Основные мотивы лирики А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные мотивы лирики А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова



Основные мотивы лирики А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова

Цель:

Знать: помнить об основных вехах биографии русских поэтов А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова; выделять основные мотивы лирики двух поэтов.

Уметь: сопоставлять и комментировать общее и различие в лирики двух поэтов.

Понимать: связь творчества каждого поэта с эпохой.

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация для сопровождения урока, романсы на стихи Пушкина и Лермонтова; видеофрагмент с исполнением стихотворений "Пророк" Пушкина и Лермонтова; плакаты и маркеры, листы рефлексии, шнур и прищепки для "линии времени"; на доске цитаты о Пушкине и Лермонтове.

На доске:

Смерть Пушкина возвестила России о появлении нового поэта - Лермонтова. Сологуб

Пистолетный выстрел, убивший Пушкина, пробудил душу Лермонтова. Герцен

Глаголом жги сердца людей. "Пророк" А.С. Пушкин

В меня все ближние мои

Бросали бешено каменья. "Пророк" М.Ю. Лермонтов

Предварительная подготовка: индивидуальная исследовательская и сопоставительная работа по биографии и творчеству двух поэтов биографов, историков и литературоведов; отдельные учащиеся готовят выразительное чтение стихотворений "Я памятник себе воздвиг..." А.С. Пушкина и "Смерть поэта" М.Ю. Лермонтова; класс делится на 4 группы, в которую входят представители биографов, историков и литературоведов.

Ход урока:

СЛАЙД 2

МУЗЫКА Перед началом урока звучат романсы на стихи Пушкина "Я помню чудное мгновенье" и Лермонтова "Выхожу один я на дорогу". (психологический настрой)

Пушкин - дневное,

Лермонтов – ночное светило

Русской поэзии.

Вся она между ними колеблется,

Как между двумя полюсами

- созерцанием и действием.

Д.С. Мережковский

Слово учителя: Доброе утро, дорогие ребята, уважаемые гости. Перед уроком прозвучало два романса. Я думаю, что вы узнали первый романс... (романс на стихотворение А.С. Пушкина "Я помню чудное мгновенье..."), а кто-нибудь может быть знает второй романс?

- Этот романс написан на стихотворение М.Ю. Лермонтова "Выхожу один я на дорогу...".

Определение темы урока:

- Как вы думаете о чем будет сегодняшний разговор на уроке?

СЛАЙД 3

- Запишите тему сегодняшнего урока в тетрадь: Пушкин и Лермонтов: совпадение судеб. Основные мотивы лирики А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова.

Постановка цели урока:

- Какую цель мы определим для нашего урока? Запишите сою цель в тетрадь, а в конце урока увидите, удалось ли вам ее достигнуть.

СЛАЙД 4

Погружение в тему урока: Александр Сергеевич Пушкин и Михаил Юрьевич Лермонтов - два самых значительных поэта первой половины 19 века. Знаменательна общность их трагической судьбы.

СЛАЙД 5

Работа с эпиграфом:

- Эпиграфом к нашему уроку послужат слова поэта 20 века Д.С. Мережковского: "Пушкин - дневное, Лермонтов – ночное светило русской поэзии. Вся она между ними колеблется, как между двумя полюсами - созерцанием и действием".

- Как вы понимаете слова поэта? Предположите свои варианты мысли Мережковского.

Н.В. Гоголь писал о Пушкине: "Зачем он дан был миру и что доказал собою? Пушкин дан был миру на то, чтобы доказать собою, что такое сам поэт...".

СЛАЙД 6

- Давайте вспомним стихотворение А.С. Пушкина "Я памятник себе воздвиг нерукотворный...", написанное примерно за 5 месяцев до гибели поэта, в котором звучит мотив поэтического бессмертия.

Исполняется стихотворение А.С. Пушкина "Я памятник себе воздвиг нерукотворный..."

"Пистолетный выстрел, убивший Пушкина, пробудил душу Лермонтова" - говорит Герцен, а по словам Сологуба, "смерть Пушкина возвестила России о появлении нового поэта - Лермонтова". Широкая известность пришла к Лермонтову после обнародования стихотворения "Смерть поэта".

СЛАЙД 7

Исполняется стихотворение М.Ю. Лермонтова "Смерть поэта"

- Говоря о совпадении судеб двух поэтов мы предоставим слово Биографам, Историкам и Критикам.

