Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лирика М.Ю. Лермонтова: круг философских мотивов и особенности их воплощения.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
(из лекции) Говоря о трансформации поэзии Лермонтова, которая сказалась не только на теме поэта и толпы, но во множестве других его тем, нельзя не сказать о философской тематике, которая становится ведущей в 30-е годы. Пушкин, например, никогда не ставил в качестве своей сверхзадачи философствовать в поэзии. Лермонтов же поэт мысли, потому на первый план у него выходит проблема смысла жизни и назначения человека в этом мире. Лермонтову, как никому из его предшественников и современников, характерна безотрадность и пессимистичность. Через год после напечатания «Песни … про купца Калашникова» Лермонтов снова вышел на арену литературы с стихотворением "Дума", изумившим всех алмазною крепостью стиха (Белинский) и исполинскою энергию благородного негодования и глубокой грусти. Поэт говорит о новом поколении, что он смотрит на него с печалью, что его будущее «иль пусто, иль темно», что оно должно состариться под бременем познанья и сомненья: укоряет, что оно иссушило ум бесплодною наукою. Но Белинский не совсем согласен с поэтом: сомненье — так; но излишества познания и науки, хотя бы и «бесплодной» мы не видим: напротив, недостаток познания и науки принадлежит к болезням нашего поколения. (из лекции) «Дума»- любопытная игра лирического «мы» и лирического «я». Лермонтов считает себя частью поколения; но вместе с тем он готов от этого поколения себя отделить, посмотреть на него со стороны. У Лермонтова один из самых безотрадных реквиемов по жизни - " И скучно, и грустно..." (из лекции) Здесь, конечно, есть внутренняя жизнь. Не всё окрашено черной краской, присутствует внутренняя борьба. Лермонтов отвергает традиционные ценности - любовь и дружбу, которые были так важны для Пушкина - и жизнь оказывается пустой и глупой шуткой. Если сравнивать это стихотворение со стихотворением Пушкина – «Дар напрасный, дар случайный», то у Пушкина мы видим вопрос: "дар напрасный, дар случайный, жизнь, зачем ты мне дана" – неужели жизнь действительно напрасна и случайна? А у Лермонтова это уже как утверждение. "А вечно любить невозможно"- есть потребность и жажда вечной любви, это важно. То есть любовь не отвергается полностью. Но максимализм требований напоминает романтический принцип мышления. Здесь проповедуется не полный нигилизм: мерцает потребность в вечной любви. Тема единения с природой как обретение смысла жизни и спасение души, потребность во внутренней гармонии все же присутствует в Лермонтовской поэзии. Потребность и желание максималистское любви, потребность жить в гармонии с природой. Стихотворение о человеческом счастье, о единении с Богом. Миниатюра эта - одно предложение с условием (сложноподчиненное) - условием, при котором лирический герой может обрести ощущение гармонии. (Белинский) Поэт представляет молодого солдата, который спрашивает старого служаку. Эта мысль («Богатыри – не вы!») — жалоба на настоящее поколение, дремлющее в бездействии, зависть к великому прошедшему, столь полному славы и великих дел. Дальше мы увидим, что эта тоска по жизни внушила нашему поэту не одно стихотворение, полное энергии и благородного негодования. Что же до «Бородино», — это стихотворение отличается простотою, безыскусственностью: в каждом слове слышите солдата, язык которого, не переставая быть грубо простодушным, в то же время благороден, силен и полон поэзии. Ровность и выдержанность тона делают осязаемо ощутительною основную мысль поэта. Второе стихотворение "Родина" «Как часто пёстрою толпою окружён…» Лирический герой стихотворения одинок в «пёстрой толпе», где вместо живых людей мелькают «приличьем стянутые маски». Он внешне ничем не выделяется из этой толпы, но, «наружно погружаясь в их блеск и суету», вспоминает о детстве, о деревне, о настоящей любви. Здесь мы видим тот «остаток чувства», который ещё есть в современном человеке. Однако мысли и мечты о прежней жизни мимолётны, их спугивает «шум толпы людской». В душе героя рождается протест, но, как истинный сын своего времени, он не способен открыто высказать окружающим свою злость и горечь. «О, как мне хочется смутить весёлость их/ И дерзко бросить им в глаза железный стих, / Облитый горечью и злостью!..» «Молитва» В этом стихотворении – елейная мелодия надежды, примирения и блаженства в жизни. Поэт поручает матери божией, «теплой заступнице холодного мира», невинную деву. Кто бы ни была эта дева—возлюбленная ли сердца, или милая сестра — не в том дело; но сколько кроткой задушевности в тоне этого стихотворения, сколько нежности без всякой приторности; какое благоуханное, теплое, женственное чувство! Всё это трогает в голубиной натуре человека; но в духе мощном и гордом, в натуре львиной — всё это больше, чем умилительно... Из каких богатых элементов составлена поэзия этого человека, какими разнообразными мотивами и звуками гремят и льются ее гармонии и мелодии (Белинский). «Ангел» Стихотворение относится к ранней лирике Лермонтова: поэт написал его, когда ему было 16 лет. Здесь поднимается тема трагического разлада между мечтой и действительностью: ангел «душу младую в объятиях нёс/ для мира печали и слёз». И долго потом душа «томилась» на свете, полная чудным желанием. «И звуков небес заменить не могли/ Ей скучные песни земли». Лирический герой проводит время в раздумьях о жизни, полной страданий и мук. Жизни земной, которая так далека от блаженства «под кущами райских садов». Поэзия Лермонтова философская, осмысливающая очень актуальные общественно-значимые проблемы. Многотемное стихотворение. Главная идея - движение от дисгармонии к гармонии. Не такое безотрадное пессимистическое стихотворение, как может показаться на первый взгляд. Композиционно высвечиваются три части: 1) торжественные и чудесные небеса. Небесная гармония. Описание это прерывается дисгармонией в душе человека. 2)тема боли, надрыва, трагедии, отрицания, поиски свободы и покоя. 3)описание покоя, которое ищет лирический герой. Подразумевать под покоем смерть - неправильно.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 396; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.61.199 (0.008 с.) |