Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Урок 23. Сочинение по творчеству М. Ю. Лермонтова

Поиск

Цель урока: обучение навыкам организовать текст сочинения композиционно, уметь выразить свое отношение к изученным произведениям по выбранной теме.

 

Примерные темы и планы

I. Печорин — герой своего времени

План:

1) Печорин — герой переходного времени. («Печорин — представитель дворянской молодежи, вступивший в жизнь после разгрома декабристов», «Отсутствие высоких общественных идеалов — яркая черта исторического периода».)

2) Трагизм судьбы и жизни Печорина.

3) Происхождение и общественное положение.

4) Несоответствие жизни Печорина его внутренним возможностям и запросам:

а) незаурядность его натуры, проявляющаяся в богатстве интересов, сложности духовного мира, критического склада ума;

б) жажда действий и постоянные поиски применения своих сил — отличительная особенность Печорина;

в) противоречивость его и разлад с самим собой;

г) нарастание эгоизма, индивидуализма, равнодушие в характере героя.

5) Печорин — один из представителей передовой дворянской интеллигенции 30-х годов ХIХ века.

а) близость его людям 30-х годов и Лермонтову;

б) черты, роднящие Печорина с героями «Думы».

6) Причины гибели Печорина:

а) отсутствие общественных запросов и чувства родины;

б) воспитание и влияние света.

7) Значение образа Печорина в общественно-политической борьбе 30-40-х годов.

Пояснения. Роман «Герой нашего времени» — первый русский психологический и реалистический роман в прозе. В предисловии к журналу Лермонтов пишет: «История души человеческой, хотя бы самой мелкой души едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа». А Печорин, по утверждению автора, — это «портрет, составленный из пороков всего нашего поколения в полном их развитии», т. е. Лермонтов указывает на типичность Печорина, на жизненную правду характера.

Душевная трагедия лермонтовского героя отражала трагическое состояние русского общества. Тем самым, по мнению Белинского решались важные проблемы времени, почему люди умные не находят применения своим недюжинным способностям, почему они становятся «лишними», «умными ненужностями».

 

II. Онегин и Печорин — «герои своего времени».

План:

1) Причины появления «лишних людей» в русской литературе первой половины ХIХ века.

2) Онегин и Печорин — «герои своего времени».

а) черты сходства:

— дворянское происхождение;

— светское образование и воспитание;

— праздное существование, отсутствие высоких целей и идеалов в жизни;

— понимание людей;

— неудовлетворенность жизнью.

б) различия между ними:

— глубина страданий Печорина, поверхностное переживание Онегина;

— пренебрежение законами «света» у Печорина и боязнь светской молвы у Онегина;

— безволие Онегина и сила воли Печорина;

— противоречивость, двойственность натуры, скептицизм Печорина, «резкий охлажденный ум» Онегина.

3) Место Печорина и Онегина в галерее «лишних людей» ХIХ века.

Пояснения. В сочинении на эту тему необходимо дать сравнительную характеристику Онегина и Печорина. Данная тема требует рассмотрения сначала общих, а затем индивидуальных черт характера героев. Объяснить, каким образом умные, образованные люди, понимающие жизнь и людей, превратились постепенно в «умных ненужностей», «страдающих эгоистов», обреченных на бессмысленное существование.

В работе следует исходить из оценки героев Белинским, но при этом помнить, что герои живут в разное время: первый в двадцатые годы, в период общественного подъема, вызванного войной 1812 года и движением декабристов, а второй — в тридцатые годы, в период разгрома декабристов, жесткой правительственной реакции. Это и наложило отпечаток на личность Печорина, который в отличие от Онегина, переживает большую трагедию бесполезности, безысходности жизни.

Следует доказать, что Печорин интереснее, глубже, что он нас, читателей, привлекает и отталкивает.

 

III «Странная любовь» к родине в лирике М. Ю. Лермонтова

План:

1) Любовь к Родине неоднозначна и порой мучительна.

2) Лермонтов — патриот своего Отечества.

3) Рабски покорная Россия ненавистна поэту:

а) «... немытая Россия страна рабов, страна господ...» («Прощай, немытая Россия»);

б) Страна, где «стонет человек от рабства и цепей» («Жалобы турка»).

4) Что Лермонтов противопоставляет современности:

а) славное прошлое России («Песня про купца Калашникова»);

б) поколение «детей двенадцатого года» («Бородино»).

