Основные темы и идеи лирики Н.А. Некрасова. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные темы и идеи лирики Н.А. Некрасова.



ЛИТЕРАТУРА

 

1. Образ Катерины и драма «горячего сердца" в пьесе А.Н. Островского «Гроза».

 

Александр Николаевич Островский (1823-1886) – основоположник русского реалистического театра. Пьеса "Гроза" ( 1859).Изображение жизни провинциального купечества в ранних пьесах писателя. Борьба личности за право быть свободной, за свободное проявление духовных сил и возможностей. "Всё против Катерины; всё должно заставить ее заглушить свои порывы и завянуть в холодном и мрачном феодализме семейной безгласности и покорности; без всяких живых стремлений, без воли, без любви – или же научиться обманывать людей и совесть… Катерина не такова… К Борису влечет ее не одно то, что он ей нравится, что он с виду и по речам не похож на остальных, окружающих ее; к нему влечет ее и потребность любви, не нашедшая себе отзыва в муже, и смертельная тоска ее однообразной жизни, и желание воли, простора, горячей, беззапретной свободы…Такая любовь, такое чувство не уживаются в стенах кабановского дома с притворством и обманом…" Н.А. Добролюбов "Луч света в темном царстве" (1860).

Вопросы:

1.Сколько действий в пьесе?

2.В каком городе происходит действие?

3.Какие воспоминания остались у Катерины о жизни в родительском доме?

4.Хочет ли Катерина скорейшего отъезда Тихона?

5.Чем спровоцировано признание Катерины родственникам в совершенном "преступлении"?

6.Как реагирует Тихон на измену жены?

7.Чем оборачивается история с Катериной для Бориса?

 

2. Причины неприемлемости для Катерины пути Варвары.

Катерина – центральный персонаж пьесы. Отличие Катерины от среды, окружающей ее. Практицизм в сочетании с легкомыслием и каким-то равнодушием (индифферентизмом) Варвары и болезненная совестливость, постоянная сосредоточенность на серьезных нравственных вопросах, размышлениях о грехе – Катерины.

«В "Грозе" есть даже что-то освежающее и ободряющее. Самый характер Катерины… веет на нас новой жизнью, которая открывается нам в самой ее гибели… Поражает необыкновенная своеобразность этого характера…Она ищет света, воздуха, хочет помечтать и порезвиться, полить свои цветы, посмотреть на солнце, на Волгу, послать свой привет всему живому… Выслушав рассказ Катерины (о ее детском возрасте и о жизни в доме матери), Варвара, сестра ее мужа, с удивлением замечает: "да ведь у нас то же самое". Но разница определяется Катериной быстро в пяти словах: "да здесь все как будто из-под неволи»… (Н.А. Добролюбов. "Луч света в темном царстве").

Вопросы:

1.Чем отличается религиозное чувство, усвоенное Катериною с детства, от той формы набожности, которая принята в доме Кабанихи?

2.Как реагирует Варвара на душевные излияния Катерины?

3.Как, в свою очередь, реагирует Катерина на реплику Варвары?

4.Какие подробности о характере Катерины мы узнаем из ее рассказа Варваре? (действие 2, явление 2).

5.Кто дает Катерине ключ от калитки в сад?

6.Что изменилось после гибели Катерины в судьбе Варвары?

7.Почему критик Н. А. Добролюбов назвал Катерину "лучом света в темном царстве"?

 

3.Главные причины "лежания" И.И. Обломова. (По роману И.А. Гончарова "Обломов").

 

Иван Александрович Гончаров (1812-1891) – не только автор замечательных романов, но и литературный критик. "Обломов" (1859) как роман-монография. Проблематика произведения. Способность писателя к высокой степени художественного обобщения и типизации – следование гоголевской традиции в описании интерьеров, портрета (позы, выражении лица), предметно-бытовых деталей (халат, туфли и т.д.), комизм в отношениях барина и слуги). Обломов и обломовщина. ("Сон Обломова").

 

Вопросы к роману И.А. Гончарова "Обломов":

1.Почему жизнь-мечта для Ильи Ильича Обломова привлекательнее жизни реальной?

2.Почему любовь Ольги Ильинской не смогла решительно изменить Обломова?

3.Почему Гончаров сравнивает существование Обломова с широким гробом, сделанным собственными руками?

4.Какой смысл вкладывают в слово "обломовщина" Гончаров и Добролюбов?

5. Что в романе вызывает горечь, а что – ваше сочувствие?

