Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Беседа любителей русского слова» и «арзамас» в литературной борьбе 1810-х годов. Влияние «программных» установок «карамзинистов» и «шишковистов» на дальнейшее социокультурное развитие России.

Поиск

И.А. Крылов – баснописец и его место в истории басни. Поэтика крыловской басни. Статья Жуковского «О басне и баснях г. Крылова».

Басня, благодаря своей обобщённо-лаконичной сатиричности и дидактико-моралистической тенденции была одним из наиболее распространённых жанров в литературе русского классицизма. Со времени Кантемира и до Крылова не было ни одного поэта, который бы не обращался к басне, видя в ней удобную форму для того, чтобы «волоткрыта» высказать правду. Примерно за три четверти века, в течение которых происходит эволюция русского басенного жанра до Крылова, определились следующие разновидности басни: басня-сатира, басня-аллегория и басня-рассказ, новелла. Сатирическим содержанием насыщены басни Сумарокова и его продолжателя Майкова, а также басни поэтов-разночинцев Чулкова, Попова, Аблесимова. К концу 18 века басня становится одним из «лёгких» жанров салонной поэзии, проникается элегическими и идиллическими мотивами. К тому времени, когда Крылов окончательно перешёл от сатирической публицистики и драматургии к басне, в русской литературе преобладала последняя, антиреалистическая по своей сути разновидность басенного жанра. Отечественная басенная традиция и многовековой художественный опыт античных и западноевропейских баснописцев были творчески восприняты Крыловым. Но в тех случаях, когда он заимствовал сюжеты и образы для своих произведений, он неуклонно вносил в них специфическое русское содержание. Это было созданием в полном смысле слова нового творческого варианта, органически связанного с отечественной действительностью. Общечеловеческие пороки воспринимаются в баснях Крылова прежде всего как пороки русского крепостнического общества.

Между баснями Крылова, которые по своему содержанию являются политической сатирой, и аналогичными произведениями его русских предшественников и современников, наблюдаются значительные художественные отличия. Например, в баснях Фонвизина и Давыдова представления о монархе-тиране складывается лишь посредством той характеристики, которую ему дают его подданные или сам автор. У Крылова же царь Лев выступает действующим лицом басне во всей конкретности своих отрицательных черт и индивидуальности своего образа.

В творчестве Крылова жанр басни, сохраняя свой дидактизм, освобождается от обычной для его предшественников нарочитой рассудочности. Отвлечённые, казалось бы, темы излагаются баснописцем в форме живой, выхваченной из жизни сценки.

На всём творчестве Крылова лежит отпечаток русского склада ума, которому присущи «весёлое лукавство», «насмешливость и живописный способ выражаться» (Пушкин). Слово у Крылова всегда точно и конкретно, тогда как в поэтике классицизма словоупотребление полностью зависело от условной иерархии стилей, в поэтике же сентиментализма было ограничено определённым отбором слов по их эмоциональному признаку. Поскольку творчество Крылова-баснописца развивалось в условиях борьбы между приверженцами «старого» и ревнителями «нового» слога, его басенный стиль, восходящий к животворным истокам народной речи, как бы противостоял изысканно-литературному, насыщенному перифразами и галлицизмами стилю Карамзина и карамзинистов. Только Крылов добился слияния русского литературного языка с общенародным разговорным. Язык Крылова – это подлинно народная русская речь без её ограничения какими-либо местными сословными или профессиональными рамками.

Высоким художественным достижением Крылова является стихотворная форма его басен. Разностопный басенный стих, к которому в поисках разговорной живости обращались поэты 18 века, получил своё окончательное завершение у Крылова, подготовившего последующие достижения Грибоедова.

Жуковский. «О басне и баснях Крылова». Писал, что Лафонтен крут, и Хемницер с Дмитриевым молодцы, что его так хорошо его перевели. Но то, что звучит хорошо по-французски, по-русски читать уже не очень интересно. Да и потом, это же просто перевод, а не авторство. Вот Крылов – это совсем другое дело. «Можно забыть, что читаешь стихи: так этот рассказ лёгок, прост и свободен. Между тем какая поэзия». Крылов использует свой стиль, свой язык, понятный, русский по духу.