5) Изображение поколения 30-х годов ХIХ века («Дума»).

6) «Люблю Отчизну я, но странною любовью...» («Родина»).

7) Родные просторы, природа лечит израненную душу человека («Как часто пестрою толпою окружен»).

8) Поэзия Лермонтова — новое звено в цепи исторического развития общества.

Пояснения. Лермонтов как человек своего поколения стремится к анализу действительности. Увы, то, что он видит, «иль пусто, иль темно».

Поэту чужд был показной патриотизм и поэтому он не приемлет официальную точку зрения, согласно которой современная ему Россия — почти идеальное государство. Россия Лермонтова предстает в другом виде, это — страна рабов, страна господ...

Лермонтов противопоставляет современности славное прошлое России. Так он размышляет о проблеме положительного героя.

Героическим поэт называет и поколение «детей двенадцатого года», победивших в войне 1812 года.

Затем уместно было бы противопоставление героического поколения 30-х годов ХIХ века. Неспособность, а чаще нежелание найти применение силам в жизни — главная беда человека в России того времени.

В стихотворении «Родина» поэт подводит итог своим размышлениям о том, что есть для него Отчизна.

 

IV. Темы на выбор:

— Судьба поколения в лирике М. Ю. Лермонтова.

— Лирический герой поэзии М. Ю. Лермонтова.

— Пейзажная лирика М. Ю. Лермонтова.

— Проблема личности и ее отражение в лирике М. Ю. Лермонтова.

— Трагедия одиночества (по произведениям М. Ю. Лермонтова).

— Женские образы в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

— Анализ человеческой души как основа романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

 

ПРИЛОЖЕНИЕ К РАЗДЕЛУ III

Литературный вечер «Кавказ в творчестве М. Ю. Лермонтова»

Цель вечера: помочь учащимся уловить неповторимые черты личности писателя: добрый характер, любящее сердце, способность увлекаться; постараться воспринять идею дружбы народов, которую утверждал в своих произведениях Лермонтов.

Оформление класса (зала): портреты М. Ю. Лермонтова, репродукции картин, акварелей и рисунков поэта на кавказские темы, пейзажи Б. В. Щербакова, плакаты:

 

…моя душа, я помню, с детских лет

Чудесного искала.

М. Ю. Лермонтов. «1831-го июня 11 дня».

 

Зачем я не птица, не ворон степной,

Пролетевший сейчас надо мной?

Зачем не могу в небесах я парить

И одну лишь свободу любить?

М. Ю. Лермонтов. «Желание».

 

Как я любил,

Кавказ мой величавый,

Твоих сынов воинственные правы,

Твоих небес прозрачную лазурь

И чудный вой мгновенных громких бурь.

М. Ю. Лермонтов. «Измаил-Бей».

 

Ход вечера

Открывается занавес. На экране, расположенном в глубине сцены (или на классной доске), панорама кавказских гор. Исполняется музыкальное вступление из симфонической поэмы «Тамара» М. Балакирева.

Чтец. Хотя я судьбой на заре моих дней,

О южные горы, отторгнут от вас,

Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз:

Как сладкую песню отчизны моей,

Люблю я Кавказ!

Ведущий. Эти вдохновенные строки написал М. Ю. Лермонтов. Любовь к Кавказу, к его величественной и суровой природе, к вольнолюбивым горцам великий русский поэт пронес через свою короткую и мятежную жизнь.

Чтец. «Как я любил твои бури, Кавказ! Те пустынные громкие бури, которым пещеры как стражи ночей отвечают!.. На гладком холме одинокое дерево, ветром, дождями нагнутое, иль, виноградник, шумящий в ущелье, и путь неизвестный над пропастью, где, покрываясь пеной, бежит безымянная речка, и выстрел нежданный, и страх после выстрела: враг ли коварный иль просто охотник: все, все в этом крае прекрасно».

Ведущий. Первые встречи Лермонтова с Кавказом состоялись в детские годы. По совету врачей, Е. А. Арсеньева, бабушка поэта, привозила внука для лечения на Кавказские Минеральные Воды.

