Социально-философская проблематика «Стихотворений в прозе» Тургенева. Поэтика цикла. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социально-философская проблематика «Стихотворений в прозе» Тургенева. Поэтика цикла.



На протяжении всего творческого пути Тургенев стремился соединить свои философские и художественные искания, соединить поэзию и прозу. Это в совершенстве удается писателю в его последнем произведении — «Стихотворениях в прозе». За пять лет (1877—1882) было написано около восьмидесяти миниатюр, разнообразных по содержанию и форме, объединяющих вопросы философии, морали, эстетики. Написанные под конец литературной деятельности, «Стихотворения в прозе» в концентрированной форме выражают многолетние философские раздумья Тургенева, различные грани его духовного облика. Основа “Стихотворений в прозе”: жизнь и смерть; любовь как высшая форма бытия, внутри которой возможно слияние небесного и земного; религиозные мотивы и интерпретация образа Христа. Главной особенностью цикла стихотворений является слияние индивидуального и всеобщего. Лирический герой даже в самых сокровенных раздумьях выступает выразителем всечеловеческого содержания. Две грани проблемы воплощены в двух группах стихотворений. Мысль о трагическом одиночестве и беспомощности перед лицом смерти раскрывается в стихотворениях “Старуха”, “Конец света”, “Собака”, “Морское плавание”, “Соперник”. Обратившись непосредственно к анализу названных произведений, легко проследить эволюцию проблемы и наполнение ее новыми нюансами. Мысль о человеческом ничтожестве становится сквозным мотивом в цикле и в каждой лирико-философской миниатюре разрабатывается с дополнительными оттенками. “Старуха” в одноименном фрагменте олицетворяет судьбу и ведет человека только к могиле. Неотвратимость смерти — удел человека. Извечный ужас человека перед смертью приобретает в этом стихотворении совершенно пессимистический характер. Смерть становится единственной реальностью для индивида, взятого вне общественных связей, вне его социальности. Человек, выступающий здесь как биологическое существо, соотносит себя со вселенским миром. Перед его лицом он чувствует себя ничтожным и случайным. Трагическое олицетворение смерти, ее неизбежности уступает место пессимистическому толкованию. Это настроение катастрофичности бытия находит предельное выражение в стихотворение “Конец света” с подзаголовком “Сон”.В миниатюрах “Собака” и “Морское плавание” разрабатывается та же тема беспомощности и обреченности человека, но с новыми оттенками в развитии этого мотива. В стихотворении “Собака” человек и животное оказываются родными братьями перед лицом смерти, окончательного разрушения. Они объединяются общей сущностью, “трепетным огоньком” жизни и страхом потерять его. Человек, обладающий самосознанием, понимает трагическую участь всего живого на земле, а собака “немая, она без слов, она сама себя не понимает...” Но “одна и та же жизнь жмется пугливо к другой”. Солидарность человека с животным, готовность сострадать ему, тоже обреченному на гибель, — вот то новое, которое вносится в разработку этой темы “человеческого ничтожества” фрагментом “Собака”. В “Морском плавании” на пароходе два пассажира: человек и маленькая обезьянка, привязанная к одной из скамеек палубы. В призрачной мглистой пустыне моря, в полнейшем одиночестве они ощутили родство и радость при встрече друг с другом, какое-то успокоение: “погруженные в одинаковую бессознательную думу, мы пребывали друг подле друга, словно родные”. Человек и животное объединяются общей сущностью — волею к жизни, которая становится болезненной из-за постоянного изнуряющего страха перед неизбежностью окончательного разрушения. Написанные в конце жизни Тургеневым и являющиеся его своеобразным поэтическим завещанием, “Стихотворения в прозе” ярко характеризуют личность, мировоззрение и творчество знаменитого художника слова. Исследователи, занимающиеся изучением "Стихотворений в прозе" И.С. Тургенева, —вынуждены обозначать свою позицию относительно типа речи тургеневского цикла и считать его принадлежащим либо "прозаической" речи, либо - "поэтической", в результате чего создается впечатление, что речь идет о какой-то "переходной форме между поэзией и прозой". Поэтому проблема принадлежности цикла к тому или иному типу речи может считаться своего рода краеугольным камнем. Тем более что "камень" этот был заложен еще самим автором. Действительно, вопрос просто бы не стоял, если бы Тургеневым вместо этого цикла был написан еще один роман или создан цикл, состоящий из традиционно стихотворных произведений. поскольку ритм второй части ставит ее в один ряд с произведениями, прозаическими по типу речи, а ритм первой части имеет активную тенденцию к несовпадению с прозой, "Стихотворения в прозе" являются жанром поэтическим и принадлежат поэтической речи и поэзии как художественной системе. Применительно к творчеству И.С. Тургенева сложилась определенного рода "школа научного парадокса": исследователи тургеневской прозы ищут в ней "поэзию", а исследователи тургеневской поэзии ищут в ней "прозу".

45. Художественный мир поэзии и афористического творчества Козьмы Пруткова // Художественный мир драматической трилогии А. Сухово-Кобылина (анализ одной из пьес трилогии).

Своеобразной, противоречивой и во многих своих проявлениях

 

парадоксальной была идейная позиция выдающегося драматурга XIX в.

