Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Идейное и художественное своеобразие баллад В. А. Жуковского. «светлана» Как одна из вершин его «балладного» творчества. Белинский о первом русском поэте-романтике.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Белинский назвал Жуковского "поэтом стремления, душевного порыва к неопределённому идеалу", и в этом стремлении проявилось неприятие поэтом современной действительности, которое выражалось как в упованиях на "лучший свет", так и в уходе в прошлое. В 1808 г. была напечатана "Людмила" - подражание балладе одного из предромантистов Бюргера "Ленора". По содержанию баллада близка к элегиям поэта и развивает его излюбленную мысль о безрассудности и греховности ропота человека на провидение. Вместе с тем баллада полна фантастики: Людмила, потерявшая жениха, горько клянет судьбу и призывает смерть. Ночью мертвый жених на коне является за своей невестой и носит её с собой в могилу. Фантастичность баллады сочетается с психологизмом в раскрытии переживаний Людмилы. Вслед за "Людмилой" Жуковский пишет ряд баллад на античные сюжеты и темы западноевропейского и русского средневековья. Это либо переводы ("Кассандра"), либо оригинальные вариации на тему античных мифов ("Ахилл") Поэт обычно переделывал то, что отвечало его настроениям и переживаниям. Поэтизация народного суеверия и предрассудков заключается в балладе "Светлана". Написана она на сюжет, близкий "Леноре", но завершается счастливой развязкой. Язык этой баллады, наряду с характерны ми элементами романтического стиля, содержит лексику и фразеологию русской народной поэзии. Много в балладе непринужденных и образных выражений. Вместе с высокой поэтичностью нарисованного в балладе облика героини, это сделало ее одной из самых известных и особенно полюбившихся читателям того времени баллад Жуковского.
Место К.Н. Батюшкова в истории русского романтизма. Эпикурейские и религиозно-нравственные мотивы в его лирике. Белинский о его поэзии. На первых порах творческой деятельности Б. его литературный облик отличался двойственностью. Он испытывает в это время влияние просветительской философии, близок к ВОЛСНХ, ценит творчество Крылова. Собственно гражданские темы не находят в творчестве Б. развития, а мотивы сентиментализма в его поэзии едва ограничивается "Надписью на гробе пастушки". В " Видении на брегах Леты " он одновременно высмеивает эпигонов сентиментализма, так и их противников-шишковистов. В стиотворении " Разлука " он подвергает ироническому переосмыслению одну из излюбленных тем сентименталистов - неистребимую силу любви и верности двух разлученных возлюбленных. В начале своего творчества он печатает оригинальные и переводные басни, эпиграммы, мадригалы. Воспевание земных радостей превращается под его пером в призыв к свободе человека, зависимости его хотя бы в личной жизни. Ему ведомы счастье дружбы и разделённой любви, именно Батюшкову обязан своей популярностью жанр дружеских послание. Мотив личной свободы в уединенной хижине отчетливо слышится в стихотворении " Мои пенаты ". Описывая скромный инвентарь жилища, поэт подчеркивает, что вся та рухлядь дороже ему, чем "бархатное ложе" и "вазы богачей". Зная, что "жизнь - миг", что молодость и счастье скоротечны, что со смертью для него кончится все, поэт призывает до конца дней "петь, плясать, искать веселья и забавы и мудрость с шутками мешать". До 1812 года он воспевает гуманный эпикуреизм. В 12 году обрывается эта линия эпикурейства, он чрезвычайно тяжело переживает нашествие французов, потому что сам был поклонником Франции — это тяжелое разочарование. Батюшков ощущал некую обиду обмана, что они оказались вовсе не теми просвещенными французами, в кого он верил. Трижды проехав через страдающую искореженную Москву, он пишет элегическое послание «к Дашкову», пишет, что видел «море зла», оно его потрясло. И в его поэзию проникают серьезные трагические ноты, вплоть до нот, связанных с неким поиском и невозможностью найти веру. В конце концов приходит к христианству, но это приходит к нему тяжело. Для Жуковского приходи к религии не был поиском выхода из трагедии, для Батюшкова именно этот путь характерен. Все это отразила его лирика. В новых настроениях, проникших