Дом, в котором поселились тарханцы, стоял у подножья Горячей горы. Из дома открывался прекрасный вид на Машук и отроги Горячей горы, покрытые кряжистым низким дубом, буком, ясенем, кизилом. В 1832 году Лермонтов так вспоминал кавказские рассветы:

Чтец. «Часто во время зари я глядел на снега и далекие льдины утесов, они так сияли в лучах восходящего солнца, и, в розовый блеск одеваясь, они, между тем как внизу все темно, возвещали прохожему утро. И розовый цвет их подобился цвету стыда».

На доске (экране) изображение горы Машук.

Ведущий. На Кавказе шла война. Вокруг Пятигорска на скалистых отрогах гор стояли пикеты казаков, предохраняющие город от набегов горцев. По ночам раздавались окрики часовых. Время от времени гремели выстрелы. Поднявшись на Горячую гору, будущий поэт мог увидеть всю горную цепь Кавказа и розовый и ранний рассветный час двуглавый Эльбрус.

На доске (экране) изображение горы Эльбрус.

В Пятигорске Лермонтова окружали мужественные, пропахшие порохом люди, среди которых было немало коренных кавказцев, борющихся за свою свободу и независимость. Позднее Лермонтов писал:

Чтец. Воздух там как молитва ребенка;

И люди как вольные птицы живут беззаботно;

Война их стихия; и в смуглых чертах их душа говорит.

В Дымной сакле, землей иль сухим тростником

Покровенной, таятся их жены и девы и чистят оружье,

И шьют серебром — в тишине увядая

Душою — желающей, южной, с цепями судьбы незнакомой.

Ведущий. Лермонтов наблюдал за нравами горцев, слушал народные песни, предания, легенды. Живописные картины кавказской природы, встречи с бесстрашными людьми, глубоко запели в душу поэта.

Чтец. Приветствую тебя, Кавказ седой!

Твоим горам я путник не чужой:

Они меня в младенчестве носили

И к небесам пустыни приучили.

И долго мне мечталось с этих пор.

Все небо юга да утесы гор.

Чтец. Над детской головой моей венцом

Свивались облака твои седые;

Когда по ним, гремя, катался гром,

И пробудясь от сна, как часовые,

Пещеры откликалися кругом,

Я понимал их звуки роковые,

Я в край надзвездный пылкою душой

Летал на колеснице громовой!..

Ведущий. Пребывание Лермонтова на Кавказе оказало большое влияние на его литературное творчество. Увиденное, услышанное и пережитое в детские годы подсказало поэту темы и образы многих художественный произведений. В. Г. Белинский писал:

Чтец. «Кавказ взял полную дань с музы нашего поэта. Стенное дело! — Кавказу как будто суждено быть колыбелью наших поэтических талантов, вдохновителем и пестуном их музы, поэтическою их родиною! Пушкин посвятил Кавказу одну из первых своих поэм — «Кавказский пленник»... Грибоедов создал на Кавказе свое «Горе от ума». И вот является новый великий поэт — и Кавказ делается его поэтическою родиною, пламенно любимою им...»

Ведущий. В изображении Кавказа Лермонтов пошел дальше своих предшественников. Он шире и глубже показал край синих гор и мужественных людей. Как певец Кавказа М. Ю. Лермонтов по праву занял первое место в русской литературе. Кавказ был для поэта символом свободы:

Чтец. Прекрасен ты, суровый край свободы,

И вы, престолы вечные природы,

Когда, как дым синея, облака

Под вечер к вам летит издалека,

Над вами вьются, шепчутся как тени,

Как над главой огромных привидений

Колеблемые перья, — и луна

По синим сводам странствует одна.

Ведущий. В 1828 году четырнадцатилетний Лермонтов пишет поэмы «Черкесы» и «Кавказский пленник». В это время он учится в Московском университетском благородном пансионе. Поэмы первые произведения, посвященные Кавказу. Они были навеяны поэту впечатлениями детских лет.

Чтец. Лежал ковер цветов, узорный,

По той горе и по холмам;

Внизу сверкал поток нагорный,

И тек струисто по кремням

…Черкешенки к нему сбежались,

Водою чистой умывались.

Со смехом младости простым

На дно прозрачное иные

Бросали кольца дорогие,

И к волосам своим густым

Цветы весенние вплетали;

Гляделися в зерцало вод,

И лица их в нем трепетали.

Сплетаясь в тихий хоровод,

Восточны песни напевали,

И близ аула, под горой

Сидели резвою толпой;

И звуки песни произвольной

Ущелья вторили невольно.

