Занятие 4. Роман В стихах «евгений Онегин» А. С. Пушкина 2 часа 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Занятие 4. Роман В стихах «евгений Онегин» А. С. Пушкина 2 часа



Институт им. А.П. Гайдара»

 

С.Н. Пяткин

 

 

Методические рекомендации к практическим занятиям

по дисциплине

«История русской литературы»

(история русской литературы XIX века
(часть I))

 

 

Арзамас

АГПИ


УДК 882 (09) (075.8)

ББК 83.3 (2Рос=Рус) 5я 73

П 99

 

Печатается по решению редакционно-издательского совета

ГОУ ВПО «Арзамасский государственный педагогический институт

им. А.П. Гайдара»

 

Пяткин С.Н.

П 99 Методические рекомендации к практическим занятиям по дисциплине «История русской литературы» (история русской литературы XIX века (часть I)). – Арзамас: АГПИ, 2007. – 20 с.

 

Изучение русской литературы XIX века (I-я треть) важно для глубокого осмысления последующего историко-литературного развития. История русской литературы XIX века – один из самых значительных курсов в филологической подготовке студента как по объему фактического материала, так и по своему огромному эстетическому и воспитательному потенциалу. Русская литература XIX века подготовлена литературным процессом XVIII века, а также древнерусской литературой и устным народным творчеством. Она характеризуется угасанием таких литературных течений как классицизм и сентиментализм и рождением романтизма и реализма, мощным развитием стиха и прозы; появлением таких ярких имён, как Крылов, Грибоедов, Жуковский, Батюшков, Боратынский, Пушкин, Лермонтов, Гоголь...

Методические рекомендации к практическим занятиям по дисциплине «История русской литературы XIX века (I часть)», призваны помочь студентам, опираясь на достижения современного литературоведения, глубже познакомиться с литературным процессом первой половины XIX века, изучить творчество отдельных писателей с позиции их художественной индивидуальности, а также определить их роль в общем развитии литературы как национально-духовного единства.

Каждое из предлагаемых занятий рассчитано на 2 часа. Базовыми учебными пособиями по курсу являются: Якушкин Г.П. История русской литературы XIX в. (1 ч.). Учебное издание. – М. 2001; Кудряшов И.В., Пяткин С.Н. Основы литературоведения: термины, понятия, категории. Учебное пособие. – Арзамас, 2003.

 

УДК 882 (09) (075.8)

ББК 83.3 (2Рос=Рус) 5я 73

 

 

© Пяткин С.Н., 2007.

© Арзамасский государственный

педагогический институт

им. А.П. Гайдара, 2007


Оглавление

    стр.
Занятие 1. Поэтический мир В.А. Жуковского………………………..  
Занятие 2. Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума»…………………  
Занятие 3. Пьеса А.С. Пушкина «Борис Годунов»……………………  
Занятие 4. Роман в стихах «Евгений Онегин» А.С. Пушкина………..  
Занятие 5. Роман А.С. Пушкина «Капитанская дочка»………………  
Занятие 6. Интимная лирика М.Ю. Лермонтова………………………  
Занятие 7. Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»………  
Занятие 8. «Петербургские повести» Н.В. Гоголя……………………  
Занятие 9. «Мертвые души» Н.В. Гоголя……………………………...  
Литература Художественные тексты……………………………………  
  Художественные тексты для заучивания наизусть……….  
  Литературно-критические работы для конспектирования.  
Темы контрольных работ……………………………………………………  
Вопросы к экзамену…………………………………………………………  

Занятие 1.Поэтический мир В.А. Жуковского 2 часа

ПЛАН

1. Жанры, темы, мотивы и образы лирики В.А.Жуковского.

2. Своеобразие элегий: путь от «Сельского кладбища» и «Вечера» к «Славянке».

3. Особенности романтизма В.А. Жуковского. Природа его лиризма

4. Место баллад в романтизме В.А. Жуковского. Своеобразие эстетики В.А.Жуковского.

Задания для самостоятельной работы

1. Повторите материал по теории анализа лирического произведения.

2. Проанализируйте элегию «Море»: картины, возникающие перед читателем; настроение стихотворения; композиция и основные композиционные приемы элегии; характер, своеобразие поэтической лексики; средства романтической выразительности; особенности поэтического синтаксиса элегии; анализ ритмической структуры (размер, переносы, паузы); звуковая организация стиха, ее соответствие центральному романтическому образу.

Основная литература

1. Жуковский В.А. Сочинения. Любое издание.

2. Семенко И.М. Жизнь и поэзия Жуковского. – М., «Просвещение», 1975.

3. Янушкевич А.С. Этапы и проблемы творческой эволюции В.А.Жуковского. – М., «Высшая школа», 1985.

4. Афанасьев В. Жуковский. – М., «Молодая гвардия», 1986.

5. Касаткина В.Н. Поэзия В.А. Жуковского. – М., Изд-во МГУ, 2002.