СЛАЙД 8

Выступление Биографов

Пушкин и Лермонтов – современники, но они никогда не встречались. Так ли это? Оба родились в Москве, и оба стали потом петербуржцами. Отец Пушкина, Сергей Львович, - майор в отставке. Отец Лермонтова, Юрий Петрович, - капитан. Пушкин и Лермонтов происходили из старинных дворянских родов. Предком Пушкина был Гаврило Олексич, соратник Александра Невского, мать Пушкина, Надежда Осиповна, была внучкой «арапа Петра Великого» А.П. Ганнибала, уроженца Эфиопии. И у Лермонтова иностранные корни: его род, по преданию, происходил от Георга Лермонта, выходца из Шотландии, взятого в плен русскими войсками осенью 1613 года, оставшегося в России и ставшего в 1621 году русским дворянином.

И Пушкин, и Лермонтов опубликовали свои первые стихи в 15 лет. Но Лермонтов, анонимно напечатавший свое первое стихотворение «Весна» в журнале «Атеней» в сентябре 1830 года, холодно встреченное читателями, смертельно обиделся на них и почти 6 лет не отдавал стихи в печать. Он записывал их в потаенные тетради и в альбомы светских красавиц. Как мог Пушкин узнать о прекрасных стихотворениях Лермонтова?

Пушкин и Лермонтов писали и стихи, и прозу, воспевая свободу, вызывая ненависть высшего общества России. Зимой 1834 – 35 годов Лермонтов часто бывал у братьев Александра и Сергея Трубецких, и здесь мог встретить будущего убийцу Пушкина – Дантеса, который посещал в этот период Трубецких. У Пушкина были трудные отношения и с отцом, и с матерью, потому что он «компрометировал» их своими эпиграммами на вельмож, вольнолюбивыми «крамольными» стихами, конфликтом с властями, ссылкой в Михайловское. В 1807 году умер младший брат поэта Николенька, а с другим младшим братом Львом у Пушкина не было близких доверительных отношений. Лермонтов остался без родителей в 17 лет. Так что Пушкин и Лермонтов, по сути, не знали ни материнской, ни отцовской любви. И Пушкин, и Лермонтов погибли на дуэлях, причем не от рук случайных людей. Дантес уже стал свояком Пушкина, а Мартынов был давним однокашником и приятелем Лермонтова.

И последнее удивительное совпадение: лейб-медик Николая 1 Н. Арендт, находившийся у постели смертельно раненного Пушкина, первым рано утром в день смерти Пушкина 29 января 1837 года, еще до смерти великого поэта, рассказал другому своему великому пациенту поэту Лермонтову о последних часах жизни его кумира.

- Два дворянина, жившие в России в первой половине 19 века, тем не менее дышали разным воздухом, что и привело к несходству их лирических мироощущений.

СЛАЙД 9

Выступление Историков

Важно и несходство социокультурной атмосферы 1810 – 20-х и 30-х годов.

Начало века – это надежда на перемены, социальный оптимизм, различные кружки, литературные и общественные собрания. Своеобразным знаком той эпохи может служить такое характерное явление, как дружеская переписка, сочетающая в себе интимно-лирический момент с общественно-публицистическим; в поэзии теми же чертами отмечен жанр дружеского послания, исключительно важный для Пушкина.

Пушкин в своем творчестве отразил патриотический подъем и свободолюбие 10-20-х годов. Эпиграфом к его поэзии можно взять строки из его «Вакхической песни» - «Да здравствует солнце, да скроется тьма!», наиболее полно выражающие его жизнелюбие.

1830-е годы – эпоха затишья, спада общественной активности, атмосфера разочарования, социальной депрессии. Литературным знаком этого времени становится дневник философского характера, а в лирике – философский отрывок, философская элегия. Поэту свойственна тема одиночества, напряжённый интерес к философии, углублённый самоанализ.

Лермонтов выразил атмосферу глубокого отчаяния и всеобщего уныния, охвативших общество в 30-е годы. В.Г. Белинский так характеризовал лирические произведения Лермонтова: «…в них нет уже надежды, они поражают душу читателя безотрадностью, безверием в жизнь и чувства человеческие, при жажде жизни и избытке чувства. (…) Нигде нет пушкинского разгула на пиру жизни, но везде вопросы, которые омрачают душу, леденят сердце. (…) Да, очевидно, что Лермонтов – поэт совсем другой эпохи».

