Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Блок и народная культура городаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Культура начала XX в. была исполнена глубоких внут- ренних противоречий. С одной стороны, никогда за всю предшествующую историю России не провозглашалась так открыто и многократно идея искусства для избранных, не выражалось противопоставление народной массы и культур- ной элиты. Ф. Ницше в "Сумерках кумиров" писал: "Высшая каста - я называю ее крайним меньшинством, - как самая совершенная, пользуется также и привилегиями крайнего меньшинства: быть на земле представителями счастья, красоты, доброты. Только люди наиболее духовно одарен- ные имеют право на красоту, на прекрасное: только в них доброта не есть слабость". Многочисленные вариации этого тезиса в декларациях русских модернистов очень скоро превратились в общее место. Цитировать из можно было бы без конца. С другой стороны, именно в рамках тех литератур- но-культурных течений, которые не считают возможным ог- раничиваться почтенными, но уже застывающими в академи- ческом признании традициями, зарождается и противопо- ложная тенденция - стремление к демократизации эстети- ческого кругозора. На рубеже двух веков происходит рез- кое расширение самого понятия "искусство". Происходит художественное открытие русских икон и всего мира древ- нерусского искусства. Одновременно меняется взгляд на древнерусскую литературу. Ни сторонники восходившей к В. Г. Белинскому концепции, согласно которой художест- венное значение русской литературы является следствием реформ Петра I (в одном варианте историко-литературного построения Белинского русская литература как факт ис- кусства началась с Пушкина, в другом, более позднем, - с А. Д. Кантемира), ни противники ее типа Погодина не подымали вопроса об эстетической ценности древнерусской литературы для современного читателя. Только Ф. И. Бус- лаев в XIX в. встал на путь слияния историко-академи- ческого и непосредственно-эстетического переживания текстов древнерусской литературы. Конечно, за пределами академической среды и в XIX в. жило непосредственно ху- дожественное воспри-
Ницше Ф. Собр. соч. М., [1901]. Т. 6. С. 262.
ятие созданий древнерусской письменности. С одной сто- роны, о красоте их говорили многие писатели - от Пушки- на до Н. С. Лескова и Л. Толстого, с другой, на протя- жении всего XIX в. жила еще культурная среда, для кото- рой, как для Катерины из "Грозы", это была живая сфера непосредственного духовного переживания. Однако вся школьная традиция, определявшая среднюю норму эстети- ческого кругозора русского культурного человека, строи- лась на признании всей допетровской культуры "незре- лой", находящейся ниже эстетических представлений сов- ременности. Просветительски-позитивистская концепция прогресса, твердо вошедшая в сознание среднего европей- ца середины XIX в., убеждала, что нормой отношения к культуре прошлого является чувство снисходительного превосходства. Поэтому, хотя и в XIX в. было немало це- нителей древнерусского искусства, включение его в об- щепризнанный фонд художественных ценностей означало резкую смену культурной установки. В частности, та поздненародническая ориентация, которая определяла среднеинтеллигентский вкус на рубеже веков, отождест- вляла художественную ценность с наличием "симпатичной (как выражалась критика тех лет) идеи", то есть идеи, легко ассоциируемой с привычными прогрессивными лозун- гами. По тем же соображениям, по которым А. П. Чехов казался "безыдейным писателем", древнерусская живопись и литература представлялись далекими от общественных запросов и уводящими от современности. В основе успеха Чехова и эстетического признания средневекового искусс- тва лежал общий в своей основе процесс резкого расшире- ния художественных горизонтов, имевший и ряд других последствий. Одним из них явилось изменение подхода к народному творчеству. Характерной чертой фольклоризма XX в. стало расширение поля зрения. С одной стороны, это проявля- лось во включении в круг художественных ценностей на- родного искусства, наряду с традиционно привлекавшими внимание жанрами (былиной, сказкой, обрядовой и лири- ческой песней и другими), значительно менее изученных в ту пору частушек, новых форм городского фольклора. С другой стороны, возникло стремление выйти за пределы чисто словесного понимания фольклора, что было столь