Философская проблематика в лирике Пушкина 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Философская проблематика в лирике Пушкина



 

В лирике Пушкина конца 20-х годов стремительно нарастают философские мотивы, раздумья о жизни и смерти, покаянные настроения, предчувствия новых бурь и тревог:

В стихотворении " Дар напрасный, дар случайный…", помеченном 26 мая 1828 (день рождения поэта), Пушкин пытается понять, зачем Творец наделил его сердце страстью, ум сомненьем, если жизнь "судьбою тайной… на казнь осуждена".

"Цели нет передо мною:Сердце пусто, празден ум,И томит меня тоскоюОднозвучный жизни шум".

Поэт вспоминает "безумных лет угасшее веселье", сравнивает прошлое и настоящее, но помнит и ценит, прежде всего, "печаль минувших дней". Свой путь он представляет полным труда и горя. Но на этом пути главным чувством все-таки оказывается не беспросветность, а надежда: "Но не хочу, о други, умирать; / Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать". Искусство, любовь, надежда на лучшее будущее – утверждению этих ценностей посвящена "Элегия" (1830):

"Порой опять гармонией упьюсь,Над вымыслом слезами обольюсь,И может быть – на мой закат печальный Блеснет любовь улыбкою прощально"й.

Размышлениям о неизбежной смерти и о ценностях, которые человек может сохранить перед ее лицом, посвящена другая элегия " Брожу ли я вдоль улиц шумных…" (1829):

"Я говорю: промчатся годы,И сколько здесь ни видно нас,Мы все сойдем под вечны своды –И чей-нибудь уж близок час".

Стихи прекрасны удивительной щедростью пушкинского сердца, способного приветствовать жизнь, уже ничего не требуя от нее для себя:

И пусть у гробового входаМладая будет жизнь играть,И равнодушная природаКрасою вечною сиять.

Тут высшая форма созерцательно-духовной самоотдачи всей полноте земного бытия, которая для Пушкина прекрасна сама по себе, безотносительно к личным желаниям и притязаниям.

Бескорыстная любовь к красоте, молодости с ее радостями прозвучит в стихотворении и в стихотворении "Вновь я посетил…" (1835). Большая часть элегии посвящена изображению мест, с которыми связаны у поэта воспоминания о былом: " вот опальный домик, где жил я с бедной нянею моей", "вот холм лесистый, над которым часто я сиживал", вот три сосны – "они все те же…" - грусть об уходящей жизни, невеселые мысли о необратимых переменах, приближающих поэта к роковому пределу.Но вдруг он замечает, что под соснами, около их устарелых корней, "младая роща разрослась". И грустные чувства, скользившие к унынию, внезапно преображаются:

"Здравствуй, племяМладое, незнакомое! не яУвижу твой могучий поздний возраст,Когда перерастешь моих знакомцевИ старую главу их заслонишьОт глаз прохожего. Но пусть мой внукУслышит ваш приветный шум, когда,С приятельской беседы возвращаясь,Веселых и приятных мыслей полон,Пройдет он мимо вас во мраке ночиИ обо мне вспомянет".

За два месяца до смерти создает Пушкин стихотворение "Я памятник себе воздвиг нерукотворный… ", которое входит в так называемый "каменноостровский цикл" (стихи, написанные летом 1836 года на даче на Каменном острове: "Мирская власть", "Не дорого ценю я громкие права…" (Из Пиндемонти), молитва "Отцы пустынники и жены непорочны…", "Когда за городом, задумчив, я брожу…", "Я памятник себе воздвиг нерукотворный…"). Здесь подводятся итоги жизни, итоги своей поэтической и человеческой судеб:

Нет, весь я не умру – душа в заветной лиреМой прах переживет и тленья убежит –И славен буду я, доколь в подлунном миреЖив будет хоть один пиит.

Такой путь за свою короткую жизнь прошел Пушкин в философской лирике. На этом пути он простился с романтическим мировосприятием, с "безумными летами", пережил духовный кризис, но обрел гармонию с миром, Дом, пришел к пониманию того, что есть "самостоянье человека", в его сознании соединились жизнь, смерть и бессмертие.

Принципы отображения основных мотивов лирики Пушкина постоянно меняются в зависимости от эволюции художественного метода. Это значит, что для каждого периода творчества поэта характерны свои особенности восприятия и приемы воплощения тем дружбы, любви, свободы, назначения поэзии, родины, смысла бытия и других.