 

4.Общая характеристика одного из романов И.А. Гончарова («Обломов», «Обыкновенная история»).

 

"Обломов" в контексте трилогии ("Обыкновенная история", 1847, "Обломов", 1859, "Обрыв", 1869). Три романа – три десятилетия русской жизни: сороковые, пятидесятые и шестидесятые годы. Сходность проблематики трех романов; противопоставление двух социально-психологических типов: мечтатель (И.И. Обломов) и прагматик (Андрей Штольц) в романе "Обломов". Сюжет и композиция романа "Обломов". «В первой части Обломов лежит на диване, во второй ездит к Ильинским и влюбляется в Ольгу, а она в него; в третьей она видит, что ошибалась в Обломове, и они расходятся…Никаких внешних событий, никаких препятствий… Лень и апатия Обломова – единственная пружина действий во всей его истории». (Н.А. Добролюбов. Статья "Что такое обломовщина", 1859).

 

Вопросы к роману "Обломов":

1.Сколько лет Обломову в начале романа?

2.Как зовут слугу Обломова?

3.О чем сон Обломова?

4.Какая разница была в воспитании Андрея Штольца и Ильи Обломова?

5.Когда читатель впервые встречается с Агафьей Матвеевной Пшеницыной?

6.Какова роль в судьбе Обломова двух женщин – Ольги Ильинской и Агафьи Матвеевны Пшеницыной?

 

5. Смысл мистического финала повести Н.В. Гоголя "Шинель".

Николай Васильевич Гоголь – (1809-1852) – "человек, который своим именем означил эпоху в истории нашей литературы" (И.С. Тургенев). "Петербургские повести" писателя – третий цикл его произведений (после "Вечеров на хуторе близ Диканьки" и повестей "Миргорода"), объединенных общим идейным замыслом: в них показан мир, в котором власть и деньги развращают людей, губят их. Повесть "Шинель" (1842) – лучшее произведение петербургского цикла. Образ мелкого чиновника-неудачника (тип "маленького" человека) появился в русской литературе задолго до Гоголя. Трагическая судьба Акакия Акакиевича напоминает судьбу "сущего мученика" Самсона Вырина. Но Гоголь углубил смысл темы о забитом чиновнике: в "Шинели" прозвучал робкий протест против бесправия человека.

П.Анненков вспоминает о том, как "однажды при Гоголе был рассказан …анекдот о каком-то бедном чиновнике, страстном охотнике…, который необычайной экономией и … усиленными трудами сверх должности накопил сумму, достаточную на покупку хорошего… ружья…" Однако во время первой же охоты ружье было потеряно. "Все смеялись анекдоту… исключая Гоголя, который выслушал его задумчиво и опустил голову".

 

Вопросы:

1. Как в сравнении с анекдотом изменился сюжет "Шинели" у Н.В. Гоголя?

2. В чем заключается гуманистический пафос повести "Шинель"?

3. Какова идейная связь повести с произведением А.С. Пушкина "Станционный смотритель"?

4. О чем говорит "фантастическое окончание" повести? В каком качестве появляется бессловесный и покорный Башмачкин в финале?

5. Как надо понимать слова Ф.М. Достоевского: "Мы все вышли из «Шинели» Гоголя"?

 

 

6. Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети». Смысл названия, основные герои, их судьбы.

 

Иван Сергеевич Тургенев (1818-1883) – писатель, чуткий к нарождающимся явлениям общественной жизни, раньше других умеющий увидеть новые социальные тенденции, воссоздать типические социально-психологические черты героя своего времени, изобразить переломные этапы жизни общества. Роман "Отцы и дети" (1862). Два типа взаимоотношений детей и родителей в семье (взаимное согласие, общность интересов, вкусов и привычек, некая гармония – ­ отец и сын Кирсановы; глубинный конфликт, почти невозможность общения: непонимание, несмотря на слепую любовь, со стороны родителей – и сильное отчуждение со стороны детей (Базаров и его родители).

Проблемы поколений в переходные, кризисные эпохи, когда роль революционных элементов в обществе увеличивается и формируются новые группы, в основном, из среды разночинцев. Уважение к "отцам" – одна из ценностей традиционной культуры. Бунт против "отцов" – часть "нигилистической" программы Базарова. Поиск "сознательно-героической" натуры как ответ Тургенева на противоречия эпохи.

 

Вопросы к роману "Отцы и дети":

1.В каком году происходит действие романа?

