Тема любви и смерти в романах Тургенева «Накануне» и «Отцы и дети». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема любви и смерти в романах Тургенева «Накануне» и «Отцы и дети».



Обыкновенно тургеневским скепсисом в отношении возможности (по крайней мере, скорого) социального возрождения России объяснят неожиданную раннюю смерть главного героя романа. Инсаров умирает на руках Елены в гостиничном номере в Венеции, так и не успев доехать до Болгарии, где он собирался стать во главе антитурецкого восстания. В обстоятельствах смерти Инсарова нет ничего героического, как вполне обыденна его болезнь, приведшая к ней: скоротечная чахотка, развившаяся из-за обычной простуды. Однако скепсис Тур имеет не только социально-историческую, но и более глубокую – философскую подоплёку. Это шопенгауэровский пессимизм, направленный против оптимистической идеи исторического развития. Спрашивая себя, за какую вину Инсаров наказан смертью, а она сама – утратой любимого человека. Тур в качестве главной причины смерти своего героя считает, что он виноват, как виновата Елена, в том, что оба они бросали вызов Мировой Воле, а значит, и Традиции, призывавшей покоряться её законам. Покорности они противопоставили волевой активизм, основанный, несмотря на его, внешне жертвенный характер, не на отречении от своего «я». Караются герои и за попытку соединить эгоистическое счастье чувственного наслаждения в любви и долг самоотверженного служения ближним. Долг есть долг, это, по Шопенгауэру, форма аскезы, поэтому никакие компромиссы с личным счастьем здесь невозможны. Сделав ставку на любовь, Елена и Инсаров, как герои любовных повестей, обрекли себя на страдания и гибель. Смерть Базарова от случайного заражения, так же как и смерть Инсарова от чахотки, есть реалистически-бытовое проявление мистического возмездия Мировой Воли, причем орудие возмездия, как и в повестях, становится любовь. Отрицание Бар любви как стихии, порабощающей человека, внешне напоминает отвержение её людьми долга. Как и для низ, для него человек, «поставивший всю свою жизнь на карту женской любви», как отзывается он о Кирсанове, долгие годы после смерти своей роковой возлюбленной Нелли продолжающей мечтать о ней и поэтизировать её образ, - проявляет постыдную слабость. Но если те боролись с любовью, отрекаясь от себя и принося жертву, то Баз борется с ней, ничем не жертвуя, а наоборот, все больше замыкаясь в своем эгоцентризме. Потому он не только не спасается от любви, но сам становится её жертвой.

34. Сказки М. Салтыкова-Щедрина: проблематика и поэтика // Роман Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы» (или «История одного города»): основные темы, персонажный мир, стилевое своеобразие.

