Закрепление нового материала 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Закрепление нового материала



Учитель литературы.

1) Игра «Ромашка» (парная работа) Уч-ся получают Ромашку и на ее лепестках пишут Ценности и Идеалы Е. Онегина и Г. Печорина.

Учитель обществознания.

Вопрос классу

2) В чем состоит высший смысл моральных ценностей и идеалов.

Итог урока

Учитель литературы.

-Итак, какие моральные качества были, присуши Печорину и Онегину?

Учитель обществознания.

-Что является основными моральными ценностями для современного человека и Вас?

Д/З

Написать небольшое сочинение –эссе на тему «Пора перестать ждать неожиданных подарков от жизни, а самому делать жизнь» Л.Н.Толстой и текст параграфа №

Оценки

 

 

 

Тема дуэли в русской литературе первой половины 19 века (на примере произведений А.С.Пушкина «Евгений Онегин» и М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» (9 класс)

Цели:1. Формирование умений анализировать произведение и отдельные его эпизоды; комментировать и интерпретировать художественный текст;

сопоставлять эпизоды, посвящённые одной проблеме, разных произведений.

2. Развитие умений понимать художественный текст; находить ответы на поставленные проблемные вопросы в произведении.

Результаты:

Личностные: использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, Интернет-ресурсы).

Метапредметные:

- умение понимать проблему, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

- умение работать с разными источниками информации.

Предметные:


  1. в познавательной сфере:


- умение анализировать произведение;

- сопоставлять героев одного и нескольких произведений;

2) в коммуникативной сфере:

- осмысленное чтение и адекватное восприятие;

- умение отвечать на вопросы по прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог.

^ Виды деятельности:

Поисковая:

- комментированное чтение эпизода;

- самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы;

- самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы.

Рецептивная: чтение и полноценное восприятие эпизодов произведений, связанных с темой дуэли.

Репродуктивная:

- краткий пересказ эпизодов, выборочный пересказ эпизодов;

- осмысление характеров, изображённых в произведении;

- ответы на вопросы репродуктивного характера.

Исследовательская: сравнительный анализ эпизодов произведений русской классики.

^ Универсальные учебные действия: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Ход урока.


  1. Оргмомент.

  2. Повторение изученного.


А) Работа с эпиграфами.

- На доске записаны эпиграфы, запишите их в тетрадь.

Не засмеяться ль им пока

Не обагрилась их рука,

Не разойтиться ль полюбовно?..

Но дико светская вражда

Боится ложного стыда.

<…>

Но шепот, хохотня глупцов…

И вот общественное мненье!

<…>

И вот на чем вертится мир.

^ А. С. Пушкин. “Евгений Онегин”.

“ О! история у нас вещь ужасная; благородно или низко вы поступили, правы или нет, могли избежать или не могли, но ваше имя замешано в историю... все равно вы теряете все: расположение общества, карьеру, уважение друзей... попасться в историю! ужаснее этого ничего не может быть, как бы эта история ни кончилась!”

М. Ю.Лермонтов. “Княгиня Лиговская”.

- Ребята, давайте с вами вспомним, из какого произведения взяты строки, кому они посвящены, кто автор?

^ Б) Беседа.

- О каком эпизоде говорят эти строки?

- В каких других произведениях мы встречались с дуэлью?

- А что же такое дуэль? (Записываем в тетрадь)

^ III. Рассказ учителя об истории дуэли.

Дуэль – поединок, происходящий по определенным правилам парный бой, имеющий целью восстановление чести, снятие с обиженного позорного пятна, нанесенного оскорблением.

«Европейская зараза», именно так, спустя два века, будут называть наши современники дуэль. «Законный» способ убийства, по замыслу ее изобретателей, в XIX веке должен был способствовать улучшению нравов в обществе.

Известно, что в Россию дуэль как обычай пришла с Запада. Но и там она существовала не вечно. Время зарождения классической дуэли в Западной Европе можно отнести к эпохе позднего средневековья, примерно к XIV веку, когда окончательно сформировалось и расцвело рыцарское сословие — предшественник дворянства — с его понятиями о чести, во многом чуждыми простолюдину или купцу.