 

26. Поэма А.С. Пушкина "Руслан и Людмила" и ее место в истории русской поэмы. Журнальная критика о поэме и ответ Пушкина ("Опровержение на критики").

 

В начале XIX века серьезно рассматривался вопрос создания героической поэмы нового типа – не классицистической, а романтической. Первый такой опыт произвел В. А. Жуковский, поэма "Шильонский узник" (1822). Но это перевод поэмы Байрона, а не самостоятельное произведение.

Поэма "Руслан и Людмила" была задумана Пушкиным еще в Лицее. Он начал писать ее в 1817 году. За 3 года он написал 6 песен, которые опубликовал, будучи на Кавказе. В 1824 году он добавил вступление "У Лукоморья дуб зеленый…". За исключением "Евгения Онегина", ни над каким произведением он не работал так долго.

Сюжет поэмы имеет сказочную основу, многое взято из фольклора. Главные герои – Руслан и Черномор – напоминают "Сказание о Еруслане Лазаревиче". Пушкин хорошо знал литературную традицию в этой области. Он использовал в качестве источника не только фольклор, но и переделки русских сказок в опытах Левшина, Чиркова и Попова. В частности, образ Леля – лесного божества – не является народным, его создали эти авторы. Лель – божество условной славянской мифологии, появившееся из песен, где часто были фразы типа "леле", "лели", "лель". Использовал Пушкин и западноевропейскую литературную традицию. Например, знаменитая фраза "дела давно минувших дней, преданья старины глубокой", которой оканчивается шестая песнь, - это перевод из поэзии Оссиана, кельтского барда.

В целом поэма Пушкина, использовавшего множество источников, является произведением новаторским. "Руслан и Людмила- своеобразный эксперимент. В задачи Пушкина входило "геройство воспевать одно". Но в поэме воссоединены начала героическое и буффонное, высокое и низкое.

"Низкое" - Это и визг Людмилы, от которого грозный колдун Черномор бежит и запутывается в бороде, и падение Фарлафа с коня в ров, и постоянные снижения ситуаций в тексте. Так, Людмила рассуждает о том, что без любимого умрет, не будет есть и пить, и тут же "начинает кушать". Потом видит быстрый поток, произносит речь, что туда прыгнет, но не прыгает. Есть пародийные моменты. Например, 12 девушек, развлекающих Ратмира – это пародия на поэму "12 спящих дев" Жуковского.

Пушкин не стремится перевоплотиться в Бояна. Он запросто смещает временной план и даже не старается стилизовать поэму под старину. Хотя речь идет "делах давно минувших дней", Пушкин позволяет себе отступления, в которых отвечает на критику его первых песен.

В то же время Пушкин стремится к условной исторической достоверности. Пользуясь как историческим источником "Историей государства Российского" Карамзина, он объясняет, что князь Рамдай (у Пушкина - Рогдай) – реальное лицо. Материал для зарисовок древнерусской жизни взят там же (свадебный пир киевлян, битва с печенегами).

Своей поэмой Пушкин наводил мосты между классицизмом и романтизмом. В ней есть элементы богатырской поэма.

Довольно живо изображены характеры действующих лиц. Особенно примечателен образ любителя пирушек и труса Фарлафа, разработанный больше в комическом, чем в "злодейском" ключе и напоминающий по созвучию имен и характеру шекспировского Фальстафа. В отличие от романтических поэм Жуковского, пушкинские герои более реальные, а не романтически обобщенные образы.

Наряду с эпическим, в поэме есть лирическое начало – личность автора-рассказчика, который скреплял весь разнообразный материал в художественное целое. В зависимости от содержания главы авторский рассказ приобретал то ту, то иную окраску, но неизменно сохранял непринужднно-игривый тон, сочетавший лирику с иронией.

Жанровое разнообразие требовало и разнообразия языка. Поэма Пушкина написана в русле поэтического языка Батюшкова и Жуковского, развивавших традиции "нового слога" Карамзина. Литературный язык сближался с разговорной речью, но при этом находился в рамках карамзинской эстетики. Пушкин снимает эти ограничения и использует слова и "низкого штиля" там, где считает необходимым. За это он получил замечания критиков, которым не нравились неприличные слова и сравнения. Как мы видим, они придирались к частному, не замечая общего.