2.Каково социальное положение Базарова, чем он занимается?

3.В чем заключается смысл противопоставления Евгения Базарова и Павла Петровича Кирсанова?

4.В чем проявляется "нигилизм" Базарова?

5.Достойны ли уважения аристократы, изображенные в романе, – Николай Петрович и Павел Петрович Кирсановы, Анна Сергеевна Одинцова?

6. От чего умирает Базаров?

7.Как складывается жизнь Аркадия Кирсанова после смерти Базарова?

8.О чем нам говорит название произведения?

 

7. Причины невозможности счастья взаимной любви между Евгением Базаровым и Анной Сергеевной Одинцовой.

 

Чувство любви в романах Тургенева – одно из основных средств раскрытия характера героя. Роль любовного конфликта в романе "Отцы и дети". Использование приема антитезы при характеристике взаимоотношений Евгения Базарова и Анны Сергеевны Одинцовой: (отрицание романтизма и духовных основ любви – и способность страстно и одухотворенно любить, ощущение "романтика в самом себе" – раздвоенность души Базарова после встречи с Одинцовой); особый жизненный опыт, подверженность испытаниям, ощущение трагичности бытия (Базаров) и безмятежность существования, отсутствие напряженности и драматизма в судьбе (Одинцова). Психологизм Тургенева.

 

Вопросы:

1.Что удивило Аркадия в Базарове после их знакомства с Анной Сергеевной Одинцовой?

2.Что пришло на смену наивному цинизму в отношении к женщинам Базарова после его встречи с Одинцовой?

3.Чем привлекла Базарова Анна Сергеевна?

4.Прав ли Базаров, отрицая существование любви? Каким сюжетным ходом опровергает автор своего героя?

5.Почему Базаров чувствует себя униженным любовью к Анне Сергеевне Одинцовой?

6.Как ведет себя Евгений Базаров во время последнего свидания с Одинцовой?

7.Совместимы ли требования живой человеческой натуры с "нигилизмом"?

8. Как И.С. Тургенев относится к своему герою?

 

8. Особенности сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина (на примере одной сказки).

 

Поэтика сказок Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина ( 1826-1889). Годы создания сказок: первые три – 1869; остальные – на протяжении 1880-1886 гг. Проблематика сказок – отражение классовой борьбы России второй половины XIX века; протест против общественного строя, порождающего паразитизм одних, нищету, бесправие других. Жанровое и стилистическое своеобразие сказок Салтыкова-Щедрина. Элементы сатиры (непомерное преувеличение значения, силы, размера, вида изображаемого – гипербола; введение фантастических явлений, событий, деталей, не встречающихся ни в природе, ни в обществе, – гротеск – и т.д.). Общие черты щедринских сказок: связь с фольклором – сказочные зачины, пословицы, поговорки; иносказание, аллегория; сочетание достоверного с фантастическим, искусственным; стихия смеха; столкновение представителей антагонистических классов.

 

Вопросы к "Сказкам" М.Е. Салтыкова-Щедрина:

1.Чем объясняется обращение Салтыкова-Щедрина к жанру сказки?

2.Как в сказках выражена любовь к народу и презрение к его угнетателям?

3.В чем художественное своеобразие сказок как жанра политической сатиры?

4.В какой из сказок доводится до логического абсурда мысль о том, что помещик не может шагу ступить без крестьянина?

5.В каких сказках писателя-сатирика встречаются образы животных? Каким ярко выраженным приемом герои Салтыкова-Щедрина отличаются от фольклорных персонажей-животных и этот прием роднит изображения зверей в произведениях писателя с басенными животными? Что такое аллегория?

6.Как называется известная сказка писателя, где употреблен прием антитезы: резкий контраст физической силы, смекалки – и терпения, смирения (сам позволяет себя угнетать)?

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Образ Катерины и драма «горячего сердца" в пьесе А.Н. Островского «Гроза».

 

Александр Николаевич Островский (1823-1886) – основоположник русского реалистического театра. Пьеса "Гроза" ( 1859).Изображение жизни провинциального купечества в ранних пьесах писателя. Борьба личности за право быть свободной, за свободное проявление духовных сил и возможностей. "Всё против Катерины; всё должно заставить ее заглушить свои порывы и завянуть в холодном и мрачном феодализме семейной безгласности и покорности; без всяких живых стремлений, без воли, без любви – или же научиться обманывать людей и совесть… Катерина не такова… К Борису влечет ее не одно то, что он ей нравится, что он с виду и по речам не похож на остальных, окружающих ее; к нему влечет ее и потребность любви, не нашедшая себе отзыва в муже, и смертельная тоска ее однообразной жизни, и желание воли, простора, горячей, беззапретной свободы…Такая любовь, такое чувство не уживаются в стенах кабановского дома с притворством и обманом…" Н.А. Добролюбов "Луч света в темном царстве" (1860).