характерно для предшествующего этапа, и обратиться к народной живописи (лубку), изделиям народного ремесла (резьбе и керамике), ритуалу народного быта, народному театру. Расширение поля изучения, собирания, моды прив- лекло внимание к народной одежде, вышивкам, народной игрушке и таким формам проявления народного искусства, как вывески, выкрики и прибаутки ярмарочных торговцев. Наконец, сами народные праздники стали рассматриваться как коллективные явления массового народного искусства. Ярмарка, балаган, становясь предметом не только на- учного внимания, но и художественного переживания, вы- зывали сдвиги в мире эстетических норм и меняли соци- альную ориентацию культуры. Происходила демократизация вкусов и норм. На этом фоне такие традиционно не допу- щенные на высокий Парнас зрелища, как цирк, получали права искусства. Новое, зарождавшееся искусство кино на глазах у всех превратилось из ярмарочного аттракциона сначала в массовое зрелище, а затем - в авангардное направление художественной деятельности. Весь этот пестрый и обширный мир неканонических, с точ- ки зрения культурных представлений XIX в., форм народ- ного творчества не просто был допущен на периферию ис- кусства - он начал активно воздействовать на традицион- ные каноны поэзии, театра, живописи. К этому следует добавить расширение этнического кругозора европейской культуры, начинающей испытывать воздействия фольклора и традиционного искусства Дальнего и Центрального Восто- ка, Южной Азии, Африки и неевропейской Америки. Весь этот напор нового культурного материала, кото- рый предполагал эстетическое освоение столь разнохарак- терных явлений, как глубоко архаические культуры Восто- ка, с одной стороны, и фольклор и массовое искусство современного большого города, с другой, требовал боль- шой художественной гибкости и новых концепций. Иногда возникало парадоксальное положение, когда хранители тех художественных норм, которые в XIX в. выступали как де- мократические, перед лицом новой художественной дейс- твительности выступали как ревнители академизма и эли- тарности. В этом отношении показательны споры, которые вел И. Бунин с А. Ремизовым в Париже в 1940-е гг. "Го- голя Бунин недолюбливал и не только Ремизову, но и мне [Н. В. Кодрянской] не раз говорил, что Гоголь - "лу- бок"". "...Гоголю попало: "лубок"". Показателен здесь не отзыв о Гоголе (отношение Бунина к Гоголю было слож- ным и изменчивым: можно указать и на восторженные отзы- вы), а то, что слово "лубок" остается для Бунина еще в середине XX в. бранным, в то время как для прошедшего школу символизма Ремизова оно могло осмысляться лишь в положительном контексте2. Однако дело не сводится к простому расширению поля зрения на народное творчество. Само это расширение про- текало на фоне внутреннего изменения как фольклора, так и литературы, являвшихся отражением исключительно слож- ных социальных процессов. В фольклоре отмирание старых жанров сопровождалось появлением новых форм городского народного творчества, возникала проблема массового соз- нания - сознания, стоящего между традиционным фольклор- ным мышлением и традиционной письменной культурой. Большую роль начинает играть массовая область искусс- тва: низовой городской романс, издающаяся большими ти- ражами книга для массового
Кодрянская Н. В. Встречи с Буниным // Лит. нас- ледство. М., 1973. Т. 94. Кн. 2. С. 343, 346. 2 Характерно восприятие бытового и литературного об- лика этих писателей М. Цветаевой. Связанный с демокра- тической традицией русской литературы XIX в. наследием Тургенева и Чехова, Бунин подчеркивает в своем личном поведении аристократизм: "холодный, жесткий, самонадеянный барин" (Цветаева М. Письма к А. Тесковой. Прага, 1969. С. 107); ср. с ее оценкой Ремизова: "Здесь, за границами державы Российс- кой, не только самым живым из русских писателей, но жи- вой сокровищницей русской души и речи считаю - за яв- ностью и договаривать стыдно - Алексея Михайловича Ре- мизова. Ремизову я, будь я какой угодно властью российской, немедленно присудила бы звание русского на- родного писателя, как уже давно (в 1921 г.) звание русской народной актрисы - Ермоловой. Для сохранения России, в вечном смысле, им сделано более, чем всеми политиками вместе. Равен труду Ремизова только подвиг солдата на посту" (Морковин В. Марина Цветаева в Чехос- ловакии // Ceskoslovenska rosistika. Praha, 1962. ь 1. С. 51-52).