Своей поэмой Пушкин утверждал романтический принцип творческой свободы писателя о всякого рода педантических теорий и литературных условностей.

Критика

В "Опровержениях на критики", написанных во время Болдинской осени, Пушкин первым делом высказал свое мнение о "Руслане и Людмиле". Поэму приняли благосклонно, но никто не заметил, что поэма "холодна", и этим она слаба. Он отнесся к работе формально, экспериментируя с разными жанрами и не заботясь о сущности поэмы. В этом он видит свой промах.

Основной текст пользовался огромным успехом у публики. С этой поэмой к Пушкину пришла слава. Профессиональная критика же не знала, что делать с этим текстом, он слишком отличался от всего, что они видели до этого. Его нельзя было вогнать в рамки ни одного жанра, но черты многих они находили в поэме. Они упрекали Пушкина в безнравственности за некоторые "слегка сладострастные описания" и за пародию "12 спящих дев", за которое Пушкин и сам считает, что его "можно пожурить порядком, как за недостаток эстетического чувства". Критику "Вестника Европы" Пушкин не воспринял всерьез.

Жуковский принял это поэму очень хорошо. Его знаменитый жест – он подарил свой портрет Пушкину с подписью "Победителю-ученику от побежденного учителя", так как именно Пушкину удалось создать первую русскую поэму – то, к чему Ж стремился, но так и не смог достичь.

Белинский в статье 6 из цикла "Сочинения Александра Пушкина" не считал поэму гениальной, отличая в ней только "хорошие, звучные стихи, ум, эстетический вкус и, местами, проблески поэзии". В остальном – "русского в ней, кроме имен, нет ничего; романтизма… в ней тоже нет ни искорки; романтизм осмеян в ней в забавной выходке против "12 спящих дев". "Как бы то ни было, поэма эта – шалость сильного, еще незрелого таланта, который, кипя жаждою деятельности, схватился без разбора за первый предмет, мысль о котором как-то промелькнула перед ним в веселый час. Весь тон поэмы – шуточный. Поэт не принимает никакого участия в созданных его фантазией лицах. Он просто – чертил арабески и потешался их забавною странностью. Оттого, как сам Пушкин справедливо замечал впоследствии, она холодна. В самом деле, в ней много грации, игривости, остроумия; есть живость, движение и еще больше блеск, но очень мало жара. В эпизоде о Финне проглядывает чувство; оно вспыхивает на минуту в воззвании Руслана к усеянному костьми полю, но это воззвание оканчивается несколько риторически. Все остальное холодно".

 

27. "Кавказский пленник" - первая романтическая поэма Пушкина. Достоинства и недостатки поэмы в оценках Пушкина ("Опровержение на критики") и Белинского (в цикле статей о Пушкине)

 

"Кавказский пленник" (1820—1821) — первая из цикла южных байронических поэм Пушкина. Начата в Гурзуфе, окончена 20 февраля 1821 г. в Каменке (имение В. Л. Давыдова).

Под влиянием восточных поэм лорда Байрона ("Абидосская невеста", "Гяур") русский поэт планировал создать описательные поэмы о Крыме и Кавказе. Стоит отметить, именно описательные пассажи и составляют главную силу поэмы.

В основу сюжета положен романтические страдания и страстная любовь разочарованного, мятежного героя (пленного русского офицера) к "детям природы", а также его взаимоотношения с черкешенкой. Эта лирическая тема подана на эпическом фоне: красоты безбрежного Кавказа, экзотическая жизнь горцев, успехи русского оружия.

"Пафос этой поэмы – двойственный: поэт был явно увлечен двумя предметами – поэтическою жизнию диких и вольных горцев и потом – элегическим идеалом души, разочарованной жизнию", - пишет Белинский.

Критик ставил в заслугу Пушкину тот факт, что "в первый раз русское общество познакомилось с Кавказом, давно уже знакомым России по оружию". С его точки зрения, пейзажи Кавказа составляют главную силу поэмы. Тем не менее, Белинский не отрицает, что настоящий восторг публики – а "Кавказский пленник" был самым популярным произведением Пушина – вызвал именно образ пленника. Он называет его "героем своего времени" и подчеркивает, что некая неопределенность и безличность и делает его характер таким выдающимся. "Старость прежде юности, дряхлость прежде силы" – эти строки так или иначе характеризуют пушкинского героя.

