Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Эстетическая и литературно-критическая концепция Н.Г. Чернышевского.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Николай Гаврилович Чернышевский начал свою критическую деятельность с изложения своей целостной теории искусства и историко-литературной концепции. В 1855 году он защитил и опубликовал магисрскую диссертацию «Эстетические отношения искусства к действительности». [об этом внятно, но довольно марксистско у Кулешова. с.210 --..., в файле это с. 108] Чернышевский выступал довольно последовательным противником «эстетической» критики (Дружинина, Анненкова, Боткина). Основное разногласие: Допустима ли в критике «вся жизнь», все разнообразие социально-политических конфликтов (т.н. «злобы дня») + должна ли быть критика социально-идейной. Эстетическая критика отвечала на этот вопрос отрицательно: соц-политическая деятельность, или как называли ее оппоненты тенденциозность противопоказана искусству, нарушает основное требование художественности – объективность. Боткин: «Политическая идея – могила искусства». Чернышевский: Литература не только может, но и должна проникнуться социально-политической обстановкой своего времени, т.к. она должна стать выразиттельницей назревших общественных потребностей. основной потребностью народа Чернышевский видел отмену крепостного права. Такое воззрение Чернышевского уходит корнями в неприятие немецкой идеалистической эстетики (Бодается в диссертации с Гегелем, Кантом и Фишером). Из лекции Зыковой: "Эстетическое устройство" -- диссертация, которая впервые стала восприниматься как литературный факт, на нее реагировали писатели. До него такой резонанс вызвала дисс Надеждина (по философии). Чернышевский пытался объяснить, что романтизм -- это Средние века, что "Дон Кихот" -- смерть романтизма. Основные идеи диссертации: В ней последовательно перечисляются и отрицаются основополагающие эстетические тезисы, которые казались априорными, из которых исходили всегда как писатели, так и публика, начиная с Платона. Чернышевский имеет в виду в первую очередь литературу. "Нарисованное яблоко не может быть так вкусно, как настоящее" -- анекдот о смысле диссертации. Тезис 1: Никакой творческой фантазии не существует. Человек якобы в своем сознании отражает зеркально предстающие перед ним объекты и ничего с этими объектами в сознании художника не происходит: нет обобщения, осознания. Т. е. Художник ничего не проделывает со своим опытом. Типизация – не порождение искусства, а порождение самой стихийной жизни. Искусство воздействует на человека через образы и общий тон, пафос произведения. История говорит о жизни человечества и жизни общества, искусство – об индивидуальной жизни человека. В постромантическом искусстве основное прием -- типизация объектов. Тезис 2: Если необходимо выстраивать иерархию, то Жизнь важнее Искусства. Искусству отводится роль передатчика информации, комментария к действительности. Искусство – «учебник жизни», сокращенная ее версия, изложение, приговор над действительностью Пейзаж есть только рамка для группы людей, второстепенный аксессуар. В 19 веке много споров в формате поэтических восклицаний, что же из этого важнее. В 30е годы: поэт -- пророк, искусство выше науки, опирающейся на эмпирический эксперимент. 60е: поэт может подметить некоторые жизненные явления раньше, чем чем они войдут в общество. "Вы пройдете мимо Базарова и не заметите". # беллетрист может только растолковать то, что раньше пришло в голову философам. #сомнение писателя в своем статусе, поиски себя в жизни, а не в выдуманном мире. [Например, в биографии Толстого. Он пытается быть землевладельцем, открывает школу. Жизнь Толстого в 50-60е годы -- жизнь кипит. Достоевский хочет себя видеть в качестве редактора журнала "Время и эпоха". Некрасов -- редактор]. Тезис 3: Общее место европейской культуры 19 века, социальный характер представления о красоте. Для европейской мысли 50х годов это не откровение, до этого первые работы Маркса (40е). Намерение решить, чей эстетический идеал наиболее важен. Значит, эстетический идеал становится чем-то условным. Поиски эстетического идеала. Обсуждает представление о женской красоте. Дворянская и крестьянская эстетика может сталкиваться в одном тексте, они сильно контрастируют друг с другом стилистически.
