом деле княгиня!.. Развязка неожиданная... я... не так ожидала... Нет, генерал! Я теперь и сама княгиня, слышали, — князь меня в обиду не даст!.. Полтора миллиона, да еще князь, да еще, говорят, идиот в придачу, чего лучше? Только теперь и начнется новая жизнь! Опоздал Рогожин! Убирай свою пачку, я за князя замуж выхожу и сама богаче тебя!»

Происходит взрыв поруганной чести, затоптанной гордости. Настасья Филипповна со злостью кидает в горящий камин пачку денег в сто тысяч, а потом вынимает щипцами. Важно было поиздеваться над Ганей Иволгиным: он ведь прочится ей в женихи, и единственно из-за денег; знала, что Ганя за пачкой в огонь ползком полезет. Хотела себя защитить, возгордиться: «не продажная»...

Через несколько минут она опомнилась: князь такой невинный человек, что она не может омрачать собою его жизнь. Она уехала с Рогожиным, она обещала выйти за него замуж и несколько раз убегала от него, потому что любила-то она князя! Убежав с Рогожиным, Настасья Филипповна бежала навстречу собственной гибели.

К князю Мышкину мы испытываем жалость, он унижен и растоптан. Как умел он старался возвысить всех людей над пошлостью, поднять до каких-то идеалов добра, но все безуспешно. Поэтому прошла все круги ада стихийно-страстная, необузданная, «непосредственная» любовь Рогожина и Настасьи Филипповны.

Мышкин — воплощение любви «христианской». Но такую любовь, любовь-жалость, не понимают, она людям непригодна, слишком высока и непонятна: «надо любовью любить».

Достоевский оставляет этот девиз Мышкина без всякой оценки; такая любовь не приживается в мире корысти, в мире денег, хотя и остается идеалом. Жалость, сострадание — вот в чем нуждается человек.

 

Домашнее задание.

Напишите небольшое сочинение-размышление на тему:

1. «Что такое любовь? Можно ли считать настоящей любовью взаимоотношения князя Мышкина и Настасьи Филипповны?»

2. Почему обладающий талантом исцелять людей князь приближает к гибели Настасью Филипповну? (учащиеся выбирают одну из предложенных тем сочинения)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 1553; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.71.213 (0.008 с.)