6. Маймин Е.А. О русском романтизме.– М., «Просвещение», 1975.

Дополнительная литература

7. Жуковский и русская литература конца XVIII–XIX века. – М., «Просвещение», 1988.

8. Семенко И.М. Поэты пушкинской поры. – Л., «Наука», 1970.

9. Иезуитова Р.В. Жуковский и его время. – Л., «Наука», 1989.

10. Жуковский и русская литература. – Л., «Просвещение», 1987.

11. Шаталов С.Е. А.А. Жуковский: Жизнь и творческий путь (200 лет со дня рождения). – М., «Просвещение», 1983.

12. Кудряшов И.В., Пяткин С.Н. Литературоведческий анализ лирического произведения. Учебное пособие. – Арзамас, Изд-во АГПИ, 2004.

Методические рекомендации к занятию

Целью данного занятия является формирование целостного представления о поэтическом мире В.А. Жуковского, определение роли поэта в становлении романтизма в русской литературе.

Для достижения данной цели необходимо:

· внимательно прочитать произведения В.А. Жуковского (перечень произведений см. на странице №13);

· опираясь на работы Маймина, Касаткиной, Янушкевича прояснить содержание понятий «романтическая элегия», «романтическая баллада», «элегическое сознание», «созерцательный романтизм»;

· охарактеризовать доминанты романтического мироощущения В.А. Жуковского.

Занятие 2. Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» 2 часа

ПЛАН

1. Грибоедов и его комедия в оценках критики и литературоведения. (В.Г.Белинский, И.А.Гончаров, А.А.Блок, Ю.Н. Тынянов)

2. Литературная позиция А.С. Грибоедова. Место комедии «Горе от ума» в его творческой эволюции.

3. Поэтика комедии «Горе от ума»: система персонажей, конфликт, символическая образность.

Задания для самостоятельной работы

1. Повторите материал по теории анализа драмы.

2. Объясните, почему служанка Лиза и Софья Павловна после первого явления называются только Лизанька и София? Каким человеком Вы воспринимаете Чацкого поле первого монолога героя? Как вы понимаете смысл трех любимых вещиц Молчалина?

Основная литература

1. Грибоедов А.С. Горе от ума. Любое издание.

2. Баженов А.М. К тайне «Горя». А.С. Грибоедов и его бессмертная комедия. – М., 2001.

3. Белинский В.Г. «Горе от ума»… // Белинский В.Г. Избранные эстетические работы. – М., «Правда», 1986. – Том 1. – С.120-195. (Или любое другое издание).

4. Гончаров И.А. «Мильон терзаний» // И.А. Гончаров-критик. – М., «Просвещение», 1981.. – С.58-89. (Или любое другое издание).

5. Тынянов Ю.Н. Сюжет «Горя от ума» // Тынянов Ю.Н. Пушкин и его современники. – М., «Наука», 1969. – С.347-379. (Или любое другое издание).

6. Блок А.А. Размышления о скудости нашего репертуара // Блок А.А. Собрание сочинений – Л., «Наука», 1986. – Том 12. – С.117 (Или любое другое издание).

7. Фомичёв С.А. Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума». – М., «Просвещение», 1983.

Дополнительная литература

8. Степанов Л.А. Драматургия А.С. Грибоедова // История русской драматургии XVII – первая половина XIX века. – Л., «Наука», 1982. – С.296-326.

9. Гордиенко А. А. С. Грибоедов в русской критике. – М., «Просвещение», 1958.

10. А.С.Грибоедов в воспоминаниях современников. – М., «Московский рабочий», 1980.

11. Орлов В. Грибоедов А.С. Очерк жизни и творчества. – М., «Просвещение», 1954.

12. «Век нынешний и век минувший…»: Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» в русской критике и литературоведении. – СПб., «Сага», 2002.

 

Методические рекомендации к занятию

Целью данного занятия является формирование целостного представления о комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» как в контексте творчества драматурга, так и в контексте русской литературы начала XIX века.

Для достижения данной цели необходимо:

· внимательно прочитать текст произведения;

· проштудировать статьи Белинского, Гончарова, Блока и Тынянова и сделать в соответствии с планом занятия выписки из указанных статьей относительно литературной репутации Грибоедова, конфликта его пьесы, характерологии образной системы, языка комедии;

· опираясь на работу Баженова А.М., прояснить суть новейших подходов к истолкованию природы конфликта в комедии Грибоедова и проблемы героя.

Занятие 3.Пьеса А.С. Пушкина «Борис Годунов» 2 часа

 

ПЛАН

1. Творческая история трагедии. Труд Н.М. Карамзина «История Государства Российского» и драма А.С. Пушкина «Борис Годунов».

2. Проблема народа и власти в трагедии Пушкина.

3. Народ как главное действующее лицо в трагедии. Идея решающей роли народа в историческом движении и ее художественное решение в трагедии «Борис Годунов».

