Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вся она между ними колеблется,Содержание книги Поиск на нашем сайте
Как между двумя полюсами - созерцанием и действием. Д.С. Мережковский Слово учителя: Доброе утро, дорогие ребята, уважаемые гости. Перед уроком прозвучало два романса. Я думаю, что вы узнали первый романс... (романс на стихотворение А.С. Пушкина "Я помню чудное мгновенье..."), а кто-нибудь может быть знает второй романс? - Этот романс написан на стихотворение М.Ю. Лермонтова "Выхожу один я на дорогу...". Определение темы урока: - Как вы думаете о чем будет сегодняшний разговор на уроке? СЛАЙД 3 - Запишите тему сегодняшнего урока в тетрадь: Пушкин и Лермонтов: совпадение судеб. Основные мотивы лирики А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова. Постановка цели урока: - Какую цель мы определим для нашего урока? Запишите сою цель в тетрадь, а в конце урока увидите, удалось ли вам ее достигнуть. СЛАЙД 4 Погружение в тему урока: Александр Сергеевич Пушкин и Михаил Юрьевич Лермонтов - два самых значительных поэта первой половины 19 века. Знаменательна общность их трагической судьбы. СЛАЙД 5 Работа с эпиграфом: - Эпиграфом к нашему уроку послужат слова поэта 20 века Д.С. Мережковского: "Пушкин - дневное, Лермонтов – ночное светило русской поэзии. Вся она между ними колеблется, как между двумя полюсами - созерцанием и действием". - Как вы понимаете слова поэта? Предположите свои варианты мысли Мережковского. Н.В. Гоголь писал о Пушкине: "Зачем он дан был миру и что доказал собою? Пушкин дан был миру на то, чтобы доказать собою, что такое сам поэт...". СЛАЙД 6 - Давайте вспомним стихотворение А.С. Пушкина "Я памятник себе воздвиг нерукотворный...", написанное примерно за 5 месяцев до гибели поэта, в котором звучит мотив поэтического бессмертия. Исполняется стихотворение А.С. Пушкина "Я памятник себе воздвиг нерукотворный..." "Пистолетный выстрел, убивший Пушкина, пробудил душу Лермонтова" - говорит Герцен, а по словам Сологуба, "смерть Пушкина возвестила России о появлении нового поэта - Лермонтова". Широкая известность пришла к Лермонтову после обнародования стихотворения "Смерть поэта". СЛАЙД 7 Исполняется стихотворение М.Ю. Лермонтова "Смерть поэта" - Говоря о совпадении судеб двух поэтов мы предоставим слово Биографам, Историкам и Критикам. СЛАЙД 8 Выступление Биографов Пушкин и Лермонтов – современники, но они никогда не встречались. Так ли это? Оба родились в Москве, и оба стали потом петербуржцами. Отец Пушкина, Сергей Львович, - майор в отставке. Отец Лермонтова, Юрий Петрович, - капитан. Пушкин и Лермонтов происходили из старинных дворянских родов. Предком Пушкина был Гаврило Олексич, соратник Александра Невского, мать Пушкина, Надежда Осиповна, была внучкой «арапа Петра Великого» А.П. Ганнибала, уроженца Эфиопии. И у Лермонтова иностранные корни: его род, по преданию, происходил от Георга Лермонта, выходца из Шотландии, взятого в плен русскими войсками осенью 1613 года, оставшегося в России и ставшего в 1621 году русским дворянином. И Пушкин, и Лермонтов опубликовали свои первые стихи в 15 лет. Но Лермонтов, анонимно напечатавший свое первое стихотворение «Весна» в журнале «Атеней» в сентябре 1830 года, холодно встреченное читателями, смертельно обиделся на них и почти 6 лет не отдавал стихи в печать. Он записывал их в потаенные тетради и в альбомы светских красавиц. Как мог Пушкин узнать о прекрасных стихотворениях Лермонтова? Пушкин и Лермонтов писали и стихи, и прозу, воспевая свободу, вызывая ненависть высшего общества России. Зимой 1834 – 35 годов Лермонтов часто бывал у братьев Александра и Сергея Трубецких, и здесь мог встретить будущего