Вопрос 34. Раннее творчество Пушкина (до южной ссылки). Поэма «Руслан и Людмила». Начало славы Пушкина. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 34. Раннее творчество Пушкина (до южной ссылки). Поэма «Руслан и Людмила». Начало славы Пушкина.



Петербургский период (июнь 1817 — начало мая 1820). После окончания Лицея, поступив на государственную службу — в Коллегию иностранных дел, Пушкин жил в Петербурге. Он вошел в петербургский “большой свет” и оказался в совершенно незнакомом, пестром мире. Это мир чинов и наград, балов и развлечений, интриг и злословия. Для Пушкина все слилось в порывах вихря “жизни молодой”: светские отношения, любовные интриги, дружеское общение, занятия поэзией. Он наслаждался жизнью, ведь это время его ранней юности (18—20 лет). Петербургские впечатления отразились в лирике тех лет, о них Пушкин постоянно вспоминал в последующие годы.

Важным для судьбы Пушкина было вступление в мир больших социальных идей, споров о политике и религии, о проектах спасения России. В атмосфере петербургского вольномыслия формируется его мировоззрение. Поэт дружит с Чаадаевым, сближается с членами тайного “Союза благоденствия” Н.И.Тургеневым и Ф.Н.Глинкой, участвует в работе литературно-театрального общества “Зеленая лампа” и “Вольного общества любителей российской словесности”.

Полемика о литературе, активная борьба с архаистами также захватили Пушкина. Они накладывались на его размышления об общественном благе, о просвещении, тирании и свободе. Политические идеи становились источником вдохновения, основой поэтических образов.

Под непосредственным влиянием идей участников тайного “Союза благоденствия” написаны стихотворения “Вольность” (1817) и “Деревня” (1819). Яркий политический темперамент Пушкина проявился в злой сатире на Александра I “Сказки. No?l” (“Ура! в Россию скачет...”) (1818), в эпиграмме на всесильного временщика Аракчеева. Молодым порывом вольного сердца продиктовано послание “К Чаадаеву” (1818). Все эти стихи распространялись в рукописях, их читали, обсуждали, переписывали. Фактически за три послелицейских года Пушкин создал свою “потаённую” поэзию. Это один из главных итогов петербургского периода творчества.

Как и в лицейский период, художественная система Пушкина далека от равновесия и гармонии. Вольные стихи с их стилевой архаикой и господством отвлеченной образности — вершина петербургской лирики. Но в эти годы были написаны и другие стихи. Пушкин вел стихотворную перебранку с “шишковистами”, порой не стесняясь в выражениях. Из-под летящего пера поэта вышло множество альбомных “мелочей” и дружеских посланий, насыщенных бытовыми, нередко фривольными, подробностями. “Проза” жизни в них еще не возвышена до высокой поэзии. Иные настроения господствуют в элегических стихотворениях. Здесь Пушкин подчеркнуто близок к романтическому мировоззрению и стилю.

Пушкинская поэзия конца 1810-х гг. носит во многом “лабораторный” характер. Ей присущи резкие жанровые и стилевые контрасты. Рядом оказываются архаическая ода и романтическая элегия, высокие гражданские стихи и грубоватые экспромты. Контрасты стиля ощущаются и в вольнолюбивых стихотворениях. Пушкин-лирик в послании “К Чаадаеву” и в “Деревне” пытался сплавить архаизированный поэтический язык, опирающийся на аллегорические образы и метонимические перифразы, с субъективностью и экспрессией романтической поэзии.

Поэзия петербургского периода — решающий этап в формировании оригинального поэтического стиля Пушкина. Взаимодействие трех стилевых стихий — архаической, субъективно-романтической и “прозаически”-сниженной, бытовой — уже не было следствием ученичества. Они сталкивались, боролись, перебивали друг друга. В этом своеобразный итог художественных экспериментов молодого Пушкина. Он не удовлетворен ни одной из существовавших поэтических систем. Его выбор — движение к такому художественному синтезу, который позволил бы выразить богатство жизненных впечатлений, страстей, мыслей и настроений.

Это движение ощутимо в первой поэме Пушкина “Руслан и Людмила”, задуманной еще в Лицее и завершенной незадолго до ссылки. Поэту наконец покорилась крупная эпическая форма — он перестал быть только поэтом-лириком. Оттолкнувшись от традиции, созданной Жуковским (сказочная поэма “Двенадцать спящих дев”), Пушкин создал глубоко оригинальное произведение. Это было завершение его жанровых и стилистических исканий 1810-х гг. и одновременно важная веха на пути к новым формам поэтического эпоса.

