Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Статья Д.И. Писарева «Пушкин и Белинский».Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Дм. Ив. Писарев (1840 - 1868) - публицист и литературный критик, революционный демократ. О Писареве как представителе «реальной» критики: Другие представители: Чернышевский, Добролюбов, а также Некрасов, Салтыков-Щедрин. Печатные органы: «Современник», «Русское слово», «Отеч. записки» (с 1868 г.). Развитие РК: сер. 1850-х – кон. 1860-х гг. По мнению РК, литература должна проникнуться социально-политическими тенденциями своего времени, т.к. лишь в этом случае она станет выразительницей общественных потребностей. РК боролась за «партию народа» в литературе, т.е. за создание литературного течения, изображающего современную русскую действительность с позиций народа (крестьянства) и служащего делу его освобождения. Сторонники РК выступали прямыми оппонентами «эстетической» критики (Дружинин, Анненков, Боткин). Своеобразие лит.-критическое позиции Писарева можно понять правильно только с учетом ее значит. отличий от позиций Чернышевского и Добролюбова. Это отличие проявилось в равнодушии П. к такой теоретической предпосылке его предшественников, как метафизика и диалектика (Шеллинг, Фейербах). Он считает, что нынешнее время не благоприятствует развитию какой-л. теории. Ум требует фактов, доказательств. Ни одна философия, кроме материализма, не достойна внимания. Нем. классич. философии П. противоп. методологию естествознания и истории. Опирается на положения О. Конта, Фохта, Бюхнера, Молешотта. Представление о единстве физиологии и психологии. Писарев – революционный демократ, он не исключает возможность революционного преобразования русского общества. Самое полезное для общества сейчас – пропаганда ест.-науч. материалистических знаний, т.к. только они научат людей правильно понимать потребности св. природы и действовать так, чтобы их личная польза сочеталась с выгодой общества. Нужно создать массовый тип «мыслящего работника». Поколение «реалистов» сделает ненужными «лишних людей». Лит-ра должна быть подчинения требованию прямой пользы и «экономии умственных сил». «Кто не реалист, тот не поэт», - утверждает П. «Чистое искусство», напротив, бесполезно и вредно, т.к. отвлекает умственные силы общества от решения потребностей гражданской жизни. «Разбивая роман или повесть, я постоянно имею в виду не лит. достоинство дан. произведения, а ту пользу, кот. из него можно извлечь» (ст. П. «Роман кисейной девушки»). Любимые лит. герои П. – Базаров, Рахметов.
О ст. «Пушкин и Белинский»: Реализм должен истребить эстетику. Пушкин и его поэзия стали знамением и опорой неисправимых романтиков и литературных филистеров. К тому же он явно противопоставляет себя «трудовому» обществу (черни). Следует, развенчав Пушкина, лишить эстетиков этой опоры. Онегин скучает, по мнению критика, не от отсутствия сферы для д-сти, а от развратившей его волю праздности. Татьяна виновата в своем возникшем с первого взгляда чувстве к Онегину. Ленский становится у П. заурядным, чувственно влюбленным молодым помещиком. Т.о., «Онегин» - не энциклопедия русской жизни и никакой ценностью не обладает, т.к., в первую очередь, в нем обойден главный вопрос времени – крепостное право (на этом основании роману противопоставлено «Горе от ума»). Еще в меньшей степени выдерживает критику мысли пушкинская лирика, таящая под мнимо поэтической завесой незначительное, а то и вовсе пошлое содержание. С особой яростью П. обрушивается на пушкинские стихи 30-х гг. о поэте и поэзии, усматривая в них прямую проповедь асоциального «чистого искусства». В целом наследие Пушкина, рассмотренное с точки зрения насущной пользы, объявлялось отрицательным и вредным, а сам поэт – стилистом и версификатором.
Сейчас не представляет уже никакого труда указать на грубейшие ошибки в статьях Писарева, развенчивающих Пушкина. Писарев отождествляет Евгения Онегина с самим Пушкиным и свою оценку Онегина прямо переносит на поэта. Писарев рассматривает творчество Пушкина с абстрактно-просветительской точки зрения, а не исторически. Поэтому он не мог правильно объяснить творчество Пушкина.
П. довел до логического конца те тенденции, которые уже намечались с середины 50-х годов в связи с борьбой «пушкинского» и «гоголевского» направлений в русской литературе. «Новейшую литературу,- утверждал Писарев,- основал не Пушкин, а Гоголь. Пушкину мы обязаны только нашими милыми лириками, а под влиянием Гоголя сформировались Тургенев, Писемский, Некрасов, Островский, Достоевский, да, кроме того, произведения Гоголя дали решительный толчок нашей реальной критике».