 

Александра Васильевича Сухово-Кобылина (1817-1903). В. Сухово-Кобылин был воспитан в традициях аристократического самосознания, и мысль об особом значении дворянской культуры была ему присуща в значительной степени. В трилогию входят: «Свадьба Кречинского», «Дело», «Смерть Тарелкина» Драматургия Сухово-Кобылина проникнута лиричным, субъективным началом. Ей совершенно чужд эпический элемент, который современники не без основания рассматривали как отличительную особенность драматургии Островского. Именно единство авторской мысли и последовательность выражения им своих чувств объединяют три его пьесы, разнородные по их жанровым особенностям, в драматический цикл - трилогию. Первая часть трилогии - комедия "Свадьба Кречинского" писалась в 1852-1854 гг. Она обрабатывалась в то время, когда писатель был обвинен в убийстве и подвергался аресту. Однако обличительный пафос в ней еще не достигает силы, проявившейся в последующих пьесах Сухово-Кобылина, обобщающих и осмысляющих пережитую им трагедию, - драме "Дело" (1861) и комедии "Смерть Тарелкина" (1869). В "Свадьбе Кречинского" настроения, порожденные судебным процессом, нашли уже свое выражение, хотя здесь они еще смягчаются юмором и изяществом стиля. Разочарованность писателя в светской жизни, характерная для него в годы, когда обрушившиеся на него несчастья показали ему пустоту и бессердечие высшего дворянского круга. выразилась в комедии в том, что Петербург рисуется в ней так город разврата и хищничества, опасный для простых душ, а попытка приобщиться к высшему

 

свету - как путь, ведущий к гибели. Кречинский - дворянин, по своему происхождению связанный с состоятельными и родовитыми слоями дворянства. Воспитанный в среде богатого

 

барства, Кречинский не привык стеснять свои потребности, ограничивать свои

 

страсти: разнузданный разгул, увлечение кутежами, картами - вот в чем

 

прошла его молодость. Студент Петербургского университета, блестящий франт

 

и кутила, Кречинский вращался в кругу высшей аристократии Петербурга

 

Разорившись, Кречинский со всей ясностью убедился в том, что и право

 

на праздную, беззаботную жизнь, и положение в свете дают только деньги.

 

"Порядочные люди и эти чопорные баре стали от меня отчаливать", -

 

констатирует он, подводя итог запутанности своих материальных дел. Деньги

 

становятся предметом его страстного стремления, добывание их - целью его

 

жизни. В период своей жизни, непосредственно изображенный в комедии,

 

Кречинский употребляет все усилия, чтобы через брак овладеть состоянием. Он

 

уверен, что бесчестный поступок - прикрытый браком грабеж - вернет ему

 

"честь" в высшем дворянском обществе. "Делаю, что называется, отличную

 

партию!

 

Сухово-Кобылин как бы намечает в своей комедии путь от верхних слоев

 

общества к его дну, от петербургских и московских салонов до проселочных

 

дорог и ночлежных домов. Блестящий светский щеголь, душа общества, друг

 

графов и князей, Кречинский видит себя в будущем то обладателем миллиона,

 

петербургским большим барином, то бездомным, нищим бродягой, преследуемым

 

полицией. Обе возможности вполне реальны.

 

Серьезное общественное содержание было заключено и в другом образе

 

пьесы - в комической фигуре Расплюева. Расплюев - агент, друг и сообщник

 

Кречинского, одной своей к нему близостью знаменующий степень падения

 

Кречинского. Расплюев готов предать Кречинского в тяжелый для него

 

момент. В последующих частях трилогии - драме "Дело" и комедии "Смерть

 

Тарелкина" - образ Расплюева совершает дальнейшую эволюцию. Опускаясь

 

морально все ниже, Расплюев становится сначала клеветником и доносчиком, а

 

зятем - полицейским чиновником, который стряпает "дела", производит

 

дознания, арестовывает и пытает свои жертвы.

 

Сухово-Кобылин рисует обеднение, деклассацию дворянства и обогащение

 

ловких предпринимателей как единый процесс. В его пьесе цинизм барина,

 

жаждущего легкой наживы, вступает в своеобразное соревнование с

 

хищничеством "именитых", уважаемых в обществе купцов. Сталкивая Кречинского

 

с Щебневым, а затем с Беком, Сухово-Кобылин изображает их конфликты Сухово-Кобылин рисует обеднение, деклассацию дворянства и обогащение

 

ловких предпринимателей как единый процесс. В его пьесе цинизм барина,

 

жаждущего легкой наживы, вступает в своеобразное соревнование с

 

хищничеством "именитых", уважаемых в обществе купцов. Сталкивая Кречинского

 

с Щебневым, а затем с Беком, Сухово-Кобылин изображает их конфликты состояло в том, что драматург, показал своих

 

героев как выражение социально-типических явлений предреформенной эпохи.

 

Традиционная комедийная развязка - появление полицейского чиновника и

 

разоблачение плута - приобретает в "Свадьбе Кречинского" новое значение.

 

Эта концовка связывает "Свадьбу Кречинского" со второй пьесой трилогии -

 

драмой "Дело". Полицейский чиновник, появляющийся в конце комедии и

 

"карающий" порок, защищает тот общественный порядок, который порождает ж

 

насаждает современные пороки. Бюрократия, по мнению Сухово-Кобылина, несет

 

такое зло, по сравнению с которым хищничество "частных лиц или ничтожеств"

 

представляется незначительным. Независимо от того, был ли у драматурга с самого начала его работы над

 

"Свадьбой Кречинского" замысел трилогии или он возник лишь в пору работы

 

над "Делом", первая его комедия давала возможности и основания для

 

написания подобного цикла.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 603; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.222.212.138 (0.045 с.)