Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Поэтика пространства и времени в романе «евгений онегин» А. С. ПушкинаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
1.Охарактеризуйте содержание литературоведческих понятий «художественное время», «художественное пространство» романа. 2.Опишите сюжетное время романа, его протяженность, перерывы, ритм. Почему Пушкин считал, что время в его романе «рассчитано по календарю»? 3.Охарактеризуйте «биографическое время» Онегина в соотношении с сюжетным временем. 1 глава 23 строфа – осьмнадцать лет, 8 глава 12 строфа – дожив до 26 годов (в каком году родился герой, в какие годы попадает в «свет», чем знаменательно это время в русской культуре). 4.Обозначьте время действия первой главы в отношении сюжетного и «биографического времени». 5.Городской ритм времени в романе и «день Онегина» как оценочные элементы поэтики художественного времени романа. 6.Опишите «биографическое время» Татьяны и соотнесите с сюжетным временем. (вероятный год рождения, время встречи с Онегиным, время посещения деревенского кабинета Онегина, московская пора и замужество героини). 7.Как соотнесены природный ритм времени Татьяны и природный календарь в романе? Каков «день Татьяны» в деревне?
Литература: Роман «Евгений Онегин» А.С.Пушкина читать полностью с авторскими комментариями, отрывками Х главы, отрывками из Путешествия Онегина. 1. Бахтин М.М. Слово в поэзии и слово в романе // Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975. С.134-143, 410-417. 2. Набоков В.В. Комментарий к роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин». СПб.: 1998. 3. Онегинская энциклопедия. Гл.ред. Н.И.Иванова. М., 1999. 4. Лотман Ю.М. Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий. Л.: 1982. 5.Баевский В.С. Сквозь магический кристалл. М.: 1990. С.114-154. 6.Кошелев В.А. Время в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин»// Евангельский текст в русской литературе. В.1У. Петрозаводск.: 1994. 7.Чумаков Ю.Н. Стихотворный роман // А.С.Пушкин. Школьный энциклопедический словарь. М.:1999. С.159-170. или кн.: Чумаков Ю.Н. «Евгений Онегин» и русский стихотворный роман. Новосибирск, 1983. Практическое занятие № 4 Циклы в творчестве А.С.Пушкина Вариант 1. Поэтика цикла «маленьких трагедий» А.С.Пушкина 1. Драматургическая эстетика А.С.Пушкина. Заметка «О трагедии».1824. 2. История создания цикла «маленьких трагедий» (замыслы, черновики, рисунки)См.: П.А. Анненков Материалы для биографии А.С.Пушкина. М.: 1985. С.284-291. 3. «Скупой рыцарь». Конфликт. Молодой и старый рыцарь в трагедии. Философский смысл конфликта. Особенности драматургической поэтики (композиция, монологи, финал) 4. «Моцарт и Сальери». Конфликт. Два композитора и две концепции искусства. Поэтика музыкальных сцен и мотивов. 5. «Каменный гость». Происхождение «бродячего сюжета» о Дон Жуане и его пушкинская интерпретация. Образ статуи в трагедии и мифологема скульптуры в творчестве Пушкина. 6. «Пир во время чумы». Философский характер конфликта. Диалог о смерти в трагедии. 7. Сквозные мотивы цикла «маленьких трагедий», их философско-эстетическое содержание.
Литература:
1. Ахматова А.А. «Каменный гость» Пушкина // Ахматова А.А. Стихи и проза. Л.: 1977. С.523-543, или другие издания. 2. Устюжанин Д.Л. Маленькие трагедии А.С.Пушкина. М., 1974. 3. История русской драматургии ХУ111-первой пол. Х1Х вв. Л.:1982.(гл. Драматургия Пушкина). 4. Федоров В.В.Гармония трагедии. // Литературное произведение как целое и проблемы его анализа. Кемерово. 1979. С.143-150 5. Чумаков Ю.Н.Два фрагмента о сюжетной полифонии «Моцарта и Сальери» // Болдинские чтения. Горький. 1981. С.32-44. 6. Якобсон Р.Статуя в поэтической мифологии Пушкина. Якобсон Р. Работы по поэтике. Пер. с англ. М., 1987. С.145-180.(о статуе в «Каменном госте») 7. Виролайнен М. Исторические метаморфозы русской словесности. Спб, 2007. С.302-330. Гл. Исторический сюжет нового времени. («Опыт драматических изучений»).
Дополнительная литература:
1. «Моцарт и Сальери», трагедия Пушкина. Движение во времени. М., 1997. 2. Дмитров Л. Четвероевангелие от Пушкина. «Маленькие трагедии»: драма европейской культурной истории нового времени // Пушкин через двести лет. М., 2002. С. 278-283.
