Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Пушкин и М.А. Дмитриев-МамоновСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В обширной и хорошо изученной теме "Пушкин и декаб- ристы" есть еще недописанные страницы. К ним относится история отношений Пушкина с Орденом Русских Рыцарей. Этот сложный вопрос имеет много аспектов. Одна его сто- рона связана с Кишиневом, ибо, вопреки распространенно- му мнению, можно полагать, что в Кишиневе Пушкин столк- нулся не с каким-то одним, хорошо организованным, еди- ным декабристским обществом, а с несколькими и даже да- леко не всегда взаимно скоординированными отголосками движения декабристов. Так, до сих пор остается неясным, какую декабристскую организацию представлял в Кишиневе Михаил Орлов: был ли он в эту пору связан с Орденом Русских Рыцарей, как представлял он себе отношение Ор- дена и одного из его руководителей, графа М. А. Мамоно- ва, к его кишиневской деятельности. Эти и многие другие вопросы требуют специального рассмотрения. В настоящей работе мы сосредоточим внимание на относительно частной проблеме: на том впечатлении, которое произвела на Пуш- кина личность графа Мамонова. Пушкин никогда не встречался с Дмитриевым-Мамоновым и, более того, видимо, не имел достаточно проверенных, точных сведений о его личности и деятельности. Казалось бы, у него были прямые пути получить на этот счет самую подробную информацию. В годы, когда интерес к Ордену Русских Рыцарей у Пушкина проявлялся особенно заметно, то есть в конце 1820-х - начале 1830-х гг., Пушкин встречался с одним из организаторов Ордена, близким сотрудником Мамонова, Михаилом Орловым. Однако эта те- ма, видимо, не была затронута в разговорах Пушкина с Орловым, и даже если Пушкин поднимал ее когда-либо, то совершенно очевидно, что Орлов не был склонен даже с близкими друзьями обсуждать этот вопрос. Дело в том, что положение Орлова после восстания было исключительно трудным и двусмысленным. С одной стороны, ему приходи- лось из тактических соображений подчеркивать, что он не был непосредственным участником заговора, что он якобы, несмотря на неоднократные приглашения членов общества, порвал с ним и непосредственно действий, которые можно было бы трактовать как криминальные, не совершил. Поэ- тому он был не расположен касаться тех сторон, которые представлялись особенно преступными в глазах правитель- ства и остались за пределами внимания следствия. С дру- гой стороны, Орлов болезненно переживал то недоверие, которое выказывали ему его вчерашние соратники, видев- шие, что один из крупных деятелей движения непонятным образом оказался подвергнутым сравнительно малым реп- рессиям. Это ставило Орлова в двусмысленное положение, было предметом его мучительных душевных переживаний и двусторонне обусловливало нежелание его касаться тех вопросов, которые могли показаться особенно щекотливы- ми. Можно, не опасаясь нарушить истину, предположить, что ни с кем, в том числе и с Пушкиным, затрагивать эту щекотливую тему в конце 1820-х - начале 1830-х гг. Ор- лов не был расположен. Пушкин, вероятно, заинтересовался судьбой Мамонова, столкнувшись с многочисленными слухами, которые повто- рялись, особенно в Москве, еще долгие годы и носили, как правило, фольклоризированный характер'. Но у Пушки- на была возможность получить, и в достаточной мере, полную информацию из близкого источника - князя П. А. Вяземского. Отношение Вяземского к Мамонову было специфическим. С одной стороны, Вяземский, казалось, был очень осве- домлен. Имение Вяземского находилось в близком соседс- тве с имением Мамонова - их разделяла лишь неглубокая река Вязьма, и земли соприкасались. Это было поместье, где Мамонов строил свою крепость и где в строгой изоля- ции, под величайшим секретом совершалась мамоновская деятельность по несколько фантастическому плану созда- ния в центре России опорного военного пункта для буду- щего революционного действия. Мамонов как близкий сосед и как источник многочисленных фантастических слухов еще в первой половине 1820-х гг. вызывал любопытство Вя- земского. Мы знаем, что Вяземский делал попытки лично познако- миться с Мамоновым и посетить его в поместье. Известно, что обычная попытка, принятая в помещичьем кругу, - приезд соседа с дружеским визитом - натолкнулась на резкий отпор. Вяземский не был даже допущен в дом и вы- нужден был уехать, не встретившись с Мамоновым. Тогда он использовал окружной путь для знакомства. Он обра- тился к Орлову с просьбой рекомендовать его. Сама по себе ситуация своеобразная: для того чтобы познакомить- ся с соседом по поместью, надо получить рекомендацию от человека, живущего за сотни верст от поместья. Однако Орлов в мягкой форме отказал Вяземскому, прибегнув к тому способу, который между Орловым и Мамоновым был уже обговорен. Свое собственное посещение Мамонова Орлов скрыл следующим образом: распространил слух, что он то- же не был допущен к Мамонову, что Мамонов не видится ни с кем ("Как посетить невидимого?" - писал Орлов Вяземс- кому) и что он, Орлов, проник к Мамонову только силой, сломав дверь. Этот конспиративный слух отсекал возмож- ность знакомства с Мамоновым по рекомендации Орлова. Однако Вяземский продолжал интересо-
См.: Дельвиг А. И. Полвека русской жизни: Воспоми- нания. М., 1930. Т. 1. С. 40.