Говоря об образе черкешенки, Белинский отмечает, что в ее изображении проявились вся незрелость, вся юность таланта Пушкина в то время". Если горцы обрисованы довольно четко и реалистично, то главная героиня – "есть лицо совершенно идеальное и только внешним образом верное действительности".

При этом, несмотря на "бесцветность узла поэмы", отношения пленника и девушки обнаруживают "элегическую истинную чувства", "сердечность", "страсть" и "страдание". Сознавая всю "детскость", нельзя отделаться от их определенного обаяния.

Что касается художественной отделки, Белинский счел язык Пушкина еще "ученическим", а не "мастерским", однако все равно оценил его достаточно высоко.

"Я... хотел изобразить это равнодушие к жизни и к её наслаждениям, эту преждевременную старость души, которые сделались отличительными чертами молодости XIX века… Вообще я своей поэмой очень недоволен и почитаю ее гораздо ниже "Руслана", — хоть стихи в ней зрелее", - пишет сам Пушкин.

"Кавказский Пленник — первый неудачный опыт характера, с которым я насилу сладил; он был принят лучше всего, что я ни написал, благодаря некоторым элегическим и описательным стихам. Но зато Николай и Александр Раевский и я, мы вдоволь над ним насмеялись", - пишет автор в "Опровержении на критики".

В целом, "Кавказский пленник" является чисто романтической поэмой, в которой затронуты темы одиночества, разочарования, свободы и любви, которая при этом точно отразила состояние поколения того времени. В ней присутствуют некие черты историзма, связанные с упоминанием русских полководцев. В эпилоге Пушкин воспел русское покорение Кавказа, связанного с именами Котляревского и Ермолова, чем вызвал недовольство Вяземского, который счел, что "гимны поэта никогда не должны быть славословием резни".

 

28. "Цыганы" Пушкина и традиции романтической поэмы. Оценка Пушкиным своих ранних "южных поэм" в зрелые годы ("Опровержение на критики")

 

Поэма "Цыганы" (1824) — завершение спора с Байроном, который наметился в первой южной поэме Пушкина "Кавказский пленник". Не выходя за рамки романтизма, но превращая его в "романтизм критический", Пушкин показывает в этой поэме, что мечты Байрона и его кумира Руссо о возврате человека в "естественное состояние", по существу, являются игрой "на понижение".

Способ обрисовки характеров героев "Цыган" выдержан в духе поэтики "романтического стихотворения": жизнь Алеко до появления его в поэме рисуется в самых общих, нарочито-отвлеченных, загадочно-неясных чертах. Многозначительная недосказанность присутствует и в конце поэмы. Неизвестна дальнейшая судьба Алеко: он приходит из степной "мглы", в течение действия поэмы находится в полосе света и снова теряется в неведомой таинственной мгле.

В поэме чётко и последовательно развит психологический облик Алеко. Если в "Кавказском пленнике" о свободолюбии главного героя упоминалось лишь самым общим и неопределенным образом, то в "Цыганах" в патетических репликах Алеко Земфире об этом говорится прямо. Тому, что в поэме именуется "оковами просвещенья", цивилизованной "рабской" жизни, "неволе душных городов", людям, как стадо скученным за "оградой", лишенным очарования природы, стыдящимся своих естественных чувств, торгующим своей свободой, противопоставляется вольная жизнь "дикого" кочевого племени. Алеко оказывается "изгнанником перелетным": "Его преследует закон".

Еще резче дан в "Цыганах" второй член антитезы – то вольное существование, в условия которого Алеко попадает. Свободные от оседлой, устоявшейся жизни, от сковывающей собственности, от связанных со всем этим "законов", вольные цыгане являют собой как бы предельное выражение искомой героем романтической "вольности", вместе с тем наиболее близкой к жизни кочевых народов. Алеко приходит в цыганский табор добровольно и в дальнейшем никто не мешает его свободе, которой он невозбранно и пользуется. Обретенная свобода приходится ему самому вполне по душе. Но Алеко внутренне не достоин этой свободы.

Белинский пишет об этом произведении, что Пушкин сделал не то, что хотел: "думая из этой поэмы создать апофеозу Алеко, вместо этого сделал страшную сатиру на него и на подобных ему людей, изрек над ним суд неумолимо-трагический и вместе с тем горько-иронический". На самом деле в поэме нет ни "апофеозы", ни "сатиры".Образ Алеко по-прежнему романтизирован, но это уже "критический романтизм" - поэт средствами и приемами романтического искусства показывает и сильные,и слабые стороны героя.