4. Художественное своеобразие трагедии Пушкина (историческая правдивость; психологическая верность и глубина в раскрытии характеров; язык действующих лиц).

5. Новаторство Пушкина-драматурга.

Задания для самостоятельной работы

1. Повторите материал по теории анализа драмы.

2. Проанализируйте монолог царя Бориса «Достиг я высшей власти…»: композиция монолога, мотивы счастья, вины и совести, символическая образность.

Основная литература

1. Пушкин А.С. Борис Годунов. Любое издание.

2. Карамзин Н.М. История Государства Российского (10-11 тома). Любое издание.

3. Фомичев С.А. Поэзия Пушкина: творческая эволюция. – Л., «Наука», 1986 – С. 141-154.

4. Городецкий Б.П. Трагедия Пушкина «Борис Годунов». Комментарии. – М., «Просвещение», 1953.

5. Непомнящий В.Г. Поэзия и судьба. – М., «Современник», 1987. С. 276-308.

6. Карпов А.А. «Борис Годунов» А.С.Пушкина. // Анализ драматического произведения. – Л., «Просвещение», 1988. – С. 91 – 108.

Дополнительная литература

7. Филиппова Н.Ф. Народная драма А.С.Пушкина «Борис Годунов». – М., «Наука», 1972.

8. Ветловская В.Н. Проблемы истории в художественном мире Пушкина // Русская литература. – 1982. – №1. – С.6-36.

9. Благой Д.Д. Мастерство Пушкина. – М., «Московский рабочий», 1955. – С. 68-88.

10. Сквозников В.Д. Пушкин. Историческая мысль поэта. – М., «Голос», 1999. – С. 82-104.

11. Рассадин Ст. Драматург Пушкин. Поэтика. Идеи. Эволюция. – М., «Современник», 1977.

12. Эйдельман Н.Я. История и современность в художественном сознании поэта. – М., «Наука», 1984.

13. Скатов Н.Н. Русский гений. – М., «Просвещение», 1987.

14. Бонди С. О Пушкине. Статьи и исследования. – М., «Наука», 1978.

Методические рекомендации к занятию

Целью данного занятия является формирование целостного представления о трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов», принципах пушкинского историзма, отразившегося в этом произведении.

Для достижения данной цели необходимо:

· внимательно прочитать трагедию А.С. Пушкина «Борис Годунов» и 10 и 11 тома труда Н.М. Карамзина «История Государства Российского»;

· сделать соответствующие выписки о характерных чертах образа Бориса Годунова у Пушкина и Карамзина; обратить внимание на сходство и различия, объяснить их;

· опираясь на работы Городецкого и Карпова, определить новаторские черты исторической драмы у Пушкина.

ПЛАН

1. Генезис романа в стихах А.С.Пушкина (внутренняя и внешняя хронология романа; замысел сатирической поэмы; замысел романа в стихах).

2. Своеобразие поэтической формы (принцип «противуречий», стихи и проза, ирония и самоирония, автор и герой, онегинская строфа, пропущенные строфы, незавершенность текста).

3. Проблема героя и принципы его изображения в «Евгении Онегине».

4. Место романа в стихах в творческой эволюции Пушкина.

Задания для самостоятельной работы

1. Повторите материал по теории анализа эпического произведения.

2. Охарактеризуйте основные приемы и средства создания образов Евгения Онегина и Татьяны в романе.

 

Основная литература

1. Пушкин А.С. Евгений Онегин. Любое издание.

2. Белинский В.Г. Статья восьмая, Статья девятая«Евгений Онегин» // Белинский В.Г. Избранные эстетические работы в 2-х томах. – Том 1. – М., «Правда», 1986. – С. 234-301. (Или любое другое издание)

3. Кошелев В.А. «Онегина воздушная громада…» // Литература в школе. – 1998, №4; 1999, №№1-3.

4. Лотман Ю.М. Своеобразие художественного построения «Евгения Онегина» // Лотман Ю.М. В школе поэтического слова. – М., «Просвещение», 1988. – С.30-106.

5. Красухин Г.Г. Доверимся Пушкину: Анализ пушкинской поэзии, прозы и драматургии. – М., «Просвещение», 1999. – С. 97-202.

6. Грехнев В.А. Диалог с читателем в романе Пушкина «Евгений Онегин» // Пушкин. Исследования и материалы. – Т.IX. – Л.: Наука, 1979. – С. 100-109.

Дополнительная литература

7. Мейлах Б.С. Сквозь магический кристалл… – М., «Современник», 1990. – С.200-260.

8. Тынянов Ю.Н. О композиции «Евгения Онегина» // Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. – М.: Наука, 1977. – С.52-77.

9. Тойбин И.М. «Евгений Онегин»: поэзия и история // Пушкин. Исследования и материалы. – Т.IX. – Л.: Наука, 1979. – С.83-99.

10. Грехнев В.А. Эволюция Онегина как филологический миф // Болдинские чтения. – Горький, 1994.

11. Одиноков В.Г. «И даль свободного романа…» – Новосибирск, 1983.

12. Лотман Ю.М. Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий. – Изд. 2-е. – Л., «Наука», 1983.

13. Бродский Н.Л. «Евгений Онегин». Роман А.С.Пушкина. – М., «Наука», 1950.

14. Бочаров С.Г. Поэтика Пушкина. – М., «Наука», 1974. С. 26-104.

15. Соловей Н.Я. Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин». – М., «Просвещение», 1981.

 

Методические рекомендации к занятию

Целью данного занятия является формирование целостного представления о романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин», его места в духовно-творческой эволюции поэта.

Для достижения данной цели необходимо:

· внимательно прочитать роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин»;

· охарактеризовать основные художественные принципы жанровой модификации «Евгения Онегина» как «романа в стихах»;

· опираясь на работы Лотмана, Красухина, Грехнева, определить функциональный статус «авторского присутствия» в тексте романа.

 

 

ПЛАН

1. Творческий замысел романа. «История Пугачева» и «Капитанская дочка».

2. Жанровое своеобразие романа «Капитанская дочка» («историческая повесть», «семейное предание»).

3. Нравственно-философская проблематика пушкинского романа.

4. Композиция и система образов романа. Смысл названия.

Задания для самостоятельной работы

1. Повторите материал по теме теории анализа эпического произведения.

2. Объясните смысл сказки о вороне, рассказанной Пугачевым Гриневу.

Основная литература

1. Пушкин А.С. «Капитанская дочка», «История Пугачева». Любое издание.

2. Гей Н.К. Проза Пушкина: Поэтика повествования. – М., 1989.

3. Есаулов И.А. Категория соборности в русской литературе. – Петрозаводск, 1995. – С. 89-134.

4. Катасонов В.Н. Тема чести и милосердия в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» // Литература в школе. – №6, 1991. – С. 3-12.

5. Краснов Г.В. Реальность романтического (Случай и случайность в «Капитанской дочке») // Болдинские чтения, – Н. Новгород, 1993. – С. 21-30.

6. Петрунина Н.Н. Проза Пушкина. – Л., «Наука», 1987.

Дополнительная литература

7. Скатов Н.Н. Пушкин. Очерки жизни и творчества. – Л., «Просвещение», 1991.

8. Измайлов Н.В. Очерки творчества Пушкина. – Л., «Современник», 1976.

9. Лежнёв В. Проза Пушкина. Опыт стилевого исследования. – М., «Наука», 1966.

10. Макогоненко Г.П. Творчество А.С.Пушкина в 1830-е годы. (1833 – 1836). – Л., «Наука», 1982.

11. Петров С.М. Исторический роман Пушкина. – М., «Просвещение», 1953.

12. Тойбин Н.М. Пушкин. Творчество 1830-х годов и вопросы историзма. – Воронеж, 1976.

13. Недзвецкий Н.Н. Русский роман XIX века: к построению истории жанра.// РАН, Известия АН, серия «Литература и язык», т. 54. – М., 1995, № 1. – С. 3-12.

14. Кибальник В.Ф. Художественная философия А.С. Пушкина. М., «Круг», 1999.

 

Методические рекомендации к занятию

Целью данного занятия является формирование целостного представления о романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка», его места в духовно-творческой эволюции поэта.

Для достижения данной цели необходимо:

· внимательно прочитать роман А.С. Пушкина «Капитанская дочка» и исторический труд поэта «История Пугачева»;

· определить логику творческого замысла Пушкина: от «Истории Пугачева» к «Капитанской дочке»;

· опираясь на работы Есаулова и Катасонова, охарактеризовать духовно-религиозные доминанты содержания пушкинского романа.

 

ПЛАН

1. Особенности романтической поэтики М.Ю. Лермонтова в любовной лирике 1826-1836 годов

2. Характер опорной оппозиции «я – вы», «я – ты» в интимной лирике Лермонтова: уровни композиции, образной системы, художественной речи.

3. Основные средства создания художественной образности в поэтической структуре стихотворения. Особенности поэтического мастерства. Своеобразие психологизма.

4. Поэтическое пространство и время как структурообразующая доминанта интимной лирики М.Ю. Лермонтова.

 

Задания для самостоятельной работы

1. Повторите материал по теории анализа лирического произведения.

2. Просмотрите подшивку журнала «Литература в школе» за 2004 года и подготовьте (письменно!) аналитический отчет о публикациях, посвященных М.Ю. Лермонтову.

 

Основная литература

1. Лермонтов М.Ю. Стихотворения. Любое издания.

2. Кормилов С.И. Поэзия М.Ю. Лермонтова. – М., Изд-во МГУ, 2000.

3. Ломинадзе С. Поэтический мир Лермонтова. – М., «Современник», 1985.