убийцу Пушкина – Дантеса, который посещал в этот период Трубецких. У Пушкина были трудные отношения и с отцом, и с матерью, потому что он «компрометировал» их своими эпиграммами на вельмож, вольнолюбивыми «крамольными» стихами, конфликтом с властями, ссылкой в Михайловское. В 1807 году умер младший брат поэта Николенька, а с другим младшим братом Львом у Пушкина не было близких доверительных отношений. Лермонтов остался без родителей в 17 лет. Так что Пушкин и Лермонтов, по сути, не знали ни материнской, ни отцовской любви. И Пушкин, и Лермонтов погибли на дуэлях, причем не от рук случайных людей. Дантес уже стал свояком Пушкина, а Мартынов был давним однокашником и приятелем Лермонтова. И последнее удивительное совпадение: лейб-медик Николая 1 Н. Арендт, находившийся у постели смертельно раненного Пушкина, первым рано утром в день смерти Пушкина 29 января 1837 года, еще до смерти великого поэта, рассказал другому своему великому пациенту поэту Лермонтову о последних часах жизни его кумира. - Два дворянина, жившие в России в первой половине 19 века, тем не менее дышали разным воздухом, что и привело к несходству их лирических мироощущений. СЛАЙД 9 Выступление Историков Важно и несходство социокультурной атмосферы 1810 – 20-х и 30-х годов. Начало века – это надежда на перемены, социальный оптимизм, различные кружки, литературные и общественные собрания. Своеобразным знаком той эпохи может служить такое характерное явление, как дружеская переписка, сочетающая в себе интимно-лирический момент с общественно-публицистическим; в поэзии теми же чертами отмечен жанр дружеского послания, исключительно важный для Пушкина. Пушкин в своем творчестве отразил патриотический подъем и свободолюбие 10-20-х годов. Эпиграфом к его поэзии можно взять строки из его «Вакхической песни» - «Да здравствует солнце, да скроется тьма!», наиболее полно выражающие его жизнелюбие. 1830-е годы – эпоха затишья, спада общественной активности, атмосфера разочарования, социальной депрессии. Литературным знаком этого времени становится дневник философского характера, а в лирике – философский отрывок, философская элегия. Поэту свойственна тема одиночества, напряжённый интерес к философии, углублённый самоанализ. Лермонтов выразил атмосферу глубокого отчаяния и всеобщего уныния, охвативших общество в 30-е годы. В.Г. Белинский так характеризовал лирические произведения Лермонтова: «…в них нет уже надежды, они поражают душу читателя безотрадностью, безверием в жизнь и чувства человеческие, при жажде жизни и избытке чувства. (…) Нигде нет пушкинского разгула на пиру жизни, но везде вопросы, которые омрачают душу, леденят сердце. (…) Да, очевидно, что Лермонтов – поэт совсем другой эпохи». Главную особенность того времени раскрыл А.И. Герцен: «Эти годы были ужасны. Понадобилось не менее десятка лет, чтобы человек мог опомниться в своем горестном положении порабощенного и гонимого существа. Людьми овладело глубокое отчаяние и всеобщее уныние. Высшее общество с подлым и низким рвением спешило отречься от всех человеческих чувств, от всех гуманных мыслей. (…) Когда же отворачивались от этого печального зрелища холопства, когда погружались в размышления, чтобы найти какое-либо указание на надежду, то сталкивались с ужасной мыслью, леденившей сердце». - Начиная с сороковых годов 19 века и по сегодняшний день любой критик, берущийся за исследование их творчества, сравнивает их друг с другом, стремясь ярче показать внутренний мир и поэтический дар каждого, ибо по словам В.Г. Белинского: "Нет двух поэтов столь существенно различных, как Пушкин и Лермонтов". СЛАЙД 10 Выступление Критиков 1 Н.