Главную особенность того времени раскрыл А.И. Герцен: «Эти годы были ужасны. Понадобилось не менее десятка лет, чтобы человек мог опомниться в своем горестном положении порабощенного и гонимого существа. Людьми овладело глубокое отчаяние и всеобщее уныние. Высшее общество с подлым и низким рвением спешило отречься от всех человеческих чувств, от всех гуманных мыслей. (…) Когда же отворачивались от этого печального зрелища холопства, когда погружались в размышления, чтобы найти какое-либо указание на надежду, то сталкивались с ужасной мыслью, леденившей сердце».

- Начиная с сороковых годов 19 века и по сегодняшний день любой критик, берущийся за исследование их творчества, сравнивает их друг с другом, стремясь ярче показать внутренний мир и поэтический дар каждого, ибо по словам В.Г. Белинского: "Нет двух поэтов столь существенно различных, как Пушкин и Лермонтов".

СЛАЙД 10

Выступление Критиков

1 Н.В. Гоголь в своей статье «Несколько слов о Пушкине» говорил: «При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте. В самом деле, никто из поэтов наших не выше его и не может более назваться национальным; это право решительно принадлежит ему. Пушкин есть явление чрезвычайное…»

2 В.А. Жуковский в письме от 19 сентября 1815 года к П.А. Вяземскому сообщал: «Я сделал еще приятное знакомство! С нашим молодым чудотворцем Пушкиным. (…) Это надежда нашей словесности. (…) Нам всем надобно соединиться, чтобы помочь вырасти этому будущему гиганту, который всех нас перерастет».

3 Художник М.В. Добужинский отмечал: «Время Пушкино было, несомненно, самой счастливой страницей в русской художественной культуре 19 века».

4 В статье «Сочинения М. Лермонтова» А.В. Дружинин отмечает: «Во всей истории русской литературы, за исключением личности Пушкина, с каждым годом и с каждым новейшим исследованием становящейся ближе к сердцу нашему, мы не находим фигуры более симпатичной, чем фигура поэта Лермонтова. (…) Лермонтов умел быть смелым в то время, когда прямая и смелая речь вела к великим бедам, - он заявил свою преданность русской музе в ту пору, когда эта муза могла лишь подвергать своих поклонников гонению и осуждению света…»

5 Историк В.О. Ключевский в своей статье «Грусть», памяти Лермонтова отмечал: «Лермонтов не выращивал своей поэзии из поэтического зерна, скрытого в глубине его духа, (…) …у него нет поисков смысла жизни; но в ее явлениях он искал своего собственного отражения, которое помогло бы ему понять самого себя… Он высматривал себя в разнообразных явлениях природы, (…) перебирал один поэтический мотив за другим, чтобы угадать, который из них есть его собственный, его природная поэтическая гамма. (…) Эта лермонтовская поэтическая гамма – грусть как выражение не общего смысла жизни, а только характера личного существования. Лермонтов – поэт не миросозерцания, а настроения, певец личной грусти, а не мировой скорби…»

6 В 1841 году за год до смерти Лермонтова В.Г. Белинский в статье «Стихотворения М. Лермонтова» писал: «Его поприще еще только начато, и уже как много им сделано, какое неистощимое богатство элементов обнаружено им: чего же должно ожидать от него в будущем?.. Пока еще не назовем его ни Байроном, ни Гёте, ни Пушкиным, и не скажем, чтоб из него со временем вышел Байрон, Гёте или Пушкин: ибо мы убеждены, что из него выйдет ни тот, ни другой, ни третий, а выйдет – Лермонтов…»

СЛАЙД 11

- Для того, чтобы перейти к сопоставлению основных мотивов лирики двух поэтов, давайте вспомним, что было присуще для поэзии Пушкина? (В стихотворениях сквозит надежда). Что это такое?

- О Лермонтове и его поэзии можно сказать, что над ним тяготел рок. Что это значит?

- Судьба готовила Лермонтову новые, и новые испытания. Ранняя потеря родителей, участие в боевых действиях на Кавказе, неразделенная любовь. Д.С. Мережковский в статье "М.Ю. Лермонтов. Поэт сверхчеловечества" раскрывает дар вестничества, которым обладал Лермонтов, рассказавший о своей смерти в стихотворении 1841 года "Сон". Также Лермонтова называют мистическим поэтом, так как даже в его датах жизни прослеживают связь с будущим. Ровно через 100 лет после рождения поэта в 1914 году начинается Первая мировая война, а через 100 лет после смерти 1945 году - Великая Отечественная война. С таким вот интересным и загадочным поэтом нам предстоит знакомиться на последующих уроках.