Статья Жуковского полемична, и говорит о том, что Дмитриев превзошел Крылова во многом, из-за своей про-карамзинистской позиции. Но он не мог отдать должное творчеству Крылова: развитому изобразительному ряду. Все персонажи ярки, выпукли, их называют сценками — это мини-драматургия, Крылова можно считать предшественником развития русской драматургии.

 

Элегический и гражданский романтизм в русской литературе 1-ой четверти XIX века (общая характеристика «родовых» и «видовых», отличительных черт названных течений, их представителей и произведений, наиболее ярко и четко выразивших эти черты).

В творчестве Жуковского и Батюшкова возникло новое литературное направление, принесшее окончательную гибель классицизму, - романтизм. Вокруг Жуковского и Батюшкова образовалась группа литераторов, которые подхватили, углубили и расширили полемику карамзинистов и сентименталистов вообще против «классиков». Они боролись не только во имя «нового слога», но и во имя новой литературы в целом. Выйдя за рамки сентиментализма, они стали романтиками.

Автор учебника приводит долгий спор о том, какими всё-таки терминами характеризовать две если не полностью противоположные, то по крайней мере различные тенденции в русском романтизме, существование которых признается всеми. Вместо терминов, какими пользуемся мы – элегический и гражданский, предлагалось огромное множество других наименований – регрессивный и прогрессивный, пассивный и активный, реакционный и революционный, индивидуалистический и социальный соответственно и т.д. Понятно, что некоторые термины (реакционный и революционный, например) применялись только в советское время с точки зрения маразматических и абсолютно бредовых теорий Маркса и Ленина. Другие термины недостаточно точны и объективны. Поэтому элегический (мечтательный, мистический) и гражданский (бунтарский, боевой, героический) самое то.

Главным представителем элегического романтизма является, конечно, Василий Андреевич Жуковский. Начал свое литературное творчество с элегий в сентиментальном духе и приобрел известность вольным переводом элегии Грея «Сельское кладбище» (1802), но, развив романтические тенденции, зародившиеся еще в эпоху сентиментализма, Жуковский скоро стал романтиком и вышел за пределы сентиментальной «чувствительности».

В творчестве Жуковского черты романтизма отчетливо обнаруживаются во второй половине первого десятилетия. В 1808 году в «Вестнике Европы» печатается баллада Жуковского «Людмила», представляющая собой вольный перевод баллады «Ленора» Бюргера, поэта немецкого предромантизма. Основанное на народных преданиях с их фантастикой и суровым колоритом, произведение Жуковского прозвучало новым словом в русской литературе.

Наряду с Жуковским в русской литературе выдвинулся и другой богато одаренный поэт нового направления – Константин Николаевич Батюшков. В 1805-1806 гг. в «Северном вестнике» и других журналах печатается ряд его стихотворений, в которых можно почувствовать критическое отношение автора к прежним литературным течениям («Послание к стихам моим»), расслышать мотивы новой романтической поэзии «Элегия», «Мечта», «Послание Н.И. Гнедичу») и подметить ту идейно-художественную тенденцию, которая найдет дальнейшее развитие в творчестве молодого поэта («Совет друзьям»).

Будучи ранним этапом в развитии русского романтизма, поэзия Жуковского, Батюшкова и их последователей отразила ранний этап социально-исторического перелома, наметившегося в России. В этом течение нет ещё решительного разрыва со старым, уходящим, а новое кажется непонятным, тревожным, опасным.

Элегический романтизм нес идею свободы, идею личности, свободной от оков. Но понятие свободы здесь далеко не равнозначно понятию политической свободы, воодушевлявшей романтиков гражданского романтизма. Для элегического романтизма характерно понимание свободы как категории психологической, моральной, а не социальной, политической. Личность рассматривалась абстрактно-психологически, вне зависимости от национальных, исторических и социальных условий.

Разлад с окружающим внешним миром заставляет лишь погружаться в свой внутренний мир, в переживания личности. Этим определялась свойственная романтизму субъективность как яркое проявление личности, ее дум и чувств в восприятии и изображении действительности. Но, в отличие от сентименталиста, остававшегося в пределах своей субъективности, романтик стремится противопоставить неприемлемой действительности иной, «лучший мир», созданный его мечтой.

