Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лирика В. А. Жуковского. Жанровые предпочтения: элегия, отрывок. Романтическое понимание смысла жизни и искусства в его лирике.

Поиск

 

Особое внимание обратим на стихотворение «Вечер» (1806 год), оно показывает, какие новые тенденции существуют в русской поэзии. Это первая оригинальная элегия Жуковская. А кладбИще — это перевод Грея. Дело в том, что здесь проявляется очень характерный для романтизма психологизм. Именно с Жуковским в русскую поэзию входит серьезный психологизм, это заметил еще в свое время критиком Владимир Соловьев (сын Сергея Соловьева — знаменитого историка), его оценка селького кладбИща была: «так появляется истинно человеческая поэзия в России», то есть именно внимание к человеку с его особым внутренним миром, к психологии человека, к душе человека. Здесь присутствует лирический биографизм, существует некое отражение реальной жизни Жуковского. Это его главное открытие в этом произведении — личностное начало, личная рефлексия. Эта рефлексия посвящена характерной для элегии теме потери друзей. Это была не просто поза, Жуковский в то время потерял Андрея Тургенева (не Ивана!), это повлияло на его мироощущение, это реальность, парвда. Эти переживания он осмысливает поэтически, подвергает поэтической рефлексии в данном стихотворении. Надо обратить внимание на особенности описания пейзажа: мастерски описывает пейзаж (это его особенность — пейзажи ему удавались), и надо обратить внмание на мелодичность. Такой мелодичности не было ни у кого до него, это очень ценил Пушкин, который говорит о «пленительной сладости стихов» Жуковского.

Второй важный момент — психологический романтизм, очень важная деталь, внимательное отношение к психологии человека. Надо уделить внимание классическим стихотворениям жуковского «Теон и Эсхил», внимание к их психологии. Здесь скрываются некие психологические типы под античными именами. Очень внимательно исследует и представляет читателю разные психологические мотивы поведения, и психологизм перетекает в философскую мысль. Он философски представляет нам два типа поведения: первый — Теон, с его стоицизмом, с таким стремлением сдержанно относитсья ко всем невзгодам, веря в лучшее «там», мы снова встречаемся противопоставление двух миров, двоемирие. Теон говорит о том, что он надеется на встречу со своей возлюбленной там, и это спасает его отразочарования в жизни. Очень важный философский поворот в разработке темы потери близких. Второй герой — Эсхин, он предстает как Эпикуреец, желающий наслаждатсья жизнью, тратить жизнь на удовольствия. И он приходит к гораздо большему разочарованию, чем Теон. Домосед Теон оказывается проникнутым светлым чувством и надеждой на будущую встречу со своей возлюбленной, а Эсхин в этой жизни потерял все, потратил время на наслаждения, но в итоге неудовлетворен жизнью больше Теона. Это стихотворение 1814 года, когда Жуковский был главой романтиков, и стихотворение с совершенно программным значением, так определил Белинский.

Лирика Жуковского будет очень востребованной в связи с тем, что он очень серьезно разрабатывает философско-эстетические проблемы в своей поэзии. Не просто философия жизни — а философия искусства в поэтической форме. Тут мы можем выделить целый цикл произведений Жуковской. Стихотворение «Невыразимое» (1819) - одно из размышлений о сущности искусства, назначении творчества. После него последовала целая серия стихотворения. Например, «Ла(у)лла Рук» (1821 - по одноименной поэме Томаса Мура). В таких стихах он обосновывает свое понимание искусства. Главная цель — стремление одухотворения жизни через поэзию. Для Жуковского жизнь и поэзия — едино, но для него поэзия вовсе не везде, где жизнь, а у Пушкина — где жизнь, там и поэзия. Жуковский описывает те стороны жизни, которые он сближает с поэзией, которые он может поэтически поднять до высот духовности. Он не будет описывать серенькие тучи и падающий жеревенский забор6 как сделал Пушкин в «евгении онегине». В «Лалле Рук» он создает образ гения чистой красоты. А Пушкину стоило бы поставить кавычки вокруг этого выражения. Знание о истоках этого образа помогает понять, что Пушкин, который знал о тексте жуковского, акцентировал внимание не на красоте своей героини (Леоноре Керн), а на музе — он признает этот прекрасный женский образ своей музой, а вовсе не описывает ее прелести. Гений чистой красоты у Жуковского — это то самое вдохновение, которое должно слетать с неба к поэту и вдохновлять его на творчество.