читателя вроде "Похождений Рокамболя" Понсона дю Тер- райля или "Дракулы" Брэма Стокера, "глубину" которого, "независимо от литературности", понял Блок в 1908 г.1, плакат, вывеска, немой кинематограф, цирк. Отметим ин- тересный парадокс: в то время как литература все чаще обращается к глубинным архаическим моделям культуры, народное творчество осваивает новую аудиторию и находя- щуюся в движении, только еще складывающуюся жизнь. Рождающееся из сложных, противоречивых процессов и противоречивое по своей природе "массовое искусство" встречало противоположные оценки: в нем видели и воплощение агрессивной пошлости, уг- рожающей самому существованию мира духовных ценностей, и новое, свежее художественное слово, таящее в самой своей пошлости истинность и неутонченность подлинного, здорового искусства. В сложной картине взаимодействия народной и письмен- ной культур в начале XX в. была еще одна существенная сторона: в фольклоре и письменной литературе кроме обычно выделяемых различий существует еще одно - разли- чие в природе отношения аудитории к тексту. В нефоль- клорном искусстве, в том виде, в каком оно сложилось в Европе в новое время, существует строгое разграничение автора и аудитории. Автор - создатель текста, ему отво- дится активное начало в системе "писатель - текст - чи- татель". Структура произведения создается автором, и он является источником направленной к читателю информации. Автор, как правило, возвышается над читателем, идет впереди него и ведет его за собой. Если читатель вносит что-либо "свое" в текст, то это, чаще всего, искажение, порча, узкое и ограниченное понимание, навеянное кон- серватизмом вкуса и литературных привычек. От потреби- теля требуется пассивность: физическая - в театре си- деть и смотреть, а не бегать, кричать и топать, в музее - смотреть, а не трогать, в опере - не подпевать, в ба- лете - не пританцовывать, при чтении книги - не только не кричать и не жестикулировать, но и не шевелить губа- ми, читать - даже стихи - глазами, а не вслух; интел- лектуальная - проникать в чужую мысль, а не заменять ее своей, не фантазировать, выдумывая другие эпизоды и "концы" для текста, не спасать героя там, где автор же- лает его убить, и т. д. Положение фольклорной аудитории отличается в принци- пе. Фольклорная аудитория активна, она непосредственно вмешивается в текст: кричит в балагане, тычет пальцами в картины, притоптывает и подпевает. В кинематографе она криками подбадривает героя2. В таком поведении ре- бенка или носителя фольклорного сознания "цивилизован- ный" человек письменной культуры видит "невоспитан- ность". На самом деле перед нами иной тип культуры и иное отношение между аудиторией и текстом. Сопоставим скульптуру
1 См. письмо к Е. Иванову: "...прочел я "Вампира - графа Дракула". Читал две ночи и боялся отчаянно" (У, 251). Об этой же книге как источнике внелитературного страха см.: 7, 237. 2 Ср.: "Когда я смотрел "Человека-невидимку", рядом со мной сидел мальчик, совсем маленький. В интересных местах он все время вскрикивал: "Ай, едрит твою!"" (За- писные книжки И. Ильфа // Ильф И., Петров Е. Собр. соч.: В 5 т. М., 1961. Т. 5. С. 245.