Романтизм как новое литературное направление, глубоко затронувшее все области словесного искусства, создает не только новый идейно-образный мир, но и новый художественный метод, новые принципы и средства художественного отражения действительности. Противопоставляя свой «мечтательный мир» реальной действительности, поэт-романтик стремится воплотить этот мир в образах. Поэтому романтический образ, отражая те или иные элементы действительности, а это свойственно природе художественного образа, становится в то же время воплощением элементов, «явлений» романтического мира, созданного воображением поэта, воплощением его мечты, его идеалов. С таким соотношением реального и идеального, внешнего и внутреннего связана субъективность, свойственная художественному методу романтизма. Не объект, а субъект, не действительность, а личность художника становятся в романтизме основным принципом построения образа. Этим определяется роль лирического начала в творчестве романтиков, глубоко проникающего у них в эпические (баллада, поэма) и драматические жанры.

В элегическом романтизме складывается новый стиль, новая схема художественного языка. Романтики предпочитали эмоциональные эпитеты предметным, охотно пользовались экспрессивными интонационно-синтаксическими средствами (например, система повторений вопросительно-восклицательных предложений у Жуковского) и т.д.

Выход одного за другим двух изданий сборника стихотворений Жуковского (1815 и 1818) был значительным литературным событием. Вместе с вышедшими в 1817 «опытами в стихах и прозе» Батюшкова это явилось своего рода вехой в истории русской поэзии, но вехой, обозначавшей конец определенного периода. Элегический романтизм сыграл свою роль, и новая историческая обстановка потребовала расширения границ поэзии.

Окончательно оформились новые тенденции, существенно отличные от романтизма Жуковского и Батюшкова. Зародилось новое течение, которое МЫ называем гражданским романтизмом. Полного развития оно достигло в творчестве Пушкина и литераторов-декабристов.

Связь между двумя течениями очевидна, и в то же время между ними пролегает глубокий водораздел, который постепенно становится все заметнее. Новое романтическое течение складывалось на новой идейной основе и выражало иные, чем ранний романтизм, общественные интересы. Революционный романтизм явился выражением дворянской революционности как мощного и широкого идейного и общественно-политического движения. (Это, наверно, цитата из собрания сочинений Ленина )

Одним из первых, кто отразил новые общественные настроения и литературные интересы был Федор Николаевич Глинка, член ранних декабристских организаций, позднее вышедший из тайного общества (Союз Благоденствия) и ставший во главе негласно связанного с декабристами Вольного общества любителей российской словесности. В «Рассуждении о необходимости иметь историю Отечественной войны 1812 года» Глинка, восхищаясь самоотверженностью и мужеством простого народа, спасшего отечество, призывает писателей прославить подвиги народных героев. Этой задаче будет отвечать слог, исполненный «важности, силы и ясности». Но он должен быть понятен «не для одних ученых, не для одних военных, но для людей всякого состояния, ибо все состояния участвовали в славе войны и в свободе Отечества.»

Новыми литературными интересами была вызвана организация многочисленных литературных обществ. В соответствии с уставом Союза Благоденствия, рекомендовавшим членам организации создавать вольные общества для распространения легальными средствами освободительных идей, было организовано литературное общество «Зеленая лампа» (Трубецкой, Глинка, Гнедич, Дельвиг, Энгельгардт и др.; частым гостем там был и Пушкин). Можно сказать, что, организуя литературные общества, декабристы распространяли передовые идеи в широких общественных кругах и оказывали свое влияние на литературную борьбу.

Гражданская эстетика романтизма формировалась в борьбе с «регрессивными» и «реакционными» течениями. Основной удар был направлен против эпигонского классицизма. Но, выступая в качестве представителей реакционных архаистов, дворянские революционеры отмежевывались и от тех романтиков, которые стали выразителями консервативных тенденций. Они вели последовательную борьбу против элегического, пассивного романтизма. Ведь в понимании декабристов литература должна стать действенным средством пропаганды передовых общественных идей, высоких гражданских идеалов. А этого, как мы помним, элегическим романтикам явно не доставало.

Важное место занимала идея народности литературы.

Что же касается художественного метода революционного романтизма, то социальный идеал, утверждаемый декабристами, оказывался в разрыве с окружающей действительностью, переход от неприемлемого сегодня к желанному завтра мыслился довольно неопределенно. (Понятное дело, что неопределенно! Это только Ленин с ВЧК и Дзержинским весьма определенно его представлял. Но – на то он и гений!) На этой идейной основе в творчестве декабристов возникало характерное для романтизма противопоставление, расхождение идеала и действительности. Мечты и реальности. Отрицание существующего общественного порядка вызвало появление обличительно-критических тенденций в творчестве декабристов, особенно в лирике.

