Вопрос 2. Лирика Пушкина второй половины 20-х гг. (после ссылки в Михайловское) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 2. Лирика Пушкина второй половины 20-х гг. (после ссылки в Михайловское)



Вопрос 2. Лирика Пушкина второй половины 20-х гг. (после ссылки в Михайловское)

Вторая половина 1820-х гг. — время создания многих лирических шедевров — отмечена высоким уровнем творческого самосознания Пушкина. Размышления о поэте получили законченный, концептуальный характер в программных стихотворениях “ Поэт” (1827), “Поэт и толпа” (1828) и “Поэту” (1830). Усилился интерес Пушкина к философской проблематике: написаны стихотворения “Воспоминание” (“Когда для смертного умолкнет шумный день...”), “Дар напрасный, дар случайный...”, “Предчувствие”, “Утопленник ”, “Анчар ” (все — 1828 г.), “Брожу ли я вдоль улиц шумных...” (1829 г.). Лирика второй половины 1820-х гг. свободна от жанровых и стилевых ограничений. Лирическому слову “возвращен был его предметный смысл, и тем самым поэту дано невиданно острое орудие для выражения насущной, современной мысли” (Л.Я.Гинзбург).

Осуществлению многих творческих замыслов Пушкина мешала суетная петербургская и московская жизнь. Поэт разрывался между светскими обязанностями и литературными делами, поездками и любовными увлечениями. С трудом продвигалась работа над заключительными главами “Евгения Онегина”.

В жизни Пушкина в конце 1820-х гг. появился новый мотив: поиск дома, семьи, общества близких людей.

В мае — сентябре 1829 г., не получив разрешения царя, Пушкин совершил самое большое путешествие после южной ссылки — на Кавказ (Орел, Кубань, Кабарда, Ингушетия, Армения). Его итогом стали дорожные записи, изданные в 1836 г. под названием “Путешествие в Арзрум”. В апреле 1830 г. Пушкин сделал повторное предложение Н.Н.Гончаровой. На этот раз оно было принято.+См. вопрос о поэте и поэзии.

 

Вопрос 3. Элегический и гражданский романтизм в русской литературе первой четверти 19 века. Становление реалистического направления.

Начало второго десятилетия – романтизм занимает ключевое место в динамике литературных направлений в России, обнаруживая свое национальное своеобразие. Перед нами направление процесса, его темп, форсированность, – если сравнивать со старшими «романтизмами» европейских литератур.

На фоне западноевропейских культур русский романтизм выглядел одновременно и как менее и как более романтичный: он уступал им в богатстве, разветвленности, широте общей картины, но превосходил в определенности некоторых конечных результатов.

Гражданский романтизм – жажда освобождения родного края, «дело чести и отчизны», как у Войнаровского. Но и будучи общественной, мотивировка, как правило, конкретизируется.

Реализм. Примерно на рубеже 20 – 30-х годов, еще в период господства романтизма, зарождается реализм. В течение 30-х годов оба направления сосуществуют, но в начале следующего десятилетия реализм играет доминирующую роль, при этом романтизм полностью не пресекается.

Яркие признаки реализма наметились еще в басенном творчестве Крылова и в знаменитой комедии Грибоедова. Переход к реализму совершается в творчестве Пушкина. Направление закрепляется в произведениях Гоголя.

Реализму присущ художественный интерес к действительности. Поскольку реализм – приемник романтизма, то романтическое отчуждение, романтический персонаж, романтический конфликт подвергались переосмыслению и переакцентировке по направлению к художественному анализу и художественной критики. Наиболее отчетливо это прослеживается в «Евгение Онегине», в сравнении анализа характеров Онегина и Ленского. Онегин – представитель реализма, Ленский еще принадлежит романтизму.

Осмысление и переосмысление типа романтика – постоянная тема русской литературы. Смысл реализма состоял в объективно ровном освещении противоположных персонажей, т.е. установлении некоего их равенства перед лицом действительности, что нашло отражение в конструировании особого диалогического конфликта.

