Женские характеры в изображении Пушкина (Татьяна и Ольга Ларины, Марина Мнишек, Мария Кочубей, Маша Миронова и др.) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Женские характеры в изображении Пушкина (Татьяна и Ольга Ларины, Марина Мнишек, Мария Кочубей, Маша Миронова и др.)



 

Татьяна Ларина

Для Пушкина Татьяна Ларина – идеал женщины, в чем он признается в конце романа "Евгений Онегин" – "Татьяны милой идеал".

"Татьяна — существо исключительное, натура глубокая, любящая, страстная. Любовь для нее могла быть или величайшим блаженством, или величайшим бедствием жизни без всякой примирительной середины. При счастии взаимности любовь такой женщины — ровное, светлое пламя; в противном случае — упорное пламя, которому сила воли, может быть, не позволит прорваться наружу, но которое тем разрушительнее и жгучее, чем больше оно сдавлено внутри. Счастливая жена, Татьяна спокойно, но тем не менее страстно и глубоко любила бы своего мужа, вполне пожертвовала бы собою детям, вся отдалась бы своим материнским обязанностям, но не по рассудку, а опять по страсти, и в этой жертве, в строгом выполнении своих обязанностей нашла бы свое величайшее наслаждение, свое верховное блаженство. И всё это без фраз, без рассуждений, с этим спокойствием, с этим внешним бесстрастием, с этою наружною холодностью, которые составляют достоинство и величие глубоких и сильных натур", - Белинский.

"Не такова Татьяна: это тип твердый, стоящий твердо на своей почве. Она глубже Онегина и, конечно, умнее его. Она уже одним благородным инстинктом своим предчувствует, где и в чем правда, что и выразилось в финале поэмы. Может быть, Пушкин даже лучше бы сделал, если бы назвал свою поэму именем Татьяны, а не Онегина, ибо бесспорно она главная героиня поэмы. Это положительный тип, а не отрицательный, это тип положительной красоты, это апофеоз русской женщины, и ей предназначил поэт высказать мысль поэмы в знаменитой сцене последней встречи Татьяны с Онегиным. Можно даже сказать, что такой красоты положительный тип русской женщины почти уже и не повторялся в нашей художественной литературе", - Достоевский.

Татьяна Ларина – это подвижный персонаж, который меняется по ходу действия романы. При первом появление – это романтическая деревенская барышня, выросшая на французских романах, ждущая любви. Худая и бледная, она совсем не похожа на жизнерадостную сестру-красавицу. Именно любовь – любовь к Онегину – сыграла определяющую роль в ее судьбе. А седьмой главе показано, как в ее душе произошел переворот. Она отказывается от книжных представлений, перестает надеяться на счастливый сход и соглашает выйти замуж, пусть даже за нелюбимого человека. В ее характера появляется такая черта, как чувство долга перед семьей, хотя для нее и "все жребии равны", ведь она не перестает любить Евгения.

Чувство долга перед мужем выходит на первый план в конце романа, когда Татьяна отказывает Онегину. Нельзя сказать, что жизнь в свете никак не повлияла на нее: она уже не верит в искренность чувств Евгения, называя их мелкими, и полагает, что она находится "на примете" у него из-за богатства, знатности, высокого положения супруга и желания добиться "соблазнительной чести". Вместе с тем, читатель видит, что нынешняя жизнь Лариной хоть и имеет влияние на нее, но нисколько не привлекает.

 

Ольга Ларина

"Всегда скромна, всегда послушна, 
Всегда как утро весела, 
Как жизнь поэта простодушна, 
Как поцелуй любви мила; 
Глаза, как небо, голубые, 
Улыбка, локоны льняные, 
Движенья, голос, легкий стан, 
Все в Ольге... но любой роман 
Возьмите и найдете верно 
Ее портрет: он очень мил, 
Я прежде сам его любил, 
Но надоел он мне безмерно"

Ольга Ларина – предмет страсти поэта Ленского, однако в романе она показана не через холодное восприятие Онегина "Кругла, красна лицом она, как эта глупая луна на этом глупом небосклоне". Автор показывает, что, по всей видимости, Ленский влюблен в придуманный им самим романтический образ, а не реальную Ольгу. Это подтверждает и сюжет романа: после смерти юноши его невеста "оказалась в печали неверна" и вскоре вышла замуж за улана "с улыбкой на устах". Ее любовь заканчивается со смертью Владимира, тогда как Татьяна, например, пронесла чувства к Онегину через всю жизнь.

