Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вся она между ними колеблется,

Поиск

Как между двумя полюсами

- созерцанием и действием.

Д.С. Мережковский

Слово учителя: Доброе утро, дорогие ребята, уважаемые гости. Перед уроком прозвучало два романса. Я думаю, что вы узнали первый романс... (романс на стихотворение А.С. Пушкина "Я помню чудное мгновенье..."), а кто-нибудь может быть знает второй романс?

- Этот романс написан на стихотворение М.Ю. Лермонтова "Выхожу один я на дорогу...".

Определение темы урока:

- Как вы думаете о чем будет сегодняшний разговор на уроке?

СЛАЙД 3

- Запишите тему сегодняшнего урока в тетрадь: Пушкин и Лермонтов: совпадение судеб. Основные мотивы лирики А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова.

Постановка цели урока:

- Какую цель мы определим для нашего урока? Запишите сою цель в тетрадь, а в конце урока увидите, удалось ли вам ее достигнуть.

СЛАЙД 4

Погружение в тему урока: Александр Сергеевич Пушкин и Михаил Юрьевич Лермонтов - два самых значительных поэта первой половины 19 века. Знаменательна общность их трагической судьбы.

СЛАЙД 5

Работа с эпиграфом:

- Эпиграфом к нашему уроку послужат слова поэта 20 века Д.С. Мережковского: "Пушкин - дневное, Лермонтов – ночное светило русской поэзии. Вся она между ними колеблется, как между двумя полюсами - созерцанием и действием".

- Как вы понимаете слова поэта? Предположите свои варианты мысли Мережковского.

Н.В. Гоголь писал о Пушкине: "Зачем он дан был миру и что доказал собою? Пушкин дан был миру на то, чтобы доказать собою, что такое сам поэт...".

СЛАЙД 6

- Давайте вспомним стихотворение А.С. Пушкина "Я памятник себе воздвиг нерукотворный...", написанное примерно за 5 месяцев до гибели поэта, в котором звучит мотив поэтического бессмертия.

Исполняется стихотворение А.С. Пушкина "Я памятник себе воздвиг нерукотворный..."

"Пистолетный выстрел, убивший Пушкина, пробудил душу Лермонтова" - говорит Герцен, а по словам Сологуба, "смерть Пушкина возвестила России о появлении нового поэта - Лермонтова". Широкая известность пришла к Лермонтову после обнародования стихотворения "Смерть поэта".

СЛАЙД 7

Исполняется стихотворение М.Ю. Лермонтова "Смерть поэта"

- Говоря о совпадении судеб двух поэтов мы предоставим слово Биографам, Историкам и Критикам.

СЛАЙД 8

Выступление Биографов

Пушкин и Лермонтов – современники, но они никогда не встречались. Так ли это? Оба родились в Москве, и оба стали потом петербуржцами. Отец Пушкина, Сергей Львович, - майор в отставке. Отец Лермонтова, Юрий Петрович, - капитан. Пушкин и Лермонтов происходили из старинных дворянских родов. Предком Пушкина был Гаврило Олексич, соратник Александра Невского, мать Пушкина, Надежда Осиповна, была внучкой «арапа Петра Великого» А.П. Ганнибала, уроженца Эфиопии. И у Лермонтова иностранные корни: его род, по преданию, происходил от Георга Лермонта, выходца из Шотландии, взятого в плен русскими войсками осенью 1613 года, оставшегося в России и ставшего в 1621 году русским дворянином.

И Пушкин, и Лермонтов опубликовали свои первые стихи в 15 лет. Но Лермонтов, анонимно напечатавший свое первое стихотворение «Весна» в журнале «Атеней» в сентябре 1830 года, холодно встреченное читателями, смертельно обиделся на них и почти 6 лет не отдавал стихи в печать. Он записывал их в потаенные тетради и в альбомы светских красавиц. Как мог Пушкин узнать о прекрасных стихотворениях Лермонтова?

