Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Творчество И.С. Тургенева в оценке «органической» и «эстетической» критики.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Аполлон Александрович Григорьев (1822 - 1864) - поэт, литературный и театральный критик, переводчик, мемуарист. О Григорьеве как представителе «органической» критики: Григорьев был единственным представителем «органической» критики. Прямых своих антиподов Г. видел в критике «реальной» и «эстетической». «Реальная» критика, рассматривающая текущую русскую литературу с позиций «партии народа», по мн. Г., признавала только относительные истины и идеалы, т.е. игнорировала интересы всечеловеческие, непреходящие. Г. также протестовал против умозрительно-рационалистического понимания худ сод-ния, присущего реалистам. «Эстетическая» критика, по Г., «проповедует дилетантское равнодушие к жизни и к ее существенным вопросам во имя какого-то искусства для искусства» («После "Грозы" Островского»). ЭК явл-ся «отрешенно-художественной». «Эстетики» видят в лит. явлении «нечто замкнутое», интересуются в основном «планом создания, красотой или безобразием подробностей», а Г-ва занимает нравственная позиция автора. Потом, Г-ву чуждо равнодушие ЭК к проблеме связи рус. пис-ля с народной нравственностью. Искусство – проявление и выражение устремлений всей нации, а не одной ее верхней прослойки. Основополагающие понятия критики Григорьева: «организм», «органичность», «живорожденность». Эти понятия сфокусировали предствления критика об искусстве, о нац. и истор. развитии, но они также питались и его демократизмом (отрицат. отн-ние к верхним слоям рус. общ-ва), шеллингианством, совмещенным с идеями Томаса Карлейля. Мир (чел-во) Г. счит-т единым организмом, органически же развивающимся. Это развитие улавливается историческим чувством цельности и единства жизни. Чел-к – отдельный национально-неповторимый организм, ищущий свой нравственно-эстетический и общественный идеал. Этот идеал Г. отождествляет с цельностью, естественностью и свободой, сохранившимися в патриархальном русском купечестве, а также в крестьянстве. Это, а также пафос нац.-русской «умственной самостоятельности» сближал Г-ва со славянофилами. Наиболее цельно воплощает «вечный идеал» нации (= народ) искусство. Ис-во скрепляет корни нац. жизни, указывает народу путь его нравственно-этического совершенства. Всех этих рез-тов ис-во достигает т. если его произведения «рожденные», а не «сделанные», т.е. если они неисчерпаемы и живут самостоятельно среди людей. Критик – полномочный представитель и выразитель чаяний нации, он, как и ис-во, есть «род органического проявления народной жизни». Гл. задача критики – отыскивать «органическую связь между явл-ми жизни и явл-ми поэзии». Началом органич. связи лит. с жизнью стало тв-во Пушкина. Он «пока единственный полный очерк нашей народной личности». П. впервые создал органические рус. типы. Григорьев различал в лит-ре после «Мертвых душ» и до пьес Островского 1850-х гг. три течения: «натуральную школу», эпигонско-лермонтовского течение (Авдеев) и течение, где лермонтовские элементы приняли гоголевскую форму (Тургенев 1840-х гг.). Все они были односторонними в своим отношении к рус. жизни: отрицая ее, представители этих течений не интересовались кровными, коренными ее началами и не уважали их. Так, Г-ву не нравилась позиция «фальшивой образованности» (поэма Тургенева «Андрей» и другие пр-ния 1840-х), при кот. жизнь уничижается ради некой развитой, но не понятой средой личности. Не близка ему и позиция разочарования, донашивающая лермонтовскую тоску. В 1850-х Г. сменит гнев на милость (см. дальше).