ваться Мамоновым и, видимо, накопил в своей памяти мно- го слухов. Вероятно, это и был самый первый, ближайший источник, если не считать каких-то предшествующих ту- манных сведений и слухов, из которого черпал Пушкин ма- териалы о таинственном затворнике. В отношениях Вяземского и Мамонова имел место еще один не лишенный интереса эпизод. Вяземский, собирая в Москве деньги на выкуп крепостного музыканта, обратился с соответствующей просьбой и к миллионеру Мамонову. Ма- монов, однако, резко отказал, заявив, что звук каждой ноты в концерте освобожденного музыканта будет ему враждебен. Смысл этого парадоксального заявления таков: Вяземский считает возможным и желательным скорейшее проведение освобождения крестьян вне зависимости от ог- раничения самодержавия и организует антикрепостническую политическую акцию. Мамонов исходит из того, что осво- бождение крестьян до конституционного преобразования России лишит дворянскую революционность народной под- держки и безгранично усилит власть правительства. По его мнению, крестьяне должны получить свободу только из рук дворян-революционеров. Тогда политической свободе будет обеспечена народная поддержка. Сравните, казалось бы, парадоксальное, как у Мамонова, утверждение Пушки- на: "...остерегайтесь уничтожать рабство, особенно в государстве деспотическом" (XII, 194, 481). В то время, когда Пушкин заинтересовался Мамоновым, судьба последнего, уже вступившего на свой трагический путь, для незнакомого посетителя выглядела приблизи- тельно так. Мамонов находился в своем московском двор- це, но, считаясь безумцем, одновременно подвержен был не только аресту, но и очень строгой изоляции. Свиданий с ним практически не имел никто, кроме группы надзира- телей, специально подобранных докторов, а также дове- ренных политической полиции и мальчика-безумца, которо- го Мамонов воспитывал, держал при себе, любил и который был единственным существом, коему Мамонов доверял. Вероятным откликом Пушкина на слухи о судьбе Дмитри- ева-Мамонова является загадочное стихотворение "Не дай мне Бог сойти с ума...". Стихотворение это, впервые опубликованное в девятом томе посмертного издания (1842), условно датируется 1833 г. Датировка принадлежит П. В. Анненкову' и осно- вывается на содержании. Можно предположить, что тема сумасшествия и противопоставление романтического безу- мия трагической реальности навеяны не только мыслями о Батюшкове, тем более что реалии стихотворения не напо- минают условий, в которых находился больной Батюшков. В стихотворении создается трагический образ сумасшедшего, подверженного насильственному лечению:
Да вот беда: сойди с ума, И страшен будешь, как чума, Как раз тебя запрут, Посадят на цепь дурака
I См.: Пушкин А. С. Соч. / Изд. П. Анненкова. СПб., 1855. Т. 3. Примеч. С. 39.