 

Вопрос 35. Деятельность общества «любомудров». Творчество Дм. Владимировича Венивитинова (1805 - 1827)

В 1823 в Москве возник философский кружок «Общество любомудрия» во главе с В.Ф. Одоевским (председатель) и Д.В. Венивитиновым (секретутка). Основные члены – Кошелев, Киреевский, Рожалин, Титов, Погодин и еще куча клонов. Они не стремились, как декабристы, выработать полит. мировоззрение, а пытались построить цельную философскую систему как основу всего знания. Любомуды эти отвергали просветительскую философию декабристов за ее материалистические и соц. – прогрессивные традиции, а себя считали сторонниками «чистой мысли» - отсюда это извращенское название. Остро стояла задача упорядочения литературного языка. В 1826 году Д.В. Веневитинов выступил за формирование языка любомудрия, или философствования («О состоянии просвещения в России»).

Муды занимались изучением немецкой идеалистической философии Канта, Фихте и Шеллинга, а в центре их внимания оказалась эстетика, кот. по их мнению должна была получить прочную философскую основу. Полного единства взглядов мудолюбы так и не добились, т.к. часть их все же испытала воздействие освободительных идей и признала необходимость «произвести в России перемену в образе правления». К этой части относился тов. Веневитинов, и еще пара человек, что уже не важно. После восстания декабристов прелюбомуды наложили в штанишки и решили прекратить свои оргии, дабы не привлекать к ним полиции. Тов. Одоевский торжественно спалил все протоколы заседаний и уставы, а также сожрал все списки членов и размеров их членов, а зачем нам с вами вся эта информация, боюсь, не знает и сама мадам Прохорова.

Веневитинов. Был такой парень, склеил ласты на двадцать втором году жизни, но был талантливым юношей и успел напакостить будущим журналистам своим богатым творческим наследием. Декабристом не был, но сильно сочувствовал. В «Обществе мудов» возглавлял прогрессивную группу, ожидавшую полит. перемен. В 1826 его арестовали, но за отсутствием улик освободили.

В стихах Димона звучат мотивы прогрессивного ром-ма. Например в «Песне грека» (1825) он обращается к популярной в среде дек-в теме борьбы греков за свободу. В 1826 пишет подобную байду, но уже на тему вольного Новгорода, где обзывает вечевую площадь святым местом и сильно переживает о падении древней новгородской свободы. В Димочкином мировоззрении и творчестве вольномыслие сочетается с «любомудрием». От последовательных борцов за свободу он себя отделяет –

«Так! счастье нам всем суждено:

Мне – пеною выкипеть в праведном бое,

А вам – для свободы созреть, как вино!» («Импровизация» 1825)

Основные мотивы его стихоплетства характерны для ром. идеализма. Вот, скажем, стих «Сонет» (1825). Здесь Дима мыслью устремляется к «чистому Духу, источнику вдохновения», облекшему себя «в завесу тайны вечной» и постигаемому только «во глубине сердечной». А вот, к примеру, стих «Сонет» (1825), но другой. здесь Дима называет своей отчизной «мир фантазии». Ах… Вообще парню не чужды и настроения ром. индивидуализма – «Не ищет вчуже утешенья душа, богатая собой».

Под влиянием общественной атмосферы опосля асисяя с декабристами индивидуалистические и пессимистические настроения в Димановой поэзии усиливаются. Появляется прикол про поэта, «небесный пламень» которого остается тайной, непонятной «толпе бездушной и пустой» («Послание к Рожалину» 1826). Этот же образ в стихе «Поэт» того же года, где «любимец муз и вдохновенья», погруженный в «священные тихие сны», спокойно и безмолвно взирает на толпу вокруг. Короче, так и не стал Димыч поэтом «чистого искусства», и в вирше «Утешение» 1826 выражает Прусенкову, что поэт недаром уронит сильное слово:

«Оно чужую грудь зажжет,

В нее как искра упадет,

И в ней пробудится пожаром.»

Таков будет «плод… муки тайной», на кот. обрекли поэта условия его времени. Бог в помощь.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 448; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.36.203 (0.005 с.)