Историческое значение декабризма как широкого общественного движения помогает понять историческую роль и порожденного им гражданского романтизма. Это был важный этап в развитии русской эстетической мысли и литературы. Романтики выдвинули идею народности литературы как условия ее национальной самостоятельности и оригинальности; раскрыли общественно-воспитательное значение литературы, обязывающее поэтов и писателей служить своим искусством высоким гражданским принципам; обосновали необходимость новых жанровых и стилистических форм, отвечающих развитию жизни и новым историческим задачам.

 

Литература первой четверти XIX века и декабристское движение. Гражданский пафос, жанрово-стилевые особенности, лирический герой поэзии декабристов. Анализ стихотворений Ф.Н. Глинки, В. К. Кюхельбекера.

 

Первое декабристское общество "Союз спасения" было узким по составу. В 1818 ему на смену пришел "Союз благоденствия", пропагандирующий освободительные идеи, в частности, республиканские. В 1821 организован более конспиративный союз - "Южный союз", принявший республиканскую программу. В 1822 - "Северное общество", возглавившее восстание. Распространение свободолюбивых идей способствовало появлению литературного общества "Зеленая лампа" (1818). С нарастающим интересом к русскому прошлому связано возникновение первых литературно-исторических работ. Характерными являются изыскания в области экономических наук.

Вождем и знаменем передовой литературы стал Пушкин. Начиная с "Вольности", его стихотворения были первыми по времени и художественному значению произведениями, выразившими умонастроения декабристов.

Значительные писатели этого времени широко учитывали в своём творчестве опыт западноевропейской литературы. Их привлекали Байрон, Шекспир и Вальтер Скотт.

Отвергая классицизм, писатели-декабристы в ряде случаев опирались на творчество Державина, видя в нём крупнейшего гражданского поэта. В поисках литературных форм, которые могли бы выразить их идейные устремления, они обращались к жанру оды. Грибоедов воспользовался жанром высокой комедии. Вслед за классицизмом романтики продолжали уделять внимание моральному облику человека, реалисты развивали присущее классикам стремление к законченности и точности формы.

Преодолевал ограниченность идей личной свободы, поэты, связанные с освободительным движением, вслед за Пушкиным выступали против героя анакреонтической лирики, обобщавшего весьма распространенный облик дворянских юношей того времени, "объятых праздной негой", пребывавших "в объятиях сладострастия", противопоставляя ему образ человека-гражданина. В первой части "Деревни" Пушкин пишет о человеке, освобожденном от суетных оков светского общества, свободною душою отдающемся своим думам и вдохновенному творчеству.

Становление вольнолюбивой литературы протекало в тесной связи с теоретическим осознанием деятелями их художественного творчества. Программа их была связана с теорией активного романтизма, также декабристы развивали традиции Радищева и его ближайших последователей. Устав "Союза благоденствия" вменял членам в обязанность "убеждать, что сила и прелесть стихотворений не состоит ни в созвучии слов, ни в высокопарности мысли, ни в непонятности изложения, но в живости писаний, в приличии выражений, а более всего в не притворной изложении чувства высоких и к добру увлекающих".

Программа декабристского литературного лагеря была изложена Бестужевым во " Взгляде на русскую словесность в течение 1823 год а" - необходимость связать литературу с политической борьбой за освобождение страны.

КЮХЕЛЬБЕКЕР. С самого начала своей литературной деятельности ратовал за национально-самобытную поэзию. В отличие от большинства будущих поэтов-декабристов он начал своё творчество не с подражания Батюшкову, а со стихотворений в духе Жуковского. Его "Осень" повторяет мотивы и интонации сентиментально-романтический элегий. Их пафос - в утверждении "высокой души", святыми благодатными мечтаниями противостоящей толпе с ее холодным сердцем.

Обращаясь к гражданское теме, Кюхельбекер широко прибегает к использованию формы торжественной оды. Они очень близки к одам классицизма. "Ода на смерть Байрона" созвучна "Водопаду" Державина. Однако оды Кюхельбекера воспевали тех, кто влюблен в вольность, кто является пророком свободы.