и игрушку. Скульптура рассчитана на созерцание: она мо- нолог, который должен быть услышан, но не требует отве- та, она - сообщение, которое адресат должен получить. Игрушка, кукла не ставится на постамент - ее надо вер- теть в руках, трогать, сажать или ставить, с ней надо разговаривать и за нее отвечать. Короче, на статую надо смотреть, с куклой следует играть. Игра не подразумева- ет зрителей и монологического отправителя - она знает участников, активно вовлеченных в общее действие. Игра- ющий - соавтор текста. А самый текст не есть нечто из- начально данное, которое следует получить: текст "ра- зыгрывается", то есть возникает в процессе игры. Парал- лель эта не полностью переносима на фольклорное твор- чество, но представляет не лишенную смысла его анало- гию. В фольклоре, в отличие от игры, исходным является не только определенная сумма правил, но и некоторый текст. В этом отношении полезна другая параллель - с исполнительским искусством, где в потенции дан некото- рый текст (музыкальная запись, текст пьесы или сценарий кинофильма), который должен, для того чтобы сделаться текстовой реальностью, быть разыгран исполнителями. Ис- ходный текст составляет некоторый идеальный инвариант, который реализуется в ряде исполнительских вариантов. В фольклорном тексте перед нами нечто совершенно не равное словесной записи сказки, песни или поставленной в экспозицию игрушке, повешенному на стену лубку. Фоль- клорный текст - сложное и многоплановое целое. В него входит как компонент некоторая система канонических правил или содержащихся в памяти исполнителя текс- тов-образцов, на основании которых он создает свой ис- ходный текст. Но этот исходный текст так же не равен фольклорному произведению, как игрушка не адекватна иг- ре. В обоих случаях перед нами некоторый провоцирующий элемент, который должен стимулировать свободную игру всего коллектива с текстом, в ходе которой и возникает то целое, что составляет текст фольклорного типа. Вся- кий, кто наблюдал, как носитель фольклорного сознания рассматривает (именно "рассматривает", а не смотрит) какую-либо картинку, замечал, что изображение превраща- ется при этом в объект игры: его вертят, тыкают пальца- ми, заливаясь при этом хохотом, за изображенных на кар- тинке людей говорят, сочиняя целые диалоги и сюжеты, картинку разыгрывают, она выступает как стимулятор сво- еобразного действа. Именно на это и рассчитана лубочная живопись: она не только произведение изобразительного искусства, но и свернутый сценарий игры. Если посмотреть на искусство XX в. не с точки зрения того или иного отдельного художественного течения или какой-либо отдельной эстетической концепции, а попы- таться охватить общее направление художественных поис- ков в целом, то одной из основных черт его, бесспорно, будет стремление к демократизации. Стремление это будет реализовываться в различных сферах - идеологической, эстетической, в области массовости, связанной с резким
