Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
III. Беседа по содержанию романа.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
— Как постепенно, от главы к главе, складывается судьба господ Головлевых, Арины Петровны, ее мужа, сыновей и дочери, сыновей Иудушки, его «племяннушек», новорожденного Володеньки? (Один за другим уходят из жизни представители головлевского семейства: сначала Степан Владимирыч, следом за ним Павел Владимирыч. На глазах распадаются и без того едва ощутимо объединяющие героев семейные связи, в беспомощном одиночестве умирает Арина Петровна, погибают сыновья Порфирия Головлева Володенька и Петенька, кончает жизнь самоубийством «племяннушка» Любинька. Иудушка остается один и словно захлебывается в своем привычном пустословии. Нет больше собеседника, которого можно было бы непрерывно опутывать липкой словесной паутиной. Иудушка замолкает и предается безудержным фантазиям. Автор называет это состояние героя «запоем праздномыслия». Даже наедине с самим собой в призрачном, фантастическом мире, — пишет Е. А. Покусаев [34], — Иудушка играет все туже роль, что и прежде, в действительной жизни, роль помещика-стяжателя. Он и здесь опутывает все и вся сетью кляуз, притеснений и обид, разоряет людей, обездоливает, мучает их»). — Какие названия писатель дал главам в романе? (Каждая из глав романа имеет емкое говорящее заглавие. Из семи названий глав щедринского романа первые пять прямо и непосредственно связаны с темой семьи, семейных отношений. Каждое из этих пяти заглавий, как будто бы намекающих на существование семейных уз, на самом деле содержит скрыто иронический, сатирический намек на неизбежный их распад: остаются одни только слова, привычные, по традиции постоянно повторяемые, но не наполненные уже реальным смыслом.) — Какая же злая сила погубила господ Головлевых? Или другими словами: в чем причина постепенного распада и вырождения головлевского семейства? (Роман начинается с «поистине трагического вопля» Арины Петровны: «И для кого я припасала!.. для кого?.. И в кого я этаких извергов уродила!» Учащиеся приводят много причин головлевского вымирания: тусклая атмосфера жизни, полнейшая бездуховность, глубоко вкоренившееся в натуру Головлевых — пустословие, страстное стремление к наживе. Их губит прежде всего «праздность», непригодность к какому бы то ни было делу, запой, их губит отсутствие привычки жить своим трудом. Человек, лишенный потребности трудится, обречен на неизбежное выморочное существование. В подтверждение этих мыслей можно привести взволнованные лирические строки из главы «Племяннушка». Значит, Головлевы погибают, потому что подточены «привычкою легкого существования». Мерило жизни для них — имение, наследство, капитал. Сама жизнь их — привычная заведенная комедия, представление, где каждый играет свою роль. В главе «По-родственному» словесная канитель Иудушки даже Арине Петровне вдруг представляется комедией, к которой она с малолетства привыкла и где она всегда участвовала. Подлинные человеческие ценности и связи превращены для Головлевых в формальную необходимость, в ритуал, чисто внешнее соблюдение «приличий»). — С какой целью в заключение автор вводит обширные сцены, посвященные жизни провинциального театра и трудному существованию провинциальных актрис? (Учащиеся вспоминают, что рассказ переносится в Москву, оттуда в губернский город Самоваров, из Самоварова — в Кречетов. Непрерывный шум, гвалт, восторги, недовольство и злорадство сытой публики, циничные и наглые притязания театральных поклонников, хмельное блаженство» — все это как будто врывается в повествование, никоим образом не напоминая о мертвенной тиши головлевской жизни. Но и здесь лицемерие, вероломство, («бесконечный подлый угар», только еще более зримые, агрессивные, жестокие.) — А как вы понимаете значение слова «господа», которое звучит в заглавии романа? Какие однокоренные слова можно подобрать к данному слову? (Толковый словарь В. И. Даля дает следующее толкование: «Господин» — это и форма вежливого обращения, это и человек, принадлежащий к привилегированному классу, но прежде всего, это владелец, барин, помещик, хозяин, тот, у кого есть подвластные». Господин — это владыка, хозяин положения.) — Так кого же в этом смысле можно назвать в романе господами? (Формально к господам относятся все члены многочисленной головлевской семьи. Но по существу, уже в первой главе «господа», то есть хозяева