- А сейчас обратимся к основным мотивам лирики двух поэтов. Используя учебный материал и дополнительные ресурсы сопоставьте мотивы поэтов в виде Диаграммы Венна.

СЛАЙД 12

- Кто такой пророк?

СЛАЙД 13

Работа в группах:

Сравнить два стихотворения "Пророк" А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова

1 группа - указать источник пророческого дара и связь стихотворений с библейскими сюжетами.

2 группа - раскрыть образ пророка.

3 группа - проследить за взаимоотношениями пророка и окружающего мира.

4 группа - выступают в роли корреспондентов (вопросы задаются гостям урока; если никто не присутствует на уроке, то можно предварительно провести опрос)

Вопросы:

1. На Ваш взгляд, востребованы ли поэты в современном обществе?

2. Как Вы считаете, способен ли поэт изменить общество к лучшему?

3. Давно ли Вы сами брали в руки томик стихов каких-либо поэтов? Если нет, то почему так происходит?

СЛАЙД 14

Каждая группа вывешивает свою часть таблицы на доску. Делается вывод:

1. Кто такие пророки? (люди, наделённые сверхъестественным даром – предвидеть и предсказывать события, предостерегать людей от ошибок).

2. Кто выступает в качестве пророков в стихотворениях Пушкина и Лермонтова? (поэт).

3. Схожи ли сюжеты? Что лежит в их основе? (Сюжеты разные. У Пушкина – становление пророка, у Лермонтова - жизнь поэта, ставшего пророком. В стихотворении Лермонтова трагический сюжет, непонимание во взаимоотношениях пророка и тех, кому он хотел служить).

- В чем видел назначение поэта и поэзии Пушкин и согласен ли с этим Лермонтов?

СЛАЙД 15

Подведение итогов урока

- Составьте синквейн "Пушкин" и "Лермонтов", отразив свое понимание темы урока.

Чтение Синквейнов

- Мировосприятие поэтов было различно, но их объединяло главное: их души, мысли, сердца принадлежали России, ее народу.

СЛАЙД 16

Рефлексия

1. Чемоданчик. Что бы я взял(а) с сегодняшнего урока?

2. Лист оценки работы в группе.

СЛАЙД 17

Домашнее задание: познакомиться со статьей Владимира Корнилова "Первый обитатель". Основные тезисы записать в тетрадь.

 

 

 

 

Литературные сочинения за 9 Класс» Лермонтов М.Ю.» Сочинение «Две дуэли» (Герой нашего времени и Евгений Онегин)»

ХОД УРОКА

I. Актуализация опорных знаний

1. Беседа

• Почему Печорин вмешался в жизнь контрабандистов?

• Чем закончилось его вмешательство?

• Как складываются взаимоотношения Печорина с «водным обществом» в повести «Княжна Мэри»?

• Что общего у Печорина и Вернера? Почему они не стали друзьями?

• С какой целью Лермонтов противопоставил Печорину Грушницкого?

• Что вам понравилось в личности Печорина, а чего вы не понимаете?

2. Проверка домашней задачи

Проводится анализ записей к таблице Элвермана (основная работа - с информацией второй колонки). Пример:

Да Проблема Нет

Осознание собственной или холодность во взаимоотношениях

Достоинства; Печорин с окружающими;

Отстаивание права героя проявление безответственности

Самопознание и самовыражение своих поступков;

Проявление эгоизма;

Психологический самоанализ; неумение уступать;

Поиски собственного «Я»; равнодушное отношение

Высказывание мыслей собственной жизни;

II. Мотивация учебной деятельности

Учитель. О поколении, к которому принадлежит Печорин, Герцен писал: «...Все мы в большей или меньшей мере Онегины, если только не отдаем предпочтение тому, чтобы быть чиновниками или помещиками... Мы занимаемся всем: физикой, философией, любовью, военным искусством, мистицизмом, чтобы только рассеяться, чтобы забыть об огромной пустоте, которая угнетает нас...». Роман Пушкина повлиял на формирование замысла Лермонтова - создать образ «героя своего времени». Иначе как объяснить наличие в романе «Герой нашего времени» того, что было задумано, но не воплощено в окончательном варианте текста «Евгения Онегина»? А если говорить об общих чертах обоих упомянутых героев и байроновского типа героя, то нужно признать их в чем-то очень похожими,, но одновременно и сугубо индивидуальными. (Объявление темы, цели урока и работа с эпиграфом.)

