Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Урок 44. Роль второстепенных персонажей в романе «Обломов»Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Цель урока: раскрыть роль второстепенных героев. Оборудование: индивидуальные карточки, видеофильм «Несколько дней из жизни Обломова».
Ход урока I. Проверка знания текста (см. тест в конце книги)
II. Работа в группах по образам героев и индивидуальным заданиям Заканчивая I часть романа, автор ставит вопрос: что же победит в Обломове — жизненные, деятельные начала или сонная «обломовщина»? И всем последующим описанием ведет читателя к ответу. Задания. 1 ряд: Рассказать и проанализировать историю жизни И. И. Обломова по следующему плану: а) образ главного героя: основные черты характера, формирование характера, его детство (коротко), день Обломова (коротко), роль деталей в обрисовке образа главного героя; б) жизненные идеалы героя; в) отношение автора к герою; г) Захар и Обломов; д) обломовские черты в Захаре. — Почему обломовская лесть не производит на нас впечатления пошлости? — Каковы основные факторы, оказавшие влияние на формирование характера Обломова? — Что общего у Обломова с «лишними людьми» (Онегиным, Печориным)? — Можем ли мы сказать, что Обломов — характер типический. Ему подобные были до Обломова и после него? Прав ли Обломов, говоря: «Имя нам — легион»? — Как же нам понять сочетания в Обломове такого противоречия: с одной стороны, стремление жить, с другой стороны, боязнь жить; с третьей стороны, «мне давно совестно жить на свете»? Выделить привлекательные черты характера героя, его слабости, символы. (Привлекательные черты: мягкость, простота, великодушие, доброта... Слабости: апатия, лень, отсутствие цели жизни и интереса к жизни, равнодушие к себе, дорожит только своим спокойствием, не подготовлен и не приспособлен к жизни... Символы: большой диван, удобный халат, мягкие туфли). 2 ряд: Рассказать и проанализировать материал об Андрее Штольце по следующему плану: а) характеристика Штольца; б) деятельность Штольца, его идейная позиция; в) отношение автора к Штольцу; г) выявить — Штольц — антипод Обломова или его двойник; д) выделить привлекательные черты и слабости этого героя. — В чем видит Гончаров ограниченность Штольца? — Почему Гончаров и критики считали, что образ А. Штольца не удался автору? Согласны ли вы с этим? — А. П. Чехов (1889 г.) писал: «Штольц не внушает мне никакого доверия. Автор говорит, что это великолепный малый, а я не верю. Это продувная бестия, думающая о себе очень хорошо и собою довольная...» Поделитесь своими мыслями по поводу этого высказывания Чехова. (Привлекательные черты: для Штольца смысл жизни в труде; необычайно работоспособен и предприимчив. Гончаров любуется его кипучей энергией (участник компании, ведущий дела с заграницей, изъездил Россию вдоль и поперек). Сила, спокойствие, энергия у него в лице; он против спячки, за просвещение. Слабости: в Штольце нет поэзии, мечты, не имеет программы общественного служения. В нем нашли свое отражение определенные тенденции русской жизни — стремление к личной независимости, это буржуазный делец. К обломовщине относится снисходительно, считая ее временной болезнью общества). Выявить сходства и различия между Обломовым и Штольцем и заполнить таблицу:
После этого учащиеся должны обобщить данные и сделать выводы. Примерный ответ-вывод учащихся: Образы этих героев в романе противопоставлены по всем пунктам, но не строго. Оба героя являются личностями, внутренний мир которых нельзя рассматривать, исходя только из диаметральных различий их мироощущения. Можно отметить несколько сходных черт в характерах Обломова и Штольца: способность на глубокие искренние чувства, светлые воспоминания о детстве и привязанность к матери. 3 ряд: Рассказать и проанализировать материал по образу Ольги Ильинской, используя вопросы: — Каков характер и идеалы Ольги? — Почему Ольга полюбила Обломова? — Является ли Ольга Ильинская положительной героиней? Расскажите историю любви Ольги и Обломова. Заполните таблицу цитатами из романа:
— Роман согрет двумя историями любви. Равная ли это любовь— любовь Агафьи Матвеевны и любовь Ольги? — Брак Штольца и Ольги. Счастливый ли он? (Привлекательные черты Ольги: неудовлетворенность собой и жизнью, стремление к активной деятельности, отсутствие жеманства, простота, естественность, продуманное ведение борьбы с обломовскими привычками (добродушная насмешка над ленью, пение, чтение, беседа по прочитанному, прогулки). Деятельная, страстная натура, много сделала чтобы перевоспитать Обломова, спасти его от лени и апатии. Образом этой женщины Гончаров решал проблему равенства женщины. Целеустремленная, волевая девушка стоит в ряду лучших героинь русской литературы: стремится приносить пользу людям, обществу, свободна от личных стремлений.)
