Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Занятие 5. Роман А.С. Пушкина «Капитанская дочка» 2 часа

Поиск

ПЛАН

1. Творческий замысел романа. «История Пугачева» и «Капитанская дочка».

2. Жанровое своеобразие романа «Капитанская дочка» («историческая повесть», «семейное предание»).

3. Нравственно-философская проблематика пушкинского романа.

4. Композиция и система образов романа. Смысл названия.

Задания для самостоятельной работы

1. Повторите материал по теме теории анализа эпического произведения.

2. Объясните смысл сказки о вороне, рассказанной Пугачевым Гриневу.

Основная литература

1. Пушкин А.С. «Капитанская дочка», «История Пугачева». Любое издание.

2. Гей Н.К. Проза Пушкина: Поэтика повествования. – М., 1989.

3. Есаулов И.А. Категория соборности в русской литературе. – Петрозаводск, 1995. – С. 89-134.

4. Катасонов В.Н. Тема чести и милосердия в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» // Литература в школе. – №6, 1991. – С. 3-12.

5. Краснов Г.В. Реальность романтического (Случай и случайность в «Капитанской дочке») // Болдинские чтения, – Н. Новгород, 1993. – С. 21-30.

6. Петрунина Н.Н. Проза Пушкина. – Л., «Наука», 1987.

Дополнительная литература

7. Скатов Н.Н. Пушкин. Очерки жизни и творчества. – Л., «Просвещение», 1991.

8. Измайлов Н.В. Очерки творчества Пушкина. – Л., «Современник», 1976.

9. Лежнёв В. Проза Пушкина. Опыт стилевого исследования. – М., «Наука», 1966.

10. Макогоненко Г.П. Творчество А.С.Пушкина в 1830-е годы. (1833 – 1836). – Л., «Наука», 1982.

11. Петров С.М. Исторический роман Пушкина. – М., «Просвещение», 1953.

12. Тойбин Н.М. Пушкин. Творчество 1830-х годов и вопросы историзма. – Воронеж, 1976.

13. Недзвецкий Н.Н. Русский роман XIX века: к построению истории жанра.// РАН, Известия АН, серия «Литература и язык», т. 54. – М., 1995, № 1. – С. 3-12.

14. Кибальник В.Ф. Художественная философия А.С. Пушкина. М., «Круг», 1999.

 

Методические рекомендации к занятию

Целью данного занятия является формирование целостного представления о романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка», его места в духовно-творческой эволюции поэта.

Для достижения данной цели необходимо:

· внимательно прочитать роман А.С. Пушкина «Капитанская дочка» и исторический труд поэта «История Пугачева»;

· определить логику творческого замысла Пушкина: от «Истории Пугачева» к «Капитанской дочке»;

· опираясь на работы Есаулова и Катасонова, охарактеризовать духовно-религиозные доминанты содержания пушкинского романа.

 

Занятие 6. Интимная лирика М.Ю. Лермонтова 2 часа

ПЛАН

1. Особенности романтической поэтики М.Ю. Лермонтова в любовной лирике 1826-1836 годов

2. Характер опорной оппозиции «я – вы», «я – ты» в интимной лирике Лермонтова: уровни композиции, образной системы, художественной речи.

3. Основные средства создания художественной образности в поэтической структуре стихотворения. Особенности поэтического мастерства. Своеобразие психологизма.

4. Поэтическое пространство и время как структурообразующая доминанта интимной лирики М.Ю. Лермонтова.

 

Задания для самостоятельной работы

1. Повторите материал по теории анализа лирического произведения.

2. Просмотрите подшивку журнала «Литература в школе» за 2004 года и подготовьте (письменно!) аналитический отчет о публикациях, посвященных М.Ю. Лермонтову.

 

Основная литература

1. Лермонтов М.Ю. Стихотворения. Любое издания.

2. Кормилов С.И. Поэзия М.Ю. Лермонтова. – М., Изд-во МГУ, 2000.

3. Ломинадзе С. Поэтический мир Лермонтова. – М., «Современник», 1985.

4. Ломунов К.Н. Лермонтов. Очерк жизни и творчества. – М., «Современник», 1989.

5. Щеблыкин И.П. Этюды о Лермонтове. – Пенза,1993.

6. Максимов Д. Поэзия Лермонтова. – М., «Наука», 1991.

Дополнительная литература

7. Григорьян К.Н. Лермонтов и романтизм. – М.-Л., «Наука», 1964.

8. Буревич А.М. «Земное» и «небесное» в лирике Лермонтова // Изв. АН СССР. Сер.лит. и яз., – 1981. Т.40. N 4. – С. 56-68.

9. Гиршман М.М. Анализ поэтических произведений А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева. – М., «Просвещение», 1981.

10. Баевский В.С. История русской поэзии. 1730-1980. – Смоленск, 1994.

11. Коровин В.И. Творческий путь М.Ю. Лермонтова. – М., «Просвещение», 1973.

12. Кудряшов И.В., Пяткин С.Н. Литературоведческий анализ лирического произведения. Учебное пособие. – Арзамас, Изд-во АГПИ,. 2004.

 

Методические рекомендации к занятию

Целью данного занятия является формирование целостного представления об интимной лирике М.Ю. Лермонтова, ее места в духовно-творческой эволюции поэта.

Для достижения данной цели необходимо:

· при подготовке к занятию наибольшее внимание уделить стихотворениям: «Разлука», «Я не унижусь пред тобою…»«Не смейся над моей пророческой тоской…» «У ног других тебя не забывал…», «Расстались мы…»;

· обратить внимание на доминантные изобразительно-выразительные средства художественной речи и их функции в лирике поэта;

· опираясь на работы Кормилова и Ломинадзе, прояснить основные тематические линии, характеризующие философию любви в лирике М.Ю. Лермонтова охарактеризовать духовно-религиозные доминанты содержания пушкинского романа.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-26; просмотров: 208; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.94.180 (0.005 с.)