Вопросы:

1.Сколько действий в пьесе?

2.В каком городе происходит действие?

3.Какие воспоминания остались у Катерины о жизни в родительском доме?

4.Хочет ли Катерина скорейшего отъезда Тихона?

5.Чем спровоцировано признание Катерины родственникам в совершенном "преступлении"?

6.Как реагирует Тихон на измену жены?

7.Чем оборачивается история с Катериной для Бориса?

 

2. Причины неприемлемости для Катерины пути Варвары.

Катерина – центральный персонаж пьесы. Отличие Катерины от среды, окружающей ее. Практицизм в сочетании с легкомыслием и каким-то равнодушием (индифферентизмом) Варвары и болезненная совестливость, постоянная сосредоточенность на серьезных нравственных вопросах, размышлениях о грехе – Катерины.

«В "Грозе" есть даже что-то освежающее и ободряющее. Самый характер Катерины… веет на нас новой жизнью, которая открывается нам в самой ее гибели… Поражает необыкновенная своеобразность этого характера…Она ищет света, воздуха, хочет помечтать и порезвиться, полить свои цветы, посмотреть на солнце, на Волгу, послать свой привет всему живому… Выслушав рассказ Катерины (о ее детском возрасте и о жизни в доме матери), Варвара, сестра ее мужа, с удивлением замечает: "да ведь у нас то же самое". Но разница определяется Катериной быстро в пяти словах: "да здесь все как будто из-под неволи»… (Н.А. Добролюбов. "Луч света в темном царстве").

Вопросы:

1.Чем отличается религиозное чувство, усвоенное Катериною с детства, от той формы набожности, которая принята в доме Кабанихи?

2.Как реагирует Варвара на душевные излияния Катерины?

3.Как, в свою очередь, реагирует Катерина на реплику Варвары?

4.Какие подробности о характере Катерины мы узнаем из ее рассказа Варваре? (действие 2, явление 2).

5.Кто дает Катерине ключ от калитки в сад?

6.Что изменилось после гибели Катерины в судьбе Варвары?

7.Почему критик Н. А. Добролюбов назвал Катерину "лучом света в темном царстве"?

 

3.Главные причины "лежания" И.И. Обломова. (По роману И.А. Гончарова "Обломов").

 

Иван Александрович Гончаров (1812-1891) – не только автор замечательных романов, но и литературный критик. "Обломов" (1859) как роман-монография. Проблематика произведения. Способность писателя к высокой степени художественного обобщения и типизации – следование гоголевской традиции в описании интерьеров, портрета (позы, выражении лица), предметно-бытовых деталей (халат, туфли и т.д.), комизм в отношениях барина и слуги). Обломов и обломовщина. ("Сон Обломова").

 

Вопросы к роману И.А. Гончарова "Обломов":

1.Почему жизнь-мечта для Ильи Ильича Обломова привлекательнее жизни реальной?

2.Почему любовь Ольги Ильинской не смогла решительно изменить Обломова?

3.Почему Гончаров сравнивает существование Обломова с широким гробом, сделанным собственными руками?

4.Какой смысл вкладывают в слово "обломовщина" Гончаров и Добролюбов?

5. Что в романе вызывает горечь, а что – ваше сочувствие?

 

4.Общая характеристика одного из романов И.А. Гончарова («Обломов», «Обыкновенная история»).

 

"Обломов" в контексте трилогии ("Обыкновенная история", 1847, "Обломов", 1859, "Обрыв", 1869). Три романа – три десятилетия русской жизни: сороковые, пятидесятые и шестидесятые годы. Сходность проблематики трех романов; противопоставление двух социально-психологических типов: мечтатель (И.И. Обломов) и прагматик (Андрей Штольц) в романе "Обломов". Сюжет и композиция романа "Обломов". «В первой части Обломов лежит на диване, во второй ездит к Ильинским и влюбляется в Ольгу, а она в него; в третьей она видит, что ошибалась в Обломове, и они расходятся…Никаких внешних событий, никаких препятствий… Лень и апатия Обломова – единственная пружина действий во всей его истории». (Н.А. Добролюбов. Статья "Что такое обломовщина", 1859).