Ведущий. Через четыре года Лермонтов создает поэму «Измаил-Бей». В ней он дает живые зарисовки увиденных им сцен из жизни горцев.

В основу поэмы «Аул Бастунджи» легла легенда о Селиме, человеке с непреклонной и свободолюбивой натурой. Селим влюбился в прекрасную Зару, выданную замуж за его старшего брата. Зара втайне готова ответить на чувство Селима, однако она не может нарушить старинных обычаев. В порыве отчаяния и злобы Селим убивает Зару и сжигает саклю брата. От загоревшейся сакли вспыхнул огнем весь аул Бастунджи.

События, о которых рассказывается в поэме, происходят в районе Пятигорска. Аул Бастунджи в действительности существовал еще в начале ХIХ века. Он находился между Машуком и Бешту и был уничтожен после того, как жители его ушли в горы. В детстве Лермонтов видел развалины этого аула.

Чтец. Между Машуком и Бешту, назад

Тому лет тридцать, был аул, горами

Закрыт от бурь и вольностью богат. —

Его уж нет. Кудрявыми кустами

Покрыто поле: дикий виноград,

Цепляясь, вьется длинными хвостами

Вокруг камней, покрытых сединой,

С вершин соседних сброшенных грозой!..

Чтец. В ауле том без ближних и друзей

Когда-то жили два родные брата,

И в Пятигорске не было грозней

И не было отважней Ак-булата.

Меньшой был слаб и нежен с юных дней,

Как цвет весенний под лучом заката!

Чуждался битв и крови он и зла,

Но искра в нем таилась... и ждала…

Ведущий. 29 января 1837 года от тяжелой раны, полученной на дуэли, скончался А. С. Пушкин. Смерть Пушкина потрясла Лермонтова. Свою боль Лермонтов выразил в стихотворении «Смерть поэта».

На доске (экране) репродукция портрета А. С. Пушкина.

Чтец читает стихотворение «Смерть поэта».

Ведущий. Стихотворение Лермонтова быстро распространилось по всему Петербургу. По распоряжению царя «за вольнодумство, более чем преступное» Лермонтов был арестован и после семидневного расследования дела «о непозволительных стихах» сослан на Кавказ.

В марте 1837 года М. Ю. Лермонтов выезжает к месту ссылки. В полк он не попал, так как по дороге тяжело заболел и вынужден был отправиться на лечение в Пятигорск.

Во время первой ссылки Лермонтов побывал в Кисловодске, Железноводске, Ставрополе и в других местах Северного Кавказа и Закавказья.

Лермонтов интересовался старинными преданиями горцев, рассказами о событиях, которые происходили в то время на Кавказе. Он записывал их где-нибудь в поле или в горах при свете костра. Из окон дома, в котором поэт жил в Пятигорске, открывался широкий вид на кавказский хребет.

На доске (экране) фото «Вид на гору Машук».

Чтец. «У меня очень хорошее помещение, — писал Лермонтов, — каждое утро я вижу из своего окна цепь снежных гор и Эльбрус: вот и теперь, когда я пишу это письмо, я время от времени останавливаюсь, чтобы посмотреть на этих великанов: они прекрасны и величественны».

Ведущий. На Кавказе Лермонтов познакомился с декабристами. Здесь отбывал наказание активный участник восстания 1825 года писатель Александр Бестужев-Марлинский. В поэме Бестужева «Андрей, князь Переяславский» есть строка «Белеет парус одинокий». Она поразила Лермонтова своим лаконизмом, своей лирической интонацией. Из этой строки родилось новое стихотворение, в котором выражена тема мятежа, жажда бури.

Слушаем запись романса «Парус». Музыка А. Варламова.

Ведущий. В 1837 году по приказу Николая I из сибирской ссылки были переведены на Кавказ в действующую армию рядовыми еще семь «государственных преступников». Чтобы разъединить ссыльных, начальство направило их в разные пехотные батальоны Кавказской линии. С некоторыми из «бывших бунтовщиков» Лермонтов близко сошелся и подружился.

Радостной и волнующей была встреча с А. И. Одоевским. Это он в ответ на стихотворное послание Пушкина приговоренным к каторге декабристам написал бессмертные строки:

Чтец. Струн вещих пламенные звуки

До слуха нашего дошли...

