Лирика М.Ю. Лермонтова: круг философских мотивов и особенности их воплощения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лирика М.Ю. Лермонтова: круг философских мотивов и особенности их воплощения.



(из лекции) Говоря о трансформации поэзии Лермонтова, которая сказалась не только на теме поэта и толпы, но во множестве других его тем, нельзя не сказать о философской тематике, которая становится ведущей в 30-е годы. Пушкин, например, никогда не ставил в качестве своей сверхзадачи философствовать в поэзии. Лермонтов же поэт мысли, потому на первый план у него выходит проблема смысла жизни и назначения человека в этом мире. Лермонтову, как никому из его предшественников и современников, характерна безотрадность и пессимистичность. Через год после напечатания «Песни … про купца Калашникова» Лермонтов снова вышел на арену литературы с стихотворением "Дума", изумившим всех алмазною крепостью стиха (Белинский) и исполинскою энергию благородного негодования и глубокой грусти. Поэт говорит о новом поколении, что он смотрит на него с печалью, что его будущее «иль пусто, иль темно», что оно должно состариться под бременем познанья и сомненья: укоряет, что оно иссушило ум бесплодною наукою.

Но Белинский не совсем согласен с поэтом: сомненье — так; но излишества познания и науки, хотя бы и «бесплодной» мы не видим: напротив, недостаток познания и науки принадлежит к болезням нашего поколения.
Эти стихи писаны кровью; они вышли из глубины оскорбленного духа: это вопль, это стон человека, для которого отсутствие внутренней жизни есть зло, в тысячу раз ужаснейшее физической смерти!.. И кто же из людей нового поколения не найдет в нем разгадки собственного уныния, душевной апатии, пустоты внутренней, и не откликнется на него своим воплем, своим стоном?.. Если под «сатирою» должно разуметь не невинное зубоскальство веселеньких остроумцев, а громы негодования, грозу духа, оскорбленного позором общества, — то «Дума» Лермонтова есть сатира, и сатира есть законный род поэзии.

(из лекции) «Дума»- любопытная игра лирического «мы» и лирического «я». Лермонтов считает себя частью поколения; но вместе с тем он готов от этого поколения себя отделить, посмотреть на него со стороны.

У Лермонтова один из самых безотрадных реквиемов по жизни - " И скучно, и грустно..."
(Белинский)Страшен этот глухой, могильный голос подземного страдания, нездешней муки, этот потрясающий душу реквием всех надежд, всех чувств человеческих, всех обаяний жизни! Это не минута духовной дисгармонии, сердечного отчаяния: это — похоронная песня всей жизни.

(из лекции) Здесь, конечно, есть внутренняя жизнь. Не всё окрашено черной краской, присутствует внутренняя борьба. Лермонтов отвергает традиционные ценности - любовь и дружбу, которые были так важны для Пушкина - и жизнь оказывается пустой и глупой шуткой. Если сравнивать это стихотворение со стихотворением Пушкина – «Дар напрасный, дар случайный», то у Пушкина мы видим вопрос: "дар напрасный, дар случайный, жизнь, зачем ты мне дана" – неужели жизнь действительно напрасна и случайна? А у Лермонтова это уже как утверждение. "А вечно любить невозможно"- есть потребность и жажда вечной любви, это важно. То есть любовь не отвергается полностью. Но максимализм требований напоминает романтический принцип мышления. Здесь проповедуется не полный нигилизм: мерцает потребность в вечной любви. Тема единения с природой как обретение смысла жизни и спасение души, потребность во внутренней гармонии все же присутствует в Лермонтовской поэзии. Потребность и желание максималистское любви, потребность жить в гармонии с природой.
Стихотворение "Когда волнуется желтеющая нива..."

Стихотворение о человеческом счастье, о единении с Богом. Миниатюра эта - одно предложение с условием (сложноподчиненное) - условием, при котором лирический герой может обрести ощущение гармонии.
"Когда волнуется желтеющая нива" еще интересна мозаичностью пейзажных зарисовок. Перекликается с поздним Пушкиным "Пора, мой друг, пора". Но покой Лермонтовым и Пушкиным понимается по-разному. Лермонтов обладал способностью к краткости: разные времена года, и все они мозаично собраны в этом очень небольшом стихотворении.
Поиск настоящей жизни, ее смысла, по которой тосковал Лермонтов, присутствует и в таких его патриотических и очень глубоких стихотворениях, как "Бородино" и "Родина" (это цитата из лекции. В самой «Родине» я не нашла никаких философских мотивов, по мне так она вообще никакая не философская, а скорее патриотическая. Но Прохорова разбирала это стихотворение именно в философском контексте, так что разбор я оставлю).
"Бородино" - ощущении эпики жизни ("Купец Калашников") Главный герой-носитель народного сознания - дядя, который рассказывает историю сражения. Герой этот - противопоставление представителю другого, лермонтовского поколения, и это очень важное противопоставление, потому что в нём мы видим лермонтовское понимание смены поколений. Смена, связанная с разрывом - потеря поколения. Поколение противопоставляется богатырям, которые были раньше. И это противопоставление характерно для сознания разрыва. Измельчало поколение, нет тех богатырей, которые были во времена войны 12 года.