Ольга против своей воли становится Музой Ленского, не будучи способной соответствовать этой роли. Поэт не правильно истолковывает ее поведение, например, в случае танцев с Онегиным. Главной чертой девушки является легкомысленность, и на балу она танцует, не понимая, какие будут последствия, и уже тем более не желая вызвать ревность возлюбленного.

"Ольга — существо простое, непосредственное, которое никогда ни о чем не рассуждало, ни о чем не спрашивало, которому все было ясно и понятно по привычке и которое все зависело от привычки", - Белинский.

 

Марина Мнишек

Марина Мнишек — центральный персонаж трагедии А.С.Пушкина "Борис Годунов" (1825). Исторический прототип: Марина, дочь польского воеводы Мнишека, жена Лжедмитрия I и царица московская, царствовавшая одну неделю, затем жена Лжедмитрия II (Тушинского вора), от которого имела сына Ивана; после избрания царем Михаила Романова ее четырехлетний сын был публично казнен, а она сама убита или умерла в заточении (1614).

Комментарий Пушкина к этому образу содержится в его письме Н.Н.Раевскому (1829). Поэт отмечает, что у его героини была только одна страсть — бешеное честолюбие. "Она, вкусив царской власти, опьяненная несбыточной мечтой, отдается одному проходимцу за другим, деля то отвратительное ложе жида, то палатку казака, всегда готовая отдаться каждому, кто только может дать ей слабую надежду на более уже не существующий трон".

Образ Мнишек Пушкин расценивал как художественную удачу трагедии ("Моя Марина славная баба") и намеревался вернуться к этой исторической фигуре в других произведениях ("Она волнует меня как страсть"). "Ледяна дева" участвует в двух сценах — "Замок в Самборе" и "Ночь. Сад. Фонтан".

Марина Мнишек говорит и действует без наущений с чьей-либо стороны. Она приходит на свидание с Самозванцем, движимая одним лишь желанием — стать московской царицей. Ей одинаково безразличны любовь "царевича" и политические интересы Польши: то и другое для нее только средство удовлетворения своего "бешенного честолюбия"

Диалог девушки и Самозванца являет собой поединок, в ходе которого одерживает верх то одна, то другая сторона. Победительницей из разговора выходит Мнишек: увещеваниями, лаской, угрозами, шантажом она добивается от Самозванца давно ожидаемого решения ("Заутра двину рать"). Самозванец искренен в любви, ради нее готов пожертвовать престолом, властью, славой. Долг же, к которому апеллирует Мнишек, исполнен лжи и лицемерия.

 

Мария Кочубей

Мария Кочубей — героиня поэмы "Полтава" (1828), возлюбленная гетмана Мазепы.

Белинский: "Мария, при всей непосредственности и неразвитости ее сознания, одарена характером гордым, твердым, решительным. Она была бы достойна слить свою судьбу не с таким злодеем, как Мазепа, но с героем в истинном значении этого слова. И, как бы ни велика была разница их лет, их союз был бы самый естественный, самый разумный. Ошибка Марии состояла в том, что она в душе, готовой на все злое для достижения своих целей, думала увидеть душу великую, дерзость безнравственности приняла за могущество героизма. Эта ошибка была ее несчастием, но не виною: Мария как женщина велика в этой ошибке. На этом основании нам понятна ее любовь".

"Нигде личность Марии не возвышается в поэме Пушкина до такой апофеозы, как в сцене ее объяснения с Мазепою -- сцене, написанной истинно шекспировскою кистью. Когда Мазепа, чтоб рассеять ревнивые подозрения Марии, принужден был открыть ей свои дерзкие замыслы, она все забывает: нет больше сомнений, нет беспокойства; мало того, что она верит ему, верит, что он не обманывает ее, она верит, что он не обманывается и в своих надеждах... Ее ли женскому уму, воспитанному в затворничестве, обреченному на отчуждение от действительной жизни, ей ли знать, как опасны такие стремления и чем оканчиваются они! Она знает одно, верит одному: что он, ее возлюбленный, так могущ, что не может не достичь всего, чего бы только захотел".

"Явление сумасшедшей Марии, неуместное в ходе поэмы, и даже мелодраматическое, как средство испугать совесть Мазепы, превосходно как дополнение портрета этой женщины. Последние слова ее безумной речи исполнены столько же трагического ужаса, сколько и глубокого психологического смысла. Творческая кисть Пушкина нарисовала нам не один женский портрет, но ничего лучше не создала она лица Марии. Что перед нею эта препрославленная и столько восхищавшая всех и теперь еще многих восхищающая Татьяна - это смешение деревенской мечтательности с городским благоразумием?"