Бунт Алеко против общества – это бунт во имя вольности против рабства, во имя "естественности", "природы" - против общественных отношений, основанных на "деньгах и цепях" и сковывающих, порабощающих мысль и чувства человека. Однако его душой играют злые страсти.

Требующий для себя безграничной свободы, Алеко ни в какой мере не склонен уважать свободу других. Он оказывается эгоистом, злым ревнивцем, собственником, рабовладельцем в душе. Так вскрываются в поэме злобные "страсти" - сокровенная суть, изнанка души и характера героя, совершающего под их влиянием страшное преступление – двойное убийство (господи, это звучит как выдержка из криминальной хроники). Главное отличие Алеко от других борцов за свободу – это то, что он жаждет воли "лишь для себя".

В поэме о цыганах, созданной на материале народно-песенного творчества, Пушкин раскрывает существо изображаемого им национального характера. Здесь выражается обязательное для романтиков стремление к "местному колориту". Характерны предельная сжатость, емкость поэтического языка, лаконизм. Описания цыганского быта при всей скупости отличаются живостью и яркой выразительностью. В поэме почти отсутствуют портретные описания (внешность Земфиры характеризуется всего лишь одним эпитетом: "черноокая"). Образы героев вырисовываются не путем описаний, а в их действиях и поступках, речи, драматических столкновениях.

"Цыганах" Пушкин начинает переходить от субъективно-лирического восприятия действительности к объективно-драматическому ее воспроизведению (например, членение на реплики действующих лиц, прямые авторские ремарки).

 

Романтические традиции в поэме "Цыганы":

1. способ обрисовки характеров героев (прошлое и будущее даны расплывчато, зато настоящее дается подробно). Ярко рисуется психологический портрет главного героя поэмы.

2. образ главного героя романтизирован, однако это, так сказать, "критический романтизм".

3. Нарочитая прерывистость, отрывочность, составляющая характерный композиционный признак романтической поэмы, свойственна и "Цыганам".Однако отрывки представляют собой единое, органически сочлененное целое.

4. Связь с национально-фольклорной стихией (включение в сюжет народных песен, например).

5. Мир городской (душный, давящий, несвободный) и мир природы (собственно, где живут цыгане - свободный, счастливый и т.п.

 

 

29. Поэма Пушкина "Полтава". Историческая концепция автора и образы Петра I и Мазепы. Восприятие поэмы современниками и "Опровержение на критики" Пушкина

 

Первыми крупными произведениями, созданными Пушкиным после восстания декабристов, были произведения, построенные на исторической тематике. Если в "Борисе Годунове" обращение к истории заключало в себе отталкивание от кровавых принципов самодержавия, то в "Полтаве" (1828) исторический материал явился средством утверждения самодержавной власти, победы ее над "кровавой вольностью", над мятежным стремлением к национальному отделению. Столкновение резко противоположных друг другу социальных принципов развертывается на основе сочетания лично-интимного плана в характеристике героев и отображения общественно-политической борьбы. Сюжетная линия, лично-интимный план обнаруживают в Мазепе человека низких душевных качеств. Он жертвует любовью, дружбой, жизнью других для выполнения своих эгоистических замыслов. Действия его представляют сплетение вероломства, коварства, мстительности, черствости и особенно — честолюбия. В противоположность изменнику Мазепе Кочубей и Искра, сохраняющие глубокую преданность Петру, даны как образы людей, до конца честных и преданных своим принципам. Благородная месть заставляет их начать борьбу. С особой экспрессией Пушкин рисует образ Петра. Лаконичность характеристики, по замыслу Пушкина, должна была подчеркивать грозное величие Петра: "Он весь, как божия гроза», «Пирует Петр, и горд и ясен и славы полон взор его". Сюжетная обособленность образа Петра оттеняет ту роль определяющей исторической силы, которую отвел ему Пушкин. Столкновение Мазепы и Петра проходит как апофеоз самодержавия, как заостренная борьба против бунтарства, против "войны народной".