Пушкин неоднократно о нем высказывался, в том числе в очень комическом плане, потому что еще с лицеских лет Кюхля был известен как любознательный и начитанный человек, в лицее его прозвали «ходячей энциклопедии». Но он порой бывал капитаном очевидностью. Но Пушкин очень уважительно относился к Кюхельбекеру, а тот еще и с Грибоедовым дружил, короче с самыми лучшими поэтами. Лев Николаевич Толстой признался: «Он может и не поэт, но преданность поэзии удивительна, и это стоит ценить». В Начала 20 века его творчеством заинтересовался Юрий Тынянов, написал много работ, в том числе роман «Кюхля». Наиболее значимым в творчестве Кюхельбекера стоит признать стихотворение «19 октября 1837 года ". Начинается оно со строчки об Ахилле, хотя речь идет о конкретной дате — дата основания лицея и год смерти Пушкина. Ахилл — это Пушкин, звучит реквием Пушкина, но оказывается, что Пушкин по сравнению в лирическим героем счастлив, потому что ушел в расцвете сил, пал как юноша Ахилл.

ГЛИНКА. Федор Николаевич Глинка творил и жил очень плодотворно и долго. Он был долгожителем родился в 1786, умер в 1880, прожил почти сто лет. При это он был плодотворным, в 90 лет написал «Две дороги». В 90 лет человек может обладать удивительной свежестью ума и восприимчивостью к новому. Пишет о развитии дорог в России. Что касается вклада в поэзию декабристов, то надо обратить внимание на два стихотворения: первое - «Сон русского на чужбине» (1825) с явным политическим подтекстом. Еще это стихотворение интересно в другом отношении, там рамочная композиция, и во внутреннюю часть включена русская песня «Тройка». Второе стихотворение, которое надо выделить - «Песнь узника» (1826). Песнь — это востребованный жанр был. Написано в крепости, он привлечен по делу декабристов, позже сослан, хотя в восстании напрямую участия не принимал. Это отражение тех психологических переживаний, который были свойственны большинству декабристов. Было несколько линий поведения после ареста, вторая — обращение к богу, это характерно и для Рылеева. А это глинковское стихотворение говорит о необходимости милосердие, которое должен проявить царь в отношении к заключенного. Нет речи о преступлениях узника, почему он попал в тюрьму. Так или иначе, он сидит в тюрьме и надеется на царя. «Главным алмазом в короне царя будет милость». Пушкин похожее проповедовал в стихотворении «Стансы» в 1826, он тоже говорит о милосердии к декабристам, милосердие как главная ценность в отношениях между главой государства и подданными.

 

Поэт - декабрист К.Ф. Рылеев. Лирика и агитационные песни (в соавторстве с Бестужевым). «Думы» К.Ф. Рылеева: возможности жанра исторической думы и авторская стратегия поэта - гражданина. Патриотическая тема в его думе «Иван Сусанин».

Глава "Северного общества" Кондратий Фёдорович Рылеев начинал с увлечения анакреонтикой, но затем он уходит "под знамена свободы".

Декабристский идеал поэта сформулировал Рылеевым в его думе " Державин " (1822): "долг поэта быть в родной своей стране органом истины священной. В представлении Рылеева поэт - высший пример гражданского героизма, преданности родине и народу. В посвящении " К Войнаровскому ", адресованному Бестужеву, он писал: "Я не поэт, а гражданин".

Наиболее значительная рылеевская сатира " К временщику ", появившаяся сражу после восстания Семеновского полка. В ней предрекается неизбежность кары временщику со стороны разъяренного народа и суровый приговор над ним потомства. К сатирической оде следует отнести и произведение " Гражданин ". Оно направлено против общественно пассивных людей, против изнеженного племени "переродившихся славян", кто не готовится "для будущей борьбы за убиенную свободу человека".

Близки к традиционному жанру торжественные оды Рылеева - " Любовь к отчизне " (1813), посвящена Кутузову.