4. Ломунов К.Н. Лермонтов. Очерк жизни и творчества. – М., «Современник», 1989.

5. Щеблыкин И.П. Этюды о Лермонтове. – Пенза,1993.

6. Максимов Д. Поэзия Лермонтова. – М., «Наука», 1991.

Дополнительная литература

7. Григорьян К.Н. Лермонтов и романтизм. – М.-Л., «Наука», 1964.

8. Буревич А.М. «Земное» и «небесное» в лирике Лермонтова // Изв. АН СССР. Сер.лит. и яз., – 1981. Т.40. N 4. – С. 56-68.

9. Гиршман М.М. Анализ поэтических произведений А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева. – М., «Просвещение», 1981.

10. Баевский В.С. История русской поэзии. 1730-1980. – Смоленск, 1994.

11. Коровин В.И. Творческий путь М.Ю. Лермонтова. – М., «Просвещение», 1973.

12. Кудряшов И.В., Пяткин С.Н. Литературоведческий анализ лирического произведения. Учебное пособие. – Арзамас, Изд-во АГПИ,. 2004.

 

Методические рекомендации к занятию

Целью данного занятия является формирование целостного представления об интимной лирике М.Ю. Лермонтова, ее места в духовно-творческой эволюции поэта.

Для достижения данной цели необходимо:

· при подготовке к занятию наибольшее внимание уделить стихотворениям: «Разлука», «Я не унижусь пред тобою…»«Не смейся над моей пророческой тоской…» «У ног других тебя не забывал…», «Расстались мы…»;

· обратить внимание на доминантные изобразительно-выразительные средства художественной речи и их функции в лирике поэта;

· опираясь на работы Кормилова и Ломинадзе, прояснить основные тематические линии, характеризующие философию любви в лирике М.Ю. Лермонтова охарактеризовать духовно-религиозные доминанты содержания пушкинского романа.

ПЛАН

1. Своеобразие романтизма Лермонтова.

2. Общественно-философская проблематика романа (проблема героя времени; проблема «нашего»)

3. Особенности поэтики романа «Герой нашего времени» (композиция; жанр; герой).

 

Задания для самостоятельной работы

1. Повторите материал по теме «Формы и приемы психологического изображения в литературе».

2. Найдите в тексте портреты Печорина. Какова логика их расположения в романе..

3. Определите идейно-художественную функцию в содержательной структуре текста романа двух Предисловий.

 

Основная литература

1. Лермонтов М.Ю. Герой нашего времени. Любое издание.

2. Белинский В.Г. «Герой нашего времени» // Белинский В.Г. Избранные эстетические работы в 2-х томах. – Том 1. – М., «Правда», 1986. – С. 375-534. (Или любое другое издание)

3. Мануйлов В.А. Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Комментарий. – Л., «Просвещение», 1975.

4. Ломинадзе С. Поэтический мир М.Ю.Лермонтова. – М., «Современник», 1985.

5. Щеблыкин И.П. Этюды о Лермонтове. – Пенза,1993. – С. 95-105.

6. Недзвецкий В.А. «Герой нашего времени»: становление жанра и смысла // В.А. Недзвецкий От Пушкина к Чехову. – М., Изд-во МГУ, 1999.

Дополнительная литература

7. Голованова Т.П. М.Ю.Лермонтов // История русской литературы в 4-х томах. – Том 2. – Л., «Наука», 1981. – С.410-472.

8. Эйхенбаум Б.М. «Герой нашего времени» // Эйхенбаум Б.М. О прозе. О поэзии. Л., «Современник», 1986. – С.94-185.

9. Лотман Ю.М. В школе поэтического слова. – М., «Просвещение», 1988. – С.206-234.

10. Коровин В.И. Творческий путь М.Ю. Лермонтова. – М., «Просвещение», 1973.

11. М.Ю.Лермонтов в русской критике. – Изд.2-е., доп. – М., «Правда», 1955.

12. Мережковский Д.С. Лермонтов — поэт сверхчеловечества // Мережковский Д.С. В тихом омуте. – М., «Современник», 1991. – С.378-415.

13. Удодов Б.Т. М. Ю. Лермонтов. Художественная индивидуальность и творческие процессы. – Воронеж, 1973.

 

Методические рекомендации к занятию

Целью данного занятия является формирование целостного представления романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», его места как в контексте творчества поэта, так и в контексте русской литературы XIX века.

Для достижения данной цели необходимо:

· Внимательно прочитать роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»;

· охарактеризовать средства анализа внутреннего мира в романе (самоанализ, исповедь, оценки со стороны других персонажей, портрет, пейзаж, жесты позы, мимика, внешние проявления внутренних движений, речь);

· опираясь на работы Недзвецкого и Ломинадзе, прояснить смысл смены рассказчиков в тексте романа.

 

ПЛАН

1. Место повести «Нос» в цикле.