И то и другое дано в патетическом строе речи, в сгущенном повествовании, построенном в порядке нарастания. Патетический строй речи находится в единстве со всем характером изображения героев. В образе Мазепы с предельным выражением сконцентрированы черты "злодея", образ перерастает рамки человеческого облика. С другой стороны, образ Петра выступает в каком-то надземном, божественном величии. Он с одной стороны грозен, с другой стороны после победы делит шатер с побежденными. Он карает отступником, но верит своим людям: так, сначала он отказывается даже представить предательство Мазепы.

"Полтава" — историческая поэма, в котрой сочетаются моменты моралистического развенчания «изменника» и героизирующего возвеличения самодержавия. Вместе с тем, это поэма героическая, в которой центральное место занимает Полтавская битва, которая поставила Россию на одно из первых мест в Европе.

"Полтава" – очередной опыт Пушкина в создании реалистической поэмы на историческую тему. Здесь он сочетает жанр старой героической поэмы с новой, лирико-эпической, созданной романтизмом, что соответствовало двум основным темам "Полтавы".

Чрезвычайно интересен и образ Марии, которую Белинский ценил даже выше Татьяны Лариной. "Мария, при всей непосредственности и неразвитости ее сознания, одарена характером гордым, твердым, решительным. Она была бы достойна слить свою судьбу не с таким злодеем, как Мазепа, но с героем в истинном значении этого слова. И, как бы ни велика была разница их лет, их союз был бы самый естественный, самый разумный. Ошибка Марии состояла в том, что она в душе, готовой на все злое для достижения своих целей, думала увидеть душу великую, дерзость безнравственности приняла за могущество героизма. Эта ошибка была ее несчастием, но не виною: Мария как женщина велика в этой ошибке.

 

30. Тема Петра I и Петербурга в "Медном всаднике" Пушкина и его творчестве в целом. Философско-исторические размышления и нравственная проблематика в поэме

 

"Медный всадник" – последняя и наиболее совершенная с поэтической точки зрения поэма, написанная Пушкиным в октябре 1833 года в Болдине. Она является художественным итогом его размышлений о личности Петра I и о петербургском периоде русской истории, которые ранее появлялись в ранней лирике, "Полтаве" и, разумеется, "Евгении Онегине".

В поэме соединились темы Петра, "чудотворного строителя" и мистического "Медного всадника", и маленького человека – Евгения, конфликт которых происходит на "петербургской сцене". В основу сюжета положено реальное историческое событие – наводнение 7 ноября 1824 года.

Сам Пушкин назвал свое творение "петербургской повестью". Тем не менее, "град Петров" – это не только историческая сцена, но и символ петровской эпохи, памятник самому Петру. Город в поэме многолик – это, с одной стороны, некий символ, с другой – обычный город, терпящий бедствие, а потом равнодушно занятый другой суетой. Петербургский мир предстает в поэме как некое замкнутое пространство. Город живет по своим законом, начертанным его основателем. Сам город полон неразрешимых противоречий. С одной стороны, во вступлении Пушкин рисует настоящий панегирик городу, который "вознесся пышно горделиво", в котором "громады стройные теснятся". С другой стороны, Петербург – это город, вознесшийся из тьмы лесов, из топи блат". Тем более, что чем больше Пушкин говорит о величии города, тем нереальнее и призрачней он выглядит: практически невидно самих жителей.

Город, основанный "на зло надменному соседу", сдается на милость "волн финских", которые и не собирались забывать "вражду и плен старинный свой". Создается ощущение, что сама природа бунтует против искусственного города, который создан и живет вопреки его законам.

Изображение Петербурга построено на контрасте: "золотые небеса" сменяют "мгла ненастной ночи" и "бледный день", "юный град" превращается в "омраченный Петроград". Интересно, что город как бы разрывает себя изнутри, ведь виновницей всего происходящего является Нева, являющаяся символом города и раньше сохраняющая "державное теченье" в гранитных берегах.

Потоп обнажает все то, что раньше было скрыто под парадной маской: обломки хижин, бревны, кровли, товар запасливой торговли, пожитки бледной нищеты, грозой снесенные мосты, гроба с размытого кладбища. В этот момент "Петра творенье" перестает быть неживым музеем: на нем появляются чиновники, лавочники, нищие, кучеры, которые, впрочем, обнаруживают полное равнодушие к происходящему. Так, злые дети бросают камни в Евгения, который убит потерей Параши. Никому нет дела до его личного горя. Он остается один на один с холодным городом и "кумиром на бронзовом коне".