«Невыразимое» написано в 19 году, но опубликовано только в 27. Оно выступает как манифест романтического подхода к искусству, когда поэзия призвана запечатлевать красоту бытия и ее тайны, но признается при этом, что отнюдь не все доступно земному языку. Жуковский признает, что есть миры и таинства, которые недоступны языку, которые лишь сердце знаний (вот такое противопоставление). Это первая очень четкая декларация того, что есть недоступные миры, на русском языке, немцы уже писали об этом. Это публикуетс только в 27 году, когда романтизм чуть ли не в кризисе, а воспринимается, как очень свежая мысль. И во многом отклик на это стихотворение — стихотворение Тютчева «Silentium» (силентиум).

Жуковский — знаменитый лирик, выразил себя не только в элегии, но и в жанре баллады. Батюшком, его близкий приятель, говорил о Жуковском как о балладнике. В мировой литературе баллада известна с очень давних времен — есть фольклорные баллады, есть английская и французская баллада, для нас важно, что для России баллады появились благодаря Карамзину. Сентиментализм и интерес к балладе закономерен. Но в творчестве Карамзина баллада не получила развития и не стала востребованным жанром, в том числе и у читателей. И только Жуковский, обратившийся к балладе в 1808 году (как раз набирал силу как поэт), выпускает первую свою балладу «Людмила» - это вольный, но довольно явственный перевод Бюргера, баллада которого называлась «Ленора». Жуковский меняет имя героини с типично немецкого на русское, меняет место действия, историческую подоплеку, привязывает к российской истории, но общий трагический колорит, характерный для немецких баллад, он сохраняет — гибель героини после гибели возлюбленного, причем как наказание за ее разочарование и неверие. Вторая баллада, которая приносит ему славу - «Светлана». Там уже другой акцент, другое настроение, переосмыслен сюжет (хотя первоначальный источник тот же - «Ленора»), но Светлана, в отличие от Людмилы, остается верна главным христианским принципам — вере, надежде, любви. Жуковский подчеркивает, что в отличие от Людмилы, которая ропщет на бога, что лишила ее возлюбленного, Светлана сохраняет веру. Сцена, когда она попадает в загробный мир, куда ее увозит жених, и входит в некий дом, и видит могилу, но она начинает молитсья и появляется белый голубок. Это, конечно, романтический образ (символика характерна для романтизма), этот белый голубок — знак самого творца. Этот голубок помогает ей противостоять смерти, и она побеждает. Заканчивается все свадьбой. В конце этой баллады Жуковский, нарушая западноевропейскую традицию, сам выходит на сцену и произносит некие важные, подытоживающие произведения, слова, как авторский комментарий: вера в благое начало, торжество добра. Эта мысль помогала ему всю жизнь. Неслучайно в последние годы жизни, ведя переписку со своим приятелем Петром Андреевичем Вяземским, Жуковский часто использовал свое имя в Арзамасе — Светлана. Неслучайно выбрали это имя — действительно, в нем очень четко проявляется светлое начало, которое торжествует в душе поэта и в самой его поэзии.

Основная идейно-художественная сущность поэзии Жуковского может быть определена словами Белинского: "Он первый на Руси вы говорил элегическим языком жалобы человека на жизнь". Эти элегические мотивы оказались очень стойкими в его лирике. Смиряясь перед жизненными невзгодами, он утешал себя надеждой на "мирный берег", где ожидает его "вечный сон".

Жуковским разрабатывалась тема человека. В стихотворении " К человеку " (1801) земля представляется "вертепом страданий, слёз", а сам человек ничтожен. В противоположность поэтам ВОЛСНХ, у которых тема человека приобретает социальное освещение, у Жуковского она раскрывается исключительно в моральном плане. 1802 - "Сельское кладбище", перевод Грея - начало творческого пути.

Просветлённая элегичность составляет основной тон поэзии Жуковского. Её характерным проявлениями служат изображения природы. Пейзаж у Жуковского традиционно сентименталисткий. Преобладают вечерний или ночной пейзаж, образы гармонируют с меланхолическим настроении лирического героя. Кроме того, в описании природы обнаруживается его умение схватываем конкретно-реальные черты. В элегии "Вечер" (1806) город отражение "колеблющимся" в зеркальной поверхности вод.

Жуковскому близка мысль о том, что провидение путём испытаний ведёт человека к вечному блаженству, и именно это характеризует его поэзию как романтическую.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 841; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.172.243 (0.007 с.)