Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Дополнительная информация для учителяСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Необычен сюжет поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Семеро крестьян затевают спор о том, каким группам населения «на Руси жить хорошо», определяют совместно эти группы и решают опросить представителей всех названных групп. Но впоследствии никто из опрашиваемых кандидатов в счастливые не признает себя счастливым. А поскольку среди высших слоев уже заведомо нет счастливых, их, значит, нет ни в одном слое общества. В написанных частях поэмы из предполагаемых счастливцев опрошены лишь поп и помещик, в черновике еще чиновник. Все они считают себя несчастливыми. Но ведь нелегко было бы предположить, что по замыслу поэмы несчастливая доля попа, помещика и чиновника должна была быть противопоставлена счастливой доле купца, министра или царя. Значит, несчастливы и они. Замысел Некрасова документирован мемуарным свидетельством Глеба Успенского, не вызывающим никаких сомнений в своей правдивости. Успенский так передает свой разговор с Некрасовым: «Однажды я спросил его: «А каков будет конец «Кому на Руси жить хорошо»? — А вы как думаете? Некрасов улыбался и ждал. Эта улыбка дала мне понять, что у Н. А. Некрасова есть на мой вопрос какой-то непредвиденный ответ, и, чтобы вызвать его, я наудачу назвал одного из поименованных в начале поэмы счастливцев. — Этому? — спросил я. — Ну вот! Какое там счастье! И Некрасов немногими, но яркими чертами обрисовал бесчисленные черные минуты и призрачные радости названного мною счастливца. — Так кому же? — переспросил я. И тогда Некрасов, вновь улыбнувшись, произнес с расстановкой: — Пья-но-му! Затем он рассказал, как именно предполагал окончить поэму. Не найдя на Руси счастливого, странствующие мужики возвращаются к своим семи деревням: Горелову, Неелову и т. д. Деревни эти «смежны», стоят близко друг от друга, и от каждой идет тропинка к кабаку. Вот у этого кабака встречают они спившегося с кругу человека, «подпоясанного лычком», и с ним, за чарочкой, узнают, кому жить хорошо. Это окончание поэмы в литературных кругах известно, по всей вероятности, не мне одному. Сообщаю его для провинциальных читателей». (Г. Н. Успенский).
Урок 63. Идейный смысл рассказов о грешниках Цели урока: показать, как в поэме решается вопрос о путях выхода к свободе и счастью; как придает поэт смутному недовольству, зреющему в народе, остроту и силу социального звучания. Ход урока
Не покорность тупая Дружная сила нужна.
I. Проверка домашнего задания 1. Рассказать как решается в поэме основной вопрос: кому живется весело... на Руси? 2. Рассказать, какие типы крестьян показаны в поэме, почему? 3. Как меняется понимание счастья и счастливого у крестьян правдоискателей? 4. Проверка знания стихотворения «Русь» наизусть.
II. Работа по последней части «Пир на весь мир» Итак, мы можем сказать, что реформа оставила «освобожденного крестьянина» в состоянии нищеты и бесправия. Вместе с тем она способствовала пробуждению народного самосознания. Некрасов убеждает читателя в том, что оно неуклонно растет. Образы «счастливых» и спор о счастье, встречи с помещиками приводят к мысли о необходимости коренных преобразований жизни, чтобы народное счастье стало воз можно. Задание. Кратко пересказать главы: «Про холопа примерного — Якова верного», «О двух великих грешниках», «Крестьянский грех» и сделать вывод о том, что объединяет эти главы. (Эти легенды объединяет тема греха. Барин Поливанов так жесток в обращении со всеми, что довел до смерти даже «по-собачьи». У преданного ему холопа Якова. Разбойник Кудеяр был «зверь-человек», проливший много крови честных христиан Староста Глеб «загубил» восемь тысяч душ крестьян. Каждый из главных героев этих рассказов совершил тяжкий грех). Н. А. Некрасов энергично возразил против запрещения цензором рассказа «Про холопа примерного — Якова верного» начальнику управления по делам печати В. В. Григорьеву: «...принес некоторые жертвы цензору Лебедеву, исключив солдата и две песни, но выкинуть историю о Якове, чего он требовал под угрозою ареста книги, не могу — поэма лишится смысла». — Почему Некрасов придавал такое большое значение этому рассказу, ни за что не хотел «выкинуть» его из текста поэмы. (Все три рассказа связаны единой темой греха. Даже холоп от тяжелой жизни, унижений способен на протест.)
III Анализ рассказов — Почему Некрасов называет Якова холопом «примерным и верным»? — Почему возник и как разрешился конфликт между помещиком и крестьянином? (В рассказе крупным планом показаны два образа — господина Поливанова и его верного холопа Якова. Помещик «жаден», «скуп», «жесток».
В зубы холопа примерного Якова верного, Походя дул каблуком. О Якове «верном», холопе помещика Поливанова, сказано так:
Люди холопского звания — Сущие псы иногда: Чем тяжелей наказания, Тем им милей господа. Яков таким объявился из младости, Только и было у Якова радости: Барина холить, беречь, ублажать...
Перед нами добровольный холоп, крестьянин, рабски преданный своему господину, потерявший человеческое достоинство. Но даже и это существо не может вынести обиды, причиненной ему Поливановым, - так жесток произвол помещика. Рисуя барина Поливанова и холопа Якова в его непосредственном столкновении, автор показывает, что существующий между помещиком и крестьянином конфликт невозможно решить «мирным» путем, по совести:
Как ни просил за племянника дядя, Барин соперника в рекруты сбыл.