 

Вопросы к роману "Обломов":

1.Сколько лет Обломову в начале романа?

2.Как зовут слугу Обломова?

3.О чем сон Обломова?

4.Какая разница была в воспитании Андрея Штольца и Ильи Обломова?

5.Когда читатель впервые встречается с Агафьей Матвеевной Пшеницыной?

6.Какова роль в судьбе Обломова двух женщин – Ольги Ильинской и Агафьи Матвеевны Пшеницыной?

 

5. Смысл мистического финала повести Н.В. Гоголя "Шинель".

Николай Васильевич Гоголь – (1809-1852) – "человек, который своим именем означил эпоху в истории нашей литературы" (И.С. Тургенев). "Петербургские повести" писателя – третий цикл его произведений (после "Вечеров на хуторе близ Диканьки" и повестей "Миргорода"), объединенных общим идейным замыслом: в них показан мир, в котором власть и деньги развращают людей, губят их. Повесть "Шинель" (1842) – лучшее произведение петербургского цикла. Образ мелкого чиновника-неудачника (тип "маленького" человека) появился в русской литературе задолго до Гоголя. Трагическая судьба Акакия Акакиевича напоминает судьбу "сущего мученика" Самсона Вырина. Но Гоголь углубил смысл темы о забитом чиновнике: в "Шинели" прозвучал робкий протест против бесправия человека.

П.Анненков вспоминает о том, как "однажды при Гоголе был рассказан …анекдот о каком-то бедном чиновнике, страстном охотнике…, который необычайной экономией и … усиленными трудами сверх должности накопил сумму, достаточную на покупку хорошего… ружья…" Однако во время первой же охоты ружье было потеряно. "Все смеялись анекдоту… исключая Гоголя, который выслушал его задумчиво и опустил голову".

 

Вопросы:

1. Как в сравнении с анекдотом изменился сюжет "Шинели" у Н.В. Гоголя?

2. В чем заключается гуманистический пафос повести "Шинель"?

3. Какова идейная связь повести с произведением А.С. Пушкина "Станционный смотритель"?

4. О чем говорит "фантастическое окончание" повести? В каком качестве появляется бессловесный и покорный Башмачкин в финале?

5. Как надо понимать слова Ф.М. Достоевского: "Мы все вышли из «Шинели» Гоголя"?

 

 

6. Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети». Смысл названия, основные герои, их судьбы.

 

Иван Сергеевич Тургенев (1818-1883) – писатель, чуткий к нарождающимся явлениям общественной жизни, раньше других умеющий увидеть новые социальные тенденции, воссоздать типические социально-психологические черты героя своего времени, изобразить переломные этапы жизни общества. Роман "Отцы и дети" (1862). Два типа взаимоотношений детей и родителей в семье (взаимное согласие, общность интересов, вкусов и привычек, некая гармония – ­ отец и сын Кирсановы; глубинный конфликт, почти невозможность общения: непонимание, несмотря на слепую любовь, со стороны родителей – и сильное отчуждение со стороны детей (Базаров и его родители).

Проблемы поколений в переходные, кризисные эпохи, когда роль революционных элементов в обществе увеличивается и формируются новые группы, в основном, из среды разночинцев. Уважение к "отцам" – одна из ценностей традиционной культуры. Бунт против "отцов" – часть "нигилистической" программы Базарова. Поиск "сознательно-героической" натуры как ответ Тургенева на противоречия эпохи.

 

Вопросы к роману "Отцы и дети":

1.В каком году происходит действие романа?

2.Каково социальное положение Базарова, чем он занимается?

3.В чем заключается смысл противопоставления Евгения Базарова и Павла Петровича Кирсанова?

4.В чем проявляется "нигилизм" Базарова?

5.Достойны ли уважения аристократы, изображенные в романе, – Николай Петрович и Павел Петрович Кирсановы, Анна Сергеевна Одинцова?

6. От чего умирает Базаров?

7.Как складывается жизнь Аркадия Кирсанова после смерти Базарова?

8.О чем нам говорит название произведения?

 

7. Причины невозможности счастья взаимной любви между Евгением Базаровым и Анной Сергеевной Одинцовой.