 

Петр предстает в поэме в своих мифологических "отражениях" и материальных воплощениях. Он – в легенде об основании города, в памятники, в самом материальном воплощении города. Петербург – это овеществленные воля и дело Петра, превратившиеся в камень и чугун, отлитые в бронзе.

Пушкин видит в Петре "мощного властелина судьбы", который сумел подчинить себе стихийную мощь России. Однако "железною уздой" он поднял Россию над бездной. В Петре сокрыта сила, однако куда же скачет конь – олицетворение России – оседланный им?

Бронзовый Петр – символ государственной воли и энергии власти, но полностью лишенный человеческого начала. У статуи нет сердца. Так Петербург – воплощение Петра – холоден и неуютный для его жителей, возносящийся над ними.

Столкнув в поэме бронзового Петра и Евгения, Пушкин выявил, что государственная власть и человек разделены бездной. Ничтожный Евгений, жалкий по сравнению с реальным Петром, несет в себе человечность, которой обделена статуя.

В цене погони статую превращает во "Всадника Медного" – существо, которые скачет за Человеком с одной целью – покарать его даже за упоминание о возмездии. Несмотря на то, что преследование является иллюзией, которая ничем не заканчивается, оно имел глубокий смысл: Противоречие между человеком и властью не могут разрешиться или исчезнуть: человек и власть всегда трагически связаны между собою".

Вместе с тем, только человек может сокрушить, или по крайней мере, заставить сорваться с места мертвую статую. Для этого, правда, нужно сохранять историческую память.

 

31. Место романа в стихах "Евгений Онегин" в творчестве Пушкина и в истории русской литературы в целом

 

Роман “Евгений Онегин” — произведение удивительной творческой судьбы. Он создавался более семи лет — с мая 1823 г. по сентябрь 1830 г. Но работа над текстом не прекращалась вплоть до появления первого полного издания в 1833 г. Последний авторский вариант романа был напечатан в 1837 г. У Пушкина нет произведений, которые имели бы столь же длительную творческую историю. Роман не писался “на едином дыхании”, а складывался — из строф и глав, созданных в разное время, в разных обстоятельства, в разные периоды творчества. Работа над романом охватывает четыре периода творчества Пушкина — от Южной ссылки до Болдинской осени 1830 г.

Значение Болдинской осени в творчестве Пушкина определяется тем, что большинство написанных произведений — реализация более ранних замыслов поэта и в то же время своеобразный пролог к его творчеству 1830-х годов. Окончание “труда многолетнего” — романа “Евгений Онегин” — символический итог пушкинского художественного развития 1820-х годов. В творческом поле “романа в стихах” находились многие произведения — стихотворения, поэмы, первые прозаические опыты. Именно в работе над “Евгением Онегиным” с наибольшей полнотой раскрылось движение Пушкина к “поэзии действительности”. Сбылось и высказанное в романе наблюдение автора: “лета к суровой прозе клонят”. “Повести Белкина”, в которых Пушкин “попрощался” с сюжетами и героями сентиментальной и романтической литературы, стали началом нового, “прозаического” периода творчества. Философская линия творчества Пушкина, мощно заявившая о себе в “маленьких трагедиях” и в лирических произведениях, написанных в Болдине, продолжилась в 1830-е гг.

С конца 90-х гг XIX в романтический роман становится ведущим жанром эпохи. Пушкин пишет своего "Евгения Онегина" с учетом тенденции к универсальности повествования, но все же по-новому. "Е.О." - масштабная поэтическая хроника эпохи. Этот роман - осознание эпохи в ее типических героях. 

Пушкинское новаторство проявляется в построении романа. Пушкин проповедует необычные для своего времени идеи: он привлекает читателей к соавторству, наводя их на определенные мысли, играя, недоговаривая что-то; он показывает, что жизнь человечества безгранична, не умещается в жесткие романные рамки - это подчеркнуто незавершенностью романа. В нем ярко выражен мотив непредсказуемости.

В романе можно говорить о байроническом повествовании – объективизации повествования, множественности точек зрения, неоднозначности, противоречивости внутренней и внешней. Это проявляется в характерах главых героев, например, характеристика Онегина содержит такие строки: "Мечтам невольная приданность и резкий, охлажденный ум". Произведение отражает многообразность, многогранность жизни.

За широкий охват жизненных тем, за глубину и точную передачу исторических деталей В. Г. Белинский назвал роман "Евгений Онегин" энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением.

