Занятие 7. Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» 2 часа 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Занятие 7. Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» 2 часа



 

ПЛАН

1. Своеобразие романтизма Лермонтова.

2. Общественно-философская проблематика романа (проблема героя времени; проблема «нашего»)

3. Особенности поэтики романа «Герой нашего времени» (композиция; жанр; герой).

 

Задания для самостоятельной работы

1. Повторите материал по теме «Формы и приемы психологического изображения в литературе».

2. Найдите в тексте портреты Печорина. Какова логика их расположения в романе..

3. Определите идейно-художественную функцию в содержательной структуре текста романа двух Предисловий.

 

Основная литература

1. Лермонтов М.Ю. Герой нашего времени. Любое издание.

2. Белинский В.Г. «Герой нашего времени» // Белинский В.Г. Избранные эстетические работы в 2-х томах. – Том 1. – М., «Правда», 1986. – С. 375-534. (Или любое другое издание)

3. Мануйлов В.А. Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Комментарий. – Л., «Просвещение», 1975.

4. Ломинадзе С. Поэтический мир М.Ю.Лермонтова. – М., «Современник», 1985.

5. Щеблыкин И.П. Этюды о Лермонтове. – Пенза,1993. – С. 95-105.

6. Недзвецкий В.А. «Герой нашего времени»: становление жанра и смысла // В.А. Недзвецкий От Пушкина к Чехову. – М., Изд-во МГУ, 1999.

Дополнительная литература

7. Голованова Т.П. М.Ю.Лермонтов // История русской литературы в 4-х томах. – Том 2. – Л., «Наука», 1981. – С.410-472.

8. Эйхенбаум Б.М. «Герой нашего времени» // Эйхенбаум Б.М. О прозе. О поэзии. Л., «Современник», 1986. – С.94-185.

9. Лотман Ю.М. В школе поэтического слова. – М., «Просвещение», 1988. – С.206-234.

10. Коровин В.И. Творческий путь М.Ю. Лермонтова. – М., «Просвещение», 1973.

11. М.Ю.Лермонтов в русской критике. – Изд.2-е., доп. – М., «Правда», 1955.

12. Мережковский Д.С. Лермонтов — поэт сверхчеловечества // Мережковский Д.С. В тихом омуте. – М., «Современник», 1991. – С.378-415.

13. Удодов Б.Т. М. Ю. Лермонтов. Художественная индивидуальность и творческие процессы. – Воронеж, 1973.

 

Методические рекомендации к занятию

Целью данного занятия является формирование целостного представления романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», его места как в контексте творчества поэта, так и в контексте русской литературы XIX века.

Для достижения данной цели необходимо:

· Внимательно прочитать роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»;

· охарактеризовать средства анализа внутреннего мира в романе (самоанализ, исповедь, оценки со стороны других персонажей, портрет, пейзаж, жесты позы, мимика, внешние проявления внутренних движений, речь);

· опираясь на работы Недзвецкого и Ломинадзе, прояснить смысл смены рассказчиков в тексте романа.

 

Занятие 8. «Петербургские повести» Н.В. Гоголя 2 часа

ПЛАН

1. Место повести «Нос» в цикле.

2. Проблема искусства в цикле. «Портрет» как эстетический манифест Гоголя.

3. Повесть «Нос» и формы фантастического в «Петербургских повестях».

4. Проблема «маленького человека» в повестях Гоголя. Принципы изображения героя в «Записках сумасшедшего» и «Шинели».

 

Задания для самостоятельной работы

1. Повторите материал по темам «цикл», «приемы и формы фантастического изображения в литературе».

2. Объясните, почему в «Петербургские повести» включена повесть «Коляска».

Основная литература

1. Гоголь Н.В. «Петербургские повести». Любое издание.

2. Белинский В.Г. О русской повести и повестях г. Гоголя // Белинский В.Г. Избранные эстетические работы в 2-х томах. Том I. – М., «Правда», 1986. – С. 44-100. [Телескоп - 1842].

3. Эйхенбаум Б.М. Как сделана «Шинель» Гоголя // Эйхенбаум Б.М. О прозе. О поэзии. – Л., «Современник», 1986. – С. 45-63.

4. Воропаев В.А. Н.В. Гоголь: Жизнь и творчество. – М., Изд-во МГУ, 2002.

5. Бочаров С.Г. Загадка «Носа» и тайна лица // Бочаров С.Г. О художественных мирах. – М., «Молодая гвардия», 1985. – С. 124-160.

6. Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. – М., «Наука», 1988.

7. Маркович В. Петербургские повести Н.В.Гоголя. – Л., «Наука», 1989.

Дополнительная литература

8. Храпченко М.Б. Николай Гоголь. Литературный путь. Величие писателя. – М., «Современник», 1984.

9. Турбин В. Пушкин. Гоголь. Лермонтов. – М., Изд-во МГУ, 1978.

10. Мережковский Д.С. Гоголь и чёрт. Исследование // Мережковский Д.С. В тихом омуте. – М., «Современник», 1991. – С.213-309.

11. Гоголь: история и современность. – М., «Правда», 1985. – 496 с.

12. Фридлендер Г.М. Гоголь: истоки и свершения // Русская литература. – 1994. – № 2. – С.3-26; 1995. – № 2. – С.3-31.

13. Лотман Ю.М. В школе поэтического слова. Пушкин. Лермонтов. Гоголь. – М., «Просвещение», 1988. – С.235-348.

14. Феномен «Шинели» Н.В. Гоголя в свете философского миросозерцания писателя: (К 160-летию издания). Коллективная монография. – Екатеринбург, Изд-во УРГУ, 2002.

 

Методические рекомендации к занятию

Целью данного занятия является формирование целостного представления о «Петербургских повестях» Н.В. Гоголя, их места в духовно-творческой эволюции писателя.

Для достижения данной цели необходимо:

· внимательно (и по порядку!) прочитать повести Н.В. Гоголя;

· прояснить смысл названия цикла повестей «Петербургскими повестями»;

· опираясь на работы Воропаева и Манна, определить идейно-художественные функции евангельских реминисценций в повести «Шинель».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-26; просмотров: 303; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.213.209 (0.009 с.)