Пушкин и Лермонтов писали и стихи, и прозу, воспевая свободу, вызывая ненависть высшего общества России. Зимой 1834 – 35 годов Лермонтов часто бывал у братьев Александра и Сергея Трубецких, и здесь мог встретить будущего убийцу Пушкина – Дантеса, который посещал в этот период Трубецких. У Пушкина были трудные отношения и с отцом, и с матерью, потому что он «компрометировал» их своими эпиграммами на вельмож, вольнолюбивыми «крамольными» стихами, конфликтом с властями, ссылкой в Михайловское. В 1807 году умер младший брат поэта Николенька, а с другим младшим братом Львом у Пушкина не было близких доверительных отношений. Лермонтов остался без родителей в 17 лет. Так что Пушкин и Лермонтов, по сути, не знали ни материнской, ни отцовской любви. И Пушкин, и Лермонтов погибли на дуэлях, причем не от рук случайных людей. Дантес уже стал свояком Пушкина, а Мартынов был давним однокашником и приятелем Лермонтова.

И последнее удивительное совпадение: лейб-медик Николая 1 Н. Арендт, находившийся у постели смертельно раненного Пушкина, первым рано утром в день смерти Пушкина 29 января 1837 года, еще до смерти великого поэта, рассказал другому своему великому пациенту поэту Лермонтову о последних часах жизни его кумира.

- Два дворянина, жившие в России в первой половине 19 века, тем не менее дышали разным воздухом, что и привело к несходству их лирических мироощущений.

СЛАЙД 9

Выступление Историков

Важно и несходство социокультурной атмосферы 1810 – 20-х и 30-х годов.

Начало века – это надежда на перемены, социальный оптимизм, различные кружки, литературные и общественные собрания. Своеобразным знаком той эпохи может служить такое характерное явление, как дружеская переписка, сочетающая в себе интимно-лирический момент с общественно-публицистическим; в поэзии теми же чертами отмечен жанр дружеского послания, исключительно важный для Пушкина.

Пушкин в своем творчестве отразил патриотический подъем и свободолюбие 10-20-х годов. Эпиграфом к его поэзии можно взять строки из его «Вакхической песни» - «Да здравствует солнце, да скроется тьма!», наиболее полно выражающие его жизнелюбие.

1830-е годы – эпоха затишья, спада общественной активности, атмосфера разочарования, социальной депрессии. Литературным знаком этого времени становится дневник философского характера, а в лирике – философский отрывок, философская элегия. Поэту свойственна тема одиночества, напряжённый интерес к философии, углублённый самоанализ.

Лермонтов выразил атмосферу глубокого отчаяния и всеобщего уныния, охвативших общество в 30-е годы. В.Г. Белинский так характеризовал лирические произведения Лермонтова: «…в них нет уже надежды, они поражают душу читателя безотрадностью, безверием в жизнь и чувства человеческие, при жажде жизни и избытке чувства. (…) Нигде нет пушкинского разгула на пиру жизни, но везде вопросы, которые омрачают душу, леденят сердце. (…) Да, очевидно, что Лермонтов – поэт совсем другой эпохи».

Главную особенность того времени раскрыл А.И. Герцен: «Эти годы были ужасны. Понадобилось не менее десятка лет, чтобы человек мог опомниться в своем горестном положении порабощенного и гонимого существа. Людьми овладело глубокое отчаяние и всеобщее уныние. Высшее общество с подлым и низким рвением спешило отречься от всех человеческих чувств, от всех гуманных мыслей. (…) Когда же отворачивались от этого печального зрелища холопства, когда погружались в размышления, чтобы найти какое-либо указание на надежду, то сталкивались с ужасной мыслью, леденившей сердце».

- Начиная с сороковых годов 19 века и по сегодняшний день любой критик, берущийся за исследование их творчества, сравнивает их друг с другом, стремясь ярче показать внутренний мир и поэтический дар каждого, ибо по словам В.Г. Белинского: "Нет двух поэтов столь существенно различных, как Пушкин и Лермонтов".