И сквозь решетку, как зверка, Дразнить тебя придут (III, 322-333). Условия заключения Батюшкова, столь далекие от этой ужасной картины, были Пушкину хорошо известны: поэт по- сетил больного Батюшкова, окруженного заботой и попече- нием, и, конечно, не вынес впечатлений, напоминающих описанные в стихотворении. Пушкину могли быть известны глухие слухи о жестокой расправе с Дмитриевым-Мамоно- вым, который предвосхитил судьбу Чаадаева в самом страшном ее варианте: он был не только объявлен сумас- шедшим, но и подвергнут грубому насильственному "лече- нию", в конечном счете действительно сведшему его с ума. Это был первый случай "карающей медицины" в исто- рии России. Интерес Пушкина к судьбе Мамонова подсказал ему не только образ безумца в тюрьме: он был источником еще двух творческих сюжетов. Размышления о судьбах России в 1812 г. неожиданно переплелись у Пушкина с мыслями о Мамонове. В повесть "Рославлев" Пушкин ввел упоминание о нашумевшем в том году событии, являвшемся первым проявлением политичес- кой активности Дмитриева-Мамонова: "Везде повто- ряли бессмертную речь молодого графа Мамонова, пожерт- вовавшего всем своим имением. Некоторые маменьки после того заметили, что граф уже не такой завидный жених, но мы все были от него в восхищении" (VIII, 154). Пушкин обошел ту сторону выступления Мамонова, кото- рая придавала ему политическую остроту и высоко подни- мала над длинным рядом патриотических речей этого пери- ода. Указанный текст Мамонова до нас не дошел, но мы можем судить о нем по косвенным данным: Мамонов ставил - конечно, в осторожной форме - патриотические жертвы дворянства в зависимость от получения сословием полити- ческих прав: дворянство, выполняющее, по его убеждению, ведущую роль в спасении Отечества, должно получить пра- ва, ограничивающие самодержавие, и сделаться "помощни- ком" царя в управлении. Выступление Мамонова не получи- ло поддержки со стороны собравшихся в Москве представи- телей дворянства, но мстительный Александр I его не за- был. Эпизод этот интересным образом отразился в "Войне и мире". Л. Н. Толстой разделил поступок Мамонова на две части. Одну из них он сохранил за историческим лицом, а другую передал Пьеру Безухову (образ Пьера Безухова - богача-магната, масона и декабриста - вобрал в себя, бесспорно, некоторые черты М. А. Дмитриева-Мамонова). В романе есть упоминание о том, что "граф Мамонов жертву- ет полк"2, и этот патриотический поступок толкает Пьера на аналогичные пожертвования. Политическую сторону ак-
Расправа с Т. Е. фон Боком при Александре I хотя и была предварением подобных действии правительства, но все же имела несколько иной характер: Т. фон Бок был осужден за дерзкий поступок, но освобожден из крепости, когда действительно сошел с ума (см.: Записка Т. Е. Бо- ка / Публ. А. В. Предтеченского // Декабристы и их вре- мя. М.; Л., 1951). Мамонова же не освободило от заклю- чения даже безумие: он умер, как и жил, под замком. 2 Толстой Л. Н. Собр. соч.: В 22 т. М., 1980. Т. 6. С. 104.
тивности Мамонова Толстой полностью передал своему ге- рою: "Пьер с раннего утра был в волнении: необык- новенное собрание не только дворянства, но и купечества - сословий, etats generaux - вызвало в нем целый ряд давно оставленных, но глубоко врезавшихся в его душе мыслей о Contrat social и французской революции". Толстой влагает в уста Пьера речь в пользу дарования дворянству ограниченных конституционных прав: "Я пола- гаю, - говорил он, воодушевляясь, - что государь был бы сам недоволен, ежели бы он нашел в нас только владель- цев мужиков, которых мы отдаем ему, и... chair a canon, которую мы из себя делаем, но не нашел бы в нас со... со... совета"2. Пушкин еще раз вспомнил имя Мамонова в "Рославлеве": жених Полины "вступил в Мамоновский полк" и погиб на Бородинском поле (VIII, 154). Исторически мамоновцы не принимали участия в Бородинском сражении (Мамонов лично был на Бородинском поле, но полк его еще только форми- ровался). Однако Пушкину, видимо, было важно связать жениха Полины с именем этого популярного в Москве пол- ка. Другой "мамоновский" замысел Пушкина связан с его устной импровизацией "Уединенный домик на Васильевс- ком". Текст этой повести дошел до нас в записи (и, воз- можно, в некоторой обработке) В. П. Титова, опублико- вавшего ее в 1829 г. в альманахе "Северные цветы" за подписью "Тит Космократов". Текст не был мгновенным капризом фантазии Пушкина: известны по крайней мере два случая его исполнения автором - в доме Карамзиных и у Дельвигов. Повесть впервые рассмотрена А. А. Ахматовой, убедительно пока- завшей ее органичность в творчестве Пушкина3. Если до Ахматовой исследователи склонны были считать основным автором Титова, отводя Пушкину весьма скромную роль, то после ее статьи связь "Уединенного домика" с сокровенными пушкинскими замыслами сделалась очевидной. Для интересующего нас сюжета особенно важны те наблюде- ния исследовательницы, которые касаются эпилога повес- ти: "Безумие Павла совпадает с реальным "безумием" М. А. Дмитриева-Мамонова. Политический характер не то гам- летовского, не то чаадаевского помешательства"4. Эпизод этот А. А. Ахматова охарактеризовала как таинственный. Таким он и остается для исследователей. Ключом к пони- манию может быть наблюдение самой Ахматовой, связавшей окончание "Домика" с обстоятельствами жизни Дмитрие- ва-Мамонова. После смерти Веры Павел замыкается в стро- гом уединении, ведя таинственную и странную жизнь, в которой отчетливо выступают детали реальной биографии Дмитриева-Мамонова. Вместе с тем не все утверждения А. А. Ахматовой ка- жутся одинаково убедительными. Так, исследовательница настойчиво подчеркивает мысль о том, что в пейзаже "Уе- диненного домика" зашифровано описание места захороне- ния казненных декабристов. Напомним, что Б. В. Тома- шевский придерживался иного мнения, связывая географию "Домика" с окраинами Пе-
1 Толстой Л. Н. Собр. соч. Т. 6. С. 98. 2 Там же. С. 100. 3 Ахматова А. А. Пушкин в 1828 году // Соч.: В 2 т. М., 1986. Т. 2. 4 Там же. С. 173.