 

Маша Миронова

Маша Миронова – главная героиня "Капитанской дочки", опубликованной в 1836 году в четвертом томе "Современникам".

"Тут вошла девушка лет осьмнадцати, круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами, гладко зачесаннными за уши, которые у ней так и горели"

Маша – это героиня, которой пугачевское восстание принесло больше всего страданий. И, стоит подчеркнуть, она вынесла их с таким достоинством и твердостью, с какими любая другая девушка на ее месте вряд ли пережила бы.

Маша становиться свидетельницей страшной казни своих родителей, а затем и вовсе остается одна в крепости, осажденной неприятелем, один на один с гнусным Швабриным, который не корит ее и держит взаперти. Честная, умная и искренняя Маша категорически отказывается выйти замуж за нелюбимого человека, который к тому же поддержал убийц ее отца и матери.

Судьба Маши как нельзя лучше раскрывает авторскую задумку, показывая, как история влияет на жизнь каждого конкретного человека. Даже в тот момент, когда Маша, казалось бы, спасена, судьба готовит ей самое суровое испытание: Гринева арестовывают.

Наступает поворотный момент в ее жизни: только от нее зависит будущее ее самой и ее возлюбленное. Девушка, скромная и называющая себя "трусихой", решает поехать к самой государыне. Именно ее честность и искренность помогли растопить сердце Ее Величества и получить прощение для Гринева.

Важно, что тихая и робкая "капитанская дочка" в сложнейших обстоятельствах смогла справиться не только с внешними препятствиями, но и преодолела саму себя. Так, честность и нравственная чистота оказались способны сокрушить недоверия, несправедливость и предательство. Именно эти качества помогают человеку порой одерживать верх в неравном противоборстве с историей.

(Не знаю, какие еще героини нужны. Свисните, если будет нужно – я сделаю)

 

35. Драматургическая традиция и новаторство Пушкина в трагедии "Борис Годунов". Статья Пушкина "Наброски предисловия к "Борису Годунову"

 

Существенно новым моментом в 20-е годы явился отход Пушкина от романтизма, постепенное его преодоление. Изображение абстрактного человека, романтического героя в его социальном отщепенстве не могло вобрать в себя те конкретные общественные противоречия, которые остро чувствовал поэт. Необходимость понять реальные силы общественного развития стала внутренней потребностью художника. Пушкин ощущает недостаточность своего романтического отрицания общества и тех художественных принципов, которые реализовались в романтической поэме. Поэт тяготеет к изучению реальной обстановки, общественных отношений и места в них человека.

Выражением этих тенденций явилась работа над "Евгением Онегиным" и "Борисом Годуновым". Начав в 1823 "Онегина" и написав три главы, Пушкин в 1825 в Михайловском пишет "Бориса Годунова". В этих произведениях, представлявших утверждение художником реалистического подхода к жизни, автор сконцентрировал творческое внимание, с одной стороны, на проблеме политической борьбы, а с другой — на широкой характеристике дворянского общества.

В основу "Бориса Годунова" были положены новые принципы, резко расходящиеся с принципами классической трагедии. "Я твердо уверен, — писал Пушкин по поводу драмы в "Набросках предисловия" (1829), — что нашему театру приличны народные законы драмы Шекспировой, а не придворный обычай трагедии Расина". В своей работе Пушкин ориентировался именно на Шекспира, а также Карамзина и старые летописи.

В отличие от трагедии классицизма движущим началом пушкинской драмы является не возвеличение героической борьбы во имя долга пред "отечеством", не проповедь дворянской преданности государству, монарху, не столкновение чувства и долга: в ее основе лежит широкий охват социальных явлений, взаимодействие разных общественных сил в политической борьбе. Личная судьба героев включена в эту драму, но она подчиняется основной линии.