О ст. «И.С. Тургенев и его деятельность. По поводу романа "Дворянское гнездо"»: Первостепенными писателями рус. лит-ры с нач. 50-х гг. Григорьев наряду с Островским и Л. Толстым считал Тургенева. Творческую эволюцию Тургенева он рассматривает как постепенное приближение к органическому русскому типу, наконец явленному в лице Лаврецкого. Именно в романе «Дворянское гнездо», по Г., торжествует уже у Тургенева «органическая жизнь», а также и «неискусственный процесс зарождения художественной мысли, лежащей в основе создания». Лаврецкий, как и Белкин у Пушкина, - это победа над смущавшими Тургенева крайними, страстными, напряженными типами. Григорьеву особенно дорого в Лаврецком единство идеализма с «плотью, кровью, натурой»: «В нем столько же привязанности к почве, сколько идеализма». Называя Лаврецкого литературно-жизненным итогом всей «послепушкинской эпохи» и «представителем нашей», Г. в то же время не считает этот образ пределом рус. нац. типа, заявляя: «Надобно идти дальше. Вечно остаться при нем нельзя, иначе погрязнешь в тине» («Искусство и нравственность»). В ст-х о Тургеневе, творчески и человечески очень близком Г-ву (в истории Лавр. отразились драматические моменты жизни самого критика: развод, трагическое чувство к Леониде Визард), содержится множество тонких и точных наблюдений над особенностями тургеневского повествования и такими чертами тургеневского романа, как центростремительность структуры, эпизодичность, двойственное отношение ко многим героям, стремление к «поэзии». Фрагменты из статьи Григорьева: Если критик может раздвоиться, разделить как в самом себе, так и в общем сознании людей хаотическое, стихийное от разумного, он не должен ни бояться своих симпатий, ни насиловать себя самого, скрывая их от себя и от других. И в Григ., и во многих есть особая симпатия к Т. В чем зак-ся особ-сть его таланта? В св. ст. о Т. Дружинин назвал поэзией особенность его таланта (поэзия как противоп-сть чистому натурализму – простому изображению д-сти без идеала, без возвышения над нею). Г. согласен: у Т. сходство с Зандом, «единств. поэтом-идеалистом нашей эпохи». Хотя у него нет идеальной силы Пиччинино, Теверино. В его тв-ве есть неполнота и вследствие этого после некот. повестей Т. «ост-ся какое-то моральное раздражение вместо веры и удовлетворения» («Три встречи», отчасти «Затишье»). Видно, что личная жизнь и веяния жизни общей разбили в Т. веру в его поэтические стремления. Высоким описательным поэтом Т-ва делает тонкое понимание красот природы. Но невозможно тв-во без обращения к внутреннему миру ч-ка. У Т. внешняя описат-сть выступает ярче всего другого, и это обусловлено его душевным развитием. Т., как натура впечатлительная, подчинялся всем веяниям эпохи, кроме натурализма. Он начал с романтизма («Параша», «Помещик», «Три портрета»). Мрачная натура Лучинова, героя «Трех портретов», ужасает Т. и в нем происходит переворот, вслед-вие чего появляется тема «лишнего ч-ка» («Гамлет Щигровского уезда», «Дневник лишнего ч-ка»). Оба пр-ния – горькое сознание св. морального бессилия (аналогия с Пушкиным: у того появляется Белкин, запуганный предшеств. ему героями Сильвио и Германов). Выход из болезненного состояния мог быть т. 1, и вот у Т. появл-ся образ Охотника, а также ряд попыток сентиментального натурализма (= «натуральная школа», кот. увлек. раздраженно-мелочным и болезнен. отн-м к д-сти), порой неудачных. Т. «дал в себе самом нрава своему Белкину», развивал его дольше, чем Пушкин, и, думая быть искренним, впал в беспощадную борьбу с самим собой, со своими прошлыми, искусственно сложившимися идеалами. Следы этой болезненной борьбы рассеяны во всех его повестях и в «Рудине» (веяния, кот. разбили слабую натуру Гамлета Щ.