 

Чувство любви в романах Тургенева – одно из основных средств раскрытия характера героя. Роль любовного конфликта в романе "Отцы и дети". Использование приема антитезы при характеристике взаимоотношений Евгения Базарова и Анны Сергеевны Одинцовой: (отрицание романтизма и духовных основ любви – и способность страстно и одухотворенно любить, ощущение "романтика в самом себе" – раздвоенность души Базарова после встречи с Одинцовой); особый жизненный опыт, подверженность испытаниям, ощущение трагичности бытия (Базаров) и безмятежность существования, отсутствие напряженности и драматизма в судьбе (Одинцова). Психологизм Тургенева.

 

Вопросы:

1.Что удивило Аркадия в Базарове после их знакомства с Анной Сергеевной Одинцовой?

2.Что пришло на смену наивному цинизму в отношении к женщинам Базарова после его встречи с Одинцовой?

3.Чем привлекла Базарова Анна Сергеевна?

4.Прав ли Базаров, отрицая существование любви? Каким сюжетным ходом опровергает автор своего героя?

5.Почему Базаров чувствует себя униженным любовью к Анне Сергеевне Одинцовой?

6.Как ведет себя Евгений Базаров во время последнего свидания с Одинцовой?

7.Совместимы ли требования живой человеческой натуры с "нигилизмом"?

8. Как И.С. Тургенев относится к своему герою?

 

8. Особенности сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина (на примере одной сказки).

 

Поэтика сказок Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина ( 1826-1889). Годы создания сказок: первые три – 1869; остальные – на протяжении 1880-1886 гг. Проблематика сказок – отражение классовой борьбы России второй половины XIX века; протест против общественного строя, порождающего паразитизм одних, нищету, бесправие других. Жанровое и стилистическое своеобразие сказок Салтыкова-Щедрина. Элементы сатиры (непомерное преувеличение значения, силы, размера, вида изображаемого – гипербола; введение фантастических явлений, событий, деталей, не встречающихся ни в природе, ни в обществе, – гротеск – и т.д.). Общие черты щедринских сказок: связь с фольклором – сказочные зачины, пословицы, поговорки; иносказание, аллегория; сочетание достоверного с фантастическим, искусственным; стихия смеха; столкновение представителей антагонистических классов.

 

Вопросы к "Сказкам" М.Е. Салтыкова-Щедрина:

1.Чем объясняется обращение Салтыкова-Щедрина к жанру сказки?

2.Как в сказках выражена любовь к народу и презрение к его угнетателям?

3.В чем художественное своеобразие сказок как жанра политической сатиры?

4.В какой из сказок доводится до логического абсурда мысль о том, что помещик не может шагу ступить без крестьянина?

5.В каких сказках писателя-сатирика встречаются образы животных? Каким ярко выраженным приемом герои Салтыкова-Щедрина отличаются от фольклорных персонажей-животных и этот прием роднит изображения зверей в произведениях писателя с басенными животными? Что такое аллегория?

6.Как называется известная сказка писателя, где употреблен прием антитезы: резкий контраст физической силы, смекалки – и терпения, смирения (сам позволяет себя угнетать)?

 

Основные темы и идеи лирики Н.А. Некрасова.

Своеобразие лирики Николая Алексеевича Некрасова (1821-1878). Открытие читателю духовного мира русского крестьянства. Гражданственность стихов, включение в область поэзии "всех сторон жизни" (грязные петербургские углы, смерть пахаря, горе жены ямщика, величие простой русской женщины и т.д.). Развитие пушкинских и лермонтовских традиций (внимание к народной жизни – сравни: "Деревня" А.С. Пушкина, "Родина" М.Ю. Лермонтова и "Родина" Н.А. Некрасова). Новаторство Некрасова (его поэзия – "муза мести и печали", новая речь новых героев-разночинцев, просторечие, образность, близость к фольклору, ораторские интонации, публицистическое начало и др.).

 

Вопросы к лирике Н.А. Некрасова:

1.Какие впечатления детства и юности повлияли на мировоззрение и творчество Н.А. Некрасова? Какие впечатления детских лет "постыдны и ненавистны" ему? (Стихотворения "Родина", "На Волге").

2.Почему Некрасова называют народным поэтом?

3.В чем заключается новаторский характер некрасовской поэзии?

4.О чем свидетельствуют традиционные картины русской жизни в стихотворениях поэта? ("Тройка", "Школьник", "Забытая деревня", "Душно! без счастья и воли…", "Вчерашний день, часу в шестом…" и др.).

5.Как смотрит Некрасов на роль поэта и поэзии в обществе? (Стихотворение "Элегия", 1874 г., "Поэт и гражданин").