Драма Пушкина — драма больших социальных столкновений. Отбрасывая придворную помпезность и замкнутость классической трагедии, Пушкин вводит в драму народ, делает его определяющей силой. Местом действия становятся наряду с царским домом и боярскими палатами городская площадь и пограничная корчма. Действие продолжает не день, а семь лет. Поэт разрушает каноны придворной трагедии с ее законами единства места и времени. С чисто шекспировским размахом Пушкин создает крупные характеры, изображает людей сильных стремлений, мощной целенаправленности. Яркость показа фигур большого масштаба, их законченность в соединении с широтой творческого изображения жизни делали "Бориса Годунова" совершенным образцом драматургии. "Борис Годунов" явился крупнейшим достижением Пушкин в период роста его реалистических тенденций, его осмысления противоречий эпохи. Создавая "Бориса Годунова", П. обратился к истории и взял материалом драмы социально-политическую обстановку конца XVI века. Конец XVI в. — эпоха острой социально-политической борьбы, которая развертывалась у истоков самодержавия. Художественное обобщение ее проливало свет на современную для Пушкина обстановку, на развитие борьбы с самодержавием.

В своей трагедии Пушкин подходит к истории как поэт – стремится оживить ее, развернуть яркую картину прошлого, пытается "воскресить минувший век во всей его истине".

Стоит отметить, сам Пушкин называет свою трагедию истинно-романтической. Но "Истинный романтизм" в его понимании – это "верность" изображения лиц и времени, это развитие характеров и событий в соответствии с историей, другими словами – это осмысленное и правдивое художественное воссоздание соответствующей исторической эпохи.

Стоит отметить, Пушкин выдавал произведение в свет "с отвращением" и признавался, что, хотя обычно равнодушен к пресловутому общественному мнению, неудача "Бориса Годунова", в которой он был уверен, будет для него "чувствительна". Трагедия была напечатана в декабре 1830 года и датирована 1831. В нее были внесены большие цензурные сокращения. На сцене "Бориса "Годунова" поставили лишь в 1866 году.

 

36. Тема народа и власти в трагедии Пушкина "Борис Годунов"

 

Какие-то старые лекции: Смута - самое драматическое время в истории России. Пушкина крайне интересует проблема власти, противопоставляющей себя народу.

Стоит отметить, он не ставит перед собой задачу досконально и четко передать все исторические события, а, пользуясь лишь архивами Святогорского монастыря и "Историей" Карамзина, пишет драму о характерах и об исторических причинно-следственных связях, пусть даже не слишком достоверную.

Годунов похож на шекспировского Ричарда Третьего, но тот гротескно негативный, а Борис Годунов искренний патриот, к тому же с совестью.

Пушкин отказывается от деления на действия и явления. Собранье пёстрых сцен (не пронумерованных). Отказ от соблюдения трёх единств.

Образ Годунова не совсем отрицателен. Он сторонник просвещения, любит свою семью и понимает многие закономерности истории.

Образ народа неоднозначен. Впервые показана его роль в истории. С одной стороны, народ - это Пимен и юродивый (высокое этическое начало), с другой - безмолвное быдло. "То ведают бояре - не нам чета" - свидетельство политической необразованности и наивности народа.

Мятежные Пушкины и поляки говорят, что они сильны мнением народным. Народным мнением легко манипулировать, а финал открытый. Народ безмолвствует то ли в знак согласия, то ли в знак осуждения.

Впервые осознаётся роль народа в истории. Проблема власти, противопоставляющей себя народу. Власть неизбежно кровавая, но царь не так и плох, и даже совесть у него есть. Народ - носитель Истины и в то же время управляемое стадо, не вмешивающееся в собственные внутренние дела.

Статья Нечаевой "Пушкин"

Изображение столкновений Бориса, бояр, Дмитрия — это раскрытие тех принципов, которые лежат в основе деятельности развивающегося самодержавия. Борис Годунов воспринимает от Иоанна Грозного, первого русского царя, способ управления государством, он — продолжатель его дела. Принципы самодержавия — это принципы кровавой расправы, жестокой борьбы со всеми, кто против него. Власть достигается любыми средствами.

Обнажая принципы самодержавия, Пушкин в образе Бориса отмечает черты обреченности. Власть Бориса оказывается недостаточной для того, чтобы смирить движение, развертывающееся против него. В драме показано нарастание движения, неизбежно приводящее к взрыву. Обреченность Бориса кладет трагический отпечаток на его фигуру. Борис Годунов — человек, подчинивший все одному — жажде власти, борьбе с врагами. Жажда власти проходит как один из основных мотивов в драме и служит существенным моментом в характеристике действующих лиц, вызывая проявление самых низких инстинктов.