Реалистический герой отделялся от автора, контрастировал с ним; отсюда вытекало такое свойство первых реалистических произведений, как установление «разности» между героем и его творцом.

В реализме ироническое отстранение все решительнее захватывало главные романтические ценности, но не размывало очертание характера, а служило целям его более рельефной обрисовки.

Создание характеров, типов – безусловный признак реализма, получивший со временем все больший и больший вес, что отразило и преемственность, и отталкивание от романтизма. Реализм поставил целью дать форму самой психологической текучести и глубине, результатом чего явилась целая галерея замечательный открытий – открытий характеров.

Тенденция к переосмыслению и отстранению романтических ценностей, к установлению «разности» (слово Пушкина) между героем и автором, к рельефной и глубокой характерологии сопровождалась в реализме изменением предмета изображения. Здесь особенно видно своеобразие реализма русского. Смена предмета изображения осуществлялась в реализме не от высокого к низкому, как логично следовало бы ожидать, а от высокого к среднему, то есть эстетически нейтральному, лишенному резко негативной окраски, представляющему не нарочитое зло, а скорее будничный порок, не экстраординарное, а обыкновенное.

 

Вопрос 4. Лирика Пушкина поры Болдинской осени.

Болдинская осень (1830) — короткий, но самый плодотворный период в творчестве Пушкина. Количество написанного им за три месяца вынужденного затворничества (из-за холерных карантинов) сопоставимо с результатами творческого труда за предшествующее десятилетие.

Пушкин создал совершенно разноплановые произведения — и по содержанию, и по форме. Первыми были прозаические “Повести покойного Ивана Петровича Белкина”, написанные в сентябре-октябре. Параллельно шла работа над последними главами “Евгения Онегина”. В конце октября- начале ноября одна за другой появились “маленькие трагедии” — цикл философско-психологических “пьес для чтения”: “Скупой рыцарь”, “Моцарт и Сальери”, “Каменный гость”, “Пир во время чумы”. “Урожайная” Болдинская осень принесла “Сказку о попе и о работнике его Балде”, “Историю села Горюхина”. +Лирическая поэзия: около 30 стихотворений, среди которых “Элегия” (“Безумных лет угасшее веселье...”), “Бесы”, “Стихи, сочиненные ночью во время бессонницы...”

Значение Болдинской осени в творчестве Пушкина определяется тем, что большинство написанных произведений — реализация более ранних замыслов поэта и в то же время своеобразный пролог к его творчеству 1830-х годов. Окончание “труда многолетнего” — романа “Евгений Онегин” — символический итог пушкинского художественного развития 1820-х годов. В творческом поле “романа в стихах” находились многие произведения — стихотворения, поэмы, первые прозаические опыты. Именно в работе над “Евгением Онегиным” с наибольшей полнотой раскрылось движение Пушкина к “поэзии действительности”. Сбылось и высказанное в романе наблюдение автора: “лета к суровой прозе клонят”. “Повести Белкина”, в которых Пушкин “попрощался” с сюжетами и героями сентиментальной и романтической литературы, стали началом нового, “прозаического” периода творчества. Философская линия творчества Пушкина, мощно заявившая о себе в “маленьких трагедиях” и в лирических произведениях, написанных в Болдине, продолжилась в 1830-е гг.

 

Белинский о Батюшкове

Белинский пишет о том, что Батюшков не имел такого большого значения в русской литературе, как Жуковский, но все же он действовал на нравственную сторону общества посредствам искусства, которое для него было способом воспитания общества. Он успел написать всего одну книгу стихов, в которой не все стихи хороши, не все ровного достоинства.

Батюшков – классик, ибо определенность и ясность – первые и главные свойства его поэзии. Светлый и определенный мир изящной, эстетической древности – призвание Батюшкова. Художественный элемент – преобладающий элемент, впервые у русских поэтов. В стихах его много пластики, много скульптурности. Стих его часто не только слышим уху, но и видим глазу: хочется ощупать изгибы и складки его мраморной драпировки.

Батюшков смог (до Пушкина) показать возможности такого русского языка.

