Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Общая характеристика творческого пути А.С. Пушкина. Лирика Пушкина периода Южной ссылки. Особенности романтического героя.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В первые дни Южной ссылки Пушкин пишет элегию "Погасло дневное светило" (1820), в которой говорится о "томительном обмане" "желаний и надежд", о "берегах печальных туманной родины", "где рано в бурях отцвела... потерянная младость". Но стихотворение не носит безнадежно пессимистического характера. И в прошлом, и в настоящем отмечается нечто отрадное: в прошлом "музы нежные мне тайно улыбались", а в настоящем - "мечта знакомая вокруг меня летает". Это стихотворение очень напоминало прощание героя с родиной из первой песни "Странствий Чайльд Гарольда". В образе Чайльд Гарольда Пушкин увидел характер, близкий обнаруженному им в русской действительности и намеченный в его лирике начала 20-ых годов. Пушкина занимают теперь незаурядные личности, жаждущие свободы, но, подобно большинству общества, страдающие "преждевременной старость души". Элегическая настроенность сказывается в ряде других стихотворений Пушкина начала двадцатых годов, посвященных личным переживаниям поэта. Элегии этих произведений - в горьком сознании непостоянства дружбы и любви. Друзья - "минутной младости минутные друзья". Любимые - "изменницы младые". Элегии биографически связаны с изменившимся отношением к Пушкину со стороны сравнительно близких ему людей после того, как он попал в ссылку. Но это были лишь частные обстоятельства, которые Пушкин не мог обходить как отношение к жизни в целом. Причиной чувства одиночества для певца декабриста, как на этом этапе своего творчества являлся Пушкин, было осознание поэтом гражданской пассивности общества, мешавшей осуществлению свободолюбивых идеалов: "Но для толпы, ничтожной и глухой, смешон глас сердца благородный" ("В. Ф. Раевскому") В 1823 году Пушкин возвращается к мотиву "безумной толпы" в стихотворении "Свободы сеятель пустынный". Поражение революции на Западе поэт воспринял как результат той же гражданской пассивности, которой было охвачено и русской общества. Теми же мотивами проникнуты стижотворениемя 1823 года - "Кто, волны, вас остановил...". В эти же годы, наряду с произведениями, исполненными мотивами разочарования и одиночества, Пушкин пишет стихотворения, свидетельствующие о сохранившейся вере поэта в силу революционных идеалов: "К Чаадаеву", "Кинжал". В этом противоречии мыслей и чувств, страстной устремленности к свободе и горестном осознании гражданской пассивности общества сказался идейный кризис Пушкина первой половины 20-ых годов. Он нашел своей яркое выражение в "Демоне" (1823). Навещающий поэта демон назван "злобным гением", "язвительные речи" которого "вливали в душу хладный яд". Критики истолковали стихотворение как психологический портрет Раевского. Однако в "Демоне" сказались не только личные переживания Пушкина. В нем уже наметался общественный тип, характерный для определенного времени. В романтической поэзии Пушкина периода южной ссылки также одним из самых животрепещущих вопросов остаётся тема свободы. В 1822 году поэт пишет стихотворение "Узник". Лирический герой произведения - заключённый человек. Из сырого мрака своей камеры он видит возмужавшего в неволе орла, могучую птицу, которая традиционно символизирует свободу. В нём живет память о бескрайнем пространстве неба. И туда, на свободу, зовет орел узника. Противопоставление "свобода - несвобода" создается с помощью эпитетов, ярких, контрастных красок и романтических образов стихий, моря и ветра. "Темница сырая" противопоставлена всем краскам свободного мира: Мы вольные птицы: пора брат, пора! Туда, где за тучей белеет гора, Туда, где синеют морские края, Туда, где гуляем лишь ветер... да я!.. Конец южной ссылки был связан со стихотворением "К морю" (1824). Образ моря неоднократно возникает в произведениях поэта. Гордая красота свободной стихии поражала воображение Пушкина. "Угрюмый океан", грозная прихоть обманчивых морей были для него символом абсолютной недоступной человеку свободы. Пушкин обращается к морю, как к живому существу. "Ропот