у). На самом же деле он был и оставался романтиком. В «Рудине» Т., начавший критическим отношением к Р., увлеченный порывом старого сочувствия, прославляет в эпилоге то, к чему он пытался отнестись критически. Всё до эпилога была вымучено Т-вым насильственно. Он остался в каком-то странном нерешит. пол-нии относит-но старых и новых веяний, верный т. своей собств-й натуре, кот. как натура всяк. истин. поэта пугается требовательных современных теорий (он все-т. их не миновал). В этом и причина сильного влияния Т. на читателей и повторения одних и тех же недостатков. В пр-ниях его говорит живым голосом живая душа, а не логическая мысль и не одна внешняя сила таланта (искр-сть). Что душа его переживала, то он нам и давал. Анализ Т-ва – анализ целой эпохи. Другого столь полного представителя у нас нет. "Дворянское гнездо": форма страдает, разработаны т. отн-ния. Г. тем не менее любит роман: пр-ние хоть и «недоделанное, набросанные», но «неделанное и живое». 2 раза изобразил Т. отзыв великих философских веяний в жизни: в сцене свидания Лаврецкого и Михалевича, в кот. рисуется целая эпоха, и в эпилоге "Рудина". Михалевич-Рудин – Дон Кихот почтенный, Лаврецкий – Лежнев опоэтизированный. Смирение Лежнева и Лаврецкого (им дороже приобретенное, чем М. и Р.) - смирение действительное. Они тюфяки («байбаки») по натуре. Григ. цитирует место, в кот. рас-ся история измены жены Лавр. Здесь – ад страдания человеческого, кот. соединено с борьбой натуры грубой, звериной (но Л. ник. не ударил бы жену). С минуты появл. Лавр. мы знаем, что он будет жить, т.к. есть духовн. связь с Марфой Тимофеевной (она для него как няня для Пушкина), а значит, не умерла «святая любовь к почве, к преданиям, к родному быту». Высокое знач-е этого лица в его художественности, а значит, живое и раскрывает миросозерцание современной ему эпохи. Сравнивает «ДГ» с «Обломовым». Оценка «Об» негативная: там «сухие догматические темы», это «пр-ние чисто внешнего худ. дарования», «построено на азбучном правиле: возлюби труд и избегай праздности и лености, иначе впадешь в обломовщину и кончишь, как Захар и его барин». Недальновидные люди обрадуются этой теме и будут казнить обломовщину, но потом найдут ее в себе и в других. Так, «обломовщина» Лаврецкого «неотделима органически от его собственного бытия» - всё п.ч. он живое лицо, а не холод. отвлечение. В «Обыкн. истории», а также в «Сне Об.» - догматизм, антипоэтичность мысли (хотя Григ. нрав-ся «наполнение» сна). «Для чего же поднят весь этот мир с его настоящим и с его преданиями? Чтоб наругаться над ним во имя практически-азбучного правила». То, что показано в «СО», выше штольцевщины и адуевщины. Гончаров застрял в прошлом. Напротив, пр-ния Т-ва есть «развитие нашей эпохи». Он не боится «никаких крайних граней мысли», «беззаветно отдается» своим увлечениям. Его современные образы корнями уходят в прошлое. Док-во этому – история отца и деда Лаврецкого. Тип Лавр. д.б. воплотить в себе процесс «послепушкинской эпохи», но этого не произ. вполне. Что сказалось в «ДГ»? «Никаким нравственным правилом, никакою сентенцией вы на этот вопрос не ответите» (критика «Об») Т., прошедший через борьбу с идеалами, воплотил, наконец, живой положит. тип (загнанный, смиренный, простой ч-к уходит в пр.). В «ДГ» «вся умственная жизнь послепушкинской эпохи». Борьба идей заверш-ся в поэтических задачах тург-го типа победой жизни над теориями. Лавр. не Рудин, отрешенный от всякой почвы и д-сти, но и не Белкин, стоящий с д-стью в уровень, он живой человек, связанный с жизнию, почвою, преданиями.
(Дополнение по Гончарову от Недзвецкого для интересующихся: «Гончаров, кот. упоминается в статье «И.С. Тургенев и его д-сть», совершенно необоснованно представлялся Григорьеву сторонником чисто практического идеала – вроде Петра Адуева из «Обыкновенной истории». Не жаловал Григорьев и гончаровскую Ольгу, заявляя, что не она «героиня нашей эпохи». Эти явные и грубые ошибки Григорьева можно объяснить только его приверженностью к однажды избранному идеалу, заслонявшему для него всякий другой».) Павел Васильевич Анненков (1813-1887) – русский литературный критик, историк литературы и мемуарист.
