Урок 44. Роль второстепенных персонажей в романе «Обломов» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Урок 44. Роль второстепенных персонажей в романе «Обломов»



Цель урока: раскрыть роль второстепенных героев.

Оборудование: индивидуальные карточки, видеофильм «Несколько дней из жизни Обломова».

 

Ход урока

I. Проверка знания текста (см. тест в конце книги)

 

II. Работа в группах по образам героев и индивидуальным заданиям

Заканчивая I часть романа, автор ставит вопрос: что же победит в Обломове — жизненные, деятельные начала или сонная «обломовщина»? И всем последующим описанием ведет читателя к ответу.

Задания.

1 ряд: Рассказать и проанализировать историю жизни И. И. Обломова по следующему плану:

а) образ главного героя: основные черты характера, формирование характера, его детство (коротко), день Обломова (коротко), роль деталей в обрисовке образа главного героя;

б) жизненные идеалы героя;

в) отношение автора к герою;

г) Захар и Обломов;

д) обломовские черты в Захаре.

— Почему обломовская лесть не производит на нас впечатления пошлости?

— Каковы основные факторы, оказавшие влияние на формирование характера Обломова?

— Что общего у Обломова с «лишними людьми» (Онегиным, Печориным)?

— Можем ли мы сказать, что Обломов — характер типический. Ему подобные были до Обломова и после него? Прав ли Обломов, говоря: «Имя нам — легион»?

— Как же нам понять сочетания в Обломове такого противоречия: с одной стороны, стремление жить, с другой стороны, боязнь жить; с третьей стороны, «мне давно совестно жить на свете»? Выделить привлекательные черты характера героя, его слабости, символы.

(Привлекательные черты: мягкость, простота, великодушие, доброта... Слабости: апатия, лень, отсутствие цели жизни и интереса к жизни, равнодушие к себе, дорожит только своим спокойствием, не подготовлен и не приспособлен к жизни... Символы: большой диван, удобный халат, мягкие туфли).

2 ряд: Рассказать и проанализировать материал об Андрее Штольце по следующему плану:

а) характеристика Штольца;

б) деятельность Штольца, его идейная позиция;

в) отношение автора к Штольцу;

г) выявить — Штольц — антипод Обломова или его двойник;

д) выделить привлекательные черты и слабости этого героя.

— В чем видит Гончаров ограниченность Штольца?

— Почему Гончаров и критики считали, что образ А. Штольца не удался автору? Согласны ли вы с этим?

— А. П. Чехов (1889 г.) писал: «Штольц не внушает мне никакого доверия. Автор говорит, что это великолепный малый, а я не верю. Это продувная бестия, думающая о себе очень хорошо и собою довольная...» Поделитесь своими мыслями по поводу этого высказывания Чехова.

(Привлекательные черты: для Штольца смысл жизни в труде; необычайно работоспособен и предприимчив. Гончаров любуется его кипучей энергией (участник компании, ведущий дела с заграницей, изъездил Россию вдоль и поперек). Сила, спокойствие, энергия у него в лице; он против спячки, за просвещение. Слабости: в Штольце нет поэзии, мечты, не имеет программы общественного служения. В нем нашли свое отражение определенные тенденции русской жизни — стремление к личной независимости, это буржуазный делец. К обломовщине относится снисходительно, считая ее временной болезнью общества).

Выявить сходства и различия между Обломовым и Штольцем и заполнить таблицу:

 

  Обломов Штольц
Образ жизни    
Отношение к семье и родителям    
Отношение к образованию    
Поведение в обществе и на службе    
Восприятие любви    

 

После этого учащиеся должны обобщить данные и сделать выводы.

Примерный ответ-вывод учащихся:

Образы этих героев в романе противопоставлены по всем пунктам, но не строго. Оба героя являются личностями, внутренний мир которых нельзя рассматривать, исходя только из диаметральных различий их мироощущения. Можно отметить несколько сходных черт в характерах Обломова и Штольца: способность на глубокие искренние чувства, светлые воспоминания о детстве и привязанность к матери.

3 ряд: Рассказать и проанализировать материал по образу Ольги Ильинской, используя вопросы:

— Каков характер и идеалы Ольги?

— Почему Ольга полюбила Обломова?

— Является ли Ольга Ильинская положительной героиней?

Расскажите историю любви Ольги и Обломова. Заполните таблицу цитатами из романа:

 

Зарождение любви Неоправдавшиеся надежды
   

 

— Роман согрет двумя историями любви. Равная ли это любовь— любовь Агафьи Матвеевны и любовь Ольги?