СЛАЙД 10

Выступление Критиков

1 Н.В. Гоголь в своей статье «Несколько слов о Пушкине» говорил: «При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте. В самом деле, никто из поэтов наших не выше его и не может более назваться национальным; это право решительно принадлежит ему. Пушкин есть явление чрезвычайное…»

2 В.А. Жуковский в письме от 19 сентября 1815 года к П.А. Вяземскому сообщал: «Я сделал еще приятное знакомство! С нашим молодым чудотворцем Пушкиным. (…) Это надежда нашей словесности. (…) Нам всем надобно соединиться, чтобы помочь вырасти этому будущему гиганту, который всех нас перерастет».

3 Художник М.В. Добужинский отмечал: «Время Пушкино было, несомненно, самой счастливой страницей в русской художественной культуре 19 века».

4 В статье «Сочинения М. Лермонтова» А.В. Дружинин отмечает: «Во всей истории русской литературы, за исключением личности Пушкина, с каждым годом и с каждым новейшим исследованием становящейся ближе к сердцу нашему, мы не находим фигуры более симпатичной, чем фигура поэта Лермонтова. (…) Лермонтов умел быть смелым в то время, когда прямая и смелая речь вела к великим бедам, - он заявил свою преданность русской музе в ту пору, когда эта муза могла лишь подвергать своих поклонников гонению и осуждению света…»

5 Историк В.О. Ключевский в своей статье «Грусть», памяти Лермонтова отмечал: «Лермонтов не выращивал своей поэзии из поэтического зерна, скрытого в глубине его духа, (…) …у него нет поисков смысла жизни; но в ее явлениях он искал своего собственного отражения, которое помогло бы ему понять самого себя… Он высматривал себя в разнообразных явлениях природы, (…) перебирал один поэтический мотив за другим, чтобы угадать, который из них есть его собственный, его природная поэтическая гамма. (…) Эта лермонтовская поэтическая гамма – грусть как выражение не общего смысла жизни, а только характера личного существования. Лермонтов – поэт не миросозерцания, а настроения, певец личной грусти, а не мировой скорби…»

6 В 1841 году за год до смерти Лермонтова В.Г. Белинский в статье «Стихотворения М. Лермонтова» писал: «Его поприще еще только начато, и уже как много им сделано, какое неистощимое богатство элементов обнаружено им: чего же должно ожидать от него в будущем?.. Пока еще не назовем его ни Байроном, ни Гёте, ни Пушкиным, и не скажем, чтоб из него со временем вышел Байрон, Гёте или Пушкин: ибо мы убеждены, что из него выйдет ни тот, ни другой, ни третий, а выйдет – Лермонтов…»

СЛАЙД 11

- Для того, чтобы перейти к сопоставлению основных мотивов лирики двух поэтов, давайте вспомним, что было присуще для поэзии Пушкина? (В стихотворениях сквозит надежда). Что это такое?

- О Лермонтове и его поэзии можно сказать, что над ним тяготел рок. Что это значит?

- Судьба готовила Лермонтову новые, и новые испытания. Ранняя потеря родителей, участие в боевых действиях на Кавказе, неразделенная любовь. Д.С. Мережковский в статье "М.Ю. Лермонтов. Поэт сверхчеловечества" раскрывает дар вестничества, которым обладал Лермонтов, рассказавший о своей смерти в стихотворении 1841 года "Сон". Также Лермонтова называют мистическим поэтом, так как даже в его датах жизни прослеживают связь с будущим. Ровно через 100 лет после рождения поэта в 1914 году начинается Первая мировая война, а через 100 лет после смерти 1945 году - Великая Отечественная война. С таким вот интересным и загадочным поэтом нам предстоит знакомиться на последующих уроках.

- А сейчас обратимся к основным мотивам лирики двух поэтов. Используя учебный материал и дополнительные ресурсы сопоставьте мотивы поэтов в виде Диаграммы Венна.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 255; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.17.196 (0.008 с.)