жизни, — это Арина Петровна и двое ее сыновей Порфирий и Павел. Но горестный вопль головлевской барыни: «И для кого я припасала!» — заставляет нас понимать, что в своих сыновьях она не видит достойных продолжателей ее господского дела (а дело — это прежде всего «округление головлевского имения»). Остальные же, включая мужа-шута, безалаберного, ничтожного бездельника, и озорника Владимира Михайлыча, старшего сына Степана, дочь Аннушку, бежавшую из Головлева с корнетом Улановым, — все это не господа в строгом смысле слова. В отношении к ним это понятие может быть применено неполно, с существенными оговорками, порой и иронически, насмешливо или жалостливо. Таким образом, многие из Головлевых не настоящие господа. Заглавие романа воспринимается уже не буквально: это господа, которые постепенно, один за другим, перестают быть хозяевами положения.)
IV. Слово учителя. Для раскрытия смысла заглавия романа, основной мысли автор умело использует изобразительно-художественные средства. Бросается в глаза неповторимая особенность речи щедринских героев. Формы уменьшительно-ласкательные, но настоящей теплоты и ласки за ними не ощущается. Участливость, доброе внимание, сердечная отзывчивость и ласка превратились у Иудушки в ритуал, в привычный обряд, в бессодержательную мертвую форму. (Очень важно обратить внимание на главный мотив Иудушкиных разглагольствований, на выражение им родственных чувств: «Ведь я, маменька, хоть и бодрюсь, а в душе тоже… очень-очень об брате скорблю!.. Я всем добра желаю!.. и ненавидящим и обидящим — всем!..») Нескрываемо враждебно относится к Иудушке и автор: «Иудушка не столько лицемер, сколько пакостник, лгун и пустослов», - пишет Салтыков-Щедрин в главе «Семейные итоги». Порфирия Владимирыча характеризует полное «нравственное окостенение» — вот главный диагноз писателя сатирика. В этом одна из основных разгадок приобретательного рвения щедринского героя, его хищного предательства. Но в этом, по убеждению автора, и заключается источник страшной для человека трагедии.) Важное место в «Господах Головлевых» отведено пейзажу. Рисуя головлевскую и дубровинскую усадьбы, писатель не раз обращает внимание на картины природы. — Как же связаны они с содержанием романа? Какое настроение создают? (Пейзаж у Салтыкова-Щедрина не просто описательный, он приобретает лирически-эмоциональный характер, передает ощущение всеобщего разлада, запустения, разорения, он словно бы предвещает гибель героев. В главе «Семейный суд» картины природы даны контрастно по отношению к тому, что переживает Степан Владимирыч, возвращаясь в «родное» Головлево: Время стоит еще раннее, шестой час в начале: золотистый утренний туман вьется над проселком, едва пропускал лучи только что показавшегося на горизонте солнца; трава блестит; воздух напоен запахами ели, грибов и ягод, дорога идет зигзагами по низменности, в которой кишат бес численные стада птиц. Но Степан Владимирыч ничего не замечает; все легкомыслие вдруг соскочило с него, и он идет, словно на страшный суд» (отрывки читаются заранее подготовленными учащимися). Позднее в изображении картин природы начинают преобладать мрачные, унылые и скорбные тона: «серое, вечно слезящееся небо осени»; «понурые и неподвижные, точно замученные деревья в жаркий июльский полдень»; земля, на «неоглядное пространство покрытая «белым саваном»; «сиротливая снежная равнина, на поверхности которой по местам торчал какой-то хворост»; «господские службы почернели и словно ослизли». И снова «окрестность, схваченная неоглядным снежным саваном». Эта пейзажная зарисовка еще более усиливает ощущение безысходности тупика, конца: обреченный на скорую смерть Степан Владимирыч сквозь двойные рамы смотрел на крестьянский поселок, утонувший в грязи».) Таким образом, щедринский пейзаж ведет к пониманию авторской идея произведения. В конце урока (5 — 7 минут) учащиеся получают задание: сравнить щедринский пейзаж с некрасовским и тургеневским. Дворянские усадьбы-«гнезда» - овеяны у Тургенева высокой, благоуханной поэзией. Писатель выразительно, пластично, увлекательно изображал родную русскую природу. Некрасов изображал природу и в веселых и в грустных тонах. Это зависело от того, как смотрел поэт или с народной точки зрения, или с позиции горячего заступника, страдальца за народное горе. У Салтыкова — Щедрина за картинами мрачной, суровой погоды угадывается образ тяжелой доли русской деревни и бедственного положения народа.