Фрагменты из статьи «Пушкин и Белинский»: Статья представляет собой полемику с Белинским («Сочинения Александра Пушкина», статьи 8 и 5). Опубл. в журнале «Русское слово», 1865. В ст. две главы: о романе «ЕО» и о лирике Пушкина. Глава 1: Основной тезис: «Отношения Пушкина к изображаемым явлениям жизни пристрастны, его понятия о потребностях и о нравственных обязанностях человека смутны и неправильны. Весь "Евгений Онегин" – не что иное, как яркий пример самого бессмысленного сущ-ния. Все картины романа нарисованы такими светлыми красками, вся грязь действительной жизни так старательно отодвинута в сторону, что впечатлительный читатель должен вообразить себя счастливым обитателем какой-то Аркадии». К разбору "Онегина" Белинский приступал с благоговением. Посмотрим, насколько роман оправдывает восторги нашего гениального критика. Белинский: Евгений Онегин хоть и не гений, но недюжинный человек. Пушкин любит и уважает ЕО. При описании его характера и интересов Пуш. употр. «эластические слова» – непонятно, кто именно такой ЕО, П. недоволен, т.к. нет описания в ключе реализма. Белинский обманулся этими словами («ч е м же охлажден ум Онегина? К а к у ю игру страстей он испытал? Н а ч т о тратил и истратил он жар своего сердца? Ч т о подразумевает он под словом ж и з н ь, когда он говорит себе и другим, что жизнь томит его? Что значит, на языке Пушкина и Онегина, ж и т ь, м ы с л и т ь и ч у в с т в о в а т ь?»). Писарев последовательно, по главам, начинает разбирать роман Пушкина: Пуш. воспевает бобровый воротник ЕО. Следом он «воспевает все кушанья того обеда, которым занимается Онегин». П. едок. ЕО летит в театр и начинает чув-ть некое охлаждение к людям, добавляя, что и Дидло ему надоел. П. считает это «иронию на отрицание Дидло» смешной и ненужной. Потом «Пушкин превращает в поэтические предметы те гребенки, пилочки, ножницы и щетки, которые украшают кабинет» ЕО. «Введя своего героя в бальную залу, Пушкин весь предается воспоминаниям о ножках и рассказывает с неподражаемым увлечением, как он однажды завидовал волнам, "бегущим бурной чередою с л ю б о в ь ю лечь к ее ногам"». П. вспоминает романс «Ах, зачем я не бревно!» (в нем дама сидит на бревне и поющий сетует на то, что он не это бревно) и проводит аналогию с «неодушевленным предметом», приближающимся к женщине (эти самые волны, которым завидует лирич. герой). Онегин не был счастлив, т.к. был выше толпы. С этим соглашается Белинский и не соглашается П.: «Эта скука есть не что иное, как простое физиологическое последствие очень беспорядочной жизни». «Отношения Онегина к различным удовольствиям светской дани похожи, как две капли воды, на ваши отношения пудингу. Онегин всем объелся, и его от всего тошнит». «Если человек, утомленный наслаждением, не умеет даже попасть в школу раздумья и житейской борьбы, то мы тут уже прямо можем сказать, что этот эмбрион никогда не сделается мыслящим существом и, следовательно, никогда не будет иметь законного основания смотреть с презрением на пассивную массу» - о ЕО. «Отвращение Онегина к упорному труду составляет симптом очень печальный» (по поводу того, ЕО пытается что-то писать, но у него не получается, ему скучно). ЕО не удовлетворен ни одной книгой, ни одним трудом великих мыслителей, а значит, он глуп и высокомерен. Пушкин, по всей видимости, считает, что «чем человек умнее, тем больше он должен скучать». «По натуре своей Онегин чрезвычайно похож на Фауста, который в романе топит испанские корабли, а в жизни крушит русские зеркала». Вскоре оказывается, что «Онегин – совсем не "дух отрицанья, дух сомненья", а просто – коварный изменщик и жестокий тиран дамских сердец». Как только дядя заболевает, ЕО несется к нему – конечно, чтобы получить «презренный метал». Это мелко и гадко, по П. И снова ЕО скучает. Постоянная скука «доказывает не то, что он слишком много жил, мыслил и чувствовал, а совсем напротив -- то, что он вовсе не мыслил, вовсе не умеет мыслить». «Неотъемлемой собственностью Ленского остаются длинные черные волосы, всегдашняя восторженность речи и пылкость духа с достаточной примесью странности». «Пушкин уверяет, что беседы этих двух мыслителей чрезвычайно разнообразны» и не дает никакой конкретики. Хотя вот «о всевозможных предметах, очень