В образах князя Шуйского, Воротынского, организующих борьбу против Бориса, раскрываются эти черты властолюбия, которые определяют их отрицательный облик. Отрицая Бориса, Пушкин вместе с тем не становится на сторону его врагов из среды боярства, которые несут те же принципы кровавого насилия. Во всей сложной политической борьбе, развертывающейся в драме, выступает одна определяющая сила. Эта сила — народ. Роль народа в политической борьбе — ведущий момент драмы. Народ, его действия, отношение к событиям — эта линия пронизывает драму. И потому, что народ — та сила, которая определяет ход событий, каждый из борющихся лагерей стремится расположить его к себе, стремится использовать его.

Отношение народа предопределяет и исход борьбы, оно является решающим моментом развития событий. Но в тоже время народ — это стихия, действие которой трудно учесть. Народ провозглашает царем Бориса, чтобы позже отказаться от него и его рода. Движение народа не подчинено разумному началу, народ — слепая стихия, его могут использовать различные люди в своих целях. У Пушкина — двойственное отношение к народу: с одной стороны, — понимание его роли, силы, сочувственное к нему отношение, с другой — страх пред этой силой, поведения которой нельзя предугадать. В "Борисе Годунове" нашли отражение проблемы, которые поднимались освободительным движением. Пушкин остался на позициях отрицания самодержавия.

"Борис Годунов", законченный незадолго до декабрьского восстания, показывает отличие взглядов Пушкина от воззрений декабристов. Лучше, чем многие декабристы, Пушкин понимал, что крупная социально-политическая борьба, восстание неизбежно означают обращение к народу, к его силе. Но это обращение к народу грозит опасностью. И в "Борисе Годунове" ясно ощущается отрицательный ответ на вопрос о насильственной борьбе с самодержавием.

 

37. "Маленькие трагедии" Пушкина. Своеобразие жанра и композиции, принципы циклизации

 

Замысел "Маленьких трагедий" родился почти сразу после написания "Бориса Годунова" в Михайловском в 1826г гоу. Однако написаны в Болдино, в 1830 году, когда в Москве была эпидемия холеры. Все трагедии - переработки уже известных произведений или сюжетов:

- к теме "Скупого рыцаря" обращались Шекспир, Мольер, Вальтер Скотт, подзаголовок – "Сцены из ченстоновой трагикомедии: The Covetous Knight", которой вообще-то не существует.

- "Моцарт и Сальери" - эпоха, близкая Пушкину (Сальери умер в 1825г., Моцарт в 1791г.). Тема "гения и злодейства" часто обсуждалась тогда в обществе. Шли споры о том, действительно ли отравил Моцарта. Пушкин считал, что это вероятно

- "Каменный гость" и его герой Дон Жуан фигурирует в произведениях Мольера, Корнеля и других авторов. Кроме того, опера Моцарта "Дон Жуан".

- "Пир во время чумы" - одна из сцен драматической поэмы Джона Вильсона "Чумный город" 1816 года, которая описывает события лондонской чумы 1665г. Ну и, конечно, "Декамерон" Бокаччо.

 

Строго говоря, произведения Пушкина с названием "Маленькие трагедии" не существует, это общее название для нескольких пушкинских драматических произведений дано издателями. У самого Пушкина, правда, такое название однажды встречалось, но и то как один из вариантов. В письме П.А.Плетневу от 9 декабря 1830 года Пушкин писал, что привёз из Болдина "несколько драматических сцен, или маленьких трагедий". В рукописях Пушкина сохранился лист, на котором Пушкин набрасывает обложку своих "маленьких трагедий" и перебирает ещё несколько вариантов названия: "Драматические сцены", "Драматические очерки", "Драматические изучения", "Опыты драматических изучений". Всё это указывает на новизну жанра, в котором созданы "маленькие трагедии".

 

Наиболее очевидным жанровым предшественником "маленьких трагедий" является пушкинская поэма "Цыганы", которая написана в форме драматических диалогов, в которой действия почти нет, так как изображен только его кульминационный момент. Другим, не менее очевидным жанровым истоком "маленьких трагедий", является трагедия "Борис Годунов", состоящая не из действий и явлений, а как бы смонтированная из отдельных эпизодов-сцен, весьма похожих на цикл "маленьких трагедий".

 

В Болдино Пушкин читал "Драматические сцены" Б.Корнуолла (английского поэта-романтика, друга Байрона), что явилось толчком, активизировавшим творческие поиски Пушкина в области драмы". Пушкина привлекает лаконичность драматических миниатюр английского поэта.

