Поэтика Тургеневского романа. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Поэтика Тургеневского романа.



В 1856 г. Публикацией романа «Рудин» Тургенев открывает серию произведений, написанных в этом новом для него жанре. Далее следуют «Дворянское гнездо», «Накануне», «отцы и дети», «Дым», «Новь».

Как и в повестях, в романах Тургенева большое место уделяется любовной теме, которая, однако,всегда даётся в сплетении с исторической темой, а точнее с темой смены поколений. Каждый Тургеневский роман-это своеобразный отчёт об определённой эпохе русской истории, а взятые вместе они могут с полным правом называться художественной летописью жизни русской интеллигенции 30-60 годов 19 века. Пробуждение у Тургенева интереса к злободневной исторической тематике находится в прямой связи с переменами, начавшимися в России после смерти в 1855 году Николая 1. На смену авторитарному правлению приходит более мягкое и более открытое Европе правление Александра 2. Прогрессивные начинания оживили надежды западников. Вновь воскресла их вера в возможность исторического прогресса.

Первые 3 романа Тургенева посвящены ещё «николаевскому времени», но происходящее в них изображается как предчувствие того, что случится после 55 года- эпохи великих реформ Александра. В этом смысле название третьего романа «накануне» можно считать общим для всей «николаевской» трилогии. Вера Тургенева в движение истории опиралась на представление о значимости отдельной человеческой личности, являющейся её творцом. Это представление нашло отражение в композиционной выделенности главного героя романа у Тургенева, который к тому же значительно превосходит масштабом всех остальных героев и словно возвышается над ними. Исключение составляет только главный женский персонаж, который так же по-своему выделен среди персонажей второго ряда. Его функция- проверка состоятельности героя и «суд» над ним в случае, если он не вполне и не во всём соответствует возложенной на него исторической миссии. Чаще всего такая проверка осуществляется в ситуации, обозначенной Чернышевским: состоятельность героя проверяется его способностью выдержать испытание любовью. Разумеется, речь идёт о любви нового типа, чувственной и раскрепощённой, но поскольку герой претендует на статус «нового человека», не скованного историческими традициями, он и должен быть подвергнут такого рода испытанию.

Едва ли не каждый их главных героев тургеневских романов соотнесен с типом Гамлета и Дон Кихота – классических литературных персонажей, характеры вторых послужили основой для оригинальной тургеневской характерологии. В интерпретации Тур. Гамлет – это умный, образованный, обладающий тонким эстетическим вкусом человек, но вместе с тем болезненный эгоцентрик, предельно зафиксированный на себе. Дон Кихот, по мнению Тур., во всем противоположен Гамлету. Он – прирожденный альтруист, всего себя готовый отдать идеалу, которому служит, ни на минуту не сомневаясь в его истинности.

Гамлет в тургеневском его понимании напоминает байронического героя и во многом повторяющих и к нему восходящих «лишних» людей, таких как Онегин, Печорин, а из Тургеневских- Чулкатурин из «дневника Лишнего человека» и Гамлет Щигровского уезда из «Записок Охотника». Дон Кихот же –это соединение типа возвышенного романтика и отчасти нового человека, некогда намеченного в образе Андрея Колосова. Отражает эта Тургеневская Характерология и социально- исторические воззрения писателя: читателям-современникам не составляло труда понять, что Гамлет- это символ русской дворянской интеллигенции с её высоким уровнем образованности. Дон Кихот- символ молодого, гораздо менее культурного, но гораздо куда более мобильного поколения разночинцев, которые как раз в середине века вышли на авансцену русской общественной жизни с которыми Тургенев в тот период связывал наджеды на её результативное преобразование в духе новооевропейских идеалов.

Проблема «героя времени» в романах Тургенева «Рудин», «Дворянское гнездо», «Накануне». Мастерство Тургенева-романиста. Повести о лишнем чел-ке, написанные в 50х гг. явл. прологом к «Рудину» (1855). Тург. задавался «?»: что м/сделать дворянин в совр. условиях, когда надо решать конкретные вопросы. Рудин – образованный чел-к, но он не замечает, что не понимает людей. Он не м/выдержать испытания любовью. Наталья по неопытности решила, что пылкие речи Рудина и есть дей-я, но это б/не так. Жизнь Рудина клонилась к закату. Его сердце очерствлено образованностью, он все анализирует и сравнивает. Даже после объяснения с Натальей он долго анализирует счастлив он или нет, хотя это д/б быть понятно и так. После краха их романа Рудин начинает заниматься приктич. делами. Но сразу замахивается на невыполнимое - сделать реку пригодной д/судоходства, перестроить систему преподавания в гимназии, он парит в облаках. Лежнев – его антипод, он наоборот жмется к земле. В финале Рудин гибнет на парижских баррикадах 1848 г. Это бессмысленный конец, т.к. жизнь Рудина бессмысленна. «Дворянское гнездо» (1856-58) – последняя попытка Тург. найти героя среди дворян. Тург задавался «?»: способно ли дворянство накануне реформы сыграть ключевую роль в рус. истории. Лаврецкий не так как Рудин испорчен образованием. В нем соединены лучшие кач-ва Рудина и Лежнева – мечтательность и практичность. Лаврецкий исцеляется от влияния света. Его счастье с Лизой неполно – они оба мучаются чув-вом стыда от неправомерности их счастья (из-за плохой жизни народа). Их разрыв явл. д/них наказанием за это. В финале Тург. делает вывод, что дворянство не м/ничего сделать, он приветствует поколение разночинцев, идущее ему на смену. В 3м романе трилогии – «Накануне» (1860) Тург. героем избирает болгарского революционера Инсарова. Вся его жизнь направлена на освобождение Болгарии. Юная Елена олицетворяет Россию накануне перемен. На нее претендуют молодой ученый Берсенев, скульптор и живописец Шубин, чиновник Курнатовский и революционер Инсаров. И Елена (т.е. Россия) выбирает революционера. Инсаров только тогда отвечает Елене взаимностью, когда убеждается, что она пожертвует всем ради Болгарии. Но мать Елены несчастна, что дочь уехала в Болгарию. Елена задается вопросом стоит ли горем матери платить за идею (т.е. за свободу Болгарии). В конце оба они приходят к выводу, что любовь и борьба несовместимы. «Накануне» - роман о порыве России к переменам. Тург. проводит такую мысль: болгары (по словам Инсарова) все – от князей до крестьян готовы пожертвовать всем ради свободы родины. Тург. призывал к единству. Добролюбов в статье «Когда же придет настоящий день?» противопоставил задачи болгар и русских: у Болгарии внешние враги, у России – внутренние. Тург. б/категорически не согласен, просил Некрасова не печатать эту статью, а когда ее опубликовали порвал с «Современником» навсегда.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-14; просмотров: 743; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.56.45 (0.004 с.)