1 См.: Лотман Ю. М. Художественная природа русских народных картинок // Народная гравюра и фольклор в Рос- сии XVII-XIX вв.: (К 150-летию со дня рождения Д. А. Ровинского) / Гос. музеи изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. М., 1976. удешевлением книги, появлением кинематографа, средств механической записи произведении исполнительского мас- терства. Существенной стороной этого процесса будет и тенденция к перенесению в традиционные сферы искусства принципов народного творчества, в том числе и стремле- ние к вовлечению аудитории в непосредственный процесс сотворчества. Процесс этот, так ярко проявившийся в те- атре, захватил, однако, почти все жанры искусства. В этом аспекте демократизации литературы роль Блока была исключительно велика. Народная поэзия неизменно занимала важнейшее место в творческих исканиях Блока. Вопрос этот с большой полно- той освещен в известной работе Э. В. Померанцевой. От- ношение Блока к народному театру2 и таким видам массо- вого искусства, как кинематограф3, также делалось уже предметом исследовательского внимания. Однако в интере- сующем нас аспекте к уже сказанному можно добавить не- которые наблюдения. Символизм пронизывал мышление Блока. Это, в частнос- ти, проявлялось в том, что не только явления искусства, но и события и факты окружающего мира для него имели значение, то есть представляли собой некоторые тексты, из которых должен быть вычитан скрытый смысл - соот- ветствие глубинным истинам. Такой взгляд приобретает особую значимость в тот период, когда "начинается "ан- титеза"" (5, 428). Если на первом этапе эволюции Блока Мировые Символы игнорируют мир житейской обыденности и каждодневной пошлости, то на втором они светят сквозь них. Отрицание "заревой ясности" (5, 428) соловьевской утопии подразумевает, что художник должен пройти через культуру современного города, окунуться в "сине-лиловый мировой сумрак (лучшее изображение всех этих цветов - у Врубеля) при раздирающем аккомпанементе скрипок и напе- вов, подобных цыганским песням" (5, 428). Скрипки и цы- ганские песни упомянуты здесь не случайно. Для Блока массовая культура современного города имеет смысл, ее пошлость таинственно связана с глубинными смыслами и этим отличается от лишенной значения пошлости "культур- ного" интеллигентского мира. Простодушная и примитивная пошлость мира ресторанной музыки, кафешантана, уличных развлечений есть форма жизни, а жизнь, и именно прими- тивная, первозданная и наивная, имеет таинственный смысл. Культурный же быт внутренне пуст, само отсутс- твие в нем грубости свидетельствует об отсутствии в нем жизни и, следовательно, какого бы то ни было скрытого значения, это - Блок говорит о религиозно-философских собраниях 1907 г. - "словесный кафешантан, которому не я один предпочитаю кафешантан обыкновенный, где сквозь скуку прожигает порою усталую душу печать
1 Померанцева Э. В. Александр Блок и фольклор // Русский фольклор: Материалы и исследования. М.; Л., 1958. Т. 3. 2 См.: Родина Т. А. Блок и русский театр начала XX века. М., 1972. С. 128; Гаспаро" Б. М., Лотман Ю. М. Игровые мотивы в поэме "Двенадцать" // Тезисы I всесо- юзной (III) конференции "Творчество А. А. Блока и русс- кая культура XX века". Тарту, 1975. 3 Зоркая Н. Кинематограф в жизни Александра Блока // Из истории кино: Материалы и документы. М., 1974. Вып. 9.