 

В период "болдинской осени" для Пушкина характерно стремление к экономии выразительных средств в произведениях, он стремится к предельной простоте. В связи с таким направлением творческих поисков внимание Пушкина привлекает драматургия Расина, который провозгласил принцип бедного действием сюжета ("Расин велик, несмотря на узкую форму своей трагедии"). Ничто не должно отвлекать зрителя или читателя от сути конфликта.

 

Жанр "маленьких трагедий" сочетает в себе свойства и драматической поэмы, и драматического фрагмента, и миниатюры, и "бедной" трагедии Расина.

 

Пушкин в подзаголовке к "Скупому рыцарю" указал в качестве источника некую трагикомедию Ченстона, но это является литературной мистификацией, как и указание "перевод с немецкого" (оставшееся в черновиках) к "Моцарту и Сальери". "Каменный гость" без дополнительных указаний казался читателям переводом с испанского. Пушкин сознательно вводит в заблуждение читателей, указывая ложные источники своих пьес.

 

Трагедии образуют художественное единство, которое входило в авторский замысел. Об этом свидетельствует сохранившийся список предполагавшегося издания этих "Драматических сцен (очерков, изучений, опытов)": "I. Октавы>. II. Скупой. III. Сальери. IV. Дон Гуан. V. Plague (чума)"

"По общему количеству стихотворных строк "Опыт драматических изучений" примерно равен "Борису Годунову". Очевидно, Пушкин в принципе предполагал возможным единый спектакль, включающий в себя все четыре "драматические сцены", предваренные неким лирическим прологом".

 

Принципы художественного единства: 1) оксюморон в названии, 2) главная мысль в виде сентенции обычно содержится в начале пьес, как бы подчёркивая фрагментарность, 3) все трагедии монологичны, то есть буквально выглядят как монолог одного персонажа, прерываемый репликами и вопросами других (рудиментарный остаток поэмы), 4) единая тема — парадоксы гармонии, 5) кочующие темы и мотивы — в "Скупом рыцаре" появился мотивы убийства ядом, он не был реализован, но он реализован в следующей трагедии "Моцарт и Сальери"; эпиграф к "Каменному гостю" взят из оперы Моцарта "Дон Жуан"; 6) общность системы персонажей, везде есть призраки — в "Скупом рыцаре" Барон намеревается призраком возвращаться к золоту, в "Моцарте и Сальери" странный "чёрный человек", который "сам-третей" сидит с героями, в "Каменном госте" статуя командора является к дон Гуану, в "Пире во время чумы" Луизе приснился "ужасный", "черный, белоглазый" демон.

 

Во всех "маленьких трагедиях" герои вступают в поединок с самим бытием, с его закономерностями. Кроме того, все они наделены одной страстью: это или деньги, или стремление к любви, или к славе итд. Человек имеет огромные возможности и может зайти далеко в своём святом праве на произвол, вплоть до нарушения законов Бытия, но Бытие восстанавливает гармонию. Человек бессилен в поединке с Бытием.

 

В итоге, в трагедиях Пушкин показал крах романтического мироощущения: сначала победу денег над сознанием людей и родственными узами в "Скупом рыцаре", затем развенчание дружбы в "Моцарте и Сальери", после обреченность эротического чувства в "Каменном госте" и окончательный распад нравственных ценностей в "Пире во время чумы".

 

 

38. Морально - философская проблематика в "Маленьких трагедиях" Пушкина

 

"Маленькие трагедии" поострены на нравственно-исторических конфликтах между характерами людей различных эпох: рыцарский и денежный век в "Скупом рыцаре", классицизм и романтизм в "Моцарте и Сальери", Ренессанс и Средние века в "Каменном госте" и Ренессанс и пуританизм в "Пире во время чумы".

"Один "ужасный век" сменяется другим, но человек может или застыть в своем веке, полностью раствориться в среде, утратив и свободу суждений и действий, и моральную ответственность за поступки, или же встать выше "железного века", прославить, вопреки ему, свободу и быть свободным", - пишет Лотман.

Характеры героев одномерны – носители какого-либо одного начала, одной страсти. Для Пушкина очень важно исследовать эти страсти. Композиция "Маленьких трагедий", которая предполагает обрисовку противоположных позиций, показывает, что мир сложнее, чем кажется, а одно правды нет, ведь любое событие можно интерпретировать по-разному.