2. Проблема искусства в цикле. «Портрет» как эстетический манифест Гоголя.

3. Повесть «Нос» и формы фантастического в «Петербургских повестях».

4. Проблема «маленького человека» в повестях Гоголя. Принципы изображения героя в «Записках сумасшедшего» и «Шинели».

 

Задания для самостоятельной работы

1. Повторите материал по темам «цикл», «приемы и формы фантастического изображения в литературе».

2. Объясните, почему в «Петербургские повести» включена повесть «Коляска».

Основная литература

1. Гоголь Н.В. «Петербургские повести». Любое издание.

2. Белинский В.Г. О русской повести и повестях г. Гоголя // Белинский В.Г. Избранные эстетические работы в 2-х томах. Том I. – М., «Правда», 1986. – С. 44-100. [Телескоп - 1842].

3. Эйхенбаум Б.М. Как сделана «Шинель» Гоголя // Эйхенбаум Б.М. О прозе. О поэзии. – Л., «Современник», 1986. – С. 45-63.

4. Воропаев В.А. Н.В. Гоголь: Жизнь и творчество. – М., Изд-во МГУ, 2002.

5. Бочаров С.Г. Загадка «Носа» и тайна лица // Бочаров С.Г. О художественных мирах. – М., «Молодая гвардия», 1985. – С. 124-160.

6. Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. – М., «Наука», 1988.

7. Маркович В. Петербургские повести Н.В.Гоголя. – Л., «Наука», 1989.

Дополнительная литература

8. Храпченко М.Б. Николай Гоголь. Литературный путь. Величие писателя. – М., «Современник», 1984.

9. Турбин В. Пушкин. Гоголь. Лермонтов. – М., Изд-во МГУ, 1978.

10. Мережковский Д.С. Гоголь и чёрт. Исследование // Мережковский Д.С. В тихом омуте. – М., «Современник», 1991. – С.213-309.

11. Гоголь: история и современность. – М., «Правда», 1985. – 496 с.

12. Фридлендер Г.М. Гоголь: истоки и свершения // Русская литература. – 1994. – № 2. – С.3-26; 1995. – № 2. – С.3-31.

13. Лотман Ю.М. В школе поэтического слова. Пушкин. Лермонтов. Гоголь. – М., «Просвещение», 1988. – С.235-348.

14. Феномен «Шинели» Н.В. Гоголя в свете философского миросозерцания писателя: (К 160-летию издания). Коллективная монография. – Екатеринбург, Изд-во УРГУ, 2002.

 

Методические рекомендации к занятию

Целью данного занятия является формирование целостного представления о «Петербургских повестях» Н.В. Гоголя, их места в духовно-творческой эволюции писателя.

Для достижения данной цели необходимо:

· внимательно (и по порядку!) прочитать повести Н.В. Гоголя;

· прояснить смысл названия цикла повестей «Петербургскими повестями»;

· опираясь на работы Воропаева и Манна, определить идейно-художественные функции евангельских реминисценций в повести «Шинель».

ПЛАН

1. Литературная репутация Гоголя.

2. Жанровое своеобразие поэмы Гоголя. Особенности сюжета и композиции.

3. Нравственно-философская проблематика поэмы. Образ губернского города.

4. «Мёртвые души» и «Выбранные места из переписки с друзьями».

5. Место Гоголя в истории русской литературы XIX века.

Задания для самостоятельной работы

1. Повторите материал по темам «эпос», «литературный жанр», «поэма».

2. Определите, какие функции выполняет в поэме мир вещей.

Основная литература

1. Гоголь Н.В. «Мёртвые души» и «Выбранные места из переписки с друзьями». Любое издание.

2. Аксаков К.С. Несколько слов о поэме Гоголя «Похождения Чичикова, или Мёртвые души» // Русская эстетика и критика 40-50-х годов XIX века. – М., «Правда», 1982. – С.42-53. [1842].

3. Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. – М., «Наука», 1988.

4. Белинский В.Г. Похождения Чичикова, или Мёртвые души // Белинский В.Г. Избранные эстетические работы в 2-х томах. Том II. – М., «Правда», 1986. – С.9-23. [Отечественные записки - 1842].

5. Турбин В. Пушкин. Гоголь. Лермонтов. – М., Изд-во МГУ, 1978.

6. Гоголь: история и современность. – М., «Правда», 1985.

7. Воропаев В.А. Н.В. Гоголь: Жизнь и творчество. – М., Изд-во МГУ, 2002.

Дополнительная литература

8. Белинский В.Г. Письмо к Гоголю // Белинский В.Г. Избранные эстетические работы в 2-х томах. Том II. – М., «Правда», 1986. – С.410-418. [Полярная звезда - 1842].

9. Майков В.Н. Выбранные места из переписки с друзьями Николая Гоголя // Майков В.Н. Литературная критика. – М., «Современник», 1985. – С.297-299 [Отечественные записки – 1847].