В 21-23 годах он пишет цикл «Дум», обращается к «Истории государства российского» Карамзина. Эта «история» делает безумный шум, и в 21 году Рылеев один из первых попытался использовать историческое исследование (хоть и весьма «поэтическое» по общему пафосу — Карамзина называли последним летописцем России) как основу для своих поэтических произведений. Он избирает жанр Думы, который был в основном известен только в Европе и польской литературе, практически все герои древнерусской истории проходят перед глазами читателей. Более 2- дум, и более 20 исторических сюжетов легло в основу. Рылеев пришел к своим думам не сразу. Как и многие декабристы, он начал свое творчество с отрицания классицизма. Но затем Рылеев начал искать возможности утверждения образа борца за свободу отчизны, даже понимая ее неизбежную обреченность на данном этапе.

Основные думы и поэмы Рылеева не столько обнаруживает следы влияния Байрона или Пушкина, сколько являются оригинальными произведениями. Близость к Байрону обусловлена сходным отрицательным отношением к действительности. Но герои Рылеева далеки от героев Байрона, они ратуют за свободу, за изменение общественного строя, ненавидят лишь тиранов и рабов.

Новый жанр, введенный Рылеевым был развит на основе устного народного творчества. Первое произведение этого рода, " Курбский " (1821), в журнальной публикации было названо элегией. Пушкин писал, что все рылеевские думы "на один покрой: составлены из общих мест". Большинство дум представляют собой обрамленный пейзажем лирический монолог героя, раскрывающий его внутренний мир. В состав рассказа входит повествовательный элемент. Герои даны резкими красками, внутренний их мир обнаруживается в конфликте с окружающей средой, любовный конфликт отсутствует.

"Одну из дум выделил Пушкин, скептически оценив остальные. Он критиковал думы Рылеева за однообразие, шаблон: вначале преамбула историческая, прозой написанная, объясняющая ситуацию, о которой в думе пойдет речь, причем многие преамбулы написал Бестужев. Следующая часть — дума, причем дума в финале имеет определенное заключительное слово-обращение к читателю, наподобие морали. Но не мораль. «Иван Сусанин» в художественном плане избежало жесткого покроя дум. Оно построено в форме диалога, там нет морализаторского начала, очень ярко выступает Иван Сусанин. Рылеев, противник абсолютизма, республиканец, в «Иване Сусанине» воспевает человека, который спасает первого Романова от поляков. Может это показаться очень странным. Это был 1613 год — воцарение Романовых. Рылееву не важно, что это царь, важен патриотический подъем, доблесть. Ну и монарх выступает не как олицетворение монархии, а как олицетворение самостоятельности России.

Следующий важный этап — обращение к байроническому типу поэмы. Поэма «Войнаровский» - это племянник Мазепы, воспевается в поэме как символ свободолюбия, как предтеча декабристов. Рылеев вступает в соревнования с Пушкином, который одновременно с ним начинает разраюатывать байроническую поэму в южных поэмах. Поэму надо бы прочитать. Ее надо прочитать в сравнении с «Полтавой», она появилась в 25 году, прямо накануне восстания. Южные поэмы, которые байронически разрабатывал Пушкин — это другое, но «Войнаровский» соотносится именно с «Полтавой». Надо подчеркнуть значимость посвящения к этой поэме в момент выхода ее в свет. Для Пушкина, и очень типичен его отклик об этом, это противопоставление невозможно, «Если ты не поэт, то лучше не писать стихами». В этом плане с ним согласен Дельвиг: «цель поэзии — поэзия, а не что-либо вне этого литературного ряда».

Следующий этап — поэма «Наливайка», она неокончена из-за восстания. Типичен общий план этих отрывков, и само настроение декабристов накануне восстания, они понимали, что погибнут, тяжела участь тех, кто первый восстает на тех, кто правит неправедно. Это очень глубокое лирическое высказывание поэта-декабриста, одно из лучших в истории оппозиционной поэзии.

В 1824 году появляется знаменитая гражданская декларация Рылеева, это манифест всей поэзии декабристов, в ней очень любопытный финал, в котором упоминаются исторические деятели, с которыми сравнивали лирического героя: Брут, Риега. Для Рылеева было важно упомянуть именно это имя, не просто потому что в размер подходила. Рылеев еще участвовал в литературно-журнальном процессе, и вместе с Бесстужевым создал альманах «Полярная звезда», которая объединила все лучшие литературные силы России, Пушкина, Батюшкова и так далее, пусть они и противники. Рылееву принадлежит честь создать лучший альманах благодаря своим связям литературным и литературной активности, и благодаря тому, что они впервые ввели гонорар. Профессионализация литературного труда — в середине 20-х годов начинает играть роль гонорарная система, печатаются не только для удовольствия, но и потому что за это платят деньги. Этому очень много содействовали Рылеев и Бестужев. Было создано 7 песен Рылеева и Бестужева в период 1823-1824 гг, они служили политическим идеалам декабристов, были наиболее близки традициям Радищева. В них широко использовались фольклорные источники - солдатские и под людные песни, насыщенные просторечными словами, формами и оборотами.