в творчество Батюшкова после 1812 года, предвосхищаются гражданско-патриотические мотивы лирики декабристов. У Батюшкова появляются новые мотивы: и батальные, и раздумья об историческом прошлом посещенных им стран. Но тема родину не приобретает в поэзии Батюшкова общественно-политического содержания. Даже в тех случаях, когда поэт откликался на политические события, ори представлялись как выводы индивидуально-психологических состояний. В послевоенные годы усиливается романтический настрой Батюшкова. Он увлекается французским роман тиков Шатобривном, в его лирике с большей силой слышится мотив разочарования. Кроме тогой появляется тема веры, озаряющей путь к гробу. В тщетных поисках ответа на вопрос: "где прямой сияет свет" и "что вечно, чисто, непорочно", поэт обращается к истории и к философии, но лишь вера спасает его. Поэт мечтает о том, чтобы "бросить в прах" земную ризу, с надеждой на то, что за гробом встретит свою возлюбленную Элеонору. Творчество Б. иногда рассматривалась как отдельное направление в рус.лит. начала 19в. – неоклассицизм. (Озерова тоже туда приплетали). Основание для этого усматривали в глубоком интересе писателей этой группа к античной литературе и культуре, в свойственных им элементах «классического» стиля, в стремлении к совершенству формы, гармонии частей, пластичности, что особенно заметно в поэтике Б. По этим признакам Белинский готов назвать его классиком, потому что в отличие от Жуковского, его романтизму не свойственна туманность, неопределенность. Но вместе с тем Белинский отмечает, что Б. как поэт того времени «не мог в свою очередь не заплатить дани романтизму. … И как хорош романтизм Б! В нем столько определенности и ясности!» Вся литературная деятельность и худ. система Б. была направлена против классицизма. Античность, как и Возрождение Б. воспринимал и отражал романтически, пытаясь понять дух и стиль эпох. Поэтому более правы исследователи, которые относят Б. к романтизму, хотя своеобразии его твор-ва очевидно. Анакреонтические стихотворения Батюшкова роднит с Жуковским равнодушие к государственным и общественным интересам и провозглашение идеала личной свободы и независимости. Романтизм Жуковского и Батюшкова окрашен в психологические тона.
Литература первой четверти XIX века и декабристское движение. Гражданский пафос, жанрово-стилевые особенности, лирический герой поэзии декабристов. Анализ стихотворений Ф.Н. Глинки, В. К. Кюхельбекера.
Первое декабристское общество "Союз спасения" было узким по составу. В 1818 ему на смену пришел "Союз благоденствия", пропагандирующий освободительные идеи, в частности, республиканские. В 1821 организован более конспиративный союз - "Южный союз", принявший республиканскую программу. В 1822 - "Северное общество", возглавившее восстание. Распространение свободолюбивых идей способствовало появлению литературного общества "Зеленая лампа" (1818). С нарастающим интересом к русскому прошлому связано возникновение первых литературно-исторических работ. Характерными являются изыскания в области экономических наук. Вождем и знаменем передовой литературы стал Пушкин. Начиная с "Вольности", его стихотворения были первыми по времени и художественному значению произведениями, выразившими умонастроения декабристов. Значительные писатели этого времени широко учитывали в своём творчестве опыт западноевропейской литературы. Их привлекали Байрон, Шекспир и Вальтер Скотт. Отвергая классицизм, писатели-декабристы в ряде случаев опирались на творчество Державина, видя в нём крупнейшего гражданского поэта. В поисках литературных форм, которые могли бы выразить их идейные устремления, они обращались к жанру оды. Грибоедов воспользовался жанром высокой комедии. Вслед за классицизмом романтики продолжали уделять внимание моральному облику человека, реалисты развивали присущее классикам стремление к законченности и точности формы. Преодолевал ограниченность идей личной свободы, поэты, связанные с освободительным движением, вслед за Пушкиным выступали против героя анакреонтической лирики, обобщавшего весьма распространенный облик дворянских юношей того времени, "объятых праздной негой", пребывавших "в объятиях сладострастия", противопоставляя ему образ человека-гражданина. В первой части "Деревни" Пушкин пишет о человеке, освобожденном от суетных оков светского общества, свободною душою отдающемся своим думам и вдохновенному творчеству. Становление вольнолюбивой литературы протекало в тесной связи с теоретическим осознанием деятелями их художественного творчества. Программа их была связана с теорией активного романтизма, также декабристы развивали традиции Радищева и его ближайших последователей. Устав "Союза благоденствия" вменял членам в обязанность "убеждать, что сила и прелесть стихотворений не состоит ни в созвучии слов, ни в высокопарности мысли, ни в непонятности изложения, но в живости писаний, в приличии выражений, а более всего в не притворной изложении чувства высоких и к добру увлекающих". Программа декабристского литературного лагеря была изложена Бестужевым во " Взгляде на русскую словесность в течение 1823 год а" - необходимость связать литературу с политической борьбой за освобождение страны. КЮХЕЛЬБЕКЕР. С самого начала своей литературной деятельности ратовал за национально-самобытную поэзию. В отличие от большинства будущих поэтов-декабристов он начал своё творчество не с подражания Батюшкову, а со стихотворений в духе Жуковского. Его "Осень" повторяет мотивы и интонации сентиментально-романтический элегий. Их пафос - в утверждении "высокой души", святыми благодатными мечтаниями противостоящей толпе с ее холодным сердцем. Обращаясь к гражданское теме, Кюхельбекер широко прибегает к использованию формы торжественной оды. Они очень близки к одам классицизма. "Ода на смерть Байрона" созвучна "Водопаду" Державина. Однако оды Кюхельбекера воспевали тех, кто влюблен в вольность, кто является пророком свободы. Пушкин неоднократно о нем высказывался, в том числе в очень комическом плане, потому что еще с лицеских лет Кюхля был известен как любознательный и начитанный человек, в лицее его прозвали «ходячей энциклопедии». Но он порой бывал капитаном очевидностью. Но Пушкин очень уважительно относился к Кюхельбекеру, а тот еще и с Грибоедовым дружил, короче с самыми лучшими поэтами. Лев Николаевич Толстой признался: «Он может и не поэт, но преданность поэзии удивительна, и это стоит ценить». В Начала 20 века его творчеством заинтересовался Юрий Тынянов, написал много работ, в том числе роман «Кюхля». Наиболее значимым в творчестве Кюхельбекера стоит признать стихотворение «19 октября 1837 года ". Начинается оно со строчки об Ахилле, хотя речь идет о конкретной дате — дата основания лицея и год смерти Пушкина. Ахилл — это Пушкин, звучит реквием Пушкина, но оказывается, что Пушкин по сравнению в лирическим героем счастлив, потому что ушел в расцвете сил, пал как юноша Ахилл. ГЛИНКА. Федор Николаевич Глинка творил и жил очень плодотворно и долго. Он был долгожителем родился в 1786, умер в 1880, прожил почти сто лет. При это он был плодотворным, в 90 лет написал «Две дороги». В 90 лет человек может обладать удивительной свежестью ума и восприимчивостью к новому. Пишет о развитии дорог в России. Что касается вклада в поэзию декабристов, то надо обратить внимание на два стихотворения: первое - «Сон русского на чужбине» (1825) с явным политическим подтекстом. Еще это стихотворение интересно в другом отношении, там рамочная композиция, и во внутреннюю часть включена русская песня «Тройка». Второе стихотворение, которое надо выделить - «Песнь узника» (1826). Песнь — это востребованный жанр был. Написано в крепости, он привлечен по делу декабристов, позже сослан, хотя в восстании напрямую участия не принимал. Это отражение тех психологических переживаний, который были свойственны большинству декабристов. Было несколько линий поведения после ареста, вторая — обращение к богу, это характерно и для Рылеева. А это глинковское стихотворение говорит о необходимости милосердие, которое должен проявить царь в отношении к заключенного. Нет речи о преступлениях узника, почему он попал в тюрьму. Так или иначе, он сидит в тюрьме и надеется на царя. «Главным алмазом в короне царя будет милость». Пушкин похожее проповедовал в стихотворении «Стансы» в 1826, он тоже говорит о милосердии к декабристам, милосердие как главная ценность в отношениях между главой государства и подданными.