 

10.Судьбы "униженных и оскорбленных" в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

Жанровое своеобразие произведения. Федора МихайловичаДостоевского (1821-1881). "Преступление и наказание (1866) – одновременно социально-психологический и философский роман. Многоплановость и сложность социально-психологического конфликта в нем. Смысл теории Родиона Раскольникова. Социальные и философские истоки его бунта. Идея христианского смирения, всепримиряющей любви как антитеза бунту Раскольникова. Значение деятельной христианской любви, страдания и смирения для достижения всеобщей гармонии и счастья людей; бессмысленность и вредность активной борьбы человека за изменение существующего порядка – основа мировоззрения писателя. Проблема личной ответственности человека за судьбы мира.

 

Вопросы к роману "Преступление и наказание":

1.Чем отличается преступление Раскольникова от обычного уголовного преступления?

2.Что толкает Раскольникова на убийство? Какова мотивация этого преступления по Раскольникову?

3.Какие душевные свойства Раскольникова проявляются в отношениях с членами семьи Мармеладовых – с самим хозяином семьи, с его дочерью Соней, с Катериной Ивановной, мачехой Сони?

4."Преступление" Сони и преступление Раскольникова: что общего, в чем разница?

5.В чем состоит наказание Раскольникова?

6.Раскаивается ли он в своем преступлении?

7.Как подействовало на Раскольникова пребывание Сони на каторге? Как отвечает Достоевский на вопрос: "Где путь к человеческому братству?"

 

11. Основные темы и идеи лирики Ф. Тютчева и А. Фета (по выбору студента).

Основные мотивы поэзии Федора Ивановича Тютчева ( 1803-1873): человек и природа ("Весенняя гроза", "Весенние воды", "Зима недаром злится…" "Чародейкою зимою…", "Есть в осени первоначальной…", "Летний вечер", "Как сладко дремлет сад темнозеленый…" и др.); тема любви ("Я помню время золотое…", "Люблю глаза твои, мой друг…", "Еще томлюсь тоской желаний…", "Последняя любовь", "Она сидела на полу…", "Я встретил вас – и все былое…" и др.); философские размышления ("Silentium", "Эти бедные селенья…", "Нам не дано предугадать…", "Умом Россию не понять…", "Не то, что мните вы, природа…" и др.). Пластичность и символичность поэтических образов. Отношение к поэзии Тютчева в начале XX века ("Открытие" его творчества поэтами-символистами – Валерием Брюсовым, Константином Бальмонтом и др.).

 

Вопросы к творчеству Ф.И. Тютчева:

1.Что необычного в судьбе поэта? Можно ли сказать, что стихи Федора Ивановича Тютчева автобиографичны?

2.О каком поэте Ф.И. Тютчев писал: "Тебя, как первую любовь, России сердце не забудет"?

3.К кому обращено стихотворение "О, как убийственно мы любим…"? Что такое "денисьевский цикл" в творчестве поэта?

4.Почему Ф.И. Тютчева называют поэтом-философом?

5.В каких произведениях раскрыта тема природы?

 

Позиция поэта Афанасия Афанасьевича Фета (1820-1892): "… служение чистой красоте; вопрос о правах гражданства поэзии, о ее нравственном значении, о современности – в данную эпоху считаю кошмаром, от которого давно и навсегда отделался…". (А.А. Фет ). Проникновенное чувство родной природы, единство ее с человеком в поэзии А.А. Фета. Природа – источник радости: "Еще майская ночь…", "Чудная картина…", "Я пришел к тебе с приветом…", "Облаком волнистым…", "Сияла ночь. Луной был полон сад…", "Еще весны душистой нега…", "Ласточки пропали…" и др.). Сходство пейзажных зарисовок поэта с картинами импрессионистов (стремление обыкновенное показать необычно, субъективность мировосприятия и формы выражения – безглагольность ("Это утро, радость эта…", "Шепот, робкое дыханье…"); неожиданность освещения, музыкальность стиха.

 

Вопросы к творчеству А. Фета:

1.Почему судьбу Фета называют одновременно счастливой и печальной?

2.Почему преобладающая тональность любовной лирики поэта ­– трагическая? Какую роль в судьбе Фета сыграла Мария Лазич?

3.Кому посвящено стихотворение поэта "Сияла ночь…"? Какова история его создания?

4.Почему стихи поэта подвергались критике в 60-е годы XIX века?