Читатель узнает, что крестьяне мстят барину, когда «задурил», «мертвую запил» холоп Яков:
…Неловко без Якова, кто ни послужит — дурак, негодяй! Злость — то давно накипела у всякого, Благо есть случай: груби, вымещай!
Яков придумал страшную месть, жестокую: он кончил жизнь самоубийством на глазах у помещика. Протест Якова заставил помещика осознать свой грех:
Барин вернулся домой, причитая: «Грешен я, грешен! Казните меня!)
«О двух великих грешниках» — Почему старец решил рассказать пану свою тайну? (В легенде идет речь о разбойнике Кудеяре и пане Глуховском. У Кудеяра, совершившего тяжкие грехи, пробудилась совесть, он раскаялся, и Бог к спасению путь ему указал:
Старцу в молитвенном бдении Некий угодник предстал, Рек: «Не без Божьего промысла Выбрал ты дуб вековой, Тем же ножом, что разбойничал, Срежь его той же рукой!» Он рассказал свою тайну в поучении грешнику.) — О чем свидетельствует ответ пана? (Моральное воздействие оказывается тщетным. Совесть пана осталась глуха к призывам старца. В свою очередь знатный пан обращается с таким поучением:
Жить надо, старче, по-моему: Сколько холопов гублю, Мучу, пытаю и вешаю, А поглядел бы, как сплю!
Слова эти вызывают бешеный гнев старца, и он убивает пана Глуховского.) — Что толкнуло раскаявшегося разбойника на этот поступок? (Гнев в душе грешника рожден сочувствием к тем крестьянам, которые терпели жестокие издевательства пана Глуховского.) В этой легенде, как и в рассказе о Якове, вновь звучит тема жестокого издевательства над крестьянами. Но решение, выход предлагается иной. Если Яков не хочет «руки марать убийством», то старец убивает пана Глуховского. И именно за убийство, расправу над тираном, притеснителем народа, он и получает прощение грехов:
Только что пан окровавленный Пал головой на седло. Рухнуло древо громадное, Эхо весь лес потрясло. Рухнуло древо, скатилося С инока бремя грехов!
— В чем идейный смысл легенды? (Раскаявшийся грешник нашел свое спасение, встав на путь заступничества за народ. Расправа с тираном утверждается как единственно возможный путь разрешения непримиримого конфликта народа с угнетателями. Легенда утверждает моральное право народа на расправу с его врагами: Кудеяру за убийство жестокого угнетателя народа прощаются все грехи.)
«Крестьянские грехи» — Кто герои рассказа? Чем отличается этот рассказ от первых рассказов? (Перед нами вновь те же герои — барин и крестьянин. Но, в отличие от первых двух рассказов, здесь барин совершил добрый поступок:
Из цепей-крепей на свободушку Восемь тысяч душ отпускается!
А человек из народа — крестьянский староста Глеб — предал своих земляков, загубил восемь тысяч душ крестьян. После смерти адмирала дальний родственник его:
...Все повыведал, насудил ему Горы золота, выдал вольную... Глеб — он жаден был — соблазняется: Завещание сжигается!
Вновь звучит тема взаимоотношений угнетенного и угнетателя, но ставит она уже проблему крестьянского греха. Староста Глеб из-за жадности, ради собственной выгоды обрек своих земляков на муки рабство, стал виновником народного горя.) Грех предательства народных интересов в самой крестьянской среде оказывается самым великим грехом. Не добиться «свободушки», а «вечно маяться» народу, пока будут в его среде предатели и терпеливое к ним отношение:
Ой, мужик! мужик! ты грешнее всех, И за то тебе вечно маяться!
IV. Итог урока. Выводы Все три рассказа объединяет одна общая проблема: как сбросить цепи рабства и угнетения? Некрасов обращается к христианской религии. Так как для крестьян — «Божий суд» — это проявление высшей нравственной справедливости. С точки зрения «Божьего суда» пан является большим грешником, чем Кудеяр, и расправа с ним дает искупление всех грехов. Так утверждается в поэме святость борьбы с угнетателями. Вот почему рассказ на самую острую тему современности ведет «Смиренный богомол» Ионушка. Вот почему мы встречаем в легенде обилие слов из религиозного обихода: Господь, грешник, божий промысел, инок, угодник, упоминание Соловецкого монастыря, отца Питирима. Некрасов приписывает христианской этике совсем другие черты, нежели официальная церковь. Он не зовет прощать врагов, жить в страхе и покорности, а благословляет великий гнев человека, рожденный состраданием и сочувствием к угнетенным. Итак, уяснив внутреннее единство трех рассказов, мы видим в центре поэмы проблему эпохи — вопрос о путях выхода крестьянской жизни к свободе и счастью.
Домашнее задание 1. Перечитать песню «доля народа», «Средь мира дольного». 2. Подготовиться к проверочной работе (по усмотрению учителя). 3. Индивидуальное задание: подготовить сообщение «Кто такой Гриша Добросклонов?»
Урок 64. Проверочная работа Цель урока: проверка и закрепление знаний учащихся. Метод: фронтальный и письменный опрос.
Ход урока I. Фронтальный опрос — Что нового внес Некрасов в любовную лирику? Почему тема дороги стала основной в поэзии Некрасова? — В чем заключается неповторимость, новаторство поэзии Некрасова? — Что такое поэтическое многоголосье и чем оно отличается от традиционной лирики?
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 1912; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.78.242 (0.013 с.) |