На экране репродукция портрета А. И. Одоевского.

Ведущий. Одоевский получил распоряжение следовать в Тифлис в Нижегородский драгунский полк. В тот же полк должен был явиться Лермонтов. Одоевский и Лермонтов отправились вместе. Почти месяц «странствовали» два поэта.

Лермонтов и Одоевский — поэты одной судьбы, поэты-изгнанники. Встретившись, они поняли один другого, крепко подружились. В 1839 году Одоевский умер. Лермонтов посвятил другу задушевное стихотворение:

Чтец. Я знал его — мы странствовали с ним

В горах Востока... и тоску изгнанья

Делили дружно, но к полям родным

Вернулся я, и время испытанья

Промчалося законной чередой;

А он не дождался минуты сладкой:

Под бедною походною палаткой

Болезнь его сразила, и с собой

В могилу он унес летучий рой

Еще незрелых, темных вдохновений,

Обманутых надежд и горьких сожалений...

Но он погиб далеко от друзей...

Мир сердцу твоему, мой милый Саша!

Покрытое землей чужих полей,

Пусть тихо спит оно, как дружба наша

В немом кладбище памяти моей.

Ты умер, как и многие — без шума,

Но с твердостью. Таинственная душа

Еще блуждала на челе твоем,

Когда глаза закрылись вечным сном;

И то, что ты сказал перед кончиной,

Из слушавших тебя не понял ни единый..

Ведущий. Еще одна дружба оставила глубокий след в сердце поэта. Это дружба с доктором Н. В. Майером. Он арестовывался за вольнодумство, сидел в крепости, находился под надзором полиции. Лермонтова и Майера можно было часто встретить вместе. Они бродили по склонам Машука. доктор Майер, освободившись от пациентов, приходил к Лермонтову. Они пили крепкий чай, беседовали, обменивались шутками. Майер послужил прототипом для доктора Вернера из «Героя нашего времени».

Лермонтов часто бывал в доме главного врача Минеральных Вод Конради. Ходил он к доктору не лечиться, а послушать музыку.

Чтец. День угасал. Снежные горы были окрашены розовым светом вечерней зари. Лермонтов подходил к дому доктора Конради. Отворив калитку, Лермонтов остановился. Из широко распахнутых окон лились звуки рояля. Лермонтов прислонился к дереву и стал слушать.

Слушаем «Патетическую сонату» Л.-В. Бетховена.

Ведущий. Во время своих странствий Лермонтов побывал на земле гребенских казаков. Это были люди, искавшие вольности. Они поселились на «гребнях» — на горах, рядом с чеченцами. Их сближала с горцами любовь к свободе и безудержная отвага. Несколько дней поэт провел в станице Червленой, где лучше всего в те годы сохранились старинный быт гребенских казаков и народные предания. Название станицы произошло от старинного русского слова «червленый» — багряный, ярко-малиновый, алый, излюбленный цвет старинных русских песен и былин. Эта встреча отразилась в удивительных произведениях: «Дары Терека» и «Казачью колыбельную песню».

Чтец читает стихотворение «Дары Терека».

Ведущий. В «Казачьей колыбельной песне» в образах ребенка, будущего воина-казака, и его матери-казачки поэтизируется народная жизнь.

Существует предание, что стихотворение написано в станице Червленой под впечатлением пения казачки, убаюкивающей ребенка. «Казачью колыбельную песню» в станице Червленой поют и в наши дни. Эта песня стала народной. Есть сведения, что музыку к ней сочинил сам Лермонтов.

Чтец читает «Казачью колыбельную песню».

Ведущий. В поэме «Мцыри» изображена сильная, свободолюбивая личность. Молодой горец Мцыри, с шестилетнего возраста находящийся в неволе, жил одной мыслью — вернуть себе свободу, «родимую страну».

Чтец. Я знал одной лишь думы власть —

Одну — но пламенную страсть:

Она, как червь во мне жила,

Изгрызла душу и сожгла.

Она мечты мои звала

От келий душных и молитв

В тот чудный мир тревог и битв,

Где в тучах прячутся скалы,

Где люди вольны как орлы.

Я эту страсть во тьме ночной

Вскормил слезами и тоской,

Ее пред небом и землей

Я ныне громко признаю

И о прощенье не молю.