мало относящихся к делу», автор рассуждает много. Скорее всего «Онегин и Ленский были совершенно не способны к серьезным рассуждениям». Ленский говорит о плечах и груди Ольги. За несколько слов о плечах женщины Базаров был прозван циником, а Ленскому это почему-то сошло с рук. Дуэль Л. И ЕО – верх «тупоумия» (весь удар состоял в том, что Ольга не пошла танцовать с Л. котильон. А не пошла она по той законной причине, что ее уже заранее пригласил Онегин). ЕО мыслит так: «Я должен убить моего друга, потому что, в противном случае, дураки, которых я презираю, будут шептать и смеяться». Но Пуш. считает, что мир держится «на пружине чести». Белинский оправдывает убийство ЕО Ленского, П. возмущ. ЕО снова страдает и говорит, что завидует больным и раненым. П. смеется над ним: «Ну, не шут ли он гороховый?» «Онегин – не что иное, как Митрофанушка Простаков, одетый и причесанный по столичной моде двадцатых годов». Татьяна «сразу», с первого посещения ЕО влюбилась в него, а «с первого взгляда люди влюбляются только в глупых романах». И в письме пишет несусветное: ты мне, О., являлся во сне, а значит, ты мне что-то должен. Ответная «речь О. направлена к тому, чтобы еще больше закружить и отуманить бедную голову Татьяны». И вот Т. увядает. На «ярмарке невест» Т. мечтами «в полях», а на деле выполняет все указания тетушек. Поэтому мечтания Т., по П., - пустые слова. Т. привыкла жить по искусственным правилам, почерпнутым из книжек и не в состоянии что-л. изменить. Она свыклась со своим печальным образом и считает долгом стать женой генерала и при этом «любуется своей неприкосновенностью и твердостью своего характера». При посл. встрече Т. отказывает О. в своем уважении, хотя любит его и любя, отталкивает. «Все эти противоречия доказывают совершенно очевидно, что она ничего не любит, ничего не уважает, ничего не презирает, ни о чем не думает, а просто живет со дня на день, разгоняя свою непроходимую скуку разными крошечными подобиями чувства и мыслей». «Статьи Белинского о Пушкине сами по себе были чрезвычайно полезны для умственного развития нашего общества; но как восхваления старого кумира принесли свою долю вреда». Хвала Грибоедову: Бельтов вместе с Чацким и Рудиным изображают собою мучительное пробуждение русского самосознания. Это люди мысли и горячей любви. Они тоже скучают, но не от умственной праздности, а оттого, что вопросы, давно решенные в их уме, еще не могут быть даже поставлены в действительной жизни. Время их прошло навсегда с той минуты, как сделалось возможным появление Базаровых, Лопуховых и Рахметовых; но мы, новейшие реалисты, чувствуем свое кровное родство с этим отжившим типом; мы узнаем в нем наших предшественников, уважаем и любим в нем наших учителей. Понятно, почему панегиристы Пушкина молчат о Грибоедове и недолюбливают Гоголя. И Грибоедов и Гоголь стоят гораздо ближе к окружающей нас действительности, чем к мирным и тихим спальням романтиков и филистеров. Глава 2: «Пушкин пользуется своею художественною виртуозностью как средством посвятить всю читающую Россию в печальные тайны своей внутренней пустоты, своей духовной нищеты и своего умственного бессилия». «Пушкин просто великий стилист, усовершенствование русского стиха составляет его единственную заслугу перед лицом русского общества и русской литературы». «Поэзия Пушкина - не поэзия, а археологический образчик того, что считалось поэзиею в старые годы. Место Пушкина в кабинете антиквария». «Произведения Пушкина оказываются вернейшим средством притупить здоровый ум и усыпить человеческое чувство». «Если всю эту рифмованную болтовню переложить на простой и ясный прозаический язык, то получится весьма тощий и бледный смысл». «Тупая чернь, очевидно, требует от поэта плодотворных мыслей; а поэт, неспособный мыслить, дает ей яркое описание мелких ощущений, которые всякому известны». «В так называемом великом поэте я показал легкомысленного версификатора, опутанного мелкими предрассудками, погруженного в созерцание мелких личных ощущений и совершенно неспособного анализировать и понимать великие общественные и философские вопросы нашего века».
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 4604; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.116.228 (0.014 с.) |