В любви он не романтик. Изящное сладострастие – вот пафос его поэзии. В любви, кроме страсти и грации, много нежности, а иногда много грусти и страдания. Но преобладающий элемент – страстное вожделение, увенчиваемое всею негою, всем обаянием исполненного поэзии и грации наслаждения.

Батюшков много способствовал тому, что Пушкин явился нам таким, каким он нам явился.

Батюшков переводил, но переводов его немного и то вольным переводом.

В прелестном послании Ж*** и В*** «Мои пенаты» с яркостью высказывается преобладающая страсть поэзии Батюшкова. Окончательные стихи этой прелестной пьесы представляют изящный эпикуреизм Батюшкова во всей его поэтической обаятельности. В этом эпикуреизме много человечного, гуманного, хотя, может быть, в то же время много и одностороннего. Здоровый эстетический вкус всегда поставит в большое достоинство поэзии Батюшкова ее определенность. Чувство, одушевляющее Батюшкова, всегда органически жизненно, и потому оно не распространяется в словах, не кружится на одной ноге вокруг самого себя, но движется, растет из самого себя подобно растению, которое, проглянув из земли стебельком, является пышным цветком, дающим плод.

Как поэт нового времени, он не мог, в свою очередь, не заплатить дани романтизму. В романтизме Батюшкова много определенности и ясности. Белинский отмечает его как хороший романтизм.

Беспечный поэт-мечтатель, философ-эпикуреец, жрец любви, неги и наслаждения, Батюшков умел не только задумываться и грустить, но знал и диссонансы сомнения муки и отчаяния.

В его творчестве чувствуется незаконченность, неровность, незрелость. С превосходнейшими стихами мешаются у него иногда стихи старинной фактуры, лучшие пьесы не всегда выдержаны и не всегда чужды прозаических и растянутых пьес. Его поэтическая деятельность полна противоречий. Поэзия Батюшкова лишена общего характера. Пафос лишен уверенности. Источник противоречий Белинский видит в самом таланте Батюшкова.

Батюшков находится под влиянием своего времени: перехода от карамзинского классицизма к пушкинскому романтизму, так как Пушкина считали первым романтиком, хотя Белинский называет Жуковского первым.

 

Вопрос 2. Лирика Пушкина второй половины 20-х гг. (после ссылки в Михайловское)

Вторая половина 1820-х гг. — время создания многих лирических шедевров — отмечена высоким уровнем творческого самосознания Пушкина. Размышления о поэте получили законченный, концептуальный характер в программных стихотворениях “ Поэт” (1827), “Поэт и толпа” (1828) и “Поэту” (1830). Усилился интерес Пушкина к философской проблематике: написаны стихотворения “Воспоминание” (“Когда для смертного умолкнет шумный день...”), “Дар напрасный, дар случайный...”, “Предчувствие”, “Утопленник ”, “Анчар ” (все — 1828 г.), “Брожу ли я вдоль улиц шумных...” (1829 г.). Лирика второй половины 1820-х гг. свободна от жанровых и стилевых ограничений. Лирическому слову “возвращен был его предметный смысл, и тем самым поэту дано невиданно острое орудие для выражения насущной, современной мысли” (Л.Я.Гинзбург).

Осуществлению многих творческих замыслов Пушкина мешала суетная петербургская и московская жизнь. Поэт разрывался между светскими обязанностями и литературными делами, поездками и любовными увлечениями. С трудом продвигалась работа над заключительными главами “Евгения Онегина”.

В жизни Пушкина в конце 1820-х гг. появился новый мотив: поиск дома, семьи, общества близких людей.

В мае — сентябре 1829 г., не получив разрешения царя, Пушкин совершил самое большое путешествие после южной ссылки — на Кавказ (Орел, Кубань, Кабарда, Ингушетия, Армения). Его итогом стали дорожные записи, изданные в 1836 г. под названием “Путешествие в Арзрум”. В апреле 1830 г. Пушкин сделал повторное предложение Н.Н.Гончаровой. На этот раз оно было принято.+См. вопрос о поэте и поэзии.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 275; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.236.219 (0.012 с.)