Домашнее задание Ответить на вопросы: — В чем причины постепенного вырождения головлевской семьи? — Подобрать по тексту романа материал, характеризующий одного из Головлевых.
Уроки 2-3. Семья Головлевых Цель: проследить, в чем причина постепенного вырождения головлевской семьи; анализ образа Арины Петровны и ее сыновей. Метод: беседа с чтением соответствующих эпизодов романа, сообщения учащихся.
Ход урока I. Беседа. 1) В главе «Семейный суд» найдите первое упоминание о Порфирии Головлеве и попытайтесь его объяснить. — Почему Арина Петровна из четверых своих детей только среднего, Порфишу, не то что любила, а словно побаивалась? Обратите внимание, где и в каких ситуациях встречается в авторской речи эпитет «загадочный» и к кому он в первую очередь отнесен? (Арина Петровна, как ей казалось, умела хорошо разбираться в людях. В Порфирии же она чувствовала нечто загадочное, до поры до времени неразъясненное. Салтыков-Щедрин пишет, что Арина Петровна давно уже с какою-то подозрительностью относилась к сыновним заискиваньям. Этот пристально устремленный взгляд казался ей загадочным, она не в силах была определить, что именно он источает из себя...) — Каков характер Павла Головлева? В чем его своеобразие, его несхожесть с братом? (Это был человек лишенный поступков. Учащиеся зачитывают соответствующий отрывок романа.) Интересна в романе эпистолярная характеристика героев. Образцы писем, с которыми обращаются друг к другу щедринские герои, обнаруживают особенности их натуры, жизненных позиций, мысли. — Сравните письма Порфирия и Павла к Арине Петровне, а также завершающее главу письмо Арины Петровны Порфирию (лексика, синтаксические особенности, обращения, реакция на письма). (Письмам Порфирия свойственно соединение канцелярской точности: «деньги, столько-то и на такой-то срок», с неумеренным пышнословием, велеречивостью, сюсюкающим самоуничижительным подобострастием: «знай, малый дружок, маменька... недостойных детей ваших». Он как бы ненароком может бросить тень на искренность чувств брата Павла: «не знаю, как брат, а я...» Павел, напротив, не был мастером по части плетения слова. Он всегда краток до резкости, прямодушен до крайности и вдобавок ко всему косноязычен: «Дражайшая родительница! Хотя вы долгов... прошу чувствительнеше принять уверение».) — Кто из сыновей и чем именно похоже на свою маменьку? (Порфирий — склонность к многословию, внешнее благочестие, видимая участливость, но у Арины Петровны, узнавшей о бегстве сына Степана из дома, пробуждается даже некое подобие искреннего материнского чувства. Павел — строптивость, резкость в суждениях, попытка высказать собственную независимость и самостоятельность характера — все отчасти напоминают Арину Петровну.) За делами и словами людей важно угадывать их истинный смысл, их «секрет», важно понять, что ими движет. — Какова же в этой связи тайная пружина, определяющая все жизненное поведение Арины Петровны? В самом деле, ради чего госпожа Головлева занималась расчетливой хозяйственной деятельностью, ради чего «припасала», «ночей недосыпала, куска недоедала»? (учащиеся высказывают свое мнение).