Поэт - декабрист К.Ф. Рылеев. Лирика и агитационные песни (в соавторстве с Бестужевым). «Думы» К.Ф. Рылеева: возможности жанра исторической думы и авторская стратегия поэта - гражданина. Патриотическая тема в его думе «Иван Сусанин». Глава "Северного общества" Кондратий Фёдорович Рылеев начинал с увлечения анакреонтикой, но затем он уходит "под знамена свободы". Декабристский идеал поэта сформулировал Рылеевым в его думе " Державин " (1822): "долг поэта быть в родной своей стране органом истины священной. В представлении Рылеева поэт - высший пример гражданского героизма, преданности родине и народу. В посвящении " К Войнаровскому ", адресованному Бестужеву, он писал: "Я не поэт, а гражданин". Наиболее значительная рылеевская сатира " К временщику ", появившаяся сражу после восстания Семеновского полка. В ней предрекается неизбежность кары временщику со стороны разъяренного народа и суровый приговор над ним потомства. К сатирической оде следует отнести и произведение " Гражданин ". Оно направлено против общественно пассивных людей, против изнеженного племени "переродившихся славян", кто не готовится "для будущей борьбы за убиенную свободу человека". Близки к традиционному жанру торжественные оды Рылеева - " Любовь к отчизне " (1813), посвящена Кутузову. В 21-23 годах он пишет цикл «Дум», обращается к «Истории государства российского» Карамзина. Эта «история» делает безумный шум, и в 21 году Рылеев один из первых попытался использовать историческое исследование (хоть и весьма «поэтическое» по общему пафосу — Карамзина называли последним летописцем России) как основу для своих поэтических произведений. Он избирает жанр Думы, который был в основном известен только в Европе и польской литературе, практически все герои древнерусской истории проходят перед глазами читателей. Более 2- дум, и более 20 исторических сюжетов легло в основу. Рылеев пришел к своим думам не сразу. Как и многие декабристы, он начал свое творчество с отрицания классицизма. Но затем Рылеев начал искать возможности утверждения образа борца за свободу отчизны, даже понимая ее неизбежную обреченность на данном этапе. Основные думы и поэмы Рылеева не столько обнаруживает следы влияния Байрона или Пушкина, сколько являются оригинальными произведениями. Близость к Байрону обусловлена сходным отрицательным отношением к действительности. Но герои Рылеева далеки от героев Байрона, они ратуют за свободу, за изменение общественного строя, ненавидят лишь тиранов и рабов. Новый жанр, введенный Рылеевым был развит на основе устного народного творчества. Первое произведение этого рода, " Курбский " (1821), в журнальной публикации было названо элегией. Пушкин писал, что все рылеевские думы "на один покрой: составлены из общих мест". Большинство дум представляют собой обрамленный пейзажем лирический монолог героя, раскрывающий его внутренний мир. В состав рассказа входит повествовательный элемент. Герои даны резкими красками, внутренний их мир обнаруживается в конфликте с окружающей средой, любовный конфликт отсутствует. "Одну из дум выделил Пушкин, скептически оценив остальные. Он критиковал думы Рылеева за однообразие, шаблон: вначале преамбула историческая, прозой написанная, объясняющая ситуацию, о которой в думе пойдет речь, причем многие преамбулы написал Бестужев. Следующая часть — дума, причем дума в финале имеет определенное заключительное слово-обращение к читателю, наподобие морали. Но не мораль. «Иван Сусанин» в художественном плане избежало жесткого покроя дум. Оно построено в форме диалога, там нет морализаторского начала, очень ярко выступает Иван Сусанин. Рылеев, противник абсолютизма, республиканец, в «Иване Сусанине» воспевает человека, который спасает первого Романова от поляков. Может это показаться очень странным. Это был 1613 год — воцарение Романовых. Рылееву не важно, что это царь, важен патриотический подъем, доблесть. Ну и монарх выступает не как олицетворение монархии, а как олицетворение самостоятельности России. Следующий важный этап — обращение к байроническому типу поэмы. Поэма «Войнаровский» - это племянник Мазепы, воспевается в поэме как символ свободолюбия, как предтеча декабристов. Рылеев вступает в соревнования с Пушкином, который одновременно с ним начинает разраюатывать байроническую поэму в южных поэмах. Поэму надо бы прочитать. Ее надо прочитать в сравнении с «Полтавой», она появилась в 25 году, прямо накануне восстания. Южные поэмы, которые байронически разрабатывал Пушкин — это другое, но «Войнаровский» соотносится именно с «Полтавой». Надо подчеркнуть значимость посвящения к этой поэме в момент выхода ее в свет. Для Пушкина, и очень типичен его отклик об этом, это противопоставление невозможно, «Если ты не поэт, то лучше не писать стихами». В этом плане с ним согласен Дельвиг: «цель поэзии — поэзия, а не что-либо вне этого литературного ряда». Следующий этап — поэма «Наливайка», она неокончена из-за восстания. Типичен общий план этих отрывков, и само настроение декабристов накануне восстания, они понимали, что погибнут, тяжела участь