Выжимки из диссертации: Автору кажется, что бесполезно толковать об основных вопросах науки только тогда, когда нельзя сказать о них ничего нового и основательного, когда не приготовлена еще возможность видеть, что наука изменяет свои прежние воззрения, и показать, в каком смысле, по всей вероятности, должны они измениться. Но когда выработаны материалы для нового воззрения на основные вопросы нашей специальной науки, и можно, и должно высказать эти основные идеи. Уважение к действительной жизни, недоверчивость к априорическим, хотя бы и приятным для фантазии, гипотезам, вот характер направления, господствующего ныне в науке. Автору кажется, что необходимо привести к этому знаменателю и наши эстетические убеждения, если еще стоит говорить об эстетике.
Все сферы духовной деятельности подчинены закону восхождения от непосредственности к посредственности. Вследствие этого закона [абсолютная] идея, вполне постигаемая только мышлением (познавание под формою посредственности), первоначально является духу под формою непосредственности или под формою воззрения. (БУДЕТ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНО ОТВЕРГАТЬ ВСЕ ПОСТУЛАТЫ ЭСТЕТИКИ) О прекрасном: Прекрасное [у Гегеля] является только "призраком", проистекающим от непроницательности взгляда, не просветленного философским мышлением, перед которым исчезает кажущаяся полнота проявления идеи. [Прекрасное – единство идеи и образа] По Гегелю: "Прекрасно то существо, в котором вполне выражается идея этого существа" -- в переводе на простой язык будет значить: "прекрасно то, что превосходно в своем роде; то, лучше чего нельзя себе вообразить в этом роде"... Роза прекрасна; но только "хорошая", свежая, неощипанная роза. Но не все превосходное в своем роде прекрасно; крот может быть превосходным экземпляром породы кротов, но никогда не покажется он "прекрасным". Определение [Гегеля] прекрасного, как полного соответствия отдельного предмета с его идеею, слишком широко. Мы даже никак не можем представить себе, чтобы все оттенки человеческой красоты совмещались в одном человеке. Но "прекрасно нарисовать лицо" и "нарисовать прекрасное лицо" -- две совершенно различные вещи. Самое общее из того, что мило человеку, и самое милое ему на свете -- жизнь; ближайшим образом такая жизнь, какую хотелось бы ему вести, какую любит он; потом и всякая жизнь, потому что все-таки лучше жить, чем не жить: все живое уже по самой природе своей ужасается погибели, небытия и любит жизнь. И кажется, что определение: "Прекрасное есть жизнь"; истинная жизнь -- жизнь ума и сердца. Она отпечатывается в выражении лица, всего яснее в глазах -- потому выражение лица, о котором так мало говорится в народных песнях, получает огромное значение в понятиях о красоте, господствующих между образованными людьми; и часто бывает, что человек кажется нам прекрасен только потому, что у него прекрасные, выразительные глаза. Три различные формы, в которых существует прекрасное, следующие: прекрасное в действительности (или в природе) [как выражается гегелевская школа], прекрасное в фантазии и прекрасное в искусстве (в [действительном бытии], придаваемом ему творческою фантазиею человека). Есть разные идеалы женской красоты: Работа не даст разжиреть: если сельская девушка толста, это род болезненности, знак "рыхлого" сложения, и народ считает большую полноту недостатком; у сельской красавицы не может быть маленьких ручек и ножек, потому что она много работает,-- об этих принадлежностях красоты и не упоминается в наших песнях. Совершенно другое дело светская красавица: уже несколько поколений предки ее жили, не работая руками; при бездейственном образе жизни крови льется в оконечности мало; с каждым новым поколением мускулы рук и ног слабеют, кости делаются тоньше.... ð красота в в реальной действительности, неизбежно конечной и преходящей, отсутствует или весьма несовершенна. Она существует только в творческих созданиях художника: красоту воплощает художественное произведение. Нельзя не прибавить, что вообще на природу смотрит человек глазами владельца, и на земле прекрасным кажется ему также то, с чем связано счастие, довольство человеческой жизни.