(Белинский) Поэт представляет молодого солдата, который спрашивает старого служаку. Эта мысль («Богатыри – не вы!») — жалоба на настоящее поколение, дремлющее в бездействии, зависть к великому прошедшему, столь полному славы и великих дел. Дальше мы увидим, что эта тоска по жизни внушила нашему поэту не одно стихотворение, полное энергии и благородного негодования. Что же до «Бородино», — это стихотворение отличается простотою, безыскусственностью: в каждом слове слышите солдата, язык которого, не переставая быть грубо простодушным, в то же время благороден, силен и полон поэзии. Ровность и выдержанность тона делают осязаемо ощутительною основную мысль поэта. Второе стихотворение "Родина"
Любопытное начало, невозможное для Пушкина: «Люблю отчизну я, но странною любовью». И дальше идет перечисление того, чего лирический герой не любит. Противопоставление родины как безусловно любимой и ненавистного государства. Николаевская Россия, известная идеологией официальной народности, которая насаждалась, явно отрицается Лермонтовым. Лермонтов, который сам участвует в кавказской войне, получает золотое оружие, не разделяет и не принимает идеологию восхваления военных побед. Он восхищается Россией "четы белеющих берез". Тут же затрагивается и тема пьянства - не трагедия бедности, и даже не пьянство как проблема; а праздник, который не может обойтись без хмельного. Народная жизнь в ее повседневности.
Лермонтовское участие в кавказских войнах, как итог - одно из лучших стихотворений Лермонтова: "Валерик"
(«речка смерти») Лермонтов описывает историю сражения, в котором сам принимал участие. Он, как мыслящий поэт, осмысливает то, что происходит, что видит. Осмысливает как очевидец, артикулирует идею неприемлемости межнациональной войны. Это стихотворение не пацифистское, но оно с яркой выраженностью бессмысленности межнациональной войны и войны в общем, антигумании человеческой жизни и истории. Это предвещает Толстого - идея о неприятие войны, которая будет им развита. Лермонтов пишет: «Я думал: жалкий человек / Чего он хочет!.. небо ясно,/ Под небом места много всем,/ Но беспрестанно и напрасно/ Один враждует он – зачем?». И в этом основной философский мотив стихотворения. Кроме того, в конце появляется образ современного ему поколения, которому поэт боится «наскучить» своими рассказами о сражении: «В забавах света вам смешны/ Тревоги дикие войны».«Следов заботы и печали/Не отыскать, и вы едва ли/ Вблизи когда-нибудь видали,/ Как умирают».
«В самозабвеньи/Не лучше ль кончить жизни путь?/ И беспробудным сном заснуть/ С мечтой о близком пробужденьи?», - спрашивает поэт.

«Как часто пёстрою толпою окружён…»

Лирический герой стихотворения одинок в «пёстрой толпе», где вместо живых людей мелькают «приличьем стянутые маски». Он внешне ничем не выделяется из этой толпы, но, «наружно погружаясь в их блеск и суету», вспоминает о детстве, о деревне, о настоящей любви. Здесь мы видим тот «остаток чувства», который ещё есть в современном человеке. Однако мысли и мечты о прежней жизни мимолётны, их спугивает «шум толпы людской». В душе героя рождается протест, но, как истинный сын своего времени, он не способен открыто высказать окружающим свою злость и горечь. «О, как мне хочется смутить весёлость их/ И дерзко бросить им в глаза железный стих, / Облитый горечью и злостью!..»

«Молитва»

В этом стихотворении – елейная мелодия надежды, примирения и блаженства в жизни. Поэт поручает матери божией, «теплой заступнице холодного мира», невинную деву. Кто бы ни была эта дева—возлюбленная ли сердца, или милая сестра — не в том дело; но сколько кроткой задушевности в тоне этого стихотворения, сколько нежности без всякой приторности; какое благоуханное, теплое, женственное чувство! Всё это трогает в голубиной натуре человека; но в духе мощном и гордом, в натуре львиной — всё это больше, чем умилительно... Из каких богатых элементов составлена поэзия этого человека, какими разнообразными мотивами и звуками гремят и льются ее гармонии и мелодии (Белинский).

«Ангел»

Стихотворение относится к ранней лирике Лермонтова: поэт написал его, когда ему было 16 лет. Здесь поднимается тема трагического разлада между мечтой и действительностью: ангел «душу младую в объятиях нёс/ для мира печали и слёз». И долго потом душа «томилась» на свете, полная чудным желанием. «И звуков небес заменить не могли/ Ей скучные песни земли». Лирический герой проводит время в раздумьях о жизни, полной страданий и мук. Жизни земной, которая так далека от блаженства «под кущами райских садов».

Поэзия Лермонтова философская, осмысливающая очень актуальные общественно-значимые проблемы.
Лермонтов философствует на разных уровнях: в связи с общим осмыслением предназначение человека.
Итог - "Выхожу один я на дорогу"

Многотемное стихотворение. Главная идея - движение от дисгармонии к гармонии. Не такое безотрадное пессимистическое стихотворение, как может показаться на первый взгляд. Композиционно высвечиваются три части:

1) торжественные и чудесные небеса. Небесная гармония. Описание это прерывается дисгармонией в душе человека.

2)тема боли, надрыва, трагедии, отрицания, поиски свободы и покоя.

3)описание покоя, которое ищет лирический герой. Подразумевать под покоем смерть - неправильно.
Это отнюдь не смертельный сон, а сон забытья. Что это такое? Иногда предлагают интерпретацию такую: отзвук буддистсва, некая нирвана. Но важно, насколько сам Лермонтов был знаком с буддизмом.
Лирика Лермонтова - огромный мир.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 350; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.145.114 (0.009 с.)