История русской дуэли 19 века - это история человеческих трагедий, мучительных смертей, высоких порывов и нравственных падений. В 17-18 веках возникла потребность выяснить отношения, связанные с понятием чести, достоинства, благородства, провоцируемые спором, ссорой, взаимной неприязнью.

Цель дуэли — удовлетворение поруганной чести (а не цирковое представление, не решение спора и не состязание в силе);

Участников дуэли только двое (а не «стенка на стенку»), т. е. оскорбленный и его обидчик (отсюда само слово «дуэль»);

Средство дуэли — смертоносное оружие.

Наличие установленных обычаем правил (условий) дуэли, обязательных к строгому соблюдению.

Из-за большого количества смертей на дуэлях, Петр первый категорически запретил поединки, а если кто нарушит этот запрет - тому смертная казнь. В 19 веке ситуация изменилась: казнь дуэлянтам не угрожала, но офицер мог поплатиться разжалованием в солдаты и ссылкой на Кавказ. Однако такое положение не останавливало дуэлянтов, которые стремились силою оружия получить удовлетворение за оскорбление.

Различали три рода оскорблений.


  1. Оскорбление лёгкое.

  2. Оскорбление обруганием.

  3. Оскорбление ударом.


Поединки, ставшие страстью, породили тип бретёра. Дуэль, во всём многообразии своих проявлений, запечатлена в русской литературе.

Дуэль как форма выражения офицерской (и шире - дворянской) чести всегда была на острие русской общественной жизни, начиная с XVIII и кончая ХХ веком. Смертельные дули А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова отозвались в русской культуре печальным эхом. Восстанию декабристов предшествовали бесчисленные дуэли тех кадровых военных, которые решились изменить общественный строй в России. Середина и конец XIX века - упадок дуэли, предвещающий гибель дворянского сословия накануне последних русских революций. Повести А.П. Чехова "Дуэль" и А.И. Куприна "Поединок" фиксируют этот грустный закат офицерской и дворянской чести, чреватый нравственным кризисом русского общества.

^ IV.Сообщение темы и целей урока.

- Сегодня мы рассмотрим дуэли в двух А.С.Пушкина «Евгений Онегин» и М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»; выявим мотивы, участников, черты сходства и различий поединков в этих произведениях и определим, как дуэль могла повлиять на жизнь и судьбу человека.

V. ^ Аналитическая беседа. Составление таблицы.

- Ребята, сегодня нам с вами на уроке предстоит анализировать эпизоды, связанные с дуэлью; мы будем составлять по ходу сопоставительную таблицу этих двух дуэлей.

- Назовите участников дуэли в «Евгении Онегине» и «Герое нашего времени». Найдите в тексте отрывки, характеризующие этих героев, и зачитайте. Результаты ваших размышлений оформим в виде таблицы.

«Евгений Онегин» «Герой нашего времени»
^ 1.Краткая характеристика участников дуэли.
Евгений Онегин - столичный аристократ, последний отпрыск знатного дворянского рода и потому он ведет жизнь праздную, беспечную, независимую, полную изысканных наслаждений и разнообразных «очарований», он — петербургский денди, что создает вокруг него ореол исключительности и загадочности. Владимир Ленский - поэт-романтик, “от хладного разврата света еще увянуть не успев”, “он пел поблеклый жизни цвет без малого в осьмнадцать лет”. Мы видим мечтательного человека, который свои настроения и мечты стремится выразить в стихах. Он чужд светскому обществу и резко выделяется на фоне других. Григорий Александрович Печорин по происхождению аристократ, получил светское воспитание. Выйдя из-под опеки родных, он «пустился в большой свет» и «стал наслаждаться бешено всеми удовольствиями». Легкомысленная жизнь аристократа ему вскоре опротивела, наскучило и чтение книг. После «нашумевшей истории в Петербурге» Печорина ссылают на Кавказ. Грушницкий – юнкер, однако, уже имеет Георгиевский крест. Он самый обыкновенный юноша, мечтающий о любви, «звездочках» на погонах. Ему 21 год, он находится в отпуске по ранению. По словам Печорина, «он страдает романтическим фанатизмом».