III. Работа над темой урока

1. Печорин и байронический герой. Коллективная работа

Беседа

Какие черты байронического героя вы заметили в образе Печорина? (Одиночество непокоренного свободолюбивого бунтаря со страждущей душой, постоянное недовольство собой, своей жизнью и стремление найти «себя настоящего», свое место в жизни).

Что, по вашему мнению, мешает Печорину жить полноценной жизнью? (Противоречие жизни: он расценивает самого себя как «морального калеку», у которого засохла, испарилась, умерла «лучшая половина души». Перед дуэлью Печорин задумывался: для чего он жил, ради какой цели родился? Он говорит: «а, действительно, она существовала и, наверное, было мне назначение высокое, так как я чувствую в душе своей силы безграничные». И он не нашел деятельности, которая отвечала бы его «безграничным силам». Он израсходовал их на ломку жизни «честных контрабандистов», похищение Белы, убийство Грушницкого и т. п.. Он ощущает, что приносит горе или гибель каждому, с кем сближается. А это свидетельствует об обостренном чувстве совести у героя).

2. Печорин и Онегин. Коллективная работа с дальнейшим обобщением

Беседа. Что объединяет героев романов Пушкина и Лермонтова? Что их рознит? Чем отличаются сцены дуэли в романах «Евгений Онегин» и «Герой нашего времени»? Почему Пушкин предъявляет обвинение своему герою в убийстве, а Лермонтов

Прощает Печорина, находит ему оправдание? Каковы проблемы личного счастья в романе Пушкина, а какие в романе Лермонтова? Как их решают герои? Почему героев обоих романов называют «героями своего времени»? Можно ли их назвать «лишними людьми»? Почему?

Итог

Евгений Онегин Пушкина живет типичной для «золотой молодежи» того времени жизнью: балы, рестораны, прогулки по Невскому проспекту, посещение театров. Он выделяется из общей массы аристократической молодежи. Автор подчеркивает его «мечтам преданность, странность и резкий, холодный ум», честь, благородство души. Онегин не разочаровался в образе жизни и интересах светского общества, ему импонирует политическая та социальная ситуация в России.

Лермонтовский Печорин сначала стремится к светским удовольствиям, потом разочаровывает в них, делает попытку заняться наукой, читать книги и охладевает ко всему.

Герцен назвал Печорина «младшим братом Онегина». Печорин - это «Онегин нашего времени, герой нашего времени»,- так сказал о нем Белинский. «Онегин скучает, Печорин глубоко страдает.» Состояние Печорина трагичнее, он по натуре более талантливый и чувствительный. Это - сильная и волевая личность, которая стремится к деятельности. И вопреки одаренности и богатству духовных сил он, по его собственному признанию,- «моральный калека». Его характер и поведение преисполнены противоречий.

Онегин в юности:

• жизнь ради удовольствия;

• наследство жизни в селе:

• облегчение жизни крепостных;

Противоречия Печорина, по определению Лермонтова,— «болезнь» поколения того времени. Печорин говорит: «целая моя жизнь была только цепью печальных и неудачных противоречий сердца или ума». С одной стороны, Печорин — скептик, разочарованный человек, с другой,— в нем есть большое стремление к жизни и деятельности. В нем здравый смысл борется с чувствами, умом и сердцем. Свое внимание к женщинам Печорин объясняет потребностью честолюбия, но мы видим, что он способен на глубокую любовь. За Онегиным мы замечали то же самое. Цель и смысл жизни для Онегина имели свой философский интерес, но не стали основным вопросом, как для Печорина.

Кто виноват в том, что Печорин превратился в «умную ненужность», в «лишнего человека»? Сам герой на вопрос отвечает так: «Во мне душа испорчена светом», т. е. светским обществом, в котором он жил и от которого убежать не смог. «Моя бесцветная молодость протекла в борьбе с собой и светом: лучшие мои чувства, боясь насмешек, я прятал в глубине сердца: они там и умерли».

В 20-е годы ХIX ст., в годы Онегина, из дворянской прослойки вышли декабристы. А Печорин - человек 30-х годов, типичный герой своего времени.

IV. Рефлексия

1. «Круг Вена»

Сравниваются байронический герой, Онегин и Печорин - три круга имеют общую поверхность и индивидуальные плоскости: круги заполняются сначала коллективно, потом работа продолжается в тетрадях.

2. Возвращение к эпиграфу урока.

Написание эссе, темой которого является эпиграф.

V. Домашняя задача.

Подготовиться характеризовать женские образы романа.

 

 

Тема: Образ Григория Александровича Печорина. Психологическая характеристика главного героя романа «Герой нашего времени».