II. Вывод учителя. Госпожа Головлева — натура сложная и богатая по своим возможностям и «готовностям», но изуродованная самим складом жизни. Ее накопительство бессмысленно, хотя слово «семья» не сходит с ее языка и внешне всеми ее действиями руководят непрестанные заботы об устройстве семейных дел. Но говорить о семье — материнский долг, скорее по привычке, по традиции, а отчасти и для самооправдания (чтобы и самой не обидно было, и чтобы злые языки не попрекнули). Неизменная и жадная приобретательская страсть способна до неузнаваемости исказить, обезобразить личность, ожесточить ее, заглушить истинно человеческое в человеке. — В центре семьи в главе «Семейный суд» — судьба обреченного на гибель Степана Владимирыча. Чем он отличается от своих братьев? (Это одаренный от природы, но беспутный человек, озорной и одновременно жалкий. «Такие личности», — добавляет автор, — охотно поддаются всякому влиянию и могут сделаться чем угодно: пропойцами, попрошайками, шутами и даже преступниками».) — Каким представляется Арине Петровне ее сын Степан и почему она боится его возвращения в родительский дом? (Он придет, будет требовать, будет всем мозолить глаза своим нищенским видом. И надо будет удовлетворять его требованиям, потому что он человек наглый, готовый на всякое буйство. Его не спрячешь под замок; «он способен и при чужих явиться в отрепье, способен произвести дебош, бегать к соседям и рассказывать им вся сокровенная головлевских дел».) — Что погубило Степана Владимирыча? Жестокосердие матери? Предательство Порфирия? Невмешательство отца и Павла? (Все эти предположения верны. Верно и то, что у Степана с детских лет образовался «характер рабский, повадливый до буффонства, не знающий чувства меры и лишенный всякой предусмотрительности». И еще одно чрезвычайно существенное авторское уточнение: в Степане Владимирыче не оказывалось ни малейшего позыва к труду». Степана Головлева губит сам склад жизни. Тем самым в названии романа словно бы уже содержится указание на главный источник гибели героя.) Обратим внимание на приметы конкретно-исторического времени, отразившиеся в главе «По-родственному». — Какие важные исторические события вторгаются в жизнь головлевского семейства? Какой отпечаток накладывают они на судьбу каждого из Головлевых? — Как реагировала на слухи о реформе Арина Петровна? (В романе дано комическое описание посещавшим ее фантастических предположений: То вдруг вопрос представится: как это я Агашку звать буду? Чай, Агафьюшкой... а может, и Агафьей Федоровной величать придется! То представится: ходит она по пустому дому, а людишки в людскую забрались и жрут! Жрать надоест — под стол бросают!... Теперь они вольные, на них, поди, и суда нет! Предчувствие страшных для нее перемен парализовала Арину Петровну. Строгая хозяйка Головлева «как-то вдруг выпустила из рук бразды правления и в течение двух лет только и делала, что с утра до вечера восклицала: «Хоть бы одно что-нибудь — пан либо пропал! А то: первый призыв! Второй призыв! Ни Богу свечка, на черту кочерга!») — Что есть общего в сетованиях Арины Петровны по поводу готовящихся реформ и в рассуждениях сказочных персонажей Салтыкова-Щедрина — генералов и дикого помещика? (Подобно дикому помещику, который опасался, что мужика с каждым днем не убывает, а все прибывает. Арина Петровна жалуется своему сыну Порфише: «Теперь у меня одних поганок в девичьей тридцать штук сидит — как с нал поступить? Ежели на моем иждивении останутся — чем я их кормить стану?») — Каков характер отношений автора к Арине Петровне? (В описании усадьбы некогда всемогущей помещицы, в изображении ее сильно переменившегося