тех, кто первый восстает на тех, кто правит неправедно. Это очень глубокое лирическое высказывание поэта-декабриста, одно из лучших в истории оппозиционной поэзии. В 1824 году появляется знаменитая гражданская декларация Рылеева, это манифест всей поэзии декабристов, в ней очень любопытный финал, в котором упоминаются исторические деятели, с которыми сравнивали лирического героя: Брут, Риега. Для Рылеева было важно упомянуть именно это имя, не просто потому что в размер подходила. Рылеев еще участвовал в литературно-журнальном процессе, и вместе с Бесстужевым создал альманах «Полярная звезда», которая объединила все лучшие литературные силы России, Пушкина, Батюшкова и так далее, пусть они и противники. Рылееву принадлежит честь создать лучший альманах благодаря своим связям литературным и литературной активности, и благодаря тому, что они впервые ввели гонорар. Профессионализация литературного труда — в середине 20-х годов начинает играть роль гонорарная система, печатаются не только для удовольствия, но и потому что за это платят деньги. Этому очень много содействовали Рылеев и Бестужев. Было создано 7 песен Рылеева и Бестужева в период 1823-1824 гг, они служили политическим идеалам декабристов, были наиболее близки традициям Радищева. В них широко использовались фольклорные источники - солдатские и под людные песни, насыщенные просторечными словами, формами и оборотами. "Ах, тошно мне и в родной стороне", ("Плач холопов", "Как за барами житье было привольное", "Глас вопиющего в военных поселениях", "Жизнь солдатская",) "Ах, где те острова, где растет трын-трава, братцы!", "Подгуляла я...", "Ты скажи, говори...", "Царь наш, немец русский...", "Вдоль фонтанки-реки...", "Как идёт кузнец до кузницы...". Последняя прямо призывает к уничтожению "злодеев-вельмож", "попов-святош" и самого царя, предвосхищая зов революционных демократов "к топору". Эти песни свидетельствуют о явном выходе их авторов за пределы дворянской революционности. Они выражали настроения крестьянской массы, стихийно бунтовавшей против существующего положения. Песни показывают, что уже в декабристской идеологии намечались революционно-демократические тенденции.
12. Идейно-творческие манифесты К.Ф. Рылеева: <Посвящение к поэме «Войнаровский»>, «Исповедь Наливайки». (см. предыдущий вопрос) Концепция романтизма в статье Рылеева «Несколько мыслей о поэзии». "Войнаровский" - развернутая и художественно более зрелая дума. В центре дум Рылеева - личность героя. Образ Войнаровского значительно сложнее, чем образы героев дум. Колорит местности дан в поэме отчетливей. Если в "Войнаровском" герои никак не связаны с народомм, то в "Наливайко" эта связь уже намечается. Например, политические деятели Войнаровский, Наливайко, Курбский. Подвиг Сусанина - личный подвиг, а не эпизод борьбы масс. Герои бросаются на борьбу с роком, утверждая необходимость и возможность преодоления его личностью, борющейся за интересы народа: "Не буду рока я рабом!" - восклицает Мазепа в "Войнаровском". Веря в победу над роком, Рылеев рассматривал беззаветную борьбу как залог будущих побед. В "Исповеди Наливайко" Рылеев писал: Известно мне: погибель ждет Того, кто первый восстает На утеснителей народа, - Судьба меня уж обрекла. Но где, скажи, когда была Без жертв искуплена свобода? Погибну я за край родной, - Я это чувствую, я знаю... И радостно, отец святой, Свой жребий я благословляю!" Рылеев, имея в виду задачи современной поэзии, сочувственно отзывался о Шиллере, Гёте и особенно и Байроне и писал, что у них живописуются "страсти людей, их сокровенные побуждения, вечная борьба страстей с тайным стремлением к чему-то высокому, чему-то бесконечному". Рылеев выступает не только как журналист, но и как критик, причем его литературно-критическая статья 25 года свидетельствует о замечательном даре — он бы мог стать одним из выдающихся критиков. Статья в «Сыне отечества» сделала шаг в развитии понимания романтизма. Теория романтизма, конечно, не создает никакой груз на русской почве. Рылеев выдвигает самобытность, национальное своеобразие творчество того или иного литератора, и кто обладает чувством эпохи и времени и самобытности, а не только отражают реальность — таких писателей Рылеев склонен считать романтиками. Он понимал, что аудитория для его декабристской пропаганды разнится по уровню образованности, в этом смысле он был очень большим прагматиком, понятно, что его стихотворения не могли быть восприняты широкой аудиторией, крестьянской и мещанской. И ему нужно было искать иные формы поэтического воздействия на аудиторию. И он с Бестужевым начинает писать агитационные песни, которые можно было заучивать. В куплетной форме, очень запоминающиеся. «Шел кузнец», например. Это явная пропагандистская поэзия, явное орудие просвещенного дворянства за умы простонародья. Очень успешно и талантливо он его использовал. Некоторые песни были крайне радикальными и с жестокими мерами.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 720; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.105.110 (0.019 с.) |