заунывный", "зов его в прощальный час" были понятны лирическому герою стихотворения, пробуждали тайные желания, навевали воспоминания, погружали в философские размышления. В стихотворении "К морю" Пушкин вспоминает об открывшемся ему во время южной ссылки глубоком чувстве. В "Евгении Онегине" он пишет: Я помню море пред грозою! Как я завидовал волнам, Бегущим бурной чередою С любовью лечь к её ногам! Зовущее пространство моря всегда вызывало у Пушкина стремление к путешествию, к свободе, к расставанием с неподвижным берегом и скучной жизнью. Придет ли час моей свободы? Пора, пора! взываю к ней; Брожу над морем, жду погоды, Маню ветрила кораблей. Образ моря вызывает в воображении Пушкина картину одинокого скалистого острова, затерянного в океане. Здесь провёл остаток своих дней романтический герой, кумир современников Пушкина - Наполеон. Последний приют Наполеона, "гробница славы" - символ крушения честолюбивых надежд. Трагичен конец этой яркой жизни: "Там он почил среди мучений". Фигура Наполеона вызывает в сознании лирического героя образ другого "властителя дум" - лорда Байрона. Яркий талант поэта, незаурядная личность хромого красавца-аристократа, погибшего за свободу сражающейся Греции, был окутан романтическим ореолом. Твой образ был на нём означен, Он духом создан был твоим! Как ты могуч, глубок и мрачен, Как ты, ничем неукротим. Мысленно лирический герой вновь возвращается к теме свободы, могучей стихии, которая недоступна человеку. Воля людей всегда зажата обществом, в котором человек не может действовать спонтанно, по собственной прихоти. Так происходит в и деспотическом государстве, и в просвещённой монархии. Судьба земли повсюду та же: Где капля блага, там на страже Уж просвещенье иль тиран.
Необычайные трудности освободительной борьбы в условиях самодержавно- крепостнического правопорядка при политической инертности не только народных масс, но и обрадованного общества порождало противоречие между верой в достижение свободы и чувством одиночества и обреченности. Противоречие это получило свое разрешение в процессе работы Пушкина над южным поэмами, над рядом стихотворений, в которых скрадывалось историческое понимание понимание действительности ("Песнь о вещем Олеге", "Подражания Корану", "Разговор книгопродавца с поэтом"), в процессе работы над "Евгением Онегиным" и "Борисом Годуновым". В 1820 году Пушкин начинает, а в 1821 завершает работу над первой из написанных им на юге поэм - "Кавказским пленником". К 1821-1822 гг. относится отрывом из уничтожен ной по неизвестной причине поэмы, опубликованной под названием "Братья разбойники". В 1821-1822 создается "Бахчисарайский фонтан", а в 1824 - "Цыганы". Эти четыре произведения, независимые друг от друга по содержанию, связаны тесным внутренним единством со стороны проблематики, метода и жанра. Вместе с тем они очень близки лирике Пушкина этих лет. "Кавказский пленник" - романтическая поэма. В центре ее - "гонимый судьбой" современный человек, причем не государственный деятель, а простой человек. Пленник изображен в присудил ему "противуречиях страстей", остающихся к тому де неразрешенными. Изображение национально самобытного облика горцев в полное присущих им жизненных сил, подобно исторической и библейской лирике декабристов, было формой утверждения декабристского мировоззрения. Облик далеких от цивилизации людей Пушкин дает в "Бахчисарайском фонтане". Поэма черпает сюжет из крымской легенды о пленнице ханского гарема - польке. Главное - изображение цельных и внутренних характером Заремы и Марии. В "Цыганах" художественно полноценно осуществляется то, что в "Кавказском пленнике" получило недостаточно ясное и противоречивое выражение. Как и Пленник, Алеко бежит из родной ему среды, духовно мертвой и ставшей ему чуждой. Но он не противостоит экзотической среде - в вольном цыганском таборе и любви Земфиры он находит искомую полноту жизни, хотя и на время. Эгоизм Алеко раскрывается на основе внутренней логики его характера. Рабство его - внутреннее, психологическое.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 631; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.212.225 (0.009 с.) |