Ведущий. Основная идея поэмы «Мцыри».— Родина, единение с нею, свобода. Лермонтов увидел силу духа, стремление к вольности, верность Родине у русских людей и у народа, населяющего Кавказ.

В романе «Герой нашего времени» даны великолепные зарисовки кавказской природы. В них отразилось многое из виденного Лермонтовым во время беспрерывных странствий летом 1837 года. Предельно лаконично, но очень выразительно описана Койшаурская долина.

Чтец. «Славное место эта долина. Со всех сторон горы неприступные, красноватые скалы, обвешанные зеленым плющом и увенчанные куполами чинар, желтые обрывы, исчерченные промоинами, а там высоко-высоко золотая бахрома снегов, а внизу Арагва, обнявшись с другой безымянной речкой, шумно вырывающейся из черного, полного мглою ущелья, тянется серебряною нитью и сверкает как змея своею чешуею».

Ведущий. Картины природы в «Герое нашего времени» исключительно живописны. Вместе с этим они реалистичны. Но природа в романе является не только обстановкой, в которой происходят события, но и служит средством раскрытия внутреннего мира главного героя. Пейзажные зарисовки подчеркивают, оттеняют мысли и переживания Печорина, Печорин тянется к природе. В общении с ней находит душевное успокоение. Он любит природу и тонко чувствует ее прелесть.

Чтец. «В этот раз, больше чем когда-нибудь прежде, я любил природу. Как любопытно всматривался я в каждую росинку, трепещущую на широком листе виноградном и отражавшую миллионы радужных лучей! Как жадно взор мой старался проникнуть в дымную даль».

«Нынче в пять часов утра, когда я открыл окно, моя комната наполнилась запахом цветов, растущих в скромном палисаднике. Ветки цветущих черешен смотрят мне в окна, и ветер иногда усыплет мой письменный стол их белыми лепестками. Вид с трех сторон у меня чудесный. На западе пятиглавый Бешту синеет, как «Последняя туча рассеянной бури»; на север поднимается Машук, как мохнатая персидская палка, и закрывает всю эту часть небосклона...»

Ведущий. Кавказ был одной из главных тем не только стихов, поэм и «благоуханной прозы» Лермонтова, но и его многочисленных рисунков, акварелей и нескольких картин, выполненных с большим профессиональным мастерством.

По возвращении из первой ссылки всего за два года поэт завершает работу над поэмами «Мцыри», «Демон» и романом «Герой нашего времени», пишет такие превосходные стихотворения, как «Дума», «Поэт», «Три пальмы», «И скучно и грустно» и др.

Чтец читает стихотворение «С печалью я гляжу на наше поколенье».

Ведущий. В 1840 году за дуэль с сыном французского посланника Барантом Лермонтова арестовывают и предают суду. А затем по личному распоряжению Николая I переводят в Тенгинский полк, находившийся на Кавказе в районе ожесточенных боев. Царское решение имело целью поставить беспокойного, неудобного поэта в такие условия, при которых ему грозила бы гибель.

Осуждая войну, поэт вынужден был принимать в ней участие. В журнале боевых действий отряда, в котором находился Лермонтов, под 11 июля 1840 года имеется такая запись:

Чтец. «Тенгинского пехотного полка поручик Лермонтов, во время штурма неприятельских завалов на реке Валерик, имея поручение наблюдать за действиями передовой штурмовой колонны и уведомлять начальника отряда об успехах, что было сопряжено с величайшею для него опасностью от неприятеля, скрывавшегося в лесу за деревьями и кустами. Но офицер этот, несмотря ни на какие опасности, исполнял возложенное на него поручение с отменным мужеством и хладнокровием и с первыми рядами храбрейших ворвался в неприятельские завалы».

Ведущий. Это сражение поэт описал в стихотворении «Валерик».

Чтец. Вдруг залп... Глядим: лежат рядами.

Что нужды? Здешние полки

Народ испытанный... В штыки,

Дружнее! раздалось за нами.

Кровь загорелася в груди!

Все офицеры впереди...

Верхом помчался на завалы

Кто не успел спрыгнуть с коня...

Ура! — и смолкло. —

Вон кинжалы, В приклады! — и пошла резня.

И два часа в струях потока

Бой длился. Резались жестоко,

Как звери, молча, с грудью грудь,

Ручей телами запрудили.