— Брак Штольца и Ольги. Счастливый ли он?

(Привлекательные черты Ольги: неудовлетворенность собой и жизнью, стремление к активной деятельности, отсутствие жеманства, простота, естественность, продуманное ведение борьбы с обломовскими привычками (добродушная насмешка над ленью, пение, чтение, беседа по прочитанному, прогулки). Деятельная, страстная натура, много сделала чтобы перевоспитать Обломова, спасти его от лени и апатии. Образом этой женщины Гончаров решал проблему равенства женщины. Целеустремленная, волевая девушка стоит в ряду лучших героинь русской литературы: стремится приносить пользу людям, обществу, свободна от личных стремлений.)

 

III. Беседа

— Какова функция II-III ч. романа?

(Автор показывает, как Обломова встряхнула жизнь. Он воспрянул духом. Но и в это время в нем идет борьба, которой он не выдержит.)

— О чем идет речь в IV ч. романа?

(Описание «выборгской обломовщины». Обломов, женившись на Пшеницыной, опускается еще больше, погружается в спячку, а затем гибнет физически. Как жил он незаметно, так и умер. «...Вечная тишина, ленивое переползание изо дня в день тихо остановили машину жизни. Илья Ильич скончался, по-видимому, без боли, без мучений, как будто остановились часы, которые забыли завести».)

 

IV. Просмотр фрагментов видеофильма и сравнение с эпилогом романа

— В чем вы видите историко-философский смысл романа?

 

Домашнее задание

См. предварительную часть урока 45.

 

Урок 45. Художественное мастерство Гончарова

В романе «Обломов»

Форма проведения: урок — исследование, проходящее в форме обсуждения и коллективной творческой работы в группах с последующей защитой своей темы. Работает группа экспертов вместе с учителем.

 

Ход урока

I. Задания по группам

1 группа «Пейзаж и его функции в романе». Подберите эпиграф к ответу. Подумайте, как автор описывает природу. Приведите цитаты.

— С помощью каких художественных средств удается автору передать состояние природы? достигают ли образности эти картины?

— Раскрывают ли описания природы состояние души героев, их характеры, образ жизни? На всем ли протяжении романа мы встречаем пейзажи?

— Итак, к какому выводу вы пришли? (см. тему). Закончите ваш ответ наиболее яркой цитатой.

2 группа «Портрет как средство создания образа литературного героя». Вспомните, что такое протрет.

— Подумайте, является ли портретное описание героя элементом создания его образа?

— Найдите в тексте портреты главных героев, проследите, отражают ли они их характеры?

— Какие детали в облике героев автор описал наиболее подробно и почему?

Работу можно выполнить, составив следующую таблицу:

 

Найти в тексте романа Обломов Штольц
Возраст    
Портрет    
Костюм    
Интерьер    

 

3 группа «Сожаление о старом халате».

— Использует ли автор при описании быта героев мелкие детали? Какую роль играют эти художественные детали? (например, халат Ильи Ильича)?

— Подробны ли описания интерьеров? Подтвердите ваши рассуждения цитатами.

— Какие художественные приемы использует автор, описывая быт героев?

— Какое внимание уделяет бытовым подробностям автор?

 

4 группа «Особенности речи героев».

Учащиеся записывают в тетради: «Речевая характеристика — характеристика героя литературного произведения через его речь, в которой проявляются слова и обороты, указывающие на его род деятельности, социальную принадлежность, особенности воспитания, культурный уровень, степень образованности». Исходя из этого определения, проследите за речью Обломова и Штольца, Ольги и Агафьи Матвеевны, Захара.

— Указывает ли речь героев на то, о чем говорится в определении? Подтвердите ваши ответы цитатами из текста.

— К какому общему выводу вы пришли?

 

5 группа «Мотив еды и его функции в романе».

— Что было главной жизненной заботой в Обломовке и почему?

— Только ли физическое насыщение несет в себе еда?

— Сохранилась ли эта традиция у Обломова в Петербурге, до и после женитьбы? Есть ли место еде в его мечтах?

— Сравните отношение к еде Штольца, Ольги, Агафьи Матвеевны. Ответ подтвердите цитатами.

 

Творческое задание для всех групп.

Напишите письмо Обломову (Штольцу, Ольге, Агафье Матвеевне, Захару) от своего имени, поговорив с адресатом по интересующим вас вопросам.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 1667; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.77.71 (0.019 с.)