Цели: формировать понятие о Печорине,как о литературном герое,формировать умения составлять психологический портрет,опираясь на его поступки; развивать логическое мышление учеников,умение работать в парах;воспитывать моральные ценности,позиции учащихся: умение отвечать за свои слова и поступки перед собой и обществом.

Теория литературы: роман,главныйгерой,портрет,психологическийпортрет,дневник,герой.

Оборудование: текст романа,эпиграф,видео-ролик «Монолог Печорина» из к/ф,фотоактеров,исполняющих роли главных героев романа (1965,2006 г.),тестовые задания,схема «Черты характера Печорина»,сравнительные «Круги».

Тип урока: комбинированный,урок-исследование.

«А для вас Печорин-герой?»

Виссарион Григорьевич Белинский

 

Ход урока:

І Организационный момент

V Работа над темой урока

1. Работа с эпиграфом (ответ на вопрос в конце урока). Выяснить,кто такой герой (понятие).

2. Описание внешности Печорина (презентация «Фото героя из к/ф» 1965,2006 г.)

- цитаты с описанием

("…стройный, тонкий стан его и широкие плечи доказывали крепкое сложение, способное переносить все трудности кочевой жизни…"
"…он не размахивал руками - верный признак некоторой скрытности характера…"
"…он сидел, как сидит Бальзакова тридцатилетняя кокетка на своих пуховых креслах после утомительного бала…"
"…его кожа имела какую-то женскую нежность…"
"…усы его и брови были чёрные - признак породы в человеке…"
"…О глазах я должен сказать ещё несколько слов.
Во-первых, они не смеялись, когда он смеялся! Вам не случалось замечать такой странности у некоторых людей?.. Это признак - или злого нрава, или глубокой постоянной грусти".
"… имел одну из тех оригинальных физиономий, которые особенно нравятся женщинам светским…").

- вывод: внешность героя соткана из противоречий. Его портрет объясняет характер Печорина, свидетельствует о его усталости и холодности, о нерастраченных силах. Наблюдения убеждали рассказчика в богатстве и сложности характера этого человека.

3. психологический портрет Печорина:

- запись в тетрадь понятия психологический портрет;

Психологический портрет - это характеристика героя, где автор представляет в определённой последовательности внешние детали и сразу же даёт им психологическое и социальное толкование.

- схема «Черты характера Печорина» (запись на протяжении урока);

Печорин

 

 

- дневник Печорина:

1. Понятие «дневник»

Дневник – это записи личного характера, в которых человек, зная, что они не станут известны другим, может излагать не только внешние события, но и внутренние, сокрытые от всех движения своей души.

(Дневник Печорина – это исповедь главного героя.На его страницах Печорин говорит обо всем по-настоящему искренне, но он полон пессимизма, так как развитые обществом пороки и скука толкают его на странные поступки, а природные задатки его души остаются невостребованными).

2. Работа в парах(анализ проблемных вопросов на карточках)

1 пара:Печорин и его женщины;

(Образ Бэлы в «Герое нашего времени»

Сердце Бэлы склоняется к Печорину только тогда, когда он говорит ей, что хочет уехать на войну, чтобы оставить там голову. Этот эпизод открывает перед читателем ее милосердную и добрую душу девушки.

Во взаимной любви с Печориным раскрываются лучшие стороны Бэлы. Она веселая, озорная, талантливая: поет и танцует так, что куда там светским дамам на балах. Завоевать Бэлу было не просто, но в любви она настоящий клад: страстная, верная, преданная, внимательная, чуткая. Пылкая любовь Бэлы - одна на всю жизнь.

Когда неглубокие чувства искателя приключений Печорина к ней начинают угасать, любящая девушка чувствует это сразу и сама угасает на глазах. Скрыть свое охлаждение Печорин не может, Бэла чувствует это сердцем. Но и в страданиях она сохраняет гордость, не упрекает любимого, не пытается ограничить его свободу или хитростью насильно привязать его к себе. Без любви для нее нет жизни, поэтому, выйдя за пределы крепости, Бэла каким-то образом сама приближает свою раннюю смерть.

Даже умирая от раны, нанесенной Казбичем, Бэла хочет только видеть Печорина и переживает, что из-за различия религий не встретится с ним на небе. При этом менять веру она отказывается – в этой родилась, в этой и умрет. Чтобы любимый помнил ее – вот последнее желание любящего сердца этой девушки.