«Сказки» М. Е. Салтыкова-Щедрина занимают особое место в русской литературе. Хотя их тематика схожа с тематикой произведений многих писателей, все же "Сказки" неповторимы благодаря своему художественному своеобразию и манере изложения. Щедрин использовал жанр сказки, чтобы избежать нападок цензуры, а также чтобы читателю легче было понять абсурдность ситуаций, изображенных в произведении. Иносказательная манера повествования дает большие преимущества. Ведь нейтральное повествование не создает живой картины человеческих пороков, не порождает отвращения к существующему строю. Мудрая простота сказки позволила автору изложить взгляды на проблемы, отношение к ним в сжатом, обобщенном виде, не утратив при этом их значимости и остроты. Кроме того, из всех жанров сказка наиболее близка народному пониманию. Для сатиры Щедрина обычными являются приёмы худ-ого преувеличения, фантастики, иносказания. Эти приёмы в своём развитии вели к появлению отдельных сказочных эпизодов и вставных сказок внутри пр-ний, что потом привело к циклу сказок. В сложном идейном содержании можно выделить три основные темы: сатира на правительственные верхи самодержавия и на эксплуататорские классы, изображение жизни народных масс в Царской России и обличение поведения и психологии обывательски настроенной интеллегенции. Обычно одна сказка затрагивает несколько тем. В "Сказках" писатель использует фольклорные элементы, исстари употребляемые народом в своем устном творчестве. Например, в зачине произведений Щедрин пользуется традиционным сказочным стилем: "жил-был пискарь...", "в некотором царстве, в некотором государстве жил-был помещик...". Часто встречается волшебство (например, чудесное исчезновение мужиков в "Диком помещике"). Волшебство (или фантастика) позволяет автору дать героям достаточную свободу действий, неограниченность возможностей. Писатель также употребляет пословицы, поговорки, просторечия: "кузькина мать", "курицын сын". Но наряду со сказочными, фольклорными, в "Сказках" присутствуют выражения, факты из современной писателю жизни: газеты "Весть", "Московские ведомости", латинская фраза "зшШе вйпШЪиз сигап1;иг". Героями "Сказок" являются представители разных социальных слоев: чиновники, помещики, генералы и, разумеется, мужики. "Сказки" Щедрина явились своеобразным итогом всего его предыдущего творчества. В них он затрагивает темы, которые волновали писателя на протяжении всей жизни и так или иначе раскрывались в его произведениях. йОдна из таких тем достаточно стара, о ней писали многие поколения русских писателей, и каждый, разумеется, находил в ней какую-то новую черту. Это тема взаимоотношений народа и власти. И Салтыков придает ей новое звучание, рассматривает ее под другим углом. По мысли автора, ничем не ограниченная власть частично лишает человека способности задумываться над своими поступками, над их последствиями, делает его ленивым, ни к чему не приспособленным, недалеким, ограниченным. Люди, облеченные властью, привыкают к ней и, не испытывая необходимости делать что-либо самостоятельно, постепенно деградируют. Таковы, например, генералы из "Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил", которые и не подозревают, что "булки не в том самом виде родятся, как их утром к кофею подают", что "человеческая пища в первоначальном виде летает, плавает и на деревьях растет". Они наивны и неосведомлены, оторваны от жизни народа, от тех самых мужиков, руками которых создаются все материальные блага, за счет коих и существуют правящие круги. Ту же беспомощность, паразитизм и никчемность мы видим и в "Диком помещике", где князь Урус-Кучум-Кильдибаев, оставшись без мужиков, оказывается даже не дикарем, а примитивным животным. А на человека он похож только благодаря тому, что его поддерживает в людском обличье Сенька. Щедрин призывает в своих "Сказках" к преобразованию русской действительности, к борьбе против произвола власть имущих. Но он не говорит об этом прямо, а использует для выражения своих идей сатиру, иро-. нию, гиперболу, гротеск, эзопов язык. Он высмеивает общественные пороки, тем самым привлекая к ним внимание. Щедрин создает в своих произведениях преувеличенные, гротескные образы. Собраны все самые крайние проявления тех отрицательных черт, на которые он хотел бы обратить взгляд читателя. Сатирические образы героев подчас даже уродливы, вызывают чувство отвращения, и читатель начинает понимать ужасное положение народа в российской действительности. У общества с такими порядками и нравами нет будущего, если оно не способно изменяться. Например, в "Диком помещике" высмеивается невежество самого помещика, его абсолютная уверенность в своем превосходстве над мужиком, неспособность народа сопротивляться. В "Премудром пискаре" -- страх перед сильным, безволие либеральной интеллигенции. Типичные черты различных социальных слоев общества Щедрин наиболее полно раскрыл в сказках о животных. Их действующие лица - птицы, звери, рыбы. В их манерах, поведении угадываются человеческие характеры. Под аллегорическим описанием произвола, творящегося в мире животных, мы видим российскую жизнь со всеми ее неприглядными особенностями. Например, в "Медведе на воеводстве" звери называются "лесными мужиками". В каждом животном Салтыков-Щедрин собрал различные черты определенных типов людей. Вот некоторые из них: глупость Осла, неповоротливость, грубая и безумная сила Топтыгина. Эти свойства перекликаются с фольклорными представлениями об этих животных. Сочетание аллегорического и реального смысла усиливает остроту сатиры. Не случайно Щедрин изображает высших чиновников под маской хищных зверей, которые разбойничают в своих владениях и ничего другого по природе своей делать не могут. Они действуют по принципу: управлять -значит опустошать, губить, разорять, грабить, учинять "особливые кровопролития". Чиновники, приезжающие на места, ничего не соображают в вверенном им деле, не пытаются вникнуть в него; они привозят с собой какие-то свои заготовки, идеи, проекты, которые подчас не соответствуют существующему положению, особенностям данной местности, края. Это хорошо проиллюстрировано сказкой "Медведь на воеводстве". Медведи приезжают с целью разорять, уничтожать, осуществлять "кровопролития" и считают, что в этом-то и состоит смысл и предназначение власти. А что же народ? А народ не видит в действиях власти ничего чудовищного, это для него нормально, обычно, повседневно, так, как было испокон веков. Народ безропотен, подчиняется любому приказу свыше, так как считает это единственно возможным поведением. И эта готовность народа исполнять все прихоти доведена Салтыковым-Щедриным порой даже до абсурда. В отличие от других писателей, Салтыков-Щедрин сатирически изображает не только помещиков и генералов, но и крестьян. Ведь в мужиках он видел невостребованную огромную силу, которая могла бы изменить существующий строй, создать благоприятные условия для жизни народа, если ее пробудить. Но для этого нужно убедить мужика, что нельзя мириться с господством "диких помещиков", градоначальников, воевод, нужно бороться за свои права. "Сказки" Салтыкова-Щедрина, различные по своей проблематике, показывают нам картину русской жизни, современной писателю. Щедрин изображает с помощью различных приемов иносказания господствующий класс и народ, паразитизм одних и покорность других, эгоизм и малодушие людей. Лаконичность, четкость, безжалостная сатира, доступность простому народу сделали "Сказки" одними из самых значимых произведений XIX века. Многие проблемы, обозначенные в них, существуют и в наше время. И поэтому сатира Щедрина остается актуальной до сих пор.