 

32. Онегин и Чацкий как "герои времени" (20-х годов XIX века). Белинский и Гончаров об этих социально-психологических типах

 

"Чацкий, как личность, несравненно выше и умнее Онегина и лермонтовского Печорина. Он искренний и горячий деятель, а те -- паразиты, изумительно начертанные великими талантами, как болезненные порождения отжившего века. Ими заканчивается их время, а Чацкий начинает новый век -- и в этом все его значение и весь "ум".

 

1. "И Онегин и Печорин оказались неспособны к делу, к активной роли, хотя оба смутно понимали, что около них все истлело. Они были даже "озлоблены", носили в себе и "недовольство" и бродили как тени с "тоскующею ленью". Но, презирая пустоту жизни, праздное барство, они поддавались ему и не подумали ни бороться с ним, ни бежать окончательно. Недовольство и озлобление не мешали Онегину франтить, "блестеть" и в театре, и на бале, и в модном ресторане, кокетничать с девицами и серьезно ухаживать за ними в замужестве, а Печорину блестеть интересной скукой и мыкать свою лень и озлобление между княжной Мери и Бэлой, а потом рисоваться равнодушием к ним перед тупым Максимом Максимычем: это равнодушие считалось квинтэссенцией донжуанства. Оба томились, задыхались в своей среде и не знали, чего хотеть. Онегин пробовал читать, но зевнул и бросил, потому что ему и Печорину была знакома одна наука "страсти нежной", а прочему всему они учились "чему-нибудь и как-нибудь" -- и им нечего было делать.

 

Чацкий, как видно, напротив, готовился серьезно к деятельности. Он "славно пишет, переводит", говорит о нем Фамусов, и все твердят о его высоком уме. Он, конечно, путешествовал недаром, учился, читал, принимался, как видно, за труд, был в сношениях с министрами и разошелся -- не трудно догадаться почему.

 

Служить бы рад, -- прислуживаться тошно, -- намекает он сам. О "тоскующей лени, о праздной скуке" и помину нет, а еще менее о "страсти нежной", как о науке и о занятии. Он любит серьезно, видя в Софье будущую жену.

 

Между тем Чацкому досталось выпить до дна горькую чашу -- не найдя ни в ком "сочувствия живого", и уехать, увозя с собой только "мильон терзаний".

 

Ни Онегин, ни Печорин не поступили бы так неумно вообще, в деле любви и сватовства особенно. Но зато они уже побледнели и обратились для нас в каменные статуи, а Чацкий остается и останется всегда в живых за эту свою "глупость, - пишет Гончаров в "Мильоне трезаний". - Чацкий породил раскол, и если обманулся в своих личных целях, не нашел "прелести встреч, живого участья", то брызнул сам на заглохшую почву живой водой -- увезя с собой "мильон терзаний", этот терновый венец Чацких -- терзаний от всего: от "ума", а еще более от "оскорбленного чувства".

 

На эту роль не годились ни Онегин, ни Печорин, ни другие франты. Они и новизной идей умели блистать, как новизной костюма, новых духов и прочее. Заехав в глушь, Онегин поражал всех тем, что к дамам "к ручке не подходит, стаканами, а не рюмками пил красное вино", говорил просто: "да и нет" вместо "да-с и нет-с". Он морщится от "брусничной воды", в разочаровании бранит луну "глупой" -- и небосклон тоже. Он привез на гривенник нового и, вмешавшись "умно", а не как Чацкий "глупо", в любовь Ленского и Ольги и убив Ленского, увез с собой не "мильон", а на "гривенник" же и терзаний!"

 

2. Огромное значение романа Белинский, посвятивший "Евгению Онегину 8 статью в цикле критических работ о Пушкине, видит в его историзме, в том, что в нем впервые воспроизведена "картина русского общества, взятого в одном из интереснейших моментов его развития". Ведь Пушкин говорил в "Евгении Онегине" о сословии, в котором "почти исключительно выразился прогресс русского общества". Показав Внутреннюю жизнь его, поэт показал и все общество в том виде, в котором оно находилось в 20-е годы XIX столетия. В нравственной и духовной жизни дворянства нашла свое выражение высшая стадия национального общественного развития. "С этой точки зрения "Евгений Онегин" есть поэма историческая в полном смысле этого слова," - пишет Белинский.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 2620; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.226.254.255 (0.126 с.)