10. Белый А. Мастерство Гоголя. – М.; Л., «Наука», 1964.

11. Храпченко М.Б. Николай Гоголь. Литературный путь. Величие писателя. – М., «Современник», 1984.

12. Смирнова-Чикина Е.С. Поэма Н.В.Гоголя «Мёртвые души»: Литературный комментарий. – М., «Просвещение», 1964.

13. Купреянова Е.Н. Н.В.Гоголь // История русской литературы в 4-х томах. Том 2. – Л., «Наука», 1981. – С.530-579.

14. Машинский С.И. «Мёртвые души» Н.В.Гоголя. – М., «Московский рабочий», 1966.

15. Манн Ю.В. В поисках живой души. «Мёртвые души»: писатель – критика – читатель. – М., «Правда», 1984.

16. Григорьев А.А. Гоголь и его последняя книга // Русская эстетика и критика 40-50-х годов XIX века. – М., «Правда», 1982. – С.106-125. [Московский городской листок – 1847].

17. Григорьев А.А. Взгляд на русскую литературу со смерти Пушкина // Григорьев А.А. Сочинения в 2-х томах. Том 2. – М., 1990. – С.48-90. [Русское слово –1859].

18. Белинский В.Г. О русской повести и повестях г. Гоголя // Белинский В.Г. Избранные эстетические работы в 2-х томах. Том I. – М., «Правда», 1986. – С.44-100. [Телескоп - 1842].

19. Белинский В.Г. Несколько слов о поэме Гоголя «Похождения Чичикова, или Мёртвые души» // Белинский В.Г. Избранные эстетические работы в 2-х томах. Том II. – М., 1986. – С.24-30. [Отечественные записки - 1842].

20. Белинский В.Г. Объяснение на объяснение по поводу поэмы Гоголя «Мёртвые души» // Белинский В.Г. Избранные эстетические работы в 2-х томах. Том II. – М., «Правда», 1986. – С.31-56. [Отечественные записки - 1842].

21. Шевырёв С.П. Похождения Чичикова, или Мёртвые души. Поэма Н.Гоголя. Статья вторая // Русская эстетика и критика 40-50-х годов XIX века. – М., «Правда», 1982. – С.54-80. [Москвитянин – 1842].

22. Мережковский Д.С. Гоголь и чёрт. Исследование // Мережковский Д.С. В тихом омуте. – М., «Современник», 1991. – С.213-309.

Методические рекомендации к занятию

Целью данного занятия является формирование целостного представления о литературной репутации Н.В. Гоголя, его поэме «Мертвые души» и их места в духовно-творческой эволюции писателя.

Для достижения данной цели необходимо:

· внимательно прочитать поэму Н.В. Гоголя и его «Выбранные места из переписки с друзьями»;

· прояснить художественно-функциональный статус в структуре текста поэмы авторских отступлений;

· опираясь на работы Манна и Турбина, определить особенности жанра «Мертвых душ» Н.В. Гоголя.

Литература

Для заучивания наизусть

 

1. В.А. Жуковский. Море. Отрывок из баллады «Светлана».

2. К.Н. Батюшков. Мой Гений

3. И.А. Крылов. 1-2 басни по выбору.

4. К.Ф. Рылеев. Гражданин.

5. А.С. Грибоедов. Горе от ума. Монолог Чацкого «А судьи кто?..»

6. А.С. Пушкин. К Чаадаеву. К...*** (Я помню чудное мгновенье). Пророк. Я Вас любил. «Я памятник воздвиг себе нерукотворный...» Отрывки из произведений «Руслан и Людмила», «Цыганы», «Полтава», «Медный всадник», «Борис Годунов», «Евгений Онегин».

7. Поэты пушкинского круга (Д.В. Давыдов, П.А. Вяземский, А.А. Дельвиг, Н.М. Языков, Д.В. Веневитинов, В.К. Кюхельбекер). 1-2 стихотворения наизусть любого автора.

8. 11. Е.А. Боратынский. 1-2 стихотворение по выбору.

9. Д.В. Веневитинов. К моей богине. Завещание. Смерть Байрона. Новгород.

10. М.Ю. Лермонтов. Парус. Смерть поэта. «Когда волнуется желтеющая нива...». «Я не унижусь пред тобою…». Родина. «Выхожу один я на дорогу…» Отрывки из произведений «Песня про купца Калашникова», «Маскарад», «Мцыри», «Демон».

11. А.В. Кольцов. 1-2 стихотворения по выбору.

12. Н.В. Гоголь. Лирическое отступление «Птица-тройка» из поэмы «Мертвые души».

 

Для конспектирования

 

1. Гончаров И.А. «Мильон терзаний».

2. Белинский В.Г. Статья восьмая, Статья девятая«Евгений Онегин».

3. Достоевский Ф. М. Пушкин.

4. Ильин И. А. Пророческое призвание Пушкина.

5. Белинский В.Г. Стихотворения М. Лермонтова.