35. Поэтика физиологического очерка (физиологический стиль) в творчестве беллетристов-шестидесятников: «Подлиповцы» Решетникова // «Очерки бурсы» Помяловского // Народные рассказы Н. Успенского.

В условиях первой революционной ситуации 1859-1861 гг. складывалось оригинальное течение демократической беллетристики, представленное плеядой писателей-разночинцев – Помяловским, Слепцовым, Успенским, Решетниковым, Левитовым. Их назыают беллетристами – шестидесятниками. Начало данной беллетристике положено Успенским. За ним последовал Помяловский с произведением «Данилушка», а в 1861-1862 начали свой путь Решетников, Левитов, Глеб Успенский. Большинство своих пр-ний они публиковали на страницах «Современника» и «Отечественных записок», «Русского слова» и «Дела». В пр-ниях Помяловского, Решетниковавстречаются случаи увлечения жаргонами и диалектами, натуралистическими зарисовками быта и сцен, но это объяснялось самой жизнью и становилось особенностью их реализма. Например, Помяловский натуралистический цинизм своих некоторых описаний бурсы объяснил именно цинизмом самой жизни. Решетников говорил, что в «Подлиповцах» описал бурлацкую жизнь с целью хоть сколько-нибудь помочь этим бедным труженикам. Народная беллетристика 60-х гг. взывала к совести русского образованного общества. Помяловский вошёл в русскую лит-ру как основоположник социально-психологической повести, в центре которой – образованный разночинец.В его пр-ниях тавятся важные общественные вопросы. Передовая критика и публицистика сблизили бурсу с царской тюрьмой, а «Очерки бурсы» с «Мёртвым домом» Достоевского. Характерны оценки бурсацкой жизни и бурсацкой педагогики у Помяловского. Он проникает во всё то, что оподляет дух учебного заведения. Его интересует, как в бурсе формирутся «отвратительные гадины» (Тавля), «дикие характеры» (Гороболагодатский). «Мертвящая долбня», проникающая в кровь и кости ученика, «растлевающая сила хорового начала», подлая власть товарища над товарищем, душевное отупение – так определяет автор сущность бурсацкого воздействия на человека.Решетников первый доказал, что простонародная жизнь даёт достаточно материала для романа. Художественная структура романов Решетникова, их идейно – психологическая направленность, вся их поэтическая атмосфера глубоко отличны от худ-ой системв Григоровича, хотя Реш воспользовался его опытом в изображении быта. Дети Пилы и Сысойки в «Подлиповцах», пройдя щколу вольнонаёмного труда и городской жизни, начинают осознавать свои интересы и думать над общим устройством жизни. «Пошто не все богаты?» - таким вопросом молодых полиповцев завершается знаменитая повесть Решетникова. Трагическая судьба Пилы и Сысойки сменяется в конце повести уже не трагической судьбой их детей, ставших грамотными рабочими.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 565; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.209.95 (0.005 с.)