Буйного веселья, Страстного похмелья.
Я думаю, что человек естественный, не промозглый, но поставленный в неестественные условия городской жизни, и непременно отправится в кафешантан..." (5, 212). О связи поэзии Блока со стихией цыганского романса писалось неоднократно. Можно было бы отметить лишь од- ну особенность обращения Блока к этим упрощенным или вульгаризованный формам художественной жизни. Они, ко- нечно, вливались в тот широкий поток признания городс- кой реальности как поэтического факта, начало которому было положено в русской поэзии XX в. В. Брюсовым и ко- торый окончательно завоевал поэтическое гражданство в стихах В. Маяковского и Б. Пастернака. Однако имелся здесь и специфический "блоковский" поворот. Пастернак принимает элементарные формы жизни "без помпы и парада" потому, что они самоценны и не сопряжены ни с каким извне находящимся значением, его "урбанизмы" - свиде- тельства поэзии, имманентно присущей жизни как таковой. Для Блока "в неестественных условиях городской жизни" именно примитив таит в себе, хоть и искаженные и визг- ливые, звуки скрипок мировой музыки. Более того, чем униженнее, похмельнее, дальше от утонченности, чем гру- бее эта сфера, тем она стихийнее и, следовательно, бли- же к грядущему воскресению. Связь мысли о воскресении через падение с погружением в стихию городской - именно петербургской - жизни роднит Блока с Достоевским2. Такая позиция влекла за собой эстетическую смелость: Блок избегал стихии пошлости городской низовой культу- ры, а превращал ее в материал своей поэзии. Однако, смело используя ее, он наделял ее символической приро- дой, одухотворял связью с миром значений. Это позволяло Блоку создавать поэтику, одновременно обращенную по сложности своей семантической системы к избранному и изощренному читателю и вместе с тем адресующуюся к та- кой широкой массовой аудитории, которая была решитель- ной новостью в истории русской поэзии. Русский читатель представлял в начале XX в. массу, громадную не только с точки зрения пушкинской, но и некрасовской эпохи. То, что читатель этот в эпоху между двумя революциями был в первую очередь читателем стихов, что стихи Блока поль- зовались ни с чем не сравнимой популярностью, подтверж- дается многими источниками. Специфической чертой жизни поэзии в обществе в эти годы были массовые поэтические вечера, выступления поэ- тов в концертах перед широкой аудиторией. История русс- кой поэзии XIX в. знала лишь чтения в дружеском кругу, литературном салоне или в избранном обществе единомыш- ленников. Узкий круг знал поэта в лицо, отождествлял его стихи с голосом и манерой
См.: Тынянов Ю. Н. Блок // Тынянов Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977. С. 122; МинцЗ. Г. Лирика Александра Блока. Тарту, 1973. Вып. 3: Александр Блок и традиция русской демократической литературы XIX века. С. 36-37; Хопрова Т. Музыка в жизни и творчестве А. Блока. Л., 1974. С. 29-32. 2 См.: Минц 3. Г. Блок и Достоевский // Достоевский и его время. Л., 1971; Соловьев Б. И. Блок и Достоевский // Достоевский и русские писатели. М., 1971. Блок делает попытку анализа структуры аудитории и на этом анализе строит свою концепцию эстрадного выступле- ния поэта как обоюдного акта. Поэт - посланец и вестник - должен говорить на языке слушателя. Основываясь на своем анализе публики. Блок признает выступления "любо- го из новых поэтов" вредными. Он приводит лишь единс- твенный, по его мнению, случай слияния чтеца и аудито- рии, свидетелем которого он был: "...это - когда Н. А. Морозов читал свои стихи - тоже плохие, конечно еще го- раздо хуже плещеевских. Но, когда он читал их, я слы- шал, что он хотел передать ими слушателям, видел по приему и по лицам аудитории, что ему удалось это, - и готов был сказать (как и теперь готов), что стихи Н. А. Морозова не только можно, а, пожалуй, и нужно читать на литературных вечерах" (5, 308). В стремлении отделить себя от "интеллигентной публи- ки" столыпинских лет Блок был слишком строг к литера- турным концертам, составлявшим интересную страницу в совсем еще не изученной истории поэтической аудитории а России. Поэтические вечера 1900-1910-х гг., конечно, не были лишены культурных издержек. Однако они стали ак- тивной формой поэтического быта этой эпохи и наложили свой отпечаток на историю русской поэзии. Интересно от- метить, что обстановка поэтических чтений, являясь по- рождением культуры XX в. с ее массовостью читательской аудитории, динамизмом развития и тесной связью с об- щественными настроениями, парадоксально вновь вызвала к жизни ряд архаических черт функционирования текстов в обществе. Мы уже говорили о непосредственном соедине- нии, что вообще характерно для устного общения, поэта и слушателей в пределах одного пространственно-временного континуума, а также о том, что свойственная обстановке устного общения непосредственность включала аудиторию в активную атмосферу поэтического сотворчества, напомина- ющую фольклорную ситуацию. Возникавшая атмосфера опре- деленными чертами напоминала напряженность сектантских собраний, создавая обстановку эзотерического общения в архаических коллективах. Так, в словотворчестве Хлебни- кова явно заметны отзвуки глоссолалий (ср. высказывание Р. Якобсона: "Хлебников широко использовал русские за- говоры"). Символистская поэтика, вводя энигматический текст, воскрешала отношение: "загадывающий загадку - отгадывающий ее". Слушатель должен был напрягаться, стараясь проникнуть в тайный смысл "вещаний". Как сред- невековый слушатель священного текста, он втягивался в процесс толкования2. Поскольку он оказывался в "полном соответствий мире" (5, 426), он привыкал искать в поэ- тическом тексте значения во всем. Так вырабатывалось то повышенное внимание ко всем элементам поэтического сло- ва, та культура максимальной насыщенности значениями, которая легла в основу поэтики XX в. Она перекликалась с широким кругом предшествующих явлений в культуре прошлого. Так же строилось отношение к тексту у изощ- ренной аудитории эпохи барокко, в эзотерических сектах, в магической фольклорной поэзии.