Из определения "прекрасное есть жизнь" будет следовать, что истинная, высочайшая красота есть именно красота, встречаемая человеком в мире действительности, а не красота, создаваемая искусством; происхождение искусства должно быть при таком воззрении на красоту в действительности объясняемо из совершенно другого источника; после того и существенное значение искусства явится совершенно в другом свете. Прекрасен тот предмет, который высказывает в себе жизнь.
О возвышенном: Господствующая эстетическая система дает нам два определения возвышенного, как давала два определения прекрасного. "Возвышенное есть перевес идеи над формою", и "возвышенное есть проявление абсолютного". 1) "Возвышенное есть перевес идеи над формою", – НЕВЕРНО. Правда, безобразное бывает возвышенным, когда оно ужасно; правда, туманная неопределенность усиливает впечатление возвышенного, производимое ужасным или огромным; но безобразное, если оно не страшно, бывает просто отвратительно или некрасиво; туманное, неопределенное не производит никакого эстетического действия, если не огромно или не ужасно. Безобразием или туманною неопределенностью характеризуются не все роды возвышенного; безобразное или неопределенное не всегда имеет характер возвышенного. 2) «возвышенное есть проявление абсолютного" -- Гроза -- одно из величественнейших явлений в природе; но необходимо иметь слишком восторженное воображение, чтобы видеть какую бы то ни было связь между грозою и бесконечностью. Надобно прибавить, что вместо термина "возвышенное" (das Erhabene) было бы гораздо проще, характеристичнее и лучше говорить "великое" (das Grosse). О том, что "возвышенность" -- следствие превосходства над окружающим, говорится у Канта и вслед за ним у позднейших эстетиков [у Гегеля, у Фишера].
О трагическом: Понятие трагического в немецкой эстетике соединяется с понятием судьбы, так что трагическая участь человека представляется обыкновенно как "столкновение человека с судьбою", как следствие "вмешательства судьбы". Понятие судьбы обыкновенно искажается в новых европейских книгах, старающихся объяснить его нашими научными понятиями, даже связать с ними, потому необходимо представить его во всей чистоте и наготе. Оно через это избавится от несообразного смешения с понятиями науки, в сущности ему противоречащими, и выкажет всю свою неосновательность, которая прячется при новейших переделках его на наши нравы. Трагическое есть ужасное в человеческой жизни, [страдание и погибель]. о комическом: определением комического [по Гегелю] -- "комическое есть перевес образа над идеею", иначе сказать: внутренняя пустота и ничтожность, прикрывающаяся внешностью, имеющею притязание на содержание и реальное значение, -- с эти с оговорками он готов согласиться. И т.д. до бесконечности. ОСНОВНОЙ ПОСЫЛ ДИССЕРТАЦИИ: 1) Цель искусства Необходимо не просто создавать прекрасное само по себе, нужно менять саму жизнь, согласно представлениям человека об идеале. Искусство в своем поиске прекрасного непременно зависит от жизни. Необходимо делать прекрасным сам источник прекрасного -- жизнь. 2) Новый предмет в искусстве по Чернышевскому: человек. Необходимо воспроизвести общеинтересные жизненные коллизии в индивидуально-наглядном виде. 3) О художественности: художественность не должна быть объективна! она должна отражать векторы о обществе. Только выдержанность идеи создает художественность, дает единство!
ПРИМЕРЫ РЕАЛИЗАЦИИ 1) «Что делать?» -- утопичность сна Веры Павловны. + роман написан ради популяризации известных идей. Образы читателя и читательницы. Образ читателя (настырный, не хочет ничего понимать, порой едкий), читательница же наоборот с интересом внемлет. 2) Анализ «Бедности не порока» Островского через определенную призму: например, присутствие ряженных раздражает Чернышевского, т.к. это проявление отсталости, архаики => автор не стремился показать прогрессивность. Зачем это вообще нужно, если оно не выражает никакой идеи, выглядит «приторным прикрашиванием того, что не должно быть прикрашено», упрекает Островского в «слишком длинно» и т.д.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 694; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.14.208 (0.008 с.) |