Об Анненкове как представителе «эстетической» критики: ЭК – суждения о лит-ре с позиций «вечных» и «неизменных» законов искусства. Господствует в первую пол. 50-х гг. В своих философских взглядах представители ЭК остаются объективными идеалистами, в осн. гегельянцами. По политич. убеждениям они противники крепостнич. системы, экономич. и сословного подавления личности, мечтающие о реформировании России по образцу зап.-евр. стран, но выступающие против революц.-насильств. способов общественного прогресса. Глав. критерий статей А. – художественность. А. разделяет созерцание, «чувствование» и мысль. Если последние – удел науки, то задача ис-ва ограничивается созерцанием и «чув-ем». Критика первостепенное внимание д. обратить на «эстетическую форму, обилие фантазии и красоту образов», «постройку» произведения, а не на его «поучение», под кот. А. подразумевает социальную или политически-острую идею, позицию автора. Нормы чист. х-сти в отказе пис-ля от суб-личной трактовки д-сти (с позиций общественной группы, сословия, класса), т.к. она препятствует объектив. воспр. жизни в ее полноте. Ис-во – нравств. воспитатель общества (гуманизирующая роль). Анненкова в моральных цен-х ч-ка интересует их общий аспект вне соц. обстановки. Показательна в этом свете полемика А. с Черныш. по поводу повести Тургенева «Ася». На ст. Ч. «Русский человек на rendez-vous» А. ответил статьей «Лит. тип слабого ч-ка». Разлад героя повести между возвыш. стремл. и неспособ-ю претворить их в дело Ч. объяснял противоречивым соц. пол. таких людей: рус. дворянский либерал не может быть действенным борцом за общественный прогресс, потому что сам принадлежит к сословию, являющемуся гл. препятствие на пути этого прогресса. По А., герой принад. к тому типу людей, которые жаждут непреходящих нрав. ценностей, гармонии, свободы, красоты. Максимализм их нрав. потр-стей не позволяет им претворить жедаемое. И все-т. высота духовных стремлений делает именно этот тип единственно нрав. типом в СРЛ. А решит. натуры оттого и деятельны, что пренебрегают высокими идеалами и ищут утилитарных ценностей (купцы-самодуры Островского, чиновники С.-Щедрина).
О ст. «О мысли в произведениях изящной словесности (Заметки по поводу последних произведений гг. Тургенева и Л. Н. Т[олстого])»: Приступая к разбору произведений Тургенева, А. ставит задачу «открыть и уяснить себе художнические привычки и своеобразный образ исполнения тем». А., т.о., обращается к формальным приемам художника, не увязывая, однако, их совокупный содержательный смысл с конкретной концепцией произведения. А-ва интересует только одна грань лит. явл-ния – непреходящая и общая. Он склонен понимать худ-сть догматично и абстрактно. Но ведь в подлинном худ. пр-нии форма и сод., смысл непреходящий и современный, актуальный нерасчленимы.