Якобсон Р. Новейшая русская поэзия: Набросок пер- вый. Прага, 1921. С. 67. 2 См.: Клибанов А. И. Народная социальная утопия в России. М., 1978. С. 27. Блок был тесно связан с этой атмосферой и, одновремен- но, в высшей мере ею тяготился. Вырываясь из нее, он стремился окунуться в "простую" культуру города, в го- родскую массу, в толпу. В 1910-х гг. Блок постоянный посетитель цирка, луна-парка, где он катается на "аме- риканских горах", cinema. Белый назвал кинематограф - "демократический театр будущего, балаган в благородном и высоком смысле этого слова". Этот мир неизощренного веселья влек Блока. В кинематографе Блока, в частности, привлекала атмосфера соединения художественной наивнос- ти с непосредственностью аудитории, активностью ее ре- акции. Показательно свидетельство М. А. Бекетовой: "Александр Александрович не любил нарядных кинематогра- фов с роскошными помещениями и чистой публикой любил забираться на Английском проспекте (вблизи своей квартиры), туда, где толпится разношерстная публика, не нарядная, не сытая и наивно впечатлительная (курсив мой. - Ю. Л.) - и сам предавался игре кинематографа с каким-то особым детским любопытством и радостью"2. Город был для Блока и реальностью, противостоящей мнимости литературного существования, и грандиозным символом, и аудиторией, и огромным театром. Как театр он тоже не был единым: маскараду и "балаганчику" сто- личного центра (город для Блока - всегда Петербург) противопоставлялся народный театр - балаган и романти- ческий театр больших страстей окраин и пригородов. По свидетельству М. А. Бекетовой, Блок не любил блестящий центр столицы - Невский и Морскую, а Е. Иванов вспоми- нал, что у Блока было влечение к городу "и особенно ок- раинам его"3. Это влечение было связано с поисками "Пе- тербурга Достоевского". Но именно у Достоевского Блок, вероятно, нашел идеал "народного театра". В "Записках из мертвого дома" Достоевский описывал "представление" самодеятельного театра каторжников. "Всего заниматель- нее для меня были зрители; тут уж все было нараспашку. Они отдавались своему удовольствию беззаветно. Крики ободрения раздавались все чаще и чаще. Вот один подтал- кивает товарища и наскоро сообщает ему свои впечатле- ния, даже не заботясь и, пожалуй, не видя, кто стоит подле него; другой, при какой-нибудь смешной сцене, вдруг с восторгом оборачивается к толпе, быстро огляды- вает всех, как бы вызывая всех смеяться, машет рукой и тот час же опять жадно обращается к сцене. Третий прос- то прищелкивает языком и пальцами и не может смирно ус- тоять на месте; а так как некуда идти, то только пере- минается с ноги на ногу. К концу пьесы общее веселое настроение дошло до вьюшей степени. Я ничего не преуве- личиваю. Представьте острог, кандалы, неволю, долгие грустные годы впереди, жизнь, однообразную, как водяная капель в хмурый осенний день, - и вдруг всем этим приг- нетенным и заключенным позволили на часок развернуться, повеселиться, забыть тяжелый сон, устроить целый те- атр"4.
1 Зоркая Н. Кинематограф в жизни Александра Блока // Из истории кино. Вып. 9. С. 131; Белый А. Арабески: Книга статей. М" 1911. С. 351. 2 Бекетова М. А. Александр Блок: Биографический очерк. [Вып. I]. 1922. С. 261. 3 Воспоминания и записи Евгения Иванова об Александ- ре Блоке // Блоковскии сборник. [Вып. I]. С. 365. 4 Достоенский Ф. М. Полн. собр. соч.: В 30 т. Л., 1972. Т. 4. С. 124. "Забыть тяжелый сон" - эти слова являются, вероятно, ключом к неясной записи Блока: "Кинематограф - забве- ние, искусство - напоминание". Важно отметить, что, окунаясь в жизнь окраинного города. Блок не противопос- тавляет эмоционально свое "я" чужому "они", находя в своей душе те же влечения.
В мурлыкающем нежно треске Мигающего cinema -
сливаются и "их" и своя потребность в забвении. "Не- поправимость, необходимость. Все "уходы" (речь идет об уходе Л. Толстого. - Ю. Л.) и героизмы - только закры- вание глаз, желание "забыться" кроме одного пути, на котором глаза открываются и который я забьш (и он меня)". Последние слова - перефразировка стихов Некра- сова:
Выводи на дорогу тернистую! Разучился ходить я по ней.