5.Что дало основание М.Е. Салтыкову-Щедрину говорить о "благоуханной свежести", а Л.Н. Толстому – о мастерстве А.А. Фета?

12."Диалектика души" героев романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир» (на примере одного из героев).

 

"Война и мир" (1863-1869) – роман-эпопея великого русского писателя Льва Николаевича Толстого (1828-1910). Философская проблематика произведения: устройство мира и место человека в нем, нравственные требования к человеку, подлинное и ложное в жизни людей. Духовные искания любимых героев писателя через конкретный жизненный опыт: прежде всего, это переживания, связанные с ключевыми моментами жизни ("коренными событиями бытия"). Например, этапы жизненного пути князя Андрея Болконского (его история – это история самопознания, поиск себя): мечты о "своем Тулоне", ранение под Аустерлицем и встреча с Наполеоном, любовь к Наташе и разочарование в ней, Бородино, смертельное ранение, смерть, которой предшествует философская медитация и откровение – смысл человеческой жизни заключается в смирении и всепрощении.

 

Вопросы:

1.Почему некоторые герои Толстого тяготятся жизнью "своего круга"?

2.При каких обстоятельствах в романе впервые появляются Андрей Болконский и Пьер Безухов?

3.Что произошло с князем Андреем под небом Аустерлица?

4.После какого события в своей жизни Пьер Безухов впервые задумывается о лживости светского общества?

5.В ком для Пьера воплощены понятия "разврат" и "зло" света и кто из персонажей романа становится для него в дальнейшем воплощением "простоты, добра и правды"?

6.Какому семейству в романе свойственны естественность и непосредственность ("простота") в общении, которое Л.Н. Толстой считает истинным?

7.Почему трагичной оказалась любовь Андрея Болконского и Наташи Ростовой?

8.Кто из героев романа олицетворяет собой полноту жизни, обладает поэтичностью натуры, чуткостью, внимательностью?

9.Что отличает Наташу Ростову от окружающих ее людей, в том числе и от членов ее семьи, и что у нее общего со своими родственниками?

10.Почему Наташа увлеклась Анатолием Курагиным? Что главное в Наташе Ростовой: разум или чувство?

11.Поступки Наташи во время отъезда из Москвы Толстой считает такими же важными, как и действия солдат. Почему?

12.Можете ли вы согласиться с тем, что на развитие Наташи влияет народная среда?

13.Как вы понимаете слова Толстого о Наташе: "Сущность ее жизни любовь"? В чем Наташа нашла свое счастье?

14.Что мы узнаем о Пьере Безухове в эпилоге романа?

15.В чем заключается духовный перелом в князе Андрее после смертельного ранения?

16.Какие начала в человеке ведут, по мысли Толстого, к счастью – добро, ум, красота, близость к природе, к народу?

 

13. Человек и среда в произведениях А.П. Чехова. Роль детали в чеховской прозе (на примере 1-2-х рассказов).

 

Обыкновенные люди в обычных обстоятельствах в произведениях Антона Павловича Чехова (1860-1904). Рассказы 1898 года: "Человек в футляре", "Крыжовник", "О любви", "Случай из практики", "По делам службы", "Душечка", "Новая дача", "Ионыч". Значение рассказов писателя для утверждения в годы "безвременья" нравственно-гуманной идеи: в любых условиях человек должен остаться человеком; величие человеческой души или, наоборот, ее уничижение не зависит ни от каких обстоятельств; каким ты станешь – зависимым или независимым, презренным или достойным, обывателем или гражданином – человек определяет сам! Мысль писателя об ответственности человека за свою судьбу, мечта о красоте человеческих чувств и отношений, о творческом труде как основе честной и чистой жизни, отрицание пошлости, фальши, бездуховности. Лаконизм повествования, приемы подтекста, скрытый лиризм, искусство детали.

 

Вопросы к рассказу А.П. Чехова "Ионыч" (1898):

1.В чем пошлость жизни семьи Туркиных, "самой образованной и талантливой" в губернском городе С.?

2.Одинаково ли относится Чехов к Екатерине Ивановне и ее родителям на всем протяжении рассказа?

3.Какие стороны жизни Дмитрия Ионыча Старцева открывает Чехов, чтобы показать нравственное оскудение героя?

4.Чем объясняет Чехов превращение Старцева в Ионыча и кого считает виновным в нем?

5.Как вы понимаете призыв писателя: "Берегите в себе человека!"?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 314; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.60.35 (0.163 с.)