В. Гоголь в своей статье «Несколько слов о Пушкине» говорил: «При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте. В самом деле, никто из поэтов наших не выше его и не может более назваться национальным; это право решительно принадлежит ему. Пушкин есть явление чрезвычайное…» 2 В.А. Жуковский в письме от 19 сентября 1815 года к П.А. Вяземскому сообщал: «Я сделал еще приятное знакомство! С нашим молодым чудотворцем Пушкиным. (…) Это надежда нашей словесности. (…) Нам всем надобно соединиться, чтобы помочь вырасти этому будущему гиганту, который всех нас перерастет». 3 Художник М.В. Добужинский отмечал: «Время Пушкино было, несомненно, самой счастливой страницей в русской художественной культуре 19 века». 4 В статье «Сочинения М. Лермонтова» А.В. Дружинин отмечает: «Во всей истории русской литературы, за исключением личности Пушкина, с каждым годом и с каждым новейшим исследованием становящейся ближе к сердцу нашему, мы не находим фигуры более симпатичной, чем фигура поэта Лермонтова. (…) Лермонтов умел быть смелым в то время, когда прямая и смелая речь вела к великим бедам, - он заявил свою преданность русской музе в ту пору, когда эта муза могла лишь подвергать своих поклонников гонению и осуждению света…» 5 Историк В.О. Ключевский в своей статье «Грусть», памяти Лермонтова отмечал: «Лермонтов не выращивал своей поэзии из поэтического зерна, скрытого в глубине его духа, (…) …у него нет поисков смысла жизни; но в ее явлениях он искал своего собственного отражения, которое помогло бы ему понять самого себя… Он высматривал себя в разнообразных явлениях природы, (…) перебирал один поэтический мотив за другим, чтобы угадать, который из них есть его собственный, его природная поэтическая гамма. (…) Эта лермонтовская поэтическая гамма – грусть как выражение не общего смысла жизни, а только характера личного существования. Лермонтов – поэт не миросозерцания, а настроения, певец личной грусти, а не мировой скорби…» 6 В 1841 году за год до смерти Лермонтова В.Г. Белинский в статье «Стихотворения М. Лермонтова» писал: «Его поприще еще только начато, и уже как много им сделано, какое неистощимое богатство элементов обнаружено им: чего же должно ожидать от него в будущем?.. Пока еще не назовем его ни Байроном, ни Гёте, ни Пушкиным, и не скажем, чтоб из него со временем вышел Байрон, Гёте или Пушкин: ибо мы убеждены, что из него выйдет ни тот, ни другой, ни третий, а выйдет – Лермонтов…» СЛАЙД 11 - Для того, чтобы перейти к сопоставлению основных мотивов лирики двух поэтов, давайте вспомним, что было присуще для поэзии Пушкина? (В стихотворениях сквозит надежда). Что это такое? - О Лермонтове и его поэзии можно сказать, что над ним тяготел рок. Что это значит? - Судьба готовила Лермонтову новые, и новые испытания. Ранняя потеря родителей, участие в боевых действиях на Кавказе, неразделенная любовь. Д.С. Мережковский в статье "М.Ю. Лермонтов. Поэт сверхчеловечества" раскрывает дар вестничества, которым обладал Лермонтов, рассказавший о своей смерти в стихотворении 1841 года "Сон". Также Лермонтова называют мистическим поэтом, так как даже в его датах жизни прослеживают связь с будущим. Ровно через 100 лет после рождения поэта в 1914 году начинается Первая мировая война, а через 100 лет после смерти 1945 году - Великая Отечественная война. С таким вот интересным и загадочным поэтом нам предстоит знакомиться на последующих уроках. - А сейчас обратимся к основным мотивам лирики двух поэтов. Используя учебный материал и дополнительные ресурсы сопоставьте мотивы поэтов в виде Диаграммы Венна.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 255; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.75.27 (0.012 с.) |