("Рыцарь на час". 1862)
Окраина была для Блока хранителем традиции народного театра (ср. слова Достоевского об этих традициях: "Ис- кать их надо у солдат, у фабричных, в фабричных городах и даже по некоторым незнакомым бедным городкам у ме- щан")2 и сценой одновременно. При этом народный театр воспринимался как отчетливо новое явление в фольклоре, порождение городской жизни, и оставался вне поля зрения академической науки эпохи Блока. П. Г. Богатырев писал в 1923 г.: "Русский народный театр, ясно обнаруживающий свои недавние книжные источники, чуждый какой бы то ни было документальности... не мог привлекать внимания исследователей"3. И одновременно это - явление глубоко древнее, вернее, вечное. Таково же было и отношение к Городу, который воспринимался и как реальность, и как символ, и во временном, и в вечном освещении. "Матрос и проститутка были, есть и будут неразрывной классической парой, вроде Арлекина и Коломбины, пока существуют на свете флот и проституция; и если смотреть на это как на великое зло - и только, то жизни никогда не поймешь, никогда прямо и честно в ее лицо - всегда полузаплеван- ное, полупрекрасное - не посмотришь. Мы все отлично, в сущности, знаем, что матрос с проституткой нечто совер- шенно иное, чем "буржуй" с той же самой проституткой, что в этой комбинации может не быть тени какой бы то ни было грязи; что в ней может быть нечто даже очень высо- кое, чему не грех бы поучить сонных мужа и жену, доже- вывающих свою послеобеденную жвачку в партере образцо- вого театра" (6, 279). Не случайно, когда после революции перед Блоком воп- рос о будущем театре встал как практический, он прежде всего подумал о сохранении духа единства сцены и зала там, где такое единство имеется, то есть в народных
Блок А. А. Записные книжки. 1901-1920. М., 1965. С. 104. 2 Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч. Т. 4. С. 119. 3 Богатырев П. Чешский кукольный и русский народный театр. Берлин; Пб., 1923. С. 21. и периферийных театрах, где "между публикой и сценой существует неразрывная, крепкая связь - та связь, кото- рая есть главный секрет всякого театра" (б, 277). То, как Блок описывает реакцию зрителя на игру актеров в Народном доме - один из самых ранних опытов изучения аудитории, - несет на себе прямое влияние соответствую- щих страниц "Записок из мертвого дома"1. Особенно важно для Блока, что происходящее в зрительном зале - лишь часть праздничного гулянья, центр целого пестрого мира. Идея живой органичности этого мира восходит к "Риму" Гоголя и, пройдя через идеи Вяч. Иванова, получит потом завершение в концепциях М. М. Бахтина (ср. также ряд высказываний Горького в 1910-е гг.). "В саду - обыкно- венное исполнение в духе Театра миниатюр - "Маленькой Клодины" (с французского, с пением). Потом любимый и известный по миниатюрам певец поет "Эй, вы, залетные"; потом карлики, подражая детям, поют не совсем приличные куплеты в китайских костюмах. Это особенно нравится. На открытой сцене - жонглеры. Глав- ная масса глазеющих - конечно, как всегда было, бесп- латная, то есть заплатившая только за вход в сад. Со всем этим неразрывно слиты многочисленные легализо- ванные и нелегализованные лотки и прилавки, торговля вразнос шоколадом, семечками, брошюрами, почтовой бума- гой, визитными карточками. Это - целый мир, совершенно установившийся; все это не кажется мне плохим, потому что тут есть настоящая жизнь. С этой жизнью необходимо обращаться крайне бережно, вытравить ее можно одним росчерком пера, и вернуть бу- дет уже не так легко" (6, 277-278). "...Театр, в кото- ром перемешаны сотни лиц, судьба которых - урвать у жизни свой кусок хлеба, то есть дерзить жизни, не спать в жизни, проходить в ней своим - моральным или антимо- ральным - путем, такой театр казался мне всегда празд- ничным, напряженным, сулящим бесчисленные возможности, способным претворять драматургическую воду в театраль- ное вино, что происходило и в Народном Доме" (б, 279). Поэтика "праздничности" и, что особенно существенно, недовоплощен-ности, создание текста, который еще должен в сознании аудитории "превратиться в вино", и, одновре- менно, внесение активной толпы в самый текст, вырабаты- валась не одним Блоком. Из близких к нему деятелей мож- но отметить Белого с его ориентацией на частушку и ба- лаган, "Петрушку" Стравинского, Судейкина, Ларионова, Гончарову в живописи, разнообразные театральные иска- ния. Однако центральным художественным событием в этом ряду представляется поэма Блока "Двенадцать". О "Две- надцати" написано много, и основной смысл поэмы, ее место в творческой эволюции поэта, как кажется, опреде- лены. Однако избранный нами аспект позволяет увидеть в поэме некоторые особые повороты, до сих <
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 215; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.95.170 (0.018 с.) |