После 1858 г. А. признался в устарелости своих идеалов (д-сть не соотв. им) В рецензии 1859 г. на «Дворянское гнездо» Тургенева А., сердечно сочувствуя Лизе Калитиной, Лаврецкому как высоконравственным героям, в то же вр. заявляет, что Т. до конца исчерпал излюбленный им мир образов и д. избрать новый путь, нов. типы и конфликты. Фрагменты из статьи Анненкова:
Из всех форм повествования рассказ от собственного (= первого) лица предпочитается писателями в первые эпохи их деятельности (Тургенев, Толстой). Рассказ от 1 л. освобождает автора от многих условий повествования 1) он становится в положение человека, не слишком озабоченного достижением предположенной цели; 2) он сам себе назначает границы 3) м. оправд-ся перед читателем в своих недоговорах, с ним всегда поступают снисходительно. Тургенев извлек из формы 1-го л. все, что она могла дать, хотя есть и погрешности. Встреч-ся у него довольствогероями и своим способом описания их. Иногда видны следы переработки - следствия той усиленной работы, которая придает какой-либо подробности верность математическую, но лишает ее жизненного выражения. Хотя жажда выразительности, свойств-ная молодым писателям, есть признак силы, если порождена способностью глубоко чувствовать (помимо Т., "Вечера на хуторе близ Диканьки"). Ранние рассказы Т. Цикл «Записки охотника» – форма помогла. Основная мысль каждого из рас-в требовала бы сложного и подробного развития. Но в нашу эпоху писатель ценит счастливую мысль более, чем труд. При этом в передаче мысли заключается скорее блестящее отстранение задачи, чем разрешение ее. Форма рассказа от 1 л. позвол. сжать событие в анекдот и обратить в простой случай слож. историю. При этом Т. вращает действующие лица по св. усмотрению. У Т. есть врожденная способность меткого наблюдения. Мастерство + поэтич. чув-во => яркие небольшие картины. Каждая подробность у Т. тщательно, в пов-нии ничего лишнего. Но всё это еще далеко не составляет высшей степени искусства. Наибольшим успехом пользуются юмористические рассказы Т (быть игривым в т.ч. позволять ему форма). Портреты отл-ся истиной и грацией. Оригинальные лица и предметы. Любовь к меткому выражению и лаконической заметке. Т. не принадлежит к школе чистых юмористов. В его повестях более насмешливости, чем наст. юмора, более остроумия, чем истинной юмористической веселости. Юмор у Т. идет об руку с поэзией, и часто веселая сцена переходит в тихое, поэтическое созерцание. У Т. врожденное чувство природы, оч. оригинальное. Он воспроизводит не общую картину явления, а отмечает его характерные черты. Наклонность к светлым явлениям (солнце, лето), не любит севера и поблекшей природы. Внешняя обстановка изящна. Каждая из повестей Т. имеет вид небольшого психического факта. Мысль Т. всегда скрыта в недрах произведения. В сдержанности его заключается не один простой расчет, а эстетическое чувство. Т. избегает роли повествователя (неудачен только рассказ «Три встречи»). Дидактика отсутствует и тогда, когда Т. обращается к пов-нию от 3-го л. Последние рассказы Тургенева. "Два приятеля" и "Затишье" (форма 3-го л.): тут ровнее и Вместо резких фигур – сложные физиономии, требующие мысли и творчества. Юмор избегает передразнивания. Поэтический элемент более ровно разлит по произведению. В обоих рас-х внимание на типе ч-ка с желаниями, но слабохарактерного, безвольного. Пересказ сод-ния рас-зов «Два приятеля» (Вязовнин - гл. герой, Крупицын – сосед, Верочка - жена Вязовина) и «Затишье» (Астахов - гл. герой, Ипатов - сосед, Маша и ее подруга Наталья Алексеева, в кот. влюблен Астахов, Веретьев - двойник Астахова). Недостатки Т.: 1) не до конца дописывает свои лица и образы (нужно догадываться). 2) не все лица и характеры совершенно оторваны от действительности и перенесены в искусство (ненужные житейские подробности).
Александр Вас. Дружинин (1824 - 1864). Дружинин признает сод-нием ис-ва только неизменные «идеи вечной красоты, добра, правды» и считает противопоказанными ему преходящие минутные интересы, проблемы текущей жизни, не приемлет в лит-ре социальной направленности (такую лит-ру он называет дидактической, в отличие от артистической, «вечной»). Д. считает, что Тургенев «ослабил свой талант», жертвуя современности. Сам критик признает сод-нием ис-ва только неизменные «идеи вечной красоты, добра, правды». Д. написал отзыв на «Повести и рассказы» Тургенева. Здесь мы найдем серьезный анализ пр-ний Т. в связи с русской жизнью, стремления к поэзии как характерной черты тургеневского таланта (поэзии как ориентации на общечеловеческие устремления бытия и тонкие душевные струны человека).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 439; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.129.141 (0.012 с.) |