положения, в передаче прежде неведомых ей чувств и состояний появляются и известные элементы авторского сочувствия. Запоздалое прозрение не снимает, однако, вины с Арины Петровны за прежнюю жестокость, скаредность, ханжество, но усложняет и драматизирует ее портрет: «наконец она села и заплакала. Слезы так и лились из потухших глаз по старческим засохшим щекам, задерживаясь в углублении морщин и капая на замасленный ворот старой ситцевой блузы. Это было что-то горькое, полное безнадежности и вместе с тем бессильно строптивое Арину Петровну медленно, но верно вытесняет из жизни Иудушка. Так Арина Петровна из грозной головлевской барыни превратилась в «скромную приживалку в доме младшего сына». От запоя и тяжкого недуга медленно умирает Павел Владимирыч, владелец дубровинской усадьбы, в силу сложившихся обстоятельств не способный даже распорядиться принадлежавшим ему имением. Сироты Аннинька и Любинька, те и вовсе не господа, ах судьба пока целиком в руках Арины Петровны. Один Иудушка, ее «ласковый сын», головлевский владыка — полновластный хозяин положения, преуспевающий помещик.) Сосредоточим внимание на образе главного героя романа — на образе Порфирия Головлева. (Работу можно провести в форме беседы, а можно подготовить сообщение «Порфирий — главный герой романа»).
Предполагаются вопросы для беседы: — Что сближает Иудушку с другими Головлевыми и в чем главная особенность его характера? — Что выделяет Порфирия Владимирыча в ряду остальных господ Головлевых? — Какая особенная сила, заключенная в нем, служит источником гибели и смерти ближних? — Какая сила заставляет Иудушку вдруг очнуться? Как автор объясняет случившееся с его героем превращение? — Кажется ли вам естественным и закономерным предложенный автором жизненный конец Порфирия Владимирыча? Подготовлен ли он всем предшествующим ходом романа или является, на ваш взгляд, внезапным? — Как кончает жизнь головлевский хозяин? — Можно ли считать, что автор, в какой-то мере оправдывает своего героя? — Кто же, по мысли автора, виновен в духовном омертвении Иудушки? Вариант. Учащиеся слушают сообщение и записывают тезисы в тетради. Предлагаются тезисы по теме сообщения. Вывод. Великий мастер смеха Салтыков-Щедрин представил гениальный образец сатирического произведения, в котором смех застывает, замолкает, а читатели побуждаются к серьезным раздумьям о страшных последствиях, к которым приводит человека нравственные изъяны, нравственное окостенение.
Домашнее задание Ответить на вопросы: Каковы основные этапы духовного распада Иудушки? — Как вы понимаете финал «Господ Головлевых»? — Что нового внес писатель в тему дворянского оскудения? Дополнительные вопросы по роману «Господа Головлевы»: — Чем объясняется интерес сатирика к истории одной дворянской семьи? — В чем причина постепенного вырождения головлевского рода? — Как связаны с содержанием романа «Господа Головлевы» изображенные в нем картины природы? — Докажите, что в Порфирии воплощены все пороки головлевской семьи. — Как в речи Иудушки выражается его сущность и какую роль в раскрытии образа Иудушки играет Портрет? Вариант дополнительных заданий по роману «Господа Головлевы»: 1. Дайте сравнительную характеристику Степана, Порфирия и Павла. 2. Чем вызвана вражда всех со всеми в головлевском семействе? 3. С какой целью Иудушка «умолил доброго друга маменьку остаться в Головлеве и управлять его имением? 4. Что роднит Иудушку с Плюшкиным, Собакевичем? 5. С какой целью автор неоднократно сравнивает Иудушку с Пауком?
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 3419; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.185.194 (0.009 с.) |