Скупой рыцарь

Основа – столкновение разных типов сознания: рыцарской идея и идеи денежного века. Не случайно в названии оксюморон – "скупой рыцарь", что для рыцарского века практически невозможно. Барон – носитель идеи буржуазного века, века феодализма Страсть Барона – страсть к деньгам: он пьет воду, ест сухие корки, чахнет над своим златом в сундуках. Вот счастье для него – добавить немного злата в очередной сундук. Золото для него – символ власти: "Что не подвластно мне? как некий демон отселе миром править я могу…" Среди золота он чувствует, что он царствует. Пир для него – смотреть на раскрытые сундуки, "на блещущие груды".Сына считает "безумцем, расточителем", недостойным наследства.

Соединению феодального и буржуазного сознания противостоит молодой барон – носитель средневековой рыцарской идеи, ради которой он, казалось бы, готов на преступление. Однако оказывается, что душа Альбера не готова к убийству ради достижения высокой рыцарской цели. Для Альбера важны идеалы рыцарства: рыцарское слово (когда Жид отказывается дать ему денег без заклада, он говорит: "Иль рыцарского слова тебе, собака, мало?"), честь. Поэтому когда Жид предлагает ему отравить отца, Альбер взбешивается и тут же выгоняет его. Однако и он жесток, почти с радостью принимая вызов отца.

Сам же Барон одержим свои золотом, он клевещет на сына, всячески поносит его при Герцоге, обвиняя его в попытке кражи. Он настолько одержим своей страстью, что бросает вызов сыну, который тот принимает почти с радостью. Уже сам факт вызова позволяет Герцогу (как судье) вынести приговор: "Ужасный век, ужасные сердца"

Моцарт и Сальери

Основа – столкновение 2х разных веков: романтизма и классицизма, вдохновения возвышенного и рационалистического. Пушкин стремится к некой мифологизации этого сюжета, однако реализм - в противопоставлении романтической установки на гениальную одаренность, щедрость и классицистической установки на поддержание таланта, усердный труд.

Сальери – пример классицистической установки, он - ремесленник: "Ремесло поставил я подножием искусству". Он разлагает музыку, относится к ней с рационалист., научной точки зрения: "Музыку я разъял, как труп. Поверил я алгеброй искусству". Произведения создавал долго, сжигая предыдущие труды, достигая совершенства постепенно, мучительными трудами. Страсть Сальери – желание славы, которой он так долго добивался. А тут Моцарт со своими озарениями, "гуляка праздный, безумец". Кстати, изначально в заголовке стояла "Зависть".

Моцарт же гениален, причем своей гениальности не осознает даже. У него дар от Бога. В конце он говорит: "Нас мало избранных, счастливцев праздных, пренебрегающих презренной пользой…". Моцарт – гениальная натура, Сальери – только лишь талантливый человек. "Гений и злодейство – две вещи несовместные".

Каменный гость

Предмет исследования Пушкина - любовная страсть. В большей степени новаторским в "Каменном госте" является образ Дона Гуана. В его трактовке Пушкин следует за Мольером и представляет его не как пошлого распутника, а как человека, воплошающего в себе свободу чувства, который каждый раз любит искренне, истинно чувствует. Каждый раз влюбленность для него – истинное счастье.

Особая значимость в этой трагедии – сопоставление любви и смерти. При первой встречи Дон Гуан требует смерти, ибо желание кончины – не признак безумия. Безумие – это жить любя, ночами петь серенады. "Что значит смерть?за сладкий миг свиданья отдам я жизнь" Дон Гуан готов умереть, только бы Дона Анна простила ему убийство ее мужа: "Вели – умру, вели – дышать я буду лишь для тебя…"

Здесь возникает и тема наслаждения: если в первой трагедии наслаждение связано с богатством, то здесь наслаждение – минуты любви: "Наслаждаюсь молча, глубоко мыслью быть наедине с прелестной Доной Анной". Для него – это "райское блаженство". Любовь сравнивается с мелодией:

…Из наслаждений жизни

Одной любви музыка уступает

Но и любовь мелодия…

Пир во время чумы

В основе – нравственно-психологический конфликт. Пушкин объединяет трагедии в цикл и неслучайно "Пир" завершает его. Сюжет – из мировой классики, "Пир" - перевод 1й сцены из драматической поэмы 1816г. "Чумный город" Вильсона, который описывает события страшной эпидемии чумы в Лондоне 1665г. Однако в трагедии присутствуют оригинальное – песни Мери и Председателя. Песня Мери – жалобная песнь о том, как все хорошо до чумы и как плохо во время нее: одно кладбище не пустеет.Луиза отмечает, что нынче такие песни не в моде.