Хотел воды я зачерпнуть...

(И зной и битва утомили Меня), но мутная полна

Была тепла, была красна.

Ведущий. Поэту больно от того, что «горские» племена, к которым он относится с уважением и любовью, и русские солдаты вынуждены убивать друг друга, вместо того, чтобы жить в мире и братстве.

Чтец. И с грустью тайной и сердечной

Я думал: «Жалкий человек

Чего он хочет!.. Небо ясно,

Под небом места много всем,

Но беспрестанно и напрасно

Один враждует он — зачем?

Ведущий. Походы и бои чередовались с лечением на водах в Пятигорске, Кисловодске и Железноводске. В часы отдыха он совершал уединенные прогулки в горы. Любил верховую езду. Свои собственные впечатления о прелести верховой прогулки Лермонтов вложил в уста Печорина:

Чтец. «...я люблю скакать на горячей лошади, по высокой траве, против пустынного ветра». Какая бы горесть ни лежала на сердце, какое бы беспокойство ни томило мысль, все в минуту рассеется; на душе станет легко, усталость тела победит тревогу ума».

Ведущий. В Пятигорске поэт жил в небольшом домике под камышовой крышей. Половину домика занял А. А. Столыпин, вторую половину — Лермонтов. Здесь поэт провел два месяца своей жизни — с 14 мая по 15 июля 1841 года, написал последние свои стихи... Сейчас в этом домике мемориальный музей. Тысячи людей бесконечными потоками идут сюда отдать дань глубокого уважения замечательному художнику слова, певцу Кавказа.

На доске (экране) фотография пятигорского домика М. Ю. Лермонтова.

Ведущий. Ни тяжелая служба, ни беспокойство и тревога, владевшие поэтом, не могли оторвать его от литературной работы. В письме, посланном 10 мая 1841 года С. Н. Карамзиной, есть такое признание:

Чтец. «Во время моего путешествия мной овладел демон поэзии или стихов. Я запомнил половину книжки, которую мне подарил Одоевский, что, вероятно, принесло мне счастье».

Ведущий. Записная книжка была вручена Лермонтову при отъезде из Петербурга. В. Ф. Одоевский сделал в ней такую надпись: «Поэту Лермонтову дается сия моя старая и любимая книга с тем, чтобы он возвратил мне ее сам, и всю исписанную».

В эту книгу Лермонтов вписал созданные на Кавказе поэтические шедевры: «Сон», «Тамара», «Свидание», «Листок», «Морская царевна», «Пророк».

Лермонтов предчувствовал свою гибель. Уезжая на Кавказ, он говорил своим друзьям «об ожидающей его скорой смерти». В стихотворении «Завещание» есть такие строки:

Чтец. Наедине с тобою, брат,

Хотел бы я побыть:

На свете мало, говорят,

Мне остается жить.

Ведущий. Незадолго до смерти Лермонтов написал проникнутое глубокой грустью и тревогой стихотворение «Выхожу один я на дорогу». В нем — раздумье поэта о своей личной судьбе, о будущем.

Слушаем романс «Выхожу один я на дорогу».

Ведущий. 15 июля 1841 года в подножья горы Машук произошла дуэль с майором Мартыновым. Выстрел Мартынова оборвал жизнь поэта.

Чтец. Гром размахнулся над округой,

Распарывая туч свинец.

Огонь ударил в грудь упруго.

Начало? Ранен он...

Встает огня стена живая,

Ошеломляюще светла,

И рушится.

Мир обволакивает мгла.

Лишь сабли молний хищно

Конец.

И, побеждая, блещут,

И ночь по скалам мчится вскачь.

И ломкий ливень тело хлещет.

Как обезумевший палач.

(Д. Голубков.)

Ведущий. М. Ю. Лермонтов подарил русской литературе вдохновенные произведения, посвященный Кавказу. «Суровому краю свободы» он остался верен до конца дней.

Чтец. Как я любил, Кавказ мой величавый,

Твоих сынов воинственные нравы,

Твоих небес прозрачную лазурь

И чудный вой мгновенных, громких бурь,

Когда пещеры и холмы крутые

Как стражи откликаются ночные;

И вдруг проглянет солнце, и поток

Озолотится, и степной цветок,

Душистую головку поднимая,

Блистает как цветы небес и рая...

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 1324; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.54.136 (0.024 с.)