III. Беседа — Какова функция II-III ч. романа? (Автор показывает, как Обломова встряхнула жизнь. Он воспрянул духом. Но и в это время в нем идет борьба, которой он не выдержит.) — О чем идет речь в IV ч. романа? (Описание «выборгской обломовщины». Обломов, женившись на Пшеницыной, опускается еще больше, погружается в спячку, а затем гибнет физически. Как жил он незаметно, так и умер. «...Вечная тишина, ленивое переползание изо дня в день тихо остановили машину жизни. Илья Ильич скончался, по-видимому, без боли, без мучений, как будто остановились часы, которые забыли завести».)
IV. Просмотр фрагментов видеофильма и сравнение с эпилогом романа — В чем вы видите историко-философский смысл романа?
Домашнее задание См. предварительную часть урока 45.
Урок 45. Художественное мастерство Гончарова В романе «Обломов» Форма проведения: урок — исследование, проходящее в форме обсуждения и коллективной творческой работы в группах с последующей защитой своей темы. Работает группа экспертов вместе с учителем.
Ход урока I. Задания по группам 1 группа «Пейзаж и его функции в романе». Подберите эпиграф к ответу. Подумайте, как автор описывает природу. Приведите цитаты. — С помощью каких художественных средств удается автору передать состояние природы? достигают ли образности эти картины? — Раскрывают ли описания природы состояние души героев, их характеры, образ жизни? На всем ли протяжении романа мы встречаем пейзажи? — Итак, к какому выводу вы пришли? (см. тему). Закончите ваш ответ наиболее яркой цитатой. 2 группа «Портрет как средство создания образа литературного героя». Вспомните, что такое протрет. — Подумайте, является ли портретное описание героя элементом создания его образа? — Найдите в тексте портреты главных героев, проследите, отражают ли они их характеры? — Какие детали в облике героев автор описал наиболее подробно и почему? Работу можно выполнить, составив следующую таблицу:
3 группа «Сожаление о старом халате». — Использует ли автор при описании быта героев мелкие детали? Какую роль играют эти художественные детали? (например, халат Ильи Ильича)? — Подробны ли описания интерьеров? Подтвердите ваши рассуждения цитатами. — Какие художественные приемы использует автор, описывая быт героев? — Какое внимание уделяет бытовым подробностям автор?
4 группа «Особенности речи героев». Учащиеся записывают в тетради: «Речевая характеристика — характеристика героя литературного произведения через его речь, в которой проявляются слова и обороты, указывающие на его род деятельности, социальную принадлежность, особенности воспитания, культурный уровень, степень образованности». Исходя из этого определения, проследите за речью Обломова и Штольца, Ольги и Агафьи Матвеевны, Захара. — Указывает ли речь героев на то, о чем говорится в определении? Подтвердите ваши ответы цитатами из текста. — К какому общему выводу вы пришли?
5 группа «Мотив еды и его функции в романе». — Что было главной жизненной заботой в Обломовке и почему? — Только ли физическое насыщение несет в себе еда? — Сохранилась ли эта традиция у Обломова в Петербурге, до и после женитьбы? Есть ли место еде в его мечтах? — Сравните отношение к еде Штольца, Ольги, Агафьи Матвеевны. Ответ подтвердите цитатами.
Творческое задание для всех групп. Напишите письмо Обломову (Штольцу, Ольге, Агафье Матвеевне, Захару) от своего имени, поговорив с адресатом по интересующим вас вопросам.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 1725; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.130.136 (0.006 с.) |