Трагедия – философское произведение. Звучит идея эпикурейского противостояния чуме, страсть наслаждения опасностью. Герой находит наслаждение даже в игре со смертью.

Однако у самого Пушкина нет стоического презрения к жизни во славу смерти. Подчеркивается это введением 2го героя – Священника, который появляется в самом финале и напоминает Председателю о том, как он рыдал три недели назад над трупом матери. Он говорит, что их ждет ад, если они не прекратят этот чудовищный пир. Именно после его финальных слов идет авторская ремарка: "Уходит. Пир продолжается. Председатель остается, погруженный в глубокую задумчивость". Позиция Председателя в песне не кажется такой уж неуязвимой. Читатель видит признание правоты священника.

Характерно, что "Пир во время чумы" и "маленькие трагедии" в целом завершаются образом героя безмолвного, погруженного в "глубокую задумчивость" (похоже на конец "Бориса Годунова").

 

В итоге, в трагедиях Пушкин противоречиво показал крах романтического мироощущения: сначала победу денег над сознанием людей и родственными узами в "Скупом рыцаре", затем развенчание дружбы в "Моцарте и Сальери", после обреченность эротического чувства в "Каменном госте" и окончательный распад нравственных ценностей в "Пире во время чумы". (это у Нечаевоей, не знаю, можно ли верить).

 

39. "Повести Белкина" как первый законченный опыт Пушкина-прозаика. Приём циклизации и особенности построения каждой из повестей + 40. Нравоописание и "грозные вопросы морали" в пушкинских "Повестях Белкина

 

Созданием "Повестей покойного Ивана Петровича Белкина" (1830-31) закончился сложный и длительный процесс становления и утверждения в творчестве Пушкина художественной прозы.

"Повести Белкина": "Выстрел", "Метель", "Гробовщик", "Станционный смотритель", "Барышня-крестьянка".

"Повести" - 1-ое завершённое произведение Пушкину в прозе. Приписаны условному автору – И.П. Белкину. Весь цикл составляет "простой пересказ" разного рода происшествий, имевших место в жизни самых обыкновенных людей. Но в то же время Пушкин внёс в него столько глубокого гуманного чувства, наблюдательности, тонкого юмора, мягкой иронии и жизненной правды, что "Повести Белкина" являются и хронологически, и по существу началом русской художественной реалистической прозы.

Расширяется круг явлений действительности, входящих в сферу его творческого внимания. Картины поместной жизни ("Метель", "Барышня-крестьянка"), быт армейского офицерства ("Выстрел"), городских ремесленниковв ("Гробовщик"), мелкого чиновничества ("Станционный смотритель"). В "Станционном смотрителе" Пушкин вводит новый тип героя – маленького человека. Самсон Вырин, "сущий мученик 14-го класса", спивается с горя после того, как его дочь убегает с молодым офицерам. Его трагедия не только в убогости и жалкости его существования, но и в том, что он не способен понять счастья своей дочери.

Цикл "простых пересказах" о судьбах обычных людей написан очень простым языком. Несмотря на то, что в отношении русского языка в целом Пушкин поддерживал Карамзина, его стиль "поэтической прозы" был ему не по нраву. В прозе он старался не "петь", а говорить. Собственно еще задолго до написания "Повестей" поэт замечал, что "точность и краткость – первые достоинства прозы". Старается избегать "вялых метафор".

 

"Выстрел"

Повесть "Выстрел" - традиционный романтический сюжет. Неслучайно эта повесть стоит первой. Романтический сюжет, который естественно исполнен загадочности, вместе с тем содержит очень важный моральный вопрос — цена, которую заплатил или хотел чтобы заплатили окружающие за свое унижение главный герой Сильвио. Насколько цель защитить свою честь оправдывает средства — вот этот вопрос в такой вполне обычной ситуации офицерской жизни рассматривает Пушкин.

С одной стороны, есть оскорбленная честь Сильвио, которому дал пощечину граф, с другой – уничтожающее и всепоглощающее чувство мести. Сильвио не просто хочет восстановить доброе имя (хотя никто даже не знает об его былом конфликте), он хочет заставить обидчика страдать, втягивает сюда его жену. В конце концов, выясняется, что Сильвио не нужна смерть графа – он унизил его, как тот когда-то унизил его, жуя черешню на дуэли.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 1168; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.84.155 (0.081 с.)