Образ ундины в «Герое нашего времени»

Еще одна девушка в романе - контрабандистка. Она напоминает повадками русалку и выглядит очеь необычно. «Далеко не красавица…», она, тем не мене, очаровывает Печорина. Он видит в ней «породу». Ундина красива, как красив дикий зверь, артистична, эксцентрична. Она ведет себя странно: поет на крыше, разговаривает сама с собой, никого не смущаясь. Своей естественностью, даже дикостью, она покоряет Печорина. Такого он раньше не видел -прелесть новизны захватывает его.

Сначала Печорин подумывает, не сумасшедшая ли девушка, уж слшком оригинально ее поведение. Но «…на лице ее не было никаких признаков безумия; напротив, глаза ее с бойкою проницательностью останавливались на мне, и эти глаза, казалось, были одарены какою-то магнетическою властью…»

«Необыкновенная гибкость ее стана, особенное, ей только свойственное наклонение головы, длинные русые волосы, какой-то золотистый отлив ее слегка загорелой кожи на шее и плечах и особенно правильный нос – все это было для меня обворожительно.

Скоро проницательный Печорин начинает замечать, что девушка не так естественна, какой хочет казаться, что она играет «комедию». Но своим наблюдениям он не хочет верить, потому что уже создал в уме привлекательный образ:

«Хотя в ее косвенных взглядах я читал что-то дикое и подозрительное, хотя в ее улыбке было что-то неопределенное, но … правильный нос свел меня с ума»

Ничего на самом деле интересного и душевного в ундине Печорин в итоге не находит. Напротив, она подло заманивает его на лодку, притворяясь влюбленной, после чего пытается утопить, чтобы он не донес коменданту на контрабандистов. Печорин разочарован и зол на себя, что так обманулся.

Образ Мери в «Герое нашего времени»

Женские образы «Героя нашего времени» продолжает княжна Мери. Это - юная невинная девушка. Мери красива и богата, она – завидная невеста. Мери обладает острым умом, хорошо образована:

«…читала Байрона по-английски и знает алгебру: в Москве, видно, барышни пустились в ученость, и хорошо делают, право! Наши мужчины так не любезны вообще, что с ними кокетничать, должно быть, для умной женщины несносно…»

Мери окружена поклонниками. Она держится гордо, даже высокомерно, острая на язык, умеет вести разговор. Часто она весьма колка и умеет высмеять неудачливого собеседника.

«Княжна, кажется, из тех женщин, которые хотят, чтоб их забавляли; если две минуты сряду ей будет возле тебя скучно, ты погиб невозвратно: твое молчание должно возбуждать ее любопытство, твой разговор – никогда не удовлетворять его вполне; ты должен ее тревожить ежеминутно…» - говорит опытный Печорин Грушницкому о Мери.

Вместе с тем Мери обнаруживает жалость к больному Грушницкоиу в солдатской шинели, подает ему стакан с водой. На нее большое впечатление производит поступок Печорина, защитившего ее. В душе Мери оказывается наивным, пугливым ребенком - почти падает в обморок от страха, когда к ней цепляется пьяный хулиган на балу. Неопытная в жизни Мери - легкая добыча умелого обольстителя Печорина.

Доброе сердце девушки склоняется к Печорину, который сумел показать себя непонятым и неоцененным в обществе:

«Княжна сидела против меня и слушала мой вздор с таким глубоким, напряженным, даже нежным вниманием, что мне стало совестно. Куда девалась ее живость, ее кокетство, ее капризы, ее дерзкая мина, презрительная улыбка, рассеянный взгляд?..»

От своей первой любви Мери получает сокрушительный удар: она была лишь игрой своего избранника. Задета гордость девушки, и вся сила ее нежного чувства обращается в ненависть. «Я вас ненавижу» - вот последние слова княжны Печорину. Сможет ли она теперь доверять еще кому-нибудь? Сможет ли любить?

«А ведь есть необъятное наслаждение в обладании молодой, едва распустившейся души! Она как цветок, которого лучший аромат испаряется навстречу первому лучу солнца; его надо сорвать в эту минуту и, подышав им досыта, бросить на дороге: авось кто-нибудь поднимет!»

Образ Веры в «Герое нашего времени»

Вера - это женщина-жертва. Она давно влюблена в Печорина, который «высушил ей сердце». Она терпит это, прячет свою любовь от своего очередного мужа, мучается ревностью. Единственное ее утешение - то, что любимый холост.