тербурга в "Медном всаднике" и "Домике в Коломне". Мне- ние это представляется более убедительным. Укажем, что "Уединенный домик" не был произведением конспиративным: Пушкин публично читал его, как уже отмечалось, по край- ней мере дважды. Место захоронения декабристов, окру- женное глубокой тайной, было сюжетом, категорически запрещенным. П. А. Вяземский, хранивший дома пять щепо- чек с места казни декабристов, почел за благо не снаб- жать их никакой надписью, несмотря на то, что трагичес- кая памятка была глубоко запрятана в его кабинете. Какую цель могло иметь описание места трагического мемориала в повести, которой развлекают дам? Очевидная связь с романтическим описанием городских окраин в по- вести А. Погорельского "Лафертовская маковница" (1825), в ироническом варианте - с "Домиком в Коломне", а позже - с дьяволизмом города в "Портрете" Гоголя и "Хозяйке" Достоевского создает устойчивую жанровую традицию, объ- ясняющую замысел "Уединенного домика" гораздо лучше, чем сомнительные биографические интерпретации. Без ответа, однако, остается поставленный Ахматовой вопрос: "После смерти Веры Павел сходит с ума. Но поче- му, скажите мне, он делает это точь-в-точь как самый знаменитый московский богач Матвей Александрович Дмит- риев-Мамонов?.."' Ответа на этот вопрос А. А. Ахматова не дает (в од- ном из вариантов работы она даже высказывает малоубеди- тельное предположение, будто весь конец повести следует приписать В. П. Титову, который, "когда было нужно изобразить безумие, просто записал все слухи о Дмитрие- ве-Мамонове"2). Это неубедительно хотя бы потому, что никак не объясняет, чем связан такой конец повести с ее содержанием, кто бы ни был ее автором. Осмелимся выска- зать некоторые предположения, нимало не скрывая их су- губой гипотетичности. Известно, что Пушкина интересовал сюжет "Фауста" (или "русского Фауста") и он многократно к нему обра- щался. Если рассмотреть повесть как рассказ о предысто- рии "петербургского Фауста", сделавшегося сначала жерт- вой волшебных сил, а затем погрузившегося в чернокни- жие, то можно указать на некоторые дополнительные сооб- ражения. Основная часть сюжета повести рассказывает о торжестве нечистой силы над молодым героем, который "не со своим братом связался". Далее следует традиционное описание овладения героем колдовскими тайнами. Продол- жение "фаустовского" сюжета должно было превратить Пав- ла во владыку нечистых сил или в лицо, заключившее с ними договор. Завязанный таким образом сюжет открывал исключительные возможности для бытового или сатиричес- кого изображения в гётевском духе, а это, как известно, очень волновало Пушкина. По крайней мере, предполагая возможное развитие сюжета, нужно учитывать, что декаб- ристские связи Мамонова остались для Пушкина тайной, как они были тайной и для исследователей до последних лет. В Дмитриеве-Мамонове Пушкин видел не жертву поли- тических преследований, а таинственную фан-
Ахматова А. А. Пушкин в 1828 году // Соч. Т. 2. С. 176. 2 Там же. С. 178.
тастическую фигуру "русского Фауста", чернокнижника, которого императорская реальность превратила в безумца. "Странные люди" вроде Мамонова или брата Орлова, изра- ненного в 1812 г., а позже сделавшегося разбойником, неизменно волновали Пушкина - они давали возможность увидеть бытовую реальность при свете фантасмагории, а фантасмагорию понять как бытовую реальность.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 278; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.59.121 (0.015 с.) |