6. Белинский В.Г. «Герой нашего времени».

7. Белинский В.Г. О русской повести и повестях г. Гоголя.

8. Аксаков К.С. Несколько слов о поэме Гоголя «Похождения Чичикова, или Мёртвые души».

9. Белинский В.Г. Похождения Чичикова, или Мёртвые души.

10. Белинский В.Г. Письмо к Гоголю.

11. Григорьев А.А. Гоголь и его последняя книга.

12. Мережковский Д.С. Лермонтов — поэт сверхчеловечества.

Темы контрольных работ

1. Определите и проанализируйте функции эпитетов в элегии В.А. Жуковского «Море».

2. Психологическая мотивировка романтического конфликта в элегии Е.А. Боратынского «Признание».

3. Проанализируйте своеобразие архитектоники в басне И.А. Крылова «Ворона и Лисица».

4. Определите и проанализируйте структурно-композиционные компоненты лирической новеллы М.Ю. Лермонтова «Расстались мы…».

5. Анализ жанрового своеобразия дружеского послания В.К. Кюхельбекера (по выбору).

6. Ситуационно-символическая двуплановость лирической эмоции в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Нищий».

7. Художественное своеобразие звуковой инструментовки в стихотворении А.С. Пушкина «Обвал».

8. Средство создания романтической образности в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Стансы» («Мгновенно пробежав умом…»).

9. Поэтика контрастных воплощений в стихотворении А.С. Пушкина «Бесы».

10. Фольклорные мотивы и образы в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Узник» («Отворите мне темницу…»).

11. Художественное мастерство диалога И.А. Крылова в басне «Волк и ягненок».

12. Определите и проанализируйте новаторское решение в жанре элегии А.С. Пушкина «Элегия» («Угасших лет безумное веселье…»).

13. Проанализируйте средства создания психологической картины переживаний лирического героя в стихотворении А.С. Пушкина «Заклинание».

14. Религиозно-философские концепции человеческой личности и их художественное воплощение в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Нищий».

15. Средства создания торжественно-патетического стиля в стихотворении А.С. Пушкина «Пророк».

16. Идейно-художественное своеобразие жанра эпиграммы (по выбору).

17. Изобразительно-выразительные средства создания «эффекта драматического потрясения» (Б. Корман) в стихотворении А.С. Пушкина «Сожженное письмо».

18. Художественное своеобразие лермонтовского лиризма в стихотворении «Я не хочу, чтоб мир узнал…»

19. Философская природа мотива покоя и воли и его художественное воплощение в стихотворении А.С. Пушкина «Пора, мой друг, пора…»

20. Образ «птицы-тройки» и его художественное воплощение в лирическом отступлении поэмы «Мертвые души» Н.В. Гоголя.

21. Традиции народной песни и их новаторское решение в агитационных песнях А.А. Бестужева и К.Ф. Рылеева (по выбору).

22. Двоемирие романтического типа в художественном восприятии К.Н. Батюшкова. Стихотворение «Вечер».

23. Романическая теза и антитеза и способы их художественного воплощения в стихотворении В.А. Жуковского «Листок».

24. Художественное своеобразие жанра стихотворения К.Ф. Рылеева «Я ль буду в роковое время…».

25. Художественные особенности пушкинского лиризма в стихотворении «Цветок».

Вопросы к экзамену

1. Национальное своеобразие русской литературы пушкинского периода.

2. Романтизм. Его эстетическая программа, национальная самобытность.

3. Различные течения в русском романтизме, их эстетико-философская характеристика.

4. Литературно-общественное движение в России первой трети XIX века. Литературные общества и журналы 1810-20-х гг.

5. В.А. Жуковский. Тематика, идейные мотивы и жанры творчества.

6. К.Г. Батюшков – ведущий представитель «легкой поэзии». Его роль в развитии русской литературы.

7. Е.А. Боратынский. Особенности художественного сознания. Жанр элегии в творчестве поэта.

8. Поэты «пушкинского круга» (А. Дельвиг, Д. Веневитинов, В. Кюхельбекер). Темы, идеи, образы их творчества.

9. Возникновение реализма. Эстетическая программа реализма, его национальная самобытность.

10. К.Ф. Рылеев. Основной пафос его творчества. Поэтика жанра думы в творчестве К. Рылеева.

11. И.А. Крылов. Реализм, народность и мастерство басен И.А. Крылова.

12. Творческий путь А. Бестужева-Марлинского. В.Г. Белинский о Бестужеве-Марлинском и «марлинизме».

13. Конфликт и его художественное воплощение в комедии «Горе от ума» А.С. Грибоедова.

14. Система образов в комедии Грибоедова А.С. «Горе от ума».

15. Лицейская лирика А.С. Пушкина. Основные мотивы и образы. Проблема художественной преемственности.

16. Философия с



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-26; просмотров: 368; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.39.55 (0.259 с.)