Одновременно, Вера - умная женщина. Она единственная, кто поняла Печорина таким, какой он есть, со всеми его хитростями, страстями и пороками, и тем не менее, продолжает любить. Вера больна и знает, что жить ей, видимо, осталось недолго. Она говорит, что разум подсказывает ей ненавидеть Печорина, однако она, наоборот, тянется к нему и благодарна ему за все минуты, проведенные вместе.

Вера несчастна, она говорит, что пожертвовала ради любви к Печорину всем. Под этим Вера имеет в виду радость жизни, а не какие-то выгоды (она замужем по расчету, за немолодым человеком, ради благополучия сына). «Моя душа истощила на тебя все свои сокровища, все слезы и надежды…». Вера хочет ответной жертвы, и страдает оттого, что знает: от Печорина она никаких жертв не дождется:

«Не правда ли, ты не любишь Мери? ты не женишься на ней? Послушай, ты должен мне принести эту жертву: я для тебя потеряла все на свете…»

Чувство любви не приносит Вере истинной радости: для нее любовь – море страданий. Упреки, ревность, самоунижение:

«Ты знаешь, что я твоя раба; я никогда не умела тебе противиться… и я буду за это наказана: ты меня разлюбишь!»

«Может быть, – подумал я, – ты оттого-то именно меня и любила: радости забываются, а печали никогда…»)

2 пара:Печорин и друзья;

("… я к дружбе не способен: из двух друзей всегда один раб другого; рабом я быть не могу, а повелевать в этом случае - труд утомительный…" Настоящих друзей у Печорина нет.)

3 пара: Дуэль с Грушницким (монолог заранее подготовленными учениками);

- Как ведёт себя Печорин в сцене дуэли?
(Во время дуэли Печорин ведёт себя как человек мужественный. Внешне он спокоен. Только пощупав пульс, Вернер заметил в нём признаки волнения).

Печорин-герой?

 

VІ Итоги урока

 

1. Проблемные вопросы:

- в чем трагедия Печорина?

-позитивные и негативные качества Печорина?

- почему Лермонтов нарушает последовательность романа?

Оценивание учащихся.

Заключительное слово учителя: Печорин не может быть счастлив и не может никому дать счастья – в этом его трагедия. Мы видим двух Печориных. Поступки его противоречивы. Только что по велению своего сердца он мчится в погоню за Верой. В нём пробуждаются лучшие человеческие качества.

Видим его благородный порыв, но … конь издох, идти он дальше не мог, мысли его постепенно приходят в обычный порядок, и вот он уже опять холоден, опять с привычной насмешкой смеётся над собой и судит себя. Это может сделать только Печорин.

Эпизод прощания с Мери также важен для понимания Печорина.

Мы увидели, что в нём сочетаются как бы два человека. Его поведение противоречиво: то он поддаётся порыву своего сердца, то с хладнокровием обдумывает свои поступки. В нём сочетаются эгоизм и человечность, жестокость и способность к жалости, отзывчивость.

Николаевская Россия не дала Печорину возможности действовать, лишила его жизнь высокой цели и смысла, и герой постоянно ощущает свою ненужность, ему скучно, он не удовлетворяется ничем. Ни талант, ни способности, ни умение оказаться победителем во всех стычках с судьбой и людьми не приносят Печорину счастья и радости.

VІІ Домашнее задание

Сделать карточку с вопросами по роману,на которые еще не нашли ответ, характеристика женских образов романа.

 

УРОК № 58

 

Тема. Урок развития речи. Печорин и байронический герой. Печорин и Онегин.

Цель: обобщить образ Печорина; раскрыть трагедию одаренной личности в условиях самодержавия; во-говорить сходство и контрастность образов Печорина, Онегина, «байронического героя»; развивать критическое мышление и толерантное отношение к окружающим.

Оборудование: таблицы результатов групповой работы с предыдущего урока, заготовка трех кругов («Круги Вена»), маркеры.

Тип урока: развитие связной речи.

 

ХОД УРОКА

Беседа

• Почему Печорин вмешался в жизнь контрабандистов?

• Чем закончилось его вмешательства?

• Как складываются взаимоотношения Печорина с «водяным обществом» в повести «Княжна Мери»?

• Что общего у Печорина и Вернера? Почему они не стали друзьями?

• С какой целью Лермонтов противопоставил Печоріну Грушницького?

• Что вам понравилось в личности Печорина, а чего вы не понимаете?

2. Проверка домашнего задания

Проводится анализ записей в таблице Елвермана (основная работа - с информацией второй колонки). Пример:

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 837; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.54.111.228 (0.157 с.)