"Ах, тошно мне и в родной стороне", ("Плач холопов", "Как за барами житье было привольное", "Глас вопиющего в военных поселениях", "Жизнь солдатская",) "Ах, где те острова, где растет трын-трава, братцы!", "Подгуляла я...", "Ты скажи, говори...", "Царь наш, немец русский...", "Вдоль фонтанки-реки...", "Как идёт кузнец до кузницы...". Последняя прямо призывает к уничтожению "злодеев-вельмож", "попов-святош" и самого царя, предвосхищая зов революционных демократов "к топору".

Эти песни свидетельствуют о явном выходе их авторов за пределы дворянской революционности. Они выражали настроения крестьянской массы, стихийно бунтовавшей против существующего положения. Песни показывают, что уже в декабристской идеологии намечались революционно-демократические тенденции.

 

12. Идейно-творческие манифесты К.Ф. Рылеева: <Посвящение к поэме «Войнаровский»>, «Исповедь Наливайки». (см. предыдущий вопрос) Концепция романтизма в статье Рылеева «Несколько мыслей о поэзии».

"Войнаровский" - развернутая и художественно более зрелая дума. В центре дум Рылеева - личность героя. Образ Войнаровского значительно сложнее, чем образы героев дум. Колорит местности дан в поэме отчетливей. Если в "Войнаровском" герои никак не связаны с народомм, то в "Наливайко" эта связь уже намечается. Например, политические деятели Войнаровский, Наливайко, Курбский. Подвиг Сусанина - личный подвиг, а не эпизод борьбы масс. Герои бросаются на борьбу с роком, утверждая необходимость и возможность преодоления его личностью, борющейся за интересы народа: "Не буду рока я рабом!" - восклицает Мазепа в "Войнаровском". Веря в победу над роком, Рылеев рассматривал беззаветную борьбу как залог будущих побед. В "Исповеди Наливайко" Рылеев писал:

Известно мне: погибель ждет

Того, кто первый восстает

На утеснителей народа, -

Судьба меня уж обрекла.

Но где, скажи, когда была

Без жертв искуплена свобода?

Погибну я за край родной, -

Я это чувствую, я знаю...

И радостно, отец святой,

Свой жребий я благословляю!"

Рылеев, имея в виду задачи современной поэзии, сочувственно отзывался о Шиллере, Гёте и особенно и Байроне и писал, что у них живописуются "страсти людей, их сокровенные побуждения, вечная борьба страстей с тайным стремлением к чему-то высокому, чему-то бесконечному".

Рылеев выступает не только как журналист, но и как критик, причем его литературно-критическая статья 25 года свидетельствует о замечательном даре — он бы мог стать одним из выдающихся критиков. Статья в «Сыне отечества» сделала шаг в развитии понимания романтизма. Теория романтизма, конечно, не создает никакой груз на русской почве. Рылеев выдвигает самобытность, национальное своеобразие творчество того или иного литератора, и кто обладает чувством эпохи и времени и самобытности, а не только отражают реальность — таких писателей Рылеев склонен считать романтиками. Он понимал, что аудитория для его декабристской пропаганды разнится по уровню образованности, в этом смысле он был очень большим прагматиком, понятно, что его стихотворения не могли быть восприняты широкой аудиторией, крестьянской и мещанской. И ему нужно было искать иные формы поэтического воздействия на аудиторию. И он с Бестужевым начинает писать агитационные песни, которые можно было заучивать. В куплетной форме, очень запоминающиеся. «Шел кузнец», например. Это явная пропагандистская поэзия, явное орудие просвещенного дворянства за умы простонародья. Очень успешно и талантливо он его использовал. Некоторые песни были крайне радикальными и с жестокими мерами.