- Давайте вспомним, какие отношения были у героев до дуэли?

«Евгений Онегин» «Герой нашего времени»
^ 2. Отношения героев до дуэли.
Онегин и Ленский – друзья. Но автор утверждает, что их дружба от “делать нечего”, от скуки. Настоящие дружеские отношения могут зародиться от скуки? Тем не менее, если раньше Онегин избегал визитов соседей, то общению с Ленским он рад. Грушницкий неприятен Печорину. Грушницкий, как человек недалекий, не понимает отношения к нему Печорина, не подозревает, что тот уже начал своеобразную игру. Но события развиваются так, как этого хочет Печорин.


- Что же стало причиной дуэли?

«Евгений Онегин» «Герой нашего времени»
^ 3. Причина дуэли.
Ленский пригласил Онегина на именины Татьяны к Лариным, сказав, что будут только свои, Онегин согласился, а, попав на “пир огромный”, поклялся “Ленского взбесить”; танцевал с Ольгой целый вечер, тем самым вызвав ревность Ленского, который и вызвал Онегина на дуэль) Грушницкий прилюдно обвиняет Печорина в том, что тот ночью был у Мери. Печорин вынужден был вызвать Грушницкого на дуэль за гнусную клевету, которую распространил тот. Подстрекаемый “своими друзьями”, Грушницкий, чтобы не выглядеть трусом, принял вызов.


- Как чувствуют себя героя перед дуэлью? Желают ли они отказаться от дуэли?

«Евгений Онегин» «Герой нашего времени»
  1. ^ Состояние героев перед дуэлью.
Онегин ни о чем не беспокоился в связи с предстоящей дуэлью (проспал всю ночь да еще и опоздал на саму дуэль). Перед дуэлью Ленский виделся с Ольгой. Вернувшись домой, он проверял пистолеты, читал Шиллера, «темно и вяло» писал любовные стихи. В ночь перед дуэлью Печорин не мог заснуть и мысленно спрашивал себя: “Зачем я жил? Для какой цели я родился?” В день дуэли Печорин испытывает холодную злобу. Его пытались обмануть, а он этого простить не может. Грушницкий же напротив, очень нервничает и пытается всеми силами отвратить неотвратимое. Он вел себя в последнее время недостойно, распуская про Печорина слухи и пытаясь всячески выставить его в черном свете.


- Что же происходит во время дуэли?

«Евгений Онегин» «Герой нашего времени»
  1. ^ Дуэль и ее исход.
Между Онегиным и Ленским поединок был равным, с соблюдением всех правил. Онегин первым и последним выстрелом в этой дуэли смертельно ранил Ленского. Грушницкий нарушил законы дуэлей: он собирался убить фактически безоружного человека, но струсил и не сделал этого. Условия дуэли очень жесткие. Печорин знает, что его пистолет не заряжен, что через минуту может оборваться его жизнь. Ему хочется до конца испытать Грушницкого. Но тот забывает о чести, совести и порядочности, когда затронуто его самолюбие. И он выстрелил в безоружного человека. Пуля только оцарапала колено соперника. Но несмотря ни на что, Печорин готов простить своего противника (цитаты). Но Грушницкий отвечает: “Стреляйте. Я себя презираю, а вас ненавижу... Нам на земле вдвоем нет места...” Печорин не промахнулся.


- Расскажите об исходе дуэли. Кто победил? Приведите в пример цитаты из текста.

«Евгений Онегин» «Герой нашего времени»
  1. ^ Роль дуэли в произведении.
Дуэль для Онегина служит толчком к новой жизни. В нем просыпаются чувства, и он живет не только умом, но и душой. Он понимает, что смерть Грушницкого ничего не изменила ни в окружающем мире, ни в нем самом. Печорин лишь в очередной раз разочаровывается в жизни и чувствует опустошение.


VI. Итог урока.

- Для чего автор вводит дуэль в произведение?

- Повлияла ли дуэль на судьбу главных героев произведений?

VII. Домашнее задание.

Письменно ответить на следующий вопрос: Действительно ли дуэль является единственным выходом в борьбе за честь и достоинство дворянина?

 

 



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 256; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.33.107 (0.013 с.)