Вариант 2. Поэтика цикла «Повестей Белкина» А.С.Пушкина
1. Прозаические циклы в русской литературе 1820-30-х гг. Проблематика. Особенности циклизации. 2. Принципы циклизации в «Повестях Белкина». Образ Белкина. Система рассказчиков. 3. Жанровые модели в составе цикла «Повестей». А) «Выстрел» и тип новеллистической композиции (дать определение новеллы и выделить поэтику новеллы в повести). Б) «Гробовщик» и поэтика «ужасных» повестей (особенности трактовки фантастического сюжета). Гробовщик и предшествующая литературная традиция. В) «Барышня – крестьянка» и поэтика сентиментальной повести. («Бедная Лиза»Карамзина и пародирование мотивов сентиментальной повести у Пушкина). Игровая поэтика сюжета. 4. Христианские мотивы и образы в центральной повести цикла «Станционный смотритель» А) Интерпретация притч о блудном сыне и о заблудшей овце в повести. Г) Образ Самсона Вырина и поэтика имен в повести Д) Особенности авторской позиции, смысл финала Литература:
1. Берковский Н.Я. Статьи о литературе. Л., 1960, 2-е изд. Л, 1985. (Гл. О «Повестях Белкина»). 2. Бочаров С.Г. Поэтика Пушкина. М., 1974. С.127-159 (гл. Пушкин и Белкин») 3. Бочаров С.Г. О художественных мирах М.1987. С.35-69 (гл. О «Гробовщике») 4. Хализев В.Е., Шешунова С.В. Цикл А.С.Пушкина «Повести Белкина».Учебное пособие. М., 1989. 5. Тюпа В.И. Притча о блудном сыне в контексте «Повестей Белкина» // Болдинские чте6ия. Горький. 1983. С.67-82.
Дополнительная литература:
Петрунина Н.Н. Проза А.С.Пушкина. Пути эволюции. Л.:1987. С.76-161. Шмидт Вольф. Проза Пушкина в поэтическом прочтении. «Повести Белкина». СПб.:1996.
Практическое занятие №5 Поэзия М. Ю. Лермонтова Вариант 1 Художественный мир поэтического сборника М. Ю.Лермонтова «Стихотворения» СПБ., 1840 1. Состав и композиция сборника Стихотворения» СПб., 1841. Составить содержание сборника в процессе чтения статьи В. Г.Белинского «Стихотворения Лермонтова». Определить основную проблематику, общий пафос лирики, опираясь на оценки критика. 2. Образы народных певцов и народно-поэтическое слово в сборнике. А) Гусляры и фольклорно-обрядовое слово в «Песне про купца Калашникова». Автор и народно-песенная оценка героев и событий. Б) Стихотворение «Бородино». Субъектная структура стихотворения и образ солдата-ветерана. Фольклорные традиции в «Бородине». В) «Казачья колыбельная песня». Особенности субъектной структуры. Топос «дома». Традиции фольклорной колыбельной песни. 3. Чужое поэтическое слово в сборнике: «Горные вершины», перевод из Гете, переводы из Байрона – «В альбом»,»Еврейская мелодия» 4. Стихотворные молитвы в сборнике («Я, Матерь Божия,…», «В минуту жизни трудную…») А) Молитвенное слово Б) Адресаты В) использование канонических молитвенных ситуаций 5. Стихотворный диалог «Журналист, писатель и читатель» А) Особенности позиций героев и поэтика диалога Б) Образ Писателя. Пушкинская традиция и ее осмысление в новой эпохе. («Журналист, писатель и читатель» М.Ю.Лермонтова и «Разговор книгопродавца с поэтом» А.С.Пушкина). 5.Особенности элегизма в стихотворении «Дума». Образ «потерянного поколенья» в сборнике.
Литература: Тексты произведений читать по собраниям сочинений, используя комментарии 1. Белинский В. Г.Стихотворения Лермонтова. (любое издание) 2. Висковатов П. А.Жизнь и творчество М. Ю.Лермонтова. М.: 1989. 3. Лермонтовская энциклопедия. М.: 1982, 2-е изд.1999.(статьи по отдельным стихотворениям) 4. Русская стихотворная молитва Х1Х века. Антология. Сост., предисл., коммент. Э. М. Афанасьевой. Томск: 2000. 5. Ходанен Л. А. Фольклорно-мифологические традиции в поэзии М.Ю.Лермонтова. Учебное пособие. Кемерово: 1993. («Бородино», «Казачья колыбельная песня»). 6. Лебедева О.Б. «Разговор книгопродавца с поэтом» // Примеры целостного анализа художественного произведения. Томск. 1988. С.5-35.
Дополнительная литература:
1. М. Ю. Лермонтов: pro et contra. Личность и творчество Михаила Лермонтова в оценке русских мыслителей и исследователей. Антология. Санкт-Петербург, 2002. 2. Эткинд Е.Г. Психопоэтика. Внутренний человек и внешняя речь. Статьи и исследования. СПб.: 2005.С.73-85. 3. Иеромонах Нестор (Ю.В. Кумыш) Пророческий смысл творчества М.Ю. Лермонтова. СПб.: 2006. С.18-28. 4. Вацуро В.Э. О Лермонтове. Работы разных лет. М.:2008. 5. Поплавская И.А. Типы взаимодействия поэзии и прозы в русской литературе первой трети XIX века. Томск:2010. С.229-257 (Гл. Поэтические и прозаические стратегии текстообразования в сборнике «Стихотворения» М.Лермонтова).
Практическое занятие №6 Лирика М.Ю. Лермонтова Вариант 2.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; просмотров: 1142; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.98.175 (0.012 с.) |