 

Критика

В "Опровержениях на критики", написанных во время Болдинской осени, Пушкин первым делом высказал свое мнение о "Руслане и Людмиле". Поэму приняли благосклонно, но никто не заметил, что поэма "холодна", и этим она слаба. Он отнесся к работе формально, экспериментируя с разными жанрами и не заботясь о сущности поэмы. В этом он видит свой промах.

Основной текст пользовался огромным успехом у публики. С этой поэмой к Пушкину пришла слава. Профессиональная критика же не знала, что делать с этим текстом, он слишком отличался от всего, что они видели до этого. Его нельзя было вогнать в рамки ни одного жанра, но черты многих они находили в поэме. Они упрекали Пушкина в безнравственности за некоторые "слегка сладострастные описания" и за пародию "12 спящих дев", за которое Пушкин и сам считает, что его "можно пожурить порядком, как за недостаток эстетического чувства". Критику "Вестника Европы" Пушкин не воспринял всерьез.

Жуковский принял это поэму очень хорошо. Его знаменитый жест – он подарил свой портрет Пушкину с подписью "Победителю-ученику от побежденного учителя", так как именно Пушкину удалось создать первую русскую поэму – то, к чему Ж стремился, но так и не смог достичь.

Белинский в статье 6 из цикла "Сочинения Александра Пушкина" не считал поэму гениальной, отличая в ней только "хорошие, звучные стихи, ум, эстетический вкус и, местами, проблески поэзии". В остальном – "русского в ней, кроме имен, нет ничего; романтизма… в ней тоже нет ни искорки; романтизм осмеян в ней в забавной выходке против "12 спящих дев". "Как бы то ни было, поэма эта – шалость сильного, еще незрелого таланта, который, кипя жаждою деятельности, схватился без разбора за первый предмет, мысль о котором как-то промелькнула перед ним в веселый час. Весь тон поэмы – шуточный. Поэт не принимает никакого участия в созданных его фантазией лицах. Он просто – чертил арабески и потешался их забавною странностью. Оттого, как сам Пушкин справедливо замечал впоследствии, она холодна. В самом деле, в ней много грации, игривости, остроумия; есть живость, движение и еще больше блеск, но очень мало жара. В эпизоде о Финне проглядывает чувство; оно вспыхивает на минуту в воззвании Руслана к усеянному костьми полю, но это воззвание оканчивается несколько риторически. Все остальное холодно".

 

27. "Кавказский пленник" - первая романтическая поэма Пушкина. Достоинства и недостатки поэмы в оценках Пушкина ("Опровержение на критики") и Белинского (в цикле статей о Пушкине)

 

"Кавказский пленник" (1820—1821) — первая из цикла южных байронических поэм Пушкина. Начата в Гурзуфе, окончена 20 февраля 1821 г. в Каменке (имение В. Л. Давыдова).

Под влиянием восточных поэм лорда Байрона ("Абидосская невеста", "Гяур") русский поэт планировал создать описательные поэмы о Крыме и Кавказе. Стоит отметить, именно описательные пассажи и составляют главную силу поэмы.

В основу сюжета положен романтические страдания и страстная любовь разочарованного, мятежного героя (пленного русского офицера) к "детям природы", а также его взаимоотношения с черкешенкой. Эта лирическая тема подана на эпическом фоне: красоты безбрежного Кавказа, экзотическая жизнь горцев, успехи русского оружия.

"Пафос этой поэмы – двойственный: поэт был явно увлечен двумя предметами – поэтическою жизнию диких и вольных горцев и потом – элегическим идеалом души, разочарованной жизнию", - пишет Белинский.

Критик ставил в заслугу Пушкину тот факт, что "в первый раз русское общество познакомилось с Кавказом, давно уже знакомым России по оружию". С его точки зрения, пейзажи Кавказа составляют главную силу поэмы. Тем не менее, Белинский не отрицает, что настоящий восторг публики – а "Кавказский пленник" был самым популярным произведением Пушина – вызвал именно образ пленника. Он называет его "героем своего времени" и подчеркивает, что некая неопределенность и безличность и делает его характер таким выдающимся. "Старость прежде юности, дряхлость прежде силы" – эти строки так или иначе характеризуют пушкинского героя.

Говоря об образе черкешенки, Белинский отмечает, что в ее изображении проявились вся незрелость, вся юност



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 748; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.185.194 (0.019 с.)